2. Воронков А.Н. Инновационная логистика в торговле // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 4 (32).
3. Гримашевич О.Н. Методологические подходы к определению риска промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 1 (35). С. 57-59.
4. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Актуализация проблемы моделирования управления инновационным развитием на современном этапе функционирования экономики // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 1 (05). С. 10-15.
5. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Приоритеты формирования маркетинга партнерских отношений в России в совре-
менных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 41-43.
6. Кублин И.М. Проблемы диверсификации при внедрении инноваций на машиностроительном предприятии // Наука и общество. Серия «Экономика и управление». 2013. № 3 (12). С. 64-68.
7. Кублин И.М., Санинский С.А., Линников П.И. Особенности дистрибуции на рынке нефтепродуктов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2 (56). С. 39-43.
8. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.
ovodyanenko'flgmail.com
УДК 330.1
Олег Игоревич Водяненко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
Цель статьи - рассмотреть, какое влияние оказывает глобализация на социальную экономику. Отмечается, что значительное влияние на решение социально-экономических проблем национальных государств оказывают процессы международной экономической интеграции. Автор определяет место государства в экономике и социальной жизни общества, формы и механизмы эффективного решения задач, стоящие перед ним в современных условиях. Формирование социального государства в условиях глобализации зависит от качества работы национальных государственных органов управления. Совокупность кризисных проявлений, условий и факторов, угрожающих национальной безопасности России, обусловливает острую необходимость повышения эффективности экономической политики российского государства. Отдельные предложения и выводы могут быть использованы для разработки социальных программ, путей повышения эффективности производственного процесса.
Ключевые слова: социальная экономика, глобализация, интеграция, национальная безопасность, инвестиции.
O.I. Vodyanenko
IMPACT OF GLOBALIZATION ON SOCIAL ECONOMY
The paper aims to consider the impact of globalization on social economy. It is noted that various processes of international economic integration make significant impact on the solution of social and economic problems in nation-states. The author defines the role of the state in economy and social life, describes forms and mechanisms for effective solution of problems that modern society faces. It is argued that successful establishment of a social state in the context of globalization depends on the quality of national government agencies. The pressure of the economic crisis, conditions and factors that threaten national security of Russia mean that it is urgently necessary to raise the effectiveness of economic policy of the Russian state. Suggestions and conclusions made by the author can be used to develop social programs and find ways to improve the efficiency of the production process.
Keywords: social economy, globalization, integration, national security, investments.
Переход экономически развитых стран к стадии экономики, основанной на знаниях, революция в информационно-технологическом базисе общества и экономики активизировали процессы глобализации [5; 11; 12].
По мнению О.В. Касимова, «глобализация - пространственная характеристика интернационализации хозяйственной жизни на современном этапе, когда
мировой рынок приобретает глобальный характер и охватывает все мирохозяйственные связи и все мировое экономическое пространство, в связи с чем возрастает внимание к экзогенным факторам экономического развития» [2].
Происходящие качественные изменения в мировом хозяйстве характеризуются усилением взаимовлияния и взаимозависимости различных сфер деятельности
в сфере международных отношений. При этом глобализация не ограничивается только экономической сферой.
Качественные изменения происходят во всех сферах жизни общества, включая социальную сферу, безопасность, образ жизни населения, политику, идеологию, культуру, условия и факторы существования всего человечества.
Сегодня потенциальная возможность перехода к глобальной форме развития вытекает из самой природы хозяйственной деятельности людей, их стремления разрешить противоречие между ограниченностью ресурсов и возрастающими человеческими потребностями в целях обеспечения значительного повышения уровня благосостояния людей. Настоящий этап глобализации мирового хозяйства ознаменован наличием разноуровневых национальных экономик, их «взаимопереплетением» и наличием собственных тенденций национального развития. Особенно это касается таких двух групп стран, как развитые и развивающиеся с переходными экономиками, что обусловлено стартовыми условиями их развития и местом национальных систем в геополитическом раскладе стран мира. В целом глобализация не может не быть результатом предшествующих этапов развития человеческого общества.
