Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
федерация / федерализм / Конституция РФ / субъекты РФ / объединение субъектов России / вхождение в состав РФ / законодательство / federation / federalism / Constitution of the Russian Federation / subjects of the Russian Federation / unification of the subject composition / joining the Russian Federation / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.В. Колесников, О.А. Угланова

Исследование, на основании которого написана статья, было отмечено благодарностью Министерства обороны России, в которой, в частности, говорится, что оно представляет интерес в связи с анализом института добровольчества в вооруженных конфликтах с позиции международного права и использовалось при подготовке поправок к законопроекту № 186149-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, исследование было отмечено Министерством иностранных дел России. статье рассматривается федерализм как теория и практика развития отношений федеративной (сложносоставной) государственности. Решающий вклад в развитие федеративных отношений внесла Конституция РФ 1993 г. Показано многообразие типов (видов) субъектов Российской Федерации и необходимость совершенствования ее структуры, сказано об изменениях в субъектном составе. В 2014 г. в состав России вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь, в 2022 г. – Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FEDERALISM: SOME CURRENT TRENDS

the article considers federalism as a theory and practice of the development of relations of federal (composite) statehood. The Constitution of the Russian Federation of 1993 made a decisive contribution to the development of federal relations. The variety of types (types) of subjects of the Russian Federation and the need to improve its structure are shown, changes in the subject composition are mentioned. In 2014, the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol became part of Russia, in 2022 – the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic, the Zaporozhye and Kherson regions.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

• ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА •

Е.В. Колесников,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера Саратовской государственной юридической академии

E.V. Kolesnikov,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber of the Saratov State Law Academy, k_kmp@ssla.ru

О.А. Угланова, O.A. Uglanova,

кандидат юридических наук, Candidate of Legal Sciences,

доцент, доцент кафедры Associate Professor, Associate Professor

конституционного права of the Department of Constitutional Law

имени профессора И.Е. Фарбера, named after Professor I.E. Farber,

Саратовской государственной of the Saratov State Law Academy юридической академии

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-1-127-138

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация: в статье рассматривается федерализм как теория и практика развития отношений федеративной (сложносоставной) государственности. Решающий вклад в развитие федеративных отношений внесла Конституция РФ 1993 г. Показано многообразие типов (видов) субъектов Российской Федерации и необходимость совершенствования ее структуры, сказано об изменениях в субъектном составе. В 2014 г. в состав России вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь, в 2022 г.-Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области.

Ключевые слова: федерация, федерализм, Конституция РФ, субъекты РФ, объединение субъектов России, вхождение в состав РФ, законодательство.

RUSSIAN FEDERALISM: SOME CURRENT TRENDS

development of relations of federal (composite) statehood. The Constitution of the

127

Abstract: the article considers federalism as a theory and practice of the P P

Russian Federation of1993 made a decisive contribution to the development of federal g ®

|

relations. The variety of types (types) of subjects of the Russian Federation and the need to improve its structure are shown, changes in the subject composition are mentioned. In 2014, the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol became part of Russia, in 2022 - the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic, the Zaporozhye and Kherson regions.

Keywords: federation, federalism, Constitution of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation, unification of the subject composition, joining the Russian Federation, legislation.

Большинство крупных и густонаселенных государств (США, Бразилия, Индия, Российская Федерация, Германия) выбрали федеративное государственное устройство. Его основа - федерализм (от лат. foedus - союз, объединение) [1, с. 655; 2, с. 383], под которым обычно понимают реальную практику организации и развития внутригосударственных отношений в условиях сложной (сложноструктурированной) государственности. Подобное государство призвано обеспечить государственно-территориальное единство при разумной организации центральной и региональной власти. При федеративном устройстве определяющая роль в решении многих государственных .а вопросов принадлежит центру в лице федеральных органов государев ственной власти, но и члены (субъекты) этого объединения обладают определенной самостоятельностью и значительными полномочиями, № в том числе во взаимоотношениях с общефедеральными институтами. § Ценности федерализма несомненны. Он используется в конститу-§ ционной и политической практике с XVIII в. и утвердился примерно 2 в 30 современных государствах. Однако преувеличением представ-^ ляется утверждение А.Д. Гулякова о том, что именно федерализм «является наиболее полезным инструментом государственного стро-§ ительства» [3, с. 3].

