Научная статья на тему 'Теория и практика аддиктологии'

Теория и практика аддиктологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1041
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика аддиктологии»

'З (8) декабрь 2004 г.

Тема номера: неврология и психиатрия

33

ним из важнейших критериев в формировании нравственного здоровья мужчин призывного возраста является их поведение, в ряде случаев выраженное «вредными привычками», такими как алкоголизм, табакокурение и наркомания, теснейшим образом сочетанная с ВИЧ-инфицированием. Рассмотрим подробнее указанные проблемы.

Существует ряд концепций, в которых алкоголизм молодых людей призывного возраста рассматривается как следствие разного рода социальных влияний: общественно-экономических условий, алкогольной политики государства, культурных и религиозных традиций и ритуалов, особенностей воспитания, трудовой деятельности, бытовых условий, профессий, микросреды человека. В современном российском обществе проблема алкоголизма среди призывников приобретает все большую актуальность. В последние годы показатель заболеваемости алкоголизмом значительно возрос. По данным социологических исследований каждый третий опрашиваемый Цветил, что алкоголь является причиной неприятностей и бед в его семье. Тяжелое пьянство отмечено в 60% насильственных преступлений, в 30% самоубийств, в 80% пожаров и дорожных происшествий. Каждые 22 минуты кто-то лишается жизни по вине пьяного водителя.

Одной из причин алкоголизма призывной молодежи является алкогольная традиция современного общества. Спиртное стало неотъемлемым компонентом современной жизни, даже средством оплаты услуг. Общепринятым мнением является утверждение о том, что употребление алкоголя в молодежной группе есть производное культуры данной группы, общности. Большинство считает появление в пьяном виде на улице, в общественных местах вполне допустимым, лишь бы это не приводило к нарушению общественного порядка, конфликтам и скандалам. Кроме того, широко распространены различные мифы об алкоголе, его якобы полезности для здоровья, исторически и социально обусловленной неизбежности.

Алкоголизм нельзя рассматривать лишь как узко медицинскую проблему, по сути, он является одним из показателей морального, духовного и физического, телесного здоровья нации, обусловленного социально-экономическими, политическими, социально-психологическими факторами. Происшедшее в настоящий момент снижение жизненного уровня призывной молодежи, стресс, социальная нестабильность негативно влияют на эффективность медицинских мероприятий, направленных на борьбу с алкоголизмом. Качественное преобразование и социальное развитие молодежи происходит при высоком уровне работоспособности, социальной активности и широких интеллектуальных возможностях составляющих его личностей. Именно эти качества регрессируют у больных алкоголизмом. Образ жизни, при котором употребление спиртных напитков играет для молодого человека первостепенную роль, способствует развитию социальной инертности личности.

Эта болезнь поражает не только отдельные личности, но и общество в целом, являясь, с одной стороны, следствием определенного социального и социально-психологического дисфункционирования, а с другой — причиной разнообразных проблем, как макро-, так и микросоциального характера. Для создания эффективной системы, призванной защитить общество от алкоголизации, необходимы широкие социологические, демографические, культурологические, а также обще- и социально-психологические исследования. Происшедшее в настоящий момент снижение жизненного уровня населения, стресс, социальная нестабильность негативно влияют на эффективность медицинских мероприятий, направленных на борьбу с алкоголизмом.

Качественное преобразование и социальное развитие общества происходит при высоком уровне работоспособности,

социальной активности и широких интеллектуальных возможностях составляющих его личностей. Именно эти качества регрессируют у больных алкоголизмом. Образ жизни, при котором употребление спиртных напитков играет для человека первостепенную роль, способствует развитию социальной инертности личности. В целях получения наиболее объективной информации об этих сторонах жизни призывников на добровольной основе нами проведено их анкетирование.

По данным опроса до 90% призывников и допризывников относительно регулярно употребляли алкогольные напитки (р<0,01). Из них крепкие напитки (водку) предпочитали большинство (юноши до 80+0,01 %, призывники до 90+0,01%,); вино употребляли (по данным опроса) до 20+0,02%, при этом пиво употребляли до 90+0,01%, юношей и до 99+0,01%, призывников (р<0,01). В итоге более 90±0,01% 18-27 летних молодых людей относительно регулярно употребляют спиртные напитки (р<0,01).

Следует отметить, что алкогольная зависимость в современной науке исследуется в большей степени с медико-биологической точки зрения. Отмечается, что именно медицинский аспект является наиболее изученным, о чем свидетельствует не только огромное количество публикаций, но и глубина анализа. Очевидные успехи биологической наркологии позволяют более четко выявлять нейробиологические и генетические основы патологических процессов, лежащих в основе алкогольной зависимости, однако без комплексного исследования проблемы алкоголизма как системного явления невозможно эффективно противостоять алкоголизации общества, при этом большой вклад могут внести социология, психология и социальная психология.

