РЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332.1
А. А. Казаков
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В работе изложены результаты наиболее известных теоретических и эмпирических исследований в области размещения производительных сил. Это направление экономической теории получило активное развитие в последние десятилетия XX в., хотя первые исследования в этой области появились значительно раньше. В работе рассматриваются основные теоретические подходы. По каждому из подходов дается краткая характеристика основных положений и результатов теоретического моделирования, а также описание методологии и основных результатов эмпирической проверки гипотез, сформулированных на основе выводов теоретического анализа.
Ключевые слова: новая экономическая география, размещение производства, множественное расновесие.
Введение
Экономическая теория использования пространства (spatial economics) сосредоточивает свое внимание на двух пространственных измерениях экономической жизни: расстоянии и площади. Роль расстояния проявляется в том, что транспортные издержки не только увеличивают рыночные цены перевозимых товаров, но и оказывают влияние на размещение производственных объектов. Роль площади проявляется в том, что рынки отдельных товаров представляют собой районы, расположенные в определенных географических пределах. У великих экономистов XVIII в., таких как Кантильон, Стюарт и Смит, можно встретить много интересных теоретических положений, в которых парные характеристики, расстояние и площадь, используются при описании пространственных систем. Однако, как это не удивительно, упомянутые проблемы почти полностью выпали из поля зрения экономических трактатов, написанных после 1800 г. Экономическая теория использования пространства и особенно теория размещения хозяйственных объектов расцвели и оформились в XIX в., но эти процессы протекали почти в полной изоляции от основных течений экономической науки -как «классики», так и «неоклассики». Не будет преувеличением сказать, что основное течение экономической науки вплоть до 1950 г. действительно ограничивалось анализом экономических явлений вне их пространственных характеристик.
Начиная с середины XX в. в теоретических и эмпирических исследованиях западных экономистов и экономикогеографов появились новые теории и модели регионального роста. Импульсом для этих работ стали новейшие исследования в рамках новой экономической географии - «модернизации» традиционной формы пространственной организации промышленности, создавшей набор простых, хотя и не совсем убедительных моделей несовершенной конкуренции, новой теории торговли, использовавшей этот набор для построения моделей международной и межрегиональной торговли в условиях возрастающей отдачи, а также новой теории роста, признающей первостепенную роль человеческого капитала, особенно знаний работников, как эндогенного фактора роста экономики в условиях несовершенной конкуренции. При этом многие модели синтезировали положения неоклассической школы и теории кумулятивного роста, дополнив их некоторыми идеями институциональной школы.
Теоретические исследования
Экономика городов. История теории размещения производства начинается с публикации книги «Изолированное государство» («The Isolated State»), написанной Иоганом Генрихом
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 2 © А. А. Казаков, 2010
фон Тюненом в 1826 г. Модель представляет собой схему размещения сельскохозяйственного производства в зависимости от места сбыта продукции. В модели Тюнена принимаются следующие условия: государство представляет собой изолированную хозяйственную область в виде круга с почвой одинакового плодородия;
• в центре круга находится город, являющийся единственным рынком сбыта для продукции (рис. 1).
Рис. 1. Модель И. Г. Тюнена
Тюнен пришел к выводу, что различные отрасли сельского хозяйства будут располагаться вокруг центра в виде колец. Расположение производств обусловлено стремлением каждого производителя максимизировать прибыль, технологиями производства и транспортировки, объемом и номенклатурой спроса на продукцию.
Аналогично можно смоделировать размещение населения в крупном городе с точки зрения размещения жителей вокруг бизнес-центра. Чем дальше от центра живет работник, тем ниже аренда (стоимость) жилья, но тем выше транспортные расходы.
Ограничения модели:
• не учитывает взаимодействие между городами;
основывается на существовании города, но не отвечает на вопрос, почему именно здесь появился город.
Первые попытки описать экономику государства в целом были осуществлены, как описано выше, Тюненом. Он описывал сельскохозяйственное государство, тогда как Альфред Ве-бер анализировал оптимальное размещение фабрики относительно источников ресурсов и рынков сбыта. В дальнейшем Кристаллер и Леш попытались не только объяснить размещение городов, но и разделить их по различным функциям (размеру рынков). Другими словами, данное направление изучает не только взаимосвязи между городами, но и выстраивает ие-рархичную структуру городов и деревень и взаимоотношения между ними. Этот подход известен как «теория центральных мест». Оптимальная система центральных мест имеет форму пчелиных сот (смежных шестиугольных ячеек). Центры некоторых ячеек являются узлами шестиугольной решетки более высокого порядка, центры ее ячеек - узлами решетки еще более высокого порядка и т. д. вплоть до наивысшего уровня с единственным центром (рис. 2).
