УДК 330.342 ББК 63.03(2)6
© Селин М.В.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР
JpS^ СЕЛИН МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
U доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации ж Y Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
; высшего профессионального образования «Вологодская государственная - J молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина» М Щ E-mail: [email protected]
В работе рассматриваются вопросы теории и практики экономических преобразований в системе народного хозяйства СССР в период строительства социализма. Преобразование экономического базиса на этапе трансформации капиталистических производственных отношений в социалистические в 1921 - 1960 гг. позволило реализовать преимущества социализма над капитализмом в этот период развития страны. Практическая работа по построению новой экономической системы предоставила возможность сформулировать основные положения политической экономики социализма. Однако отход от основополагающих принципов политической экономики социализма в 60-е - 90-е годы привел к реставрации капиталистических отношений и деградации общества. Практический опыт строительства социализма в СССР показал возможность трансформации (клонирования) экономических систем. Огромную роль в этом процессе играют человеческий фактор и особенности в части манипулирования его общественным сознанием.
Экономические законы социализма, формы собственности, планомерность развития, издержки, ценообразование, государственный бюджет, экономическая реформа 1965 года, экономические и социальные последствия.
Как показала теория и практика строительства социализма в СССР в ХХ веке, изменить экономический базис общества и построить новое социально ориентированное общество - это была не только мечта, но и реальность. Требовалось закрепить практику социалистического строительства в теоретическом плане.
В СССР в конце 40-х - начале 50-х годов проводилась широкая дискуссия по политической экономии социализма. Большинство участников дискуссии сошлись на том, что экономические законы социализма представляют собой результат развития материальной жизни общества, а не произвольный продукт сознания и воли людей.
Государство не может создавать экономические законы. Политика государства должна исходить из законов развития общества. В то же время экономические законы социализма действуют не стихийно, не как слепая сила, а как познанная необходимость. Они опосредуются только через созидательную деятельность трудящихся масс, планомерно организуемые государством. Организующая и направляющая роль советского государства в развитии экономики вытекала из характера социалистических производственных отношений.
В работе «Экономические проблемы социализма», подводя итоги дискуссии, И.В. Сталин отметил: «если нет ... условий ..., превращающих товарное производство в капиталистическое производство, если средства производства составляют уже не частную, а социалистическую собственность, если системы наемного труда не существует и рабочая сила не является больше товаром, если система эксплуатации давно уже ликвидирована, -как быть тогда: можно ли считать, что товарное производство все же приведет к капитализму? Нет, нельзя считать. А ведь наше общество является именно таким обществом, где частная собственность на средства производства, система наемного труда, система эксплуатации давно уже не существуют. Наше товарное производство представляет собой не обычное товарное производство, а товарное производство особого рода, товарное производство без капиталистов, которое имеет дело в основном с товарами объединенных социалистических производителей (государство, колхозы, кооперация), сфера действия которого ограничена предметами личного потребления, которое, очевидно, никак не может развиться в капиталистическое производство и которому суждено обслуживать совместно с его «денежным сектором» дело развития и укрепления социалистического производства» [7].
В этот период были сформулированы основные постулаты политической экономики социализма, суть которых сводилась к следующему:
- целью и конечным результатом функционирования экономики является максимально полное удовлетворение потребностей всех членов общества в жизненно необходимых товарах и услугах, что отражено в основном экономическом законе социализма - «обеспечение полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества путем непрерывного роста и совершенствования общественного производства»;
- характер производственных отношений определяется господством общественной, прежде всего, общенародной собственности на средства производства. Средства производства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, частная собственность на указанные факторы производства не допускается. Средства производства, земля и другие природные ресурсы не являются товаром;
- на этапе переходного периода от капитализма к социализму в условиях много-укладности экономики, помимо государственного сектора, существует сектор, базирующийся на кооперативной форме собственности (колхозы, артели, предприятия потребкооперации) для удовлетворения общественных потребностей и находящийся под жестким контролем государства;
- с целью получения максимального эффекта от производственной деятельности осуществляется жесткое директивное планирование и централизованное управление народным хозяйством, где ключевыми являются натуральные (физические) показатели, стоимостные показатели выполняют только учетную функцию. Планомерность и пропорциональность выступают в качестве всеобщей экономической формы организации народного хозяйства в виде краткосроч-
ного, среднесрочного и долгосрочного планирования. Распределение ресурсов для предприятий осуществляется в централизованном порядке на основе планов, которые, в свою очередь, формируются на основе нормативов;
- источником создаваемого общественного богатства выступает труд. Государство последовательно осуществляет принцип распределения материальных благ «от каждого - по способности, каждому по труду», обеспечивающий заинтересованность членов общества в результатах своего труда. Творческая активность участников общественного производства находит свое отражение в социалистическом соревновании;
- при правильно налаженном планировании, управлении и организации производства происходит последовательное повышение производительности живого труда, снижение издержек производства, себестоимости продукции, оптовых и розничных цен и повышение ее качества;
- установлена государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия. Взят курс на экономическое развитие с опорой на внутренние ресурсы и возможности. При этом курсе внешнеэкономическим отношениям отводилась подчиненная роль;
- в экономике функционирует денежная система, суть которой сводится к тому, что для обслуживания населения (реализация продуктов конечного назначения) используется наличный рубль, а для административно-планового распределения промежуточной продукции используются безналичные рубли. Последние не являются товаром, не обмениваются, как товары, а выполняют функции учетной единицы, необходимой для планирования производства и распределения.
Непоколебимая уверенность И.В. Сталина в полной и окончательной победе социализма разбилась о несостоятельность
проводимых экономических реформ после пятидесятых годов прошлого века, приведших в конечном итоге к реставрации капитализма. В чем же причина?
Следует отметить, что после победы Октябрьской революции страна последовательно осуществляла переход к новой общественно-экономической формации. В период 1921 - 1930 гг. был перестроен экономический базис общества. К началу нэпа в экономической системе существовало пять социально- экономических укладов: социалистический, мелкотоварный, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, натуральный (патриархальный). Однако уже к 1930 году ситуация резко изменилась.
Как следует из таблицы 1, в течение 1921 - 1930 гг. проводилась целенаправленная экономическая политика по вытеснению частного сектора экономики из народного хозяйства. Государственный сектор экономики в структуре товарооборота составил в 1922 году - 14,4%, кооперативный - 10,3%, частный - 75,3%. К 1930 году ситуация изменилась. К этому времени в структуре товарооборота государственный сектор составил 17,4%, кооперативный - 76,8%, частный - 5,8%. Сократилась доля народного дохода, создаваемая в частном секторе, с 54,1% в 1925 году до 27,8% в 1930 году. Возросла доля населения, работающего в общественном секторе экономики, до 95,6% в 1930 году.
Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1921 - 1930 гг. составил 23%, а в последующие годы до 1937-го -18% (табл. 2).
Начиная с 1928 года, наметился лавинообразный процесс кооперирования крестьянских хозяйств. В 1930 году в крестьянских хозяйствах согласно статистическим данным оставалось только 15,6% рабочей силы в деревне. С 1928 года были установлены директивные цены и объемы заготовок сельскохозяйственной
Таблица 2. Динамика физического объема промышленной продукции
Таблица 1. Соотношение отдельных секторов в экономике СССР, %
Показатель Государственный Кооперативный Итого обобществленный Частный
1925 г. 1930 г. 1925 г. 1930 г. 1925 г. 1930 г. 1925 г. 1930 г.
