Научная статья на тему 'Современные тенденции развития теоретико-образовательного пространства физической культуры'

Современные тенденции развития теоретико-образовательного пространства физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MODERN THEORY OF PHYSICAL CULTURE / NEW MENTAL ACTIVITY / ТЕОРЕТИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / THEORETICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PHYSICAL CULTURE / НОВАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Ю.М.

Nowadays the necessity of changing social consciousness is getting more urgent. Every epoch gives rise to its specific mindset, designs innovative knowledge to be based on the integration of the knowledge accumulated by humanity from the second half of the XX century to the contemporary achievements. The purpose of the present study was to make a theoretical and methodological analysis of the problems of formation of a new culturally conformable mental activity in the sphere of physical culture and sports education. The studies resulted in the conclusion that the theoretical and educational environment of physical culture (within the formation of the modern theory of physical culture and design of theories of types of physical culture) is expected to suffer essential system transformations. It is to give an integral idea on this essential sphere of personal and public activity. Nowadays we are to fill this environment with high spirituality, humanize and cultivate it, subject to principal changes the system of theoretical and methodological thinking in it. It is possible in physical education only in case of the culturological approach applied to it, since it is «culturology of education», as fairly marked by A.S. Zapesotsky (2011), that promotes real formation of an absolutely new educational policy in the country where the sphere of physical culture is not an exclusion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития теоретико-образовательного пространства физической культуры»

УДК: 796.01

СОВРЕМЕННЫЕ

тенденции развития теоретико-образовательного пространства физической культуры

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

CONTEMPORARY TRENDS IN DEVELOPMENT OF THEORETICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PHYSICAL CULTURE Yu.M. Nikolaev, professor, Dr.Hab.

P.F. Lesgaft National research university of physical culture, sport and health, St.-Petersburg

Key words: modern theory of physical culture, new mental activity, theoretical and educational environment of physical culture.

Nowadays the necessity of changing social consciousness is getting more urgent. Every epoch gives rise to its specific mindset, designs innovative knowledge to be based on the integration of the knowledge accumulated by humanity from the second half of the XX century to the contemporary achievements. The purpose of the present study was to make a theoretical and methodological analysis of the problems of formation of a new culturally conformable mental activity in the sphere of physical culture and sports education.

The studies resulted in the conclusion that the theoretical and educational environment of physical culture (within the formation of the modern theory of physical culture and design of theories of types of physical culture) is expected to suffer essential system transformations. It is to give an integral idea on this essential sphere of personal and public activity. Nowadays we are to fill this environment with high spirituality, humanize and cultivate it, subject to principal changes the system of theoretical and methodological thinking in it. It is possible in physical education only in case of the culturological approach applied to it, since it is «culturology of education», as fairly marked by A.S. Zapesotsky (2011), that promotes real formation of an absolutely new educational policy in the country where the sphere of physical culture is not an exclusion.

Ключевые слова: современная теория физической культуры, новая мыследеятельность, теоретико-образовательное пространство физической культуры.

В современный период всё явственнее назревает необходимость изменения общественного сознания. Каждая эпоха рождает свой тип мышления, вырабатывает новые знания, которые должны базироваться на интеграции знаний, накопленных человечеством во второй половине ХХ в., с достижениями сегодняшнего дня.

Цель исследования - теоретико-методологический анализ проблем, связанных с формированием новой культуросообразной мыследеятель-ности в сфере физической культуры и физкультурного образования.

Всё это имеет непосредственное отношение и к сфере физической культуры, физкультурного образования. Сегодня важен выбор стратегии их развития на ближайшие десятилетия. Это особенно актуально на фоне чрезвычайно низкого приобщения населения страны (и прежде всего подрастающего поколения) к многообразным ценностям физической культуры, спорта, продолжающейся сдачи позиций (хотя в отдельных случаях имеются и удачные выступления) на крупнейших спортивных форумах. Как следствие этого - недостаточная реализация их большого социализирующе-воспитательного и экономического потенциала, снижение престижа страны на международной арене. А это в условиях современного развития Российской Федерации, становления её новой государственности, думается, явно недальновидно.

