Научная статья на тему 'Теория и практика инновационного развития образования'

Теория и практика инновационного развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матросов Виктор Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика инновационного развития образования»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В.Л. Матросов

В современной стратегии развития Российской Федерации, представленной в послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию от 05.11.08 г., особая роль отводится образованию как двигателю инновационных изменений в экономике и обществе. Впервые за последние годы на высшем государственном уровне было обозначено приоритетное значение профессии учителя в процессе обеспечения качественных прорывов в общем среднем образовании, поставлена задача по разработке системы моральных и материальных стимулов для сохранения в средней школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Последние 20 лет истории МПГУ убедительно свидетельствуют о том, что на всех этапах современного реформирования отечественной системы образования ведущий педагогический вуз страны последовательно боролся за повышение социального статуса профессии учитель, за понимание приоритетности образования и сохранение педагогической отрасли в высшем образовании. Только в 2007—2008 гг. состоялся целый ряд выступлений в различных президентских и правительственных структурах, Государственной Думе, Совете Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, Совете ректоров, Министерстве образования и науки РФ, в которых

проблемы подготовки педагогических кадров рассматривались в контексте инновационных изменений во всей системе образования.

Осознавая миссию педагогических кадров нового поколения в обеспечении инновационного прорыва страны, МПГУ разработал и реализует в течение двух лет в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Инновационную образовательную программу. Ее мероприятия непосредственно направлены на формирование нового качества специалистов педагогического профиля. Мы исходим из определения миссии педагогического университета, состоящей в обеспечении всех уровней и ступеней образования высококвалифицированными кадрами, способными к активной инновационной деятельности в условиях реформирования образования.

Следует отметить, что в этой работе МПГУ тесно взаимодействует с институтами РАН и РАО, а также с вузами, школами, дошкольными учреждениями. Сегодня университет имеет договорные отношения более чем с 400 школами, многие из которых стали экспериментальными площадками для апробации новаторских разработок ученых вуза.

Задачи, которые решаются МПГУ в ходе реализации Инновационной образовательной программы, носят многопрофильный, комплексный характер. Важное значение придается углублению фундаментальных научных основ подготовки педагогов,

развитию компетенции учителя-исследователя (причем не только в предметной области, но и в области педагогики, психологии, методики, общекультурной подготовки будущих педагогов — то есть во всех составляющих педагогического образования, единство которых определяет его специфику). Основой для подготовки инноваций в образовательной деятельности являются научные исследования, в том числе на базе закупленного в рамках Инновационной образовательной программы уникального оборудования. Это позволяет существенным образом расширить тематику научных исследований, обеспечить их большую результативность. Так, благодаря закупке уникального технологического оборудования для Учебно-научного радиофизического центра факультета физики и информационных технологий МПГУ стал единственным педагогическим вузом, который имеет полностью замкнутый технологический цикл разработки и изготовления на-4 ноструктур. Таким образом, научные исследования в области нанотехно-логий будут проводиться в МПГУ на мировом уровне. Применение сверхпроводниковых детекторов предусмотрено планом реализации проекта МИЛЛИМЕТРОН, который включен в федеральную космическую программу России до 2015 г. и координируется головной организацией — Аст-рокосмическим центром ФИАН по заказу Федерального космического агентства Роскосмос.

Еще один наглядный пример представлен химическим факультетом, к научным разработкам которого проявлен интерес со стороны ре-

Преподаватель XX

!ЕК

ального сектора экономики. УНЦ физиологически активных фосфорорга-нических соединений подготовил к заключению договор с ООО «Флу-кол» по теме «Внедрение нового процесса выделения дигидрокверцетина из отходов лесозаготовок лиственницы». Работы важны для создания лекарств, обладающих противоопухолевым действием. По предложенной учеными МПГУ технологии проводятся технико-экономические расчеты строительства завода по получению дигидрокверцетина и научной химической лаборатории по синтезу его производных.

Одновременно результаты научных исследований внедряются в образовательный процесс — в обучение студентов, аспирантов, на их основе совершенствуются программы для вуза и школы. Все это позволяет говорить о наметившейся тенденции к формированию в университете инновационных структур «школа — вуз — реальный сектор экономики — система образования».

Ускорение темпов общественного развития, широкое распространение информационных технологий, сегодня пронизывающих практически все сферы человеческой деятельности, придают особую актуальность таким направлениям реализации Инновационной образовательной программы, как формирование актуальных компетенций педагогов (включая внедрение информационных и здоровьесбе-регающих технологий, предшкольное образование, тьюторство, инновационные методики работы с детьми с ограниченными возможностями, профилактики сиротства) и создание современной информационной среды

-3 / 2008

МПГУ в качестве технологической основы для модернизации учебного процесса и широкого обеспечения доступа к инновационным продуктам всем заинтересованным лицам и учреждениями, в том числе педагогическим вузам.

