Научная статья на тему 'Философско-методологические аспекты природосообразной педагогики'

Философско-методологические аспекты природосообразной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIALECTICS / INTEGRITY / EVOLUTIONARY ORIENTATION / INTENSIVE PATH OF HUMAN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додонова Л.П.

The problem of development "... is among the most complex ones and, in essence, eternal in philosophy, sociology and biology. But in pedagogics and psychology this problem is fairly cardinal... Admittedly, such aspects as procedural characteristics, structure, evolutionary forms of changes, mechanisms and driving forces of the progress in the formation of a man as a personality are still insufficiently well developed in respect to theory and need to be experimentally investigated". The purpose of the present study was the scientific validation of the concurrent view of the philosophic and methodological aspects of the revised nature-assigned (anthropological) pedagogics to identify the orientation and the grounds for the designed strategy of development of an individual (or a group of people) within the educational system. The research methods applied in the study involved analysis and synthesis of scientific and methodological literature and experience, comparison, abstraction, modeling etc, allocation of various relationships between facts, elements of the common whole, which enhances the logical consistency of the research. Solving of the problem of human development determines the strategy and tactics of development of = educational theory and practice with the sphere of physical culture and sports as part of it. The main object of study was proved to be the human body system which is the medium of specific natural principles from the psychophysical point of view and corresponds to the immutable laws that determine the ontoanthropogenesis. It is shown that the integrity of an individual (or a group of people) involved in another, more fundamental integrity (biosphere, space) and representing its part, serves a regulatory idea and is, on the one hand, the fundamental anthropological constant (category) and, on the other existence which is a source of human involvement in the variety of relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-методологические аспекты природосообразной педагогики»

УДК: 796.01:371

ФИЛОСОФСКО-

методологические аспекты природосообразной педагогики

Кандидат биологических наук, доцент Л.П. Додонова

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирск

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

PHILOSOPHIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF NATURE-ALIGNED PEDAGOGICS

L.P. Dodonova, associate professor, Ph.D.

Novosibirsk teachers' professional retraining institute, Novosibirsk Key words: dialectics, integrity, evolutionary orientation, intensive path of human development. The problem of development "... is among the most complex ones and, in essence, eternal in philosophy, sociology and biology. But in pedagogics and psychology this problem is fairly cardinal... Admittedly, such aspects as procedural characteristics, structure, evolutionary forms of changes, mechanisms and driving forces of the progress in the formation of a man as a personality are still insufficiently well developed in respect to theory and need to be experimentally investigated".

The purpose of the present study was the scientific validation of the concurrent view of the philosophic and methodological aspects of the revised nature-assigned (anthropological) pedagogics to identify the orientation and the grounds for the designed strategy of development of an individual (or a group of people) within the educational system.

The research methods applied in the study involved analysis and synthesis of scientific and methodological literature and experience, comparison, abstraction, modeling etc, allocation of various relationships between facts, elements of the common whole, which enhances the logical consistency of the research. Solving of the problem of human development determines the strategy and tactics of development of = educational theory and practice with the sphere of physical culture and sports as part of it.

The main object of study was proved to be the human body system which is the medium of specific natural principles from the psychophysical point of view and corresponds to the immutable laws that determine the ontoanthropogenesis.

It is shown that the integrity of an individual (or a group of people) involved in another, more fundamental integrity (biosphere, space) and representing its part, serves a regulatory idea and is, on the one hand, the fundamental anthropological constant (category) and, on the other -existence which is a source of human involvement in the variety of relationships.

Ключевые слова: диалектика, целостность, эволюционная направленность, интенсивный путь развития человека

Проблема развития «... является одной из наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в философии, социологии, биологии. В педагогике же и в психологии эта проблема объективно выступает как кардинальная. Следует признать, что у нас до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные формы изменений, механизмы и движущие силы прогресса в становлении человека как личности» [12].

Цель исследования - научно обосновать философско-методологические аспекты новой редакции природосообразной (антропологической) педагогики с единой точки зрения, выявить направленность и основания для построения стратегии развития человека (людей) в условиях системы образования.

