Научная статья на тему 'Возможности теоретического объяснения процессов внутриотраслевой торговли'

Возможности теоретического объяснения процессов внутриотраслевой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
203
116
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Волгина Н. А.

Статья посвящена анализу теорий внутриотраслевой торговли (ВОТ) относительно нового феномена международного бизнеса. Рассматриваются теории ВОТ гомогенными товарами (модель взаимного демпинга Брандера-Кругмана) и ВОТ дифференцированными товарами (модель «базовых свойств» Ланкастера и модель «любовь к разнообразию» Дикзита-Стиглица).

Intra-Industry Trade: Possibilities for Theoretical Interpretation

The article is devoted to the analysis of the theories of intra-industry trade relatively new phenomenon in international business. The author examines theories of intra-industry trade of homogeneous goods («the model of reciprocal dumping» by Brander and Krugman) and theories of intra-industry trade of differentiated goods (the «core property model» by Lancaster and «love for variety model» by Dixit and Stiglitz).

Текст научной работы на тему «Возможности теоретического объяснения процессов внутриотраслевой торговли»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ ТОРГОВЛИ

Н.А. ВОЛГИНА

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

Статья посвящена анализу теорий внутриотраслевой торговли (ВОТ)- относительно нового феномена международного бизнеса. Рассматриваются теории ВОТ гомогенными товарами (модель взаимного демпинга Брандера-Кругмана) и ВОТ дифференцированными товарами ( модель «базовых свойств» Ланкастера и модель «любовь к разнообразию» Дикзи-та-Стиглица).

До середины XX в. анализ международной торговли проводился в рамках неоклассической концепции сравнительного преимущества, которая давала хорошие результаты, как с точки зрения объяснения структуры товарных потоков, так и с точки зрения предсказания будущих тенденций. Однако когда с начала 1950-х гг. ограниченность неоклассического подхода к объяснению международной торговли стала очевидной, стали появляться новые, альтернативные неоклассическим модели, которые пытались объяснить особенности современной торговли с новых, «нестандартных» позиций. Альтернативные подходы предлагались как средство преодоления трудностей, с которыми столкнулась неоклассическая парадигма. Эти трудности можно кратко охарактеризовать следующим образом. Во-первых, эмпирические проверки моделей в рамках теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина - одной из наиболее известных неоклассических моделей - не всегда подтверждали обоснованность этой теории. Во-вторых, некоторые допущения, на которых строилась неоклассическая теория международной торговли, вошли в явное противоречие с действительностью и нуждались в существенной корректировке. И, в-третьих, и это самое важное, неоклассические модели уже были не в состоянии адекватно объяснить складывающиеся реальные тенденции международной торговли. Так, в соответствии с неоклассическим подходом, международная торговля базируется на разнице в обеспеченности стран различными факторами производства. В действительности же к началу 1950-х гг. значительная часть торговли происходила не между развивающимися и развитыми странами (как предполагала теория Хекшера - Олина), а между развитыми странами.

Преодоление возникших трудностей пошло по пути ослабления некоторых допущений теоретического анализа и построения на новом базисе альтернативных концепций - технологических теорий международной торговли, моделей международной торговли в условиях эффекта масштаба и несовершенной конкуренции, моделей внутриотраслевой торговли, пересекающегося спроса и пр.

Альтернативные теории международной торговли в свете ослабления допущений теории Хекшера-Олина

Различные модели в рамках теории Хекшера-Олина [1] строились на сходных допущениях, важнейшие из которых состоят в том, что предполагаются постоянный эффект масштаба и совершенная конкуренция на всех товарных и факторных рынках, идентичная технология, применяемая странами при производстве товаров, идентичные вкусы и предпочтения потребителей в торгующих странах, отсутствие международной мобильности факторов производства, отсутствие транспортных издержек и протекционистских барьеров, а также полное и оптимальное использование ресурсов.

Безусловно, такие допущения не отражают реальности: на самом деле фирмы стараются работать в условиях возрастающего эффекта масштаба, ситуация на мировых рынках далека от совершенной конкуренции, компании разных стран используют различную и, что еще более важно, постоянно изменяющуюся технологию, мобильность капитала и трудовых ресурсов неуклонно возрастает, не говоря уже о том, что транспортные издержки и таможенно-тарифные барьеры значительно увеличивают цену экспортного товара и т. д.

Ослабление этих допущений может приводить к различным теоретическим результатам: как к модификации, своеобразному обновлению неоклассического подхода, так и к появлению абсолютно новых подходов и концепций. Так, ослабление допущения об использовании идентичной технологии и введение в анализ предпосылки о возможности изменений в технологии привело к появлению динамических технологических концепций международной торговли - теории технологического разрыва Познера, теории жизненного цикла товара Вернона и др. Признание того факта, что эффект масштаба производства в условиях несовершенных рынков может стать базисом для внешней торговли стран, стимулировало появлению моделей международной торговли в условиях несовершенной конкуренции, в частности, модели Кругмана о торговле в условиях монополистической конкуренции. Введение в анализ сходства предпочтений потребителей в различных странах привела к появлению теории пересекающегося спроса Линдера. Значительная часть теоретических усилий была сосредоточена и на объяснении совершенного нового феномена - внутриотраслевой торговли, которая развивалась очень быстрыми темпами, и никак не могла быть объяснена с неоклассических позиций.