Причин такого незавидного положения сферы физической культуры достаточно много, но одной из главнейших является недостаточно глубокое осмысление интенсивно развивающегося теоретико-образовательного пространства физической культуры, спорта, которое в начале XXI в. призвано менять систему мышления людей относительно данного вида культуры. Ибо именно мысли определяют всё. И тон в этом должна задавать современная ТФК, призванная своим инновационным содержанием полноценно вписываться в общую теорию культуры.

Однако она и сегодня, как общепрофилирующая научная и учебная дисциплина, отсутствует в сфере профессионального физкультурного образования, тем самым существенно снижая его потенциал. А ведь речь о её построении идёт уже с начала 70-х гг. ХХ в. Попробуем более детально разобраться, в чём же причина этого.

Ранее нами [6] был сделан тщательный анализ 40-летнего пути развития ТФК в советский и постсоветский период (с 1971 по 2010 г. включительно), где были выделены в соответствии с десятилетиями (с некоторой долей условности) определённые вехи (этапы) в её становлении: «предпосылочно-ориентировочный» (1971-1980 гг.); «углублённо-поисковый» (1981-1990 гг.); «методолого-развивающий» (1991-2000 гг.); «конструктивно-формирующий» (2001-2010 гг.). Каждому из этих этапов была дана обстоятельная содержательная характеристика. Это позволило более наглядно представить развитие теоретической мыследеятельности учёных в сфере физической культуры за указанный период времени, с чем заинтересованный читатель более подробно может ознакомиться в указанной публикации.

Сейчас же только отметим, что основные достижения этих четырёх десятилетий обеспечивались:

- правомерностью введения Л. П. Матвеевым (РГУФК) в 1979 г. в учебные планы институтов физической культуры вместо ТФВ дисциплины Т (и методика) ФК (несмотря на её суммарное/совокупное/, а не инте-гративным представлением, где основное место занимал всё тот же материал бывшей ТФВ), что в дальнейшем значительно активизировало исследования в этом направлении, а также начавшиеся исследования физической культуры с культуроведческих позиций - кафедра ТФК ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта - заведующий В. М. Выдрин (1971-1980 гг.);

- определением перспективных направлений (прежде всего философско-культурологического плана) в исследовании проблем ТФК на основе «критического анализа» их разработок в предыдущем десятилетии, наиболее чётко сформулированных в материалах Всесоюзной научно-практической конференции - Москва, май 1986 г. (1981-1990 гг.);

- развитием основополагающей концептуально-методологической базы ТФК на основе взаимообусловленности наработанных учёными концепций философско-куль-турологического уровня методологии и социокультурных концепций, появившихся в сфере физической культуры (1991-2000 гг.);

- формированием чётких теоретических контуров, категориально-понятийного аппарата и основного содержания современной ТФК на основе более глубокого раскрытия сущности физической культуры, её новых концептуально-методологических основ, понимания человека как целостности (2001-2010 гг.).

Глубинная сущность вышеобозначенных положений в эти годы базировалась на выявлении содержательно-смысловых взаимоотношений между рядом основополагающих взаимосвязанных (и одновременно противоречивых) понятий: «физическая культура-общая культура», «соматопсихическое (телесное)-социокультурное (духовное)»; «формирование ДУ, ДН, развитие ФС-целостность

человека», «ТФВ-Т (и методика) ФК», «Т (и методика) ФК-современная ТФК». В основе их познания лежали переходные процессы, наиболее ярко проявившиеся в педагогической методологии при научных исследованиях: в начале и середине ХХ в. - «от частей к целому», в конце ХХ и начале XXI в. - «от целого к частям», позволившие чётче сориентироваться в методологических позициях при их осмыслении [1].

В результате этого в эти четыре спрессованные десятилетия (1970-2010 гг.) произошло более глубокое концептуально-методологическое видение развития физической культуры и её теории. Становление ТФК за эти годы свидетельствовало о восхождении понимания физической культуры по нарастающей направленности «от физического к духовному», чтобы на достаточно высоком уровне её развития перейти от «теории воспитания физического» в человеке в рамках системы физического воспитания (что было свойственно ТФВ) к «теории культуры физического» в нём уже в рамках системы физической культуры (что должно быть основной прерогативой современной ТФК). А возможно это было только при взгляде на физическую культуру по-другому, как бы «сверху вниз», с позиций общей теории культуры - понимания её как явления «духовно-физического». Тем самым физическая кльтура, соединяя в себе соматопсихическое (телесное) и социокультурное (духовное) при приоритете духовного, действительно (а не на словах) полноценно вливается в общую культуру человека и общества. Ведь культура «... есть форма воплощения духовного содержания» [3].