Главным содержанием глобализации является рост экономической взаимосвязи стран, которая выражается в углублении, расширении, интенсификации и все возрастающем динамизме международных экономических отношений, сопровождающихся формированием системы мировых, межрегиональных, региональных организаций и союзов.
На новой стадии развития мирового хозяйства происходит интенсификация всех форм внешнеэкономических отношений: торговых, инвестиционных, трудовых, информационных, социальных и т.п. Основным итогом происходящих изменений становится возрастающая экономическая и политическая взаимозависимость стран мирового сообщества.
Таким образом, без активного участия в международных хозяйственных процессах не может успешно развиваться ни одно национальное государство. От степени вовлеченности страны в процессы интернационализации и глобализации зависит конкурентоспособность национальной экономики, темпы роста внутреннего валового продукта, качество и уровень жизни населения.
Глобализация проявляется в различных формах, основными из которых являются:
- научно-техническая и технологическая революция;
- централизация и концентрация международного бизнеса;
- международная экономическая интеграция;
- либерализация экономических взаимосвязей;
- формирование международных институтов, регулирующих разнообразные сферы деятельности;
- рост зависимости национальных хозяйств от развития глобальных процессов;
- растущее влияние геополитики на социально-экономическую ситуацию внутри национальных государств;
- расширение гуманитарного и культурного взаимодействия.
За последние два десятилетия Россия превратилась в страну с открытой рыночной экономикой, что сопровождается ростом зависимости ее народного хозяйства от внешнеэкономических связей. Как показывают статистические данные, в течение 1990-2013 гг. экспорт России увеличился на 485,3 млрд долл., или в 5,4 раза - до 594,8 млрд долл. Среднегодовой прирост экспорта России составил 21,1 млрд долл., или 19,3%. Наибольший объем экспорта был в 2012 г. (597,1 млрд долл.). Доля экспорта в ВВП Российской Федерации составляла в 2013 г. 28,4%, что сопоставимо с аналогичным показателем Великобритании, Германии, Франции, Италии [2].
Долгое время в экономической науке преобладало мнение о преимущественно благоприятном влиянии внешних факторов на развитие экономики отдельных национальных государств, что их участие в международном обмене товарами и услугами взаимовыгодно для всех участвующих в этом стран и обеспечивает им повышение эффективности и улучшение благосостояния населения. Накопленный опыт их развития в последние десятилетия показал, что это воздействие весьма противоречиво.
С одной стороны, повышение степени открытости национальной экономики способствует улучшению количественных и качественных показателей ее развития. Расширение и интенсификация внешнеэкономических связей между государствами обеспечивают доступ стран к передовым технологиям, стимулируют технологический прогресс, снижают трансакционные издержки внешнеэкономических взаимодействий, способствуют улучшению качества продукции и оказываемых услуг, происходят прогрессивные изменения в отраслевой структуре. С другой стороны, усугубляются экономические трудности, консервируется периферийная модель национальной экономики, разоряется малый бизнес, распространяется бедность, развивается глобальная конкуренция. В ряде случаев иностранная конкуренция приводит к деградации целых отраслей национального хозяйства, рост импорта усиливает зависимость от экономически более развитых стран, разрушается сложившийся образ жизни.
В глобальном измерении не создаются необходимые и достаточные предпосылки решения проблемы социального неравенства и бедности. Закрепляется тенденция неравномерного распределения благосостояния, выражающаяся в неравенстве доходов, доступа к услугам образования и здравоохранения [8; 9]. В большинстве «проигравших» стран происходит нарастание нищеты и маргинализации населения.
Социально-экономическая поляризация уровня жизни населения внутри отдельных стран и между странами возрастает. По данным Организации Объединенных Наций, разрыв в уровне доходов между пятью самыми богатыми и пятью беднейшими странами постоянно увеличивается и составляет в настоящее время 74:1.
Сформировавшиеся в мировом экономическом пространстве мощные транснациональные компании значительно ослабляют национальные суверенитеты,
становятся независимыми саморазвивающимися комплексами. Мировая экспансия транснациональных компаний привела к ослаблению роли государства в регулировании экономики, особенно в социальной сфере. Капитал попросту покидает страны с высокими налогами на бизнес, сильными социальными ограничениями и профсоюзами.