Внутриотраслевая торговля и возможности ее теоретического объяснения

Значительная и постоянно растущая часть современной международной торговли является не межотраслевой (обмен товарами разных отраслей), а внутриотраслевой (ВОТ), при которой одна и та же страна импортирует и экспортирует товары одной и той же отрасли. Так, компьютеры 1ВМ экспортируются во многие страны, и в то же время американцы импортируют компьютеры, сделанные, например, №-1асЬ1, ЫЕС и другими иностранными компаниями. Британия и Германия торгуют Мерседесами и Ягуарами друг с другом. Список подобных примеров можно легко продолжить.

Почему страны экспортируют и импортируют продукты одной и той же отрасли? Объяснение этому факту трудно найти, оставаясь в границах неоклассической теории торговли, поскольку она учитывает только межотраслевую торговлю, основанную на сравнительных преимуществах. Внутриотраслевой обмен не отражает сравнительных преимуществ, он возникает в условиях несовершенных рынков и использования экономии от масштаба производства, а также вследствие некоторых других факторов. Поэтому и теории, объясняющие межотраслевые и внутриотрас-

левые потоки товаров, существенно различаются. Как теория объясняет причины ВОТ? Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести различие между торговлей идентичными или гомогенными товарами и торговлей дифференцированными или гетерогенными товарами. Как правило, ВОТ означает обмен дифференцированными товарами одной и той же отрасли, но встречается и внутриотраслевая торговля гомогенными, т.е. идентичными товарами.

Гомогенные и дифференцированные и товары.

Гомогенность - это свойство товаров и услуг, а также факторов производства, благодаря которым поставщики и потребители их не различают. Существуют различные способы определения гомогенных товаров. Говорят, что товары являются гомогенными, однородными или функционально идентичными товарами, если все они выступают совершенными заменителями друг друга. Еще один способ определения гомогенных товаров состоит в том, что гомогенные товары имеют высокую положительную кросс-эластичность спроса. Это означает, что рост цены одного товара вызовет неопределенное увеличение спроса на другой товар, поскольку потребители переключат все свои покупки на товар, который дешевле. Неоклассическая теория международной торговли предполагала, что все торгуемые товары -гомогенны, поскольку это сочетается с допущением о совершенной конкуренции.

Однако многие товары не удовлетворяют полностью этому допущению о гомогенности. Как противоположность гомогенным товарам выделяют дифференцированные товары - товары, которые не обладают, с точки зрения покупателей, идентичным сочетанием свойств. Наиболее часто приводимый пример в этом случае -рынок автомобилей. Во всем мире производители выпускают на рынок различные модификации машин: американские автомобили отличаются от японских, немецкие от французских и т.д. Все крупные промышленные страны одновременно экспортируют и импортируют автомобили. Это происходит потому, что потребители не рассматривают различные марки и модели автомобилей как совершенные субституты. Поэтому наиболее удовлетворительное объяснение ВОТ промышленными товарами - это дифференциация товаров. Однако изучение ВОТ мы начнем с анализа причин ВОТ гомогенными товарами.

Внутриотраслевая торговля гомогенными товарами: отдельные случаи

ВОТ может принимать форму торговли гомогенными товарами в целом ряде случаев: это - трансграничная торговля, совместное производство и совместное потребление; транзитная торговля и др. Рассмотрим эти ситуации.

Трансграничная торговля.

ВОТ функционально идентичными товарами может принимать форму трансграничной торговли между странами, которые имеют общую границу. В этом случае решающими факторами торговли выступают либо минимизация транспортных издержек, либо специфика сезонной торговли. Примерами может служить торговля кирпичом, углем, стеклянными бутылками, овощами, фруктами, другими сезонными товарами. Производство конечного продукта в этих случаях должно быть максимально приближено к потребителю. Схематически трансграничная торговля представлена на рис. 1.

случай размещения производства или случай сезонной торговли

На рис. 1 фирма РЛ в стране А и фирма Рв в стране В производят один и тот же товар, хотя размещены в разных странах. Потребители СА и Св покупают этот товар. Вследствие специфического местоположения производителей и потребителей данного товара вполне вероятно, что потребители товара в обеих странах предпочтут закупать его за границей: потребитель СА - у фирмы Рв и потребитель Св - у фирмы ВА, поскольку это позволит снизить транспортные издержки - ведь расстояние от РА до Св (и от Рв до СЛ) значительно меньше, чем расстояние от РА до СА (и от Рв до Св) В результате страны А и В будут одновременно и экспортировать, и импортировать один и тот же товар.

