Научная статья на тему 'Студенческое предпринимательство как ресурс развития образовательной общности студентов в мегаполисе'

Студенческое предпринимательство как ресурс развития образовательной общности студентов в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
936
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческое предпринимательство / образовательные общности / человеческий капитал / университеты / мегаполис / student business activity / educational groups / human capital / universities / megalopolis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П А. Амбарова, Н В. Филиппова

В статье студенческое предпринимательство рассматривается как внеобразовательная практика развития человеческого капитала вузовской молодежи. Представлены результаты исследования мотивации студенчества на предпринимательскую деятельность и факторы, влияющие на ее формирование. Дана оценка мер поддержки студенческого предпринимательства, реализуемых на разных уровнях, определены возможности и ограничения существующих управленческих подходов к развитию студенческого предпринимательства. На материалах эмпирического исследования показаны проблемы студенческого предпринимательства как образовательной общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П А. Амбарова, Н В. Филиппова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT BUSINESS ACTIVITY AS A RESOURCE OF STUDENT EDUCATIONAL COMMUNITY IN A MEGALOPOLIS

In this paper student business activity is regarded as an extra-educational practice of human capital development of university youth. The results of motivation study of students for business and factors influencing on motivation formation are presented. Measures to support student business activity implemented at the federal, regional, municipal and university levels are estimated. The possibilities and limitations of actual management approaches to the development of student business activity are defined. On the materials of the empirical research the problems of student business activity as educational community are shown.

Текст научной работы на тему «Студенческое предпринимательство как ресурс развития образовательной общности студентов в мегаполисе»

YAK 316.334.23-057.875 ББК 60.561.22+60.543.172

П.А. АМБАРОВА, Н.В. ФИАИППОВА

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕАЬСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕАЬНОЙ ОБЩНОСТИ СТУДЕНТОВ В МЕГАПОАИСЕ

P.A. AMBAROVA, N.V. FILIPPOVA

STUDENT BUSINESS ACTIVITY AS A RESOURCE OF STUDENT EDUCATIONAL COMMUNITY IN A MEGALOPOLIS

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00051 «Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности»

В статье студенческое предпринимательство рассматривается как внеобразова-тельная практика развития человеческого капитала вузовской молодежи. Представлены результаты исследования мотивации студенчества на предпринимательскую деятельность и факторы, влияющие на ее формирование. Дана оценка мер поддержки студенческого предпринимательства, реализуемых на разных уровнях, определены возможности и ограничения существующих управленческих подходов к развитию студенческого предпринимательства. На материалах эмпирического исследования показаны проблемы студенческого предпринимательства как образовательной общности.

In this paper student business activity is regarded as an extra-educational practice of human capital development of university youth. The results of motivation study of students for business and factors influencing on motivation formation are presented. Measures to support student business activity implemented at the federal, regional, municipal and university levels are estimated. The possibilities and limitations of actual management approaches to the development of student business activity are defined. On the materials of the empirical research the problems of student business activity as educational community are shown.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство; образовательные общности; человеческий капитал; университеты, мегаполис.

Keywords: student business activity; educational groups; human capital; universities; megalopolis.

Предпринимательство традиционно рассматривается в качество одного из источников экономического роста и повышения конкурентоспособности регионов Росии и страны в целом. Однако предпринимательскую деятельность также можно считать источником удовлетворения иных общественных потребностей, способом реализации широкого спектра социально значимых целей. По нашему мнению, стимулирование предпринимательской активности студентов является одним из ключевых аспектов стратегии экономического развития нашей страны, поскольку позволяет вывести наиболее активную группу населения на рынок труда и вовлечь вузовскую молодежь в деятельность, обладающую высоким потенциалом с точки зрения развития ее человеческого капитала [1].

Поддержка студенческого предпринимательства необходима на всех уровнях государственного управления, в границах конкретных территорий и муниципалитетов. Разработка и реализация подобных программ в системе управления высшим образованием и университетского менеджмента способствует формированию у образовательных общностей интереса к предпринимательству, институционализации студенческого предпринимательства как важнейшей составляющей модели предпринимательского вуза.

