Научная статья на тему 'К проблеме современного состояния изучения временной перспективы личности'

К проблеме современного состояния изучения временной перспективы личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ТЕМПОРАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / ТЕМПОРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕМПОРАЛЬНАЯ РАБОТА ЛИЧНОСТИ / ТЕМПОРАЛЬНАЯ ФОРМА / TIME PERSPECTIVE / TEMPORAL UNITY / TEMPORAL CONCEPTION OF ACTIVITY / TEMPORAL WORK / TEMPORAL FORM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Квасова Ольга Григорьевна

Дается уточнение определения временной перспективы как темпорального единства модусов прошлого, настоящего и будущего в истории жизни личности с точки зрения концепции темпоральной работы личности (Магомед-Эминов М.Ш,1998, 2008) по конструированию временной формы и анализ состояния проблемы под влиянием постне-классической парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF TIME PERSPECTIVE IN MODERN PSYCHOLOGY

The article gives the new definition of the concept of time perspective in the view of postmodern and postnonclassic paradigms in psychology. It shows the temporal unity of the past, present and future in life story of personality in the context of conception of temporal work (Magomed-Eminov M., 1998, 2008) directed towards construction of temporal form.

Текст научной работы на тему «К проблеме современного состояния изучения временной перспективы личности»

14. Резник Т.Е. Стратегии жизни молодежи в обществе риска: проблемы социальной безопасности // Ломоносовские чтения в 2004 году / Россия и социальные изменения в современном мире: Сборник научных докладов в 2-х томах. Т. 2. М., 2004. http://lib. socio.msu.ru.

15. Резник Ю.М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. Избранные статьи. 2000. Т.2. вып. 4(6). http://wwwreznik-um.ru/lko/ jur_reznik_2_3_00.htm

16. Резник Ю.М, Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.

17. РезникЮ.М., СмирновЕ.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.

18. Самсоненко Л.С. Основные параметры построения жизненной стратегии личности // http://www.rusnauka.com

19. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии жизни государственного служащего // Государственная служба. Научно-политический журнал. 2002. № 4 (18). С.108—118.

20. Федотова Н. Жизненные стратегии молодежи // Сайт Поволжского межрегионального учебного центра: http://wwwpmuc.ru.

© Синягин Ю.В., Переверзина О.Ю., Яковлева Ю.А., Полякова А.В., 2010

О.Г. Квасова

К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: временная перспектива, темпоральное единство, темпоральная концепция деятельности, темпоральная работа личности, темпоральная форма

Keywords: time perspective, temporal unity, temporal conception of activity, temporal work, temporal form

Парадигмальная трансформация современной науки от классической рациональности к неклассической, постнеклассической не в последнюю очередь затрагивает и проблему понимания времени. В философии время даже в классических трактовках рассматривалось как априорная форма организации человеческого опыта. В психологии только в последние годы наметился переход от структурно-морфологической трактовки психической деятельности к темпорально-динамической трактовке деятельности и других психических явлений [3]. Наконец, нестабильность, неустойчивость динамических систем, которые становятся предметом современной науки, имеет множество альтернатив своего развития, и требует, в свою очередь, пересмотра концепции линейной темпоральности, распространенной сегодня в научной литературе. Особое место в темпоральной структуре личности, психической деятельности занимает временная перспектива, прояснение и уточнение определения которой в связи с отмеченным парадигмальным сдвигом в современной психологии и является основной целью данной статьи.

Изучение проблемы времени в психологии осуществлялось в целом ряде работ, начиная с исследования переживания длительности у А. Бергсона, внутреннего сознания времени у Э. Гуссерля. Наиболее развернутая классификация направлений изучения различных аспектов психологического времени представлена в работах К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной [1]. Первое направление объединяет исследования нейрофизиологических, психофизиологических особенностей временной организации человека, отраженных в работах Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой, Ю.М. Забродина, Л.В. Бороздиной и других исследователей. К первому направлению также можно отнести изучение процессуально-динамических объективных временных характеристик психики, таких, как скорость запоминания, скорость реакций, темпы,