Методы исследования. Использованы анализ и синтез научно-методической литературы и опыта, сравнение, абстрагирование, моделирование и другие, выяснение различных связей между фактами, между элементами целого, что сообщает материалу исследования логическую непротиворечивость.

Результаты исследования и их обсуждение. Решение проблемы развития человека (людей) обусловливает стратегию и тактику развития педагогической науки и образовательной практики, включающих как часть сферу физической культуры и спорта (ФКиС). Причинами этой проблемы является факт разрушения баланса отношений в системах «человек-природа», «человек-общество», «человек-культура», «человек-человек». Сегодня в этих системах доминирует явление разновесия, которое длительно накапливалось в социально-историческом процессе. Первопричина широкого распространения этого явления, полагаем, рассогласованность между взаимозависимыми аспектами человека: внешним, представленным организмом, телом, и внутренним, психическим, аспектом. Мы выделяем эти два компонента инструментально, поскольку они характеризуют человека как систему, обусловленную разнокачественными свойствами

биоматерии [7] (подробнее ниже). Слабость современной педагогики как составляющей социальной практики есть одна из причин, сдерживающих решение указанной проблемы, так как она не учитывает закономерности связи человека с миром (биосферой). Как следствие нарушается природосообразный подход к жизнеустройству общества, включающему систему образования. Здесь конкретно выявляется необходимость обновления методологии педагогических исследований для решения определенной практической потребности.

«Проблема выработки стратегии образования человека, безусловно, является актуальной и выступает в качестве главной в системе Российской академии образования, призванной на базе комплексных психолого-педагогических построений раскрывать идейно-мировоззренческие и теоретико-методологические основы организации образования» [9].

При изучении человека как целого, определении его сущности мы исходим не только из учета психолого-педагогических аспектов, которые в педагогике рассматривают как базовые [9], но первично опираемся на диалектико-материалистическую методологию, определяющую сущностные основы бытия, обусловленного действием универсальных законов. В их числе законы противоположений, двойственности, ритма и соответствия, известные в естествознании и выявленные в конституциональной антропологии. Такие категории диалектики, как действительность и возможность, сущность и явления, необходимость и случайность, снятие мы сочетаем с категориями «система» и «волновые колебания» [циклы и ритмы (подъемы как восхождение и спады как нисхождение)] и применяем их для решения проблемы развития человека (людей) в онтоантропогенезе.

В отечественной педагогике сосуществуют несколько авторских методологических теорий и концепций, определяющих разработки прикладного характера. Но масштабность кризиса в образовании, в том числе и в других странах, свидетельствует о том, что теоретические представления не в полном объеме определяют сущностные аспекты проблемы развития человека (людей) и его (их) обучения. Основные образовательные парадигмы, реализуемые в мировом образовательном процессе в настоящее время, имеют определенные существенные недостатки, которые оставляют его стратегию на уровне единичного [1]. В сфере ФКиС как части педагогики усилиями многих ученых созданы междисциплинарная система знаний о человеке и «предпосылки для существенно иного методологического подхода к осмыслению вопросов построения современной теории физической культуры» [5].

Современные представления о человеке разрозненны и содержат несоответствия, отражающие парадоксальность общепринятых воззрений. С помощью редукционизма обосновано, что жизнедеятельность человека как основное свойство живого обусловлена одновременным взаимодействием взаимозависимых различных структурных уровней, понимаемых как морфологический, физиологический, биохимический, психический. Естественнонаучная традиция интерпретирует человека с позиций биологических теорий дарвиновской и павловской ориен-таций, отделяет его от остального живого мира, запреща-

ет использовать в биологии для объяснений целевые или (общо) финалистские категории, и этот запрет лишает его целевой деятельности и свободы выбора [11, с. 270]. Другая альтернатива представлена гуманистической концепцией: ее психолого-педагогические аспекты определяют основания педагогических концепций, на базе которых строится педагогическая практика. Эта традиция также содержит запреты, исключающие из педагогики такие свойства, качества человека, как морфофункциональные и двигательные, описываемые понятием «жизнедеятельность» [6, с. 21]. Отсутствие концептуального единства в представлениях о человеке породило серьезные теоретические и практические проблемы еще в Х1Х-ХХ вв. В начале XX в. в отечественной педологии пытались научно обосновать целостное видение ребенка.