Элемент сезонности в международной торговле также может стать причиной ВОТ гомогенными товарами, в первую очередь, сельскохозяйственными товарами. Так, страны северного полушария (страна А) могут экспортировать определенные товары летом и импортировать их зимой из стран южного полушария (страна В). Поскольку государства представляют статистические отчеты о внешней торговле страны в основном на ежегодной основе, летний экспорт и зимний импорт «превращаются» в одновременный экспорт и импорт одного и того же товара.

Совместное производство и совместное потребление.

Некоторые товары, например нефтехимические (бензин, керосин, этилен и др.) производятся на крупных предприятиях, которые снабжают внутренний рынок. Часто эти предприятия находятся в совместном владении фирм различной национальной принадлежности. В то же самое время объемы производства этих товаров не могут быть легко изменены. Однако может возникать ситуация, когда внутренний спрос не будет полностью соответствовать имеющемуся предложению. В таком случае может возникать избыточный спрос на одни товары, и избыточное предложение для других. Равновесие может достигаться за счет экспорта и импорта необходимых товаров, что приведет к внутриотраслевой торговле. Аналогичная ситуация может возникать и при совместном потреблении некоторых товаров.

Транзитная торговля.

Транзитная торговля (иногда ее называют ре-экспортной) означает торговлю, когда товар экспортируется не для продажи на рынке страны импортера, а в целях последующего ре-экспорта. Транзитная страна или порт предоставляют особые ус-

луги по хранению товара на складе, его маркировке и упаковке, а также финансовые услуги для ускорения экспорта этого товара оптовому торговцу за рубежом. Традиционно значительная часть транзитной торговли проходила через Лондон, однако сейчас его значение упало, и центрами транзитной торговли в настоящее время считаются голландский порт Роттердам, а также Сингапур и Гонконг. Очень большая часть такой торговли проходит в статистике как ВОТ.

Модель взаимного демпинга Брандера-Кругмана

Модель взаимного демпинга (reciprocal dumping) была предложена американскими экономистами Дж.Брандером и П.Кругманом в работах начала 1980-х гг. [2] Это модель ВОТ гомогенным товаром между двумя странами, у которых внутренний рынок этого товара монополизирован только одним продавцом. Эта модель анализирует, что произойдет, если страны вступят в торговлю.

Допущения модели.

Модель предполагает, что обе страны идентичны во всех отношениях, т.е. они одинаковы по размеру, наборам факторов производства, предпочтением потребителей и пр. В отсутствии торговли на рынке каждой из стран существует только один монополист, производящий данный гомогенный товар.

Важная черта этой модели состоит в допущении относительно поведения фирм на рынке, структура которого отлична от совершенной конкуренции, где фирмы принимают решение только относительно объема производства, при котором прибыль максимизируется, причем это решение не влияет на уровень цен на рынке. Иная ситуация возникает на олигополистическом рынке, где каждый продавец является настолько крупным, что его решение относительно объема производства оказывает влияние и на рынок в целом, и на решения других олигополистов. Фирмы, следовательно, действуют, принимая во внимание реакцию конкурентов. Французский математик Антуан Огюстен Курно в 1838 г. [3] предложил модель поведения фирм на олигополистическом рынке, основанную на предположении, что каждая из двух фирм будет максимизировать свою прибыль, считая, что объем производства конкурента будет оставаться постоянным. Цена, максимизирующая прибыль, определяется путем приравнивания к нулю предельного дохода, что будет соответствовать объему производства, точно равному половине рыночного спроса при нулевой цене. Модель получила название дуополии Курно, и именно этот подход использовали Брандер и Кругман в отношении поведения фирм. То есть, фирмы фиксируют объем производства на наиболее прибыльном для них уровне и рассматривают цену просто как результат такого решения.

Попутно отметим, что существуют и другие подходы к оценке поведения фирм на олигополистическом рынке. Альтернативное допущение состоит в том, что цена рассматривается фирмами как целевая переменная, а объем производства - как результат. Другими словами, фирмы фиксируют цену на наиболее прибыльном для них уровне и производят столько, сколько они смогут продать при таком уровне цен. Такой подход известен как модель конкуренции по типу Бертрана (Bertrand competition).

Ситуация дуополии в модели Брандера-Кругмана.

В условиях дуополии, когда обе страны идентичны во всех отношениях, каждый производитель будет продавать определенное количество товара на своем собственном рынке и вывозить оставшуюся часть на рынок конкурента, который посту-

пает аналогичным образом. Схематически действия обоих монополистов представлены на рис.2.

Теперь покажем, что в условиях конкуренции по Курно и при нулевых транспортных издержках производитель 1 будет продавать на внутреннем рынке ровно половину своего выпуска и экспортировать другую половину на рынок производителя 2. Рассмотрим графическую иллюстрацию этой ситуации на рис.З.

