Научная статья на тему 'Теория и история российского федерализма: особенности становления государственности Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации'

Теория и история российского федерализма: особенности становления государственности Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федерация / федерализм / субъект / суверенитет / государственность / Чеченская Республика / federation / federalism / subject / sovereignty / statehood / Chechen Republic

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муса Алимпашаевич Вагапов

Федеративные отношения в России формировались не одномоментно. Они складывались путем проб и ошибок, трансформируясь на начальном этапе из простого предоставления права на объединение народов и народностей в территориальные образования в современный российский федерализм, проходя этапы советского, затем собственно российского развития, приобретая свои особые признаки: асимметричность, гибкость. В итоге российский федерализм сложился как конституционный, преобразовался в самостоятельную модель федерализма, отличающуюся от всех других известных его моделей в мире. Со становлением и развитием российского федерализма происходило изменение его состава. Федерация оказывала влияние на развитие своих субъектов: республик, краев, областей, округов. В то же время сами субъекты оказывали влияние на становление федеративных отношений в России. Значительно место в этом процессе занимает Чеченская Республика, которая в течение длительного времени в силу определенных политических обстоятельств находилась вне правового поля России. В настоящем исследовании делается попытка проанализировать особенности становления Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации в условиях меняющихся федеративных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and history of Russian federalism: features of the formation of the statehood of the Chechen Republic as a subject of the Russian Federation

Federal relations in Russia were not formed simultaneously. They were formed through trial and error, transforming at the initial stage from simply granting the right to unite peoples and nationalities into territorial formations into modern Russian federalism, passing through the stages of Soviet, then Russian development proper, acquiring their own special features: asymmetry, flexibility. In the end, Russian federalism developed as a constitutional one, transformed into an independent model of federalism, which differs from all other known models in the world. With the formation and development of Russian federalism, there was a change in its composition. The Federation influenced the development of its subjects: republics, territories, regions, districts. At the same time, the subjects themselves influenced the formation of federal relations in Russia. A significant place in this process is occupied by the Chechen Republic, which for a long time due to certain political circumstances.

Текст научной работы на тему «Теория и история российского федерализма: особенности становления государственности Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 25 — 35. State service and personnel. 2023;(4):25 —35.

Научная статья УДК 340

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-25-35 NIION: 2012-0061-04/23-194

EDN: https://elibrary.ru/OWYDTV MOSURED: 77/27-008-2023-04-394

Теория и история российского федерализма: особенности становления государственности Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации

Муса Алимпашаевич Вагапов

Российская академия адвокатуры и нотариата, Москва, Россия, vagapov.musa@list.ru

Аннотация. Федеративные отношения в России формировались не одномоментно. Они складывались путем проб и ошибок, трансформируясь на начальном этапе из простого предоставления права на объединение народов и народностей в территориальные образования в современный российский федерализм, проходя этапы советского, затем собственно российского развития, приобретая свои особые признаки: асимметричность, гибкость. В итоге российский федерализм сложился как конституционный, преобразовался в самостоятельную модель федерализма, отличающуюся от всех других известных его моделей в мире. Со становлением и развитием российского федерализма происходило изменение его состава. Федерация оказывала влияние на развитие своих субъектов: республик, краев, областей, округов. В то же время сами субъекты оказывали влияние на становление федеративных отношений в России. Значительно место в этом процессе занимает Чеченская Республика, которая в течение длительного времени в силу определенных политических обстоятельств находилась вне правового поля России.

В настоящем исследовании делается попытка проанализировать особенности становления Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации в условиях меняющихся федеративных отношений.

Ключевые слова: федерация, федерализм, субъект, суверенитет, государственность, Чеченская Республика. Для цитирования: Вагапов М.А. Теория и история российского федерализма: особенности становления государственности Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 25—35. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-25-35 EDN: https://elibrary.ru/OWYDTV

Original article

Theory and history of Russian federalism: features of the formation of the statehood of the Chechen Republic as a subject of the Russian Federation

Musa A. Vagapov

Russian Academy of Advocacy and Notary, Moscow,

Russia, vagapov.musa@list.ru

Abstract. Federal relations in Russia were not formed simultaneously. They were formed through trial and error, transforming at the initial stage from simply granting the right to unite peoples and nationalities into territorial formations into modern Russian federalism, passing through the stages of Soviet, then Russian development proper, acquiring their own special features: asymmetry, flexibility. In the end, Russian federalism developed as a constitutional one, transformed into an independent model of federalism, which differs from all other known models in the world. With the formation and development of Russian federalism, there was a change in its composition. The Federation influenced the development of its subjects: republics, territories, regions, districts. At the same time, the subjects themselves influenced the formation of federal relations in Russia. A significant place in this process is occupied by the Chechen Republic, which for a long time due to certain political circumstances

Keywords: federation, federalism, subject, sovereignty, statehood, Chechen Republic.

For citation: Vagapov M.A. Theory and history of Russian federalism: features of the formation of the statehood of the Chechen Republic as a subject of the Russian Federation // State service and personnel. 2023;(4):25—35 (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-25-35 EDN: https://elibrary.ru/OWYDTV

© Вагапов М.А. М., 2023.

№ 4/2023

Проблемы совершенствования государственности Российской Федерации неразрывно связаны с развитием содержания федерализма в нашей стране, в первую очередь, урегулированием отношений на государственном уровне между федеративным центром и автономными образованиями.

Уяснение механизма становления государственности Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации обусловливает рассмотрение российского федерализма в неразрывной связи с ее историей, теоретическими правовыми категориями «субъект», «суверенитет», «государственность» и т.д.

Следует отметить, что основоположником федерализма считается И. Альтиузиус, разработавший в XVI в. «федеральную теорию народного суверенитета» на основе принципа союза и согласия [46].