Студенты являются ключевой вузовской общностью, участвующей не только в образовательной и научной, но и в определенной мере управленческой деятельности университетов. Предпринимательская активность студентов косвенно влияет на показатели эффективности вузов в ближайшей перспективе. А приобретение опыта предпринимательства и управления, усвоение образцов деловой культуры позволяют студентам в дальнейшем успешно интегрироваться в российское бизнес-сообщество.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности социологического изучения проблем развития студенческого предпринимательства в университетах. Самое масштабное исследование в этой области регулярно проводится Швейцарским институтом малых предприятий и предпринимательства Университета Св. Галлена (Swiss Research Institute of Small Business and Entrepreneurship at the University of St. Gallen) [1]. Объектом изучения в нем является предпринимательский дух студентов. Россия принимает участие в названном международном проекте с 2011 г. благодаря инициативе Г.В. Широковой и А.В. Куликова (Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета).

В исследовании 2016 г. приняли участие 50 стран, в том числе Россия (было опрошено 4 000 студентов). Согласно результатам опроса, почти 11% студентов в 2016 г. планировали работать на себя и стать предпринимателями сразу после окончания вуза. 51% студентов хотели стать предпринимателями через 5 лет после получения диплома. В России доля начинающих предпринимателей (т.е. тех, кто уже пытается открыть собственный бизнес) среди студентов составила 27%, что на 6% выше по сравнению с международной выборкой, а доля активных предпринимателей (т.е. тех, кто уже ведет собственный бизнес) достигла 8%. По сравнению с 2011 г. количество потенциальных предпринимателей среди российских студентов увеличилось на 5%. 19% планируют начать свой бизнес в одиночку, 32% планируют открыть фирму вместе с партнером.

В последние годы в России предпринимались и другие, хотя и немногочисленные, попытки исследования студенческого предпринимательства в контексте молодежной проблематики [2, 11], университетских предпринимательских инициатив [3, 9, 10].

Исследование студенческого предпринимательства, выполненное авторами данной статьи, не носило масштабного характера, поскольку было проведено только среди студентов, обучающихся в ведущих университетах г. Екатеринбурга - УрФУ, УрГЭУ, УрГЮУ, УралГАХУ (2016 г., N = 250). Однако оно позволило получить представление об основных источниках роста предпринимательства в вузовской среде. Предметом нашего исследования стали мотивация студентов уральских вузов к предпринимательской деятельности и факторы, влияющие на ее формирование. В ходе исследования мы также решали задачу по оценке различных мер поддержки предпринимательской активности студентов, которые реализуются на муниципальном уровне и в конкретных вузах Екатеринбурга. Дополнительным методом исследования стало полуформализованное интервью с отдельными представителями общности студентов-предпринимателей (N=15), представителями управленческих структур вузов, органов местного самоуправления и общественных организаций, поддерживающих молодежное предпринимательство (N=16).

Результаты нашего опроса показывают, что более половины студентов-предпринимателей имеют в своем окружении предпринимателей, т.е. включены в профессиональную сеть: у 59% студентов есть близкие знакомые-предприниматели (табл. 1), у 37,5% есть предприниматели среди родственников (табл. 2).

Таблица 1

Наличие предпринимателей в семье студентов

(в % от числа опрошенных)

Есть ли в Вашей семье предприниматели? %

Да 37,5

Нет 53,5

Были, а сейчас - нет 9,0

Итого 100,0

Таблица 2

Наличие у студентов друзей-предпринимателей (в % от числа опрошенных)

Сколько среди Ваших друзей студентов-предпринимателей? %

1-2 человека 48,0

3-5 человек 7,5

Более 5 человек 3,5

Нет таковых 41,0

Итого 100,0

По мнению студентов, ценность предпринимательства раскрывается главным образом в трех моментах: она состоит в возможностях достижения стратегической цели в жизни, материального благополучия и свободе выбора жизненных и профессиональных целей и задач (табл. 3).

Таблица 3

Ценность предпринимательской деятельности для студентов

(в % от ответивших)

В чем заключается для Вас ценность предпринимательской деятельности? %

В возможностях достижении главной цели в жизни 58,6

В возможности стать материально обеспеченным 50,5

В свободе выбора жизненных и профессиональных целей и задач 48,0

В независимости («Босс - это только я») 27,8

В возможности познакомиться с интересными людьми 22,2

Предпринимательство соответствует моему типу характера 18,7

В возможности продолжить семейные традиции 10,1

Итого 235,9*

Примечание. *Сумма больше 100%, так как респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.

Интересными оказались представления студентов-предпринимателей об источниках бизнес-активности. 78,4% из них считают, что лучше всего начинать свой бизнес, основываясь на собственной идее. Мы считаем это положительным моментом: студенты во многом рассчитывают на свою креативность и инновационность мышления. Только 21,6% опрошенных планируют базировать свое дело на основе коммерциализации чужих идей.