ритмы нейрофизиологических, психофизиологических процессов, описанных П. Фрессом, изучавшихся Е.Е. Соколовым, исследовавшихся в 60-е годы Д.Г. Элькиным и Т.М. Козиной, рассмотренных Д.Н. Узнадзе. Второе направление объединяет область изучения субъективного отражения объективного времени, механизмов этого отражения: изучение субъективного образа длительности, врожденного чувства времени и способности к осознанной оценке времени, предпринимавшихся С.Л. Рубинштейном, разрабатывавшихся П. Фрессом, Ж. Пиаже, а также Б.И. Цукановым и целым рядом других авторов [1]. Проблемы оценки времени при восприятии объективных длительностей, временных интервалов и феноменов дробления времени интервалами при помощи речевых действий, мысленного счета, изучение возрастных особенностей в восприятии времени также были в фокусе работ С.Л. Рубинштейна, рассматривались в исследованиях А.С. Дмитриева, Т.М. Элькина, Т.М. Козиной. Третье направление включает в себя изучение регуляции времени движений, действий и деятельности, в том же контексте — временной специфики отдельных профессий и их временных характеристик, соотнесения, связывания в деятельности или противоречий различных времен: скорости, ритмов психофизиологических процессов, социальных требований и временных норм осуществления деятельности, которое последние годы интенсивно разрабатывается в работах Ю.К. Стрелкова. Четвертое — представляет собой проблематику личностной организации времени жизни и деятельности, то есть временно-пространственной констелляции ценностных отношений личности с миром, времени жизненного пути, «личностного времени», которое представлено последнее двадцатилетие в работах К.А. Абульхановой-Славской, Т.Н. Березиной, В.И. Ковалева; закономерностей в смене фаз жизни и доминирующих тенденций у Ш. Бюллер, временной трансспективы субъекта и ее возрастных изменений, связанных с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, что было показано в исследованиях Л.В. Бороздиной и И.А. Спиридонова (1998), А.К. Болотовой и В.А. Штроо (2002); исследование социального пространства-времени детства в работах Д.И. Фельдштейна; представлений человека о динамике жизни, ценностно-временной ориентации жизни, разрабатывавшейся в трудах В.Н. Мясищева, в экспериментах Е.И. Головахи, Л. Кублицкене, В.Ф. Серенковой, в том числе в общественно-исторической детерминации жизни человека в контексте работ Б.Г. Ананьева; изучение временных структур человека как индивида, личности, субъекта деятельности, например, у А. Аарелайда (1978); исследования роли памяти, мышления, воображения в восприятии продолжительных интервалов времени, отраженные в причинно-целевой концепции Е.И. Головахи и А.А. Кроника; переживания времени жизни, трансспективе как способности соединять настоящее, перспективу и ретроспективу, предложенные В.И. Ковалевым, и наконец, временной перспективе, рассматриваемой С.Л. Рубинштейном, а также разработанной Л.С. Франком, К. Левиным, Ж. Ньюттеном, Р. Кастенбаумом и целой плеядой исследователей в рамках мотивационных, возрастных, психобиографических и общепсихологических подходов.

Мы предлагаем дополнить эту классификацию еще одним направлением изучения времени, осуществляемом в рамках подхода к времени как конструированию опыта жизни человека в темпоральной конструктивной работе личности [3]. Рассмотрим, каким образом различные аспекты изучения временной перспективы могут быть переинтепретированы в соответствие с данным подходом.

Проблема временной перспективы занимает сегодня особое место в психологических исследованиях человеческого поведения, мотивации, личности, когнитивных аспектов Я-концепции, динамических параметров, а также в последнее время — в экстремальных и кризисных ситуациях. Изучаются разнообразные характеристики и параметры временной перспективы. Наличие в структуре Я-концепции определенных временных «модусов» является традиционными для психологических исследований личности. В работах У. Джемса в понятии «Я-концепция» присутствует не только актуальная самопрезентация, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, своего идеального Я. Многие исследователи обращались и обращаются к идее актуализации того или иного временного «модуса» Я-концепции при анализе мотивации, например, в динамической Я-концепции Ж. Ньюттена.

Помимо теорий, подчеркивающих опосредованное влияние ракурса индивидуального самовосприятия на поведение (например, феноменалистского подхода к Я-концепции), сегодня в ряде исследований отмечается и экспериментально подтверждается роль «прошлых» и «будущих» образов Я как непосредственных мотивационных составляющих социального поведения человека, рассмотренных, в частности, в работах Альфреда Шуца. Поскольку формирование Я-концепции рассматривается через призму идентичности, то основное внимание уделяется представлениям человека о своем ближайшем социальном будущем — как, например, желание обретения позитивной социальной идентичности (в частности, в концепциях Г. Тэджфела и Дж. Тэрнера). Экспериментально авторами обнаружены временные различия в характере самоописаний, когда Я воспринимается как Другой. Когда человек описывает свои внутренние состояния, то описания своих прошлых и будущих Я оказываются более бедными, нежели «настоящих» Я, что демонстрирует различение видов работы с опытом, которые использует человек, отчуждая нечто негативное в своем опыте, повторяя позитивные тенденции, или же будучи направлен на укрепление тенденций стойкости к бедствию [3]. Работа со своим опытом, развертывающимся во временной перспективе, происходит и тогда, когда молодые люди осознают свои телесные возможности как обуславливающие характер выбора формы самоопределения в пространстве предстоящих жизненных отношений. Аналогичные данные приводятся западными исследователями, например, Дж. Хэддоком в Европейском журнале социальной психологии в 2006 году в контексте анализа изменения в самовосприятии внешности как функции временной перспективы. Исследователи выделяют и специфические условия для формирования временной перспективы «ментальной проекции мотивацион-ной сферы человека», его ценностных установок, согласно представлениям Н.Н. Толстых, Е.Ю. Мандриковой, И.В. Дубровиной периода 1989-2006 гг. Так, в работе И.В. Дубровиной при сравнении временной перспективы подростков, воспитывающихся в детских домах, и обычных российских школьников обнаружено, что временная перспектива у них глубже, и в ней присутствуют мотивы, связанные с реализацией более отдаленных целей, чем у их сверстников из детского дома, у которых преобладают мотивы ближайшего будущего.