В результате этого были обоснованы самостоятельный, интегративный статус и место современной ТФК в её теоретико-образовательном пространстве, а не совокупности теорий, что присуще существующей Т (и методике) ФК. Произошло понимание того, что её полноценное формирование как самостоятельной научной и учебной дисциплины может базироваться только на кардинальной смене парадигм теоретического знания о сущности физической культуры, связанной с развитием в её сфере ФС человека, формированием его ДУ и ДН (что сегодня преобладает в существующих учебниках по Т/и методике/ФК), к другой, где во главу угла поставлено формирование целостного человека, в единстве его соматопсихического (телесного) и социокультурного (духовного) компонентов при ведущей роли последнего (духовного), её человекот-ворческий характер. Это полностью соответствует сущностным характеристикам общей культуры.

Современная ТФК - действительно совершенно самостоятельная, интегративная теория абстрактного типа (наличия которой не отрицал и Л. П. Матвеев, называя её «формально-абстрактной теорией»), формирующая новую теоретико-методологическую культуросообразную мыследеятельность людей относительно данного вида культуры. Это теория (через свой специфический культу-росообразный категориально-понятийный аппарат и своё культуросообразное содержание), работающая с «духом человека», «его внутренним миром», изменяющая его систему мышления о физической культуре. Это теория методологии и культуросообразного понимания нашей сферы деятельности, осознания ее важности для челове-

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

ка - того, чего так не хватает сегодня в сфере физической культуры и физкультурного образования. Она системно излагает методологию развития науки о физическом совершенствовании человека, а не сумму знаний, накопленных о преобразовании человеческой телесности, что становится всё более очевидным.

Вышеизложенным современная ТФК принципиально отличается от существующей Т (и методики) ФК, представленной до сих пор, вот уже на протяжении 34 лет, механистически:

- как совокупность (суммирование) теорий, где ведущее место занимает всё тот же материал бывшей ТФВ;

- фактически без опоры на содержательные разработки по общей теории культуры (хотя декларативно в ней утверждается обратное);

- на обобщении знаний «снизу вверх» (от телесно-двигательного компонента, от практики - с акцентом на тех же ДУ, ДН, развитии ФС);

- носящей теоретико-прикладной (методический) характер. И не случайно существующие основополагающие учебники по Т (и методике) ФК [4, 11 и др.], к сожалению, на сегодняшний день (по причине ухода от старого - ТФВ, но неприхода к новому - современной ТФК) полны противоречий и парадоксов мышления [9], особенно в категориально-понятийном аппарате, а далее дублируют всё тот же содержательный материал бывшей ТФВ. То есть они не формируют у будущих специалистов физкультурного профиля культуросообразного теоретического сознания и мышления, которое сегодня должно быть присуще им в полной мере, как представителям одного из важных видов культуры.

Сегодня, в начале XXI века, века «интеллектуально-информационной» цивилизации (А. И. Субетто), данные учебники, на наш взгляд, несмотря в целом на достаточно добротно изложенную в них информацию (добытую, кстати говоря, в основном в диапазоне 60-80-х гг. ХХ в.), ни по своей структуре, ни по содержанию, ни по смысловому предназначению (ведь в основе их названия лежит термин «культура») не вписываются в полной мере в реалии XXI в., где ведущими тенденциями в развитии общего образования выступают существенное усиление в нём культурообразующей, гуманистической, методологической функций. А ведь по ним и сегодня готовятся научно-педагогические кадры, которым предстоит работать в сфере физической культуры как минимум до середины XXI в. (?!), да ещё в учебных заведениях университетского типа, которые просто призваны формировать перспективные модели развития физической культуры, спорта, направленные в будущее. Необходима существенная коррекция материала в учебниках по Т (и методике) ФК.

