Страницы истории
НАЛОГ С ОБОРОТА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИСТОЧНИК ИНДУСТРИАЛЬНЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
И.В. КАРАВАЕВА, доктор экономических наук, профессор
О.В. СИПОЛС
Институт экономики Российской академии наук (РАН)
В годы первых пятилеток удовлетворение потребностей форсированной индустриализации, изыскание финансовых средств на закупку колоссальных объемов импортной техники, на строительство крупнейших производственных объектов и развитие транспортной и энергетической инфраструктуры страны закономерно требовали увеличения финансовых доходов бюджета. Объективно возникла необходимость разработки новых методов аккумуляции налоговых и неналоговых доходов.
Такие новые налоговые механизмы были разработаны и реализованы в ходе налоговой реформы 1930 — 1932 гг., которая проводилась в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в комплексе с политическими, экономическими и организационными мероприятиями, обеспечивающими завершение процесса преобразования системы государственных финансов и денежно-кредитной сферы.
Налоговая реформа 1930 — 1932 гг. коренным образом изменила систему взимания налогов на территории СССР.
Сложившаяся в период нэпа система бюджетных взаимоотношений, имевшая множество каналов изъятия государственных доходов (до реформы существовало 86 видов различного рода налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды), была фактически устранена. Основным источником доходов государственного бюджета был официально признан обобществленный сектор экономики, на долю которого к концу нэпа приходилось свыше 90 % валовой продукции.
Официально необходимость налоговой реформы обосновывалась тем, что с «.. .резким сокращением частного сектора, с усилением планового начала в народном хозяйстве. действующая налоговая
система перестала соответствовать состоянию и организации народного хозяйства. Множественность налогов и неналоговых видов изъятий средств в бюджет, наряду со значительной сложностью их исчисления и взимания, создает затруднения в регулировании производства и обмена и.в проведении политики цен. Сложные взаимоотношения общественной промышленности и торговли с бюджетом затрудняют планирование отдельных отраслей и всего народного хозяйства в целом. Необходимость внести в налоговую систему коренные изменения стала еще острее в связи с реорганизацией управления государственной промышленностью» 1.
Действительно, на рубеже 1920 — 1930-х гг. произошли значительные изменения в структуре хозяйственных отношений и в социальной структуре общества: был фактически ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве последовательно снижалась. Соответственно, в значительной мере была утрачена потребность в существовании сложной системы прямого налогообложения частного сектора, направленной на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятия капитализированных доходов.
Фундаментальные изменения происходили и внутри государственного сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКР (б) от 5 декабря 1929 г. прекратили свое существование хозрасчетные тресты. Централизация управления в лице «хозрасчетных» объединений (в 1930 г. на всю промышленность их насчитывалось 32) делала излишней сложную налоговую систему взаимоотношений промышленности и торговли с бюджетом.
1 Налоговая реформа. Постановления ЦИК и СНК СССР, инс-
трукции и циркуляры НКФ. — М: Госфиниздат, 1930. — С. 1.
Основные направления налоговой реформы сводились к следующему.
Во-первых, в обобществленном секторе введенный в результате реформы налог с оборота заменил прежде существовавшие 54 платежа; отчисления от прибыли госпредприятий включили в себя 7 ранее существовавших платежей; сохранились подоходный налог с кооперации и единая пошлина, при этом сохранили самостоятельность 24 ранее существовавших платежа.
Во-вторых, в частном секторе промысловый налог объединил 32 существовавших до реформы платежа, подоходный налог - 3, единая пошлина-9, сохранился налог на сверхприбыль, 3 платежа были отменены, сохранили свою самостоятельность 28 платежей2.
К существенным особенностям налоговой реформы 2 сентября 1930 г. следует отнести следующие: разделение ранее единого промыслового налога на налог с оборота государственных предприятий и промысловый налог с частных предприятий и промыслов; фактическое установление двух самостоятельных систем налоговых изъятий прибыли государственных предприятий и организаций, а также кооперативных предприятий. Особое значение имела система перераспределения прибыли государственных предприятий и организаций. Новые виды платежей государственных предприятий фактически стали формой перераспределения национального дохода между предприятиями обобществленного сектора и бюджетной системой.
Основным источником налоговых доходов государственного бюджета в 1930-е гг. стал налог с оборота (табл. 1).