Неоспорим факт, что живой человек есть целое как биопсихосистема, значит, существуют регуляторы этой системы. Действительность заключается в том, что пространственно-временные характеристики человека (и другие уровни организации биопсихосистем: когорты, популяция людей, человечество в целом) определяют его фундаментальную целостность и эта единая нерасчле-ненная реальность не может существовать без движения, проявляющегося в разных видах. Так как движение есть атрибутивное свойство материи, биоматерии (биосистем разных уровней организации), то здесь мы находим принцип движения (развития), следующий из закона кинезо-филии и определяющий активность человека (например, выраженную мыслительной и двигательной деятельностью) как основу жизни человека. Морфемный анализ термина «раз - в - и - т - и - е» показывает, что в словообразовательной цепочке корень «в» имеет в первооснове «вить», «вью». Слово «вью» с точки зрения содержательного значения означает «извиваться», «вилять», «криволинейно двигаться» [7, с. 472]. Различные формы движения описывают волновой (колебательный) процесс, имеющий свои особенности проявления на каждом структурном уровне организации (от человека до масштабов Космоса). Понятие «развитие» как категория характеризует реальный процесс развития как нелинейный. Современная наука рассматривает нелинейность как всеобщую закономерность в природе.

Смысл слова «человек» неразрывно связан с явлением жизни. Сформулировано авторское понимание принципа жизни как начала сущего всего живого и человека, согласно которому все проявленное живое есть внешняя форма выражения этого принципа [3]. Он содержит фундаментальные характеристики биосферы (структура, функционирование, эволюция) как единые основания, определяющие ее внутреннюю организацию и развитие всех ее уровней, включающих человека и человечество как единую биопсихосоциосистему. Реальность такова, что человек обладает способностью мыслить и осознавать грани действительности, которые обусловливают познание жизни. Корректность понимания направленности движения всего живого может быть сформулирована с учетом предельных параметров изучаемой системы. Эти пределы задает масштаб пространства всего человечества, социально-исторический путь которого простирается из далекого прошлого и устремляется в будущее.

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

Только такое расширение пространственно-временных рамок пути развития людей, считаем, дает содержанию настоящего правильную перспективу и намечает вектор движения с опорой на надежные основания.

Используем расширительный взгляд на явление жизни человека, продолжающейся миллионы лет в условиях биосферы Земли, что облегчит понимание сложного процесса его развития как онтоантропогенеза. Явление жизни человека описывается понятием «жизнедеятельность», которая не сводится к раздельной активности его организма (включающей двигательную) или к активности его психики (мыслительной), она проявляется только как целостная реакция на воздействия в процессе онтоантро-погенеза. Человек как объект изучения есть природное существо, характеристики которого отражают результаты его развития в течение длительного времени. С древнейших времен сущностные характеристики человека описывают с помощью дихотомии. Так, приспособляемость человека выработана, поскольку создавалась в течение миллионов лет. Человек и его земная личность также есть результат прошлого, достигнутый на пути его преобразований в социально-культурных и биосферных условиях Земли. Постепенно в течение сотен лет, особенно благодаря техницизму, человек нарушал свое сотрудничество с природой и тем нарушил великое равновесие в биосфере. Но человек не перестал быть частью человечества и биосферы, и проблемы человека (человечества), их роли и функции, как элементы биосферы, с позиций космической организованности в настоящее время пока не решены. Биосферные концепции рассматривают антропогенез как закономерный процесс развития человека, вписанный в функционирование биосферы Земли и Космоса в целом. Ввиду этого значение человека (людей), считаем, надо осознать в спирали планетной эволюции. На длинном пути развития человека (людей) только в последнее столетие за режим воспитания и обучения для всего детского населения несут ответственность не только родители, но и государство.