Юридическая наука разграничивает понятия «федерация» и «федерализм». По мнению ученых-юристов, федерация — это тип государственного устройства, который характеризуется объединением двух или более территориальных единиц в одно государство [34]. В то время как федерализм — социально-политическое явление, форма политического устройства, политическая идеология и практика, сплав доктрин, убеждений, традиций и прагматических соображений, процесс поиска компромисса между федеральным центром и субъектами федерации [29; 44].

Причинами образования федераций отдельными учеными называются геополитические (например, для противостояния внешним угрозам); экономические (выгода объединения территорий, широкий рынок и т.д.); этно-территориальные (компактное проживание этнических и иных общин, в целях заглаживания вины); необходимость политической мобилизации социально-территориальных групп населения [35].

Другие правоведы полагают, что нормальное функционирование федеративного государства возможно лишь на основе партнерства, постоянного поиска компромиссов, приверженности переговорному процессу, проявления взаимной терпимости и признания законных специфических интересов как центром у субъектов федерации, так и субъектами у центра, и друг у друга [30], а также за счет федерализма обеспечивается единство страны, равноправие и самоопределение народов в составе федерации.

Немецкий ученый М. Боте считал, что при федерализме отсутствует проблема национальных, религиозных и иных меньшинств. По его мнению, федерация выступает как форма, которая позволяет в границах большого государства сохранять исторически сложившееся много-

образие и своеобразие традиций, обычаев и культуры различных групп и слоев населения или наций [31].

Вместе с тем по данной проблеме имеются противоположные мнения. Сутью одного из них является положение, что федерализм вовсе не обеспечивает странам и народам демократического правления, прочность самого государства, а национально-территориальный подход в структуре федерации может породить сепаратистские тенденции [35; 49].

Между тем историческая практика свидетельствует, что многонациональные, многоконфессиональные государства с большими территориями, отдаленным центром от периферии, как правило, обустраиваются в федеративные [47].

Естественно, что любая федерация стремится защитить свою целостность. Верно замечено, что для противодействия дезинтеграции используются различные способы и средства. В частности, к этим способам и средствам относят усиление централизации, умиротворение одной из сторон конфликта внутри федерации, изменение числа и границ субъектов и т.д. [30].

На наш взгляд, политико-правовая деятельность по формированию и развитию федеративных отношений в государстве обусловливает необходимость исследования становления и функционирования особого элемента федерации — субъекта федерации, который, как правило, возникает в результате присоединения территорий других государств либо после заключения договора о федеративном объединении с сохранением за присоединенными определенной самостоятельности. В любом случае субъекты федерации являются результатом политического процесса, облеченного в правовую форму для реализации целей и задач федеративного государства.

«Субъект» переводится с латинского как «лежащий в основе» [47]. Исходя из смысла слова «субъект» следует, что субъекты Российской Федерации — это составляющие государство его части.

Можно согласится с научными доводами профессора В.Е. Чиркина, который характеризует субъект федерации как государство внутри федерации, обладающий признаками, отличающими его от федерации. К таким признакам он относит: «обладание органами государственной власти; нахождение в федерации; обладание самостоятельностью и конституционной гарантией федерации; наличие исключительных предметов ведения; наличие собственного законодательства; обладание правом участия в делах федерации и между субъектами, а также в иных международных отношениях в пределах полномочий» [48].

№ 4/2023

По нашему мнению, приведенные признаки субъекта федерации позволяют выделить его из числа других территориальных образований. Вместе с тем приведенные признаки не полностью характеризуют субъект федерации. Так, не все субъекты федерации являются государствами, а только те, которые обладают или наделены функциями государства (например, автономные республики — субъекты Российской Федерации). Кроме того, к признакам субъекта федерации можно добавить: обладание территорией, на которой постоянно проживает часть населения федерации; обеспечение прав и интересов граждан и их безопасности.

Итак, субъект федерации — это государственно-территориальное образование его населения (народа, нации), обладающее полнотой власти в пределах своей компетенции, территорией, соответствующим правовым статусом участника федеративных правоотношений.

Научный и практический интерес представляет проблема ответа на вопрос: в федеративном государстве обладают ли его субъекты государственным суверенитетом? Отметим, что в этом вопросе взгляды ученых разнятся.

Соглашаясь с авторами о наличии суверенитета у субъектов государства, заметим, что таким суверенитетом в определенных частных вопросах государственности Российской Федерации обладают только автономные республики — субъекты Федерации, к тому же не в полном объеме (в сравнении с самой Федерацией).

Таким образом, полагаем, что наличествует особый подвид государственного суверенитета — частный субъектный суверенитет, под которым следует понимать конкретные правомочия того или иного субъекта Федерации, обладающего государственностью, самостоятельно и независимо решать вопросы в пределах компетенций, закрепленных нормами конституционного законодательства.

По нашему мнению, историческое развитие России свидетельствует о том, что она постепенно складывалась как федеративное государство в силу своей многонациональности, многоконфес-сиональности, большой территории, отдаленности центра от периферии, географического положения.

Для нашего исследования представляет определенный интерес история возникновения и развития идеологии федерализма на русской почве [42].

Первыми идеологами идеи федеративного устройства России, по мнению ряда ученых, являлись декабристы. В дореволюционной России получили распространение несколько федеративных концепций: конституционной федеративной

монархии (декабрист Н.М. Муравьев), общеславянской федерации (Т.Г. Шевченко, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский), «Соединенных штатов Европы» и «Соединенных штатов Мира» (М.А. Бакунин) [33; 38; 39; 40; 41].

Считается, что в устройстве Российской империи элементы федерализма появились на практике, когда в 1809 г. Великое княжество Финляндское стало автономией и получила свою конституцию, а в 1815 г. Польше были дарованы либеральная конституция и статус автономии царства Польского. При этом введение элементов федерализма не привело к ограничению самодержавной власти, а стало качественно новым способом управления [28; 32].