В мире насчитывается большое количество государств, не реализующих федеративную модель и успешно развивающихся. Это, например, Китай, Япония, Франция, Италия, Испания.

Федеративное государство при функционировании опирается о на национальную конституцию, общефедеральные законы различно-^ го уровня, многочисленные подзаконные акты. Субъекты осущест-С вляют собственное законотворчество. Так, Германия (ФРГ) имеет давние вековые традиции федеративного развития. В Основном 128 Законе ФРГ 1949 г. федерализм закреплен как базовый принцип ^ государственного строительства (абз. 1 ст. 20) при четком разгра-(V ничении полномочий между центром и землями. В Конституции ® Бельгийского королевства 1831 г. (в современной редакции) вопросы ^ внутреннего устройства решены конкретно и однозначно в первых базовых положениях части 1, озаглавленной «О Бельгийской федерации, ее составных частях и территориях» [4, с. 109, 187-193]. Государственное устройство России определено в ее Конституции 1993 г. (ст. 1, 5, глава 3) [5].

S

с

Модели федеративного устройства всегда учитывают разнообразные социальные, экономические, финансовые, территориально-природные факторы, особенности исторического и этнокультурного развития. Искусственно построенная федерация неизбежно распадется.

В любом случае официальное наименование и конституционно-правовая характеристика государства в качестве федеративного накладывает на него конкретные обязательства, касающиеся организации внутригосударственной жизни, государственной территории, являющейся совокупностью территорий субъектов Федерации, необходимости ее обустройства, рационального распределения полномочий между центральными и региональными уровнями власти. Гарантируется представительство субъектов в федеральных органах государственной власти.

В советский период Россия была специфической, во многом фор- ? мальной федерацией с официальным обозначением как Российская § Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). | Ее субъектами были автономные советские республики, в государственном строительстве доминирующим был принцип централизма. | Современный российский федерализм утвердился лишь в начале § 90-х гг. XX в. В его основу положены территориальный и нацио- | нальный принципы, что обусловлено полиэтничностью государства £ и общества, особенностями социально-экономического развития. § Учитывая комплекс факторов, этнические (национальные) и террито- 1 риальные начала в организации российского государства существуют § и самостоятельно, и в тесной взаимосвязи друг с другом [6, с. 21]. | Согласно Конституции РФ 1978 г., на последнем этапе советского | развития национально-государственное и административно-террито- | риальное устройство России было сложным, если не сказать архаич- | ным. Оно включало в себя республики (ранее автономные советские | социалистические республики), автономные образования - автоном- | ные области и округа, края, области, два города республиканского подчинения. Всего субъектов Федерации к 1990 г. было 88 [7], при этом 129 в привилегированном положении находились именно республики, о ^ которых насчитывалось 16. Согласно законодательству, территории Р>

всех субъектов Федерации образуют единую территорию российского ^ §

||

государства. Она целостна и неотчуждаема. о |

Демократические перемены в Советском Союзе и РСФСР, вы- щ § званные политикой перестройки, потребовали изменений в структуре Федерации, во многом консервативной и не отвечавшей современным требованиям. Соответствующие изменения были внесены в консти-

туционный акт России 1978 г., прежде всего в преамбулу, раздел III, посвященный национально-государственному и административно-территориальному устройству [8, с. 3, 19-35]. В тот период общесоюзное федеративное государство - Союз ССР - прекратил свое существование (декабрь 1991 г.).

Важным шагом в реальной федерализации общественных отношений стала Декларация о государственном суверенитете России - акт конституционного значения, принятый 12 июня 1990 г. на Первом Съезде народных депутатов РСФСР. В ней заявлено о «решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР». Однако в этом конституционно-политическом документе не совсем корректно было установлено верховенство Конституции РСФСР и законов на всей российской территории [9], поскольку существовал Советский Союз с собственной конституционной и право-„о вой системой. Тем более что согласно Конституции РСФСР 1978 г., го общесоюзные законы были обязательны на всей государственной российской территории (ст. 76). В Декларации сказано о существенен ном расширении прав автономных республик, автономных областей, § что в условиях социально-экономического кризиса сделать было § чрезвычайно трудно, не нарушив существующий баланс интересов 2 центра и регионов [5].