Среди потенциальных партнеров по бизнесу студенты видят прежде всего друзей из вуза. Так ответили 41,6% опрошенных студентов. Примерно столько же (40%) готовы выбирать себе партнеров из отдаленного окружения (табл. 4).

Таблица 4

Выбор студентами партнеров по бизнесу

(в % от числа опрошенных)

С кем бы вы хотели начать свое дело? %

С друзьями из вуза 41,6

С друзьями не из вуза 8,8

Другими партнерами 40,0

Родственниками 9,6

Итого 100,0

Говоря о предпочтениях студентов в выборе направления бизнеса, отметим, что большинство из них хотели бы работать в сфере потребительских услуг, меньше - в промышленности и в наукоемком бизнесе (табл. 5).

Таблица 5

Предпочтения студентов направления предпринимательской деятельности

(в % от числа опрошенных)

В какой сфере вы бы хотели начать/вести свой бизнес? %

Сфере потребительских услуг 64,0

Торговле 23,0

Промышленности 2,5

Информационных технологий 4,0

Наукоемком бизнесе 2,5

Затруднились с ответом 4,0

Итого 100,0

Экспертные интервью со студентами-предпринимателями и представителями структур, поддерживающих их, позволили определить группы факторов, влияющих на развитие студенческого предпринимательства. Первая группа связана с личностными (субъективными) установками студентов, вторая - с воздействием внешней среды.

К внешним факторам относятся, прежде всего, различные меры поддержки студентов-предпринимателей. Практически все информанты отметили, что создание инфраструктуры студенческого предпринимательства является основной задачей государственной власти всех уровней, а также различных структур гражданского общества. Под инфраструктурой поддержки студенческого предпринимательства мы понимаем совокупность государственных (в том числе образовательных), общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование бизнес-активности студентов, оказывающих им образовательные, консалтинговые и иные услуги по развитию студенческого бизнеса и обеспечивающие благоприятную среду и условия для производства ими товаров и услуг [7].

Инфраструктуру поддержки студенческого предпринимательства можно условно разделить на три блока: элементы инфраструктуры поддержки, имеющие государственную основу; частная поддержка (коммерческих и общественных организаций); поддержка студенческого предпринимательства в вузе.

Государственная поддержка концентрируется вокруг создания нормативно-правовой основы развития студенческого предпринимательства. Именно здесь кроются основные проблемы, поскольку понятие студенческого предпринимательства никак не определено в законодательных актах. Поддержка студентов-предпринимателей осуществляется на основаниях, общих для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП).

В Российской Федерации основным нормативно-правовым документом, регулирующим поддержку МСП, является Федеральный Закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере развития МСП, определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки [6].

В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне Распоряжением Правительства РФ № 147-р от 31 января 2017 г. был утвержден документ «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и целевая модель МСП» [4]. Его действие направлено на повышение качества государственного контроля не региональном уровне и решение следующих задач: снижение административных барьеров и нагрузки на бизнес; стимулирование выхода предпринимателей из «теневого» сектора, формирование четких правил организации контроля и защитить права предпринимателей.

Государственная политика в области развития МСП разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Федеральное законодательство обобщенно устанавливает приоритеты, стратегические цели, задачи, методы и инструменты реализации государственной политики в сфере развития МСП. Региональные и муниципальные программы, в свою очередь, конкретизируют, адаптируют и планируют их реализацию.

Нормативно-правовое регулирование развития МСП в Свердловской области осуществляется на основе Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закона Свердловской области № 10-0З от 4 февраля 2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» (с изменением на 18 февраля 2017 г.). Областной закон регулирует отношения в сфере развития предпринимательства в Свердловской области, а также определяет полномочия высших органов власти Свердловской области в осуществлении политики и методы поддержки субъектов предпринимательства.

В Свердловской области создан Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства. Он формирует инфраструктуру развития предпринимательства (ИРП) Свердловской области - систему специально создаваемых государственных и муниципальных фондов, оказывающих услуги МСП по единым правилам и стандартам на всей территории Свердловской области. Он создан для оказания прямой адресной поддержки и открытия возможностей для снижения стоимости инвестиций, повышения доступности банковских кредитов, реализации инновационных проектов, развития предпринимательских компетенций и повышения квалификации наемных работников.

Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства на уровне Свердловской области отражена в «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы», утвержденной 3 октября 2002 г. Правительством Свердловской области. В начале 2006 г. в Концепцию были внесены изменения с целью актуализации ее положений по результатам хода ее реализации [5].

Названная Концепция определяет цели, направления и пути развития малого предпринимательства в Свердловской области, содержит принципы и приоритеты государственной политики, механизмы ее реализации, параметры развития, формы и методы деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Одним из важных направлений в Концепции является развитие рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями малого бизнеса в молодых специалистах.

Данная Концепция еще не реализована, и подводить итоги еще слишком рано. Однако можно сказать, что вероятность полного осуществления задуманного очень мала. В Концепции говорится о запланированном су-

щественном ежегодном приросте количества субъектов малого и среднего предпринимательства, но, кроме механизмов поддержки уже существующих предпринимателей, других стратегий по увеличению их числа не озвучивается. Самое главное, что такой важный сегмент развития предпринимательства, как студенческое предпринимательство, не упоминается в документах вообще, а о молодежи речь идет только в контексте проблемы ее социальной адаптации посредством вовлечения в предпринимательство. Другими словами, предпринимательство планируется использовать как форму решения социальных проблем отдельных категорий населения.

На данный момент в Свердловской области нет никаких программ по поддержке студенческого предпринимательства. Последняя программа, направленная на помощь молодым предпринимателям («Молодежь Свердловской области» от 11 октября 2010 г. № 1480-ПП) закончилась в 2015 г. В существующей нормативно-правовой базе речь идет о поддержке зарегистрированных предпринимателей и молодых людей, уже сделавших свой выбор в пользу предпринимательства, но она не способствует увеличению числа студентов, желающих стать предпринимателями. Отсутствие нормативно-правового обоснования затрудняет активизацию муниципальной политики по вовлечению студенческой молодежи в предпринимательскую деятельность.

Таким образом, государственная политика РФ в области развития студенческого предпринимательства на данном этапе не сформировалась. Отсутствуют законодательная база и целевые программы, которые могли бы помочь начинающим предпринимателям из вузов. Студенческое предпринимательство опирается на существующее законодательство по развитию малого и среднего предпринимательства, но этого недостаточно. Отсутствие системного, комплексного подхода по поддержке студенческого предпринимательство тормозит его развитие, затрудняет выход на рынок самой креативной, активной, инновационной и образованной части общества.

По нашему мнению, одним из ключевых элементов «предпринимательской экосистемы» является университет. В ходе опроса студентам было предложено оценить предпринимательскую среду вуза по шкале от 1 до 5 (табл. 6).

Таблица 6

Мнение студентов о предпринимательской среде вуза*

Утверждение, содержащее оценку Мода

В университете предоставляются образовательные и консультационные услуги студентам в области организации собственных предприятий, начиная от создания виртуальных проектов и заканчивая сопровождением реальных предприятий 3

Если университет будет оказывать помощь в финансировании бизнес-проектов, то я бы подумал о создании собственного бизнеса 5

Университет должен предоставлять необходимое оборудование и лаборатории для работы над проектами 5

Университет должен предоставлять помещения для работы над проектами 3

Университету необходимо привлекать специалистов-практиков к разработке учебных программ по предпринимательству и ориентацией на формирование необходимых компетенций у студентов 4

В моем университете проходят мероприятия, мастер-классы, посвященные предпринимательству 3

В моем университете эффективно работает центр инновационного предпринимательства 3

В вузе благоприятный климат для того, чтобы стать предпринимателем 3

В моем вузе поощряется вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность 2

Примечание. *Мода рассчитывалась как среднее, использована шкала от 1 до 5 баллов, где 5 - максимальная оценка, 1 - минимальная оценка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты-предприниматели считают, что в вузах г. Екатеринбурга на сегодняшний день не поощряется вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность. Негативным моментом является то, что студенты в целом не очень высоко оценили образовательные и консультационные услуги, которые предоставляет университет студентам в области организации собственных предприятий, начиная от создания виртуальных проектов и заканчивая сопровождением реальных предприятий.

Для развития предпринимательской среды в университете необходимо привлекать специалистов-практиков к разработке учебных программ по предпринимательству с ориентацией на формирование необходимых компетенций у студентов, предоставлять помещения, необходимые оборудование и лаборатории для работы над проектами.

