уДк 3303 о. В. Касимов
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассмотрены сущность и направления развития глобализации. Определены формы влияния глобализации на различные уровни экономической интеграции хозяйственных систем. Обоснованы объективные основы региональной интеграции стран Содружества независимых государств.
Ключевые слова: глобализация, экономическая интеграции, регулирование международной экономической интеграции.
O.V. Kasimov
THEORY AND PRACTICE OF ECONOMIC INTEGRATION IN THE FRAMEWORK OF GLOBALIZATION
The author considers the essence and trends in the development of globalization. The forms of influence of globalization on different layers of economic integration within economic systems are defined. Practical grounds for regional integration among member states of the Commonwealth of Independent Countries are given.
The key words: globalization, economic integration, regulation of international economic integration.
Переход развитых государств к постиндустриальной стадии развития и освоение достижений информационной революции способствовали активизации процессов глобализации. Что же такое глобализация и как она соотносится с понятиями «интернационализация» и «интеграция»?
Интернационализация хозяйственного, политического, культурного и других аспектов жизни общества -это историческая тенденция нарастающего взаимодействия между регионами, странами, народнохозяйственными комплексами.
Глобализация - пространственная характеристика интернационализации хозяйственной жизни на современном этапе, когда мировой рынок приобретает глобальный характер и охватывает все мирохозяйственные связи и все мировое экономическое пространство, в связи с чем возрастает внимание к экзогенным факторам экономического развития.
Международная экономическая интеграция - это наивысшая на сегодня ступень и форма интернацио -нализации хозяйственной жизни, когда нарастающая экономическая взаимосвязь двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, в результате чего формируются крупные международные хозяйственные комплексы.
Таким образом, глобализация характеризует развитие интернационализации с точки зрения расширения ее экономического поля и дифференциации форм хозяйственных связей, а интеграция - наивысшая ступень развития ее вглубь, формирование новых качественных свойств и закономерностей международных хозяйственных систем.
В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Это проявляется в прямой зависимости кон -курентоспособности, темпов развития национальной экономики, уровня и качества жизни населения от степени вовлеченности страны в процессы глобализации и интеграции.
В глобальном процессе все ранее сложившиеся формы экономического обмена замещаются рынком. В отсутствие социальных, физических и других ограничений рыночная экономика способна расширяться и показать свои активные свойства. Она склонна вызывать экономический рост, расширяться территориально и заставляет воспользоваться ее результатами все общество. Жесткая власть рынков вдохнула новую жизнь в неоклассические экономические доктрины, которые требуют от правительств дерегулировать экономику и уменьшить все существующие способы их вмешательства.
Глобализация экономической деятельности развивается по следующим основным направлениям:
1. Глобализация международной торговли, в которой основными потоками являются товары, услуги, технологии и объекты интеллектуальной деятельности.
2. Глобализация движения факторов производства: капитала (в виде прямых иностранных инвестиций) и рабочей силы (в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих в виде «утечки умов»).
3. Глобализация международных финансовых операций, к которым можно отнести кредиты (частные, государственные, международных организаций), производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.), а также валютные операции.
Сюда следует также добавить новый фактор производства, качественно определяющий состояние мировой экономики, - информацию. На передний план выходит информация, а наука становится непосредственной производительной силой.
Глобализация и интеграция развиваются на разных уровнях и для каждого уровня характерны специфические формы организации, регулирования этих процессов. Таковыми являются: мега- (наднациональный), макро- (национальный), мезо- (комплексы, регионы -страны, области, республики) и микроуровень (предприятия, домохозяйства).
На мегауровне международные наднациональные организации, осуществляют либо общее, либо функцио-
нальное регулирование мирохозяйственных связей. Общее руководство осуществляют Организация объединенных наций, Организация экономического сотрудничества и развития, политические и исполнительные органы Европейского Союза и др. МБ, МВФ, ВТО, МОТ регулируют отдельные формы международных экономических отношений - валютные, кредитные, финансовые, трудовые и др. Эти организации осуществляют целенаправ -ленное сознательное регулирование интеграции. Наднациональные управленческие органы созданы и странами Содружества независимых государств, они осуществляют как общее, так и функциональное регулирование интеграции в рамках стран-участниц.