В качестве своеобразной попытки установления российского федерализма на Кавказе, по нашему мнению, явилось формирование областей и округов по национальному и территориальному признакам [43].

Можно признать научно состоятельным утверждение, что революционные события 1917 г. показали неустойчивость территориально-государственного устройства Российской империи из-за игнорирования властью этнического момента. В Российской империи проживали свыше ста народов, говорящих на разных языках [37; 45]. В состав Российской империи входили 74 губернии, 20 областей, 2 округа, 9 градоначальств, 8 генерал-губернаторов [37; 45].

Революции февраля, а затем октября 1917 г. привели к распаду Российской империи и усилению сепаратистских тенденций. На основе принятой СНК в ноябре 1917 г. Декларации прав народов России получила самостоятельность Финляндия. На территории уже бывшей Российской империи параллельно с РСФСР возникли государственные образования советского типа в Украине, Белоруссии, Латвии, Литве, Азербайджане, Армении, Грузии, в Средней Азии (Хорезмская и Бухарская народные республики).

После установления советской власти государственное строительство РСФСР проходило на основе реализации советской идеологии в сфере межнациональных отношений, становления основ российского федерализма.

Первая Конституция РСФСР была принята на 5-м Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. В первом пункте Конституции Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. Вторым пунктом провозглашалось учреждение Российской Советской Республики на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. В пункте 11 главы 5 Конституции предусматривалось, что советы областей, отличающихся особым бытом и нацио-

№ 4/2023

нальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые на федеративных началах входят состав РСФСР [2].

Таким образом, конституционными актами впервые было закреплено федеративное устройство России, а также предоставлены правомочия коренным нациям и народностям в создании национальных автономных образований (с 1918 г. по 1929 г. на территории РСФСР возникли более 20 национально-автономных образований (республик и областей).

Следует отметить, что нормы Конституции РСФСР 1918 г. были весьма общими, политически ангажированными. Они не регламентировали правомочия деятельности органов власти автономных республик и национальных областей.

Только с окончанием Гражданской войны и ликвидацией иностранной оккупации территории России начался процесс формирования национальных образований в составе РСФСР. В связи с этим полагаем, что в процессе становления чеченской государственности важную роль сыграл конституционный Декрет ВЦИК от 20 января 1921 г. «Об образовании Горской Автономной Советской Социалистической Республики», в котором были определены органы власти республики. Этим Декретом территория, занимаемая чеченцами (бывшие в период Российской империи Веденский и Грозненский округа, правоте-речная часть Кизлярского отдела, восточная часть Сунженского отдела) была объединена в Чеченский округ и вошла в состав ГАССР.

Сущностной особенностью правомочия округа являлось то обстоятельство, что округ — чисто территориальная единица без наделения его какими-то государственными функциями, в его составе не было ЦИК, СНК.

Новацией для Российской Федерации являлось то, что ведение делопроизводства в ЦИКах, СНК, окружных исполнительных комитетах осуществлялось как на русском, так и на родном языках, что являлось, по нашему мнению, одной из мер по реализации на местах национальной политики Советского государства.

Несомненно, что Декрет ВЦИК «Об образовании Горской Автономной Советской Социалистической Республики» от 20 января 1921 г. был тем нормативным актом, который на этом историческом отрезке времени впервые вычленил территорию проживания чеченцев и признал проживающих на ней граждан национально-территориальным образованием в составе автономной республики РСФСР.

Нормативным документом, определившим самостоятельность национально-территориального объединения чеченского народа, явился Декрет ВЦИК «Об образовании Автономной области

Чечни» от 30 ноября 1922 г. [11], в соответствии с которым Чечня была выделена из состава Горской автономной республики в автономную область в составе РСФСР «с резиденцией в городе Грозном».

Полагаем, что признание центром автономии города Грозного объясняется сосредоточением в нем пролетариата — флагмана революции и строителя нового социалистического государства на национальной периферии России.

Одновременно ВЦИК утвердил высший орган государственной власти на этой территории — Революционный комитет автономной области из 13 человек под председательством учителя горской школы Т. Эльдарханова, бывшего члена Государственной Думы, избранного от горского населения (чеченцев, ингушей, кабардинцев, балкарцев и других горцев Терской области) [23].

Примечательно то, что в этот период времени окончательно сформировался «шейхизм» — социальный феномен чеченского общества, являющийся основой традиционного ислама в Чечне.

В состав Революционного комитета — тогда высшего органа государственной власти Чеченской области на переходный период был введен один из ярких представителей «шейхизм» А. Митаев, что явилось новым своеобразным элементом в механизме чеченской государственности.

25 августа 1923 г. председатель Чечоблрев-кома Т. Эльдарханов докладывал в Орготдел ВЦИК о достигнутых успехах за предыдущие 6 — 7 месяцев образования Чеченской автономной области. Им сообщалось о положительных результатах в формировании местных органов власти, борьбе с бандитизмом, охране железной дороги, в сфере образования, возрождении экономики и т.д. [24].

Вместе с тем информационно-инструкторским отделом ЦК РКП (б) был сделан Обзор-характеристика по Чеченской Республике (май — август 1923 г.), из которого следовало, что все благополучно с внешней стороны, указывалось на негативный процесс: «накопления религиозной энергии» [25], «наполнения советских форм враждебным политическим содержанием» [27].

Секретарь Оргбюро РКП (б) Чеченской области Азнарашвили 22 октября 1923 г. в закрытом письме ЦК РКП (б) сообщал, что Али Мита-евым был сделан первый шаг, показавший его положительное отношение к Чеченскому облревкому.

Анализ приведенных архивных материалов свидетельствует о том, что в период привлечения в чеченскую государственность элемента «шей-хизма» (1922 — 1924) были достигнуты значительные успехи в формировании органов власти, борьбе с бандитизмом, восстановлении разрушен-

№ 4/2023

ной социально-экономической сферы. Однако 18 апреля 1924 г. Али Митаев был арестован [26].