Численность рабочих и служащих 71,0 81,9 11,3 13,7 82,3 95,6 17,7 4,4
в том числе:
в промышленности 84,9 91,8 5,5 7,5 90,4 99,3 9,6 0,7
в сельском хозяйстве 31,9 72,7 15,8 11,7 47,7 84,4 52,3 15,6
в строительстве 89,4 92,8 5,4 6,7 94,8 99,5 5,2 0,5
в транспорте и связи 96,6 98,1 1,6 1,8 98,2 99,9 1,8 0,1
в торговле 34,3 23,6 52,8 74,2 87,1 99,8 12,9 0,2
Капитальные вложения 38,6 71,1 3,6 15,0 42,2 86,1 57,8 13,9
Валовая продукция,
в том числе:
промышленность цензовая 89,6 88,7 6,4 11,1 96,0 99,8 4,0 0,2
промышленность мелкая 71,3 71,3 28,7
сельское хозяйство 0,8 3,8 0,6 18,9 1,4 22,7 98,6 77,3
строительство - 75,9 10,9 - 86,8 13,2
Народный доход - 45,9 72,2 54,1 27,8
Основные фонды - - - 58,7 - 41,3
в том числе:
сельское хозяйство - 8,5 - 9,4 - 17,9 - 82,1
Розничный торговый посреднический оборот 16,2 17,4 43,8 76,8 60,0 94,2 40,0 5,8
Источник: Народное хозяйство СССР в 1932 году : статистический справочник. - М. : Соцэкгиз, 1932 - С. 45, 609.
Государство Год
1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930
Индекс физического объема (1913 г. = 100%)
США 100,5 130,4 151,4 142,4 155,9 161,9 158,9 166,4 178,4 143,9
Англия 70,9 81,0 87,3 89,3 87,1 67,3 96,6 91,6 98,8 88,2
Германия - - - 74,6 89,9 85,3 108,2 108,1 109,6 90,4
Франция 55,0 78,0 88,1 108,0 107,1 124,0 109,0 127,1 139,5 140,4
СССР 19,1 24,9 38,0 44,4 73,8 102,0 119,6 146,4 182,0 228,9
Процент изменения к предыдущему году
США -22,9 +29,8 +16,1 -5,9 +9,5 +3,8 -1,8 +4,7 +7,2 -9,3
Англия -30,2 +14,2 +7,8 +2,5 -2,7 -22,7 +43,5 -5,2 +7,9 -10,7
Германия - - - - +20,5 -5,1 +26,8 -0,1 +1,4 -17,3
Франция -11,3 +41,8 +12,9 +22,6 +0,8 +15,8 -12,1 +16,6 +9,8 +0,6
СССР +42,7 +30,5 +52,4 +16,7 +66,4 +38,2 +17,3 +22,4 +24,3 +25,8
Источник: Народное хозяйство СССР в 1932 году : статистический справочник. - М. : Соцэкгиз, 1932. - С. 45, 609.
продукции. Это способствовало установлению достаточно жесткого контроля со стороны государства за рынком сельскохозяйственной продукции. В результате пересмотра нэпа процесс эволюционного врастания социализма в капитализм был прерван. Была ограничена роль таких экономических рычагов, как цена, кредит, прибыль. Реформы коснулись и финансовой области. Вместо существующих
в годы нэпа около 90 различных видов платежей и налогов, взимаемых с объектов хозяйственной деятельности в доход государства, в 1930 году остались налог с оборота и отчисления от прибыли. Были ликвидированы кредиты, рассчитанные на то, чтобы предприятия развивались на принципах коммерческого расчета. На смену ему пришел хозяйственный расчет, использующий принципы материальной
и моральной заинтересованности работников в результатах труда, учитывающий качественные показатели работы промышленности по производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Налог с оборота - часть денежных накоплений (чистого дохода) социалистических предприятий (объединений), непосредственно обращаемая в доход государства. Через налог с оборота государство мобилизовало денежные ресурсы на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей.
Разграничение денежных накоплений предприятий на прибыль и налога с оборота, а также принципы их взимания в бюджет были установлены налоговой реформой 1930 года. Налог с оборота взимался
- в виде разницы между розничными и оптовыми ценами предприятия за вычетом торговых скидок по твердым ставкам (в рублях) с единицы объема продукции (с 1 т нефтепродуктов, хлебопродуктов и ферментированного табака, с 1 тыс. кубометров природного и попутного газа и др.);
- в процентах к обороту (по всем товарам, на которые не установлены оптовые цены предприятий).
В целях стимулирования роста производства товаров народного потребления, расширения их ассортимента и улучшения качества предприятиям-изготовителям предоставлялись льготы, некоторые из этих предприятий полностью освобождались от налога с оборота по реализуемым товарам. Налог с оборота играл важную роль в обеспечении государственного бюджета устойчивыми, равномерно поступающими платежами. В рассматриваемый период роль доходов от социалистического хозяйства -основного источника пополнения государственного бюджета СССР - все более возрастала. Доходы бюджета росли, прежде всего, за счет налога с оборота
и отчислений от прибыли, которые поступали от государственных предприятий и организаций. К примеру, в 1935 году объем поступления налога с оборота в государственный бюджет составил 52,1 млрд руб., а удельный вес в структуре доходов - 77,4% (табл. 3).
Налог с оборота составлял твердо фиксированную величину в составе цены товара и потому зависел только от выполнения плана по выпуску продукции и ее реализации. Он уплачивался в бюджет государственными предприятиями легкой и пищевой, мясной и молочной промышленности, государственной местной промышленности, некоторыми отраслями тяжелой промышленности. Рост налога с оборота был вызван увеличением выпуска продовольственных и промышленных товаров. К 1937 году производство мяса увеличилось на 68,1% по сравнению с 1931 годом, колбас и копченостей - на 308,9%, масла животного - на 158,7%, сахара-песка - на 192,3%, льняных тканей -на 113,0%, шелковых тканей - на 174% и т. д. Кроме того, росту налога с оборота способствовали улучшение товарного ассортимента и отмена карточной системы. Отчисления от прибыли государственных хозяйственных организаций поступили в бюджет на сумму 2070,6 млн руб., или 3,1% в структуре доходов, и не играли в ней существенной роли. Это больше плана по утвержденному ЦИК СССР бюджету в 1725,7 млн руб. [1].
Отчисления от прибылей госпредприятий производились в 1935 году
- по предприятиям общесоюзного значения на основе положения об отчислении от прибылей госпредприятий в доход государства, утвержденного ЦИК и СНК СССР 3 сентября 1931 года;
- по предприятиям республиканского подчинения, начиная с 1 июля 1935 года, на основе постановления ЦИК и СНК СССР от 1 июня 1935 года.