о >-о™< о )...........,
\
О деревня • пород @ Большой пород
Рис. 2. Система центральных мест
Существуют другие модели, аналогичные теории центральных мест, которые основываются не на рациональном поведении экономических агентов, а на попытке объяснить эмпирические закономерности размещения. Например, модель «потенциала рынка», которая связывает потенциальное размещение рынка с источниками спроса и расстояниями между ними. Особенность данной модели в том, что она концентрируется на анализе спроса, а не предложения, в отличие от всех предыдущих.
Но данные модели не согласуются с основным направлением развития экономической теории, которое требует, чтобы выводы были основаны на взаимоотношении экономических агентов на рынке, тогда как новая экономическая география должна сочетать в себе хорошую оценку регионального размещения и теорию общего равновесия, как основу современной экономической теории.
Модели пространственной конкуренции (модель Хоттелинга). Попытки связать равновесие в экономике и пространственное распределение агентов были предприняты Хоттелин-гом.
Его модель состоит в том, что товарные марки отличаются друг от друга только одним показателем - удаленностью от потребителя. Потребители расположены равномерно вдоль единственной улицы в городе. Каждый потребитель предъявляет спрос на одну единицу товара. Две фирмы продают один и тот же товар. Одна фирма расположена на расстоянии «а»
от одного конца улицы, другая на расстоянии «в» от другого ее конца. Потребители выбирают фирму исходя из транспортных издержек: каждый покупает товар у той фирмы, которая расположена ближе к его дому.
Если цены на товар одинаковы у обеих фирм, то при условии, что фирма Б уже расположена на расстоянии «в» от одного конца улицы и не может быстро изменить свое месторасположение, фирма А выберет такое месторасположение, при котором ее прибыль будет максимальной. Для этого фирма А должна быть ближайшей для возможно большего числа потребителей. Фирма А будет расположена левее фирмы Б, на расстоянии «а1» от другого конца улицы. Все потребители, живущие на этом конце улицы, будут покупать товар у фирмы А, а их большинство. В свою очередь фирма Б, поскольку она будет нести потери от расположения фирмы А, переместится в следующий период немного левее фирмы А так, чтобы перехватить потребителей, живущих на этом конце улицы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока обе фирмы не окажутся в центре улицы: тогда у них будет одинаковое число покупателей, ровно половина от общего их количества. Данное равновесие будет стабильным равновесием, поскольку при таком расположении ни у одной фирмы не будет стимулов передвигаться в какую-либо сторону, изменять свое расположение - параметр своей деятельности.
Возможна и другая интерпретация данной модели. Если месторасположение фирм фиксировано (например, при лицензиях на определенное использование земельных участков или недвижимости), строго детерминированным окажется уровень цен. И в данном случае также ценовое равновесие окажется равновесием по Нэшу: каждая фирма будет назначать цену, равную цене конкурента с поправкой на величину транспортных расходов. Установление рыночных цен при фиксированном местоположении фирм определяется величиной транспортных расходов.
Если фирмы расположены на разном расстоянии от потребителя, ближайшая фирма может назначить более высокую цену на свой товар, и тем не менее какое-то число потребителей будет его покупать, те потребители, которые предпочтут удобство расположения транспортным издержкам и низкой цене. Поэтому удобно расположенная фирма обладает определенной рыночной властью, что и позволяет ей назначать чуть более высокие цены. Однако чем дальше расположены потребители от одной фирмы и чем ближе к другой фирме, тем слабее оказывается монопольное воздействие первой фирмы на спрос, тем сильнее будет проявляться степень ценовой конкуренции между ними. Еще большая удаленность потребителя от первой фирмы увеличивает значимость транспортных расходов и близости другой фирмы для него, так что по мере того, как потребитель удаляется от первой фирмы, возрастает монопольная власть второй фирмы.
Таким образом, пространственная дифференциация товара благодаря наличию транспортных издержек ведет к разделению рынка на три сегмента: сегмент монопольной первой фирмы, сегмент ценовой конкуренции и сегмент монопольной власти второй фирмы.
Так как не исключена вероятность продажи товара и удаленной фирме, каждая фирма будет представлять собой не монополию, а доминирующую фирму на своих сегментах рынка и фирму-последователя на «чужих» сегментах с сектором конкурентных взаимодействий в промежутке.