Глобализация обострила ситуацию в области сохранения и защиты окружающей среды. Экспансия транснациональных компаний обостряет проблемы обеспечения топливом, водой, сырьевыми ресурсами. Ускорение загрязнения окружающей среды ухудшает условия существования человечества.
Значительное влияние на решение социально-экономических проблем национальных государств оказывают процессы международной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция - процесс объединения экономики стран, взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов, которые постепенно приводят к согласованию и унификации межгосударственной экономической политики. Интеграционные объединения формируются на основе принципов постепенности, добровольности, взаимной выгоды и заинтересованности взаимодействующих государств.
По степени развитости выделяют следующие формы экономической интеграции: зоны с преференциальным режимом и свободной торговлей, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, экономический и валютный союз.
Несмотря на объективный характер развития интеграционных процессов, происходит целенаправленное и сознательное формирование механизмов организации хозяйственной жизни и системы наднациональных институтов, функционирование которых обеспечивает разрешение межгосударственных противоречий на интеграционном пространстве.
На мегауровне международные наднациональные институты осуществляют как общее, так и избирательное функциональное регулирование международных экономических отношений. Общие регулирующие функции выполняют Организация Объединенных Наций (ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), руководящие институты Европейского союза (Европейский совет, Совет министров, Европейский парламент) и др.
Отдельные формы международных экономических отношений регулируют: Мировой банк (МБ, МБРР) -кредитные отношения, Международный валютный фонд (МВФ) - валютно-финансовые отношения, Всемирная торговая организация (ВТО) - торговые отношения, Международная организация труда (МОТ) -трудовые отношения.
В настоящее время интеграционные процессы активно развиваются и на постсоветском экономическом пространстве.
Наднациональные регулирующие институты созданы в рамках Содружества независимых государств (СНГ), которые также осуществляют общее и функциональное регулирование взаимоотношений стран-участниц. Известно, что экономика Советского Союза развивалась как высоко интегрированный комплекс,
отдельные части которого были тесно связаны между собой. По экспертным оценкам, после распада СССР от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах - членах СНГ в 1992-1995 гг. явилось следствием разрушения хозяйственных связей.
Вместе с тем СНГ в конечном итоге смогло демпфировать неблагоприятные последствия перехода от союзного государства к новым формам взаимодействия национальных государств, сформировать отношения, основанные на принципах суверенитета и равенства, обеспечить коллективную безопасность.
Сегодня сохранились благоприятные условия для реинтеграции стран СНГ: наличие единой транспортной, энергетической, трубопроводной инфраструктуры; общность стандартов, языка, культуры; заинтересованность в развитии оборонного и научно-технического сотрудничества; интенсивное сотрудничество в социальной и гуманитарной сферах и др.
В настоящее время осуществляется переход к новому этапу интеграционного сотрудничества. На этапе формирования его содержание проявлялось в отраслевом сотрудничестве, реализации торгово-экономических проектов, антитеррористической деятельности, контактах по линии военной обороны, а также в системе консультаций на различных уровнях.
Затем, согласно договору от 6 октября 2007 г., был образован Таможенный союз. Формирование Таможенного союза привело к созданию единого таможенного пространства, в пределах которого отменены таможенные пошлины. По отношению к товарам и услугам третьих стран введен единый таможенный тариф и другие общие меры регулирования торговых отношений.
В 2011 г. Россия, Белоруссия и Казахстан приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой был провозглашен переход к следующему этапу интеграции - Единому экономическому пространству. В 2015 г. интеграционные процессы между Белоруссией, Казахстаном, Россией и присоединившимися к ним Арменией и Киргизией регулируются договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [3].
Основными целями формирования единого экономического пространства являются:
- создание условий стабильного развития экономики стран для повышения жизненного уровня их населения;
- повышение эффективности функционирования общего рынка товаров, капитала и труда;
- проведение согласованной валютно-финансовой, денежно-кредитной, налоговой, торговой, таможенно-тарифной политики;
- развитие единой энергетической, транспортной и информационной инфраструктуры;
- создание единой системы государственной поддержки приоритетных отраслей экономики, научно-технологической и производственной кооперации.
