Научная статья на тему 'Факультет педагогики и психологии МПГУ: шаги времени'

Факультет педагогики и психологии МПГУ: шаги времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет педагогики и психологии МПГУ: шаги времени»

Наши презентации

Елена Дубицкая

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ МПГУ: ШАГИ ВРЕМЕНИ

В этом году факультету педагогики и психологии МПГУ исполнится 93 года со дня его основания. День рождения факультета — 17 октября 1921 г., когда состоялось торжественное собрание по случаю открытия первого в системе высшего образования педагогического факультета 2-го Московского государственного университета. Созданный в 1918 г. на базе Московских высших женских курсов (МВЖК), 2-й МГУ функционировал до конца 1930 г. Затем университет был преобразован в ряд высших учебных заведений, в том числе в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (с 1990 г. — Московский педагогический государственный университет).

Первостепенное значение в современных условиях приобретает качественное обновление всей системы образования и воспитания — основного источника преумножения интеллектуального потенциала общества. Главное в реформе просвещения не разрушение, а созидание, которое необходимо осуществлять, опираясь на фундамент несомненных достижений советской и российской высшей школы.

Решение задач, связанных с модернизацией высшей школы, требует тщательно проанализировать и научно обобщить исторический опыт, сложившийся в теории и практике высшего педагогического образования. Всё ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов отечественной школы и педагогической наукой, всё, выдержавшее проверку временем, должно быть бережно сохранено и активно использовано.

Отсутствие в дореволюционной России системы высшего педагогического образования вынудило Наркомпрос приступить к самостоятельной разработке концепции подготовки педагогических кадров.

5 июля 1921 г. коллегия Главпрофобра Наркомпроса утвердила два типа педвузов в РСФСР: педагогический факультет и педагогический институт. Их задачей стала подготовка высококвалифицированных педагогов по разным отраслям народного образования, а также для научной работы [1, с. 5].

Первым среди педагогических факультетов в системе университетского образования в 1921 г. был открыт педфак при 2-м МГУ. В универси-

тете ещё сохранились высококвалифицированные кадры, многие из которых обладали большим опытом подготовки учителей на МВЖК. Кроме того, во 2-м МГУ имелась хорошая учебно-материальная база. По существу, восстанавливалась временно прерванная практика подготовки учительских кадров в университете.

При создании факультета проявился блестящий талант учёного-организатора Константина Николаевича Корнилова (1879—1957). Он сумел сформировать мощную научную школу и, как бы сегодня сказали, инновационную образовательную структуру. Заведующим кафедрой психологии М1ПИ он и закончил свой жизненный путь.

Назначение К.Н. Корнилова деканом первого «красного» педфака и профессором кафедры психологии не было случайным. В прошлом — народный учитель на далёком Алтае, он близко стоял к социал-демократической партии в России. С большой радостью К.Н. Корнилов встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию и с первых же дней новой власти развил кипучую научную, педагогическую и общественную деятельность. Он одним из первых советских учёных уже в начале 20-х годов XX века стал вести активную работу по перестройке психологии на основе марксизма и внёс значительный вклад в её становление и развитие. «К.Н. Корнилов выдвинул и отстаивал принцип целостного изучения личности советского человека. Его всегда интересовало психологическое исследование, направленное на изучение конкретной практической деятельности простых людей. Он всегда стоял за связь психологической науки с жизнью» [2, с. 5—6].

Первоначально в составе педфака было семь отделений: дошкольное, школы I ступени, педологическое, социально-экономическое, литературно-лингвистическое (с секциями русского и иностранного языка и литературы), физико-математическое и биолого-географическое. Четыре последних отделения готовили учителей школы II ступени.

Три отделения — дошкольное, школьное и педологическое — являлись совершенно новыми в структуре университетов. Они должны были готовить квалифицированных специалистов по воспитанию и обучению детей младшего возраста. Создавая такие отделения в рамках университета, руководители педагогического факультета преследовали определённую идею: высшее педагогическое образование необходимо не только тем, кто будет впоследствии работать с детьми старшего возраста, но ещё больше оно нужно тем, кому предстоит работать с детьми, начиная с самого младшего возраста.

Педологическое отделение, совсем новое в системе педагогического образования, готовило «как работников в области изучения ребёнка, так и консультантов-педологов при опытных детских учреждениях, а главным образом, преподавателей педагогических и педологических дисциплин (теория и практика трудовой школы и дошкольного воспитания, история педагогических учений, теория воспитания и образования, педагогическая психология, экспериментальная педагогика и т.п.) в педагогических техникумах» [3, с. 9].

