педагогические науки
Левина Светлана Викторовна, Лисачкина Валентина Николаевна, Павловский Василий Алексеевич ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОИСК ...
УДК 378.02
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ
© 2017
Левина Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и методики обучения Лисачкина Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Павловский Василий Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Максима Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. Переход от неклассической науки к постнеклассическому этапу ее развития связан со сменой научной парадигмы и приводит в системе образования к кардинальным изменениям. Одно из них связано с тем, что каждый педагог имеет возможность внести свой вклад в преобразование системы обучения и воспитания, предлагая новые курсы, обновляя содержание, применяя новые методы обучения. Но зачем нужны эти перемены? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами, подходами, технологиями? Ответ понятен - в образовании сложилась новая ситуация. Большую обеспокоенность, например, вызывает состояние экологического образования. Поиски выхода из сложившейся ситуации понуждают педагогов подбирать новые подходы, применять технологии и методики, позволяющие в не самых благоприятных условиях добиться значительных результатов. В статье излагается опыт экологического образования студентов - гуманитариев Самарского государственного социально-педагогического университета, обосновывается успешность разработанной модели непрерывного экологического образования.
Ключевые слова: образование, экология, технология, внеаудиторные формы, культурологический подход, высшее образование, проектная технология, постнеклассическая картина мира, формирование экологической культуры, экологический кризис, творческий подход, образовательная траектория.
THEORY AND TECHNIQUE OF ECOLOGICAL EDUCATION: SEARCH OF NEW APPROACHES
© 2017
Levina Svetlana Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of physics, mathematics and methods of teaching Lisachkina Valentina Nikolaevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and psychology Pavlovsky Vasily Alekseevich, doctor of technical Sciences, Professor, Department of pedagogy and psychology Samara state pedagogical University (443099, Russia, Samara, street of Maxim Gorky, 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. The transition from non-classical science post-non-classical stage of its development is associated with the change of scientific paradigm and results in the education system to radically change. One of them is due to the fact that every teacher has the opportunity to contribute to the transformation of the system of training and education, offering new courses, updating the contents, applying new teaching methods. But why do we need these changes? Why not do the same, time-tested methods, approaches, technology-mi? The answer is clear - education in the new situation. Great concern, for example, evokes the state of environmental education. Finding a way out of this situation compels educators to find new approaches to apply technology and techniques in not the most favorable conditions to achieve significant results. The article presents the experience of environmental education of students in the Humanities Samara state socio-pedagogical University, explains the success of the developed model of continuous ecological education.
Keywords: education, ecology, technology, extracurricular forms, culturological approach, higher education, design technology, post-nonclassical picture of the world, the formation of ecological culture, ecological crisis, creativity, educational trajectory.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время духовная культура в целом, наука и образование, в частности, претерпевают непростой переход к новой парадигме - меняется знаниевый фундамент, определяются актуальные направления развития, выявляются новые методы и подходы. Перед профессиональным педагогическим образованием встает задача обучения и воспитания грамотной, гуманистически сориентированной личности, которая будет способна понимать многообразие и сложность природных, социально - нравственных и духовных проблем. Особо среди них следует выделить проблемы, связанные с состоянием биосферы и охраной окружающей среды, сохранения здоровья людей. Высшая школа оказалась лицом к лицу с целым рядом трудностей: как сохранить хрупкий баланс между дифференциацией и интеграцией знания, как осуществить переход к новой синергетической парадигме в рамках отдельных учебных дисциплин, как осуществлять экологическое обучение и воспитание, формировать у учащихся экологическую культуру в рамках духовной культуры в целом?
Какую же стратегию следует избрать для преодоления возникших трудностей? Какие инновационные подходы помогут педагогу выйти самому и вывести уча-
щихся на новый уровень?
Анализ последних исследований, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Рассматриваемая проблематика включает в себя много важных вопросов, нашедших рассмотрение в: теории глобального эволюционизма и перехода к новой постнеклассической синергетиче-ской парадигме (Пригожин И., Хакен Г., Курдюмов С., Буданов В.) [1, 2, 3,4]; исследованиях по теории культуры и путях ее перехода к картине мира (Лихачев Д.С., Степин B.C.) [5,6,7].; теории экологического образования в высшей школе (Глазачев С.Н., Суровегина И.Т., Урсул А.Д.) [8,9,10, 11]; теории содержания педагогического процесса и его организации через проектный метод (Полат Е.С., Сергеев И.С.) [12, 13].