Таблица 3. Свод доходов, проводимых по государственному бюджету СССР за 1935 год
Государственные доходы Исчислено по утвержденному сессией ЦИК СССР своду государственного бюджета, руб. Поступило, руб. % исполнения % к общей сумме доходов
А. Доходы обобществленного хозяйства
Налог с оборота | 52 025 700 000 | 52 166 701 829 | 100,3 | 77,4
Отчисления от прибыли:
промышленности НК тяжпрома 404 100000 583 012 134 144,3 1.0
промышленности НК легпрома 34 600 000 185 681 206 536,7 0,3
кинофотопромышленности 690 000 221700 32,1 -
промышленности НК леса 2500000 185599 7,4 -
промышленности НК пищепрома 202 300 000 177316814 87,7 0,3
промышленности НК местпромов 46 310000 70 541 035 152,3 0,1
государственных сельскохозяйственных предприятий 20 942 000 18718440 89,4 -
железнодорожного транспорта 347 700 000 103 275 672 29,7 0,1
прочих видов транспорта 2200000 4338801 197,2 -
народной связи 36 400 000 33 892 811 93,1 -
государственной торговли и заготовительных предприятий 80 600 000 79 266 832 98,3 0,1
предприятий НК внешторга 10600000 95 257 105 898,6 0,1
государственных кредитных учреждений 303 750 000 316 234 347 104,1 0,5
органов государственного страхования 162 000 000 281 245 303 173,6 0,4
прочих плательщиков 71 049 000 121 410 384 170,9 0,2
Итого отчислений 1 725 741 000 2070598183 120,0 3,1
Подоходный налог и другие налоги с предприятий:
подоходный налог с предприятий 113240 000 74 005 386 65,4 0,1
налог с нетоварных операций 300 000 000 242 467 764 80,8 0,4
сельскохозяйственный налог 262 250 000 258 510 600 98,6 0,4
налог с совхозов 23 660 000 31 436 672 132,9 -
Итого налогов с предприятий 699150000 606 420 422 86,7 0,9
Поступления из средств государственного социального страхования на здравоохранение 1 758 360 000 1 977 661 673 112,5 3,0
От помещения свободных средств хозяйственных и кредитных организаций в государственные займы:
в государственный внутренний заем 340 000 000 360 039 542 105,9 0,5
в заем, приобретаемый гострудсберкассами 525 000 755 863 442 144,0 1,1
Итого по государственным займам 865 000 000 1 115 902 984 129,0 1,6
Поступления от переоценки сверхнормализованных остатков товаров на 1 января 1935 года - 246 837 627 - 0,4
Поступления от переоценки товаров на 1 октября 1935 года - 34 011 745 - -
Прочие доходы обобществленного хозяйства 16 300 000 232 288 097 - 0,3
Итого доходов по обобществленному хозяйству 57 090 251 000 58 450 422 560 102,4 86,7
Б. Займы, налоги и сборы
От размещения государственныхзаймов:
займа второй пятилетки 3 450 000 000 3 676713 601 106,6 5,5
прочих займов 100 000 000 79 961 706 80,0 0,1
Итого по государственным займам 3 550 000 000 3 756 675 307 105,8 5,6
Налоги и сборы:
подоходный налог с физических лиц - 144 844 403 - 0,2
сельскохозяйственный налог с колхозников и единоличных крестьянских хозяйств 737 750 000 737 120 751 99,9 1,1
сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства в городах 830 000 000 836 125 695 100,7 1,2
сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства в сельских местностях 600 000 000 614 037 399 102,3 0,9
единовременный налог 1934 года с единоличных крестьянских хозяйств 15 000 000 - - -
Итого по налогам и сборам 2 182 750 000 2 332 128 248 106,8 3,4
Итого по займам, налогам и сборам 5732750000 6 088 803 555 106,2 9,0
В. Прочие доходы
Таможенные доходы 300 000 000 869 367 153 289,8 1,3
Монетный доход 25 000 000 20 277 742 81,1 -
Разные доходы 452 550 000 283 406 8 31 67,0 0,4
Итого прочих доходов 777 550 000 1 173 051 726 150,8 1,7
Итого доходов 63 600 551 000 65 712 277 841 103,3 97,4
От переоценок сезонного остатка сырья и товаров на 1 января 1935 года 2 300 000 000 1 695 300 000 73,7 2,6
Всего государственных доходов 65900 551 000 67 407 577 841 102,3 100,0
Остаток от исполнения государственных бюджетов союзных республик за 1934 год - 20 520 247 - -
Баланс 65 900 551 000 67 428 098 088 - -
Источник: Из объяснительной записки к отчету Наркомфина СССР об исполнении госбюджета за 1935 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://istmat.info/node/39612
В обоих случаях было предусмотрено оставление подавляющей части прибылей госпредприятий в их распоряжении на покрытие затрат по капитальному строительству и на увеличение их собственных оборотных средств. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 июня 1935 года в целях укрепления материальной и финансовой базы местной промышленности, расширения ее маневренных возможностей и повышения заинтересованности местных органов в работе этой промышленности и особенно в производстве товаров широкого потребления установило такой порядок распределения прибылей предприятий республиканского, краевого, областного и районного подчинения, по которому часть прибыли (10% по предприятиям республиканского, краевого и областного подчинения и 15% по предприятиям районного подчинения) оставляется в распоряжении предприятия на непредусмотренные промфинпланом мероприятия по улучшению и развитию производства и повышению культурно-бытового обслуживания работников. Максимальный процент отчисления от прибыли в бюджет был установлен для автономных предприятий (трестов) республиканского, краевого и областного подчинения 81%, для автономных предприятий (трестов, промкомбинатов) районного подчинения - 76%. При этом на протяжении года до уточнения финансовых результатов по годовому отчету 25% от суммы прибыли, изымаемой в бюджет по всем указанным предприятиям, ре-
зервировались. Отчисления от прибылей этих предприятий в соответствующие бюджеты производились предприятиями один раз в квартал по балансам за истекший квартал (в размере 75% суммы, подлежащей отчислению за данный квартал), окончательный же расчет производился по годовым балансам [1].
В 1935 году подоходный налог с предприятий обобществленного хозяйства поступал в доход государства на основании положения о подоходном налоге, утвержденного ЦИК и СНК СССР 23 августа 1931 года, и проведенных в 1933 году изменений в законодательстве по подоходному налогу. По положению от 23 августа 1931 года подоходным налогом облагались прибыли кооперативных организаций и смешанных акционерных обществ, в которых не менее половины суммы капитала принадлежит государству или кооперации. Налог с указанных организаций, за исключением артелей промысловой кооперации и производственных артелей кооперации инвалидов, взимался в размере 20% чистой прибыли. С артелей промысловой кооперации и производственных артелей кооперации инвалидов налог взимался в зависимости от размера их прибыли по следующим ставкам (табл. 4).
Из государственного бюджета на финансирование всех отраслей народного хозяйства было направлено 36,8 млрд руб., или 55,5%, в том числе на финансирование тяжелой промышленности - 19,1%, сельского хозяйства - 11% (табл. 5).