В своей речи в день первой годовщины существования факультета К.Н. Корнилов чётко сформулировал цели и задачи педфака. В числе

основных была названа и «выработка цельного материалистического мировоззрения». Эта задача заключалась в том, чтобы с помощью общественно-политических дисциплин вооружить будущих работников народного образования знанием социальных законов, умением ориентироваться в различных идеологических направлениях, отстаивать и убедительно доказывать свою позицию.

Трудовой характер советской школы требовал от учителя умения так организовать педагогический процесс, чтобы всё обучение связывалось с трудовой деятельностью человека. Для этого педагог должен был не только знать эту деятельность, но и принимать в ней активное участие.

Самой острой проблемой в подготовке педагогических кадров являлась проблема связи теории с практикой, с жизнью. Генерируя идеи ведущих отечественных учёных-педагогов о политехническом образовании, К.Н. Корнилов в упомянутой юбилейной речи определяет ещё одну основную задачу педфака 2-го МГУ: «дать углублённое знакомство с экономикой и техникой современного производства, учитель должен быть инду-стриалистом в широком смысле этого слова и организатором трудовой школы на индустриальной основе» [3, с. 6—7].

Советская школа была призвана давать учащимся достаточно глубокие и прочные знания, которые позволили бы им трудиться в любой отрасли народного хозяйства. Чтобы выполнить эту задачу, учитель сам должен был иметь серьёзное образование. Поэтому одной из важнейших задач профессионально-педагогической подготовки стало формирование «высококвалифицированного, теоретически и практически образованного педагога, владеющего научными методами в сфере его специальности...» [Там же, с. 6].

В своей учебной деятельности педфак руководствовался именно этой установкой. Всесторонние широкие знания для учителя крайне важны, и только на общеобразовательной базе должен был складываться его педагогический потенциал.

Всемерное расширение общеобразовательной подготовки учителя — это проблема и наших дней, неразрывно связанная с качеством учебно-воспитательной деятельности школы. Повысить качество учебно-воспитательного процесса невозможно без соответствующего повышения теоретической, профессиональной, общекультурной подготовки педагогических кадров. Следовательно, педфак 2-го МГУ в этом отношении был, как нам представляется, на правильном пути, что и подтверждается всем ходом его развития.

Фундаментальное общее образование университетского типа позволяет дать знания, не устаревающие в течение длительного времени, и, кроме того, научить студентов самостоятельно приобретать нужные сведения, то есть выработать у них навыки самообразования, столь важные для учителя и в наши дни. Этим и руководствовался педфак 2-го МГУ, уточняя и пересматривая свои учебные планы и программы.

Функции учителя новой школы не могли ограничиваться только передачей знаний учащимся. Учитель старой школы был преимущественно преподавателем. Советский же учитель должен был стать воспитателем и организатором жизни и деятельности детей. С этой целью педфак

2-го МГУ готовил студентов к воспитательной работе с детьми, учил их правильно выбирать методы и приёмы педагогического воздействия, сообразуясь с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Для этого нужно было вооружить будущего учителя общепедагогическими знаниями, сформировать педагогическое мировоззрение, выработать педагогические умения и навыки.

Кроме того, обучение в школе, по глубокому убеждению отечественных педагогов, должно всемерно способствовать развитию творческой активности, самостоятельности в овладении знаниями, умениями и навыками. Поэтому учебные занятия должны были проводиться не только в классе, но и в лаборатории, кабинете, на производстве. Вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками предполагает обязательное руководство этим процессом со стороны учителя. В то же время в школе должно быть как можно больше простора для личного творчества учителя, поскольку «точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя».

Исходя из этого, К.Н. Корнилов в своей речи сформулировал ещё одну основную задачу педфака: «Педагог должен овладеть той педагогической техникой, которая даст ему возможность и уменье методически организовать педагогический процесс в его целом» [3, с. 7].

Это положение имело большое принципиальное значение, особенно в начале 20-х годов прошлого века, когда ещё не существовало единого мнения по вопросу о содержании подготовки педагогических кадров.

Наконец, учитель новой школы должен был быть образованным человеком. Но образованность есть стремление к образованности, постоянное расширение собственного кругозора. Поэтому руководство факультета придавало большое значение как образованию будущего учителя, так и воспитанию у него потребности в «непрерывной, упорной и горячей работе над своим образованием», то есть всемерно стимулировало работу по самообразованию.

Вопросы содержания обучения, приоритета тех или иных предметов, количество времени, отводимое на их изучение, извечны. Учебные планы, являвшиеся стержнем учебного процесса, всегда испытывали и испытывают на себе две противоположные тенденции: с одной стороны, они стремятся к стабильности, с другой — должны чутко прислушиваться и быстро реагировать на все новшества в научной и специальной сферах. Динамика жизни, явления времени требуют беспрерывно вносить в них поправки, дополнения и изменения.