Однако это совершенно не означает, что содержательный материал этих учебников (добытый ранее известными учёными нашей сферы деятельности) не будет использован далее. Это не так. Сыграв в эти четыре десятилетия «активизирующе-раздражительную» роль (уже только своим названием Т/и методика/физической культуры), он, безусловно, будет востребован, но в новых теоретических конструкциях активно развивающегося в настоящее время теоретико-образовательного пространства физиче-

ской культуры. Необходимо только зримо представить новый образ этого пространства и перемешать в нём старое, зачастую очень добротное, знание этих учебников так, как его не смешивали ранее. В результате может быть получено совершенно новое восприятие этого пространства и знания в нём. При этом, возможно, многие материалы существующей Т (и методики) ФК где-то будут использованы в существенно модернизированном виде, где-то, возможно, в неизменном. Не исключено, что что-то может и отпасть, как не прошедшее проверку временем и практикой. Ведь динамика развития культурных процессов характеризуется тем, что «прошлое не уходит бесследно, не "заменяется" настоящим, а продолжается в нём, лишь трансформируясь, обновляясь, меняя формы, принимая другие обличия» [2, с. 37]. И это действительно так, ибо любая теория - это постоянно развивающееся знание.

Это особенно актуально сегодня, когда возникает реальная возможность введения в учебный процесс студентов современной ТФК (принципиально отличающейся от существующей Т/и методики/ФК), являющейся действительно мировоззренчески-методологической основой переосмысления профессионального и общего физкультурного образования. Ведь, как было показано ранее [10], эта ТЕОРИЯ:

- выступает актуальнейшей потребностью современного физкультурного образования как части общего;

- носит теоретико-абстрактный, самостоятельный, интегративный (а не суммарный) характер;

- имеет собственную концептуально-методологическую базу;

- базируется на более глубоком понимании сущности физической культуры;

- формирует новое культурообразующее мышление научно-педагогических кадров;

- является методологической основой для модернизации всего теоретико-образовательного пространства физической культуры;

- революционизирует всю физкультурно-спортивную практику;

- устраняет старый тип мышления.

Всё вышеизложенное ведёт к методологической, структурной и мыслительно-смысловой перестройке содержательного материала в теоретико-образовательном пространстве физической культуры. И предстоящее второе десятилетие XXI в. (201 1-2020 гг.), которое уже началось, вероятно, можно обозначить как этап «системно-реализационный», где с методологических позиций современной ТФК могут и должны быть реально получены конкретные результаты по его системному преобразованию. В педагогическом плане здесь крайне необходимо реализовать ряд взаимосвязанных теоретических положений, имеющих существенное значение для реальной практики.

Значительное усиление в планах НИР (в том числе и на федеральном уровне) внимания к проблеме «Теоретико-методологические основы формирования физической культуры и спорта», ибо именно она является определяющей для прогрессивного развития нашей сферы деятельности (и в то же время наименее разработанной).

Ранее нами отмечалось [7], что мы «недорабатываем» в сфере массовой физической культуры, «проигрываем» основным конкурентам в спорте высших достижений (командам Китая, США, Великобритании, Германии и мн. др.), несмотря на перечисление и учёт большого числа вполне справедливых факторов (причин), прежде всего методологически (если под методологией понимать форму организации мыследеятельности людей и на этой основе - их рациональной жизнедеятельности).

Эта мысль полностью подтверждается очень содержательной работой известного теоретика спорта В. Н. Платонова «Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм» (М.: Советский спорт, 2010), через которую прямо или опосредованно при анализе им олимпийской подготовки спортсменов в различных ведущих странах мира проходит это слово - "методология". В частности, освещая неудачное выступление спортсменов России на летних Олимпийских играх в 2008 г. в Пекине и на зимней Олимпиаде 2010 г. в Ванкувере автор отмечает, что успех здесь в перспективе возможен «... лишь в случае применения рациональной методологии, в основу которой не может быть положен ни прежний советский опыт, ни ностальгические воспоминания о былых победах» (с. 17).

