Научная статья на тему 'ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ'

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная торговля / импорт / экспорт / торговая теория / отрасль сравнительного преимущества / специализация / international trade / import / export / trade theory / industry of comparative advantage / specialization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Кристина Владимировна

В статье дано представление о выгодности страны от международной торговли. Основное внимание уделено изучению теории развития международной торговли: неоклассическая теория – отраслевая специализация (межотраслевая торговля); новая теория – специализация в разновидностях товара одной отрасли (внутриотраслевая торговля); новейшая теория – либерализация торговли. Исследование динамики внешней торговли России позволило выявить причины роста и сокращения торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORIES OF DEVELOPMENT AND THE CURRENT STATE OF INTERNATIONAL TRADE

The article gives an idea of the country's profitability from international trade. The main attention is paid to the study of the theory of the development of international trade: neoclassical theory industry specialization (intersectoral trade); new theory – specialization in varieties of goods in one industry (intra– industry trade); the latest theory – trade liberalization. The study of the dynamics of Russia's foreign trade revealed the reasons for the growth and decline of trade.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 339.5

DOI 10.47581/2023/IE-02/Salnikova.01 Сальникова Кристина Владимировна,

канд.экон.наук, доцент кафедры менеджмента Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, г. Ижевск, Россия (e-mail: kristina-zhelnova@yandex.ru)

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙТОРГОВЛИ

В статье дано представление о выгодности страны от международной торговли. Основное внимание уделено изучению теории развития международной торговли: неоклассическая теория - отраслевая специализация (межотраслевая торговля); новая теория - специализация в разновидностях товара одной отрасли (внутриотраслевая торговля); новейшая теория - либерализация торговли. Исследование динамики внешней торговли России позволило выявить причины роста и сокращения торговли.

Ключевые слова: международная торговля, импорт, экспорт, торговая теория, отрасль сравнительного преимущества, специализация.

Постараемся разобраться и дать ответ на вопрос теории международной торговли: «Почему странам выгодно торговать?».

Теоретические обоснования процессов международной торговли представлены в теориях А.Смита, Д. Рикардо, Хекшера-Олина, парадокса Леонтьева, П. Самуэльсона и Р. Джонса, А. Маршалла, Т. Рыбчинского и др. [1].

Представители классической политической экономии Адам Смит (17231790) и Давид Рикардо (1772-1823) автор книги «Начало политической экономии» (1817) внесли понимание в смысл международной торговли. В последующие годы теория развивается, при этом не только меняется понимание торговли, но и сама торговля меняется. Неоклассическая теория указывает, что выигрыш от торговли формируется за счет того, что страны, будучи участниками международного обмена, могут специализироваться, то есть выигрыш образуется от перераспределения ресурсов между отраслями (специализация в отраслевом разрезе).

Если в условиях отсутствия торговли отсутствует обмен товарами (услугами) между странами, а каждая страна потребляет то, что производит сама, то в этих условиях страна вынуждена производить все товары, на которые имеется спрос и распределять свои ограниченные ресурсы между большим количеством секторов экономики, где производятся товары необходимые для потребления собственной страной. Эта ситуация (автаркическая) будет заведомо хуже ситуации, когда страна специализируется в каком-то наборе товаров. Причем это набор не случайных товаров, они

подчиняются определенным законам торговли, и специализация позволяет ей сосредоточить ресурсы в некотором секторе отрасли, которую называют отрасль сравнительного преимущества. Разместив свои ограниченные трудовые и капитальные ресурсы в этих секторах, страна более эффективно использует их, потому что эти сектора, в которых она имеет преимущество определенные. То есть страна более производительна сравнительно, чем в других секторах и, ограничивая свое производство этими секторами, в последующем она может обменять часть произведенного товара на товары, которые она не производит на мировом рынке.

Таким образом, специализация стран в отдельных отраслях сравнительного преимущества является тем самым каналом неоклассической теории, который формирует выигрыш странам от международной торговли. То есть выигрыш состоит в том, что мы более эффективно используем ресурсы, не производим те товары, в которых у нас нет преимуществ, которые не производительны. Мы можем производить, но это будет менее производительно, чем, если эти товары произведет какая-то другая страна, которая в этих секторах сравнительно более производительна. Этот выигрыш связан напрямую с теорией сравнительного (относительного) преимущества, которую сформулировал Давид Рикардо в книге «О принципах политической экономии и налогообложения» (1817) и которая в дальнейшем развивалась до первой половины 20 века. Благодаря сравнительным преимуществам, все участвующие стороны способны обретать выгоду от взаимодействия или торговли.