^ В 90-е гг. ХХ в. начался сложный и противоречивый процесс — реформирования Российской Федерации, связанный с федера-§ лизацией, совершенствованием региональных отношений. Края и области стали требовать большей самостоятельности. Бывшие автономные области, входившие ранее в состав края или области, получили статус республики (Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкессия, Хакассия). Исключение составила малонаселенная и отдаленная о дальневосточная Еврейская автономная область, сохранившая свой ^ традиционный статус и образованная еще в 1934 г. Автономные С округа также предпринимали попытки выхода из административного подчинения края или области.

130 В результате событий 1992-1995 гг. произошел драматический ^ процесс размежевания некогда единой Чечено-Ингушской Республики СЧ на самостоятельные субъекты - Чеченскую Республику и Республику ® Ингушетия, занявший почти целое десятилетие. Тогдашний рос-^ сийский парламент - Верховный Совет - принял Закон Российской Федерации «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации», утвержденный постановлением Съезда народных депутатов России 10 декабря 1992 г. № 4070-1 [10, с. 219, 627-652].

I

С

В условиях распада Союза ССР, ослабления центральной российской власти начался период, условно обозначаемый как «парад суверенитетов» [11, с. 94; 7], характерный для бывших автономных республик и других автономий в тот период. Неоднозначные, часто противозаконные процессы децентрализации и ослабления связей с центром происходили не только в Северо-Кавказском регионе, но и Башкортостане, Татарстане, в Республике Саха (Якутия). Решить накопившиеся сложные политические и социально-экономические вопросы нового государственного устройства был призван заключенный в Москве 31 марта 1992 г. Федеративный договор. Он включал три взаимосвязанных соглашения (договора) о разграничении предмета ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и, во-первых, республиками, во-вторых, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, в-третьих, автономной областью и автономными округами. По решению Съезда народных ? депутатов России Договор стал составной частью Конституции РФ § [8, с. 79-109]. Федеративный договор внес вклад в стабилизацию | межнациональных и федеративных отношений, в укрепление доверия и взаимопонимания между нациями и народами России. | Примечательно, что о Федеративном договоре сказано в действую- § щей Конституции 1993 г. при определении ее верховенства (Раздел | второй «Заключительные и переходные положения»). В случае несо- | ответствия конституционным положениям Федеративного договора § действуют нормы Конституции РФ. Статус этого договорного акта 1 остается неопределенным, многие его положения на более высоком § уровне зафиксированы в действующих учредительных и законода- | тельных нормах, принятых после 1992 г. |

В Российской Федерации насчитывается шесть типов субъек- | тов - республики, края, области, города федерального значения, | автономная область, автономные округа. Конституция РФ 1993 г. -| укрепила государственное единство и модернизировала федератив- | ные и межрегиональные отношения. В ней установлены важнейшие положения о равноправии так называемых национальных и террито- 131 риальных субъектов, о правах и обязанностях создавать собственные о ^ органы публичной власти, о возможностях всех членов Федерации Р> осуществлять законодательное регулирование. До 1993 г. правом ^ § издавать законы обладали только республики (ранее автономные § | советские социалистические республики - АССР). Края и области щ § такими правомочиями (правом на законотворчество) не обладали. Система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами российского

конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).