Действительно, нужна новая форма мысле-деятельности. Сегодня в спорте высших достижений на задействовании только организменного, «телесно-двигательного» компонента человека (а можно, наверное, добавить и «коммерчески-финансового») многого не достичь. Необходима (абстрагируемся пока от допинго-фармакологических технологий) всемерная реализация его социокультурного (духовного) компонента, проявляющегося в развитии личностной, интеллектуальной, социальной подструктур человека - и не только спортсмена, но и тренера, и лиц, обслуживающих спорт. Яркой иллюстрацией отсутствия этого, на наш взгляд, явилось неудачное выступление сборной команды России по футболу на прошедшем чемпионате Европы (2012 г.). Ведь сейчас спорт высших достижений требует тщательного продумывания взаимоувязки многочисленных системных факторов, от которых зависят спортивные достижения нации.

Методологические проблемы (как ведущий фактор) лежат и в основе недостаточного приобщения населения страны к освоению ценностей физической культуры. В настоящее время необходимо формирование у людей прежде всего нового типа мышления о физической культуре как явлении «духовно-физическом», являющемся действительно неотъемлемой частью их общей культуры и дающем им большие возможности для самореализации в обществе (а не только частью их ЗОЖ, укрепления здоровья, что зачастую фигурирует даже в серьёзных государственных документах).

Ведь реформирование любой системы (в том числе и физической культуры) целесообразно начинать с рационального теоретического внушения о ней (изменяющего в первую очередь сознание человека), а не попыток её «жёсткого», насильственного внедрения в жизнь. Без этого главного («внушительного») компонента все усилия на федеральном уровне по увеличению финансирования сферы физической культуры, строительства

материально-технической базы, «процентного» количества занимающихся (которым, конечно же, надо уделять самое большое и пристальное внимание) могут оказаться и, скорее всего, окажутся недостаточно эффективными.

Таким образом, в современный период для эффективного функционирования практики требуется уделять приоритетное внимание прежде всего теории и методологии развития сферы физической культуры, спорта, помня при этом, что методология всегда первична по отношению к теории, а реальная практика без хорошо разработанной теории невозможна. И здесь мы выходим на следующее, очень важное положение для сферы профессионального физкультурного образования.

Написание учебника по современной ТФК как общепрофилирующей, самостоятельной и интегративной научной и учебной дисциплине, формирующей новое куль-туросообразное теоретическое сознание и мышление научно-педагогических кадров (отсутствующего сегодня в профессиональном физкультурном образовании). В этом и будет заключаться важнейшая практическая функция современной ТФК. Ведь всё начинается с мысли.

Но реально такой учебник может быть написан только при условии предварительной реализации ряда взаимосвязанных положений, которые в полном объёме раскрыты нами ранее [9]. Сейчас же только обозначим их. А именно:

- иметь чёткое представление о статусе и месте современной ТФК в теоретико-образовательном пространстве физической культуры (то есть о её соотношении с другими теориями, и прежде всего с ТФВ). Сегодня становится очевидным, что современная ТФК - это действительно совершенно самостоятельная, интегра-тивная теория абстрактного типа, формирующая новую теоретико-методологическую культуросообразную мыс-ледеятельность людей относительно данного вида культуры, не имеющая никакого отношения к ТФВ. И этим она принципиально отличается от существующих учебников по Т (и методике) ФК, выступающих действительно совокупностью (суммированием) теорий, где основное место занимает всё тот же материал бывшей ТФВ, кроме того, они носят чисто прикладной, теоретико-методический характер;

- проникнуться соответствующей культуросообраз-ной мыследеятельностью (методологией мышления), формируемой под влиянием новой концептуально-методологической базы современной ТФК.