Во второй половине 20 века появилась новая теория, которая подчеркивает другой механизм выигрыша в международной торговле. Это тоже выигрыш от специализации, она всегда является обязательным элементом международной торговли. Новая теория подчеркивает то, что в рамках одной отрасли выигрыш от перераспределения ресурсов между производителями разных разновидностей товара в одной и той же отрасли является важным элементом выигрыша от торговли или, другими словами, специализация в разновидностях товара одной отрасли. Специализация в рамках производства одного товара позволяет снизить издержки на производство одной единицы товара. Такое условие требует наличие возрастающей отдачи от масштаба в производстве, то есть чем больше товара производит организация, специализирующаяся на производстве этого товара (разновидность одного товара), тем ниже издержки производства одной единицы продукции. Как правило, мы связываем такого рода производство с наличием фиксированных издержек, которые организация должна понести, даже еще не начав производить товары.

Новейшая история (начало 21 века) связана с именем Марком Мелицем (1968), который подчеркивает то, что перераспределение между разновидностями товара не случайное внутри в рамках одной отрасли, где есть производители разных разновидностей товара. Новейшая теория указывает, что специализация происходит не просто в случайных разновидностях это-

го товара, а специализация и увеличение объема рынка более производительных производителей с точки зрения своих затрат, использования своих ресурсов и расширения своего производства в условиях международной торговли за счет вытеснения с рынка менее производительных организаций этой отрасли. То есть направленное перераспределение ресурсов в пользу более высокопроизводительных организаций. Другими словами, новейшая теория предусматривает выигрыш от перераспределения долей рынка от менее производительных организаций в пользу более производительных в одной и той же отрасли.

Модель Мелица (2003) исходит из того, что фирмы, даже действующие в одной отрасли, различаются по уровню производительности. Только наиболее продуктивные и прибыльные фирмы могут выдержать высокие невосполнимые издержки, например, по созданию нового экспортного товара, адаптированного к потребностям зарубежного рынка. Кроме того, фирмы несут постоянные издержки, которые не зависят от объемов производства (аренда, коммунальные услуги, проценты по кредитам, амортизация). Их фирма вынуждена платить независимо от того, сколько товаров и услуг она производит. Невосполнимые и постоянные издержки тем выше, чем больше количество стран, куда фирма направляет свой экспорт, - в каждой надо, например, создать представительство, маркетинговую сеть, сервисные центры и т. д. В силу высоких постоянных издержек только наиболее производительные и прибыльные фирмы могут позволить себе экспортировать [2].

В случае с неоклассической теорией (отраслевой специализацией) международная торговля позволяет специализироваться стране в отдельных секторах, а дальше обменивать свои продукты на всю потребительскую корзину на мировом рынке. Это выгодно каждой стране, каждому участнику-стране от такой торговли, потому что повышается эффективность использования ресурсов за счет специализации. При этом источником специализации сравнительных преимуществ являются различия стран и регионов по уровню запасов ресурсов, трудовых, капитальных, природных, технологических ресурсов и в силу этих различий страны имеют сравнительное преимущество в тех или иных отраслях. Даже, если страна хуже, чем все остальные страны, все равно у нее будет сравнительное преимущество, то есть это будут как раз те сектора, в которых проигрыш от других стран будет ниже, чем в других отраслях. Если в одной отрасли проигрыш от мировой производительности 10%, в другой - 20%, в третьей - 30%, то те сектора, где проигрыш меньше, то есть 10% - это будут сектора сравнительного (относительного) преимущества. Именно специализация в них позволит стране отказаться от производства тех товаров, которые она хуже производит, чем другие страны, что позволяет стране сосредоточить ресурсы в секторах сравнительного преимущества и повысить конкурентоспособность.

Таким образом, специализация в отраслях, в которых страна имеет сравнительное преимущество, позволяет снизить издержки производства, увеличить доход экономики, то есть повысить конкурентоспособность. Объем торговли и выигрыш от торговли тем выше, чем больше различий между торгующими странами.

Механизм роста «неоклассической» эффективности в рамках глобальной экономики - страны отказываются от производства товаров, которые производить у себя очень дорого (неэффективно) и они импортируют эти товары, которые дешевле производить за рубежом. А те товары, которые в стране относительно стоимости производства ниже, чем в мире, она экспортирует.

Таким образом, импортируются товары, относительные цены которых при производстве внутри страны / территории выше относительных мировых цен; экспортируются товары, относительная стоимость производства которых ниже относительных мировых цен. Ресурсы, высвобожденные из производства импортных товаров, используются для расширения экспортного производства в стране. Оба канала (дешевый импорт, дорогой экспорт) имеют важнейшее значение для роста конкурентоспособности страны.