На макроуровне международные интеграционные процессы регулируются посредством межгосударственных двусторонних и многосторонних соглашений. Региональные международные интеграционные объединения также дифференцированы, они выступают как зоны свободной торговли, таможенные союзы, экономические союзы, экономико-политические объединения многих стран. В рамках СНГ созданы разнообразные интеграционные объединения: политико-экономическая интеграция между Россией и Беларусью, Центрально-азиатское экономическое сообщество между республиками Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Таможенный союз или Евразийское экономическое сообщество между Россией, среднеазиатскими и некоторыми другими странами СНГ.
На мезоуровне налаживается многостороннее экономическое сотрудничество между приграничными областями и регионами стран Содружества. В этих взаимоотношениях участвуют все основные субъекты экономики, но особая роль отводится руководителям и правительственным органам приграничных областей. Они осуществляют эту деятельность в рамках своей компетенции.
На микроуровне интеграционные функции выполняют корпорации, домохозяйства. Их деятельность основана на рыночных принципах и осуществляется в форме торговли товарами, а также производственной кооперации. Центральное место в мировой экономике занимают ТНК. Международные ТНК, МНК охватывают все формы общественного воспроизводства - производство, финансы, обмен, потребление. В мире насчитывается 60 тыс. ТНК и более 500 тыс. их зарубежных филиалов. ТНК осуществляют свыше половины мирового производства и внешнеторгового оборота, 90% вывоза капитала, более 80% торговли высокими технологиями. В последнее десятилетие ТНК сумели открыть для себя некоторые новые рынки, регионы бывшего СССР.
Для активного участия в мировой хозяйственной деятельности необходимо сформировать крупные национальные корпоративные структуры (ФПГ, холдинги, концерны, акционерные общества), которые на равных конкурировали бы с иностранными транснациональными корпорациями на внутреннем и внешнем рынке. Поэтому с 1994 г. в отечественной экономической литературе стала распространяться идея корпоративного капитала как двигателя экономического развития страны . Основу корпоративного капитала стали составлять финансово-промышленные группы.
Акционирование предприятий и развитие фондового рынка в России и странах Содружества сформирова-
ли стимулы для процессов интеграции банковского и промышленного капитала, создания финансово-промышленных групп. Формирование новых организационно-хозяйственных структур на базе финансово-промышленной интеграции дает возможность решать стратегические проблемы развития интеграции производства и повышения его эффективности. Немаловажно и то, что крупные корпоративные структуры объективно ведут к формированию государственно-корпоративной общности в рамках национальных экономик различных стран.
Глобализация экономической деятельности оказывает значительное влияние на механизм регулирования национальной экономики. Возрастание экономической открытости меняет соотношение внешних и внутренних факторов развития национальных хозяйств. В настоящее время экономическая ситуация за пределами национальных границ оказывает все возрастающее влияние на национальные экономики. Это означает, что национальные государства в современных условиях уже не могут регулировать экономическую жизнь внутри страны, не считаясь с процессами, происходящими в мировом хозяйстве.
Ограничение возможностей государственного регулирования внутреннего рынка в условиях глобализации проявляются по следующим направлениям:
1. В мировом хозяйстве сформировалась система международного регулирования торговых и финансовых операций. В настоящее время нормы и правила их осуществления согласовываются в многостороннем порядке в рамках специализированных международных институтов - ВТО, МВФ, МБРР и др. Поэтому членство в подобных организациях для каждой страны служит определенной гарантией соблюдения ее интересов другими странами.
2. Возрастание степени либерализации национальных рынков существенно ограничивает возможности государств эффективно защищать национальных производителей от возросшей иностранной конкуренции. В результате поэтапного достижения многосторонних договоренностей в рамках ВТО во второй половине ХХ столетия были заметно либерализованы товарные рынки, затем - рынки услуг и финансовые рынки большинства стран мира. Средневзвешенная ставка импортной пошлины в промышленно развитых странах, характеризующая уровень тарифной защиты национального рынка, снизилась, по данным ВТО, с 40 до 4 - 6%.
3. В условиях глобализации проявилась тенденция к синхронизации экономических циклов в разных странах. Синхронизация находит свое выражение в одно-моментности периодов подъемов и кризисов в производственной и финансовой сферах большинства стран.