Сказанное позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, которая отражает психобиологические качества, свойства изучаемого объекта как целое: если миллионы лет тело человека развивается как проводник (инструмент), то через него сознание может функционировать в той степени, которая позволяет ему стать самосознательной сущностью и осознать себя как эволюционный фактор, способный осуществлять деятельность в широком диапазоне (от репродуктивной до творческой). Эта гипотеза согласуется с требованиями: а) дает надежду на объяснение; б) проверяема; в) выражает максимальную общность и г) логическую простоту; д) преемственна по отношению к существующему знанию; е) раздвигает границы для поиска новых причинно-следственных связей.

Гипотеза отражает дихотомию психобиологических аспектов человека и их развитие с единой позиции космической организованности и выявляет диалектический характер взаимосвязи различных явлений в человеке. Эта дихотомия содержит двойственность принципа жизни, которая представлена двумя компонентами структурной организации целостного человека [внутренним (психическим) и внешним (телесным) организмом], активность

которой выражена свойством движения (разными его видами). Тогда, мы находим, в целостном человеке закон противоположностей действует через двойственность принципа жизни (обусловливающую бинарную сущность человека), и поэтому гипотеза снимает противостояние современных научных традиций естествознания и гуманитарных наук. Дуализм здесь продолжает традиции античной науки и включает новые факты современной науки. Гипотеза также содержит обобщающую идею целостного человека, взаимосвязанную с идеей саморазвивающейся биоматерии (разных уровней ее организации: человека, когорты, популяции людей, человечества), включающую идею увеличения активности живых существ как ведущей формы прогрессивной эволюции [11, с. 239]. Здесь мы используем космическую организованность как единую позицию, основой которой является идея организующей роли Космоса на всех уровнях системной структуры мира, актуальная в современном естествознании. В то же время эти идеи позволяют объединить в систему разрозненные результаты, упорядочить их, увидеть ранее не замечаемые связи и тем открывают дорогу новым точкам зрения, методам и пр. Абстрактное изложение системы идей, полагаем, является основой построения общей теории человека, включающей новую редакцию природосообразной педагогики (НРПП), разработка которой требует новых форм и канонов выражения.

Изучение организма человека как биообъекта исследования позволило нам обосновать положение: физическое тело (организм) человека имеет инструментальное значение и подчинено родовому понятию «культура», содержащему сущностные характеристики человека. Положение доказывает первую часть гипотезы. Определена логико-содержательно-смысловая совместимость понятий «физическая (телесность, организм)» и «культура». Этот показатель считают методологическим критерием [11, 6]. Авторская трактовка психического аспекта человека (его сознания как внутреннего компонента и эволюционного фактора) как вторая часть гипотезы не входит в задачи данной публикации.

Дополним, видовая сущность человека характеризуется совокупностью определенных морфофункциональ-ных, двигательных и психических качеств, свойств, которые имеет каждый человек (уровень общего), независимо от того, в какой стране он проживает. Но уровень развития и проявления этих качеств, свойств у людей разный и, как доказано в конституциональной антропологии, взаимосвязан с типом конституции человека. Взаимозависимость и степень развития психобиологических качеств, свойств человека проявляется в свободном выборе им траектории жизнедеятельности, о котором сказано ниже.

Диалектическая спираль социально-исторического движения определяет необходимость осознания его направленности и характера. Эти признаки развития человека (людей) связаны с общей целью образования, включающей цель занятий ФКиС, и определяют проблемы человека, его развития и образа жизни (как статический и динамический компоненты его жизнедеятельности). Ниже показано, что всякое движение спирально и происходит либо вверх, либо вниз. Понимание направленности развития человека как главного ком-

понента содержания образования, связанного с целью образования, мы строим на расширении традиционных рамок теории личности и радиуса науки о человеке. Это согласуется с тенденцией развития зарубежных концепций личности [10].

Применяем сочетание диалектического, общенаучного и частно-научных подходов к построению областей решения взаимосвязанных проблем развития человека (людей) и системы образования на пути, независимом от национальности и места проживания людей. Поскольку ход общих процессов большой системы (Космоса и биосферы) задает вектор движения всему на планете, то путь развития человека (людей) как части этой системы должен быть согласован с этой направленностью. Ход общих процессов большой системы называют эволюцией, и она определяет вектор онтоантропогенеза. Эволюцию понимают как непреложный универсальный закон, обеспечивающий поступательное движение (как восхождение) всего на планете, обусловливающее и процесс развития человека (людей).