Важнейшим экономическим институтом, связывающим национальные хозяйства и определяющим экономическое развитие отдельных стран и мира, являются транснациональные корпорации (ТНК). В мире насчитывается около 60 тыс. ТНК и около 500 тыс. их зарубежных филиалов. На долю транс-
национальных корпораций приходится более 4/5 торговли высокими технологиями, 1/3 всех производственных фондов, транснациональный капитал производит 1/2 мирового продукта. Благодаря своим инвестиционным решениям и выбору стран размещения капитала транснациональный капитал играет важную роль в перераспределении мирового производственного потенциала.
Следует отметить, что современные тенденции в мировой экономике напрямую влияют на национальную безопасность России.
Место и роль России в международном разделении труда определяются эффективностью национальной экономики в целом, ее устойчивостью и гибкостью, способностью развиваться в соответствии с мировым технико-экономическими тенденциями или с опережением среднемировых темпов институциональных инноваций (экономических, технических, социальных). Лишь на такой прочной основе можно сравнительно быстро адаптироваться к любым потрясениям в мировом хозяйстве и кризисным проявлениям в международной экономической конъюнктуре, извлечь для себя выгоду в условиях жесткой международной конкуренции.
В России сложилось устойчивое положительное сальдо внешней торговли. Однако изучение качественных характеристик внешнеторговых отношений приводит к неблагоприятным выводам. Структура экспорта является одним из самых важных показателей, характеризующих уровень и эффективность экономического развития страны. Сложившаяся структура российского экспорта свидетельствует о несоответствии профиля международной специализации нашей экономики современным трендам развития мировой экономики и торговли.
В 2013 г. доля топливно-энергетических товаров и минерального сырья в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья составила 86,9% (на топливно-энергетические товары приходилось 42,81%, на минеральные продукты - 43,81%), в страны СНГ - 65,41% (топливно-энергетические товары - 32,16%, минеральные продукты - 33,25%) [6]. Таким образом, в мировой торговле произошло закрепление России в качестве поставщика сырья и топливно-энергетических ресурсов. В импорте, наоборот, преобладают потребительские и инвестиционные товары.
В целях оценки степени реальных угроз для национальной экономики используем показатели, характеризующие важнейшие параметры экономической безопасности России.
По многим показателям Россия сейчас превысила критические пороговые значения, что позволяет характеризовать ее экономику как зависимую. Это в полной мере относится и к показателям, характеризующим социальную составляющую экономики.
Ситуация ухудшилась в связи с резким падением цен на нефть и, соответственно, на другие виды энергоресурсов, что привело к сокращению налоговых поступлений в бюджет и экспортной выручки. Проводившаяся в 2014-2015 гг. российскими валютно-фи-нансовыми институтами политика либерализации валютного регулирования привела к двукратному падению курса рубля по отношению к доллару, резкому росту цен на импортные товары. Внутренний рынок
оказался не защищенным от данного вида угроз. На это обратили внимание многие ученые [1; 4; 10].
Еще одним важным фактором, оказывающим существенное влияние на состояние социального сектора российской экономики, является международный рынок капиталов.
Основной причиной глобализации рынка капиталов выступает действие взаимосвязанных между собой факторов: либерализация внешнеэкономических отношений и финансового рынка; информационная революция, ускорившая анализ и распространение финансовой информации; институционализация международного финансового рынка (возрастание роли институциональных инвесторов - транснациональных коммерческих банков, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний и сберегательных учреждений).
Как известно, существует прямая зависимость между ростом инвестиций и темпами роста ВВП любой страны. Развитые страны добились успехов в решении экономических и социальных проблем во многом благодаря инвестиционному механизму, сочетающему использование как реальных, так и финансовых инвестиций.
Тот факт, что иностранные инвестиции нужны и важны, уже подтвердила хозяйственная практика. При оценке места и роли иностранных инвестиций используются не только количественные, но и качественные показатели. Как показала практика, на иностранных (и совместных) предприятиях качественные показатели эффективности (производительность, производственные и трансакционные издержки, материало- и фондоотдача) значительно лучше, чем на предприятиях других форм собственности. Это обусловлено применением более прогрессивных технологий, более эффективного менеджмента, их финансовой прозрачностью, более низким уровнем коррупции по сравнению с средними показателями в финансовом и реальном секторах российской экономики.
