Научная статья на тему 'Теория физической культуры: основополагающие тенденции становления и развития'

Теория физической культуры: основополагающие тенденции становления и развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MODERN THEORY OF PHYSICAL CULTURE / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ / FUNDAMENTAL TRENDS / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ / MANIFESTATIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Николаев Ю.М., Сафронова М.А.

The purpose of the study was to make a scientific-methodological analysis of fundamental trends of formation and development of theory of physical culture. The theoretical analysis of the broad array of information since the 60s of the ХХ century up to now, regarding in some way the issues of formulation of the theory of physical culture (TPhC) (including those related to the evolution of the deeper understanding of the nature of physical culture; its developing updated conceptual and methodological framework; differentiation of the structure of the phenomenon itself; integrative content of theoretical aspects of the knowledge about physical culture; increasing number of its functions and many other aspects), testifies to the significant progress of knowledge in this area. It is possible to identify the fundamental trends of formation and development of theoretical knowledge (TPhC) in the field of physical culture for a specified period of time as general scientific (associated with the general laws of development of the science, such as the ongoing advancing development of the modern TPhC; its strive for integrative nature; culture conformable convergence; systemacy in consideration; human creative orientation; continuity in development; increasing role of theory) and private scientific (associated with specific substantial features of its development, such as dynamic development of the modern TPhC, internal integration of its content; modification of the methodological framework, strive for spirituality (humanized nature); tiered organization of theory; humanization, democratization, humanitarization; acquisition of independence; expanding the range of functionality). They are mutually conditioned and interrelated, and are displayed in specific forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория физической культуры: основополагающие тенденции становления и развития»

УДК: 796.011.3

ТЕОРИЯ

физической культуры:

основополагающие тенденции становления и развития

доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев МА Сафронова

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

THEORY OF PHYSICAL CULTURE: FUNDAMENTAL TRENDS OF FORMATION AND DEVELOPMENT Yu.M. Nikolaev, professor, Dr.Hab. M.A. Safronova

Lesgaft National state university of physical culture, sport and health, St.Petersburg

Key words: modern theory of physical culture, fundamental trends, manifestations.

The purpose of the study was to make a scientific-methodological analysis of fundamental trends of formation and development of theory of physical culture. The theoretical analysis of the broad array of information since the 60s of the ХХ century up to now, regarding in some way the issues of formulation of the theory of physical culture (TPhC) (including those related to the evolution of the deeper understanding of the nature of physical culture; its developing updated conceptual and methodological framework; differentiation of the structure of the phenomenon itself; integrative content of theoretical aspects of the knowledge about physical culture; increasing number of its functions and many other aspects), - testifies to the significant progress of knowledge in this area. It is possible to identify the fundamental trends of formation and development of theoretical knowledge (TPhC) in the field of physical culture for a specified period of time - as general scientific (associated with the general laws of development of the science, such as the ongoing advancing development of the modern TPhC; its strive for integra-tive nature; culture conformable convergence; systemacy in consideration; human creative orientation; continuity in development; increasing role of theory) and private scientific (associated with specific substantial features of its development, such as dynamic development of the modern TPhC, internal integration of its content; modification of the methodological framework, strive for spirituality (humanized nature); tiered organization of theory; humanization, democratization, humanitarization; acquisition of independence; expanding the range of functionality). They are mutually conditioned and interrelated, and are displayed in specific forms.

Ключевые слова: современная теория физической культуры, основополагающие тенденции, формы проявления.

В конце ХХ - начале XXI в. в нашей стране увеличивается потребность в модернизации общего образования, связанного с возрастанием в нём культурообразующей, гуманистической и методологической функций [4, 5]. Это в полной мере относится и к сфере профессионального физкультурного образования, призванного готовить научно-педагогические кадры, направленные в будущее. В связи с этим исключительно важное методологическое и практическое значение приобретает формирование теории физической культуры (ТФК), отвечающей запросам современно-

сти.