Таблица 4. Ставка налога на прибыль
Размеры прибыли, % к коммерческой себестоимости Ставка налога, % к облагаемой прибыли
До 15 20
Свыше 15 до 20 25
Свыше 25 до 35 30
Свыше 35 30% с суммы прибыли, составляющей 35% к коммерческой себестоимости, и 90% с той части прибыли, которая превышает эту сумму
Источник: Из объяснительной записки к отчету Наркомфина СССР об исполнении госбюджета за 1935 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://istmat.info/node/39612
Таблица 5. Свод расходов, проводимых по государственному бюджету СССР за 1935 год
Государственные расходы Назначено по утвержденному сессией ЦИК СССР своду государственного бюджета, руб. Израсходовано,руб. % исполнения % к общей сумме расходов
А.Народное хозяйство
Промышленность НК тяжпрома 11 758 400 000 12 650 049 056 107,6 19,1
Промышленность НК легпрома 1 173 200 000 759 950 020 64,8 1,1
Кинофотопромышленность 128 050 000 114 090 469 89,1 0,2
Промышленность НК леса 951 900 000 1 057 644 130 111,1 1,6
Промышленность НК пищепрома 1 022 000 000 964360183 94,4 1,4
Промышленность НК местпромов 291 067 000 353 907 786 121,6 0,5
Сельское хозяйство, подведомственное НК совхозов 2 235 200 000 2 250 098 205 100,7 3,4
Сельское хозяйство, подведомственное НК земам 4 886 852 000 5 092 035 891 104,2 7,6
Государственная торговля, снабжение и заготовительные организации 4 893 470 000 4 975 058 188 101,7 7,5
Коммунальное хозяйство 56230000 75 321 258 134,0 0,1
Внешняя торговля 90 200 000 70560579 78,2 0,1
Железнодорожный транспорт 3 598 300 000 4 378 334 238 121,7 6,6
Водный транспорт 1 024 100 000 1 319 495 833 128,8 2,0
Главное управление Северного морского пути 228 200 000 230 563 246 101,0 0,3
Дорожное хозяйство и автотранспорт 676 012 000 668 892 291 99,0 1,1
Гражданский воздушный флот 228 400000 203 284 828 89,0 0,3
Народная связь 271 100000 201 160 445 74,2 0,3
Комитет резервов при СТО 700 000 000 373 832 000 53,4 0,6
Единая гидрометеорологическая служба 86 200 000 67 752 374 78,6 0,1
Строительство метро - 328 779 436 - 0,5
Прочие расходы по народному хозяйству 858 010 000 720 413 626 84,0 1,1
Итого по народному хозяйству 35156 891 000 36 855 584 082 104,8 55,5
Б. Социально-культурные мероприятия
Просвещение:
массовое просвещение 292 800 000 345 203 948 118,3 0,5
подготовка кадров 2940115000 2 900 878 480 93,7 4,4
научно-исследовательские учреждения и мероприятия 501 300000 562060755 112,1 0,8
Итого по просвещению 3 734 215 000 3 808 143 083 101,7 5,7
Здравоохранение 996 060 000 1 098 437 667 110,3 1,7
Физическая культура 19600000 19722582 100,6 -
Социальное обеспечение и охрана труда 54 4 37 000 59 915 048 110,1 0,1
Итого по социально-культурным мероприятиям 4 804 312 000 4 986 218 480 103,8 7,5
В. Народный комиссариат обороны 6 500 000 000 8 185 758 290 126,0 12,3
Г. Народный комиссариат внутренних дел 1 652 500 000 1 707 419 378 103,3 2,6
Д.Управление 886 156 000 837 079 337 94,5 1,2
Е. Расходы по государственным займам 1 815 000 000 1 797 961 001 99,1 2,7
Ж. Средства, передаваемые в республиканские и местные бюджеты 8 977 256 000 8 886 969 957 99,0 13,4
З. Расчеты с другими финансовыми институтами
Расчеты с Государственным банком 992 000 000 131 758 800 13,3 0,2
Расчеты с органами государственного страхования 33 000 000 22500000 68,2 -
И. Резервные
Фонды СНК СССР и союзных республик 1 962 500 000 509793766 26,0 0,8
К. Прочие фонды 225 936 000 282 673 550 125,1 0,4
Ссуда Сельскохозяйственному банку на производственное кредитование колхозов 95 000 000 132 229 868 139,2 0,2
Возврат государственных доходов прошлых лет - 187974 714 - 0,3
Выплата уценок при переоценке товаров на 1 октября 1935 года - 171 880 824 - 0,3
Увеличение кредитных ресурсов Государственного банка (за счет переоценок остатков сезонного сырья и товаров) 2 300 000 000 1 695 300 000 73,7 2,6
Всего государственных расходов 65 400 551 000 66 391 102 047 101,5 100,0
Превышение доходов над расходами 500 000 000 1 036 996 041 218,5 -
Баланс 65 900 551 000 67 428 098 088 - -
Источник: Из объяснительной записки к отчету Наркомфина СССР об исполнении госбюджета за 1935 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://istmat.info/node/39612
Структурная перестройка народного хозяйства, которая начала осуществляться в СССР после нэпа, позволила к концу 1930 года ликвидировать безработицу. К 1937 году объем крупного промышленного производства превысил уровень 1913 года в 8 раз, при этом 80% всей промышленной продукции было получено с новых или целиком реконструированных предприятий [8].
Изменился и классовый состав общества (табл. 6), что способствовало усилению его социальной базы, особенно со стороны рабочего класса.
К началу Великой Отечественной войны структура экономики кардинально изменилась. Заново были построены предприятия, которые входили в крупные отрасли и тем самым сформировали крупные монополии. Управлять этими монополиями было возможно только из центра, то есть через Госплан СССР. Государственным планом отраслевым министерствам и предприятиям устанавливался на год выпуск продукции (по ее видам) определенного качества и по заданной цене, которая покрывала издержки производства и обеспечивала некоторую прибыль. При этом себестоимость (издержки) и прибыль не были связаны между собой. Прибыль просто означала разницу между ценой и себестоимостью. Руководство и весь коллектив предприятия нацеливались на снижение себестоимости продукции, успехи в этом отношении поощрялись материально. Многие
позитивные моменты мобилизационной системы в народном хозяйстве сыграли важную роль в победе СССР в Великой Отечественной войне.
Применительно к поднятой теме остановимся на существовавшем тогда механизме ценообразования. Оптовые цены на продукцию отраслей тяжелой промышленности в послевоенный период были ниже себестоимости, значительно возросшей во время войны. Поэтому до 1949 года тяжелая промышленность пользовалась государственной дотацией. С 1 января 1949 года была проведена реформа оптовых цен на средства производства. Цены были повышены на 58% по сравнению с 1948 годом, с тем чтобы в последующие годы за счет роста производительности труда и снижения себестоимости постепенно довести их до уровня 1948 года. И действительно, в 1952 году оптовые цены на продукцию отраслей тяжелой промышленности были почти доведены до указанного уровня и превышали цены 1948 года лишь на 7%. Последнее общее снижение оптовых цен на продукцию тяжелой промышленности было произведено с 1 июля 1955 года. Эти цены с некоторыми изменениями продолжали действовать до 1 июля 1967 года.
По отраслям легкой и пищевой промышленности, начиная с 1949 - 1950 годов, происходило систематическое массовое снижение оптовых цен, особенно на товары пищевой промышленности. Повышение оптовых цен предприятий
Таблица 6. Классовый состав населения СССР, %
Класс 1913 г. 1924 г. 1928 г. 1939 г.