Таблица 1
Общие итоги поступлений налога с оборота за особый квартал 1930 — 1932 гг. и соответствующие им итоги поступлений доходов за 1927/28 - 1929/30 гг.3
Годы Итого по бюджету СССР
Млн руб. В % к общим доходам
1927/28 2 483,1 33,9
1928/29 3 146,1 35,5
1929/30 5 653,3 38,6
Особый квартал 1930 2 420,4 45,9
1931 11 672,0 46,2
1932 19 525,1 51,5
1928/29-1932 42 486,9 46,2
1932 в % к 1928/29 - 623,2 %
К 1929/30 - 346,6 %
2 Финансы в СССР. Учебн. для студентов финансово-экономических институтов. Составлен бригадой работников МФЭИ в НКФ СССР под руководством и редакцией В. П. Дьяченко. Вып II., с. 39.
3 Государственный бюджет СССР, ч. 1. — М., 1955. — С. 84, 100, 101.
В процентном отношении ко всем доходам государственного бюджета поступления по нему составляли: в 1931 г. — около 46 %, в 1932 — 52, в 1933 — 58, в 1934 - 64, в 1935 - 69, в 1936 - 70, в 1937 - 68, в 1938 - 63, в 1939 - 62 и в 1940 - 594. При этом во всех директивных документах и теоретических исследованиях советского периода налог с оборота характеризуется как налоговый платеж предприятий обобществленного сектора, не имеющий никакого отношения к налогам с населения.
Рассмотрим, так ли это.
Налог с оборота как комплексный налог объединил в себе акцизы и промысловый налог в обобществленном секторе. В его состав включались взимавшиеся с предприятий обобществленного сектора платежи за разработку месторождений каменного угля, нефти и рудных ископаемых, заготовку древесины.
В состав налога с оборота вошли следующие налоги и сборы с населения и необобществленного сектора: 1) надбавка к промналогу взамен гербового сбора с векселей; 2) все акцизы: со спирта, водки (хлебного вина), коньяка, пива, дрожжей, сахара, чая, спичек, табачных изделий, гильз, парфюмерии и косметики, нефтепродуктов, свечей, резиновых галош; 3) сбор за инспектирование и анализ хлебофуражных продуктов; 4) сбор за пробирные операции и анализ металлов; 5) сбор с паровых котлов, приборов, действующих под давлением, подъемников и подъемных механизмов; 6) сбор за торговую регистрацию; 7) сбор за обязательную последующую регистрацию сделок; 8) сбор за поверку и клеймение мер и весов, медицинских термометров, рабочих и контрольных манометров; 9) сбор за производство горных отводов; 10) сбор с освидетельствования бракерами сельскохозяйственного сырья и молочно-масля-ных продуктов; 11) налог с грузов, привозимых и вывозимых по железнодорожным и водным путям сообщения; 12) налог с ресторанов, столовых, лавок и других предприятий; 13) сбор с золото- и платинопромышленных предприятий; 14) сбор за ветеринарно-санитарный осмотр скота и других животных продуктов; 15) налог с промышленных садов и огородов; 16) налоги с аукционных продаж; 17) налоги с плакатов, афиш и объявлений; 18) сборы с лиц, играющих на бильярде; 19) целевой сбор с радиоизделий, применяемых для приема радиовещательных станций; 20) абонементная плата, взимаемая с радиостанций частотного пользования.
4 Плотников К. Н. Очерки истории бюджета Советского государства. - М.: Госфиниздат, 1954. - С. 174, 236.
В налог с оборота вошли также налоговые сборы, взимавшиеся только с предприятий обобществленного сектора: 1) сборы со свеклы, перерабатываемой на заводах Сахаротреста и Укрсельцукра; 2) особый сбор с организаций, изготовляющих хлопок; 3) отчисления на развитие овцеводства от прибылей шерстеперерабатываю-щей промышленности; 4) отчисления от товарной продукции авто- и авиатрестов; 5) взносы на работы по хозяйственному строительству государственных земельных имуществ; 6) начисления (целевые надбавки) на заготовительные и сбытовые цены сельскохозяйственных продуктов; 7) начисления на продажную стоимость древесины; 8) взносы на содержание надзора на рыбных промыслах; 9) долевое участие в расходах на местное строительство; 10) сборы, взимаемые управлениями строительного контроля.
Гербовый сбор с предприятий обобществленного сектора также вошел в состав налога с оборота, а для частного сектора был заменен единой государственной пошлиной.