Тем не менее об учебном плане педфака 2-го МГУ можно говорить как о стабильном. Комплекс предметов изучения, определённый при его открытии, оставался в принципе без существенных изменений на протяжении первых трёх лет. Учебный план был рассчитан на четыре года и довольно чётко подразделялся на две части: общую, куда входили общественно-политические, общеобразовательные и педагогические дисциплины, и специальную, включающую в себя научные дисциплины по специальности и методику преподавания учебных предметов в соответствии с профилем отделения.

Продолжая традиции МВЖК, руководство педагогического факультета включало в учебные планы дисциплины, призванные повышать общекультурный уровень студентов.

Декан педфака профессор К.Н. Корнилов сумел привлечь к работе на факультете лучших учёных того времени. Здесь были сосредоточены научные силы страны, которые самоотверженно трудились над решением актуальных проблем педагогической и психологической науки. К.Н. Корнилов характеризовал коллектив преподавателей, как «армию наиквали-фицированнейших людей, которая в своём единстве способна просто совершать чудеса» [3, с. 12].

Среди профессоров были такие крупные учёные, как Д.И. Азбукин, П. О. Афанасьев, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, А.Г. Калашников, В.П. Кащенко, К.Н. Корнилов, Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, Ф.А. Рау, Н.Г. Тарасов, Н.В. Чехов, С.Т. Шацкий и др. В настоящее время вряд ли какой-либо педагогический вуз может похвастаться наличием такого «созвездия» специалистов.

Коллектив педагогического факультета одним из первых в стране приступил к поиску новых путей и теоретических основ отечественной педагогики и психологии, содержания и структуры профессиональной подготовки нового педагога.

Через год, только-только встав на ноги и едва наладив учебный процесс, педфак, не желая замыкаться в стенах университета и академической работы, помышляет перейти к системе так называемого развёрнутого университета, то есть «войти в контактную работу, по крайней мере с Хамовническим районом», — говорил руководитель факультета. К.Н. Корнилов выдвинул идею создания своеобразного педагогического центра, тесно связанного с окружающей жизнью.

Преподаватели и студенты университета активно включились в эту работу. Было установлено сотрудничество с Хамовническим отделом народного образования. Педфак рассчитывал получать от района помощь в организации широкой базы для педагогической практики, без чего он был не в состоянии выполнить свою задачу — подготовку высококвалифицированных педагогов. С другой стороны, «нельзя не откликнуться на культурные запросы как педагогических, так и рабочих организаций района учреждению, тем более педагогическому, обладающему таким колоссальным кадром и профессуры, и студенчества», — отмечал К. Н. Корнилов.

Уже в марте 1923 г. в ведение педфака был передан детский сад и достигнута договорённость о передаче факультету детского дома. Таким образом, педфак получил возможность создания базы для проведения педагогической практики.

Неотъемлемой частью работы педагогического факультета 2-го МГУ была общественно-педагогическая деятельность, проводившаяся под руководством А.П. Пинкевича. Оказывалась большая методическая помощь учителям не только района и города, но и всей страны. С 1924 г. факультет был теснейшим образом связан с Московским отделом народного образования, совместно с которым были организованы различные

курсы для учителей. На курсах вели занятия П.П. Блонский, А.Г. Калашников, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и многие другие.

В числе требований, предъявляемых к советскому учителю, было и такое: «Новый педагог должен обладать соответствующими навыками, чтобы принимать участие в посильной ему исследовательской работе...».

Для деятельности педфака характерной была органическая связь учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов. Развитие кружковой системы и привлечение широких студенческих масс в научные кружки содействовали повышению качества теоретической и практической подготовки будущих специалистов, вовлечению их в самостоятельную научно-исследовательскую работу (на педфаке была введена практика подготовки студентами-выпускниками квалификационных (дипломных) работ). Нередко кружки являлись ступенькой для перехода в положение аспиранта для подготовки к научно-педагогической деятельности.

Как правило, кружки организовывались при предметных комиссиях, причём в них работали и профессора, и преподаватели, и студенты. Так, в 1925/26 учебном году был создан педологический кружок. В его работе самое деятельное участие принимали не только студенты и преподаватели, но и научные работники в области педологии, сотрудники различных детских учреждений. В структуру кружка входили секции дошкольной педологии, школьной педологии и секция работы с подростками.

К этому времени в стенах университета стали собираться лучшие научно-педагогические силы страны.