Все население (включая неработающих членов семьи) 100 100 100 100
Рабочие и служащие 17 14,8 17,6 50,2
Из них рабочие 14 10,4 12,4 33,5
Колхозное крестьянство и кооперированные кустари - 1,3 2,9 47,2
Крестьяне-единоличники и некооперированные кустари 66,7 75,4 74,9 2,0
Буржуазия, помещики, торговцы и кулаки 16,3 8,5 4,5 -
Источник: Политическая экономия: учебник для экономических вузов и факультетов. - изд. 2-е доп. - М. : Политиздат, 1976. - Т. 2: Социализм - первая фаза коммунистического способа производства.
пищевой промышленности с 1958 года было вызвано, главным образом, значительным увеличением закупочных цен на сельскохозяйственное сырье.
Общий индекс оптовых цен по всей промышленности уже в 1950 году снизился до уровня 1948 года на 6%. К концу 1966 года оптовые цены промышленности были ниже уровня 1949 года на 41%, а оптовые цены предприятий - на 29%. Экономическое принуждение предприятий путем снижения в плановом порядке цен на их продукцию стимулировало снижение себестоимости продукции и рост производительности живого труда.
В начале шестидесятых годов была сделана попытка разрушить отраслевую структуру экономики и перейти к территориальным образованиям Совнархозам. Идея состояла в том, чтобы перейти от отраслевого планирования и управления к территориальному принципу. Однако эта затея с треском провалилась.
В 1962 году А.Н. Косыгин, тогда первый заместитель Председателя Совета Министров, дал задание академику В.М. Глушкову разработать автоматизированную систему управления экономикой (ОГАС). Создание такой сети позволило бы собирать и оптимальным образом использовать экономическую, научно-техническую и другую информацию, а также обмениваться ею в интересах потребителей, что очень важно в наше время перехода к информационному обществу. То есть проект ОГАС создавался для того, чтобы собирать и обобщать экономическую информацию, а также рассчитывать оптимальные решения экономических задач. Сторонники данной концепции большие надежды возлагали на развитие ЭВМ, создание и внедрение в практику работы автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР), отраслевых (ОАСУ) и территориальных систем управления (АСУ). Задача
автоматизированной системы управления предприятием состояла в том, чтобы вооружить человека необходимой информацией для принятия решений на основе экономико-математического моделирования. Разработанные к тому времени математические модели и методы решения этих задач позволяли реализовать планы развития экономических процессов в обществе. Под оптимизацией плана понимается нахождение такого решения, которое бы обеспечило достижение поставленных целей при минимальных затратах ресурсов или достижение максимальных результатов при имеющихся ограниченных ресурсах. В частности, К. Маркс отмечал, что там, где производство находится под действенным контролем общества, общество создает связь между количеством общественного рабочего времени, затрачиваемого на производство определенного предмета, и размерами общественной потребности, подлежащей удовлетворению при помощи этого предмета. Однако эта концепция не получила приоритета в развитии экономической теории в силу противостояния между различными группами ученых-экономистов и не получила должной поддержки в Совете Министров СССР.
В 1965 году сентябрьский Пленум ЦК КПСС, заслушав доклад Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина об улучшении управления промышленностью, о совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства, взял курс на реформу. Она представляла собой комплекс следующих мероприятий:
1. Восстанавливались система отраслевого управления промышленностью, министерства и ведомства, ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования (совнархозы). Предприятия становились основной хозяйственной единицей.
Сокращалось количество директивных плановых показателей для субъектов хозяйствования с 30 до 7. Директивно утверждались показатели
- по общему объему продукции в действующих оптовых ценах;
- по производству важнейших видов продукции в натуральном измерении;
- по общему фонду заработной платы;
- по общей сумме прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств;
- по платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета;
- по общему объему капитальных вложений;
- по внедрению новой техники;
- по объему поставок сырья, материалов и оборудования.
2. Существенно расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий:
- разрешено было определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции;
- за счет собственных средств можно было осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями;
- разрешено было самостоятельно определять численность персонала, размеры его материального поощрения;
- за невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
Основное значение придавалось показателям - прибыли и рентабельности. За счет прибыли предприятия получили возможность формировать фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и др. Эти фонды предприятия могли использовать по своему усмотрению.
Изменялась ценовая политика. Оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Но при этом вводились нормативы длительного действия - нормы плановой себестоимости продукции, не подлежащие пересмотру в течение определенного периода.
В сельском хозяйстве в 1,5 - 2 раза повышались закупочные цены, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Реформа вводилась в действие рядом постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших ее положения на отрасли и сферы народного хозяйства. Ее ключевым звеном было предоставление относительной самостоятельности предприятиям во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. Как решалась конкретно эта проблема в аграрном секторе экономики? Тогда народное хозяйство развивалось в условиях общественной формы собственности на средства производства в двух ее видах -государственной и кооперативной. Этим двум видам собственности соответствовали и два типа предприятий: государственные и кооперативные - колхозы.
Собственность, как известно, охватывает три типа основных правомочий. Первое - право владения, то есть реальное, фактическое обладание собственностью, когда субъект имеет возможность обрести ее в свою власть. Второе - право пользования, то есть использование «чужой» собственности в интересах субъекта хозяйствования. В этих условиях материальное благополучие работников предприятий стало больше зависеть от его экономического интереса.
Эта система экономического стимулирования предприятий предполагала усиление роли прибыли в народном хо-
зяйстве. Считалось, что в росте прибыли и рентабельности находит обобщенное выражение эффективность работы предприятия, отрасли и всего народного хозяйства. Прибыль является источником не только хозрасчетного дохода предприятия, но и бюджета государства. Чем больше масса прибыли, тем больше средств отчисляет хозяйство в фонды накопления и потребления предприятия, тем больше поступает в бюджет государства. В свою очередь от размера этих отчислений зависит и величина общественных фондов потребления, а соответственно, и общий уровень жизни населения.
Прибыль от реализации продукции представляет собой разницу между денежной выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. На величину денежной выручки влияют следующие факторы: объем сверхплановой продажи продукции, каналы ее реализации, сроки реализации, ее качество.
Полная себестоимость продукции состоит из сумм производственных затрат и расходов на реализацию. На величину себестоимости оказывает влияние также ряд факторов организационно-управленческого, технологического, технического характера. По итогам работы за год балансовая прибыль распределялась следующим образом: фонд материального поощрения - 15%, но не более 12% планового фонда заработной платы; фонд премирования - 2,5%; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства - 10%; страховой фонд -20%; остаток прибыли - 42,5%.
А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР, считал, что предоставление самостоятельности предприятиям, укрепление хозяйственного расчета в росте прибыли и рентабельности находят обобщенное выражение в эффективности работы предприятия, отрасли и всего народного хозяйства. Таким образом, ос-
новной экономический закон социализма подменялся «псевдозаконом социалистического накопления прибыли».
Свободный остаток прибыли использовался на погашение кредитов по внедрению новой техники, капиталовложения по централизованному плану, пополнение недостатка оборотных средств, затраты на формирование основного стада, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, премирование по итогам Всесоюзного социалистического соревнования, содержание объектов профсоюзной организации.