Если страна не имеет возможности приобрести на мировом рынке этот дешевый импорт, то выигрыш от торговли не реализуется. Поэтому и экспорт, и импорт являются важнейшими элементами, каналами выигрыша от международной торговли в неоклассическом механизме. И эта классическая торговля, когда Великобритания поставляет ткань в Португалию, Португалия поставляет вино в Великобританию, то о чем писал Давид Ри-кардо в начале 19 века - это механизм, который долгие годы доминировал в международной торговле. Но ситуация меняется во второй половине 20 века, начинает расти торговля, которая не описывается неоклассическим механизмом. Например, автомобили (мерседес), производимые в Европе экспортируются в США, от которых в Европу экспортируются другие автомобили (форд) - это один и тот же товар с точки зрения его полезности, который он приносит потребителям. Зачем им перемещаться, если страны могут обеспечить себя сами в классическом понимании международной торговли? Доля такой внутриотраслевой торговли (ранее - межотраслевая торговля) никак неоклассической теорией не объясняется, в которой должны специализироваться в секторах, в которых сравнительно лучше, чем наши партнеры.

Стандартным инструментом анализа внутриотраслевой торговли являются индексы Балассы и основанные на них индексы Грубеля-Ллойда. Впервые в литературе подход предложен в 1960-х (Баласса, 1966), далее индексы модифицированы в классической работе (Грубель, Ллойд, 1975). Под внутриотраслевой торговлей авторами понимается наличие экспортных/импортных торговых потоков в рамках отраслей между странами.

Формула расчета индекса внутриотраслевой торговли для случая двух стран и одной отрасли следующая:

|Х-М|

СгиЬег — ЫоуЛ = 1--

* Х + М

где X - экспорт товара, М - импорт товара.

Индекс Грубеля-Ллойда принимает значение 1 в случае равенства экспорта импорту, то есть идеальной внутриотраслевой торговли, когда сильная взаимосвязь рынков (отраслей) двух стран и 0 — в случае наличия только экспорта или только импорта. Чем ближе значение индекса к 1, тем больше пересечение отраслевых торговых потоков, что означает рост качества внутриотраслевой торговли. Формула обобщается как на группы отраслей, так и группы стран [3].

После Второй мировой войны международный обмен схожими товарами становится больше. Сегодняшнее объяснение базируется на следующих элементах:

1) разнообразие ассортимента одного продукта на рынке - одно из важнейших преимуществ, которые обеспечивает торговля:

- потребитель любит разнообразие конечного продукта;

- производители экономят на издержках, когда велико разнообразие комплектующих на рынке;

- растет конкуренция;

2) специализация в международной торговле дает возможность реализовать эффект масштаба и при этом обеспечить более высокий уровень разнообразия для потребителей:

- сокращая разнообразие товаров, производимых отечественными потребителями, экономика сокращает непроизводительные расходы;

- доступ к международному рынку с лихвой компенсирует потерю разнообразия.

Чем более похожи страны-партнеры, тем больше возможностей для такой торговли. Все это описывает новая теория.

Новейшая теория международной торговли (конец 20 - начало 21 вв.) ознаменована развитием компьютерных технологий, сбором и методологией обработки данных. Цифровизация дала доступ к большому количеству данных на разном уровне, то есть можем анализировать не только о том, чем торгует страна, но и чем и как торгуют фирмы внутри стран. Субъектом торговли является не страна, а фирма, которая заключает контракт с фирмой за рубежом и таким образом, поставляя по контракту товары формируется международная торговля, то есть межотраслевые потоки товаров, за которыми стоят фирмы.

Фирмы в экономике сильно отличаются между собой по размеру, производительности и т. д. Анализ фирм стал возможным, когда появились мас-

сивы данных (микроэкономика), в результате которых выявлены следующие особенности:

- фирм-экпортеров не много, в развитых странах около 20% фирм являются экспортерами. Статистика свидетельствует, что доля экспортеров в обрабатывающей промышленности в 2018г. составляла 6%. Даже, если с добывающей промышленностью, то доля экспортеров сильно не изменится 6-7%. Экспортеров в российской экономике мало как в обрабатывающей промышленности, так и в целом в промышленности. Если проанализировать после ковидную ситуацию 2020 года, то динамика по доле экспортеров в лучшую сторону не поменялась;

- фирмы-экспортеры есть почти во всех отраслях. Нет отраслей, в которых все фирмы экспортируют;

- основную долю продукции фирмы-экспортеры продают на внутреннем рынке;

- экспортеры в среднем лучше, чем остальные фирмы в экономике -«премия за экспорт» (крупнее, выше производительность, больше капитала на работника);

- экспорт страны в большей степени растет за счет выхода новых фирм и новых товаров на экспорт, чем за счет роста объемов экспорта существующих экспортных товаров существующими экспортерами;

- экспорт очень концентрирован - в среднем в странах мира 10% крупнейших экспортеров обеспечивают более 90% объемов экспорта стран.