Сама атмосфера, царившая в университете, вызывала у студентов интерес к науке. Еженедельно проводились студенческие научные конференции. С научными докладами выступали ведущие профессора педфака П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов и др., устраивались диспуты учёных, например К.Н. Корнилов выступал против своего учителя Г. И. Челпанова, подвергая уничтожающей критике традиционную психологию, требуя распространения марксистской точки зрения на эту область научного знания. Студенты имели возможность непосредственно знакомиться с различными и нередко резко противоположными научно-педагогическими, психологическими взглядами на проблемы воспитания и обучения. Конечно, увлекательные идейные споры не могли оставить студентов равнодушными.

Значительное место в профессиональном становлении педагогов занимали двухгодичные Высшие научно-педагогические курсы (ВНПК), присоединённые ко 2-му МГУ в 1924 г. Функции Курсов заключались в подготовке преподавателей педагогики, психологии и методики для педагогических техникумов, в подготовке специалистов, способных возглавлять различные просвещенческие учреждения, в создании кадров хорошо подготовленных педагогов, которые стали бы основой для комплектования аспирантуры.

В начале 1924 г. профессором 2-го Московского государственного университета становится Альберт Петрович Пинкевич (1883/84—1939), в марте того же года ему поручается заведование кафедрой школьной педагогики.

Обладая незаурядными организаторскими способностями, А.П. Пинкевич быстро завоёвывает авторитет в коллективе преподавателей педагогического факультета и через месяц становится его деканом, а с лета того же года — профессором Высших научно-педагогических курсов. В ноябре 1924 г. А.П. Пинкевич избирается на должность ректора 2-го МГУ.

В конце 1926 г. при педфаке по инициативе профессора А.П. Пин-кевича создаётся Научно-исследовательский институт педагогики (НИИП), деятельность которого включала в себя как научную разработку актуальных педагогических проблем, так и подготовку научно-педагогических кадров.

А.П. Пинкевич писал: «Из числа 102 аспирантов, работающих при педагогических факультетах, институтах и исследовательских педагогических учреждениях по педагогике и педологии, при нашем институте готовится 64. Совершенно очевидно, что мы имеем все возможности для создания целой школы советских педагогов-теоретиков, школы, которую мы должны создать возможно скорее и возможно лучше» [4, с. 11].

Такая школа была создана. Многие положения, выдвинутые А.П. Пин-кевичем в области подготовки научно-педагогических кадров, легли в основу системы подготовки аспирантов и не теряют своей актуальности и в настоящее время.

При НИИП был организован дошкольный музей, педологический, психологический и педагогический кабинеты, небольшая библиотека-читальня иностранной литературы.

В 20-е годы ХХ века коллектив педфака 2-го МГУ взял на себя инициативу расширения помощи учителям и своим выпускникам в их практической работе в школах.

Ещё в 1923 г. К.Н. Корнилов выступил с предложением «организовать ряд лекций и курсов (для учителей. — Е.Д.), как бесплатных, так и платных, что явилось бы некоторым выходом из затруднительного материального положения университета и легко могло быть осуществлено, если бы каждый преподаватель пожертвовал на это два часа на две лекции, причём вся организационная сторона могла бы быть возложена на студенчество».

Руководство педфака хорошо понимало, что «педагогический труд есть непрерывный творческий процесс... Всякий педагог, независимо от степени своей научной и профессиональной подготовки, нуждается в постоянном «подкреплении», в дальнейшей квалификации. Развитие науки, изменение в общественно-политической области, эволюция педагогической мысли и накопление педагогического опыта — всё это требует от школьного учителя работы над самим собой и постоянно стимулирует его к новым поискам ».

Исходя из этого, при педфаке 2-го МГУ в 1925 г. было организовано три семинара (по 30 человек в каждом) по самообразовательной работе учительства. В работе этих семинариев принимали участие учителя Москвы и студенты университета.

Ежегодно летом на факультете проводились научно-методические конференции, устраивались курсы по переподготовке для учителей сельских и городских школ, преподавателей педтехникумов. Здесь слушатели

не только получали новые знания по той или иной педагогической дисциплине, но и знакомились с самыми передовыми идеями и исканиями в области науки.

Читали лекции и проводили практические занятия (обязательные и факультативные) передовые учёные того времени — П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.Г. Калашников, Е.Н. Медынский, С.С. Моложавый, А. А. Капустин, А. П. Пинкевич и др. Общение с такими представителями педагогической мысли оказывало огромное влияние на формирование педагогического мировоззрения слушателей курсов.

Довольно часто на педфаке 2-го МГУ выступали Н.К. Крупская и А. В. Луначарский.

К 1927 г. Комиссия по связи с учительством установила регулярное взаимодействие со 100 учреждениями народного образования. В Комиссии работали 138 человек: студенты старших курсов, слушатели ВНПК и преподаватели. Только за 1926/27 учебный год Комиссия получила 305 писем с самыми разнообразными вопросами и на многие из них ответила подробными консультациями и советами.