Таким образом, все косвенные налоги (кроме таможенных пошлин), пошлины и сборы, а также некоторые прямые налоги заменялись налогом с оборота, который принял форму надбавки к оптовой цене и взимался с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли.
Плательщиками налога с оборота были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организации министерства торговли союзных республик, предприятия и организации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР. Преобладающий метод исчисления налога (на основе которого исчислялось свыше 85 % суммы платежа) — метод разницы в ценах, применялся при наличии двух прейскурантов цен: розничных и твердых оптовых цен предприятия на конкретные виды товаров. Наряду с этим по многим товарам налог исчислялся по ставкам в рублях и копейках с единицы измерения (тонны, м3, штуки) и в процентах к выручке от реализации.
Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности (включая налог с оборота) товаров собственного производства или собс-
твенной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия. К облагаемому обороту относились также суммы (за товары, подлежащие обложению налогом с оборота), поступающие на основании решения арбитража, судебных и других органов по рассмотрению споров, в порядке частичной оплаты счетов; от организаций железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта по претензиям за утрату, недостачу и порчу товаров при перевозках; суммы надбавок к розничным ценам (оптовым ценам промышленности), предусмотренные соответствующим прейскурантом за дополнительную обработку или качественное улучшение товаров.
В облагаемый оборот не включалась выручка от реализации товаров, по которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочные товары, овощи, картофель, фрукты и др.), а также выручка при отпуске товаров в установленном порядке по оптовым ценам предприятий (без налога с оборота) для экспорта внешнеторговым (кроме кооперативных) организациям и в ряде других случаев.
Первоначально, перенеся всю тяжесть обложения оборота предприятий обобществленного сектора на товарные операции, налоговая реформа полностью освободила от обложения операции нетоварные (по которым ранее уплачивался промысловый налог), при этом, принимая во внимание, что в значительном большинстве случаев налог с нетоварных операций (транспортных, погрузоч-но-разгрузочных и т. п.) входил в конечном счете в калькуляцию цен на товары, вся сумма прежних платежей по этим операциям должна была учитываться при установлении ставок налога с оборота. Однако ряд предприятий нетоварного характера (ремонтные мастерские и заводы, кинотеатры, гостиницы, бани и т. п.) никоим образом не участвовали в образовании товарных цен. В то же время, как показал опыт 1931 г., цены, взимаемые этими предприятиями с потребителей, не понизились в той мере, в какой они должны были понизиться по причине освобождения от налога. Исходя из этих соображений 15 апреля 1931 г. был введен налог с оборота кинотеатров, а вслед за ним с 1 июля того же года — налог с нетоварных операций предприятий обобществленного сектора.
Введение налога с оборота официально рассматривалось как унификация системы косвенного
налогообложения: единая система налога с оборота заменяла прежние акцизы, сборы и начисления. Фактически же были установлены множественные индивидуальные квази-акцизы, поскольку законом от 2 сентября 1932 г. устанавливались ставки налога с оборота для каждого отраслевого объединения предприятий, изготавливающих или заготавливающих товары данной отрасли.
Однако вскоре выявилась непригодность единых ставок налога, и «для создания условий нормальной работы промышленности» в конце 1932 г. были установлены «потоварные ставки» для конкретных видов производимой продукции. При этом для государственных предприятий и предприятий промкооперации устанавливается разный уровень ставок.
Таблица 2
Ставки обложения налогом с оборота отдельных товаров в 1933 г.5
Ставки налога в процентах
Товары к обороту
Для всех пред- Для предпри-
приятий (кроме промкооперации) ятий промкооперации
Сельскохозяйствен- 2,0 1,7
ные машины
Машины для метал- 4,0 3,0
лургической и нефтя-
ной промышленности
Каменный уголь 2,0 2,0
Обувь кожаная 15,6 13,0
Готовое платье 16,6 11,0
Табак курительный 87,0 87,0
Важно отметить, что упразднение акцизов и введение налога с оборота фактически не упростили, а усложнили систему косвенного налогообложения. В эпоху СССР для налога с оборота была характерна множественность налоговых ставок: в середине 1933 г. существовало свыше 400 ставок, в 1937 г. их число достигло 1 109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2 4446.
С введением системы потоварных ставок налога с оборота вместо планового стал облагаться фактический оборот. Централизованное взимание налога с отраслевых объединений было заменено децентрализованным, т. е. налог стал взиматься с каждого отдельного хозрасчетного предприятия, были установлены более частные (четкие?) сроки
5 Финансы СССР. Учебник для студентов финансово-экономических институтов. Сост. бригадой работников МФЭИ в НКФ СССР под рук. и ред. В. П. Дьяченко. Вып. II, с. 45.