(Иностранный производитель 2)

____________О________________д2 д4 д*_______________С?/ (Местный производитель 1)

Рис.З. Равновесие на олигополистическом рынке при допущениях Курно о поведении фирм

На горизонтальной оси покажем, какое количество товара местный производитель 1 поставляет на внутренний рынок страны 1 - О/. На вертикальной оси покажем, какое количество товара иностранный производитель 2 поставит на внутренний рынок страны 1 - СЬ'. Поскольку мы имеем дело с олигополистическим рынком, каждый производитель может рассматриваться как сталкивающийся с функцией реакции другого производителя (см. рис.2 для наглядности).

Функция реакции каждого из производителей (Ri и R2) показывает, как они будут реагировать на решения об объеме производства своего конкурента. Так, кривая Ri показывает, как местный производитель 1 будет реагировать на изменения в объеме производства иностранного производителя 2, описываемого кривой R2. Кривая R2 показывает, каким образом иностранный производитель 2 будет реагировать на изменения в объеме производства местного производителя 1 (Rt). Кривая функции реакции каждого производителя имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше товара решит продать конкурент, тем менее прибыльным будет продажа товара для другого производителя. Почему кривая Ri на рисунке более крутая, чем кривая R2? Потому что влияние изменения в объеме производства местного производителя на иностранного производителя предполагается более сильными, нежели влияние изменений в производстве иностранного производителя на местного производителя.

Посмотрим, в какой точке установится равновесие на дуополистическом рынке производителей гомогенного товара при отсутствии транспортных издержек. Предположим, что иностранный производитель 2 первоначально выбирает продавать товар в объеме Oqj на внутреннем рынке производителя 1. Местный производитель 1 будет реагировать на это, поставляя товар в объеме 0q2 (точка а на кривой реакции R|). Однако это заставит иностранного производителя 2 сократить производство до 0q3 (точка b на кривой реакции R2). А это, в свою очередь, заставит местного производителя 1 увеличить поставки до 0q4 (точка с на кривой реакции Ri). Эта игра будет продолжаться до тех пор, пока в точке е*, где пересекаются кривые взаимной реакции обоих производителей, не установится равновесие. В этой точке ни один из производителей не будет иметь намерения изменять объем своего выпуска. Очевидно, что через эту точку проходит линия под углом в 45° из начала координат. Это означает, что каждый производитель будет поставлять на экспорт ровно половину от своего выпуска в каждой стране.

Взаимный демпинг в модели дуополии Брандера-Кругмана.

Теперь, допустим существование транспортных издержек при поставке товара на внешний рынок (транспортные издержки на внутреннем рынке предполагаются нулевыми). В этом случае оба производителя опять будут продавать часть своего выпуска потребителям в своих собственных странах и часть выпуска - потребителям другой страны. Однако соотношение внутренних и внешних продаж будет иным: каждый производитель будет поставлять меньше на зарубежный рынок, чем он делал это раньше. Более того, они будут продавать продукт на иностранном рынке по более низкой отгрузочной цене (ex-factory price), по сравнению с ценой на внутреннем рынке. Таков вывод модели Брандера-Кругмана. Ситуация продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене по сравнению с внутреннем рынком носит название демпинга. Поскольку демпинг здесь имеет место на обоих рынках, Брандер и Кругман назвали это явление «взаимный демпинг». Графически модель взаимного демпинга представлена на рис.4.

На левой части рисунка (а) показано положение иностранного производителя 2 с точки зрения его продаж на рынке страны 1. Рисунок на правой стороне (Ь) показывает положение производителя 1 на рынке страны 1, т.е. на своем внутреннем рынке. Каждый производитель производит на условиях MC=MR (при допущении постоянства средних издержек), поскольку в данном случае максимизируется прибыль производителей. Вертикальная ось означает цену товара, а горизонтальная -его количество.

Начнем анализ с позиций местного производителя 1 на своем собственном рынке. Местный производитель 1 производит в точке А, продавая количество товара 0С>1 по цене ОР). (Отметим, что ОР] - одинаковая цена для обоих производителей, поскольку товар является гомогенным). Теперь добавим транспортные издержки в размере к предельным затратам (рис.а). Эффект будет состоять в сдвиге кривой МС вверх для иностранного производителя (но не для местного производителя). Этот сдвиг вверх кривой МС до уровня МСё приведет для иностранного производителя к сокращению количества товара, которое он будет готов поставить на рынок страны 1: с 0С?1 до 0О2.