Совместная работа университета, школьных коллективов, органов народного образования являлась богатым источником материалов для решения задач педагогического образования. Практика работы студентов и преподавателей в детских учреждениях различного типа находила теоретическое осмысление при решении проблем воспитания и образования детей разного возраста, составлении учебных планов, программ и всевозможных методик. Педфак предоставлял студентам широкие возможности быть не только свидетелями зарождения новаторских идей, но и участниками их реализации на практике. Это имело непреходящее значение в формировании нового педагога.

Успешная работа педфака по подготовке учителей и научно-педагогических кадров, а также по организации практической помощи учительству способствовала повышению авторитета факультета и всего университета и уже на первом этапе существования превратила его в ведущий центр педагогического образования нашей страны.

Широкая реорганизация вузов, начавшаяся в 1929 г., привела к тому, что 18 апреля 1930 г. последовал приказ Наркомпроса РСФСР «О реорганизации 2-го Московского государственного университета», согласно которому это высшее учебное заведение было разделено на три самостоятельных института. Педагогический факультет был преобразован в Московский государственный педагогический институт (с 1941 г. имени В.И. Ленина).

С 1930 по 1934 г. педологическое отделение существовало как самостоятельное. 1 сентября 1934 г. институт перешёл к факультетской структуре. В числе семи факультетов был образован педологический со специальностями: школьная педагогика, дошкольная педагогика, педология и внешкольная работа с детьми.

Во главе кафедр стояли профессора И.Ф. Свадковский (педагогика), К.Н. Корнилов (психология) и М.П. Феофанов (педология), а также доценты Л.В. Занков (педология трудного детства), А.М. Гельмонт (внешкольная педагогика) и Ф.С. Левин-Щирина (дошкольная педагогика).

Педагогический факультет был призван готовить преподавателей для педагогических техникумов по педологии, педагогике, истории педагогики, по дошкольной и внешкольной педагогике, а также преподавателей для вспомогательных школ.

На педологическом отделении на протяжении многих лет плодотворно работали такие всемирно известные психологи, философы, физиологи, невропатологи и психоневрологи, как Г.И. Россолимо, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др., стоявшие у истоков педологии. Их труды, не свободные от ошибок, вместе с тем творчески развивали педагогическую и психологическую науки.

Педологическое отделение педфака существовало вплоть до известного постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педологическая специальность была ликвидирована. Студенческие группы были переведены на соответствующие курсы школьной и дошкольной специальностей.

С 1938 г. педагогический факультет функционировал с двумя отделениями — школьным и дошкольным.

На педагогическом факультете в предвоенные годы работало немало известных, авторитетных, уважаемых ученых, крупнейших специалистов народного образования: К.Н. Корнилов, первый вице-президент Академии педагогических наук РСФСР, И.А. Каиров, в послевоенные годы министр просвещения РСФСР, а также президент АПН РСФСР А.П. Пинкевич, длительное время возглавлявший кафедру педагогики института и одновременно работавший в Наркомпросе и Всесоюзном комитете по делам высшей школы, Е.Н. Медынский и И.Ф. Свадковский, авторы многих трудов по вопросам педагогики и истории педагогики, известный ученый-дефектолог Д.И. Азбукин, крупные специалисты по дошкольному воспитанию Е.А. Флерина и А.В. Суровцева и др.

К началу 1941 г. педагогическим факультетом руководил старейший работник института профессор К.Н. Корнилов. Он же заведовал кафедрой психологии. Профессор И.А. Каиров был заведующим кафедрой педагогики, доцент Ф.С. Левин-Щирина возглавляла кафедру дошкольной педагогики, а профессор С.Е. Советов — кафедру школьной гигиены.

В военные годы на факультете шла оживленная работа по обеспечению начальных и средних школ программами и учебными пособиями. В этой работе активное участие принимал профессор К.Н. Корнилов: он подготовил к печати учебник по психологии для педучилищ.

Основное внимание кафедра педагогики сосредоточила на переработке учебника педагогики. При этом ставилась задача создать такое руководство, которое помогло бы не только разрешить задачи воспитания и обучения, выдвинутые военным временем, но и наметить перспективы развития воспитания и обучения в послевоенный период.

К работе был привлечен весь коллектив кафедры педагогики, возглавляемой профессором И. А. Каировым. Он заново написал для учебника, вышедшего в свет под его редакцией (1939), разделы о нравственном воспитании, о воспитании дисциплины, долга, ответственности, мужества, правдивости и честности, об эстетическом воспитании и др. Профес-

сор Е.Н. Медынский подготовил к печати вторую часть учебника истории педагогики — историю русской педагогики.

Большое значение для укрепления научно-методической работы факультета имели базовые школы, которые рассматривались как лаборатории при кафедрах.

