ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (JURIDICAL SCIENCE)
УДК 340
Погожева О.В.
студент юридического факультета ФГБОУ ВО «КубГУ» (Россия, г. Краснодар)
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Аннотация: в статье обозначены основные позиции автора по вопросу происхождения государства. Проведен анализ теорий происхождения государства, дана их критическая оценка. Цель работы состоит в изучении основных теорий и их значения для общего учения о государстве.
Ключевые слова: государство, теории происхождения государства, теория специализации.
Изучая вопрос типологии происхождения государства, нельзя не коснуться проблем его актуальности. Существующие «классические» теории не могут в полной мере раскрыть происхождение государства в современном мире. В данных условиях представляется необходимым поставить вопрос о рассмотрении вопроса теорий происхождения государств с учетом прошлого опыта и нынешних реалий.
Стоит отметить, что ряд теорий совсем не находят подтверждений своей достоверности и существуют лишь, как дань прошлому. К таким, по-моему мнению, относится теологическая, психологическая и органическая теории.
Так, согласно теологической теории, государство возникает в результате божественной воли. Наиболее известными представителями данной теории являются Жан Маритен, Д. Эйве, Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф. Согласно данной теории, процесс сотворения государства анолгичен созданию мира богом. Однако, проанализировав случаи обожествления власти в различных
государствах, можно понять, что это происходит уже в процессе правления, с целью укрепления власти.
Психологическая теория происхождения государства подходит к вопросу создания государства с точки зрения особенностей психики человека, потребности в подчинении, стремлении в поиске авторитета. Этой теории придерживались Г.Тард, Л.И.Петражицкий, З.Фрейд и другие. Данная теория считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права, не учитывая при этом, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий, а они в свою очередь играют определяющую роль. К тому же, эта теория едва ли объясняет появление первых государств.
Органическая теория объясняет появление государства от общества, подобно клеткам человеческого тела. Она получила широкое распространение в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса. Государство позиционируется как единый организм, создающийся и развивающийся по естественным законам природы. Государство, подобно биологическому организму, имеет мозг (правитель) и средства выполнения его решений (подданные). Данная теория носит наиболее абстрактный характер. Нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, ведь, несмотря на их взаимосвязь, это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.
В свою очередь, наиболее аргументированными и применимыми к жизни, по моему мнению, являются следующие теории: материалистическая, договорная, патриархальная и теория насилия.
Патриархальная теория объясняет происхождение государства разрастанием семьи и переходом в конечном счете к образованию государства. Сторонники: Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, Н. Михайловский. Государство, согласно данной теории — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом
(патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными. В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории. Данная теория не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства, но она дает власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз.
Теория насилия была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство — возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства
Договорная теория происхождения государства была разработана в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева. По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства
был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).
Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое в первую очередь выступает как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Конечно же, нельзя не говорить о возникновении государства, опираясь на одну конкретную теорию. В каждом случае имело место сочетание сразу нескольких теорий, которые дополняли друг друга, а в итоге образовывали государство. В этом свете представляется логичным рассмотреть теорию специализации, возникшую не так давно, относительно вышеперечисленных.
Так как ни одна из выдвинутых теорий не могла претендовать на роль теории всеобъемлющей, Кашанина Т.В. выдвинула и обосновала теорию универсальную, пригодной для всех стран и народов.
Основой выдвигаемой теории происхождения государства является следующий тезис: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира.
Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов - это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т.е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни. В социальном мире также действует закон специализации и здесь он усиливается еще более. Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации. В первой главе был подробно рассмотрен вопрос о том, почему человечество перешло от собирательства к производящей экономике. Решающим, на мой взгляд, здесь оказался интеллектуальный фактор, обусловленный в свою очередь биологическими изменениями, происшедшими в человеческом организме. Возникает специализация труда, как результат борьбы человека за свое существование. Вначале она носит исключительно экономический характер, но по мере возрастания роли управленческой деятельности приобретает политический характер. Государство, согласно этой теории - это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).
Таким образом, если рассматривать процесс происхождения государства, то можно заметить, что лишь сочетание различных теорий возникновения государства способно в полной мере раскрыть этот вопрос.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев К. П. История первобытного общества / К. П. Алексеев, А. И. Першиц. - М. : Астрель; АСТ, 2004. - 352 с.
Андреев И. Л. Происхождение человека и общества / Л. И. Андреев. -М. : Мысль, 1988. - 415 с.
Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. - С. - 82-83.с.
Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М. : Юр. Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 640 с.
Петрухин В. Я. От призвания варягов до выбора веры. Русь в IX—X веках / В. Я. Петрухин. - М. : Форум; Неолит, 2014. - 464 с.
Сухарев А. Я. Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. - М. : Инфра-М., 2003. - 703 с.
Шумаков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права. 1999. №7.