6 Толкушин А. В. История налогов в России. - М.: Юрист. -
2001. - С. 223.
уплаты налога с сумм, фактически поступивших от покупателей (месячные, декадные, ежедневные -в зависимости от величины оборота).
С одной стороны, эти изменения предоставили финансовым органам возможность непрерывного контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и организаций, а с другой -создали мощный фискальный инструмент, обеспечивающий непрерывное поступление налоговых отчислений.
Следует отметить, что в мировой практике и в те годы, и позже налог с оборота имел значительно более узкое экономическое содержание - он определялся как косвенный налог, включаемый в цены определенных групп товаров, потребление которых экономически регламентируется. В советской же налоговой практике введение налога с оборота означало появление нового синтетического налога взамен значительного числа статей доходной части бюджета, или, если говорить строго, — появление нового механизма формирования доходной части бюджета.
Объем поступлений налога с оборота с 1930 по 1940 г. возрос более чем в 8 раз. Что же обеспечило такой значительный рост объемов его поступлений?
В основе этого явления, по мнению авторов, лежала политика государственного регулирования оптовых и розничных цен на основные группы промышленной и сельскохозяйственной продукции, соотношение которых, по сути, и формировало объемы поступлений налога с оборота.
В 1929 - 1934 гг. в связи с определенными потерями сельскохозяйственной товарной продукции, особенно в сфере животноводства, возникшими из-за непродуманной политики ускоренной коллективизации, наблюдался быстрый рост колхозно-базарных цен, приводивший к перераспределению доходов населения между городом и деревней. В этих условиях государство сохранило низкие заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты и установило продажу промтоваров на селе по особым сельским ценам, в 2-3 раза превышающим цены нормированного снабжения рабочих и служащих.
Одновременно, учитывая опережающий рост фонда заработной платы по сравнению с ростом производства предметов потребления и сохраняя нормированное снабжение рабочих и служащих по твердым ценам, государство ввело реализацию особого товарного фонда по повышенным (коммерческим) ценам. Все указанные изменения в области цен и доходов населения не могли не
оказать влияния как на величину поступлений от налога с оборота, так и на его внутреннюю структуру (табл. 3).
Таблица 3
Следует также учитывать, что в 1933 г. средства производства, производимые тяжелой промышленностью, облагались небольшими ставками налога с оборота: торфяная промышленность — по ставке 1 %, каменноугольная, основная металлургия, судостроение, основная химия — 2 %, автотракторная промышленность — 3 %, котлотурбинная и станкостроительная промышленность — 4 %. Таким образом, основная масса налога — более 80 % — взималась с продукции предприятий пищевой промышленности и производства хлебопродуктов — свыше 60 %, а также с оборота товаров, производимых в легкой промышленности — свыше 20 %.
Рассмотрим теперь, в каких формах аккумулировался налог с оборота и кто являлся его реальным плательщиком.
Во-первых, налог с оборота изымался в форме сельских бюджетных наценок на промышленные товары, а также специализированных бюджетных наценок на товары коммерческого фонда в городах.
Во-вторых, существенная часть налога с оборота формировалась за счет покупки хлебопродуктов заготовительными организациями и сельскохозяйственного сырья предприятиями легкой и пищевой промышленности по ценам ниже стоимости. Такое осуществление заготовок сельскохозяйственных продуктов по заниженным ценам уже в первой пятилетке стало основным экономическим механизмом привлечения части доходов колхозников и единоличников для покрытия расходов бюджета. Определенную часть поступлений оплачивало также городское население через налог с оборота, включенный в цену продовольственных товаров, реализуемых по твердым ценам нормируемого снабжения рабочих и служащих.
7 Смирнов А. Экономическое содержание налога с оборота. - М.: Соцэгиз, 1963. - С. 211.
В-третьих, сложившаяся в годы первой пятилетки практика установления цен на продукцию тяжелой промышленности ниже их реальной стоимости и сравнительно с низким уровнем налога с оборота, способствовала занижению оптовых цен в отраслях, производящих средства производства. Таким образом, значительная часть прибыли, созданной в отраслях тяжелой промышленности, трансформировалась в налог с оборота, уплачиваемого предприятиями легкой и пищевой промышленности, а также производителями транспортных услуг в виде разницы между оптовыми и розничными ценами. Например, в текстильной промышленности в этих целях была введена система так называемых разниц, заменившая систему ставок налога с оборота, утверждаемых правительством для отдельных товаров или ассортиментных групп. На текстильные изделия были введены два прейскуранта отпускных цен без налога с оборота и розничных цен. В бюджет в виде налога с оборота вносилась разница между ценами обоих прейскурантов, различная для каждого товара, т. е. по сути это был уже не налог, а нормативное отчисление. Со временем такая же система стала действовать и в других отраслях производства предметов потребления.