Актуальная проблема для России, а также любого федеративного государства - обеспечение верховенства (приоритета) общенациональной Конституции и парламентских законов. Согласно учредительным положениям, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей государственной российской территории (ч. 2 ст. 4). В Конституции Веймарской Германии (Конституции Германской империи) 1919 г. (ст. 13) фиксировалось важное положение о том, что «имперское право имеет перевес над областным правом» [13, с. 85]. С точки зрения современного понятийного аппарата и терминологии речь идет о верховенстве общегерманского права над правом земель. В 90-е гг. XX в. многие российские субъекты действовали вне „о правового поля и издавали собственные акты, не соответствующие го федеральным. Разноуровневый и многочисленный состав субъектов российского государства требует анализа их статуса и, в частности, а допустимости изменений в конституционно-правовом положении. § После завершения правовых процедур, связанных с объединением, § вносятся императивные изменения в ст. 65 учредительного акта о со-2 ставе Российской Федерации. Эта норма закрепляет окончательный, ^ итоговый правовой статус субъекта.

— Реформирование сверхсложной Федерации в более компактную § рассматривается в качестве важнейшей долговременной задачи § по укреплению и совершенствованию российской государственности. § Функционирование государства, насчитывающего в своем со-^ ставе десятки членов, безусловно, создает определенные сложности и проблемы. Однако свои сложности имеются и при управлении о из центра отдельными мощными социально-экономическими и гу-^ стонаселенными регионами, способными заблокировать решения С центра. Определение оптимального состава федеративного государства, рациональное распределение компетенции и предметов ведения 132 между центром и субъектами - актуальная задача не только для России, ^ но и для ряда других государств.

(V Очевидно, что магистральная тенденция объединительного ® процесса в России - это объединение социально-экономического ^ развитого и густонаселенного субъекта с менее развитым и малонаселенным. Как правило, речь идет об объединении двух близлежащих регионов. При этом должна быть обеспечена государственная целостность и неприкосновенность российской территории, единство публичной власти. У российских субъектов нет права на сецессию

(от лат. secessio - отделение, уход) [14, с. 606], что соответствует мировой практике функционирования федеративной государственности (США, Канада, Швейцария, ФРГ). Действуют императивные правила-предписания о том, что статус российского субъекта не может быть изменен произвольно - волюнтаристски на основе неправовых действий (акций) региональных элит под популистскими лозунгами, а только по взаимному согласию Федерации и конкретных субъектов в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). По результатам конституционной реформы 2020 г. в основную норму (ч. 1 ст. 68) внесено положение о языке государ-ственнообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов России, что имеет существенное значение для конституционной и культурной идентичности многонациональной России.

Конституция РФ и законодательство укрепили государственное §§ единство, модернизировали федеративные отношения. Однако цен- § трализм в государственном строительстве не может быть безмерным, | всеобъемлющим. Необходимо развивать самостоятельность регионов, взвешенно передавать отдельные полномочия от центра регионам | [15, с. 4; 16, с. 186-216]. Ц

С 2004 г. начали приниматься законодательные акты об образо- | вании новых субъектов Федерации. Так, был издан Федеральный | конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образова- § нии в составе Российской Федерации нового субъекта Российской 1 Федерации в результате объединения Пермской области и Коми- § Пермяцкого автономного округа» [17] . Затем подобные законы I были подготовлены для укрупнения ряда сибирских и дальнево- || сточных краев и областей с входящими в них автономными окру- | гами. Законодательная основа подобного процесса - Федеральный | конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке ■| принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового 3 субъекта Российской Федерации» [18] . В апреле-июне 2020 г. была предпринята без соответствующей подготовки попытка объединения 133 Архангельской области и Ненецкого автономного округа, которая о ^ провалилась [19]. ь ®

Модернизация структуры Российской Федерации обусловлена ^ § политическими и финансово-экономическими факторами. Расходы § 3 государственного бюджета, прежде всего федерального, на содержа- щ § ние органов публичной власти велики. Численность государственных, региональных и муниципальных служащих не всегда скоординирована с количеством и качеством осуществляемых управленческих задач

и функций. Однако и механического сокращения государственного аппарата не должно происходить, поскольку это самым неблагоприятным образом отразится на социальном благополучии граждан, обустройстве регионов и территорий.