Формирование цели статьи. Целью представленной работы является краткий анализ проблем экологического образования в современной высшей школе и описание разработанной модели непрерывного экологического обучения и воспитания в педагогическом вузе.
Основные положения. Итак, высшая педагогическая школа сегодня должна подготовить квалифицированного специалиста, да и просто человека, соответствующего новой духовной культуре, способного понять ее и являться ее носителем. Главными чертами этой культу-
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
327
Levina Svetlana Viktorovna, Lisachkina Valentina Nikolaevna, Pavlovsky Vasily Alekseevich pedagogical
THEORY AND TECHNIQUE OF ECOLOGICAL EDUCATION: SEARCH OF NEW ... sciences
ры являются интегративный характер, нелинейность, представление о том, что природа повсеместно пронизана закономерностями различной степени общности.
[14].
Приобщить учащихся к культуре такого рода достаточно трудная задача. Необходимо наличие у студентов широкого кругозора, владение ими понятийным аппаратом постнеклассической науки, знания о специфике ненаучных способов познания в духовной культуре и их связи друг с другом. Чрезвычайно актуальными в современной культуре являются проблемы экологического характера. Они действительно обостряются.
Рассуждая о возможных причинах этого обострения, Капица С. П. отмечал, что «главных, по его мнению, две: во- первых, это акцент на развитие в обществе материальной культуры - темп развития технологических процессов носит экспоненциальный характер и это приводит к взрывному кризису цивилизации, а во-вторых, существовавшее до сих пор в биосфере Земли равновесие уже перестает сохраняться» [15, С. 104]. Острый характер проблем «наглядно свидетельствует о том, что необходимо быстрое продвижение науки вперед, поиск новых подходов к получению знания о природе и месте человека в ней. Очень важно продолжать методично наращивать экологический потенциал науки и культуры в целом [15, С. 128]. Но с развитием экологии как науки, с экологическим образованием в средней и высшей школе сложилась непростая ситуация. Дело в том, что положение учебной дисциплины «Экология» в средней и высшей школе вызывает большую тревогу.
В 1994 году предмет был введен в Федеральный компонент и базисный учебный план государственного образовательного стандарта, а в 1998 году перенесен в (школьный) региональный компонент образования. Этот факт, конечно, негативно сказывается на развитии экологического образования в средней школе. Но еще сложнее обстоит дело в высшей школе. В учебных планах вместо отдельной учебной дисциплины «Экология» был введен предмет «Биология с основами экологии», причем в качестве факультатива. В силу этого уровень экологической подготовки студентов в вузах оказывается абсолютно недостаточным. Каким же образом в сложившихся условиях не упустить экологическую составляющую естественнонаучного образования, достичь необходимого уровня экологической подготовки? И как сделать это в условиях новой культуры, новой парадигмы, новой картины мира? Выход, по нашему мнению, должен состоять в создании системы экологического обучения и воспитания, которая обеспечит целостность педагогического процесса, даст возможность показать учащимся «Вселенную как целое», докажет им, что мир един и связан многочисленными внутренними связями, так что невозможно затронуть ни одного важного вопроса, не коснувшись при этом множества других.
С 2011 года в учебные планы вузов введена новая учебная дисциплина «Естественнонаучная картина мира», являющаяся обязательным компонентом в подготовке бакалавров по гуманитарным направлениям. Она призвана содействовать получению широкого базового образования, способствующего разностороннему развитию личности. [16. С. 3]. Ее основное назначение - достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию естественнонаучного образования. Общий замысел дисциплины состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Интеграция накопленного знания в рамках этой дисциплины естественна и гармонична, даже наименование предмета говорит о целостном образе, формирующемся в сознании людей. Очевидно, что картина мира формируется в рамках единой культуры, а значит и неоспоримо участие всех отраслей в ее становлении.
Системообразующую роль в современной картине мира выполняет экологическое знание. Перед педаго-328
гом при изучении данной дисциплины стоит множество задач, справиться с которыми в рамках отведенного количества часов крайне сложно.
Один из выходов может состоять в использовании проектной технологии на олимпиадах по данной учебной дисциплине. Олимпиада сегодня - это не только возможность проверить творческие способности столь необходимые будущим педагогам. Это еще и уникальная возможность в предельно сжатые сроки познакомиться с достаточно богатым материалом по изучаемому предмету [17]. Олимпиады действительно помогают педагогу решить проблему нехватки времени, пропагандируют научные знания, позволяют правильно сориентировать их как в дальнейшей профессиональной деятельности, так и в личной жизни [18].