На базе школы № 642 г. Москвы строила свою научно-методическую работу кафедра психологии по теме «Успеваемость учащихся и их психологические особенности». Базовой школой кафедры педагогики была школа в с. Горки Ленинские, имевшая интернат на 150 человек. В ней жили и учились дети, родители которых погибли в Великой Отечественной войне. Работа проводилась в тесном контакте с педагогической лабораторией Академии педагогических наук. К исследованию было привлечено 11 преподавателей школы, работавших под руководством доцента Н.И. Молодых, который с 1943 г. возглавлял Высшие педагогические курсы, вновь организованные при педфаке [5, с. 27—28].

Из-за большой загруженности преподавателей учебными поручениями и весьма скромного финансирования научно-исследовательская работа велась в ограниченных масштабах. Приоритет отдавался тематике, имевшей оборонное значение. На педагогическом факультете разрабатывалась тема «Особенности дошкольного воспитании в период Великой Отечественной войны». На кафедре психологии профессор З.И. Чукмарёв и ассистент Матюшина по заданию военных организаций провели исследования эмоциональных состояний методом гальванометрии.

При активном участии ученых факультета в октябре 1943 г. была основана Академия педагогических наук РСФСР. МГПИ им. В.И. Ленина был представлен в ней пятью действительными членами — профессорами И.А. Каировым, К.Н. Корниловым, А.С. Барковым, Е.Н. Медынским и А.М. Панкратовой, а также двумя членами-корреспондентами — профессорами И.Ф. Свадковским и В.В. Голубковым [Там же, с. 28—29].

МГПИ им. В.И. Ленина уже в первом послевоенном году имел достаточно опытный и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Кафедры возглавляли видные ученые. Так, заведующим кафедрой педагогики являлся член-корреспондент АПН РСФСР С.М. Риветс, а среди профессоров были президент АПН И.А. Каиров, академики Е.Н. Медынский и И.Ф. Свадковский. Кафедрой психологии руководил действительный член и вице-президент АПН РСФСР К.Н. Корнилов. Профессором кафедры был доктор наук М.М. Рубинштейн.

Работа профессоров и преподавателей педагогического факультета была неоднократно отмечена правительством. Так, в 1954 г. орденами Ленина были награждены профессора К.Н. Корнилов и И.Ф. Свадковский.

О росте уровня подготовки студентов говорила и педагогическая практика в школе. Наилучших результатов в числе прочих добился и педагогический факультет. Отличные и хорошие оценки по педпрактике получили 100% студентов III курса и 97,5% студентов IV курса педагогического факультета [Там же, с. 30].

В 1956/57 учебном году на факультете работал целый ряд известных высококвалифицированных специалистов. Особым интересом у студентов

пользовались лекции профессоров К.Н. Корнилова, И.Ф. Свадковского, С.Е. Советова, доцентов В.А. Ротенберг, Е.Ю. Демуровой, Ф.С. Левин-Щириной, Л.Н. Скаткина и др.

Профессора и преподаватели педагогического факультета, помимо учебной, вели также большую научную работу. Своим трудом они внесли огромный вклад в развитие отечественной науки.

С середины 60-х годов XX века педагогический факультет восстанавливает практику подготовки преподавателей педагогики и психологии для педагогических училищ (декан Н.Н. Светловский), для чего наряду со школьным отделением открывается отделение педагогики и психологии.

В 1980 г. из кафедры педагогики начального обучения педагогического факультета выделяется самостоятельная кафедра, ранее не создававшаяся в педагогических вузах, — кафедра педагогики и психологии высшей школы. Неоценима заслуга в этом заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО, доктора педагогических наук профессора Виталия Александровича Сластёнина (1930-2010).

Выпускник педфака 1952 г., в 1982 г. В. А. Сластёнин избирается на пост декана факультета. Он сумел превратить не самый авангардный к тому времени факультет в экспериментальную площадку, о которой заговорили не только в нашей стране, но и за рубежом.

Организованный в 1984 г. на базе педфака факультет педагогики и психологии — в сущности, авторский факультет В. А. Сластёнина, его научная школа, из которой вышла не одна «звезда» современной российской педагогики и психологии [6, с. 11].

На базе кафедры педагогики и психологии высшей школы в 1988 г. была организована кафедра психологии развития (заведующая — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования Валерия Сергеевна Мухина). В 2013 г. кафедра отметила свое 25-летие. Юбилею кафедры был посвящен отдельный номер журнала «Развитие личности» [7].