Расширение хозяйственной самостоятельности заключалось также в сокращении числа плановых показателей, доводимых вышестоящими органами управления.
Для совхозов планировались следующие показатели:
- объем реализации государству важнейших видов продукции в натуральном выражении; ассигнования из бюджета и лимиты на капитальное строительство;
- общая сумма прибыли, плата в бюджет за основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения, общий фонд заработной платы персонала работников;
- объем поставки тракторов, автомобилей, сельскохозяйственной техники;
- объем поставки горюче-смазочных материалов, удобрений и других видов материально-технических ресурсов.
При этом общая сумма плановой прибыли, себестоимость продукции, численность работников, объемы капитальных вложений за счет фондов хозяйства устанавливались совхозами самостоятельно, однако эти показатели утверждались вышестоящими органами управления.
Каковы же были последствия реформы? После 1966 года, в результате экономической реформы, цены неоднократно пересматривались в плановом порядке и в основном в сторону их увеличения.
К 1975 году по сравнению с 1940 годом оптовые цены промышленности повысились на 32%, в том числе в отрасли тяжелой промышленности - на 8%, легкой -на 93% и пищевой - на 48%. Оживление товарно-денежных отношений в 1965 -1975 гг. привело к скрытой инфляции. Налицо и другая тенденция: рост производительности живого труда сопровождался опережающим ростом себестоимости продукции, ростом цен. Признать этот факт никто не хотел. Все утверждали, что в условиях плановой экономики не может быть роста себестоимости продукта и тем более роста цен на товары и услуги, так как это в принципе противоречит сущности социалистического способа хозяйствования. Вместо того, чтобы разобраться в сущности происходящих событий, ответственные работники в ЦК КПСС и в правительстве всячески скрывали факты. Цензура не позволяла публиковать в открытой печати данные статистической отчетности, противоречащие строгим постулатам политической экономии социализма.
Почему так произошло? У каждого предприятия независимо от форм собственности есть два пути получения дополнительного дохода - или за счет снижения себестоимости продукции, или за счет повышения цен на выпускаемую продукцию. Поскольку конкуренция отсутствовала, а рынок сбыта продукции твердо гарантировался государством в виде плановых поставок, то, как правило, для получения дополнительного дохода предприятиями выбирался второй - более легкий путь. Каждый товаропроизводитель любыми путями старался навязать свои цены потребителю. Тем более что существовавшая система ценообразования позволяла поднимать цены на продукцию в ущерб экономическим интересам потребителя этой продукции.
В основном всех товаропроизводителей интересовало не качество продукции, не улучшение ее потребительских свойств, а объем реализации продукции, заложенный в плане предприятия, его выполнение и перевыполнение. Нерациональное использование ресурсов - основная примета этого времени. Бесхозяйственность, безответственность формировались не морально-этическими принципами, а самой существовавшей затратной экономической системой.
Правда, были попытки изменить такое положение. В 70-е годы на химическом комбинате в «Щекино» работали по принципу «меньшим числом рабочих больше продукции». Расширение зон обслуживания в технологических процессах при более интенсивном труде способствовало сокращению численности рабочих, повышению эффективности отдачи живого труда и снижению зарплато-емкости продукции. Широкое начинание это движение получило и в сельском хозяйстве. Однако эта практика пришла в противоречие с существовавшими тогда министерскими инструкциями по формированию фонда оплаты труда предприятия. В конечном итоге фонд оплаты труда работников предприятий по этому методу урезался, а рабочие лишались стимула к более интенсивному труду.
Именно в конце 60-х годов наметилась тенденция к снижению эффективности использования затрат живого и овеществленного труда, так как методы управления народным хозяйством не стимулировали рост производительности общественного труда. Руководство страны искало пути выхода из складывающейся сложной экономической ситуации в народном хозяйстве.
В период 1987 - 1990 гг. курс реформ получил дальнейшее продолжение. Основная идея этого периода экономической реформы состояла в отказе от
жесткого директивного планирования в экономике и переходе к системе государственного заказа, а в основу ценообразования при этом был положен механизм договорных цен. По существу план стал не руководством к действию, а прогнозом экономического развития страны. Основные, принципиальные положения экономической реформы были юридически закреплены в законе СССР о государственном предприятии.
В соответствии с законом были выделены две формы хозяйственного расчета. Первая была основана на распределении прибыли по нормативам и по существу ничем не отличалась от ранее применявшейся формы хозяйственного расчета. Из прибыли производились расчеты с бюджетом и вышестоящим органом, выплачивались проценты за кредит. Прибыль, образовавшаяся после этих расчетов, оставалась в распоряжении трудового коллектива и шла на формирование по нормативам фондов экономического стимулирования.
Фонд заработной платы образовывался по нормативам чистой продукции или другим измерителям продукции, а по существу из двух частей - фонда заработной платы и фонда материального поощрения.
Сельскохозяйственные предприятия с разрешения вышестоящей организации могли использовать один из вариантов образования фонда заработной платы:
- по уровневому нормативу, то есть по нормативу заработной платы на единицу продукции (работ, услуг, доходов) в натуральном выражении или на рубль объема продукции (работ, услуг, доходов). При этом фонд заработной платы рассчитывался как произведение - норматив на объем продукции (работ, услуг, доходов);
- по приростному нормативу, то есть по нормативу за каждый процент прироста объема продукции (работ, услуг, доходов). В этом случае фонд заработной
платы формировался из суммы базового фонда заработной платы и суммы увеличения (уменьшения) этого фонда, исчисленного по нормативам.
Вторая форма хозяйственного расчета предусматривала нормативное распределение дохода, полученного после возмещения из выручки материальных затрат. Это валовой доход или реализованная чистая продукция. За счет валового дохода выполнялись обязательства перед бюджетом, банками и вышестоящим хозяйственным органом. Оставшаяся часть валового дохода образовывала хозрасчетный доход коллектива. Он поступал в распоряжение коллектива, использовался по его усмотрению и изъятию не подлежал.
Фонд заработной платы формировался по остаточному принципу: из общего дохода предприятия вычиталась плата за производственные фонды, трудовые ресурсы и проценты за краткосрочный кредит; из оставшейся суммы производились отчисления в государственный и местный бюджеты и министерству, после чего оставался хозрасчетный доход. Для формирования фондов предприятия использовался хозрасчетный доход, уменьшенный на величину премий по Всесоюзному социалистическому соревнованию, с учетом сальдо внереализационных доходов и расходов. Часть хозрасчетного дохода после отчислений из него в фонд развития производства, науки и техники и в фонд социального развития представляла единый фонд оплаты труда.
Нормативное распределение как прибыли в первой модели хозрасчета, так и валового дохода во второй модели исключило жесткое и однозначное фиксирование абсолютных сумм отчислений в те или иные фонды и позволило использовать эти средства на выплату заработной платы. Государство по существу лишилось права контролировать как фонд заработной платы, так и другие фонды. Это способствовало:
- во-первых, снижению отчислений в бюджет СССР от прибыли на 10%, хотя наблюдался значительный рост прибыли предприятий и организаций с 200,6 млрд руб. в 1986 году до 282,3 млрд руб. в 1990 году, или в 1,4 раза, а отчисления от прибыли в фонды экономического стимулирования предприятий увеличились с 17 до 39%;
- во-вторых, увеличилась среднемесячная заработная плата в народном хозяйстве со 195,6 руб. до 274,6 руб., или в 1,4 раза;
- в-третьих, вклады населения возросли с 242,8 млрд руб. в 1986 году до 381,4 млрд руб. в 1990 году.