Тем не менее анализ практик, существующих в екатеринбургских вузах, показал, что определенный опыт поддержки студенческого предпринимательства накоплен, и он может стать хорошей основой для совершенствования мер поддержки студентов-предпринимателей на уровне вузов. В г. Екатеринбурге существуют следующие направления поддержки студенческого предпринимательства в вузах: мероприятия, посвященные созданию собственного бизнеса, мастер-классы с действующими предпринимателями и другими бизнес-коучами, проведение деловых игр, «круглых столов», реже реализуется поддержка малых инновационных предприятий (МИПов), деятельность центров поддержки студенческого или молодежного предпринимательства.

В Уральском государственном экономическом университете основным ресурсом по поддержке студенческого предпринимательства является Евразийский экономический форум. В рамках форума проводятся мероприятия, в которых могут принимать участие как начинающие предприниматели, так и действующие. Например, проводится конкурс «Конгресс инноваторов». На первом этапе участникам предлагается обучение в интерактивной форме, которое проводится менторами и зарубежными экспертами. На втором этапе конкурса инноваторы представляют свои разработки для коммерциализации и выхода на евразийский рынок продукции и услуг. Участники обсуждают создание и развитие бизнеса в условиях евразийской экономической интеграции, особенности «экологического» бизнеса, создание эффективных бизнес-команд.

Уральским государственным архитектурным университетом создана структура для поддержки предпринимателей, которые хотят или уже развивают бизнес в сфере дизайна. Уральский центр развития дизайна создан в Екатеринбурге в соответствии с Концепцией развития дизайна в России и решениями Правительств Российской Федерации и Свердловской области. Это первый в России государственный региональный центр, основными целями которого являются активное содействие становлению инновационной экономики, повышению конкурентоспособности продукции отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, формированию гармоничной среды городов России для повышения качества жизни населения средствами дизайна.

Самая благоприятная среда для развития студенческого предпринимательства складывается, по нашему мнению, в Уральском федеральном университете (УрФУ). На площадке УрФУ создана собственная Инновационная инфраструктура, которая включает в себя: Центр интеллектуальной собственности, Центр трансферта технологий и предпринимательства, Центр «Управление инновационного маркетинга», Центр обеспечения и развития инновационной деятельности, Центр образовательных технологий и кадрового обеспечения инновационной деятельности. В совокупности Инновационная инфраструктура УрФУ призвана сформировать благоприятную бизнес-среду и дать возможность развиваться студентам-предпринимателям в сфере наукоемкого бизнеса.

При УрФУ действует и развивается пояс малых инновационных предприятий (МИП) с его участием. Такие предприятия создаются с целью коммерциализации инновационных разработок УрФУ, как правило, в форме общества с ограниченной ответственностью. С 2015 г. с участием УрФУ развивается 80 МИПов.

На базе УрФУ функционирует Центр молодежных проектов и программ. Центр является специализированным подразделением, которое разрабатывает и реализует молодежные проекты и программы, курирует Объединенный студенческий совет обучающихся, развивает студенческие объединения и создает новые, оказывает консультации по написанию и управлению проектами, участию в грантовых конкурсах и программах, помогает обучению студенчества проектированию.

В рамках Акселератора УрФУ существует два формата работы с проектами: закрытая 3-х месячная акселерационная программа и открытая программа мастер-классов и встреч с экспертами. Первый формат рассчитан на проекты, авторы которых готовы ставить измеримые цели и детально работать над проектом до получения результата, выводить продукт на рынок. Участники акселерационной программы получают профессиональную оценку своих бизнес-моделей и технологических разработок, экспертную поддержку, возможность встретиться с инвесторами и заключить контракт, тренинги и мастер-классы от ведущих специалистов в области финансов, маркетинга, патентования. Открытые встречи направлены на помощь командам, которые только ищут свое направление, тестируют продукт, исследуют рынки и выбирают ниши.

С 2009 г. на площадке Института государственного управления и предпринимательства УрФУ функционирует Центр инновационного предпринимательства. Последним мероприятием, которое проводил Центр в 2017 г., была «Школа социального предпринимательства». Студенты-предприниматели, выступившие в качестве информантов в ходе интервью, считают, что в университетах необходимо повысить уровень информированности о проводимых мероприятиях и формах поддержки студентов-предпринимателей. Информантами были выдвинуты предложения по увеличению числа программ международного обмена студентов для развития опыта и деловых связей. Кроме того, представляется необходимым создание единой информационной базы мероприятий, проводимых в университетах г. Екатеринбурга, структурах, предоставляющих помощь студентам-предпринимателям. Важным направлением поддержки студенческого предпринимательства, на наш взгляд, является предоставление такого вида ресурсной поддержки, как помещения для работы над проектами.