Учитывая совокупность существующих факторов, надо заметить следующее. Россия - самое сложносоставное государство в мире, насчитывающее большое число субъектов. Это можно объяснить огромной территорией, значительной (но не оптимальной) численностью населения, необходимостью освоения отдаленных или труднодоступных северных, сибирских и дальневосточных регионов, ее многонаци-ональностью и многоконфессиональностью. Определенное значение имеют социально-исторический фактор и преемственность форм государственного строительства.

В современной России существуют разнообразные субъекты, по-„о строенные на национальной или территориальной основе. Согласно конституционной реформе 2020 г., в соответствии с федеральным законом, принимаемым Федеральным Собранием, могут образо-№ вываться федеральные территории, их статус остается достаточно § неопределенным. Однако очевидно, что они не являются субъектами § Федерации и призваны решать свои специфические задачи. 2 Состав российского государства установлен в Конституции РФ ^ (ст. 65), всего 89 членов. Из них: республик - 24 (включая Донецкую — Народную Республику и Луганскую Народную Республику), краев - 9, § областей - 48 (включая Запорожскую и Херсонскую), городов феде-5 рального значения - 3, автономных округов - 4, автономная область - 1. § Самые многочисленные - области, населенные преимущественно ^ русским населением. Их число в два раза превышает количество республик, созданных в основном на национально-этнической основе о (исключение составляют Республика Крым, Донецкая и Луганская ^ республики). Существуют как «дань» советскому наследию два вида С автономных субъектов - автономная область и автономный округ. Слово «автономия» образовано от греч. айто^ц!а (аото^ - сам и v6цo^ 134 - закон) [14, с. 16] и означает «собственная закономерность», «некое ^ правило». На наш взгляд, допустим другой, юридизированный подход (V к этому сложному понятию - управление на основе закона. Между тем ® законодательная основа данных автономных субъектов функциональ-^ но весьма неопределенна и ограничена. Отсутствуют отдельные федеральные законы об их статусе, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 3, ст. 66), что создает некоторые проблемы при определении их правового положения, взаимоотношениях с центральными (федеральными) органами государственной власти, другими субъектами.

С 2014 г. происходит расширение границ Российской Федерации за счет принятия «внешних» субъектов. После Общекрымского референдума 16 марта 2014 г. и выполнения всех необходимых правовых процедур 18 марта 2014 г. в Москве был заключен Договор о включении в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21 марта 2014 г. № 36-ФЗ. С даты подписания вышеупомянутого Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию. В состав РФ вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь [20, 21].

Учитывая сложность геополитической обстановки, военно-стратегическую и социально-экономическую значимость полуострова, имевшего вековые связи с Россией и бывшего ее неотьемлемой частью, оперативно был издан Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (с посл. изм.), предусматри- §§ вающий образование в составе Российской Федерации новых § субъектов - Республики Крым и города федерального значения | Севастополя [22].

В сентябре-октябре 2022 г. в результате сложившейся совокуп- | ности геополитических и внутриполитических факторов в состав § Российской Федерации вошли исторические русские территории | - Донбасс, приднепровские Запорожская и Херсонская области. 3= После прохождения всех необходимых правовых процедур (в том § числе подписания Президентом РФ с руководством новых регионов 1 договоров об их вхождении в состав российского государства) были § приняты крупные законодательные акты: Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую | Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в со- 1| ставе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной | Республики» [23] ; Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской | Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» [24]. Тогда 135 же были подготовлены аналогичные законы о вхождении в состав

Р Р

России Запорожской и Херсонской областей [25, 26]. Новые регионы Ь ь постепенно интегрируются в российское конституционное и право- ^ § вое пространство. Цель укрепления российских регионов - более § 3 эффективное государственное управление, создание благоприятных щ § условий для жизнедеятельности граждан, коллективов. На принятие «внешних» субъектов огромное влияние оказывает волеизъявление населения, проживавшего ранее на украинской территории, восста-

новление исторической справедливости. Это соответствует ожиданиям многонационального народа России. В настоящее время отсутствуют необходимые и достаточные основания для объединения и укрупнения российских субъектов.

Вероятным является консервация структуры российской государственности в сложившемся виде как минимум в среднесрочной перспективе.

Список литературы:

1. Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.] ; под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - 2-е. изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 703 с.

2. Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред и сост. Ю.И. Аверьянов. - М. : Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с.

3. Гуляков, А.Д. Становление и развитие федерализма: сравнительное историко-правовое исследование основных федеративных моделей (конец

§ XVIII - начало XXI века) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.Д. Гуляков.

- Саратов, 2022. -58 с.

О; 4. Конституции государств Европы / под общ. ред. Л.А. Окунькова.

§ - М. : Норма: ИНФРА-М., 1997. - 816 с.

§ 5. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. сЕ на общероссийском голосовании, с изм., внес. Законом РФ о поправках к ^ Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, Федеральными конституцион-5 ными законами от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ, № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, № 8-ФКЗ) 2 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 11, ст. 1416; - № 27, ст. 4196; - 2022. - № 11, ст. 6930, 6931, 6932, 6933.

6. Авакьян, С.А. Национальная и территориальная составляющие в федеративной организации государства / С.А. Авакьян // Государство и право.

- 2022. - № 6. - С. 13-22.

7. Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1978. - № 15, ст. 407.

2 8. Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России.

С - М. : Известия, 1992. - 112 с.

9. О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной 136 Социалистической Республики: принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. № 22-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2, ст. 22. О 10. Филиппов, Н.К. Российский федерализм и конституционная власть

^ республик : учебное пособие / Н.К. Филиппов, В.Н. Николаев / под ред. *« В.Н. Николаева. - Чебоксары : ЧКИ МУПК, 1998. - 701 с.

11. Афанасьев, М. Проблемы российского федерализма и федеративная политика второго президента. Промежуточные итоги / М. Афанасьев // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2002. - № 1.

- С. 92-99.

I

С

I §

со

го «V

12. Конституционное право России в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / под ред. А.В. Малько. - 3-е изд., перераб и доп.

- М. : Юристь, 2005. - 272 с.

13. Конституции буржуазных стран / под ред. Ю.В. Ключникова.

- М.-Л. : Гос. соц.-эконом. изд-во, 1935. Т. 1. - 336 с.

14. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин.

- М. : Центрполиграф, 2005. - 816 с.

15. Кокотов, А.Н. Проблемы регионального управления и законодательства: материалы круглого стола / А.Н. Кокотов, М.С. Саликов // Российский юридический журнал. - 1994. - № 2. - С. 3-12.

16. Черепанов, В.А. Теория российского федерализма : учебное пособие / В.А. Черепанов. - М. : М3-ПРЕСС, 2005. - 320 с.

17. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа : федеральный конституционный закон от

25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. §§

- № 13, ст. 2110; - 2006. - № 16, ст. 1644. §

18. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее со- ц ставе нового субъекта Российской Федерации : федеральный конституци- * онный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. £ Федерации. - 2001. - № 52, ч. 1, ст. 4916; - 2005. - № 45, ст. 4581. §

19. Как провалилась идея включить НАО в Архангельскую область? // | Реальное время. - 1ЖЬ: http://realnoevremya.ru/ (дата обращения: 14.02.2023). |

20. Российская газета. - 2014. - 19, 22 марта. §

21. Кабышев, В.Т. Россия - Крым - Севастополь: конституционно-право- Ц вое исследование / В.Т. Кабышев, Т.В. Заметина. - М. : Городец, 2016. - 266 с. |

22. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и обра- §§ зовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя : федеральный кон- || ституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (с посл. изм.) // Собр. | законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 12, ст. 1201; - 2017. - № 17, | ст. 1570; - 2022. - № 29, ст. 5201. |

23. О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной 3 Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Донецкой Народной Республики : федеральный конституционный закон 137 от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -

- 2022. - № 41, ст. 6930. рЕ

РР

24. О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной ^ § Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта | |

- Луганской Народной Республики : федеральный конституционный закон п Ц от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. _§

- 2022. - № 41, ст. 6931.

25. О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской

области : федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. N° 7-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 41, ст. 6932.

26. О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области : федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 41, ст. 6933.

I

I 8 со

I

I

С

I 8 со

I

138

со «V о «V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.