Полагаем, что использование «шейхизма» на первоначальном догосударственном этапе становления чеченской государственности было прекращено ввиду его несоответствия классовому характеру советской государственности, основанной на марксистско-ленинской идеологии. Тем не менее «шейхизм» оставался важным регулятором общественных отношений в Чечне [26].

Несмотря на преследования, «шейхизм» пережил советский тип государственности. 27 июля 2004 г. Али Митаев был реабилитирован. Одна из центральных улиц г. Грозного названа его именем.

А.А. Кадыров в 2000-е годы, будучи сначала главой Администрации, затем Президентом Чеченской Республики, возродил его в качестве элемента примирительного механизма государственной деятельности и использовал при реализации государством своих функций (примирении сторон, достижении национального согласия и т.д.) [36].

Тем временем государственное строительства в РСФСР продолжалось путем проб и ошибок, шел поиск наиболее оптимального каркаса нового Советского государства.

По нашему мнению, перманентная трансформация автономных образований не останавливалось, уже в 1924 г. Горская автономная республика была ликвидирована Декретом ВЦИК с выделением из ее состава двух самостоятельных автономных областей — Северной Осетии и Ингушетии, а также автономной административной единицы — Сунженского (казачьего) округа и административной единицы — города Владикавказа.

Как указывалось в Декрете, целью такого территориального устройства являлось развитие классового самосознания национальностей, широкое вовлечение трудящихся масс ГАССР.

Однако, по нашему мнению, фактическое раздробление территориальных образований без учета национальных, фактически сложившихся связей между населением, промышленного развития не могли привести к желаемым результатам. Более того, территориальное устройство того времени приводило к ослаблению влияния федеральной власти на указанные субъекты в силу их разнообразия и многочисленности и, очевидно, не могло оставаться без изменений.

Вместе с тем представляется, что вычленение автономных областей из ГАССР в непосредственное подчинение РСФСР явилось организационной предпосылкой их дальнейшего преобразования в национальные автономии государственного типа, которые могли решать более широкий ряд политических, социально-экономических и духовно-культурных проблем нации.

Существующие внутренние и внешние угрозы для вновь образовавшихся советских республик настоятельно обусловливали необходимость единого руководства. Представляется, что именно это обстоятельство подвигло руководство республик к заключению договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 г. [1], который объединил РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Грузия, Армения, Азербайджан) в единое государство — СССР с правом выхода республики из Союза.

В дальнейшем в Конституцию СССР от 31 января 1924 г. были включены Декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик [3].

В отличие от федерализма РСФСР становление федеративных отношений в СССР происходило не на конституционной основе, а на договорной. Однако оно протекало, как в РСФСР, так и в СССР, в форме советского федерализма.

Дальнейшая трансформация нормативно-правовых основ Чеченской автономной области во многом определилась Договором об образовании Союза Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.). В соответствии с его нормами РСФСР из самостоятельной суверенной республики — актора международных отношений — трансформировалась в одну из четырех союзных республик в составе Союза ССР.

Полагаем, что часть своих суверенных прав (в сфере международных отношений, безопасности, обороны) республика добровольно передала СССР, тем самым, по нашему мнению, ограничив в этих вопросах собственный суверенитет.

Соответственно, изменился и статус Чеченской автономной области, которая из субъекта независимого суверенного государства — РСФСР превращалась в субъект союзной республики СССР; полагаем, что ее государственно-правовой статус в системе государственной власти СССР понизился.

Конституция СССР от 31 января 1924 г. определила предметы ведения РСФСР. Законодатель впервые установил иерархию в юридической силе законодательных актов: законы, декреты СССР — законы, декреты союзной республики — нормативные правовые акты автономных республик — подзаконные нормативные акты автономных областей. Закреплялись правомочия автономных областей РСФСР на участие их представителей в деятельности государственных органов СССР. Так, в Совет национальностей ЦИК СССР входили по одному представителю от каждой автономной области РСФСР.

Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 г. был

№ 4/2023

утвержден новый текст Конституции (Основного закона) РСФСР [4], который отличался сущностным образом от Конституции РСФСР 1918 г.

Так как Конституции РСФСР 1918 г. была принята в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции, то с ее окончанием, началом мирной жизни, созданием нового федеративного объединения республик — СССР — строительство социалистических отношений в обществе обусловило необходимость приведения конституционных норм в соответствие с реалиями жизни.

Конституция РСФСР 1925 г. регулировала деятельность государства в качестве субъекта более высокого уровня федерации, т.е. СССР, в то время как Конституция РСФСР 1918 г. была актом суверенного, независимого, но, в отличие от Российской империи, федеративного государства.

Новая Конституция изменила правовое положение национальных автономных республик и областей, выделив их из числа края, области, губернии, округа, образуемых по территориальному принципу. При этом никаким образом не предусматривался их выход из состава РСФСР. Заметим, что автономные республики и автономные области имели различный конституционный статус. Так, республика имела свою конституцию, ЦИК. Автономная область не обладала конституцией, не имела ЦИК, власть осуществлялась исполнительным комитетом Совета автономной области, осуществляла свою деятельность на основании декретов, распоряжений, постановлений и других законодательных актов ВЦИК [7].

Примечательно, что с 29 июля по 2 августа 1924 г. прошел 1 съезд Советов Чеченской автономной области, на котором было избрано из 150 кандидатов 48 членов исполнительного комитета Чеченской автономной области. Итак, был сформирован первый конституционный орган чеченской автономии [8], позволявший ей функционировать как самостоятельное национально-территориальное образование.

Следует отметить, что трансформация автономий в тот период времени на этом закончилась.