Характерным признаком международных инвестиционных процессов, проявившимся и в России, являются выборочные капиталовложения в наиболее привлекательные для иностранного капитала отрасли. В результате основной объем прямых иностранных инвестиций был направлен в сырьевые и топливно-энергетические отрасли и в отрасли производственной инфраструктуры (транспорт и связь), что не позволяет проводить политику диверсификации [7].
Глобальный рынок капитала реагирует на политику национальных правительств так же, как и на поведение крупных корпораций. Если экономическая политика государства успешна, то приток привлеченного иностранного капитала возрастает. Если же инвестиционная политика национального правительства недостаточно эффективна, иностранный капитал начинает покидать пределы страны.
Под воздействием глобализации инвестиционных процессов реальную угрозу национальным интересам России создает экспорт капитала, бегство отечественных финансовых ресурсов за рубеж. Бегство капитала обусловлено в основном нерыночными факторами: несовершенством законодательства в области нало-
гообложения; недостаточным количеством объектов для прибыльного вложения денежных средств; неурегулированностью отношений частной собственности; нестабильностью социальной и политической ситуации; коррумпированностью властных структур; неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д.
Отрицательное воздействие (прямое и косвенное) оттока капитала проявляется в следующем: снижается объем внутренних инвестиций, растет неустойчивость финансовых рынков, создается повышенный спрос на дешевые зарубежные кредитные ресурсы при сокращении внутренних капиталовложений; сокращаются налоговые поступления в бюджет, снижается эффективность реализуемых социальных программ, обостряется долговая проблема России.
Таким образом, формирование социального государства в условиях глобализации зависит от качества работы национальных государственных органов управления. Совокупность кризисных проявлений, условий и факторов, угрожающих национальной безопасности России, обусловливает острую необходимость повышения эффективности экономической политики Российского государства. Следует разработать и реализовать систему мер, обеспечивающих конкурентные преимущества в области высоких технологий, инвестиционного климата, интеллектуального потенциала общества.
1. Алексеев А.В. Модернизация российской экономики: кто оплатит долг? // ЭКО. 2015. № 1.
2. Касимов О.В. Теория и практика экономической интеграции в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 4 (28).
3. Кнобель А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3.
4. Кулешов В.В. Современные вызовы социально-экономическому развитию России // ЭКО. 2014. № 12.
5. Развитие экономической системы России в условиях глобализации / под общ. ред. О.Ю. Соколовой. Саратов: СГСЭУ, 2007.
6. Россия в цифрах. 2014: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2014.
7. Русановский В.А., Бабайцева И.К. Государственные институты развития диверсификации экономики в условиях долгосрочных глобальных изменений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57).
8. Русановский В.А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44).
9. Русановский В.А., Федорова Ю.В. Использование принципов распределительной справедливости при формировании рынка медицинских услуг в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2 (36).
10. Симонов В. Антироссийские санкции и системный кризис мировой экономики // Вопросы экономики. 2015. № 2.
11. Фейгин Г.Ф. Национальные экономики в эпоху глобализации: перспективы России. СПб.: СПбГУП, 2008.
12. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М.: Экономика, 2010.
[email protected] Александр Владимирович Гугелев,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
[email protected] Анжелика Ахмеджановна Семченко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, УДК 330 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Рассмотрены основные этапы проведения процесса реорганизации с точки зрения достижения оптимального эффекта для дальнейшего развития компании на фоне сложных современных экономических и политических условий, в частности активизации конкуренции. Авторы сосредоточились на исследовании особенностей процесса реорганизации, реальных сложностей, возникающих на каждом последовательном этапе ее проведения. Целью явилось объективное исследование значения процесса реорганизации в контексте постоянного совершенствования, необходимого любой коммерческой структуре на современном этапе экономического развития как в России, так и за рубежом. Проанализированы основные формы проведения процесса реорганизации как перспективного направления развития современной компании, а также подчеркнута роль государственной власти и потребителя в лице общества, удовлетворение которого является целью процесса реорганизации.
Ключевые слова: реорганизация, процесс, организация, изменения.