С 1987 по 1990 год среднемесячная заработная плата на одного работника увеличилась:
- в промышленности - с 221,9 руб. до 296,2 руб. (в 1,3 раза);
- в сельском хозяйстве - со 198,3 руб. до 276,2 руб. (в 1,4 раза);
- в строительстве - с 257,2 руб. до
351.4 руб. (в 1,4 раза);
- на транспорте - с 239,4 руб. до 314,2 руб. (в 1,3 раза);
- на предприятиях связи - со 175,1 руб. до 239,8 руб. (в 1,4 раза);
- в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках - со 155,7 руб. до
237.5 руб. (в 1,5 раза) [4].
Произошло некоторое выравнивание
уровня заработной платы по отраслям народного хозяйства. Так, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве поднялась со 149,2 руб. в 1980 году до 276,2 руб. в 1990 году и достигла среднего уровня заработной платы в целом по народному хозяйству. Также надо отметить, что заработная плата в строительстве, транспорте росла более высокими темпами, чем в целом по народному хозяйству. Однако более высокий уровень оплаты труда не подкреплялся ростом произво-
дительности труда, снижением себестоимости, улучшением качества продукции и, что не менее важно, существенным ростом объемов выпуска товаров народного потребления. Все это привело в конечном итоге к разбалансированности народного хозяйства, вызвало несоответствие между спросом и предложением, сопровождалось дефицитом продовольствия в стране и ростом темпов инфляции.
Анализ структуры доходов бюджета СССР показывает, что доля прибыли в бюджете станы имела тенденцию к снижению с 1928 по 1960 год и увеличению в последующем периоде к 1991 году, что говорит о том, что экономика страны постепенно, но уверенно перестраивалась на капиталистические рельсы хозяйствования. В системе отраслевой экономики, что характерно именно для монополизированной экономики, цена не является продуктом конкурентной экономики, так как отсутствует межотраслевая конкуренция. Она - продукт деятельности монополистического капитала. Сфера действия закона стоимости ограничена, а распространяется лишь на те отрасли, где есть конкурентная среда, то есть наличие внутриотраслевой конкуренции. Например, это характерно для такой отрасли экономики, как сельское хозяйство (табл. 7).
К началу 90-х годов теневой капитал, процветание которого обеспечило реформирование экономики, «облачился» в активную политическую силу. 1993 год стал кульминационным моментом в части прихода политических сил, чуждых идеям социализма. Реставрация системы капитализма в России сопровождалась резким спадом производства, обнищанием подавляющей части граждан страны. В ходе либеральной экономической реформы 1992 - 2000 гг. произошла реставрация капиталистических производственных отношений. Социалистическая система хозяйствования уступила место
Таблица 7. Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР, %
Показатель 1928/1929 гг. 1940 г. 1946 г. 1960 г. 1965 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г.
Доходы, всего 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе: налог с оборота 35,6 58,7 58,7 47,0 40,0 31,5 31,1 25,7
отчисления от прибыли 15,3 12,1 5,1 24,2 33,7 34,6 29,7 24,7
подоходный налог с колхозов - 0,4 0,5 1,6 0,7 0,4 0,3 0,4
подоходный налог с кооперации и общественных организаций 1,8 1,0 0,3 0,8 0,4 0,4 0,3 0,9
Государственные займы, из них: 8,2 6,4 7,5 1,2 0,2
займы, реализуемые среди населения 3,0 5,1 6,5 0,1 0,2 0,3 0,2 1,6
государственные налоги с населения 10,3 5,2 6,9 7,3 7,9 8,1 8,1 10,2
из общей суммы доходов поступило от государственных и кооперативных предприятий и организаций 81,6 88,8 84,5 91,0 91,0 91,2 92,9 88,7
Расходы, всего 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе: на народное хозяйство 43,4 33,5 34,5 46,7 43,0 48,2 54,7 38,5
на социально-культурные мероприятия 29,9 23,5 26,0 34,0 39,0 36,2 33,5 33,1
из них на просвещение 12,7 12,9 12,3 14,1 17,9 16,0 13,6 11,7
здравоохранение и физ. культуру 3,7 5,2 5,4 6,6 6,7 6,1 5,0 5,6
социальное обеспечение 3,2 1,8 5,70 8,9 9,4 8,2 8,1 10,0
государственное социальное страхование 10,3 2,9 2,4 3,8 4,2 4,7 5,4 5,7
государственные пособия многодетным и одиноким матерям - 0,7 1,2 0,7 0,4 0,3 0,1 0,2
на оборону 10,0 32,6 23,9 12,7 13,2 11,5 5,8 13,5
на управление 5,9 3,9 3,8 1,5 1,3 1,1 0,9 1,0
выплаты и расходы по государственным займам 3,6 1,6 1,7 1,0 0,1
Источник: Страна Советов за 50 лет: сборник статистических материалов. - М. : Статистика, 1967. - С. 41; Народное хозяйство СССР за 70 лет. - М. : Финансы и статистика, 1987. - С. 630, 631; Народное хозяйство в 1990 году : статистический ежегодник. - М. : Госкомстат СССР, 1991. - С. 15, 16.
капитализму. Это в свою очередь потребовало изменения всего законодательства. В этот период были приняты новая Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Хозяйствующие субъекты в экономической жизни получили новое толкование. Для юридического лица были закреплены признаки соответствующей конструкции. Решающий признак из них - имущественная обособленность. Это означает, что юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, в соответствии с принципами кооперации - от имущества его членов. Далее юридическое
лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом и выступает самостоятельно в гражданском обороте от своего имени. В соответствии с этим юридическое лицо может от своего имени осуществлять хозяйственную деятельность, нести обязательства, быть истцом и ответчиком перед судом. Таким образом, все вопросы, касающиеся хозяйственной деятельности, государство перелагает на соответствующие хозяйствующие субъекты, а решение возникающих спорных вопросов - на судебную власть. Учредители юридического лица сами определяют размер уставного или складочного капитала и к моменту регистрации новой организации обязаны внести, как правило, 50% от его размера.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных това-
риществ и обществ, производственных кооперативов, колхозов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Основная цель коммерческой организации - это получение максимума прибыли.
Класс собственников формировался через механизм приватизации путем выкупа, акционирования, продажи на аукционах, проведения коммерческого и инвестиционного конкурсов, продажи имущества ликвидируемых и незавершенных строительством объектов. По мере развития процесса приватизации существенно менялся состав приватизированных предприятий. Для 1992, 1993 и начала 1994 годов характерна массовая приватизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, на долю которых приходилась половина всех приватизированных предприятий. Со второй половины 1994 года начался второй денежный этап приватизации. Основная особенность 1995 года -более широкое вовлечение в сферу приватизации промышленного потенциала предприятий тяжелой промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи.
