УДК 796.011
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Мария Александровна Сафронова, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Как известно, методологическое знание всегда первично по отношению к теории, поэтому, на основе опоры на ряд основополагающих методологических положений (научная теория развивается в зависимости от: степени более глубокого познания сущности явления; уровня сформиро-ванности её самостоятельных концептуально-методологических основ; а также знания того, что структура теории производна от структуры изучаемого явления), в исследовании проведен анализ эволюции понятия «физическая культура», изменения её концептуально-методологических основ в советский и постсоветский период.
Показано, что за последние десятилетия (с 1970 гг. по настоящее время) осмысление содержания понятия «физическая культура» прошло длительный путь от понимания его как «совокупности достижений общества... в связи с физическим совершенствованием народа» - до разработки понятия «физическая культура личности». То есть произошел переход от «телесно-двигательного» (соматопсихического) компонента физической культуры к возрастанию её «социокультурного» компонента, с выходом на рассмотрение её как явления «духовно-физического». Это обусловлено изменением её концептуально-методологической базы (восхождение от медико-биологического аспекта её рассмотрения к философскому и культурологическому). Раскрытие эволюции понимания сущности физической культуры и её расширяющейся концептуально-методологической базы позволило выделить основополагающие общенаучные тенденции в её развитии, учет которых является важным для дальнейшего прогрессивного формирования современной теории физической культуры.
Ключевые слова: теория физической культуры, методологические положения, основополагающие тенденции развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p158-162 METHODOLOGICAL KNOWLEDGE AS A BASIS FOR DEFINING THE TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE THEORY
Mariia Aleksandrovna Safronova, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
It is well known that development (progressing) of the theory is based on methodological knowledge, that is why, relying on the basic methodological conceptions (development of a scientific theory depends on: the degree of more profound cognition of the essence of the phenomenon; level of formation of its own conceptual-methodological basis; and that the structure of the theory is derivative of the investigated phenomenon structure) the article analyzes the evolution of the concept of “physical culture” and changing of its conceptual-methodological basis during the Soviet and post-Soviet period.
During the last decades (from 1970 until now), the comprehension of the content of “physical culture” concept passed a long way from “cumulative achievements of society . in connection with the physical improvement of the people” to elaboration of the concept - “personal physical culture”. The article considers the conversion from psychosomatic component (as motor activity) of understanding of the physical culture to increasing of its sociocultural component (as “spiritually-physical” phenomenon) within interrelation of changing of its conceptual-methodological fundamentals (from biomedical aspects to interpretation from the standpoint of philosophy and general culture).
An assessment of evolution of understanding an essence of physical culture and its increasing conceptual-methodological basis has allowed allocating the underlying common scientific tendencies in its development. Taking into consideration these tendencies is very important for further progressive for-
mation of modem theory of physical culture.
Keywords: physical culture theory, methodological positions, main tendencies of development.
Вот уже пятое десятилетие (с 1970 гг. по настоящее время) идет достаточно интенсивное осмысление вопросов построения теории физической культуры (ТФК), имеющей большое методологическое и практическое значение для модернизации физкультурного образования. В современный период, практически не подвергается сомнению тезис, утверждающий прямую зависимость теоретического знания от уровня сформированно-сти его методологических основ [10, 11]. То есть, несмотря на тесную взаимосвязь понятий «теория» и «методология» всегда отмечается, что методология первична по отношению к теории.
Совершенно не случайно поэтому, в последней трети ХХ и начале XXI веков большое внимание уделяется вопросам развития методологии науки. И это очень важно, ибо именно методологическое знание определяет стиль научного мышления, позволяет подняться на новый, более высокий уровень развития теоретического знания (в том числе и в сфере физической культуры), и тем самым уйти от эмпирических, описательных характеристик явления (объекта), к его теоретико-абстрактному обоснованию и видению.
Необходимо отметить, что даже общий взгляд на формирование теоретикопедагогического знания в сфере физической культуры за последние 50 лет (в контексте формирующейся ТФК) и его предварительный анализ (на уровне обзора литературы), показывает, что его развитие находилось в полном соответствии с тремя важными историческими этапами развития педагогической методологии [1]: первый этап - конец 1960х - начало 1970-х гг. - связан с обострением потребности ученых в пересмотре сложившихся методологических традиций; второй этап - 1980-е - начало 1990-х гг. - характеризуется критическим анализом новаций процесса методологизации педагогики; третий этап - конец ХХ - начало XXI века - свидетельствует о выходе на развитие системной по своей сути методологии.
В настоящее время можно выделить ряд (несмотря на их многообразие) основополагающих методологических положений, чрезвычайно актуальных для осмысления вопросов, связанных с построением ТФК, выявлением ведущих тенденций её становления и развития.