Рис. 4. Взаимный демпинг в модели дуополии Брандера-Кругмана

Для местного производителя это приведет к следующим последствиям (рис. Ь): кривые АЛ и М11 местного производителя сдвинутся по направлению к кривым АЯ0 и МЯо, поскольку сокращение импорта вызвало увеличение спроса на товар местного производителя, и местный производитель отвечает увеличением производства с уровня 00, до уровня 0О2. Цена также пойдет вверх как для местного, так и для иностранного производителя: с ОР] до 0Р2. Очевидно, что иностранный производитель теперь поставляет меньше на рынок страны 1, а местный производитель - больше. Точно такие же изменения произойдут в стране 2, поскольку транспортные издержки сдвигают вверх кривую МС производителя 1 в стране 2. С первого взгляда кажется, что цена товара одна и та же, как для экспортных продаж, так и для продаж на местном рынке для каждого производителя. Однако, отгрузочная цена однозначно ниже экспортной цены, поскольку первая не включает всех тех надбавок, которые увеличивают цену, когда товар покидает ворота завода (не важно, для продаж на местном или зарубежном рынке). Поскольку транспортные издержки (У\У) поднялись больше чем цена товара на зарубежном рынке, каждый иностранный производитель должен был бы испытывать падение отгрузочной цены для экспортных продаж. Однако, внутренняя цена поднялась. В действительности, часть транспортных издержек ложится на экспортера, и только часть перекладывается на потребителя в форме более высокой цены. Таким образом, происходит демпинг. Поскольку процесс идет в обоих направлениях, явление получило название взаимного, или встречного демпинга.

Таким образом, мы видим, что там, где на рынках доминирует один монопольный продавец, торговля может принимать форму ВОТ или двусторонней торговли

идентичными товарами. С первого взгляда может показаться, что такая торговля представляет собой лишь напрасную трату ресурсов: возникает излишние транспортные расходы, и потребители платят больше, чем они заплатили бы в других случаях. Но с другой стороны, торговля привносит элемент конкуренции на внутренний рынок, который до начала торговли полностью контролировался одним продавцом. При условии, что два монополиста не вступят в сговор, потребители будут получать выгоду по мере того, как конкуренция будет снижать цены. (Кривая АЛ будет становиться все более эластичной, а цена будет все более приближаться к предельным затратам). Возросшая конкуренция будет заставлять производителей искать пути для сокращения издержек. Вместе с тем, если транспортные издержки велики, то потребители могут проиграть.

Внутриотраслевая торговля дифференцированными товарами

Итак, мы показали, что спрос на гомогенные товары может генерировать потоки международной торговли. Но вышеизложенные аргументы не могут объяснить в целом потоки ВОТ. Наиболее полное и исчерпывающее объяснение ВОТ лежит в сфере торговли дифференцированными товарами.

Горизонтально и вертикально дифференцированные товары.

Мы уже дали краткое определение дифференцированных товаров - это товары, которые являются близкими, но не совершенными заменителями друг для друга; они имеют высокую, но не бесконечную положительную кросс-эластичность спроса. Вместе с тем, дифференциация может принимать форму горизонтальной или вертикальной дифференциации. В случае горизонтальной дифференциации товары различаются в основном с точки зрения вида, стиля, внешних характеристик и др. Этот тип дифференциации характерен для множества отраслей, производящих товары не-длительного пользования, например, мыло, безалкогольные напитки, зерновые завтраки, сигареты, спортивная обувь, брюки и т.п. Конкуренция обычно проходит в неценовой форме, где каждый производитель стремится дифференцировать, отличить свой товар от товара конкурента. Фирмы в таких отраслях, как правило, тратят относительно большие средства на рекламу и стимулирование продаж.

В случае вертикальной дифференциации товары различаются по качеству, которое связано с эксплуатационными характеристиками. Такая дифференциация характерна в основном для отраслей, производящих потребительские товары длительного пользования: автомобили, персональные компьютеры, электронные игры, телевизоры, СО и ОУЭ и пр. Конкуренция в таких отраслях характеризуется разработкой продукта и его инновациями. Иногда используется термин технологическая дифференциация, когда фирмы разрабатывают новые товары, которые являются субститутами для уже существующих. Фирмы стремятся увеличить свою долю на рынке, улучшая качественные характеристики товара, или разрабатывая новые версии товара. Обычно фирмы в таких отраслях имеют высокий уровень затрат на НИОКР.

Обе формы дифференциации продукта могут приводить к процессам международной торговли. Рассмотрим теории, описывающие эти процессы. Но сначала, несколько замечаний. Во всех теориях ВОТ дифференцированными товарами признается важность экономии от масштаба, специализации производства и, как следствие, вытекающей из этого торговли. Вместе с тем они базируются на допущении, что существует спрос на множество разнообразных товаров, и этот спрос не может быть эффективно удовлетворен за счет предложения внутреннего рынка вследствие

экономии от масштаба. Во всех этих моделях дифференциация продукта ведет к несовершенной конкуренции среди производителей - обычно монополистической конкуренции.