Однако во всех трех рассмотренных ситуациях реальным плательщиком налога с оборота являлся розничный потребитель, на которого через механизм цен перекладывался основной объем фискальной нагрузки. Следует также учитывать, что в первой половине 1930-х гг. почти 70 % розничных потребителей были представителями крестьянства.
В середине 1930-х гг. ситуация несколько изменилась. В связи с развитием производства предметов потребления и организационно-хозяйственным укреплением колхозов товарные ресурсы государства к 1935 г. значительно возросли. За два года, с 1933 по 1935 г., валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 17 %, а валовая продукция легкой и пищевой промышленности более чем на 30 %8. Постепенно уменьшался разрыв между реальными потребностями населения и наличным товарным фондом предметов потребления. Это позволило государству перейти в 1935 г. от закрытой нормированной торговли и множественности цен к открытой торговле по единым ценам с упразднением коммерческой торговли.
Новые единые розничные цены на предметы потребления были установлены на среднем уровне
8 Плотников К. Н. Очерки истории бюджета СССР. — М.: Госфиниздат, 1954. — С. 109.
Отраслевая структура налога с оборота (в %) 7
Наименование отрасли 1931 г. 1932 г. 1933 г.
Тяжелая и лесная промыш- 10,0 7,9 7,6
ленность
Легкая промышленность 15,0 20,5 20,3
Пищевкусовая промышлен- 58,8 54,0 60,6
ность и хлебопродукты
Кооперация, торговля 16,2 17,6 11,5
и другие отрасли
Итого 100 100 100
между низкими ценами нормированного снабжения и высокими коммерческими ценами. Потери рабочих и служащих в связи с отменой пайковых цен и переходом к более высоким единым розничным ценам были возмещены путем установления хлебных надбавок к заработной плате. Только в 1935 г. хлебные надбавки увеличили фонд заработной платы на 4,5 млрд руб. В 1935 — 1937 гг. также было проведено поэтапное снижение цен на промышленные товары и ряд продовольственных товаров9. Однако в 1939 и 1940 гг. в связи с осложнением международной обстановки и необходимостью увеличения расходов на оборону государство было вынуждено повысить цены на некоторые товары, особенно на водку и вина.
Изменению подверглись заготовительные цены. На зерно и продукцию животноводства были установлены цены обязательных поставок и цены госзакупок. Закупочные цены были выше, чем цены по обязательным поставкам: по зерновым культурам — на 30 — 50 %, по мясо-молочным продуктам — до 120 %.
Одновременно в 1936 — 1940 гг. был осуществлен пересмотр цен на продукцию тяжелой промышленности. Они были установлены на уровне реальной стоимости, и количество предприятий тяжелой промышленности, дотируемых из бюджета, резко сократилось. Восстановить рентабельность тяжелой промышленности попытались тремя способами: путем борьбы за снижение себестоимости и отказа самих предприятий от дотаций государства, путем уменьшения ставок налога с оборота и перемещения соответствующей части налога с оборота в прибыль предприятий, а также за счет повышения отпускных цен. Так, в 1940 г. в результате пересмотра оптовых цен и ставок налога с оборота часть налога с оборота в сумме 2,3 млрд руб. переместилась в норму прибыли (по всей промышленности СССР). В том же 1940 г. отпускные цены на средства производства были выше цен 1936 г.: на уголь — на 60 — 80 %, на чугун литейный и железо кровельное — на 30 — 70 %, на нефть — на 100 — 120 %, на медь и свинец — на 110 — 130 %, на олово - на 900 %10.
Таким образом, в последние годы второй пятилетки и в первые годы третьей пятилетки производства произошли существенные изменения в соотношении цен и стоимости по подразделениям общественного. В результате реформы
9Плотников К. Н. Очерки истории бюджета СССР. — М.: Госфиниздат, 1954. —С. 206 — 207.
10 Смирнов А. Экономическое содержание налога с оборота. — М.: Соцэкгиз, 1963. — С. 221.