Диалектика закона противоположностей включает существование в природе двух направлений движения (эволюционного и инволюционного), определяющих какие-либо изменения (созидательные или разрушительные). Отметим, что всякое движение спирально в прямом и переносном смысле, поскольку все движется не только в пространстве, но и во времени. Движение по спирали может быть либо вверх, как восходящее, либо вниз, как нисходящее. Эти два направления движения качественно различны и определяют характер изменений: первое - это бесконечный трудный подъем (как восхождение), обеспечивающий повышение уровней (качеств, свойств), при котором нельзя отставать от хода общих процессов большой системы (биосферы, Космоса), можно оказаться в хвосте событий; второе - это неуклонный спуск (как нисхождение), включающий разные ускорения как утраты достигнутого.

В итоге непреложные законы природы обусловливают поступательное развитие человека (человечества) как части биосферы в течение миллионов лет в условиях и под влиянием сочетания комбинаций космо-гео-ландшафтно-климатических, биорасоэтноконституциональных

и социально-культурно-психолого-педагогических факторов. Эти факторы являются компонентами проблемы организованной сложности психобиосоциальных систем. Взаимодействие этих факторов (как совокупность междисциплинарных точек зрения) проходит критерий всеобщности, так как они охватывают общие концепты жизнедеятельности людей независимо от страны и времени проживания. В качестве всеобщей нормы совокупность данных факторов задает интенцию развития как восхождения, имеющего вневременное значение, поскольку учитывает непреложные законы природы. С математической точки зрения поступательное движение исключает возможность застоя и возвращения к точке уже однажды пройденного пути.

Тогда поступательное движение «вверх» однозначно есть путь от низшего к высшему. Следовательно, актуальна проблема поступательного движения как стратегия развития биосистем, эволюция человека, популяций людей

и человечества в целом. В этих условиях знание ступеней эволюции, космически предназначенных человечеству, позволяет не только видеть основное направление развития всего живого (как прогноз стратегии), но и находить ближайший подход к выполнению требований текущего момента практики (как тактика действий).

Ввиду сказанного жизнедеятельность человека в он-тоантропогенезе имеет только два направления: прогрессивное (эволюционное как восхождение, подъем) и регрессивное [инволюционное как утрата (нисхождение) достигнутого]. В силу этого признаком развития должен быть эволюционно значимый критерий - полезно для эволюции или нет. Тогда полезным следует считать все, что способствует восхождению, и вредным - что замедляет или останавливает его. Утверждение и оценка новых способностей человека (людей) возможны на основе объективных критериев повышения уровней его (их) психобиологических качеств, свойств. Такое развитие может быть эффективным только при правильных, осознанных и целенаправленных действиях, а не в результате случайного, «броуновского движения», которое таит опасность утраты достигнутого.

В результате сказанное обосновывает аксиологический аспект, прогностическую и нормативно-праксиологическую функции НРПП. Согласно этому для педагогики и сопряженных с ней наук актуальна задача -разработать эволюционно значимые критерии.

В отличие от других царств природы человек сам делает свободный выбор направления движения, опираясь на свои психобиологические качества, свойства (отражающие уровень достигнутого), наработанные в течение этапов онтогенеза и по генетической линии. В биологии общепринято, что эволюционирующей единицей является популяция (людей), а не отдельный человек. Это объясняет, почему интересы общечеловеческие во имя общего блага в планетарно-эволюционном размахе обусловливают отбор и построение в масштабах популяции людей (в основе которой качество кооперации [2]), не считаясь с личностями, выбравшими путь инволюции, даже если их много. Согласно этому актуальна проблема выбора человеком пути жизнедеятельности в онтогенезе с учетом того, что этих путей только два. Существуют потребность человека в движении (активности) и слабое осознание, в каком направлении ему проявить эту активность (мысле- и двигательную деятельность и ее характер) и почему именно в этом направлении. Сегодня традиции жизнеустройства и характера взаимодействий в социально-экономических отношениях в обществе кажутся архаичными или неприемлемыми, требуют обоснования правильности, полезности (или вредоносности) и более глубокого осознания выбора пути каждым человеком и современным обществом в целом. Обоснование двух противоположных направлений движения в онтоантропогенезе определяет: глубокое осознание, что двигаться можно лишь только вперед и только кверху, дает каждому человеку силы преодолевать свои несовершенства (физические и психические). В природе все движется вверх или вниз и остановиться не может. В силу этого широкая лестница жизни требует условия постоянного восхождения как усовершенствования, и положение человека на этой лестнице опреде-

