Научная статья на тему 'Теории времени в психологии'

Теории времени в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5095
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теории времени в психологии»

Гуманит арная психология

4. Селиванов В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл / В. В. Селиванов / / Психология индивидуального и группового субъекта; под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002. С. 310 — 328.

5. Слободчиков В. И. Антропологический принцип в психологии развития / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3 — 17.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.

Поступила 25.04.07.

ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИИ

Л. Н. Тарасова, кандидат философских наук, С. Ю. Ковалев

Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется прежде всего тем, что «все основные объекты исследования — деятельность и жизнедеятельность, психика и сознание личности являются динамичными, развивающимися во времени образованиями» [7]. Время, которое человек переживает, можно назвать психологическим временем. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Д. Г. Элькин, Б. И. Цуканов, А. С. Дмитриев и многие другие.

Психологическое время — одна из фундаментальных категорий психологии, предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований. Если брать во внимание определение времени, дающееся в различных словарях, можно выделить следующее содержание психологического времени: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживание сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представлений о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений, семьи, общества, человечества в целом и т. д. [11].

В психологии можно выделить несколько подходов и направлений к изучению времени. А. А. Кроник и Е. И. Головаха различают три концепции психологического времени: квантовая, событийная и причинно-целевая [6, с. 207].

В рамках первой исследуются концепции существования субъективного или объективного кванта времени, представляющего собой единицу временной протяженности [4]. «В психологии личности понятие кванта времени используется для описания переживаний настоящего, которое длится в физическом времени дни, месяцы, годы» [6, с. 208]. Вопрос стоит только о размере кванта в единицах физического времени. Этот вопрос является одним из двух уязвимых мест в квантовой концепции. Вторая проблема — «феномен парциального настоящего» — явление, когда между событиями настоящего нередко находилось несколько событий, настоящему не принадлежащих [5,

с. 73].

С точки зрения событийной концепции, особенности психологического времени зависят от числа и интенсивности происходящих событий (изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека) [4, с. 115]. В этом случае «настоящее всегда соотнесено к какому-либо наличному состоянию, событию, и длительность этого события, состояния определяет «размеры» настоящего, причем в каждом конкретном ряду событий это определение специфично» [3, с. 85]. То есть главной особенностью данного типа времени является его субъективный характер, где длительность

© Л. Н. Тарасова, С. Ю. Ковалев, 2007

116

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2007 | № 2

Гума н итарная психология

событий зависит от переживания их человеком, а не объективно рассчитанным квантом.

Ключевое положение причинно-целевой концепции можно определить следующим образом: «Психологическое время формируется на основании переживания личностью детер-минационных связей между основными событиями ее жизни. Специфика детерминации че-

О

ловеческои жизни заключается в том, что наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшествующими (детерминация прошлым), имеет место и детерминация

ву угла личность как активный субъект времени жизнедеятельности [1]. По их мнению, этот подход позволит интегрировать объективное и субъективное время, ретроспективу и перспективу.

В последние годы в отечественной психологии усилиями К. А. Абульхановой-Славской [2], В. И. Ковалева [7; 8], Л. Кублицкене [9], В. Ф. Серенковой [12] и другими активно разрабатывается личностно-временная проблематика. В концепциях, развивающих данное направление, психологами вводится понятие лич-

будущим, т. е. целями и предполагаемыми ре- ностного времени, под которым понимается зультатами жизнедеятельности. Такого рода «деятельно-осознаваемая организация личностью процессов восприятия и переживания, воспоминания и предвосхищения, планирования и прогнозирования течения времени собственной жизни, своих практических действий по использованию времени. Эта организация затем закрепляется в системе личностных отношений человека к природно-общественному хронотопу своей жизни» [7, с. 218 — 219]. Предполагается, что личностное время вы-

причинные целевые связи являются, согласно предлагаемой концепции, единицами анализа психологического времени личности» [6, с. 210 — 211].

По мнению авторов, «причинно-целевая концепция позволяет не только объяснить собственно временные переживания (возраста, удаленности в прошлое и будущее, сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности времени), но и понять источники переживаний значимости самих событий жизни для личности» [6, с. 212].

О

ступает как последовательный синтез психических времен: субъективно переживаемого или времени переживания, происходящего на Одним из важных направлений исследова- подсознательном уровне; перцептуального

времени созерцаний и впечатле-

ния времени связано с изучением феномена времени времени относительно жизни человека. В рам-

ках этого направления выделяют несколько подходов [4].