Наблюдаемые закономерности объясняются механизмом торговли:

1) в каждой отрасли экономики работают фирмы с высоким и низким уровнем производительности. Более высокопроизводительные фирмы выпускают больше продукции, продают ее по по более низкой цене и получают более высокие прибыли. Фирмы разной производительности находятся в рамках одной отрасли;

2) для выхода на рыки других стран фирма должна понести определенные издержки — издержки доступа на зарубежный рынок (информационные, налаживание контактов, адаптации продукта, выстраивание логистики). Часть издержек диктуется зарубежным рынком, часть — отечественным;

3) заплатить издержки доступа на зарубежный рынок могут не все фирмы, а только те, производительность которых достаточна высокая, у которых достаточно прибыли от работы на внутреннем рынке. Экспортируют более производительные фирмы. Наличие издержек для входа на зарубежный рынок отсекает часть низкопроизводительных фирм и их возможность экспортировать, они будут обслуживать только внутренний рынок;

4) поставки на зарубежный рынок также требуют дополнительных расходов по сравнению с поставками на внутренний рынок — торговые (таможенные), страховые, транспортные, логистические издержки и т.д.

Неоднородность фирм - дополнительный источник выигрыша от международной торговли. Либерализация торговли выгодна фирмам-экспортерам, но не фирмам, обслуживающим исключительно внутренний рынок. Для того чтобы в условиях либерализации поставить больше продукции на зарубежный рынок отечественным фирмам нужны ресурсы (природные, трудовые, материальные, финансовые). Фирмы-экспортеры должны потеснить на своем же рынке свои же отечественные фирмы в том же секторе, в первую очередь, но низко производительных. Это является механизмом, который в условиях международной торговли либерализации позволяет перераспределить долю рынка в пользу более высокопроизводительных фирм.

Таким образом, либерализация торговли в новейшей торговой теории -это важный механизм роста конкурентоспособности за счет перераспределения внутри отрасли ресурсов в пользу высокопроизводительных фирм.

Текущее положение внешней торговли России находится в стабильном состоянии. Об этом свидетельствуют данные официального сайта «Банк России», согласно которому внешнеторговый оборот России по итогам 2022 года составил 868 680 млн. долл. США и вырос на 8,8% к уровню 2021 года и на 51,4% к уровню 2020 года [4] (рисунок 1).

внешнеторговый оборот, млн.долл.США ■ сальдо торгового баланса, млн.долл.США

868680

798364

2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Источник: официальный сайт Банк России

Рисунок 1 - Внешняя торговля Российской Федерации товарами (по методологии платежного баланса)

Как показывает обзор состояния и тенденций развития торговли, то наблюдается тренд в сторону увеличения роста торговли. По итогам 2022 года наибольший прирост экспорта в стоимостном выражении показали поставки продукции топливно-энергетического сектора. Наибольший рост экспорта показали такие категории как цинк и изделия из него - экспорт вырос на 577,4%, что связано с ростом спроса на данные изделия. Далее -никель и изделия из него (289,9%). Россия остается одним из крупнейших поставщиков никеля в мире, занимая чуть более 10% мирового рынка (и находясь на 3-м месте после Индонезии и Филиппин) [5].

По итогам 2022 года основной вклад в снижение импорта внесли три товарные позиции: средства наземного транспорта (41,5%), электрические

машины и оборудование (19,1%), а также котлы и механическое оборудование (13,1%). В общей сложности на долю указанных товаров пришлось около 75% от общего снижения импорта товаров в Россию, что является отражением высокой зависимости от импорта технологической продукции из недружественных стран, которые не могут быть одномоментно замещены поставщиками из других стран [5].

Пострадали больше всего из-за сложной геополитической обстановки производственные сектора, сбыт которых был направлен на экспорт. К ним относятся деревообработка, металлургическое производство, химическая отрасль. Также зафиксировано сокращение производственных объёмов в отраслях, которые в большей степени зависят от импортных комплектующих, материалов, машин и оборудования. К ним относятся автомобилестроение и лёгкая промышленность [6].