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

лено уровнем развития его психобиологических качеств, свойств.

Аргументация полезности (целесообразности) выбора эволюционного пути и принятия неких единых оснований НРПП заключается в следующем. Человек не может изменить путь планеты и делать эволюцию, так как это многомиллионный процесс планетарно-космического масштаба, поэтому он должен приобщиться к ней, гармонизировать с ней, в силу того что он есть живая частица человечества и часть биосферы и непреложные законы природы действуют в его психобиологической сущности. Главным основанием продвижения по пути эволюции должно быть осознанное приспосабливание к будущему и применение каждым своих сил в течение всей жизни, а не имитация активности в настоящем или застревание в прошлом. Свободным выбором эволюционного пути человек (люди) обеспечит согласованность содержания своей психической [мыслительной, определяющей модель поведения (правильную или «неправильную»)] деятельности с действием непреложных законов, обусловливающих естественное однонаправленное развитие психобиологических качеств человека, и биосферы (уровней ее организации). «Тропинку» в этом направлении каждый должен «проложить» сам.

Объяснение общего смысла и полезности свободного выбора пути эволюции в том, что каждый шаг в правильном направлении приближает к победе (как восхождению, подъему). Такая согласованность укладывается в действие универсального закона соответствия, а направленность эволюции как поступательное движение всего живого (развитие психобиологических качеств, свойств человека (людей) на основе системы общезначимых идей, сформулированных выше) должна определять цели и задачи образования, поскольку построение на ключе будущего всегда правильно, хотя бы и трудно. Необходимость такого согласования включает следующее объяснение. Ход планетной эволюции и изменяющиеся космопростран-ственные условия астрофизического момента имеют широкий диапазон влияния и возможностей на все, что есть на планете, и определяют разномасштабные взаимодействия биосистем (включая людей), биосферы и Космоса, отсюда ясно: эволюция не ждет, она стремительно движет все, могущее восходить, не считаясь с противодействиями. Выбор, по какому пути (эволюционному или инволюционному) двигаться, каждый человек делает сам независимо от меры осознания выбора.

Возвращаясь к факту нарушения баланса во взаимодействии в системах основных отношений человека, мы находим противоположение, лежащее внутри человека и выраженное борьбой биологического и психосоциального в нем. Именно оно, считаем, определяет движущие силы и источник развития человека (ДСиИРЧ) на всех этапах онтогенеза и в антропогенезе (по генетической линии). Но существует подмена понятий. В общей педагогике принято, что ДСиИРЧ есть противоречие между новыми потребностями, порожденными деятельностью, и возможностями их удовлетворения и другие, названные внешними и внутренними противоречиями [4, с. 22, 52]. Авторская трактовка ДСиИРЧ переносит основание развития человека внутрь для развития его психобиологиче-

ских качеств, свойств, о чем знает каждый соревнующийся спортсмен. Тогда для каждого человека актуальна проблема совершенствования своих способностей, глубина которых - в психических и физических качествах, свойствах. То есть, чтобы в человеке побеждало психосоциальное («высокое»), необходимо диалектическое «снятие», изменение человеком самого себя (а не покорения природы или других) путем развития жизнеспособных элементов (качеств, свойств) для того, чтобы обеспечить переход на более высокую ступень развития (последовательно на каждом этапе онтогенеза и по генетической линии). Осознание данной проблемы как приоритетной выявляет путь развития - интенсивный путь развития каждого человека лежит внутри него, а различные (социальные, педагогические и др.) условия, средства и механизмы в социальной и образовательной среде могут повышать эффективность развития в случае их использования этим человеком. Этот путь делает возможным преобразование потенциальных качеств человека в актуальное и ближайшее развитие, тогда как экстенсивный путь, доминирующий сегодня, имеет ограничения, порождает непонимание и отсутствие смысла (зачем мне нужно развитие, ведь все хорошо) и в итоге часто сопровождается утратой уровня прогресса каких-либо качеств, свойств.