По данным Организации объединенных наций, в мире за 2002 год вновь было выявлено 5 миллионов пораженных ВИЧ/ СПИДом, число которых в целом составляло на конец года 42 миллиона человек. В том числе умерло 3,1 миллиона, соотношение мужчин и женщин составляло 1:1.

В Российской Федерации до 1996 года ежегодно регистрировалось от 100 до 200 случаев данной патологии. В 2000 году показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией составлял уже 38,3 на 100 тысяч населения, более половины из них — лица призывного возраста. Число умерших от СПИДа составляло 2878 человек, мужчины в России болеют в 3,4 раза чаще женщин, из них более 60% составляют лица призывного возраста.

В Республике Татарстан до 1996 года ежегодно регистрировалось по одному случаю этого вида заболевания. Однако после 1996 года показатель этой заболеваемости ежегодно возрастал почти в 4 раза, так, в 1996 году было отмечено 6 человек, в 1999 — 244, в 2001 году было зарегистрировано 2738 случаев ВИЧ-инфекции. Всего в Татарстане было зарегистрировано — 142,4 (в России 150,4) ВИЧ-инфицированных на 100 тысяч населения. Более половины от общего числа ВИЧ-инфицированных выявлено при обращении за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения.

Очевиден рост поражений, сочетанных с наркоманией, их удельный вес в общем количестве ВИЧ-инфицированных составлял в 1996 году 33%, в 2000 году — 75%, в 2004 году — до 80%. Основное число пораженных данным недугом — это лица призывного возраста. Среди путей передачи ВИЧ-инфекции первое место занимал парентеральный при внутривенном введении наркотиков, этим путем заразилось значительное большинство от общего числа инфицированных. Среди них отмечен лишь один случай заражения, полученный не наркозависимым путем. Половым путем инфекция передавалась до 6,4% случаев. Соотношение инфицированных мужчин и женщин составляло 4,5:1. До 45,2% из них — безработные.

Теория и практика аддиктологии

В. Д. МЕНДЕЛЕВИЧ. Институт исследований проблем психического здоровья КГМУ.

Изменения социально-психологических условий российского общества, произошедшие за последние годы, привели к существенному изменению структуры психической (поведенческой) заболеваемости. На первое место вышли проблемы, связанные с новыми патогенными стереотипами поведения человека, которые были крайне скудно представлены в предыдущее время. В силу специфики общественного развития, демократизации и либерализации отношений суще-

ственно возросло число лиц, у которых стали обнаруживаться личностные расстройства, расстройства привычек и влечений, девиантные формы поведения и иные виды дезадап-тивных стереотипов.

В научном плане проблема заключается в том, что биологическая парадигма мировой психиатрии оказалась неготовой к всестороннему и полному осознанию сути новых психопатологических феноменов поведения. Наработанные схемы оказа-

34

Тема номера: неврология и психиатрия

’3 (8) декабрь 2004

ния помощи и лечения психически больных, перенесенные на появившиеся модели девиаций поведения, оказались неэффективными и научно не обоснованными. Упор на использование психофармакологических методов терапии поведенческих патологий, необходимость проходить лечение в условиях психиатрических диспансеров привел пациентов к пессимистическому взгляду на возможность избавления их страданий.

Назрела насущная необходимость в становлении и разработке принципиально новой для российских условий науки — аддиктологии. Под аддиктологией следует понимать науку, изучающую медико-психологические закономерности возникновения, формирования и течения девиантных форм поведения человека, характеризующихся доминантой зависимости, а также способы и методы их профилактики, терапии, коррекции и реабилитации. В настоящее время не существует единой теории аддиктологии, также как не существует научно обоснованных практик и психотехнологий, направленных на купирование патологических адцшсгивных паттернов поведения.

Краеугольным камнем аддиктологии становится учение о зависимости, зависимых формах поведения, их психологическом и психопатологическом уровне. Под зависимым поведением мы понимаем разновидность девиантного поведения, характеризующуюся непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах (фетишах), становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения.

Считается, что в структуре каждой зависимости можно отметить признаки увеличения толерантности, прогрессирующее забвение альтернативных интересов, продолжение зависимого поведения, несмотря на его очевидные вредные последствия, абстинентный синдром. Зависимое поведение может формироваться на базе аддиктивного, патохарактерологического и психопатологического типов девиантного поведения. При аддик-тивной форме зависимое поведение формируется в связи с гедонистической мотивацией (феноменом «жажды острых ощущений» по В. А. Петровскому), при патохаракгерологичес-ком — основывается на одном из типов личностного расстройства или нередко на гипертимной или шизоэпилептоидной акцентуациях характера, при психопатологическом — на базе основных симптомов психических заболеваний.