Модель Ланкастера: “the core property model”

Одна из широко известных моделей ВОТ горизонтально дифференцированными товарами - это модель, предложенная австралийским экономистом Келвином Ланкастером (1980) - «the core property model» - модель базовых свойств [4]. Ланкастер рассматривал горизонтально дифференцированные товары как товары, которые обладают одними и теми же базовыми (core) свойствами/качествами, но содержат их в разных пропорциях. Это может быть проиллюстрировано при помощи рис.5.

X----------------------------Y

Рис. 5. «Обладание товаром различными свойствами/характеристиками в различных пропорциях»

Предположим, что товар обладает двумя свойствами - X и Y; при этом пропорции, в которых эти свойства присущи каждому конкретному товару, могут варьироваться. В экстремальной точке (или состоянии) X или Y товар обладает только одним свойством. Между этими двумя экстремальными точками существует множество промежуточных положений - вариантов свойств X и Y, которые взяты в различных пропорциях. Предполагается, что каждый потребитель предпочитает свой собственный вариант товара с определенным содержанием в товаре свойства X и свойства Y. Однако потребитель может приобрести и несколько отличающийся вариант товара (с несколько иным набором характеристик), если ему предложат товар по более низкой цене. Однако чем дальше предложенный вариант будет находиться от варианта, который потребитель предпочитает при прочих равных условиях, тем большую компенсацию ему надо предложить для того, чтобы он купил этот товар. Это может быть проиллюстрировано на примере использования компенсационной функции (“compensation function”) (см. рис.6).

Рис. 6. Функция компенсации потребителя

Товары с различным набором свойств и требуемая компенсация потребителя.

Предположим, что V* - это предпочитаемый потребителем вариант, который он приобретает без какой-либо компенсации. Если же потребитель движется в любом направлении по кривой, ему требуется компенсация за то, что он отклоняется от своего «самого любимого варианта». Чем дальше он движется в том или ином направлении, тем большая компенсация ему должна быть выплачена. Отсюда функция компенсации имеет ЕГ-образную форму. Поскольку возможно достижение двух экстремальных вариантов, функция может принимать вертикальную форму, отражая тот факт, что никакая компенсация не будет достаточной для того, чтобы заставить потребителя купить товар с определенным набором характеристик.

Предположим теперь, что предпочтения потребителей более или менее равномерно распределяются между различными вариантами товаров, т.е. существует спрос на каждый вариант товара. Маловероятно, что производители будут поставлять все варианты товаров, поскольку спрос на каждый отдельный вариант будет незначительным даже для возмещения постоянных издержек, не говоря уже о возможности экономии от масштаба производства. В производстве наиболее дифференцированных товаров, средние издержки стремятся к падению вместе с ростом объема производства, поскольку постоянные затраты на рекламу и стимулирование спроса будут приходиться на больший объем общих расходов. Из этого следует, что производители должны производить достаточно большое количество каждого варианта товара, чтобы достичь минимально возможного уровня на своей кривой средних затрат. Если спрос одинаков на целый ряд дифференцированных вариантов товаров, можно показать, что каждый производитель будет производить только один вариант, и ни один из производителей не будет производить такой же товар, как другой производитель. Более того, эти варианты будут равномерно распределены между теми типами товаров, на которые существует спрос.

Товары с различным набором свойств: поведение производителей и потребителей.

Один из способов проиллюстрировать это с точки зрения каждого дифференцированного типа товара - это прибегнуть к помощи циферблата часов (см. рис.7). Предположим, что может существовать 60 различных вариантов товаров, для которых спрос эквивалентен 60 минутам на часах. Как много производителей будут поставлять товары в отсутствии торговли, будет зависеть от спроса на каждый вариант товара (это функция размера рынка) и наклона кривой средних издержек у каждого производителя.

Предположим далее, что производители считают, что в отсутствии торговли выгодно поставлять на рынок только четыре типа товаров, Это представлено на рис.7. четырьмя точками: А0, А3, А6, Ад. Очевидно, что каждый из потребителей, чьи предпочтения совпадают с одним из типов поставляемых на рынок товаров, будут абсолютно удовлетворены. Однако любой из потребителей, чьи предпочтения лежат между этими типами товаров, не будет удовлетворен; и чем более его предпочтения будут удалены от имеющихся на рынке вариантов товаров, тем больше он будет не удовлетворен.

Теперь предположим, что страна начинает торговать с другой идентичной страной, производители которой выпускают четыре (и не более) аналогичных типа товаров. Каждый производитель теперь сталкивается с ситуацией, где предложение товаров на рынке увеличилось в два раза. Однако каждый производитель сталкивается с конкуренцией другого производителя, выпускающего вариант товара, которой является идентичным. Если, однако, один из производителей (каждого типа товаров) сможет увеличить свою долю рынка за счет конкурента, то он сможет передвинуться к более низкой точке на своей кривой средних издержек, снизить цены и еще больше «отодвинуть» конкурента. В результате на рынке может остаться только четыре производителя. В этом случае число вариантов товаров на рынке не изменится. Однако, общее число производителей в двух странах упадет. С одной стороны, поскольку каждый из производителей теперь сталкивается с увеличенным спросом на свой вариант товара, его прибыли увеличатся. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 8.