В рамках проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Современные студенты положительно относятся предпринимательству, что, в свою очередь, определяет потенциал развития студенческого предпринимательства в университетах г. Екатеринбурга. Сегодня в вузах города сформировалась устойчивая группа студентов, являющихся «убежденными» предпринимателями и готовых к созданию своего дела во время обучения в вузе. Прежде всего, студенты хотят создавать бизнес в сфере торговли и потребительских услуг.

2. Предпринимательская активность студентов вузов Екатеринбурга зависит от множества факторов. Можно выделить две основных группы факторов, препятствующих желанию студентов создавать свой бизнес. Первая связана с личностными факторами: отсутствием бизнес-идей, боязнью начинать бизнес на неустойчивом рынке, отсутствием профессиональных навыков и знаний, страхом попасть в долговую яму. Вторая группа связана с факторами внешней среды: жесткой конкуренцией, высоким налогообложением, недостатком собственных ресурсов для начала своего дела. Одной из задач вуза должна стать активизация проектно-ориентированной работы, направленной на снижение влияния факторов первой группы.

3. Большинство студентов высоко оценивают роль предпринимательства в развитии экономики страны, осознают значимость социальных и экономических функций данного рода деятельности. Высоко оценивая роль вуза в формировании студенческого предпринимательства, начинающие бизнесмены не удовлетворены реальными мерами поддержки предпринимательской среды университетов. Студенты считают, что необходимо разрабатывать комплексный подход по созданию нормативно-правовой и ресурсной базы поддержки, развивать образовательные подходы к формированию профессиональный компетенций и культуры, а для этого привлекать специалистов-практиков к разработке учебных программ по предпринимательству с ориентацией на формирование необходимых знаний и умений у студентов.

4. В вузах г. Екатеринбурга неэффективно работают механизмы по информированию студентов о проходящих мероприятиях и существующих структурах поддержки студенческого предпринимательства. Необходимы меры по активизации этого направления поддержки студенческих бизнес-инициатив.

5. Предпринимательская среда университет - это важный фактор, который влияет на желание студентов развиваться в качестве предпринимателей. Следовательно, понимание особенностей студенческого предпринимательского процесса, мотивов включения студентов в предпринимательскую деятельность, а также факторов формирования их предпринимательских намерений является ключом к созданию высокоразвитой предпринимательской инфраструктуры на уровне отдельных университетов.

Литература

1. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов: Национальный отчет. Россия-2016 [Электронный ресурс] / Г.В. Широкова [и др.]. -СПб. : СПбГУ, 2016. - Режим доступа: http://gsom.spbu.ru/files/folder_11/ guesss_ 2016_rus_final_v1.pdf (дата обращения: 05.05.2017).

2. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет [Текст] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М. : ЦСПиМ, 2010. - 252 с.

3. Иванова, А.В. Отношение студентов к предпринимательству : науч. доклад [Текст] / А.В. Иванова. - Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2011. - 44 с.

4. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства федерального уровня [Электронный ресурс] / Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. - Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/business/gp/ (дата обращения: 01.05.2017).

5. Концепция государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период 20022020 годы [Электронный ресурс] // Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области. - Режим доступа: http://smb.gov66.ru/ content/legislation/federal/m,65,1312/ (дата обращения: 31.01.2017).

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) [Электронный ресурс] // Доступ из системы Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 01.05.2017).

7. Петросян, С.Г. Направления и формы государственной поддержки молодежного предпринимательства [Электронный ресурс] / С.Г. Петросян // Управление экономическими системами. - 2011. - № 12. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/929-2011-12-27-12-08-14 (дата обращения: 29.09.2017).

8. Политика развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] / EURORUSS-BUSINESS : информационный портал. - Режим доступа: http:// euroruss-business.com/ru/russiaann/sverdlovskaya-oblast/politika-razvitiya-malogo -i-srednego -biznesa.html/ (дата обращения: 10.05.2017).

9. Резник, Г.А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития [Текст] / Г.А. Резник // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 3 (35). - С. 411-413.

10. Рожкова, Л.В. Трудовые ценности и отношение студенческой молодежи к предпринимательству [Текст] / Л.В. Рожкова, И.А. Голубев // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2015. -№ 4 (51). - С. 70-77.

11. Шереги, Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации [Текст] / Ф.Э. Шереги. - М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. - 93 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.