Вопрос о формировании данной теории стоит на повестке дня уже 35 лет, с момента введения в 1979 году в учебные планы ИФК вместо теории физического воспитания (ТФВ) теории и методики физической культуры (Т/и методики/ФК). Однако последняя фактически и сегодня в основном дублирует содержательные материалы бывшей ТФВ, что уже не отвечает в полной мере сложным задачам, стоящим перед физкультурным образованием. Вместе с тем за эти годы в контексте построения ТФК накоплен большой спектр теоретического и методологического материала. Поэтому в настоящее время важно выявить в нем прослеживающиеся тенденции в становлении и развитии ТФК, чтобы внести большую ясность в решении этого вопроса. При этом под тенденцией нами понимается направление: «... в котором совершается развитие какого-либо явления» [10] или развития науки, «... характеризующее её движение, реализацию накопленных в ней возможностей» [15], понятие же «становление» указывает на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей или явлений, подчеркивающие наличие «незавершенности», необходимости постоянно «достраивать», усовершенствовать [14].

Цель исследования - провести научно-методологический анализ основополагающих тенденций становления и развития теории физической культуры. Результаты исследования и их обсуждение.

Теоретический анализ широкого массива информации, начиная с 60-х гг. ХХ в. и по настоящее время, в той или иной мере касающегося вопросов построения ТФК (в том числе связанных с эволюцией более глубокого понимания сущности физической культуры; её развивающейся обновленной концептуально-методологической базы; дифференциацией структуры самого явления; интегративным содержанием теоретических аспектов знания о физической культуре; возрастанием числа её функций и многих других аспектов), свидетельствует о значительном прогрессе знания в данной области.

Это позволило выделить основополагающие тенденции становления и развития теоретического знания (ТФК) в сфере физической культуры, за указанный период времени. Дадим краткую характеристику выделенных нами тенденций с указанием форм их проявления.

Общенаучная тенденция «Постоянного поступательного развития» современной ТФК (обусловлена её эволюционным движением к высокоорганизованной, более сложной форме, соответствующей динамике социокультурных изменений в обществе, где имеет место превращение одного объекта в другой - переход от ТФВ к Т/и методике/ФК, а от неё к современной ТФК как интегративной теории) тесно связана с такой её частнонаучной тенденцией, как «Динамичность развития» (проявляющаяся в ускорении темпов её развития в связи с дальнейшим обоснованием и вскрытием глубинной сущности физической культуры, дифференциацией её содержательного развития, во взаимосвязанности с философско-культурологической и методологической ориентацией науки в современном периоде, где основополагающим вектором развития знания о ней должен быть общекультурный, связанный с пониманием «духовно-физической», человеко-творческой сущности физической культуры).

Взаимосвязь этих тенденций проявляется в таких формах, как:

• постоянное увеличение числа компонентов, видов физкультурной деятельности и физической культуры (на основе возрастающих потребностей человека);

• расширение возможностей для проявления в сфере физической культуры видов деятельности, составляющих структуру личности;

• возрастание числа групп функций и ценностей. Общенаучная тенденция «Стремление к инте-

гративности» (внешней, междисциплинарной) (обусловлена личностно ориентированной парадигмой, ставящей во главу угла формирование целостного человека, что меняет ракурс исследовательской деятельности с вычленения отдельных содержательных сторон объекта на раскрытие их внутреннего взаимообусловленного содержания, что системно связывает гуманитарные дисциплины и выражается в интеграции, синтезировании знания [7, 15], в том числе и теорети-

ческого в сфере физической культуры) тесно связана с такой частнонаучной тенденцией, как «Внутренняя интеграция содержания» современной ТФК (проявляющейся в становлении её теоретико-интегративного аспекта, пронизывающего, начиная с 70-х гг. ХХ в. и по начало XXI в., всё её внутреннее содержание, ибо в этот период накопилось большое количество фактологического и методологического материала, требующего своей интеграции и открывающего в рамках современной ТФК возможность решения новых задач в её сфере).

Взаимосвязь этих тенденций проявляется в таких формах, как:

• единство и взаимосвязь всех компонентов, видов физкультурной деятельности и физической культуры;

• взаимообусловленность функционального, ценностного, деятельностного и результативного аспектов содержания физической культуры;

• стремление к поиску объединяющего всё инте-гративного фактора.