Теории международной торговли. Неоклассические модели торговли основаны на понятии относительного преимущества.
Модель Рикардо основана на технологическом относительном преимуществе, т. е. если в какой-либо стране более развита технология производства определенного товара, он и будет производиться (и потребляться внутри страны и импортироваться), а остальные будут закупаться из-за рубежа.
Модель Хекшера-Олина основана на относительном преимуществе в запасах факторов производства. Например, Модель 2 х 2 х 2 (2 товара, 2 страны и 2 фактора производства). В первой стране относительно больше запас первого фактора. А производство 1-го товара более интенсивно по первому фактору (т. е. требует больших его затрат).
При автаркии (отсутствии торговли между этими двумя странами) сформируются более низкие цены на 1 -й товар в 1 -й стране и на 2-й товар во 2-й стране, потому что в 1 -й стране проще произвести 1-й товар.
После начала торговли цены на товары выровняются. В результате у 1 -й страны будет стимул специализироваться (возможно, частично) на производстве 1 -го товара, а 2-й стране на производстве 2-го товара. Более того, в результате торговли выровняются цены на факторы производства.
Описанные модели торговли имеют некоторые дополнительные предположения:
• совершенная конкуренция;
• гомогенные товары;
• производство с постоянной отдачей от масштаба;
• транспортные затраты не связаны с торговлей товарами;
• факторы производства мобильны внутри стран, но не мобильны между странами.
Это достаточно сильно влияет на результаты, показываемые в данных моделях.
Теории экономического роста. Экономическая география обычно не учитывается в неоклассических теориях экономического роста, но нельзя забывать, что модели экономической географии должны давать возможность строить прогнозы развития.
В соответствии с неоклассическими теориями экономического роста в краткосрочном периоде рост выпуска возможен только при накоплении капитала или технологическом прогрессе. Технологический прогресс является экзогенным, т. е. в итоге он не влияет на рост выпуска на душу населения.
Различие в темпах роста временно, т. е. при наличии у стран одинаковых технологий в долгосрочном периоде у них будет одинаковый уровень выпуска на душу населения.
Новая теория роста. Два основных отличия от неоклассической теории:
• попытка создать эндогенный экономический рост;
• отказ от убывающей отдачи на накапливаемые факторы.
Но и эти нововведения не позволяют в должной мере ввести теорию размещения в модели роста.
Новая экономическая география. Таким образом, чтобы описать географическое распределение экономики, в особенности эффекты агломерации и региональной специализации, необходимо соединить предположения вышеописанных моделей, т. е. ввести:
• гетерогенность пространства, как в неоклассической теории торговли;
• присутствие экстерналий (внешних эффектов) в продуктах или потреблении, как в экономике городов;
• несовершенную конкуренцию, как в моделях пространственной конкуренции.
Данные эффекты в той или иной мере учитывают подходы, основанные на модели межрегиональной торговли Диксита - Стиглица - Кругмана (центральная модель).
Модель представляет собой экономику, состоящую из двух секторов, например, сельское хозяйство и промышленность. Название здесь не существенно и введено для примера. Важны характеристики этих отраслей: в сельском хозяйстве производится однородный товар с постоянной отдачей от масштаба и продается на рынке с совершенной конкуренцией, в промышленном секторе фирмы производят дифференцированный товар с возрастающей отдачей от масштаба при монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.
Еще одна особенность модели состоит в специфичной форме функции полезности репрезентативного потребителя £/:
и = Р1~ъМ\ 0 < 5 < 1,
где ^ - потребление товаров сельского хозяйства; М - потребление промышленных товаров, которое зависит от потребляемых разнообразий (видов промышленных товаров) товаров следующим образом:
М =
=1
о < р < 1,
У
где с - потребление каждого конкретного разнообразия.
Модель межрегиональной торговли Кругмана - пространственная версия модели Дикси-та - Стиглица. Пространство в экономике появляется при введении в модель затрат на торговлю, что позволяет изучить роль этих затрат в экономике. Таким образом, мы получаем модель торговли, где товары перевозятся из региона в регион, а факторы производства не мобильны.
Модель Диксита - Стиглица - Кругмана позволяет понять определение торговых потоков и внутрииндустриальных (т. е. продукция промышленности ввиду того, что она дифференцирована, и у потребителей присутствует любовь к разнообразию в предпочтениях, возится из региона в регион), и межиндустриальных, между двумя открытыми экономиками (схема модели на рис. 3).