Декретом ВЦИК от 28 января 1925 г. был образован Северо-Кавказский край (существовал до 1937 г.), куда вошли в числе других территориальных и национально-территориальных образований того времени Донская область, Кубано-Черноморская, Терская, Ставропольская губернии, город Грозный, автономные области — Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесской Адыгейская (Черкесская) и Чеченская, Ингушская области. Были образованы новые территориальные и национально-территориальные образования

взамен губерний и областей бывшей Российской империи: одиннадцать округов — Донской, Донецкий, Морозовский, Сальский, Армавирский, Майковский, Черноморский, Ставропольский, Терский, Грозненский (город на правах округа), четыре национальные автономные области — Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Адыгейская (Черкесская), Чеченская.

Отметим, что в дальнейшем состав края менялся с включением в него других образований: Ингушской и Северо-Осетинской областей, Дагестанской АССР (1931 — 1937) [8]. Затем произошло разделение края на Азово-Черноморский край и собственно Северо-Кавказский край [15].

Заметим, что, согласно Декрету об образовании Северо-Кавказского края автономные области оставались самостоятельными административно-хозяйственными единицами с «неприкосновенными» правами, предоставленными при их образовании, т.е. сохраняли автономию в составе РСФСР [9].

Декретом ВЦИК от 28 января 1925 г. было утверждено Положение о Северо-Кавказском крае, в главе IV которого было предусмотрено, что вопросы местного бюджета и местного хозяйства согласовываются с общекраевым хозяйственным планом [13]. Тем самым суверенитет Чеченской области дополнительно ограничивался в бюджетной и хозяйственной деятельности. Включением в состав края Чеченской области ее автономия, как и у других национальных областей, становилась опосредованной, т.е. появился новый вид автономии национально-территориального образования РСФСР — опосредованная автономия.

Вместе с этим происходило укрупнение Чеченской автономной области. Постановлением ВЦИК от 4 февраля 1929 г. был упразднен Сунженский (казачий) округ с передачей части населенных пунктов Чеченской области, а другой части — Терскому округу [16], а постановлением ВЦИК от 1 апреля 1929 г. город Грозный включили в состав Чеченской области [17]. Такое укрупнение позволяло области развиваться совместно с городом Грозным, имеющим нефтедобывающую и перерабатывающую промышленность, что способствовало улучшению условий жизни чеченского населения, выводило его из изоляции, приобщало к грозненскому пролетариату.

Обращает на себя внимание и то, что включение автономных областей в состав краевых объединений происходило не только в Северо-Кавказском регионе.

Так, постановлением ВЦИК от 24 октября 1925 г. был образован Сибирский край [18] с включение в его состав автономной области Ой-ратского народа, образованного декретом ВЦИК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 4/2023

от 1 июня 1922 г. [10]. Однако, в отличие от автономных областей в Северо-Кавказском крае, автономная область Ойратского народа в Сибирском крае имела свое собственное положение об органах управления [19].

Таким образом, выявляется разнообразное регулирование полномочий органов управления автономных областей РСФСР: полномочия органов управления автономных областей в СевероКавказском крае регулировались положением о крае, а автономной области в Сибирском крае — положением самой области.

Следует отметить, что в тот период времени в РСФСР происходил процесс образования новых краев, областей, округов (Северный край, Дальневосточный край, Нижегородская область, Западная область, и т.д. [20]), менявший структуру федерации и ее территориальное устройство. Существовавшие со времен Российской империи губернии и уезды заменялись новыми образованиями, правда, на основе старого губернского и уездного устройства.

Полагаем, что можно констатировать: с созданием в 1926 — 1930 гг. краев и областей завершилось формирование новых территориальных образований РСФСР вместо губернско-уезд-ных бывшей Российской империи.

По нашему мнению, созданные в тот период времени края, объединяющие территориальные и национально-территориальные образования, а также автономные республики — государственные образования в составе РСФСР, явились прототипами современных федеральных округов, хотя и имеются существенные различия, выражающиеся, в первую очередь, в том, что федеральные округа не ограничивают суверенитет и полномочия субъектов Российской Федерации.

Итак, на начальном этапе становления российского федерализма автономным национально-территориальным образованиям РСФСР федерацией предоставлялись широкие полномочия, причем суверенные. В условиях нехватки кадрового потенциала, необходимости тесного взаимодействия разных регионов, необходимости оперативного решения межтерриториальных хозяйственных вопросов происходила централизация власти путем объединения национальных регионов в края, ограничивая их суверенитет в части. Таким образом, еще на раннем этапе российский федерализм приобрел вид гибкого федерализма, способного изменяться с учетом меняющихся условий.

В последующем правомочия съездов Советов и исполнительных комитетов автономных областей регулировались Положением «О краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах», утверж-

денным Постановлением ВЦИК от 6 апреля 1928 г. [14]. Положение о Северо-Кавказском крае было признано утратившим силу [19]. Таким образом, единообразно были определены полномочия органов власти автономных областей, в том числе Чеченской. Существовавшее до этого разнообразие правового регулирования деятельности органов управления было устранено.

Также отметим, что постановлением ВЦИК от 23 июля 1930 г. были упразднены округа [21]. По нашему мнению, такое решение было продиктовано не только успехами в промышленности, коллективизации в сельском хозяйстве, как указано в постановлении, но и необходимостью укрупнения территорий, централизации власти для продвижения советского хозяйствования.

В итоге конституционным путем в составе союзной республики, т.е. РСФСР, были закреплены национально-государственные образования в форме автономной республики и национально-территориальные образования в виде автономной области. На этом этапе Чеченская автономная область в составе РСФСР являлась национально-территориальным образованием чеченцев, в котором граждане получили возможность дальнейшего социально-экономического, политического, духовного и культурного развития.

Постановлением ВЦИК РСФСР от 15 января 1934 г. Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область в составе Северо-Кавказского края [22].