Коллектив профессоров и преподавателей педагогического факультета в течение многих лет координировал деятельность почти 50 вузов страны в рамках целевой исследовательской программы «Учитель», что позволило разработать концепцию педагогического образования, получившую одобрение на Всесоюзном съезде работников народного образования (1988 г.). На кафедре в разные годы работали и работают многие видные ученые: академики АПН СССР и РАО К.А. Абульханова-Славская, Б.М. Бим-Бад, А.В. Брушлинский, Г.Н. Волков, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, В.П. Зин-ченко, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, В.М. Мунипов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, профессора И.Н. Андреева, С.И. Архангельский, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, М.М. Левина, Н.И. Непомнящая, В.Г. Пряникова, А.И. Савенков, В.А. Ситаров, Т.Н. Счастная, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова, И.Г. Шам-сутдинова, Л.Б. Шнейдер, Н.Е. Щуркова. По сей день трудятся: академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, заслуженный

деятель науки В.С. Мухина; член-корреспондент РАО А.В. Мудрик; заслуженные работники высшей школы РФ В.И. Жог и Е.А. Леванова; лауреаты премии Правительства РФ в области образования В. П. Каширин и Л.С. Подымова; профессора Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский, С.Б. Серя-кова, Л.В. Тарабакина и др.

На факультете функционируют магистратура, аспирантура, докторантура и институт соискательства, докторские диссертационные советы по педагогике и психологии.

В 1985 г., по инициативе декана, педагогический факультет МГПИ преобразуется в факультет педагогики и психологии МГПИ, что явилось важным новаторским этапом в его историческом развитии.

Вначале факультет готовил специалистов широкого профиля, преподавателей педагогики и психологии. Его выпускники работали и работают в педагогических учебных заведениях, в научно исследовательских институтах, институтах повышения квалификации работников образования.

Выпускники факультета готовились также и для работы в качестве организаторов внешкольной и внеклассной воспитательной работы, консультантов-профориентологов, воспитателей детских домов.

Базовый компонент осуществляемой на факультете подготовки специалистов включает в себя такие курсы (часть из которых уникальны), как педагогика и психология развития, педагогическая технология, история образования и педагогической мысли, социальная педагогика, статистика и основы планирования психолого-педагогического эксперимента, а также социальная и педагогическая психология, патопсихология и др.

На старших курсах студенты изучают профориентологию, методологию и методы психологических исследований, психодиагностику, психологию аномального ребёнка, психологию учителя, историю психологии, основы психокоррекции, методику преподавания психолого-педагогических дисциплин. Кроме того, студентам предлагается большое количество дисциплин по выбору.

Факультет педагогики и психологии в организационно-методическом плане традиционно работал на опережение. Здесь постоянно обновлялись образовательно-профессиональные программы, специальности и специализации.

Профессора и преподаватели факультета являлись разработчиками государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по психолого-педагогическим специальностям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рубеже 80-90-х годов XX века факультет осуществлял подготовку преподавателей педагогики и психологии по планам-заказам бывших республик Советского Союза.

Продуктивное развитие факультета продолжается и сегодня. Он готовит отечественных и зарубежных студентов для работы в области социальной, юридической и организационной психологии, специалистов по социальной работе с молодежью, психологическому консультированию, инклюзивному образованию.

Психологическая и педагогическая практика студентов факультета проходит в лучших образовательных учреждениях, психолого-педагогиче-

ских центрах, центрах реабилитации и т.д. Факультет педагогики и психологии тесно сотрудничает с такими образовательными учреждениями, как Детская деревня "SOS" в Томилино и семейный детский дом «Китеж».

Большое значение на факультете придается развитию научно-исследовательской работы студентов. С середины 80-х годов прошлого века успешно действует принципиально новая структура — студенческий научно-исследовательский институт педагогики и психологии. Студенты факультета объединены в научно-исследовательские лаборатории, которыми руководят ведущие ученые в области педагогики и психологии. В рамках института студенты выполняют курсовые работы, результаты которых синтезируются на выпускном курсе в их дипломных исследованиях, которые, как правило, характеризуются определенной научной новизной, теоретической и практической значимостью. Позднее эта форма преобразовалась в систему учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и студенческое научное общество (СНО).

С 2010 г. факультет работает в составе четырех кафедр: психологии развития (зав. кафедрой — доктор психологических наук, профессор В. С. Мухина); психологии образования (зав. кафедрой — кандидат психологических наук, профессор А.С. Обухов); социальной педагогики и психологии (зав. кафедрой — доктор философских наук, профессор В.И. Жог); педагогики и психологии профессионального образования (и. о. зав. кафедрой — доктор педагогических наук, профессор Т.И. Березина).

На факультете педагогики и психологии ведутся работы в рамках грантов Президента РФ и Министерства образования и науки РФ в области подготовки учителей, созданы научно-образовательные центры «Психологическое сопровождение образования» и «Экспресс-психологическая помощь в экстремальных ситуациях».