В эти годы в России было приватизировано 122 тысячи предприятий. Из 500 крупнейших предприятий приватизировано: в металлургии - 77; в машиностроении - 85; в нефтехимической промышленности - 66; в химической промышленности - 65. Реальная стоимость этих объектов составляла минимум 200 млрд долларов. Однако фактически они были проданы за 7,2 млрд долларов США иностранным компаниям и их структурам. Объекты приватизации достались во владение: 5% - физическим лицам, 25% - потенциальным инвесторам, остальное - фирмам, представляющим спекулятивные интересы. Разгосударствление и приватизация закрепили режим частнокапиталистиче-
ской системы хозяйствования. Процесс либерализации способствовал переходу к свободному ценообразованию, что способствовало росту цен в экономике и вызвало в конечном итоге галопирующую инфляцию. Инфляция в экономике способствовала перераспределению доходов у населения в пользу «новых русских», быстрому накоплению у них капитала. Не случайно в новой России по этому поводу был поставлен рекорд. В исторически короткое время, за 4 - 5 лет, благодаря политике государства был создан класс капиталистов. К концу 90-х годов по разным данным в России 10 - 15 человек имели состояния, превышающие один миллиард долларов США. Более 500 человек имели состояние более 100 миллионов долларов. За годы экономической реформы произошло размывание среднего слоя населения, имевшего прежде сравнительно высокий уровень жизни и обеспечивавшего стабильность и развитие общества.
Но самым неприятным моментом в общественном развитии страны стала потеря промышленного потенциала. Медленно, но верно страна погрузилась в статус промышленно слабо развитой державы. Место России было обозначено - сырьевой придаток развитых стран. Деиндустриализация страны выразилась не только в утере промышленного потенциала, но и в отставании в научно-техническом отношении от промышлен-но развитых стран. Хозяйственный механизм способствовал монополизации капитала, а отсутствие конкурентной среды обеспечило разрушение существовавшей системы ценообразования. Между отраслями народного хозяйства нарушился окончательно эквивалентный обмен продукцией. Цены не учитывают реальные издержки, то есть общественно необходимые затраты труда товаропроизводителя на производство продукции, вследствие чего существует
диспаритет цен, а также присуще значительное отклонение цены продукции от ее реальной стоимости. В этих условиях единственно верным решением является возврат к госрегулированию, то есть к плановой системе ведения хозяйства на принципах политической экономики социализма. В настоящее время сформи-
ровавшийся экономический механизм не стимулирует рост производительности труда, снижение себестоимости продукта и повышение его качества. А следовательно, в сложившейся ситуации Россия не может обеспечить себе достойное место в жесткой конкурентной среде мирового хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Из объяснительной записки к отчету Наркомфина СССР об исполнении госбюджета за 1935 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://istmat.info/node/39612
2. Клоцвог, Ф. Н. Социализм: теория, опыт, перспектива [Текст] / Ф. Н. Клоцвог. - М. : КомКнига, 2005. - 200 с.
3. Народное хозяйство СССР в 1932 году [Текст] : статистический справочник. - М. : Соцэкгиз, 1932.
4. Народное хозяйство в 1990 году [Текст] : статистический ежегодник. - М. : Госкомстат СССР, 1991.
5. Народное хозяйство СССР за 70 лет [Текст]. - М. : Финансы и статистика, 1987.
6. Политическая экономия [Текст] : учебник для экономических вузов и факультетов. -изд. 2-е доп. - М. : Политиздат, 1976. - Т. 2: Социализм - первая фаза коммунистического способа производства.
7. Сталин, И. В. Экономические проблемы социализма в СССР [Текст] / И. В. Сталин. - М. : Госполитиздат, 1953. - 96 с.
8. Страна Советов за 50 лет [Текст] : сборник статистических материалов. - М. : Статистика, 1967.
9. Финансово-кредитный словарь [Текст]. - М. : Издательство «Финансы», 1984. - Т. 2.
10. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия [Текст]. - М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1979. - Т. 3.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Селин Михаил Васильевич - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина». Россия, 160555, г. Вологда, с. Молочное, ул. Шмидта, д. 2. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 52-53-92.
Selin M.V.
THEORY AND PRACTICE OF ECONOMIC CONSTRUCTION IN THE USSR
The article examines the theory and practice of economic reforms in the system of national economy of the USSR in the period of building socialism. The economic base transformation at the stage to transfer from the capitalist production relations to socialist in 1921-1960 helped realize the advantages of socialism over capitalism in this period of the country's development. The practical work of building a new economic system provided the opportunity to formulate the basic provisions of the political economy of socialism. However, the breakaway from fundamental principles of the socialism political economy in the 1960-1990s led to the restoration of capitalist relations and the degradation of society. The practical experience of building socialism in the
USSR showed the possibility of transformation (cloning) of economic systems. The human factor and, especially the manipulation of public consciousness, play a great role in this process.
Economic laws of socialism, ownership, planned development, costs, pricing, public budget, the 1965 economic reform, economic and social consequences.
REFERENCES
1. Iz ob"yasnitel'noi zapiski k otchetu Narkomfina SSSR ob ispolnenii gosbyudzheta za 1935 god [From the Explanatory Memorandum to the Report of the USSR People's Commissariat of Finance on Execution of the State Budget for 1935]. Available at: http://istmat.info/node/39612
2. Klotsvog F. N. Sotsializm: teoriya, opyt, perspektiva [Socialism: Theory, Experience, Perspective]. Moscow : KomKniga, 2005. 200 p.
3. Narodnoe khozyaistvo SSSR v 1932 godu: statisticheskii spravochnik [National Economy of the USSR in 1932: Statistical Handbook]. Moscow : Sotsekgiz, 1932.
4. Narodnoe khozyaistvo v 1990 godu: statisticheskii ezhegodnik [The Economy in 1990: Statistical Yearbook]. Moscow : Goskomstat SSSR, 1991.
5. Narodnoe khozyaistvo SSSR za 70 let [National Economy of the USSR for 70 Years]. Moscow : Finansy i statistika, 1987.
6. Politicheskaya ekonomiya: uchebnik dlya ekonomicheskikh vuzov i fakul'tetov [Political Economy: Textbook for Universities and Departments]. Second edition. Moscow : Politizdat, 1976, vol. 2.
7. Stalin I. V. Ekonomicheskie problemy sotsializma v SSSR [Economic Problems of Socialism in the USSR]. Moscow : Gospolitizdat, 1953. 96 p.
8. Strana Sovetov za 50 let: sbornik statisticheskikh materialov [The Soviet Country for 50 Years: Collection of Statistical Materials]. Moscow : Statistika, 1967.
9. Finansovo-kreditnyi slovar' [Financial Dictionary]. Moscow : Izdatel'stvo "Finansy", 1984, vol. 2.
10. Ekonomicheskaya entsiklopediya. Politicheskaya ekonomiya [Economic Encyclopedia. Political Economy]. Moscow : Izdatel'stvo "Sovetskaya entsiklopediya", 1979, vol. 3.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Selin Mikhail Vasil'evich - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics and Management. Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education the Vologda State Dairy Farming Academy Named after N.V. Vereshchagin. 2, Schmidt Street, Molochnoye, Vologda, 160555, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 52-53-92.