В Самарском государственном социально-педагогическом университете созданы оптимальные условия для участия студентов в предметных олимпиадах и конкурсах, причем формы их проведения могут быть разные. Многолетний опыт проведения предметных олимпиад позволяет сделать вывод о том, что самым эффективным является проектный метод. Как отмечала Полат Е.С.: «.. .Это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сущности, но и в чисто нравственном аспекте» [12].
О достоинствах проектной технологии, ее плюсах и минусах писали многие педагоги. Отметим еще раз, что она способствует развитию таких качеств личности учащихся, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству; она позволяет выявить их интересы и потребности, а кроме того самостоятельно освоить серьезный, с научной точки зрения, материал. Учащиеся учатся видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности. В проекте параллельно с научной (познавательной) стороной всегда присутствует эмоционально-ценностная и творческая стороны. Именно этот компонент и позволяет включать в круг рассматриваемых вопросов достижения других отраслей духовной культуры, определяет, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Студенты часто и с большим интересом выбирают именно темы проектов экологической направленности. Тематика работ, на наш взгляд, органично вытекает из существующей в педагогике классификации проектов. Экскурсионные проекты, как правило, посвящены изучению проблем, связанных с состоянием окружающей природы и общественной жизнью. Примерами подобных проектов являются: «Видеоэкология урбанизированной среды», «Экологическая тропа в условиях урбанизации». Повествовательные проекты - такие, разрабатывая которые, учащиеся «получают огромное удовлетворение от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной» [19]. Этот вид проектов - настоящее благодатное поле для интеграции всех отраслей духовной культуры. Примером подобного проекта является: «Вечер на Волге. Размышления». Конструктивные проекты нацелены на создание конкретного, полезного продукта. В качестве примера можно привести следующий: «Мой уютный дом. Как его создать?». Сергеев И.С. предлагает несколько иную классификацию проектов по доминирующей деятельности обучающихся [13]. Она включает в себя следующие виды. Практико-ориентированный проект - направлен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Примером подобного проекта является: «Спаси ему жизнь. Памятник природы - пруд «Сухой». Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он должен быть направлен на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением и предполагает нали-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Левина Светлана Викторовна, Лисачкина Валентина Николаевна, Павловский Василий Алексеевич ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОИСК ...
чие основных этапов, характерных для научного исследования. В качестве примера можно привести проект: «Экология материнства». Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Пример: «Экологические проблемы родного города». Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Примером подобного проекта является: «Самарская Лука - удивительная и неповторимая». Конечно, говоря о классификации, на практике обычно нельзя получить тот или иной проект в чистом виде, можно говорить лишь о доминирующей его направленности.
Очень важным этапом является представление педагогом требований к проекту. Наша работа в этом направлении позволяет дать следующие рекомендации. Главными требованиями должны быть следующие: актуальность выбранной темы для самого автора (группы), ее обоснованность, выявление проблемы; определение цели и задач проекта и утверждение индивидуальной образовательной траектории; проведение собственных исследований с опорой на краеведческий материал, всесторонний анализ полученных результатов, формулировка выводов; предложения по решению выявленной проблемы; представление проекта в виде электронной презентации, содержащей результаты исследований, и наглядного пособия (альбома, стенда), которое может успешно использоваться во время практики в школе. Заранее должны быть определены и представлены учащимся критерии оценивания проекта: формулировка темы (корректность, соответствие заявленной общей теме проекта, проблемный характер, интересное звучание); убедительность обоснования актуальности исследуемой проблемы; степень активности каждого участника проекта; глубина проникновения в проблему; меж-дисциплинарность; эстетичность оформления проекта; доступность и оригинальность представления проекта; уровень и объем собственных исследований участников проекта; корректность формулировки выводов и их соответствие содержанию проекта. Не маловажное значение имеет и обсуждение проекта, участие аудитории в его рассмотрении. Это тоже важная часть работы и она, соответственно, может быть оценена.
Заключение.
1.Наше время характеризуется сменой традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников интеллектуального и нравственного развития, критического и творческого мышления, умения работать с информацией, а также ответственности, инициативности и самостоятельности. Будущие педагоги нуждаются в экологических знаниях, умениях применять их в профессиональной деятельности.