Наибольшие потери несет автомобильная промышленность. Это отрасль с большим использованием технологий, и ей нужна высокая международная интеграция. Поэтому с потерей доступа к импортным деталям и уходом иностранных компаний производство в мае упало на 97% год к году [7] (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика производства легковых машин

Динамика промышленного производства по итогам 2022 года демонстрирует следующее [8]:

- индекс промышленного производства составил -0,6% г/г;

- выпуск обрабатывающих производств снизился на -1,3% г/г;

- умеренный рост показала пищевая промышленность (+0,5% г/г);

- химический комплекс продемонстрировал снижение выпуска на -1,5% г/г. Исключением стала фармацевтическая промышленность, рост которой составил +8,6% г/г;

- в производстве кокса и нефтепродуктов также наблюдался спад -0,4% г/г;

- деревообрабатывающий комплекс показал снижение -3,7% г/г. Кроме того, объём производства бумаги и бумажных изделий сохранился на уровне прошлого года (+0,0% г/г);

- наибольшее влияние внешние ограничения оказали на динамику машиностроительного комплекса: -8,6% г/г по итогам года. Исключением стало производство компьютеров, электроники и оптики, а также производство машин и оборудования, где по итогам года зафиксирован рост +1,7% г/г и +1,9% г/г соответственно;

- добывающая промышленность показала умеренный рост на +0,8% г/г. Основной положительный вклад в рост добывающих отраслей внесли добыча сырой нефти и природного газа (+0,7% г/г);

- в сфере электроэнергетики и водоснабжения наблюдалась разнонаправленная динамика. Сектор обеспечения электроэнергией, газом и паром показал умеренный рост на +0,1% г/г. Сектор водоснабжения, водоотведе-ния и утилизации отходов снизился на -6,1% г/г (-8,2% г/г в декабре), однако его вклад в общий объём промышленного производства невысок (около 1,5%).

Торговля растет быстрее, чем мировой выпуск, все больше товаров участвуют в международном обмене, что свидетельствует о выгодности.

Список литературы

1. Бородин К. Г. Теории международной торговли и торговая политика // Российский внешнеэкономический вестник. 2005. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-mezhdunarodnoy-torgovli-i-torgovaya-politika (дата обращения: 08.04.2023).

2. I Семинар-совещание «Обсуждение предложений к национальной экспортной стратегии. Развитие экспорта: эксплуатация существующей модели или становление новой?» (3 апреля 2015 г., Москва, ул. Мясницкая, 20) // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Институт торговой политики URL: https://tradepol.hse.ru/discussion6 (дата обращения: 05.04.2023).

3. Grubel H., Lloyd P. Intra-Industry Trade: The Theory and Measurement of International Trade in Differentiated Product. London, 1975. P. 5.

4. Внешняя торговля Российской Федерации товарами (по методологии платежного баланса) / [Электронный ресурс] // Банк России: [сайт]. — URL: https://cbr.ru/search/?text=внешняя+торговля (дата обращения: 01.04.2023).

5. Возвращение статистики: как Россия торговала в 2022 году / Ирина Сидорина [Электронный ресурс] // Эксперт: [сайт]. — URL: https://expert.ru/2023/03/13/vozvrascheniye-statistiki-kak-rossiya-torgovala-v-2022-godu/ (дата обращения: 01.04.2023).

6. Брякова В.В. Статистический анализ промышленного производства в России в 2022 году // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-promyshlennogo-proizvodstva-v-rossii-v-2022-godu (дата обращения: 30.03.2023).

7. Российский рынок готов к росту / [Электронный ресурс] // Тинь-кофф: [сайт]. — URL: https://www.tmkoff.ru/mvest/research/strategy/2022-2023-russian-market/ (дата обращения: 01.04.2023).

8. О динамике промышленного производства / [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL:

https://www.economy.gov.ru/material/file/7c5bbc232751c13c9a0af1685073009 d/2023_02_01.pdf (дата обращения: 01.04.2023).

Salnikova Kristina Vladimirovna, Candidate of Economics Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov, Izhevsk, Russia

(e-mail: kristina-zhelnova@yandex.ru)

THEORIES OF DEVELOPMENT AND THE CURRENT STATE OF INTERNATIONAL TRADE

The article gives an idea of the country's profitability from international trade. The main attention is paid to the study of the theory of the development of international trade: neoclassical theory - industry specialization (intersectoral trade); new theory - specialization in varieties of goods in one industry (intra-industry trade); the latest theory - trade liberalization. The study of the dynamics of Russia's foreign trade revealed the reasons for the growth and decline of trade.

Keywords: international trade, import, export, trade theory, industry of comparative advantage, specialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.