оптовых цен 1936 —1940 гг. уровень цен на продукцию тяжелой промышленности был значительно приближен к ее стоимости. Переход в 1935 г. от дифференцированных розничных цен к единым ценам, установленным на среднем уровне между пайковыми и коммерческими ценами, сопровождавшийся одновременным установлением компенсационных надбавок к заработной плате, а также частичное снижение розничных цен в 1935 — 1937 гг. способствовали сокращению разницы между общим уровнем розничных цен и стоимостью предметов потребления (отклонения общего уровня розничных цен вверх от стоимости предметов потребления). Были существенно повышены цены контрактации на технические культуры сельского хозяйства. Заготовительные и закупочные цены на зерновые культуры и продукцию животноводства существенному изменению не подверглись.
Все упомянутые изменения в политике ценообразования оказали заметное влияние на динамику поступлений налога с оборота (табл. 4).
Таблица 4
Поступления налога с оборота в госбюджет СССР 1935 - 1940 гг.11
Год Сумма, В % к предыду- Удельный вес налога
млрд руб. щему году с оборота в доходах
бюджета
1935 52,2 138,9 69,5
1936 68,5 126,0 69,7
1937 75,9 115,4 69,6
1938 80,4 105,8 63,3
1939 96,9 121,1 62,1
1940 105,9 109,2 58,7
Приведенные данные показывают, что темпы роста поступлений от налога с оборота в годы третьей пятилетки (1938 — 1940 гг.) заметно сократились. Также следует отметить, что если с 1930 по 1934 г. (за 4 года) налог с оборота увеличился в 6,5 раза, то с 1935 по 1940 г. (за 5 лет) он возрос лишь в 2 раза. Если исключить дополнительные поступления налога с оборота в связи с отменой льготных цен для внерыночных потребителей, то прирост налога с оборота окажется еще меньшим.
Попытка несколько ослабить пресс финансового давления на сельское хозяйство и отрасли легкой и пищевой промышленности, вывести ведущие предприятия тяжелой индустрии из категории дотационных, а также повысить уровень благосостояния основной массы населения име-
11 Смирнов А. Экономическое содержание налога с оборота. — М.: Соцэкгиз, 1963. — С. 224.
ли и негативные последствия. Так, параллельно с ростом стоимости продукции в ведущих индустриальных отраслях (электротехнической и автомобильной отрасли, тракторном, дорожном, транспортном и строительном машиностроении) в них снизились объемы производства, а предприятиям этих отраслей не удавалось выполнять планы производства продукции. В годы третьей пятилетки (1938 — 1940 гг.) уже целый ряд важнейших отраслей тяжелой промышленности не сумели выполнить план, в частности по производству стали, чугуна, проката, по добыче нефти. В 1940 г. по сравнению с 1937 г. снизилось производство продукции электротехнической и автомобильной промышленности, транспортного, тракторного, общего, дорожного и строительного машиностроения12.
12 Большая советская энциклопедия, т. 50. — С. 230, 231, 232.
Вновь созданная отечественная тяжелая индустрия оказалась неспособной эффективно функционировать без постоянных государственных финансовых дотаций, формирующихся в значительной мере, за счет продуманной системы налоговых изъятий из доходов населения, в числе которых ведущую роль играл налог с оборота. Формально являясь налогом с предприятий в обобществленном секторе экономики, на деле налог с оборота выполнял функцию переложения финансового бремени инвестирования индустриальных преобразований на самые широкие слои населения и в наибольшей мере — на крестьянство.
Факультет права и финансов Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) при содействии Территориального Института профессиональных бухгалтеров, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, ООО «Издательский дом «Финансы и Кредит»
в период с 7 по 9 февраля 2007 г. планирует проведение II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования информации о деятельности экономических субъектов»
Для участия в конференции приглашаются научно-педагогические работники, докторанты и аспиранты вузов, научные сотрудники академических и отраслевых НИИ, специалисты предприятий и студенты вузов.
Основные направления работы конференции:
экономический анализ, бухгалтерский учет, аудит, налоги и налогообложение, информационные технологии в бухгалтерском учете.
Публикация материалов участников конференции
осуществляется по решению редакционной коллегии в сборнике научных трудов
с грифом издательства ЮУрГУ
Более подробную информацию о предстоящей конференции можно получить по телефону кафедры бухгалтерского учета и анализа: (351)775-27-79 или по электронной почте: [email protected].