Научная статья на тему 'Инновационная образовательная программа МПГУ: направления модернизации подготовки педагогов'

Инновационная образовательная программа МПГУ: направления модернизации подготовки педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная программа МПГУ: направления модернизации подготовки педагогов»

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МПГУ: НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Л.А. Трубина,

директор Инновационной образовательной программы, проректор МПГУ

Разрабатывая Инновационную программу, мы исходили из понимания важнейшей роли педагогических кадров в решении государственной задачи перевода образования на инновационный путь развития. В названии нашей программы («Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы») нашел отражение и тот факт, что МПГУ реализует мероприятия программы в интересах развития всей отрасли.

При составлении и реализации программы нам практически впервые пришлось применять на практике принципы проектного менеджмента, и прежде всего - действовать на приоритетных направлениях, с четко поставленными целями, задачами и индикаторами их выполнения, в условиях жестких временных ограничений. Инновационная образовательная программа (ИОП) - это проект, рассчитанный на два года (2007 и 2008), имеющий строго определенный бюджет, собственные органы управления. Это программа образовательная, т.е. она связана с учебно-воспитательным процессом, подчинена повышению качества образования и должна привести к серьезным изменениям в подготовке педагогических кадров.

ИОП охватывает не все направления деятельности университета, она представляет собой только часть мно-

гогранной работы университета, но часть новаторскую, прорывную, нацеленную на обеспечение опережающего развития педагогического образования по отношению к образовательной практике. Инновационность программы заключается в том, что обновление подготовки педагогических кадров проводится с учетом приоритетных направлений развития науки и образования на основе:

- интеграции науки и образовательного процесса;

- активного использования создаваемой в университете единой электронной информационной среды;

- компетентностного подхода при обновлении содержания образования;

- многоуровневости образования; вариативности и преемственности образовательных программ;

- новых форм организации учебно-воспитательного процесса и признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества об- 5 разования.

Основная цель Инновационной программы определяется миссией МПГУ как педагогического университета: подготовить высококвалифицированные кадры образования нового поколения, востребованные системой образования и мотивированные к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования. Речь идет в первую очередь о педагогических кадрах, но мы также взяли на себя ответственность по подготовке юристов, менеджеров, социологов, журналистов, специализирующихся на образовательной проблематике, готовых к работе в системе образования.

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

Для достижения поставленной цели университету предстоит решить ряд общих задач:

• углубить фундаментальные научные основы подготовки педагогов, способствующие формированию профессиональных компетенций учителя-исследователя;

• сформировать актуальные компетенции педагогов, определяемые приоритетными направлениями развития образовательной системы и процессами вхождения России в единое мировое образовательное пространство;

• создать современную информационную среду МПГУ как технологическую базу, обеспечивающую переход университета в режим инновационного развития;

• обновить воспитывающую среду университета в целях усиления мотивации к деятельности в профессиональной сфере и общекультурной подготовки выпускников.

Первая задача подчеркивает фундаментальный характер образования в педагогическом университете. Мы убеждены, что только фундаментальная подготовка специалиста создает основу для постоянного совершенствования, позволяет выпускнику чувствовать — себя защищенным на рынке труда. Вторая задача связана с акцентировкой актуальных задач, стоящих перед системой образования на современном этапе ее развития. Решение третьей задачи позволит обеспечить техническую и программно-методическую основу нашей экспериментальной деятельности. Наконец, четвертая задача направлена на подготовку наших выпускников к работе воспитателями, классными руководителями, на формирование их личности. Если рассмотреть эти задачи в комплексе, то мы увидим, что речь идет о реализации концепции педагогического образования университетского типа.

В соответствии с поставленными задачами Инновационная образовательная программа МПГУ включает в себя три взаимосвязанных проекта.

Проект 1. Углубление фундаментальных научных основ подготовки педагогических кадров.

Наряду с общими, проект имеет свои особые задачи. Их выделение связано с тем, что педагогическое образование определяется тремя составляющими: подготовкой в предметной области, в области психолого-педагогической и уровнем развития личности педагога. Первая задача - сформировать научно-исследовательские компетенции учителя, необходимые для перевода образования на инновационный путь развития, реализации всеобщего полного среднего образования и профильного обучения. Эта задача будет решаться на примере образовательных программ физико-математического и естественнонаучного профиля, поскольку они впрямую связаны с утвержденными Президентом приоритетными направлениями развития науки и техники. Для выполнения проекта естественнонаучным факультетам будет поставлено лабораторное оборудование современного уровня. Вторая задача проекта связана с обеспечением нового качества базовых психолого-педагогических и методических компетенций учителей в целях реализации современных моделей обучения. В этом ряду важное место отводится также качественному обновлению педагогической практики. Третья задача связана с формированием общекультурных компетенций педагогов. Все мы знаем, что за общекультурную подготовку в рамках стандарта «отвечают» дисциплины цикла ГСЭ, но проблема состоит в том, что они недостаточно профессионально ориентированы, не всегда связаны с конкретной специальностью, будущей квалификацией выпускников. В этой связи будут пере-

рабатываться программы учебных курсов ГСЭ. Предстоит внедрить активные технологии обучения педагогов по русскому языку и культуре речи, иностранному языку. Будут также созданы программы, обеспечивающие формирование общекультурных компетенций педагогов для выполнения культурно-просветительских задач профессиональной деятельности.

Проект 2. Формирование актуальных профессиональных компетенций педагогов.

В рамках проекта предстоит сформировать профессиональные компетенции педагогов для решения первоочередных задач развития образовательной системы, сформулированных в государственных документах. В их числе - подготовка педагогов к работе на ступени предшкольного образования, к преподаванию в профильной школе; внедрение целого ряда новых образовательных технологий, включая здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные; психологическое сопровождение участников образовательного процесса; использования средств инновационной педагогики в целях социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Разработаны мероприятия, направленные на формирования правовых, экономических и социальных компетенций педагогов.

Проект 3. Формирование современной электронной информационной среды Московского педагогического государственного университета.

В рамках проекта предусмотрено поэтапное создание инфраструктуры единой информационной среды университета, поставка необходимого оборудования и современного лицензированного программного обеспечения. Это позволит создать корпоративную сеть университета, внедрить в научно-образовательный процесс и уп-

равление новейшие технические средства. Запланировано создание современного издательско-полиграфическо-го комплекса и качественное обновление библиотеки как важнейшего информационного ресурса. Важно отметить, что в общежитиях университета будут установлены компьютерные классы открытого доступа с выходом в интернет, чего давно ждут студенты и аспиранты.

Созданная в ходе выполнения программы электронная среда университета, включающая всероссийский портал педагогического образования, обеспечит возможности сетевого взаимодействия, открытый доступ к российским и мировым информационным образовательным ресурсам. Это придаст инновационный характер системе научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров в университете.

Совершенно очевидно, что выполнение Инновационной образовательной программы делает неотложной задачу системного повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета, в том числе за рубежом.

Инновационная образовательная программа МПГУ является самым масштабным в истории университета проектом по задачам, количеству участников, степени вовлеченности структурных подразделений университета и его партнеров, объемам финансирования.

Созданная в ходе выполнения программы инновационная среда и механизмы внедрения достижений науки в образовательную практику позволят транслировать полученные результаты на систему общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Распространение в масштабах страны опыта МПГУ позволит сформировать новое поколение педагогов для обновляющейся школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.