К зависимому поведению (следовательно, к объекту изучения аддиктологии) следует относить: зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, каннабиоидов, седа-

тивных и снотворных веществ, кокаина, стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих растворителей), от приема пищи (анорексия, булимия), сексуальные девиации и перверсии (парафилии), патологическую склонность к азартным играм (гемблинг), воровству, поджогам, бродяжничеству, фанатизм как зависимость от референтной группы, лидера, созависимость как зависимость отношений и пр.

В настоящее время отсутствуют общепризнанные критерии диагностики зависимого поведения и дифференциальной диагностики патологических и непатологических форм зависимостей. Можно предполагать, что основой дифференциации являются не количественные, но качественные признаки. К признакам патологического зависимого поведения можно отнести наличие эпизодов измененных состояний сознания при реализации зависимости, непреодолимость зависимости, невозможность противостоять стремлению его реализовать, стереотипизация поведения и «синдром отмены».

Спорным остается вопрос о связи зависимого поведения с наличием черт зависимой личности, к которым относят в случае зависимого личностного расстройства по МКБ-10: 1) неспособность принимать решения без советов других людей; 2) готовность позволять другим принимать важные для него решения; 3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы; 4) затруднения начать какое-то дело самостоятельно; 5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих; 6) плохая переносимость одиночества — готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать; 7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; 8) охваченность страхом быть отвергнутым; 9) легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны. К характеристикам зависимой личности вне личностного расстройства можно отнести такие индивидуально-психологические параметры, как инфантильность, внушаемость и подражательность, прогностическая некомпетентность, ригидность и упрямство, наивность, простодушие и чувственная непосредственность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, эгоцентризм, яркость воображения, впечатлений и фантазий, нетерпеливость, склонность к риску и «вкус опасности», страх быть покинутым.

Несомненно, что научные факты и результаты, которые имеются на настоящий момент и которые могут быть получены в дальнейшем при биологических, нейрохимических, психофизиологических и некоторых иных исследованиях позволят лучше понять механизмы патогенеза аддиктивного поведения.

Сообщение диагноза больным шизофренией (пробное исследование)

С. В. КУЗЬМИНА, Казанский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии и наркологии, г. Казань. М. Де ХЕРТ, Лёвенский католический университет, Клинический центр Ст. Жозеф, г. Лёвен, Бельгия.

Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992 г.) пациенты психиатрического профиля имеют право знать свой диагноз и получить достоверную и полную информацию о методах, используемых при лечении их заболевания. Всеобще признано, что пациенты, знающие свой диагноз, имеют больше шансов к успешному лечению, установлению более длительных ремиссий и проявляют больше ответственности за свое здоровье (Dixon and Lehman, 1995; Lam, 1991). To же касается и членов семей лиц, страдающих психическими заболеваниями; чем раньше семьи адекватно, в доступной форме, информированы о различных аспектах болезни их родственников, тем легче они могут общаться с ними и сосуществовать с их болезнью (McFarlane, 1995).

Психообразовательные занятия (как индивидуального характера, так и в группах) должны разъяснять симптомы, которыми проявляется то или иное психическое расстройство, варианты, эффективность и необходимость лечения, требующуюся длительность курса терапии. Первейшей задачей, такого подхода является предотвращение рецидива и улучшение качества жизни человека. Пациенты психиатри-

ческого профиля и особенно пациенты с психозами не всегда адекватно информированы о происходящих изменениях в их состоянии психического здоровья, и не всегда им сообщают их диагноз (ОайеПу й а1. 2001; Luderer И а1. 1993; БЬе^Ш е1 а1. 1998).

Задачей исследования было изучить существующую систему информирования пациентов с психозами об их диагнозе в РТ и сравнить с практикой информирования больных, страдающих от психотических приступов, существующей в Бельгии.

Исследование базировалось на вопроснике, предложенном практикующим психиатрам и оценивающем его/ее практику сообщения диагноза и предоставления информации пациентам с психотическим регистром расстройств. Опрос проводился анонимно, врачам была предоставлена возможность выбора, указывать свои данные или нет.

Результаты. Из практикующих психиатров РТ 76 докторов приняли участие в исследовании, по данным бельгийского исследования 82 психиатра ответили на предложенные вопросы. Таким образом, количество лиц, принявших участие в исследовании, сопоставимо по общему количеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.