Рис. 3. Модель Диксита - Стиглица - Кругмана
В результате могут возникать следующие эффекты.
1. Страны с различным распределением промышленности в результате имеют различное благосостояние.
2. Эффект домашнего рынка - т. е. если страны, регионы различаются, то фирма, работающая в большом регионе, получит потенциально большую прибыль, что в долгосрочной перспективе привлечет в данный регион большее количество фирм, что еще больше увеличит различие между регионами. С другой стороны, в этом регионе будет большая конкуренция, что приведет к сдерживанию агломерации.
Агломерация - стремление одной из отраслей локализоваться в одном регионе.
Равновесие в экономике - это набор У - доход (ВВП); I - индекс цен; Ж - ставка заработной платы для всех регионов, которое задается следующими соотношениями для каждого региона г.
7г=^Жгу£ + фг(1-у)£;
/п\
I =
Р
уЬ
ууСХЕ/
Л 1/(1-8)/- д
Ч 1 / Е
У ¥Г
/ ; 5 ГЗ
Ч 1/(1-8)
1-е
а(е -1)
В зависимости от параметров:
X - распределение рабочей силы между отраслями (в краткосрочном периоде фиксирован, в долгосрочном нет);
/
Б—1
5 - доля дохода, расходуемого на промышленные товары;
р - параметр взаимозамены;
Т - транспортные издержки;
1
8 - эластичность взаимозамены е =-;
1-Р
у - доля труда в промышленном секторе;
ф - доля сельского хозяйства в регионе г;
Ь - запас труда;
а - фиксированные затраты на труд;
в - предельные затраты труда.
Таким образом, в результате расчета модели мы можем получить доходы по регионам, уровень заработной платы по регионам, индекс цен, объемы перевозок товаров между регионами.
На данный момент разработано множество модификаций данной базовой модели путем введения дополнительных ограничений, предположений, таких как налоги, мобильность или иммобильность факторов и т. д.
Эмпирические исследования
Эмпирические исследования в сфере экономической географии можно разделить на два направления: оценка степени концентрации и оценка эффектов теоретических моделей. Оценка неравномерности размещения экономических сил уже давно находится в сфере интересов исследователей, в основном тех, кто пытался оценить степень неравномерности распределения доходов в экономике или уровень концентрации той или иной отрасли.
Исследование неравномерности распределения дохода связано с изучением ВВП на душу населения, возможности анализа которого довольно ограниченны. Но в любом случае этот анализ дает нам возможность получить общий взгляд на неравенство в экономике.
Более того, со временем усложняется сама природа неравенства. XIX в. характеризовался монотонным ростом неравенства, что можно было объяснить с помощью простых статистик, но сейчас источники неравенства становятся более сложными, оно ведет себя не монотонно, и, следовательно, необходимо использовать более сложные методы.
Географы и экономисты уже многие годы пытаются разработать индексы, которые бы оценивали неравенство между секторами, временем, пространством. Хотя многие индексы уже стали стандартными, идеальный индекс пока остался не найденным.
Далее мы рассмотрим основные подходы, предлагаемые в литературе по оценке уровня экономической концентрации.
Первый подход основан на оценке неравенства между людьми, например, индекс Джини, хотя такой подход вполне может быть использован и в оценке концентрации фирм, работающих в одном секторе в терминах определенных факторов, таких как занятость, производство, прибыль.
Пусть х/ - уровень исследуемого показателя (например, уровень занятости) в отрасли 5 = 1 ... и регионе г = 1 ... Я. Индекс Джини основан на том, как региональная доля (А/) сектора 5 распределена по регионам:
к =
х
X*
г
я
где = ^х* - суммарное значение показателя по всем регионам.
г=1
Графическая интерпретация этого индекса называется кривая Лоренца. Суть кривой состоит в упорядочивании по возрастанию регионов по уровню специализации отрасли г.
По координате X расположены доли регионов в общем количестве регионов, по координате У - накопленная доля регионов в занятости.
В результате отклонение кривой от луча под 45° показывает степень концентрации той или иной отрасли.
Формальная запись индекса Джини следующая:
к 1
п=1
я
Индекс изменяется от 0, когда распределение работников по регионам равномерное, до 1, когда работники сконцентрированы в одном регионе.
Существуют также другие индексы, предложенные в литературе. Но по своей сути они аналогичны индексу Джини.