Иными словами, сегодня необходимо научиться мыслить по-новому - действительно с культуросообраз-ных позиций. А для этого надо постоянно находиться в этой новой атмосфере культуросообразных взглядов, идей, концепций, ибо, как отмечается в литературе, методологии человека не учат, её у него «взращивают» (О. С. Анисимов, 1996).В этом случае у специалиста формируется совершенно иной мировоззренческий взгляд на физическую культуру как на вид общей культуры, для него открывается широчайший спектр новых научных направлений исследований в её сфере (и реализации их на практике), приоритетно связанных с воспроизводством целостного человека, а не с развитием только его телесно-двигательной стороны, в связи с формированием ДУ, ДН,

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

развитием ФС, то есть у него появляется новое видение (новый образ) нашей сферы деятельности;

- провести с позиций сформированной культуросоо-бразной мыследеятельности «критический анализ» имеющегося теоретического знания в сфере физической культуры (и прежде всего в существующих основополагающих учебниках по Т/и методике/ФК [4, 11]/

Без этого выход на новый, более высокий, уровень осмысления и совершенствования теоретического знания в сфере физической культуры также просто невозможен. На сегодняшний день, к сожалению, существующие учебники по Т (и методике) ФК, как нами было показано ранее [9], полны противоречий и парадоксов мышления. Да они и сами, в связи со всё большей определённостью современной ТФК, таковыми после 25-летнего существования, на наш взгляд, уже не являются и требуют реорганизации и реконструкции. Не случайно неоднократно подчёркивалась мысль о кризисе становления Т (и методики) ФК, растянувшемся на многие годы (Н. Н. Визитей, А. С. Запесоцкий, Г. Г. Наталов, Ю. М. Николаев и др.);

- и только после этого можно приступить к разработке «проектно-конструктивной» фазы формирования учебника по современной ТФК. При этом ни в коей мере механически не отбрасывая фундаментального теоретического знания, добытого предшествующими поколениями учёных (в том числе и в существующих учебниках по Т/и методике/ФК), а перераспределяя и в отдельных случаях модернизируя его в зависимости от принадлежности к теориям разного уровня и различной степени общности.

С позиций этих четырёх методологических положений к написанию учебника по данной дисциплине нами уже обозначены некоторые теоретические контуры современной ТФК на уровне разработки: её объекта и предмета исследования, цели, задач, принципов, средств и т. п., подходов к её основному содержанию [8]. Анализ реальной практики функционирования системы физической культуры в контексте даже выявленного категориально-понятийного аппарата данной теории свидетельствует о невысоком уровне её развития в нашей стране как в личностном, так и в общественном плане. В то же время он вычленяет и актуализирует наиболее отстающие звенья, требующие приложения больших усилий для эффективного развития данной системы. Уже в этом воочию проявляется одна из важнейших функций современной ТФК - практическая.

Однако сегодня нужны не разработки по отдельным фрагментам этой теории, а написание интегративно-целостного самостоятельного учебника по данной дисциплине, формирующего у будущих специалистов действительно новый мировоззренческий теоретико-методологический культуросообразный взгляд на нашу сферу деятельности. Именно сам факт написания такого учебника существенно ограничит (а возможно, поставит барьер) поток многократно переиздаваемых и тиражируемых, особенно в последние годы, учебников по существующей Т (и методике) ФК, в основе которых лежит всё тот же теоретико-методический материал бывшей ТФВ (не формирующей мыследеятельности, направленной в будущее). Да и ТФВ с появлением современной ТФК будет требовать существенной корректировки и нового

видения в теоретико-образовательном пространстве физической культуры.

Возвращение в теоретико-образовательное пространство физической культуры в качестве самостоятельной дисциплины, модернизированной с культуросоо-бразных позиций, теории физического (физкультурного) воспитания (теории образовательной физической культуры) на основе полной реорганизации материалов существующей Т (и методики) ФК. Углублённый анализ опубликованных в литературе [9] теоретических высказываний Л. П. Матвеева (хотя иногда и противоречивых), фактически являющегося инициатором в далёком уже 1979 г. перехода от ТФВ к ТФК, свидетельствует о том, что он:

- видел ТФВ в тот период в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины;

- появившуюся же Т (и методику) ФК - в качестве только переходного (т. е. временного - Ю. Н.) курса от ТФВ к более полной системе знаний о физической культуре (т. е., считай, современной ТФК. - Ю. Н.). Акценты во взаимоотношении этих теорий, на наш взгляд, Л. П. Матвеевым были расставлены достаточно правильно.