Особая тема современных работ, ставящих проблему временной перспективы — это анализ темпоральных аспектов экстремальных событий — также вызывает необходимость для интерпретации и дальнейшего изучения. Так становится широко распространившимся убеждение, что одним из психологических последствий социальных кризисов является нарушение временной перспективы личности, крушение жизненных планов и временная дезориентация субъекта. Часто для этого используются обыденные представления и художественные метафоры: например, указывается, что темпоральные характеристики предельных, экстремальных «модусов существования» включают себя феномены: «обрыва временной перспективы», ее «сужения» или «жизни в отсутствии будущего» с отказом от ее планирования. Так, при исследовании особенностей жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной станции, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), и без него [4] предпринято изучение качественной структуры изменения представлений о жизненной перспективе при психологической травме различного генеза. Рассматривались эмоциональный компонент субъективной картины будущего — образ будущего и чувства, связанные с ним, и когнитивный компонент — способность индивида проявлять активность по отношению к жизни, строить планы и их реализовывать. Тенденция к искажению перспективы усугубляется с ростом показателей травматизации. Обнаружено, что в случае военной травмы больше деформируется эмоциональный компонент перспективы будущего. Для ликвидаторов аварии на ЧАЭС планирование будущего включает в себя ожидаемую травму, связанную с угрозой здоровью или жизни, независимо от степени исходной травматизации. Исследования подобного рода также показывают, что линейный, более того — однонаправленный характер трактовки временной перспективы ограничивает ее понимание и сводит к так называемой «стреле времени», «перспективе будущего» и т. п.

При анализе временной перспективы и отношения к прошлому, настоящему и будущему у различных социальных групп в условиях экономического кризиса в России [5] выявлено,

что у большей части наших соотечественников временная перспектива сильно сокращена или не определена; значительное количество людей испытывают временную дезориентацию (преимущественная ориентация на прошлое и неопределенность временной ориентации); настоящее время оценивается как исключительно негативное, а прошлое — как позитивное. Оптимизм, диспозиционная надежда, внутренний локус контроля, высокое самоуважение значимо влияют на дальность временной перспективы и выбор ориентации на настоящее и будущее. Ориентированные на настоящее (в большей мере) и на будущее, преимущественно выбирают эффективные виды стратегии совладания с материальными трудностями: личностную адаптацию, рациональную когнитивную и рациональную поведенческую стратегии, ориентированные на прошлое, наоборот, выбирают пассивные неэффективные, формы стратегии.

Популярность области исследования ^-концепции и временной перспективы через призму «автобиографической памяти» объясняется не в последнюю очередь тем, что ее изучение выходит за пределы собственно когнитивного подхода, где этот термин появился. Так, в коллективном исследовании В. Нурковой, О. Митиной, Е. Янченко [6] изучается эффект «пика воспоминаний», заключающийся в непропорционально высоком количестве личных воспоминаний, относящихся к возрасту 15—30 лет, когда во временной организации культурно типичных жизненных сценариев выявляется событийное «сгущение», придающее эффекту «пика» характер универсальной закономерности. Наряду с этим в субъективной картине прошлого обнаруживается и индивидуальная конфигурация наиболее воспроизводимых автобиографических событий, которые группируются вокруг воспоминаний о переломных событиях жизни. Данный факт может свидетельствовать о том, что жизненные события личности, в том числе автобиографические события, размещены в темпорально-смысловой структуре жизненного мира и располагаются в зависимости от смыслового содержания события, характеристик дискретности или связанности, направления, психологической близости, наличия переходных феноменов, конструктивной работы с опытом — согласно трансформационной концепции темпоральной работы личности М.Ш. Магомед-Эминова [2, 3].