1. Индекс Изарда, ставший популярным благодаря Кругману [1], представляет собой меру концентрации, основанную на абсолютном отличии между текущим распределением показателя и целевым:
Другой подход к разработке индекса концентрации использовали Эллисон и Глазер [2], которые, отталкиваясь от моделей новой экономической географии, разработали «индекс географической концентрации». Этот индекс сравнивает наблюдаемое распределение экономических сил в отрасли с нулевой гипотезой о случайности такого распределения. Важно, что данный подход применим, когда экономическая деятельность сконцентрирована на небольшом количестве заводов.
В нескольких отраслях исследователи обнаружили, что предприятия распределены в пространстве не по случайному закону, и следующей очевидной задачей стало определение причин и факторов такого распределения. Как показано в работе [2], экстерналии в выборе места размещения и ненаблюдаемые гетерогенные естественные преимущества объясняют концентрацию экономической активности, которые часто эмпирически эквивалентны.
Впервые эмпирический подход, разделяющий естественные преимущества и экстерналии, предложили Дэвис и Вайнштайн [3], использовавшие взаимосвязь между расходами и выпуском продукции в моделях новой экономической географии. В то время как в неоклассических моделях предполагается, что рост в расходах приводит к пропорциональному росту в производстве, а в моделях новой экономической географии эффект домашнего рынка приводит более чем к пропорциональному росту производства в связи с перемещением фирм и работников, используя данные европейских стран, Дэвис и Вайнштайн проверили наличие эффекта домашнего рынка для некоторых отраслей.
Еще одно направление в эмпирических исследованиях - разделение различных источников агломерационных сил. Альфредом Маршалом [4] предложены три источника агломерационных сил.
1. Денежные экстерналии, к этому типу экстерналий можно отнести любовь к разнообразиям, возрастающую отдачу от масштаба и транспортные издержки.
2. Технологические экстерналии - распространение знаний, когда в результате локализации производства производители получают возможность учиться друг у друга.
3. Экстерналии человеческого капитала - формирование единого рынка труда.
Последние два источника используются в основном в литературе по экономике городов
Как показали Дурантон и Пуга [7], все эти три источника экстерналий в жизни могут иметь одинаковые эффекты на пространственное распределение экономической деятельности.
Эллисон, Глазер и Керр [8] предложили инновационный эмпирический подход в разделении трех агломерационных сил, использование информации о коагломерации отраслей. Все отрасли отличаются интенсивностью торговли между собой, степенью, с которой они нанимают одинаковых работников, и уровнем использования одинаковых технологий. Таким образом, уровень интенсивности торговли отраслей между собой, найма одинаковых работников и использования одинаковых технологий показывает относительное влияние трех
2. Индекс Херфиндаля - взвешенная сумма квадратов долей каждого региона:
[5; 6].
агломерационных сил Маршалла между отраслями. Это направление довольно новое и может служить направлением для будущих исследований.
Новым направлением исследований являются попытки интеграции моделей новой экономической географии и теории экономики городов, а также эмпирическая оценка таких моделей. Известны работы таких авторов, как Дурантон [9], Росси-Хансберг и Райт [10].
С точки зрения оценки эффектов теоретических моделей эмпирические исследования можно разделить на следующие группы.
1. Проверка выбора места расположения фирм. Этот тип исследований применим преимущественно к международным компаниям, потому что причины размещения таких компаний являются более явными, чем внутринациональных компаний. Хед и Майер [11] впервые предложили эмпирическую модель, полностью соответствующую теоретической.
2. Оценка эффекта домашнего рынка. Работа Дэвиса и Вайнштайна [3] является наиболее известным исследованием, посвященным выявлению эффекта внутреннего рынка как фактора, определяющего пространственную концентрацию производства. Авторы ставят своей целью разграничить и оценить роль запасов факторов (традиционный подход с позиций теории сравнительных преимуществ) и объема внутреннего рынка в формировании специализации производства 40 городов Японии. В результате исследований они приходят к выводу о наличии эффекта домашнего рынка.
В 2003 г. Дэвис и Вайнштайн [12] провели исследование по аналогичной методике, но с использованием данных на уровне стран, получив подтверждение гипотезы о наличии эффекта домашнего рынка и на этом уровне.
3. Внутренние цены на факторы. Реддинг и Венадбес [13] первыми попытались объяснить различие цен на факторы, основываясь на моделях новой экономической географии.
4. Миграция. Круазе [14], основываясь на модели Кругмана для нескольких регионов, проанализировал миграционные потоки в европейских странах и получил существенные оценки модели.