Из сказанного ясно, что долговременная стратегия развития человека (людей) должна быть согласована с направленностью эволюции, обусловленной непреложными законами природы, действующими как в организме человека, так и в его психике. Общий смысл такого развития состоит в постепенных преобразованиях на основе учета психобиологических законов, обусловливающих онтогенез человека (людей). Приведенное объяснение повышает осознание значимости, смысловой и содержательной сущности нынешнего этапа развития общества в онтоантропогенезе. Чтобы обеспечить поступательное (эволюционное) развитие человека (людей) и системы образования страны как стратегию, необходимо также опираться на совокупность факторов, рассмотренных в [5] и относительно однообразно воздействующих на всех участников образовательного процесса в течение многих поколений и полезных для каждого человека и всего населения страны. Такая стратегия вводит человека (и поколения людей) в динамику историко-социального процесса не только отдельной страны, но и всего человечества как единой психобиосоциальной системы планеты Земля.

Данное теоретико-методологическое обоснование легло в основу комплексной программы развития, которая реализуется (при научном руководстве автора данной статьи) как опытно-экспериментальная работа (ОЭР) образовательного учреждения, включающая применение информационно-компьютерной технологии [внедрение системно-кибернетического подхода в модель управления ОП на результат] в детских садах и школах г. Новосибирска в течение восемнадцати лет. Направлением реализации материалов нашего исследования также является разработка и применение рабочей программы по курсу «Основы типологии человека» на основе созданного учебного пособия [1], прошедшего экспертизу УМО в НГУ ФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта по направлению «Физическая культура». Таким образом, диалектико-материалистическая

методология НРПП, разрабатываемая автором, включает следующее. Выводы

1. Выявлено, что основным объектом изучения должен быть аппарат человеческого организма, который с психофизической точки зрения является носителем определенных принципов, заложенных природой в человеке и следующих из непреложных законов, обусловливающих онтоантропогенез.

2. Показано, что целостность человека (людей), причастного к другой, более фундаментальной целостности (биосфере, Космосу) и вписанного в нее как часть, выполняет роль регулятивной идеи и является, с одной стороны, фундаментальной антропологической константой (категорией), с другой - экзистенцией, посредством которой человек включается в различные отношения. Эта категория выступает методологическим основанием изучения человека, поскольку взаимосвязана с другими антропологическими константами и экзистенциалиями, отражающими общемировоззренческое содержание антропологического подхода.

3. Аргументировано (доказано и обоснована полезность), что стратегия развития человека (и поколений людей), развития системы образования и общая цель образования должны быть согласованы с эволюционной направленностью развития биосферы, Космоса, поскольку с позиций космической и биосферной организованности такой путь является непреложным, поэтому стратегически неизменным и правильным. НРПП исходит из мировоззрения, которое складывается на основе отечественного универсализма как принципа построения образа мира и образа человека, противоположного западному индивидуализму. То есть мы используем универсализм как принцип построения образа человека и образа мира (биосферы планеты) внутри абсолютного бытия (Космоса), в котором систему отношений определяет принцип всеединства, понимаемый (вслед за Гераклитом) как гармония «единства противоположностей».

4. Обоснованы родовые понятия «жизнь» и «культура» человека, которые являются предельно широкими категориями, выводят познание на уровень «общего» и служат методологической основой НРПП. В силу этого основными категориями НРПП являются:

• целостность человека (людей);

• культура (физическая и мышления) человека (людей);

• эволюция человека (человечества). Эти категории взаимозависимы (представляют замкнутую динамическую систему) и расширяют объем за счет включения атрибутивных свойств биоматерии (человека как биосистемы), отражающих сущностные качества, свойства человека.