Это, прежде всего то, что:
- научная теория развивается в зависимости от степени более глубокого познания сущности явления (в нашем случае физической культуры);
- процесс теоретического знания определяется уровнем сформированности его самостоятельных концептуально-методологических основ (то есть в основе, например, перехода от ТФВ к ТФК должна лежать соответствующая новая концептуальнометодологическая база);
- структура теории во многом производна от структуры самого явления (то есть структура ТФК во многом зависит от структуры самой физической культуры).
Важным, при этом, является и учет общей тенденции развития методологии в педагогической науке при изучении объекта: в начале и середине ХХ века доминирование принципа «от частей к целому» (то есть «снизу-вверх»), а с конца ХХ - начала XXI века, наоборот - «от целого к частям» (то есть «сверху-вниз») [1].
Данные методологические положения определяют направленность научного мышления в контексте выявления некоторых основных тенденций формирования ТФК.
Анализ развития содержания понятия «физическая культура» показал, что его осмысление в советский и постсоветский период прошло длительный путь: от «совокупности достижений общества»... в связи с физическим совершенствованием народа (Л.П. Матвеев), до взаимосвязи его «результативной и деятельной сторон» [9; 3, и др.], более глубокого раскрытия его деятельной стороны с позиции культуросообразности и системного анализа человеческой деятельности (выделение преобразовательного, познаватель-
ного, ценностно-ориентационного и коммуникативного аспектов) [5; 7, и др.], с выходом на богатое раскрытие её функционально-ценностного содержания [4, 2, 5, и др.], вплоть до содержательной разработки большим числом ученых понятия «физическая культура личности» (с преобладанием его потребностно-мотивационного, ценностно-
ориентационного, познавательного компонентов, не отвергающих однако его телеснодвигательного компонента (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Ю.Ф. Ку-рамшин, В.И. Столяров, и др.)), как предпосылки её всестороннего и гармоничного развития, проявляющегося, прежде всего, в процессах самореализации, проективном саморазвитии, творчестве личности (Ю.М. Николаев, С.П. Евсеев и др.). Налицо просматривается явный переход от «телесно-двигательного» (соматопсихического) компонента понимания физической культуры к возрастанию её «социокультурного» (духовного) компонента, и рассмотрения её как явления «духовно-физического». Это полностью соответствует сущностным характеристикам общей культуры, которая (несмотря на многообразие её трактовок) есть, прежде всего, «форма воплощения духовного содержания» [1].
Теоретическое рассмотрение эволюции понимания физической культуры происходило, безусловно, на основе изменения её концептуально-методологической базы. На начальных этапах её осмысления (в 60-е - начале 70-х гг. ХХ века) она базировалась преимущественно на медико-биологическом и педагогическом аспектах знания, связанных с физическим развитием и физическим образованием человека посредством физических упражнений (т.е. на «воспитании физического» в нем, шло от «частей к целому», «снизу вверх»). С конца же 70-х - 80-е гг. ХХ века, когда в эпицентр общественного развития выдвигаются проблемы формирования самого человека, возрастает изучение физической культуры, помимо вышеуказанных аспектов, - в психологическом, социологическом и культуроведческом и других аспектах знания. Требовалась интеграция всех этих аспектов знания в рамках становления уже ТФК (теоретико-интегративный аспект знания). Реально это могло быть реализовано только с позиций системного подхода, позволяющего посмотреть на физическую культуру уже «от целого к частям» («сверху-вниз»), с позиций понимания общей культуры.
Именно философско-культуроведческий уровень методологии расширяет спектр концептуально-методологической базы физической культуры (концепции: понимания человека как целостности, приоритет духовного над материальным, биосоциокультурной сущности человека, единства культуры и многоаспектности её содержания и др.), которая в сочетании со специфическими социокультурными концепциями, появившимися в её сфере (о соотношении биологического и социального, телесного и духовного в человеке; единства её социально-психологического, интеллектуального и двигательного компонентов; интегративной сущности физических упражнений; возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции двигательной функции и др.) ставит во главу понятия «физическая культура» и формирующейся на его основе ТФК, целостного человека, развитие всех его физических и духовных сил, при приоритете духовного («воспитание через физическое», с дальнейшим уточнением «воспитание одновременно физического и духовного», при приоритете последнего), а на ведущее место выдвигается человекотворческая сущность физической культуры [8].
Рассмотрение вышеуказанных методологических вопросов, связанных с эволюцией более глубокого понимания сущности физической культуры, её расширяющейся, обновленной концептуально-методологической базы и непосредственно дифференциации структуры самого явления, свидетельствует о существенном прогрессе в знании в контексте формирующейся ТФК. Это просматривается в четком проявлении таких общенаучных её тенденций развития как: стремление к интегративности; возрастающей роли методологии в её построении; усиливающемся сближении с общей теорией культуры (культуросообразности); системности в рассмотрении; личностно-ориентированной человекотворческой направленности; и ряда других. Их учет чрезвычайно важен в совре-
менный период, особенно на фоне того, что по свидетельству большого числа ученых (Н.Н. Визитей, Г.Г. Наталов, Ю.М. Николаев, и др.) многие вопросы в существующей «Теории и методике физической культуры» как общепрофилирующей научной и учебной дисциплины, введенной в учебные планы институтов физической культуры в 1979 году, с позиций сегодняшнего теоретико-методологического знания требуют своего содержательного и структурного переосмысления.