2. Достаточный уровень экологической культуры выпускников может быть достигнут только в том случае, если в вузе будет создана система непрерывного экологического обучения и воспитания. Представленная нами модель экологического образования является трехуровневой и включает в себя: экологизацию содержания отдельной учебной дисциплины (первый уровень); на основе полученных знаний об общих закономерностях организации природных экосистем более глубокое проникновение в социально и лично значимую проблему (второй уровень); преобразование полученного знания и результатов проведенного исследования в профессионально значимый и полезный продукт (методическая копилка будущего учителя) (третий уровень).
3. Особую роль в изучении отдельно значимой проблемы играют инновационные педагогические технологии: творческие конкурсы, конференции, предметные олимпиады, и, конечно, метод проектов. Этот метод в полной мере показал свою эффективность, он обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными и психологиче-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
скими.
4. Картина мира формируется в рамках единой духовной культуры, поэтому необходимым условием успешности экологического образования будущих учителей является интегративный подход, при котором не только осуществляется рациональное познание, но и уделяется внимание чувственному восприятию рассматриваемых проблем. Знания разных отраслей духовной культуры должны переплетаться друг с другом. Идеи ученых: Вернадского В.И., Моисеева Н.Н, Реймерса Н., Коммонера Б. дополняются созвучными идеями философов и богословов: С. Булгакова, В. Соловьева, П. Флоренского, П. Тейяра де Шардена. В сознании учащихся должна сформироваться целостная картина мира. Экологическая культура может быть сформирована только в рамках единой духовной культуры.
5. В рамках рассматриваемой проблемы остается множество вопросов. Например, как использовать проектный метод при ограниченном количестве аудиторных занятий, как и где педагогам овладевать мастерством этой технологии, как решать проблему нехватки элементарных научных знаний у студентов и финансирования. Но даже при наличии этих сложностей, предложенная модель экологического образования в педагогическом вузе показала свою эффективность, она заслуживает внимания и может быть использована в профессиональной подготовке будущих учителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — Москва: «Прогресс», 1986. — 432 с.
2. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. — Ижевск: ИКИ, 2003. - 320 с.
3. Курдюмов С. П., Князева Е. Н., «Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и своё будущее».- Москва: УРСС, 2011. - 238 с.
4. Буданов В. Г. Методология синергетики в пост-неклассической науке и в образовании. Изд.-3-е доп.-Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 240 с.
5. Лихачев Д.С. Земля родная: книга для учащихся. — Москва: «Просвещение». - 1983. - 256 с.
6. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и пост-неклассическая рациональность. — Москва, 2003. - 237 с.
7. Степин В.С. Цивилизация и культура. — СПб.: СПб Г У П, 2011. -184 с.
8. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы.- Москва: «Современный писатель», 1998. - 432 с.
9. Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии: учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов и университетов. -Москва: «Горизонт», 1999. (Экология для гуманитариев).
10. Суровегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя.- Москва: «Новая школа», 2003.- 138 с.
11. Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Образование для устойчивого развития: научные основы. - Москва: «Арк-ти», 2004.- 179 с.
12. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Пособие для педагогов. - Москва: «Академия», 2010.221 с., - С. 12-16.
13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность?- Москва: «Аркти», 2005. - 177 с., С.21-23.
14. Клягин Н.В. Современная научная картина мира. - Москва: «Наука», 2009. - 201 с., С.38.
15. Капица С. П. Курдюмов С. П. Синергетика и прогнозы будущего. - Москва: «Наука», 1990. - 194 с.
16. Дюльдина Э.В. Естественнонаучная картина мира. - Москва: «Академия», 2012, - 255 с., С.3
17. Вахитова Г.Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педаго-
Levina Svetlana Viktorovna, Lisachkina Valentina Nikolaevna, Pavlovsky Vasily Alekseevich THEORY AND TECHNIQUE OF ECOLOGICAL EDUCATION: SEARCH OF NEW ...
pedagogical sciences
гических вузов//Научно-педагогическое обозрение № 1, 2013, с. 38-41.
18. Султанова Г.Х. Проектирование и реализация олимпиад по педагогике в военном вузе// Диссертация на соис. уч .степ. канд пед наук, 2015. - 211 с., - С. 47
19. Крупенина М.В., Игнатьева Б.В. На путях к методу проектов. - Москва: «Новая Москва», 2006. - 137 с., С. 7-10.
Статья поступила в редакцию 04.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
330
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)