Заключение
Достоинством рассмотренных новых теорий регионального роста является ввод в модели пространственных факторов как внутренних (эндогенных) источников роста регионов и несовершенной конкуренции, приближающих их к реальной жизни; выявление нового фактора - эффекта объема рынка или степень доступности к рынку как главной причины возникновения агломераций как территориальной формы размещения промышленного производства; модернизация традиционной теории размещения производства на основе спонтанного и эксплицитного образования центра-периферии; отнесение циклического движения факторов производства к основной причине неравномерного экономического развития стран и регионов; определение каналов сближения различий развития стран и регионов путем индустриализации периферии и расширения объема рынка или повышения уровня доступности к рынку; определение возрастающей отдачи от производства услуг как одного из важных факторов увеличения различий в темпах роста между регионами; изучение возникновения агломерации с позиций возрастающей отдачи от масштаба; объяснение концентрации производства или возникновения агломераций случайными шоками; отнесение пространственных лагов или множества эффектов взаимовлияния к одному из значимых факторов поляризации и роста экономики регионов.
К слабым местам новых теорий регионального роста можно отнести: недооценку роли международного влияния на социальные региональные факторы; игнорирование инноваций, нововведений, каналов их распространения и новых форм пространственной организации производства - промышленных и региональных кластеров, цепочкам добавления стоимости, экономике обучения и региональной системе инноваций.
Большим пробелом также является отсутствие комплексной эмпирической оценки моделей новой экономической географии. Из-за множественности устойчивых равновесий отсутствует оценка общего экономического равновесия.
Перечисленные проблемы являются наиболее приоритетными направлениями современных экономических исследованиях в новой экономической географии.
Список литературы
1. Davis D, Weinstein D. Economic Geography and Regional Production Structure: An Empirical Investigation // European Economic Review. 1999. Vol. 43. P. 379-407.
2. Davis D., Weinstein D. Market Access Economic Geography and Comparative Advantage: An Empirical Assessment // Journal of International Economics. 2003. Vol. 59(1). P. 1-23.
3. Duranton G., Puga D. Micro-Foundations of Urban Agglomeration Economies / Eds. J. Vernon Henderson, J.-Fr. Thisse // Handbook of Regional and Urban Economics. Amsterdam: Elsevier, 2004. Vol. 4: Cities and Geography. P. 2063-2117.
4. Ellison G., Glaeser E. Geographic Concentration in U. S. Manufacturing Industries: A Dart-board Approach // Journal of Political Economy. 1997. Vol. 105(5). P. 889-927.
5. Ellison G., Glaeser E, Kerr W. What Causes Industry Agglomeration? Evidence from Coag-glomeration Patterns // NBER Working Paper, 13068. 2007.
6. Fujita M., Krugman P., Venables A. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. Cambridge (MA): MIT Press, 2001.
7. Head K, Mayer Th. Empirics of Agglomeration and Trade / Eds. V. Henderson, J.-Fr. Thisse // Handbook of Regional and Urban Economics. Amsterdam: North-Holland, 2004.
8. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99(3). P. 483-499.
9. Lucas R. E., Rossi-Hansberg E. On the Internal Structure of Cities // Econometrica. 2002. Vol. 70(4). P. 1445-1476.
10. Marshall A. Principles of Economics. London: Macmillan, 1920.
11. Overman H. G., Redding S., Venables A. The Economic Geography of Trade, Production and Income: A Survey of Empirics / Eds. J. Harrigan, E. Kwan Choi // Handbook of International Trade. Oxford: Blackwell, 2003.
12. Duranton G. Urban Evolutions: The Fast, the Slow, and the Still // American Economic Review. 2007. Vol. 97(1). P. 197-221.
13. Rossi-Hansberg E., Wright M. L. J. Establishment Size Dynamics in the Aggregate Economy // American Economic Review. 2007. Vol. 97(5). P. 1639-1666.
14. Crozet M. Do migrants believe in market potential? // Cahier de la MSE- S'erie Blanche #2000-30. URL: http://team.univparis1.fr/trombi /crozet/Do migrants.pdf.
Материал поступил в редколлегию 01.03.2010
A. A. Kazakov
THEORY AND EMPIRICS OF THE ECONOMIC GEOGRAPHY AND REGIONAL SCIENCE
This paper reviews the existing theoretical and empirical literature of economic geography. This is relatively new field of economic theory, got a shot in the arm in the 20-th century, although arise earlier. This paper reviews the existing theoretical approaches, for each of it given brief characteristic of model and results. As well as main approaches and results of recent empirical papers.
Keywords: new economic geography, industrial location, multiple equilibrium.