Полагаем, что данное решение было вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, в эти годы в Советском Союзе проходило территориальное объединение субъектов государства в более крупные (например, Центрально-Черноземная область), во-вторых, объединялись близкие по культуре, традициям, языку народы (в частности, чеченский и ингушский), в-третьих, все республики Северного Кавказа характеризовались низким уровнем хозяйственно-экономической деятельности, острой нехваткой национальных кадров в сфере управления, малочисленностью рабочего класса, малоопытностью руководителей местных партийных организаций. В ряде случаев перераспределение кадров позитивно отражалось на результатах деятельности.

Вместе с тем представляется, что в последующие годы успехи в экономической деятельности, в реализации культурной, образовательной политики государства в объединенной автономной области обусловили возможность руководству Советского государства принять решение о преобразовании автономной области в новое государственное образование — автономную республику.

№ 4/2023

К середине 30-х годов XX в. завершилось формирование советских республик, централизованной плановой экономики, сложилась система государственной власти, что способствовало дальнейшему развитию федеративных отношений в стране.

В новых Конституциях СССР 1936 г. [5] и РСФСР 1937 г. [6] нашли отражение произошедшие изменения. Указанные конституции существенно изменили федеративное устройство, в частности, было провозглашено образование Чечено-Ингушской АССР — национально-государственного образования.

Итак, с образованием Чечено-Ингушской АССР завершился этап становления чеченской государственности, начался новый этап ее развития.

В заключение приходим к следующим выводам.

В советский период времени конституционными актами впервые было закреплено федеративное устройство России, а также предоставлены правомочия коренным нациям и народностям в создании национальных автономных образований.

В отличие от федерализма РСФСР становление федеративных отношений в СССР происходило не на конституционной основе, а на договорной. Однако оно протекало, как в РСФСР, так и в СССР, в форме советского федерализма.

Формирование и дальнейшее развитие чеченской государственности происходило сначала в национально-территориальных образованиях: автономный округ, автономная область, затем конституционным путем трансформировавшемся в национально-государственном образовании — в автономной республике.

Список источников

1. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30.12.1922 // Съезды Советов в документах. 1917 — 1936. Т. III; 1960. Ст. 18.

2. Конституция РСФСР 1918 г. // СУ РСФСР. № 51. Ст. 582.

3. Конституция СССР от 31.01.1924 // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 45.

4. Конституция (Основной закон) РСФСР от 11.05.1925 // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

5. Конституция СССР 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283. 6 дек.

6. Конституция РСФСР 1937 г. // Ведомости СНД и ВС. 1937. № 15. Ст. 515.

7. Декрет от 26.01.1925 «О введении в действие Положения о Северо-Кавказском крае» // СУ РСФСР. 1925. № 11. Ст. 76.

8. Декрет ВЦИК от 10.11.1931 «О вхождении Дагестанской АССР в состав Северо-Кавказского края» // СУ РСФСР. 1931. № 71. Ст. 503.

9. Декрет от 26.01.1925 «О введении в действие Положения о Северо-Кавказском крае» // СУ РСФСР. 1925. № 11. Ст. 76.

10. Декрет ВЦИК от 01.06.1922 «Об образовании автономной области Ойратского народа» // СУ. 1922. № 39. Ст. 450.

11. Декрет ВЦИК РСФСР от 30.11.1922 «Об образовании Чеченской области» // СУ РСФСР. 1922. № 80. Ст. 1009.

12. Материалы 1-го съезда Советов Чеченской автономной области с 29 июля по 2 августа 1924 г. //АУП ЧР. ф. Р-1205, оп. 1эл., д. 41, лл. 1—46.

13. Положение о Северо-Кавказском крае // СУ РСФСР. 1925. № 11. Ст. 76.

14. Положение «О краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах» // СУ РСФСР. 1928. № 70. Ст. 503.

15. Постановление от 10.01.1934 «О разделении территории существующего Северокавказского края на Азово-Черноморский с центром в г. Ростове-на-Дону и Северокавказский край с центром в г. Пятигорске // СУ РСФСР. 1934. № 5. Ст. 34.

16. Постановление ВЦИК от 04.02.1929 «Об упразднении Сунженского округа Северо-Кавказского края» // СУ РСФСР. 1929. № 15. Ст. 85.

17. Постановление ВЦИК от 01.04.1929 «О включении гор. Грозного Северо-Кавказского края в состав Чеченской автономной области и об изменении статьи 1 Положения о Северо-Кавказском крае» // СУ РСФСР. 1929. № 24. Ст. 252.

18. Постановление ВЦИК от 24.10.1925 «Об образовании Сибирского края» // СУ РСФСР. 1925. № 38. Ст. 268.

19. Постановление ВЦИК от 21.01.1929 «Об утверждении перечня законов, отменяемых с введением в действие Положения о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах, Положения о губернских съездах Советов и губернских исполнительных комитетах, Положения ВЦИК и СНК РСФСР о взаимоотношениях между автономными областями, входящими в состав краевых (областных) объединений, и органами краевой (областной) власти» // СУ РСФСР. 1929. № 13. Ст. 154.

20. Постановление ВЦИК от 14.01.1929 «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» // СУ РСФСР. 1929. № 37. Ст. 28.

№ 4/2023

21. Постановление ВЦИК от 23.07.1930 «О ликвидации округов» // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1930. № 203. 25 июля.

22. Постановление ВЦИК РСФСР от 15.01.1934 «О создании Чечено-Ингушской области» // СУ РСФСР. 1934. № 5. Ст. 36.

23. Государственной Думы Дъло члена Тащ-тамира Эльжуркаевича Эльдарханова // Архивное управление правительства Чеченской Республики (АУП ЧР), ф. Р-1278, оп. 1 эл., д 508, лл. 1—4.