К числу наиболее важных и значимых мероприятий Инновационной образовательной программы принадлежит формирование воспитывающей среды университета в целях усиления мотивации к деятельности в профессиональной сфере, общекультурной подготовки выпускников, готовности к воспитательной деятельности. В университете созданы инновационные ресурсные центры, что позволяет качественно изменить технологии учебного процесса и воспитательных мероприятий, а также проводить в активном сетевом режиме научные конференции и семинары. Сформирована долговременная основа для дальнейшего развития инновационных направлений деятельности и обеспечения широкого доступа к результатам инновационной деятельности МПГУ всех заинтересованных в развитии образования лиц.

Необходимо подчеркнуть, что среди критериев «инновационнос-ти», встречающихся в современной литературе, едва ли не на первом месте находится востребованность того или иного специалиста (в данном случае — педагогических кадров) на соответствующих рынках труда. Об эффективности деятельности МПГУ свидетельствует такой факт: явка его выпускников на работу в сферу образования составляет не менее 70%, что значительно выше, чем

у большинства вузов. А регулярные победы на конкурсах профессионального мастерства (последняя по времени — 2007 г., Анна Мехед) подтверждают качество получаемого в университете образования.

В 2008 г. начались апробация и тиражирование полученных инновационных продуктов, в том числе через открытие образовательной деятельности по новым программам курсов, специализаций, магистратуры, аспирантуры, систему экспериментальных площадок в образовательных учреждениях общего среднего и высшего образования (в том числе за рубежом), наполнение контента всероссийского портала педагогического образования.

Вместе с тем подлинной проверкой на статус инновационного вуза станет будущий этап активного внедрения достижений университета в систему образования России — в условиях, когда целевое финансирование Инновационной образовательной программы прекратится.

В этой связи важно учесть накопленный МПГУ большой опыт совместной работы с заказчиками педагогических кадров по поэтапному реформированию педагогического образования. Одним из результатов такой работы стали две программы, в свое время принятые Министерством (в 2001 г. — Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001—2010 гг.; в 2003 г. — Программа модернизации педагогического образования). Эти документы готовились совместно представителями школ и педагогических учебных заведений всех уровней, органов управления

образованием (Министерства и регионов), РАО, СМИ. К нашему большому сожалению, лишь вторая программа в течение двух лет финансировалась через отдельное направление ФЦПРО. Это позволило, например, поставить на факультеты начальных классов педагогических вузов новейшие программно-аппаратные средства, создать в округах на их базе центры повышения квалификации и т.д. На наш взгляд, в современных условиях такая целевая ресурсная поддержка подготовки педагогических кадров особенно необходима.

В числе проблем, которые также требуют пристального внимания общества и государства, можно назвать значительное увеличение числа непедагогических вузов, открывших подготовку учителей. Мы поддерживаем тезис о том, что вопрос о качестве подготовки педагогов в непрофильных вузах и их филиалах, а также о явке их выпускников на работу в образовательную сферу нуждается в дополнительном изучении (сейчас Ц по этим параметрам требования предъявляются только педагогическим вузам).

На протяжении ряда лет в профессиональном сообществе на страницах газет и журналов обсуждается вопрос о реальной потребности в педагогических кадрах, но и сегодня эта проблема нуждается в тщательной проработке. По глубокому убеждению специалистов, нужно использовать уникальный шанс, предоставленный демографической ситуацией (снижение числа обучающихся в школе), для индивидуализации обучения. Но при этом, на наш взгляд, надо очень осторожно подойти к приня-

тию решений о сокращении подготовки педагогов. Мониторинг возрастного состава педагогов, статистика увеличения рождаемости, рост потребности в обеспечении детскими садами, введение обязательного среднего полного образования и профильного обучения, развитие сети образовательных учреждений различных типов дают основание прогнозировать увеличение потребности в педагогических кадрах уже в ближайшие годы.

Таким образом, активное участие МПГУ в мероприятиях Приоритетного национального проекта «Образование» позволило не только впервые в его истории получить уникальную возможность в течение двух лет направить на свое развитие почти полмиллиарда рублей, но и приступить к выполнению планов по инновационному обновлению всей системы образования России. Поэтому представляется чрезвычайно актуальным продумать меры по дальнейшему развитию и поддержке, в том числе на государственном уровне, созданных центров инноваций. Ц

Преподаватель

3 / 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.