В ряде исследований [10] воспоминания прошлых действий и поведения рассматривается через призму визуализации временной перспективы, что показывает возможность интерпретировать этот процесс воспоминания как процесс конструирования и размещения событий жизни в сферическом пространстве-времени жизненного мира [3], а не в рамках традиционного линейного представления о времени личности как «отрезке» жизненного пути или формально-логической представленнности образов прошлого, настоящего и будущего.

Припоминание, направленное на автобиографические воспоминания, связанные с желательными характеристиками для сохранения позитивного ^-образа, можно объяснить в терминах конструктивной темпоральной работы личности, направленной на конструирование историй, нарративов, конструирование автобиографий, наконец, на конструирование идентичности личности.

Всевозможные искажения в воспроизведении событий жизни исследуются традиционно как экспериментально созданные ложные автобиографические взгляды, воспоминания, и интерпретируются с точки зрения пристрастий человеческого сознания [8]. В исследовании роли влияния темпорального фокуса на интенсивность аффективных пристрастий в восприятии будущих ожидаемых событий изучались ожидаемые позитивные и негативные реакции на будущие и уже произошедшие события. Предполагалось, чем больше человек фиксирован на ожидаемом событии и больше отрицает прошлый опыт, тем более ожидаемые реакции от будущего события кажутся интенсивными, и чем больше ожидаемые события рассматриваются через призму прошлого опыта, тем в меньшей степени прогноз этих событий будет интенсивно эмоционально оцениваться и переживаться [7]. Изучение отношения, взгляда человека на свое будущее и прошлое происходит часто путем побуждения людей в экспериментальной ситуации припомнить значимые эпизоды своей жизни [9]. Так, авторы показывают, что люди легко припоминают прошлые эпизоды, содержащие как взлеты, так и падения, но склонны воображать будущее как целиком позитивное, и не склонны уделять большое внимание негативным аспектам будущего. При попытке воспроизвести будущие

возможные позитивные и негативные события позитивные — воспроизводились сразу, а негативные требовали на это больше времени.

Для объяснения подобных феноменов продуктивным представляется концепция М.Ш. Магомед-Эминова, в которой показано, что темпоральность выступает как темпоральная деятельность человека, как деятельность по конструированию, порождению временной формы. Временная форма рассматривается четырехмерно: три модуса времени связываются в протяженную целостность. Если следовать этому подходу, то временную перспективу следует дифференцировать: на временную форму и конструирование человеком временной формы, то есть временной перспективы.

Временная перспектива с точки зрения различных аспектов ее традиционного изучения: динамическая Я-концепция, автобиографические воспоминания, а также протяженность, структурированность, плотность, экспансивность временной перспективы, соотношение ее с различными возрастными этапами и т. д. — также может быть подвергнуты дифференциации. Так, например, темпоральную идентичность человека, а также «автобиографическую» идентичность личности необходимо отличать от темпоральной работы личности, в которой эта идентичность конструируется. Следовательно, во временной перспективе отмечается размещение бывшей, настоящей и будущей идентичности. Очевидно, что без признания темпоральной работы связывания этих темпоральных форм идентичности, связывания в темпоральной протяженности целостности мы не может объяснить целостность человека.

Для дальнейшего обобщения и анализа понятия временной перспективы выдвинем следующее определение: временная перспектива — это темпоральное единство модусов прошлого, настоящего и будущего в истории жизни личности. Конструирование истории бытия личности происходит в темпоральной работе личности: опыт может приобщаться и отчуждаться, размещаться в жизненном мире человека в соответствии со смысловой работой. Опыт жизни не просто вспоминается, а конструируется в работе личности и размещается в пространстве жизненного мира в единстве модусов настоящего, прошлого и будущего.

Литература

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

2. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.

3. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология. Т.1. М., 2008.

4. Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии ЧАЭС // Психологический журнал. 2004. №3. С. 44-52.

5. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. 2000. №4. С. 5-21.

6. Нуркова В.В., Митина О.В., Янченко Е.В. Автобиографическая память: «сгущения» в субъективной картине прошлого // Психологический журнал. 2005. №2. С. 22-32

7. Buehler R., McFarland C. Intensity bias in affective forecasting the role of temporal focus // Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol. 27. P. 1480-1493.

8. Mazzoni G., Vannucci M. Hindsight bias, the misinformation effect, and false autobiographical memories // Social Cognition. 2007. Vol.25. P. 203-220.

9. Newby-ClarkI.R., Ross M. Conceiving the past and future // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. P. 807-818.

10. Sanitioso R.B. Motivated self and recall: visual perspectives in remembering past behaviors // European Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 38. P. 566-575.

© Квасова О.Г., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.