Торговля в условиях монополистической конкуренции.

На рис.8 показаны состояния равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции до и после начала торговли.

Рис. 8. Торговля в условиях монополистической конкуренции

При монополистической конкуренции все производители производят в условиях МЯ=МС. Если же они получают избыточную прибыль (Р > АС), новые фирмы будут входить в отрасль. По мере этого вхождения кривая спроса (А11) отдельной фирмы будет опускаться вниз до тех пор, пока цена не будет равна средним издержкам ((Р = АС) в точке, где максимизируется прибыль МЯ=МС. Это точка Е0,

где кривая AR является касательной к кривой АС. В результате торговли, однако, спрос на продукцию каждой фирмы увеличивается. (OQo=QoQi). ARH становится ARH+F. (MR не показана на графике, но она также увеличивается). Производители ответят на изменившуюся ситуацию увеличением выпуска. Производство расширится до, предположим, точки F, где теперь можно получать избыточные прибыли. (Избыточные прибыли даются через расстояние между ARh+f и АС). Поскольку производители, которые остались в отрасли, теперь получают дополнительные прибыли, то это приводит к следующим результатам. Во-первых, новые производители войдут в отрасль и начнут производство других вариантов товара. Однако они не будут производить те же самые варианты товара, которые уже существуют на рынке, поскольку это было бы менее прибыльно. Во-вторых, некоторые существующие производители (которые были вытеснены с рынка на начальном этапе конкуренции) переключатся на производство новых вариантов товара. Это приведет к смещению кривой спроса (AR) существующих производителей вниз налево к кривой AR*h+f; к тому же кривая станет менее крутой, и следовательно более эластичной. Последнее (изменение эластичности) происходит потому, что существующие производители теперь сталкиваются с возросшей конкуренцией со стороны новых вариантов товара, и их товар становится более дифференцированным. Новые фирмы будут продолжать входить в отрасль до тех пор, пока будет существовать возможность избыточных прибылей, которые они могли бы получать. Это случится, когда кривая спроса (AR) опять станет касательной к кривой АС в точке, где MC=MR. На рис. 8 AR*h+f - теперь новая кривая спроса, и долгосрочное равновесие установится в точке Еь где AR опять касательная к АС.

В рамках модели Ланкастера (рис.7) эти изменения проявят себя в увеличении числа имеющихся вариантов товара. Предположим, что вместо четырех вариантов товара в наличии имеется шесть. Сколько вариантов товара появится после начала торговли - сказать практически невозможно. Это будет зависеть от потребительского спроса на каждый вариант товара и от того, насколько резко снизятся средние издержки вместе с ростом выпуска. Однако количество вариантов должно быть больше, потому что каждый производитель теперь получит более широкий рынок сбыта. Очень важно здесь понять, что ни один из производителей не будет производить тот же самый вариант товара. Наоборот, каждый из производителей будет стремиться дифференцировать свой товар от товара конкурента. При предположении, что предпочтения потребителей равномерно распределены по циферблату, каждый производитель будет производить один из вариантов, например, В0, В2, В4, В6, В8, В ю- Однако потребители в целом выиграют от роста числа вариантов товара, поставляемых на рынок. Некоторые из потребителей проиграют, поскольку их предпочтительный вариант исчезнет с рынка, в частности, потребители, находящиеся в точках Аз или Ад. Однако, число выигравших потребителей будет намного больше. Следует также отметить, что цены существующих на рынке вариантов товара будут ниже, чем раньше (см. рис.8).

Модель Дикзита-Стиглица «любовь к разнообразию» (love for variety)

Альтернативный подход к анализу спроса на горизонтально дифференцированные товары был предложен Дикзитом и Стиглицем в 1977 г. [5] Было выдвинуто предположение, что вместо того, чтобы отдавать предпочтение одному варианту товара над другим (как это делалось в модели Ланкастера), потребители хотят потреблять множество различных вариантов, потому что им просто нравится разнообразие как таковое. Например, вместо того, чтобы отдавать предпочтение французским винам перед испанскими или итальянскими, потребители могут предпо-

честь потреблять все три «варианта» вин в различное время, потому что они любят разнообразие.

Допущения модели.

Важная черта этой модели состоит в допущении, что процесс рассматривается с точки зрения спроса. Предполагается, что все потребители действуют аналогичным образом, и их вкусы представлены с помощью функции полезности следующего вида:

Ц=1у(с0 у'>0, у'< 0 (1)

где С; - потребление ¡-го товара потребителем,

у - доля потребления каждого товара.

Кроме того, подразумевается, что все варианты товаров учитываются в функции полезности симметричным образом. Полезность потребителей увеличивается не только благодаря потребителям, которые в большей степени удовлетворены каждым из товаров, но увеличением п, т.е. количеством вариантов товара. Также верно и то, что даже если потребитель имеет меньшее количество каждого товара, его полезность возрастает, если он потребляет больше товаров.