Общенаучная тенденция «Возрастающая роль методологии» (обусловливается потребностью в объединении научной картины мира, усилением ин-тегративных тенденций в науке, гуманитаризацией и усложнением социокультурной реальности [6, 13], что невозможно сделать без опоры на методологическое знание, и требует пересмотра дисциплинарной методологии применительно к построению современной ТФК, ибо кумулятивная/суммарная/ Т/и методи-ка/ФК не способна в полной мере решать эти задачи) тесно связана с такой частнонаучной тенденцией, как «Модификация методологической структуры» современной ТФК (позволяющей рассматривать её как интегративное /а не суммарное - присущее Т/и методике/ФК/ знание, а всё теоретико-образовательное пространство физической культуры в соответствии с методологическими уровнями /философским, общенаучным, частнонаучным/ [1, 9] и тем самым реально выйти на новую систему мышления в данной сфере, поднять статус данной теории как научной и учебной дисциплины, пересмотреть её структуру и содержание).

Взаимосвязь этих тенденций проявляется в таких формах, как:

• изменение направленности в исследованиях от «частей к целому» (Т/и методика/ФК как совокупность теорий) к методологии восхождения «от целого к частям» (ТФК как интегративное знание);

• необходимость соотношения теоретического знания в сфере физической культуры с методологическими уровнями: философским, общенаучным, частнонаучным;

• переход от «воспитания физического в человеке» и «воспитания через физическое» к воспитанию в нем одновременно «физического и духовного». Общенаучная тенденция «Усиливающаяся

взаимосвязь с общей культурой» (культуросоо-бразное сближение) (обусловлена всепроникающим характером культуры [3, 4], переинтерпретирующим

проблематику науки о физической культуре в более широкий гуманитарно-концептуальный культуро-сообразный контекст, связанный с её воздействием на формирование мировоззрения, мыследеятель-ности, духовности человека, наряду с развитием его телесно-двигательной сферы, способного к самореализации в связи с освоением многообразных ценностей не только физической культуры, но и других сфер жизнедеятельности человека и общества) тесно связана с такой её частнонаучной тенденцией, как «Стремление к одухотворенности (очеловеченно-сти)» современной ТФК (определяемой её человеко-творческой направленностью, позволяющей понимать содержание физкультурного образования как трансляцию культуры /развитие культуры мышления, воображения, чувств, творчества в процессе физкультурной деятельности/, направленной на формирование целостной личности в единстве её физических и духовных сил при приоритете последних, формирование культуросообразной мыследеятельности на протяжении всего онтогенеза).

Взаимосвязь этих тенденций проявляется в таких формах, как:

• соответствие закону «возвышения потребностей» (связанного с тенденцией неуклонного возрастания личных/духовных/потребностей людей, усиления качественных требований к ним);

• взаимообусловленность развития физической и духовной культуры при приоритете последней;

• понимание культуросообразной сущности современной ТФК (как основы раскрытия её потенциальных возможностей для формирования целостной личности).

Общенаучная тенденция «Системность рассмотрения» (позволившая с начала 70-х гг. ХХ в., в соответствии с философским принципом системности, рассматривать физическую культуру, с одной стороны, как подсистему общей системы культуры, а с другой - как самостоятельную систему с составляющими её и взаимодействующими между собой подсистемами [8, 17], что дало возможность при формировании современной ТФК в методологическом плане опираться на наиболее интегративные концепции культуры, более объективно вскрыть её мировоззренчески-самостоятельную роль, разобраться в разнообразных дифференцированных направлениях знания о физической культуре) тесно связана с такой частнонаучной тенденцией, как «Уровневая организация теории» в сфере физической культуры (связанной с выявлением самостоятельного статуса современной ТФК, что дает основание для изменения представлений о содержании и структуре всего интенсивно развивающегося теоретико-образовательного пространства физической культуры, где её виды постепенно приобретают всё более определенную концептуальную организацию в виде присущих им специфических теорий, что делает необходимым их уровневое осмысление).

Взаимосвязь этих тенденций проявляется в таких формах, как:

• мировоззренчески-методологическая самостоятельная роль современной ТФК;

• дифференциация видов физической культуры в контексте развития их частных теорий;

• уровневая взаимосвязь теорий в теоретико-образовательном пространстве физической культуры.