4. В большинстве стран с транзитивной экономикой во внутренних расчетах, особенно наличных, существенное значение имеет американская валюта. Депозиты в иностранной валюте увеличивают коэффициент монетизации ВВП других стран. Поэтому по нашему мнению, регулирование денежного обращения путем ограничения размеров внутренних пассивов не может дать желаемого результата. На движение денежного обращения, выраженного в долларовой составляющей, национальные органы валютного регулирования эффективно воздействовать не в состоянии.
5. Значительная доля суммарных денежных ресурсов многих стран вынужденно направляется на финансирование различных долговых обязательств перед иностранными кредиторами, из-за чего ощутимо сужается спрос на продукцию внутреннего производства и ограничиваются возможности стимулирования роста национальной экономики.
6. Интеграция стран с развивающимися рынками в глобальную финансовую систему позволяет этим странам привлекать из-за границы дополнительные ресурсы для финансирования инвестиций. Она способствует развитию внутренних национальных финансовых институтов и рынков. С другой стороны, в условиях глобального рынка государство уже не в состоянии эффективно выполнять функции гаранта, поскольку оно может регулировать деятельность только национальных участников рынка.
Объективные основы региональной интеграции стран СНГ. Известно, что по степени интенсивности экономических связей как на межотраслевом, так и на внутриотраслевом уровнях, СССР был самым интегрированным государством мира. По экспертным оценкам, из-за разрыва связей России с бывшими союзными республиками выпуск конечной продукции уменьшил -ся в России на 35 - 40%, а в большинстве новых суверенных стран - на 20 - 25%.
Серьезные трудности возникали из-за продолжающегося спада производства, неустойчивости национальных валют, хронических неплатежей и преимущественного бартерного характера взаимной торговли. Это не могло не сказаться на их экономическом сотрудничестве. Ослабевает взаимодействие национальных экономик, а внутренние воспроизводственные процессы становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными. Однако большинство стран СНГ сохранили высокий уровень интегрированности в экономику постсоветского пространства.
При наличии политической суверенности практически ни одна страна не стала экономически независимой : народно-хозяйственные комплексы новых государств в силу исторически сложившегося разделения труда и территориального размещения производительных сил остаются взаимозависимыми и взаимодопол -няющими, увязанными едиными технологическими цепочками практически во всех отраслях народного хо -зяйства.
Условиями, благоприятствующими интеграции стран СНГ являются: общая производственная инфраструктура, общность технологий, стандартов, языка, культуры, территориальная близость. Страны объединяет единство энергетической, транспортной, трубопроводной систем. Все страны СНГ объективно заинтересованы в развитии научно-технического сотрудничества. Серьезные стимулы к реинтеграции заложены в области военного и оборонного сотрудничества стран СНГ, в освоении космоса. Важно сотрудничество в гуманитарной и социальной сферах. Эти приоритеты уже определены в принятом в России «Стратегическом курсе сотрудничества РФ с государствами СНГ».
Осознание негативных последствий распада единого экономического пространства бывшего СССР заставило государства-члены Содружества независимых государств выдвинуть задачу формирования эффективной интеграционной структуры. Обобщение интеграционной практики ЕС позволяет утверждать, что формирование Единого экономического пространства стран СНГ будет идти по следующему алгоритму.
В ЕС сначала были отменены таможенные пошлины во взаимной торговле (по расчетам, это дало экономию в 600 млрд дол. и позволило снизить цены на товары и услуги), затем были отменены количественные ограничения во взаимной торговле. То есть вначале происходила интеграция в сфере обращения, торговле. Затем стала осуществляться производственная интеграция, этому способствовала отмена всяких ограничений на движение факторов производства (труда, капитала, технологий, валюты и пр.). Параллельно происходило формирование единого аграрного рынка и реструктуризация сельскохозяйственного производства. Интеграция сопровождалась унификацией хозяйственного законодательства, проведением единой научно-технической политики, было введено взаимное признание дипломов и др. Постепенно создавались предпосылки для перехода к единой валюте. Формировались управленческие структуры ЕС. И лишь в конце длительного пути произошло политическое объединение стран-участниц. Закономерным результатом стало выравнивание уровней экономического развития стран ЕС.
Поэтому принципами строительства интеграционного содружества должны стать постепенность, добровольность, движение от простого к сложному, взаимная выгода.