24. Информационный доклад председателя Чечоблревкома Т. Эльдарханова от 25.08.2023 // АУП ЧР, ф. Р-1207, оп. 2 эл., д. 38, лл. 2— 14 с об.

25. Обзор-характеристика информационно-инструкторского отдела ЦК РКП (б) // АУП ЧР, ф. Р-1212, оп. 3 кс., д. 65, л. 1.

26. Письмо Т. Эльдарханова И.В. Сталину об аресте Али Митаева // АУП ЧР, ф. Р.-1212, оп. 3 кс, д. 79, лл. 1—3.

27. Сообщение военкома 9 корпуса Соколова о состоянии Чеченской автономной области // АУП ЧР, ф. Р-1212, оп. 3 кс, д. 67, лл. 1—3.

28. Афанасьева В.И. Россия первой четверти ХХ столетия: формирование государства нового типа: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 44—47.

29. Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов // Российская государственность: состояние и перспективы развития: Сб. ст. М.: Республика, 1995.

30. Валентей СД, Любовный ВЯ., Соловей ВД, Федосов ПА. Перспективы российского федерализма: федеральные округа, региональные политические режимы, муниципалитеты // Полис. 2002. № 4.

31. Васильев В.И. Федерализм и избирательная система в ФРГ // Полис. 1995. № 4.

32. Вернадский Г.В. Государственная уставная грамота 1820 г. Прага, 1925.

33. Войтович В.Ю. Государственное строительство в Удмуртии: Основные вехи: Монография. Ижевск: Изд. Удмуртия, 2006.

34. Гаврилов В. Становление федерализма в России // Федерализм. 2014. № 1 (73).

35. Зубов А.Б. Будущее российского федерализма // Знамя. 1996. № 4.

36. Каримов А. «Ахмат Кадыров». Публицистический очерк. М.: Моск. городская организация Союза писателей России, 2021. С. 10—16.

37. Ковалевский П. Россия в начале ХХ века // Москва. 1990. № 11. С. 164—165.

38. Кокошкин Ф.Ю. Русское государственное право. СПб., 1908. Т. 2. С. 148—154.

39. Корку нов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1901. Т. 1. С. 144—149.

40. Корф СЛ Федерализм. СПб., 1908. С. 76—78.

41. Котляровский СЛ Конституционное право. СПб., 1907. Т. 1.

42. Кутикова ЛЛ. Проблемы национальной автономии в концепции М.С. Грушевского // Российская государственность: опыт и перспективы изучения. М., 1995. С. 35—55.

43. Кушаев H.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.

44. Михайлова H.B. Федерализм и федерация: сущность и многообразие проявлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. М., 2010. № 2.

45. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая второго. М., 1992. С. 15—16.

46. Федерализм: Энциклопедический словарь. М, 1997.

47. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энц. 1983.

48. Чиркин B.E. Государственность // Юрид. энц. /Под ред. Ю.А. Топорнина. М., 2000.

49. Элейзер ДДж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.

References

1. Agreement on the formation of the Union of Soviet Socialist Republics of 30.12.1922 // Congresses of Soviets in documents. 1917 — 1936. Vol. III; 1960. Art. 18.

2. The Constitution of the RSFSR 1918 // SU RSFSR. № 51. Art. 582.

3. Constitution of the USSR of 31.01.1924 // Bulletin of the CEC, SNK and SRT of the USSR. 1924. № 2. Art. 45.

4. Constitution (Basic Law) of the RSFSR of 11.05.1925 // SU RSFSR. 1925. № 30. Art. 218.

5. Constitution of the USSR 1936 // News of the CEC of the USSR and the Central Executive Committee. 1936. № 283. December 6.

6. The Constitution of the RSFSR of 1937 // Vedomosti SND and VS. 1937. № 15. Art. 515.

7. Decree of 26.01.1925 «On the enactment of the Regulations on the North Caucasus Region» // SU RSFSR. 1925. № 11. Art. 76.

8. Decree of the Central Executive Committee of 10.11.1931 «On the entry of the Dagestan ASSR into the North Caucasus Region» // SU RSFSR. 1931. № 71. Art. 503.

9. Decree of 26.01.1925 «On the entry into force of the Regulations on the North Caucasus Region» // SU RSFSR. 1925. № 11. Art. 76.

10. Decree of the Central Executive Committee of 01.06.1922 «On the formation of the autonomous region of the Oirat people» // SU. 1922. №. 39. Art. 450.

№ 4/2023

11. Decree of the Central Executive Committee of the RSFSR of 30.11.1922 «On the formation of the Chechen region» // SU RSFSR. 1922. № 80. Art. 1009.

12. Materials of the 1st Congress of Soviets of the Chechen Autonomous Region from July 29 to August 2, 1924 //AUP CR. f. R-1205, op. 1 el., d. 41, l. 1—46.

13. Regulations on the North Caucasus Region // SU RSFSR. 1925. № 11. Art. 76.

14. Regulations «On regional (regional), district and district congresses of Soviets and their executive committees» // SU RSFSR. 1928. № 70. Art. 503.

15. Resolution of 10.01.1934 «On the division of the territory of the existing North Caucasian Territory into the Azov-Black Sea region with the center in Rostov-on-Don and the North Caucasian Region with the center in Pyatigorsk // SU RSFSR. 1934. № 5. Art. 34.

16. Resolution of the Central Executive Committee of 04.02.1929 «On the abolition of the Sunzhensky district of the North-Of the Caucasian Territory» // SU RSFSR. 1929. № 15. Art. 85.

17. Resolution of the Central Executive Committee of 01.04.1929 «On the inclusion of mountains. Of the Grozny North Caucasus Region into the Chechen Autonomous Region and on the amendment of Article 1 of the Regulations on the North Caucasus Region» // SU RSFSR. 1929. № 24. Art. 252.

18. Resolution of the Central Executive Committee of 24.10.1925 «On the formation of the Siberian Territory» // SU RSFSR. 1925. № 38. Art. 268.