Возникает закономерный вопрос: почему же включённая в 1979 г. в учебные планы ИФК в качестве общепрофилирующей научной и учебной дисциплины «Т (и методика) ФК» фактически вобрала в себя весь материал бывшей ТФВ (и тем самым изначально не вышла на тот задуманный более высокий уровень интеграции теоретического знания в сфере физической культуры, который предполагался и был связан с нахождением того «целостно-интегративного», «целостно-системного», «существенно-общего», что позволяло бы осмыслить всю совокупность её основных компонентов, наиболее существенных их свойств и связей и т. п., да ещё и в рамках общей теории физической культуры (ОТФК)?

Ответ, как нам представляется, можно дать следующий. Дело в том, что переход от одной теории к другой может быть осуществлён согласно методологии построения новых теорий (А. Г. Здравомыслов, Б. М. Кедров, В. С. Стё-пин и др.) как минимум при двух главнейших условиях: более глубоком понимании сущности изучаемого явления (в данном случае - ФК); сформированности его новых концептуально-методологических основ. Есть и другие условия, но эти наиболее важные.

34 года назад при волевом переходе от ТФВ к Т (и методике) ФК (заметим - не к ОТФК, что ранее было во главе угла) не было ни первого, ни второго. Поэтому Л. П. Матвееву пришлось пустить обозначенную им Т (и методику) ФК по пути совокупной (суммарной), а не интегративной направленности, основной базис которой и составил всё тот же материал бывшей ТФВ. В данном виде существующая Т (и методика) ФК тиражируется и по сегодняшний день, что Л. П. Матвеев и подтверждает (с определённой долей сомнения) в своём последнем учебнике [4, с. 12]. Появившиеся же разделы «Введение в ТФК» мало что меняют в видении Т (и методики) ФК.

Сегодня, когда созданы базовые условия для формирования современной ТФК, необходимо возвращение в теоретико-образовательное пространство физической культуры, модернизированной с культуросообразных позиций ТФВ (теории образовательной физической культу-

ры) в качестве самостоятельной дисциплины на основе, как нами уже отмечалось, полной реорганизации материалов существующей Т (и методики) ФК. Сама же модернизированная ТФВ (теория образовательной физической культуры) будет носить чисто теоретико-прикладной (методический) характер. И в этом процессе её модернизации открывается большой простор для творчества профессорско-преподавательского состава кафедр теории физической культуры.

Самостоятельный статус ТФВ подтверждает и другой известный в прошлом теоретик - гг. Наталов, отмечая, что ТФК - «не над, не вместо, а наряду с ТФВ и ТС» [5]. И буквально кратко - следующее положение.

Системное преобразование с позиций современной ТФК всего теоретико-образовательного пространства физической культуры как совокупности взаимосвязанных теорий разного уровня и разной степени общности. Условно данное положение можно разделить на два подраздела:

- разработку материалов и написание учебников с культуросообразных позиций по теориям видов физической культуры. Не будем глубоко затрагивать этот вопрос, ибо во взаимоотношении теорий видов физической культуры не всё так просто, и об этом мы писали ранее [7].

Здесь же отметим, что именно они, приобретая в сфере физической культуры всё более определённую концептуальную организацию, развиваются всё-таки обособленно, не имея на сегодняшний день в полной мере единой (общей) методологии их познания на уровне разработанной теории. Эту методологически-содержательную функцию для их развития на первом этапе и должна бы выполнять современная ТФК. Наиболее интенсивно сегодня в этом ключе развивается теория адаптивной физической культуры (С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова), а также теория спортивной культуры (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубы-шева, В. И. Столяров), становящиеся лидерами в реализации этого первого подраздела;

- внесение в перспективе существенных коррективов в учебные планы университетов (институтов, академий) физической культуры (в том числе и на российском уровне), где теоретико-методологические материалы современной ТФК должны занимать приоритетное место с первых дней обучения студентов в вузе (т. е. на первом году обучения), формируя у них уже в начале обучения новое культуросообразное теоретическое сознание и мышление. Более подробно это изложено в нашем учебно-методическом пособии «История и методология науки о физической культуре». - СПб., 2010.

Однако полноценная реализация этих двух подразделов в учебно-образовательном процессе возможна только при условии их теснейшей содержательной взаимосвязи и достаточно полной готовности.