5. Выявленные автором проблема свободного выбора каждым человеком направления пути (одного из двух), движущие силы и источники (определяющие внутренние основания) его развития в течение онтоантропогенеза показывают примат проблемы над методом, а также новизну системы идей, а не инструмента.

6. Концептуальная новизна НРПП заключается в том, что построение областей решения в педагогическом ис-

следовании определяется складывающимся новым историческим типом мировоззрения, основанного на синтезе представлений философии, естествознания, включающего конституциональную антропологию, гуманитарных наук и сферы ФКиС.

Литература

1. Додонова Л.П. К проблеме взаимодействия образования и культуры / Л.П. Додонова // Образование и культура в развитии современного общества: Матер. междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. - Новосибирск: изд.-во ООО «БАК», 2009. - С. 530-533.

2. Додонова Л.П. Использование системно-структурного метода в сомато-типологическом исследовании / Л.П. Додонова // Журнал теоретической и практической медицины. Т. 9. Спец. выпуск. - 20ll. - С. 260-263.

3. Додонова Л.П. Системный анализ словосочетания «здоровый образ жизни» / Д.П. Додонова // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 22-26.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008. - 256 с.

5. Николаев Ю.М. Современная теория физической культуры как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления профессионального и общего физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 96-102.

6. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей / А.М. Новиков. - М.: изд-во «Эгвес», 2010. - 208 с.

7. Словарь синонимов: Справочное пособие. - Ленинград: изд-во «Наука»,1976. - 648 с.

8. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований / Д.И. Фельдштейн // Бюллетень ВАК. -2005. - № 6. - С. 1-11.

9. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века / Д.И. Фельдштейн // Сибирский учитель. - 2013. - № 1 (86). - С. 5-17.

10. Фрейджер Р. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 704 с.

11. Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы / С.М. Шугрин. - Новосибирск: Сиб. предприятие РАН «Наука», 1999. - 496 с.

References

1. Dodonova, L.P. On the interaction of education and culture / L.P. Dodonova // Education and culture in development of modern society: Proceedings of the internat. theor.-pract. conf. P. I. - Novosibirsk: HAC, 2009. - P. 530-533. (In Russian)

2. Dodonova, L.P. The use of system-structural method in the somatotypological research / L.P. Dodonova // Zhurnal teoreticheskoy i prakticheskoy meditsiny. P. 9. Special issue. - 2011. - P. 260-263. (In Russian)

3. Dodonova, L.P. The system analysis of the word combination "healthy way of life" / L.P. Dodonova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 3. - P. 22-26. (In Russian)

4. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogics in schemes, tables and supportive notes / G.M. Kodzhaspirova. - 3rd ed.- Moscow: Airis-Press, 2008. - 256 P. (In Russian)

5. Nikolaev, Yu.M. The modern theory of physical culture as a vision-methodological base of reconsidering professional and general sports education / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013.

- № 2. - P. 96-102. (In Russian)

6. Novikov, A.M. The grounds of pedagogics: manual for textbbok authors and teachers / A.M. Novikov. - Moscow: Egves, 2010. - 208 P. (In Russian)

7. Thesaurus: Handbook. - Leningrad: Nauka, 1976. - 648 P. (In Russian)

8. Feldstein, D.I. Priority direction of development of psychological-educational researches / D.I. Feldstein // Bulleten' VAK. - 2005. - № 6. - P. 1-11. (In Russian)

9. Feldstein, D.I. Problems of psychological-educational sciences in the space and time situation of the XXI century / D.I. Feldstein // Sibirsky uchitel'. -2013. - № 1 (86). - P. 5-17. (In Russian)

10. Frager, R. Psychological encyclopedia. The person: the theories, experiments, exercise / Transl. from Engl. / R. Frager, J. Fadimen. - St.Petersburg: Prime-EUROZNAK, 2008. - 704 P. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shugrin, R.M. Space organization of biosphere and noosphere / R.M. Shugrin.

- Novosibirsk: Nauka, 1999. - 496 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

lp_dodonova@mail.ru

Поступила в редакцию 14.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.