Данные тенденции развития теоретического знания о физической культуре тесно взаимоувязываются с важнейшими закономерностями развития науки в современный период (постоянное движение к теоретическому знанию; взаимодействие процессов дифференциации и интеграции; междисциплинарный характер исследований; важность опоры на методологическое знание; необходимость использования системного подхода; интенсификация развития науки [10, 11 и др.], что говорит об их объективности.
Безусловно, это далеко не все выявленные потенциальные тенденции развития ТФК, они будут значительно расширены с позиции более глубокого системноструктурного и системно-функционального раскрытия физической культуры, закономерностей её внутреннего развития и функционирования. Всё вышеизложенное чрезвычайно важно для дальнейшего прогрессивного формирования современной ТФК, её содержательного наполнения и структурирования, выявления специфически-внутренних тенденций развития, для переориентации практической деятельности в сфере физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовская, Н.В. Педагогическая системология : учебное пособие / Н. В. Бор-довская. - М. : Дрофа , 2009. - 463 с. - 1БВМ 978-5-358-05175-1.
2. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - С. 37-41.
3. Выдрин, В. М. Содержание, объем и структура понятия «физическая культура» / В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 9. - С. 8-10.
4. Выдрин, В.М. О ценностном аспекте физической культуры / В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 5. - С. 13-15.
5. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. - М. : Изд-во политической литературы, 1974. - 328 с.
6. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
7. Николаев, Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Николаев Ю.М. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1976. - 190 с.
8. Николаев, Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 2. - С. 24-31.
9. Пономарев, Н.И. Физическая культура как потребность общественного развития / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 10. - С. 810.
10. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ , 1999. - 317 с. - 1БВМ 5-238-00085-5.
11. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М. : Прогресс-Традиция , 2000. - 744 с. - 1БВМ 5-89826-053-6.
REFERENCES
1. Bordovskaya, N.V. (2009), Systemology of education: manual, publishing house “Drofa”, Moscow, Russian Federation. ISBN 978-5-358-05175-1
2. Balsevich, V.K. (1991) “Intellectual vector of physical culture of human (the issue of development of physical culture)”, Theory and Practice of Physical Culture, No 7, pp. 37-41.
3. Vydrin, V.M. and Nikolaev, I.M. (1974), “The content, volume and structure of “physical culture” term”, Theory and Practice of Physical Culture, No 9, pp. 8-10.
4. Vydrin, V.M. and Nikolaev, I.M. (1979), “About the value aspect of physical culture”, Theory and Practice of Physical Culture, No 5, pp. 13-15.
5. Kagan, M.S. (1974), Human activity (systems analysis experience), publishing house of political literature, Moscow, USSR
6. Lubysheva, L.I. (1997) “Modern value potential of physical culture and sport, and the ways of its comprehension by society and individuals”, Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 10-15.
7. Nikolaev, I.M. (1976), Physical culture as a part of the socialist culture: dissertation, Leningrad, USSR
8. Nikolaev, I.M. (1999), “Physical culture: human space”, Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 24-31.
9. Ponomarev, N.I. (1971), “Physical Culture as one of the needs of the public development”, Theory and Practice of Physical Culture, No 10, pp. 10-15.
10. Ruzavin, G.I. (1999), Methodology of scientific research, publishing house UNITY, Moscow, Russian Federation. ISBN 5-238-00085-5
11. Stepin, V.S. (2000) Theoretical knowledge, publishing house “Progress-Tradition”, Moscow, Russian Federation. ISBN 5-89826-053-6
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.03.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Максим Николаевич Татамиров, адъюнкт,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению психологопедагогических условий, необходимых для обеспечения готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности.
В качестве основных психолого-педагогических условий, автор отмечает следующие: направленность обучения курсантов на воспитание высоких морально-боевых и личностных качеств. При этом большое внимание должно уделяться использованию методических приёмов во время подготовки курсантов, раскрывающих смысл и особенности будущей профессиональной деятельности. Важными психолого-педагогическими условиями являются: обеспечение достижения высокого уровня профессиональной подготовленности у курсантов, способствующего росту уверенности в своих силах, формированию у них мотивов, связанных с ростом познавательных интересов к будущей профессиональной деятельности, создание эффективной системы контроля над формированием навыков деятельности в экстремальных ситуациях. При этом особое внимание следует уделять формированию умений, позволяющих успешно достигать поставленной цели путем творческого изменения обобщенных способов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: готовность; мотивация; профессиональная деятельность; курсанты вузов внутренних войск МВД России; психолого-педагогические условия.