Со стороны предложения делаются допущения, что каждый товар имеет идентичную производственную функцию (и, следовательно, не существует базиса для торговли, основанной на соотношениях факторов производства), используя единственный фактор производства - труд, как и в рикардианской модели. Предполагается, что товары производятся в условиях возрастающей отдачи (сокращающихся издержек), поскольку определенную долю общих затрат составляют постоянные затраты. Вследствие существования постоянных затрат, а также функции полезности симметричной природы, каждый производитель производит только один товар, и существует так много товаров, как и производителей. Другими словами, ни один из производителей не стремится производить тот же вариант товара, что и другой производитель. Каждый производитель стремится максимизировать прибыль, уравнивая предельные издержки и предельные доходы. Однако предполагается, что существует свобода входа в отрасль и выхода из нее. Поэтому, если отдельный производитель получает не-нулевую прибыль, новые фирмы будут вливаться в отрасль, снижая цены, пока дополнительная прибыль не упадет до нуля.

Равновесие в условиях автаркии и в условиях торговли.

Если мы предположим, что в условиях автаркии существует только монополистически конкурентный сектор, рыночное равновесие будет определяться двумя взаимосвязями. Во-первых, чем больше фирм будет в отрасли, тем выше будут их средние издержки. Это происходит потому, что каждая фирма производит меньше, и нет соответствующего эффекта масштаба. Поскольку все фирмы имеют одинаковую производственную функцию, они все будут назначать одинаковую цену. Отношения между средней ценой и количеством фирм показано при помощи кривой СС на рис.9.

Во-вторых, чем больше фирм на рынке, тем острее конкуренция, и в результате, тем ниже цена на рынке. Равновесие имеется в точке 1, где пересекаются кривые СС1 и РР. Логика рассуждения здесь следующая: в этой точке, цена Рь максимизирующая прибыль, равняется средним издержкам, так что ни одна из фирм не будет иметь стимула входить в отрасль или выходить из отрасли. Если бы число фирмы было меньше N1, то цена, назначаемая фирмами, была бы выше средних издержек, так что новые фирмы имели бы стимул для вхождения в отрасль.

Теперь посмотрим, что произойдет, если эта страна вступит в торговлю с другой страной, которая имеет идентичные структуры затрат и потребления. Поскольку предполагается, что все варианты товаров имеют одну и ту же полезность, в отсутствии торговли обе страны производят идентичные варианты товаров по одной и той же цене. Результатом станет увеличение размеров рынка. Кривая СС определяет взаимоотношения между числом фирм и средними издержками для каждого данного уровня потребления. Если теперь уровень потребления удвоится, кривая СС сдвинется вправо в положение СС2. Средние издержки упадут, и прибыль действующих фирм увеличится. Новые фирмы будут входить в отрасль, вызывая движение вниз по кривой РР, пока новое равновесие не установится в точке 2. Однако, поскольку число фирм в каждой стране увеличилось, количество вариантов товаров также возросло. Это обусловлено допущением, что ни одна из новых фирм не будет производить тот же вариант товара. Другими словами, каждый вариант будет производиться только в одной из стран. Как и в модели Ланкастера, результатом станет внутриотраслевая торговля. Потребители выигрывают, поскольку они имеют больше вариантов одного и того же товара, из которых они могут выбирать, и рост числа вариантов увеличивает общую полезность для каждого отдельного типа функции полезности, используемой в этой модели. Однако потребители выигрывают и вследствие того, что снижаются средние издержки, а, следовательно, и цены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Улин Б. Межрегиональная и международная торговля. - М.: Дело, 2004.

2. Brander J. and P.Krugman. “A Reciprocal Dumping’ Model of International Trade.” Journal of International Economies 13, no. 3/4, November 1983. - P. 313-321.

3. Cournot A.A. Recherches sur les principes mathématiques de la théorie des richesses. - P., 1838.

4. Lancaster K. “Intra-Industry Trade Under Perfect Monopolistic Compétition.” Journal of International Economies, 1980.-P. 151-175.

5. Dixit A. and Stigliîz J. “Monopolistic Compétition and Optimum Product Diversity”, American Economie Review, 1977. - Vol. 67, no.3 (June). - P. 297-308.

INTRA-INDUSTRY TRADE: POSSIBILITIES FOR THEORETICAL INTERPRETATION

N.A. VOLGINA

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, 177198, Moscow, Russia

The article is devoted to the analysis of the theories of intra-industry trade - relatively new phenomenon in international business. The author examines theories of intra-industry trade of homogeneous goods (“the model of reciprocal dumping” by Brander and Krugman) and theories of intra-industry trade of differentiated goods (the “core property model” by Lancaster and “love for variety model” by Dixit and Stiglitz).