Центр «Экспресс-психологической помощи» сконцентрировал в себе уникальный опыт по оказанию психологической помощи в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф, накопленный в рамках научной школы В. С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности». Были разработаны уникальные методы работы и средства диагностики и психологического сопровождения детей, подростков и взрослых, методы тренингов специалистов, работающих в экстремальных ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф.

Под руководством В.С. Мухиной, основателя данной научной школы, продуктивно осуществлялась психологическая помощь в экстремальных ситуациях: 1 — пострадавшим в Спитакском землетрясении (в Армении и в Московской области, 1988—1989 гг.); 2 — в Петропавловске-Камчатском (по случаю прогноза землетрясения в 1989 г.); 3 — в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (1986—1989 гг.); 4 — в ВДЦ «Орлёнок», подросткам — жертвам теракта в Буденновске в 1995 г.; 5 — подросткам и взрослым, пострадавшим от теракта в Беслане в 2004 г.*

* Более подробное описание работы кафедры психологии развития см. в журнале «Развитие личности» (2013, № 3), посвященном юбилею кафедры психологии развития личности [7].

Сегодня факультет педагогики и психологии ориентирован на подготовку бакалавров и магистров психолого-педагогического образования. Необходимость подготовки бакалавров и магистров по данному направлению определяется общепризнанным фактом дефицита высококвалифицированных специалистов как на различных уровнях образовательных учреждений, государственной службы, муниципальных учреждений, так и в бизнес-организациях. Подготовка бакалавров и магистров психолого-педагогического образования обусловлена, во-первых, тем, что огромная, постоянно увеличивающаяся и далеко не заполненная ниша на рынке труда требует специалистов по разработке и реализации инновационных образовательных технологий разного типа и уровня, начиная с разработки и реализации методов и коррекционно-развивающих программ для детей с теми или иными специальными нуждами для системы инклюзивного образования и заканчивая построением требующих высочайшего качества проектирования и практического воплощения внутрикорпоративных программ обучения для крупнейших финансово-промышленных групп и объединений; во-вторых, наличием в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке соответствующих наработок и их апробации в самых разных областях педагогической практики.

Многие научные разработки преподавателей кафедр внедряются в образовательный процесс, используются в программах основных учебных дисциплин, преподаваемых на факультете по разным направлениям подготовки. Преподавание учебных дисциплин ведется с применением авторских учебников и учебных пособий.

Выпускники факультета педагогики и психологии успешно работают в государственных и коммерческих учреждениях высшего, среднего, дошкольного, дополнительного профессионального образования, в образовательных учебных и профессиональных консультативных центрах, учебных центрах переподготовки и повышения квалификации специалистов начального и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях с профильными классами и т.п.

Продолжая и развивая традиции педагогического факультета, факультет педагогики и психологии МПГУ вносит достойный вклад в воспроизводство научно-психолого-педагогических кадров. Многие преподаватели и выпускники являются гордостью отечественной педагогической и психологической науки — они обрели всемирную известность, прославляя науку и образование России [8; 9].

1. Хрусталёва В.А. К истории высшего педагогического образования в РСФСР: педвузы Москвы и Ленинграда (1918-1961 гг.). - М., 1963.

2. Игнатьев Е.И. Памяти К.Н. Корнилова // Вопросы психологии личности: сб. ст. / под ред. Е.И. Игнатьева. — М., 1960. — С. 3-6.

3. Корнилов К.Н. Речь на торжественном собрании по случаю открытия педагогического факультета 2-го МГУ. Красный педфак // Научно-педагогический журнал Педагогического факультета 2-го Московского государственного университета. — 4 ноября 1923. — С. 5—14.

4. Пинкевич А.П. Работа института научной педагогики при 2-м МГУ. Труды Второго Московского университета. Часть педагогическая. Научная педагогика. - Т. 1. - М., 1929. - С. 3-11.

5. Сластёнин В.А., Данилова В.В., Дубицкая Е.А. и др. Педагогический факультет. 1921-2001. - М., 2001.

6. Дубицкая Е.А. Кузница педагогических кадров (к юбилею факультета педагогики и психологии МПГУ) // Педагогическое образование и наука. - 2001. - № 4. - С. 9-11.

7. Развитие личности. - 2013. - № 3.

8. Борисов В., Осухова Н. МПГУ - alma mater отечественной науки: Часть II. 2-й МГУ: 1918-1930 гг. // Развитие личности. - 2012. - № 3. -С. 8-32.

9. Борисов В., Мухина В., Осухова Н. МПГУ - alma mater отечественной науки: Часть III. МПГУ - МГПИ им. В.И. Ленина: 1930-1941 / 19411990 гг. // Развитие личности. - 2012. - № 4. - С. 8-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.