Таким образом, теоретико-образовательное пространство физической культуры (в рамках как формирования современной ТФК, так и разработки теорий видов физической культуры) в перспективе ожидают большие системные преобразования. Именно оно должно дать целостное представление об этой важной сфере деятельности личности и общества. Сегодня мы должны наполнить это пространство высокой духовностью, очеловечить, окультурить его. Кардинально изменить систему

теоретико-методологического мышления в нём. Реально осуществить это в физкультурном образовании можно только с позиций культурологического подхода к нему. Ибо именно «культурология образования», как справедливо отмечает А. С. Запесоцкий (2011), действительно позволяет сформировать принципиально новую образовательную политику в стране, где сфера физической культуры исключением не является.

Литература

1. Бордовская Н.В. Педагогическая системология: учеб. пособие / Н.В. Бор-довская. - М.: ДРОФА, 2009. - 404 с.

2. Запесоцкий А.С. Дмитрий Лихачёв - великий русский культуролог / А.С. Запесоцкий. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. - 298 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иконникова С.Н. Теория культуры: учеб. пособие / С.Н. Иконникова, В.П. Большаков. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадем-Пресс, 2008. - 544 с.

5. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. ... докт. пед. наук в виде научного доклада / Г.Г. Наталов, Краснодарский ИФК. - Краснодар, 1998. - 105 с.

6. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: становление и развитие культурологического подхода / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 12. - С. 3-8.

7. Николаев Ю.М. Теория и практика физической культуры в первой трети XXI века / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2010. -№ 9. - С. 10-18.

8. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учебно-метод. пособие / Ю.М. Николаев. - СПб.: Олимп-СПб. - 2010. -120 с.

9. Николаев Ю.М. Человекотворческая сущность физической культуры и её теории: веление времени (к проблеме модернизации теоретико-образовательного пространства физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 10. - С. 96-106.

10. Николаев Ю.М. Современная теория физической культуры как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления профессионального и общего физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 96-102.

11. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред Ю.Ф. Ку-рамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 404 с.

References

1. Bordovskaya, N.V. Pedagogical systemology: study guide / N.V. Bordovskaya.

- Мoscow: DROFA, 2009. - 404 P. (In Russian)

2. Zapesotsky, A.S. Dmitry Likhachev - a prominent Russian culturologist / A.S. Zapesotsky. - St.Petersburg: Publ. h-se of SPbSUP, 2007. - 298 P. (In Russian)

3. Ikonnikova, S.N. The theory of culture: study guide / S.N. Ikonnikova, V.P. Bol'shakov. - St.Petersburg: Piter, 2008. - 592 P. (In Russian)

4. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture: textbook for institutes of physical culture / L.P. Matveev. - Moscow: Fizkultura i sport, SportAkademPress, 2008. - 544 P. (In Russian)

5. Natalov, G.G. The subject integration of theoretical basics of physical culture, sport and physical education (logics, history, methodology): doctoral thesis (Hab.) in the form of scientific report / G.G. Natalov, KIPC. - Krasnodar, 1998.

- 105 P. (In Russian)

6. Nikolaev, Yu.M. Theory of physical culture: formation and development of the culturological approach / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2009. - № 12. - P. 3-8. (In Russian)

7. Nikolaev, Yu.M. Theory and methodology of physical culture in the first third of the XXI century / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -2010. - № 9. - P. 10-18. (In Russian)

8. Nikolaev, Yu.M. Theory of physical culture: modern approaches: guidance / Yu.M. Nikolaev. - St.Petersburg: Olimp-SPb. - 2010. - 120 P. (In Russian)

9. Nikolaev, Yu.M. The human essence of physical culture and its theories: call of the times (to the problem of modernization of the theoretical and educational environment of physical culture / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. - № 10. - P. 96-106. (In Russian)

10. Nikolaev, Yu.M. The modern theory of physical culture as a world outlook and methodological basis of reconsiderarion of professional and general education in the field of physical culture / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 2. - P. 96-102. (In Russian)

11. Theory and methodology of physical culture: textbook / Ed. by Yu.F. Kuramshin. - Moscow: Sovetsky sport, 2003. - 404 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

k_tfk@lesgaft.spb.ru

Поступила в редакцию 16.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.