Первый подход

эволюционно-генетиче-

нии, происходящего на частично осознаваемом уровне; функционального времени, или времени действования, часто происходящего на подсознательном уровне; рефлексивного времени,

скии, где основным направлением исследований времени личности является рассмотрение психологических изменений человека в объективно-биографическом времени. Стержневым здесь является понятие жизненного пути, или индивидуальной истории личности. Основоположниками данного подхода являются П. Жане и Ш. Бюлер.

Особенность второго направления — представление человеческого времени как субъективного переживания. Представители этого направления (Дж. Кохен, Р. Кнапп, И. Гур-бутт) ведут исследования собственно психологического времени, субъективно переживаемых деятельности и последовательности событий жизни, временной перспективы личности, ее будущего как важнейшего фактора регуляции жизнедеятельности.

Третье направление — личностное. Представители данного направления ставят во гла-

и

или времени размышлении, происходящего в сознаваемо-дискурсивной форме; креативного

времени, или времени творения

озарения,

вдохновения, происходящего на надсознатель-ном уровне [8].

Через введение категории личностной организации времени, разрабатываемой школой К. А. Абульхановой-Славской, можно решить ряд важных проблем, связанных с активной ролью самого человека как субъекта своей жизни и своего времени: возможность обратимости и множественности психологического времени, взаимное обращение последовательности прошлого, настоящего и будущего.

И. Пригожин выделил в исследовании времени только две темпоральные протяженности: время внешнее и внутреннее. «В каждой системе (от химической реакции Белоусо-ва — Жаботинского до человека и от звездной системы до погодного цикла на Земле)

Серия «Гуманитарные науки»

117

{ ч-мрнитарнля ПС ихология

существует свое внутреннее время, и в зависимости от степени сложности системы ее внутреннее время будет обладать теми или иными темпоральными качествами (психологическими, социальными, геологическими), но эти качества определяются прежде всего структурой и свойствами самой системы, а не особенностями новой категории времени» [4, с. 119 — 120]. То есть каждое из множества найденных времен будет обладать одним общим для всех свойством — они внутренние по отношению к какой-то внешней системе и должны обладать рядом самостоятельных свойств, что позволяет изучать эти времена по какой-то единой схеме.

Поскольку И. Пригожин разрабатывал концепцию для простых физических и химических систем, по поводу человека и времени он лишь предположил, что его «внутреннее время существенно отличается от внешнего времени, отсчитываемого по наручным часам, оно соответствует, скорее, возрасту человека» [10,

с. 235].

Представители субъектного подхода в отечественной психологии считают, что в рамках концепции личностного времени К. А. Абуль-хановой внутреннее время человека в процессе развития личности и становления его как

субъекта жизни становится все более психологическим и в пределе личностным.

То есть, следуя этой теории, становится бессмысленным разделять время, как это делает традиционная философия и психология, на физическое, химическое, биологическое, психологическое и социальное, каждое из которых обладает рядом характерных лишь для этого времени свойств. Так как в любой науке присутствует человеческий фактор, каждое темпоральное явление, обнаруженное хотя бы на каком-нибудь объекте, является свойством и человеческого времени; и наоборот, все феномены внутреннего времени имеют свое место и в масштабах всего мира. «При всей глубокой изученности проблемы времени и пространства и такой же глубине непознанности в ее решении особое место занимают социально-психологические аспекты, человеческий фактор как важный образующий момент в отношении к пространству и времени и реализация их объективной данности в социальной материи, в социальной эволюции» [13, с. 15].

«Таким образом, личностное время — не просто еще одна из темпоральных протяжен-ностей, внутренних по отношению к внешнему окружению; именно оно венчает собой временную иерархию, во всяком случае, в нашей, человеческой картине мира» [4, с. 122].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности / К. А. Альбуханова. М.; Воронеж, 1999.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. М., 1991.

3. Аскин Я. Ф. Проблема времени / Я. Ф. Аскин. М., 1966.

4. Березина Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности / Т. Н. Березина. М., 2001.

5. Головаха Е. И. Понятие психологического времени / Е. И. Головаха, А. А. Кроник / / Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1988. С. 194 — 195.

6. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) / В. И. Ковалев // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1988. С. 216 — 230.

7. Ковалев В. И. Личностное время как предмет психологического исследования / В. И. Ковалев / / Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Черновцы, 1991. Т. 1. С. 4 — 8.

8. Кублицкене Л. Ю. Личностные особенности организации времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Ю. Кублицкене. М., 1989.

9. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. М., 1985.

10. Психология: словарь. М., 1990.

И. Сайко Э. В. Пространственно-временное «решение» человеческого бытия и измерение пространства и времени человеком / Э. В. Сайко / / Мир психологии. 1999. № 4. С. 6 — 15.

12. Серенкова В. Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В. Ф. Серенкова. М., 1991.

Поступила 25.04.07.

А

118

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2007 I № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.