19. Resolution of the Central Executive Committee of 21.01.1929 «On Approval of the List of Laws to be Repealed with the Entry into Force of the Regulations on Regional (Regional), District and District Congresses of Councils and Their Executive Committees, Regulations on Provincial Congresses of Councils and Provincial Executive Committees, Regulations of the Central Executive Committee and the SNK of the RSFSR on the Relationship between Autonomous Regions that are Part of the Regional (Regional) associations, and bodies of regional (regional) authorities» // SU RSFSR. 1929. № 13. Art. 154.

20. Resolution of the Central Executive Committee of 14.01.1929 «On the formation of administrative-territorial associations of regional and regional significance on the territory of the RSFSR» // SU RSFSR. 1929. № 37. Art. 28.

21. Resolution of the Central Executive Committee of 23.07.1930 «On the liquidation of districts» // News of the Central Executive

Committee of the USSR and the Central Executive Committee. 1930. № 203. July 25.

22. Resolution of the Central Executive Committee of the RSFSR of 15.01.1934 «On the creation of the Chechen-Ingush region» // SU RSFSR. 1934. № 5. Art. 36.

23. Of the State Duma for member Tashtamir Elzhurkayevich Eldarkhanov // Archival Department of the Government of the Chechen Republic (AUP CR), f. R-1278, op. 1 el., d 508, l. 1—4.

24. Informational report of the chairman of the Chechoblrevkom T. Eldarkhanov dated 25.08.2023 // AUP CR, f. R-1207, op. 2 el., d. 38, l. 2—14 with vol.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Overview-characteristics of the information and instructional department of the Central Committee of the RCP (b) // AUP CR, f. R-1212, op. 3 ks., d. 65, l. 1.

26. The letter of T. Eldarkhanov to I.V. Stalin about the arrest of Ali Mitaev // AUP CR, f. R.-1212, op. 3 ks, 79, l. 1-3.

27. Message of the military commissar of the 9th Sokolov corps on the state of the Chechen Autonomous Region // AUP CR, f. R-1212, op. 3 ks, 67, l. 1—3.

28. Afanasyeva V.I. Russia of the first quarter of the twentieth century: the formation of a new type of state: Textbook. M.: Yurlitinform, 2018. Pp. 44—47.

29. Boltenkova L.F. The Russian Federation and the status of its subjects // Russian statehood: state and prospects of development: Collection of art. M.: Republic, 1995.

30. Valentey S.D., Lyubov V.Ya., Solovey V.D., Fedosov PA. Prospects of Russian federalism: federal districts, regional political regimes, municipalities // Polis. 2002. № 4.

31. Vasiliev V.I. Federalism and the electoral system in Germany // Polis. 1995. № 4.

32. Vernadsky G.V. State charter of 1820 Prague, 1925.

33. Voitovich V.Yu. State construction in Udmurtia: The main milestones: Monograph. Izhevsk: Udmurtia Publishing House, 2006.

34. Gavrilov V. The Formation of federalism in Russia // Federalism. 2014. № 1 (73).

35. Zubov A.B. The Future of Russian federalism // Znamya. 1996. № 4.

36. Karimov A «Akhmat Kadyrov». Journalistic essay. Moscow: Moscow. city organization of the Union of Writers of Russia, 2021. Pp. 10—16.

37. Kovalevsky P. Russia at the beginning of the twentieth century // Moscow. 1990. № 11. Pp. 164—165.

38. Kokoshkin F.Yu. Russian State Law. St. Petersburg, 1908. Vol. 2. Pp. 148—154.

№ 4/2023

39. Korkunov N.M. Russian State Law. SPb., 1901. Vol. 1. Pp. 144—149.

40. Korf SA Federalism. SPb., 1908. Pp. 76—78.

41. Kotlyarevsky S.A. Constitutional law. St. Petersburg, 1907. Vol. 1.

42. Kutikova L.A. Problems of national autonomy in the concept of M.S. Grushevsky // Russian statehood: experience and prospects of study. M., 1995. Pp. 35—55.

43. Kushaev N.N. Peoples of the North Caucasus and their relations with Russia. M., 1963.

44. Mikhailova N.V. Federalism and federation: the essence and diversity of manifestations //

Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Ser.: Politologiya. M., 2010. № 2.

45. Oldenburg S.S. The Reign of Emperor Nicholas II. M., 1992. Pp. 15—16.

46. Federalism: An Encyclopedic Dictionary. Moscow, 1997.

47. Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow: Sov. ents. 1983.

48. Chirkin V.E. Statehood // Yurid. ents. / Edited by Yu.A. Topornin. M., 2000.

49. Eleizer D.J. Comparative federalism // Polis. 1995. № 5.

Информация об авторе

Вагапов М.А. — соискатель ученой степени кандидата юридических наук, экс-заместитель председателя Конституционной комиссии Чеченской Республики, федеральный судья второго квалификационного класса

Статья поступила в редакцию 15.08.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author Vagapov M.A. — candidate of the degree of candidate of legal sciences, ex-deputy Chairman of the Constitutional Commission of the Chechen Republic, federal judge of the second qualification class

The article was submitted 15.08.2023; approved after reviewing 08.1 1.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

В переработанном и дополненном издании монографии раскрыты истоки формирования федерализма в советском государстве, а также развитие и модернизация федеративных отношений. На примере Советского Туркестана (191 8— 1 924 гг.) исследованы закономерности зарождения и последующего развития федерализма как одной из форм человеческого общежития, не утратившей своего значения и в настоящее время. Всесторонний анализ состояния федерализма, а также переориентация принципов федерализма актуальны сегодня для реализации целей устойчивого развития и национальной безопасности государства.

Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), правоприменителей, осуществляющих правотворческую деятельность, а также всех, интересующихся историей формирования советского государства в России.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.