Общенаучная тенденция «Человекотворче-ская направленность» (обусловлена возрождением с середины 60-х - конца 80-х гг. ХХ в. понимания человека (личности) как особой ценности и целостности [12], что явилось необходимым условием становления современного гуманитарного знания, в том числе и в сфере физической культуры, как части общей культуры человека и общества, где центральной проблемой её теории и практики является именно «очеловечивание» физического/природного/ в человеке, рассмотрение физического как личностного, сохранение, усиление и (при необходимости) восстановление у физической способности статуса интеллектуальной, нравственной, эстетической [2]) тесно связана с такой частнонаучной тенденцией, как «Гуманизация, демократизация, гуманитаризация» современной ТФК (связанной с усилением роли физической культуры в формировании всесторонней и гармонически развитой личности, где помимо медико-биологического и педагогического аспектов знания широко должны быть реализованы психологический, социологический, культуроведче-ский аспекты, позволяющие показать её человеко-творческую сущность, проявляющуюся в повышении способности человека к его самореализации посредством физкультурной деятельности, в целом поднятию престижа физической культуры в обществе).

Взаимосвязь этих тенденций проявляется в таких формах, как:

• усиливающаяся связь физической культуры с общей культурой человека и общества;

• актуализация общекультурных и общечеловеческих ценностей в сфере физической культуры в формировании целостного человека;

• стремление к общедоступности ценностей физической культуры.

Общенаучная тенденция «Преемственность в развитии» (показывающая, что новая ступень развития какого-то явления возникает на основе предшествующей, с сохранением всего ценного, наработанного ранее, и является, по сути, его продолжением [16], где фактически в сфере теоретического знания о физической культуре мы идем от воспитания физического в человеке, воспитания через физическое, к воспитанию одновременно физического и духовного в нём при приоритете духовного - уже в рамках современной ТФК) тесно связана с такой частнонауч-ной тенденцией, как «Приобретение самостоятельного характера современной ТФК» (где последняя с начала XXI в. - это действительно самостоятельная, культуросообразная, интегративная теория абстрактного типа, работающая «с духом» человека и дающая системное изложение методологии развития науки о его физическом совершенствовании [9], а не сумму накопленных знаний о преобразовании человеческой

телесности, что свойственно совокупной Т/и методи-ке/ФК).

Взаимосвязь этих тенденций проявляется в таких формах, как:

• наличие собственного категориально-понятийного аппарата современной ТФК;

• опора на присущую только ей современную концептуально-методологическую базу;

• усиливающаяся научная обоснованность содержания и интенсификации развития ТФК. Общенаучная тенденция «Усиливающаяся роль

теорий» (обусловлена тем, что одной из важнейших закономерностей развития науки является необходимость постоянного движения к высокоразвитому теоретическому знанию, где уже в 80-х гг. ХХ в. был серьезно поставлен вопрос об интенсификации развития ТФК [11], что вполне оправданно, ибо теория, будучи ядром научного знания, выполняет ряд многообразных функций, спектр которых в силу возрастания её значимости в жизни человека и эффективного функционирования общества всё время увеличивается) тесно связана с такой частнонаучной тенденцией, как «Расширение спектра функциональности» современной ТФК (ибо развитие теоретического знания в сфере физической культуры на фоне его более глубокого осмысления, проявляемого, в частности, в переходе от ТФВ к Т/и методике/ФК, а от неё к современной ТФК, несомненно, должно сказываться на расширении функциональной специфики последней, что обусловлено существенно расширяющейся её концептуально-методологической базой и теснейшей связью с общей теорией культуры и образованием).

Взаимосвязь этих тенденций проявляется в таких формах, как возрастание значимости:

• функций физической культуры как социального явления и вида общей культуры;

• функций современной ТФК в контексте функций теории;

• функций физической культуры в системе функций общего образования.

Знание и учёт этих изложенных основополагающих тенденций (как общенаучных, так и частнона-учных) и форм их проявления чрезвычайно важны в современный период, ибо позволяют ученым, работающим в этом направлении, наметить перспективные ориентиры дальнейшего исследования теоретического знания в сфере физической культуры в контексте плодотворного формирования её современной теории, развивающейся сегодня, как было показано, по пути культуросообразности, человекотворческой направленности, интегративности, системности, преемственности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 7. - С. 37-41.

2. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонично развитой личности / Н.Н. Визитей // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Сб. науч. тр. - М., 1985. - С. 35-41.

3. Жидков В.С. Системный подход и его функции / В.С. Жидков, К.Б. Соколов / Системные исследования культуры, 2005 / науч. ред. В.С. Жидков. - СПб.: Алтейя, 2006. - 400 с.

4. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

5. Колесникова И.А. Образование как фактор изменения человека (Образование: будущее России и человечества) / И.А. Колесникова. - СПб., 1993. - С. 13-17

6. ЛубышеваЛ.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

7. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физ-культуроведении / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 5-8.

8. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Николаев. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1976. - 190 с.

9. Николаев Ю.М. Современные тенденции развития теоретико-образовательного пространства физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 7.

- С. 96-101.

10. Новый словарь иностранных слов. - Мн.: Современный литератор, 2006. - 1088 с.

11. Пономарев Н.И. К вопросу об интенсификации развития теории физической культуры / Н.И. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - № 2. - С. 5-7.

12. Психология личности: учеб. пособие / П.Н. Ермаков, В.А. Ла-бунская. - М.: Эксмо, 2007. - 653 с.

13. Синергетическая парадигма : синергетика образования: [сб. ст.: посвящ. С.П. Курдюмову] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; [ред.-сост. О.Н. Астафьева, Г.Ю. Ризниченко]. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 592 с.

14. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 864 с.

15. Тенденции развития психологической науки: [Сб. ст.] / Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1989. - 268 с.

References

1. Balsevich, V.K. Intellectual vector of human physical culture / V.K. Balsevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1991. - № 7.

- P. 37-41. (In Russian)

2. Vizitey, N.N . Physical perfection as a characteristic of fully and harmoniously developed personality / N.N. Vizitey // Physical culture and modern problems of human physical perfection of: Collected research works. / N.N. Vizitey. - Moscow, 1985. - P. 35-41. (In Russian)

3. Zhidkov, V.S. System approach and its functions / V.S. Zhidkov, K.B. Sokolov / System studies of culture, 2005 / Sc. ed. by V.S. Zhidkov. - St.Petersburg: Alteya, 2006. - 400 P. (In Russian)

4. Zapesotsky, A.S. Education: philosophy, culturology, politics / A.S. Zapesotsky. - Moscow: Nauka, 2002. - 456 P. (In Russian)

5. Kolesnikova , I.A. Education as a factor of human changes (Education: Russia's and humanity's future) / I.A. Kolesnikova. -St.Petersburg, 1993. - P. 13-17. (In Russian)

6. Lubysheva, L.I. The concept of formation of human physical culture / L.I. Lubysheva. - Moscow: SCOLIPhC, 1992. - 120 P. (In Russian)

7. Matveev, L.P. The integrative tendency in the modern science on physical culture / L.P. Matveev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2003. - № 5. - P. 5-8. (In Russian)

8. Nikolaev, Yu.M. Physical culture as an integral part of socialist culture: Ph.D. thesis / Yu.M. Nikolaev. P.F. Lesgaft STOIPhC. -Leningrad, 1976. - 190 P. (In Russian)

9. Nikolaev, Yu.M. Modern trends in the development of theoretical and educational space of physical culture / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 7. - P. 96-101. (In Russian)

10. New dictionary of foreign words. - Mon.: Sovremenny literator, 2006. - 1088 P. (In Russian)

11. Ponomarev, N.I. On the intensification of development of the theory of physical culture / N.I. Ponomarev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1987. - № 2. - P. 5-7. (In Russian)

12. Personality Psychology: study guide / P.N. Ermakov, V.A. Labunskaya. - Moscow: Eksmo, 2007. - 653 P. (In Russian)

13. Synergetic Paradigm: synergetics of education: [collected papers: dedicated to S.P. Kurdyumov] / Rus. Acad. Sc., Institute of philosophy; [ed. and comp. by O.N. Astaf'eva, G.Yu. Riznichenko].

- Moscow: Progress-Traditsiya, 2007. - 592 P. (In Russian)

14. Modern Philosophical Dictionary / Ed. by Dr.Ph., prof. V.E. Kemerov. - 3rd ed., rev. and sup. - Moscow: Akademichesky proekt, 2004. - 864 P. (In Russian)

15. Trends in the development of psychological science: [collected research works] / B.F. Lomov, L.I. Antsyferova. - Moscow: Nauka, 1989. - 268 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

m.a.safronova.science@gmail.com

Поступила в редакцию 27.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.