Научная статья на тему 'Причины возникновения и сущность государства в истории социально-политической мысли'

Причины возникновения и сущность государства в истории социально-политической мысли Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3522
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА / ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА / ДОГОВОРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ / КОНЦЕПЦИИ НАСИЛИЯ / МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ / БИХЕВИОРИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА / СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКОВ / PATRIARCHAL CONCEPTION AND THEOLOGICAL APPROACHES TO THE EMERGENCE OF STATE / SOCIAL CONTRACT THEORY / CONCEPTS OF STATE'S MONOPOLY OF LEGITIMATE USE OF VIOLENCE / MARX'S THEORY OF THE STATE / BEHAVIORISM APPROACH TO THE EMERGENCE OF STATE / CURRENT INTERPRETATION OF STATE AND ITS ATTRIBUTES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абгарян Р.Э.

В статье анализируются направления в истории социально-политической мысли, определяющие причины возникновения и сущность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and the emergence of state in history of social-political thought

This article focuses on the analysis of certain directions in history of social-political thought which defined the origins and the essence of state differently.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения и сущность государства в истории социально-политической мысли»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327.83 Р. Э. Абгарян

кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: kafedra.politologia@yandex.ru

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В статье анализируются направления в истории социально-политической мысли, определяющие причины возникновения и сущность государства.

Ключевые слова: теологические концепции происхождения государства; патриархальные концепции возникновения государства; договорные концепции; концепции насилия; марксизм о государстве; бихевиористские концепции возникновения государства; современная трактовка сущности государства и его признаков.

Abgaryan R. E.

PhD (Philosophy), Associate Professor, Department of Political Sciences, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: kafedra.politologia@yandex.ru

THE ESSENCE AND THE EMERGENCE OF STATE IN HISTORY OF SOCIAL-POLITICAL THOUGHT

This article focuses on the analysis of certain directions in history of social-political thought which defined the origins and the essence of state differently.

Key words: patriarchal conception and theological approaches to the emergence of state; social contract theory; concepts of state's monopoly of legitimate use of violence; Marx's theory of the state; Behaviorism approach to the emergence of state; current interpretation of state and its attributes.

Важнейшим элементом любой политической системы является государство. Этот политический институт представляет собой некий центр, с которым взаимодействуют все другие политические институты и организации страны.

Вопрос о происхождении и сущности государства до сих пор является дискуссионным, ибо этнографическая, историческая и политическая науки выдвигают всё новые и новые гипотезы и знания об этом. Результатом этого процесса стало многообразие концепций о природе возникновения и определения такого сложного политического организма как государство [Абгарян, Синчук, Чащихин 2010]. Большинство этих концепций составили целые направления в истории социально-политической мысли. Проанализируем некоторые из них.

Теологические концепции происхождения государства. Эти концепции зародились в Древнем Египте, Вавилоне, Древней Индии и Китае. Согласно этим концепциям, государство представляет собой продукт божьего проведения, а фараон, царь, император либо раджа - наместники бога на земле. Связь с Богом (богами) осуществлялась через жрецов, именно этой посреднической деятельностью объяснялась власть «избранных», которая поддерживалась в обществе с помощью военных и изощренных систем наказаний. Теологические концепции получили распространение и эпоху раннего Средневековья, и в трудах Фомы Аквинского, и в современную эпоху в трудах идеологов ислама и ортодоксальных католиков, утверждающих, что государственная власть дана людям от Бога, а потому вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и ее деятелей. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство предопределено Божественной волей, и потому с ним надо смириться и не оказывать сопротивление государственной власти, поддерживаемой религиозными институтами. Отказ подчиняться, быть смиренным и покорным расценивается как непослушание Всевышнему и должно быть наказано.

Теологические концепции построены на вере, подчас фанатичной, поэтому их аргументированное доказательство либо опровержение крайне затруднительно.

Патриархальные концепции возникновения государства зародились в У-1У вв. до н. э. К наиболее известным представителям этого направления можно отнести Аристотеля, Конфуция и ряд других известных философов. Они обосновывали свои взгляды тем, что основу любого государства составляет крепкая семья, несколько семей объединяясь образуют селение, а несколько

селений, расположенных на одной территории образуют государство, главными задачами которого являются организация порядка на этой территории, защита селян от любых внешних агрессий. Поэтому государство, согласно Аристотелю, является необходимой и вечной формой человеческого общежития, без которой люди не могут обходиться. Задолго до Аристотеля, китайский философ Конфуций определил власть государя как продолжение власти отца в семье, никем и ничем неограниченную. Кроме того, Конфуций обосновал теорию «сыновей почтительности», согласно которой подданные императора - его дети, они послушны, прилежны и покорны своему отцу. Всякое сопротивление власти императора недопустимо, так как недопустимо сопротивление отцу, забота которого о своих детях (подданных) способна обеспечить необходимые условия для счастливой жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается, ибо все подданные монарха - его дети.

Патриархальные концепции дают упрощенный взгляд на процесс возникновения государства и определение его сущности. Они создают ореол святости и уважения государственной власти, а также формируют в гражданах чувства семейственности и родственных отношений, сознательно замалчивая проблемы социально-экономического и правового неравенства.

Договорные концепции происхождения государства возникли и развивались в ХУН-ХУШ вв. Свое логическое завершение они получили в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Л. Монтескье. Согласно этим концепциям, государство представляет собой результат договора между людьми, проживающими на одной территории. До возникновения этого договора (государства) люди находились в так называемом естественном состоянии и реализо-вывали свои естественные права (право на жизнь, свободу, имущество) по своему усмотрению и желанию. Результатом этого произвола стала «война всех против всех» (Ж.-Ж. Руссо). Для того чтобы положить конец этой войне, люди договорились отторгнуть часть своих прав в пользу органа, который будет стоять над обществом и регулировать взаимоотношения между членами общества, охранять их жизнь и имущество от любых посягательств как внутренних, так и внешних [Синчук Ю., Синчук И. 2012]. Этим органом стало государство. В итоге у государства и его граждан возникает

комплекс взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за их невыполнение. Так, например, государство имеет право издавать законы, взимать налоги, карать преступников, но при этом оно обязано защищать свою территорию, жизнь своих граждан и охранять их собственность. Граждане, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, платить налоги и т. д., а потому имеют право на защиту своей жизни, свободы и собственности [Синчук 2012]. Если государство не справляется со своими обязанностями и злоупотребляет своей властью, граждане вправе расторгнуть договор. Договорные концепции государства впервые в истории социально-политической жизни отошли от религиозных представлений о происхождении и сущности государства. Эти концепции имеют и глубокое демократическое содержание, так как обосновывают права граждан на расторжение общественного договора, т. е. свержение власти неугодного правителя, включая вооруженное восстание.

Слабой стороной концепции «общественного договора» является недооценка социально-экономических и военно-политических факторов, обусловливающих процесс формирования и деятельности государства как политического института.

Концепции насилия активно развивались в XIX в. в трудах Е. Дюринга, К. Каутского, Л. Гумпловича. Согласно этим концепциям, государство возникает в результате насильственного порабощения одной части населения другой, одного племени другим. Для управления завоеванным народом или народами необходим разветвленный аппарат насилия и подчинения. Этим аппаратом и стало государство [Харичкин, Макаренков 2014]. Государство распространило свою власть (насилие) и на экономическую, и на духовную сферу порабощенного народа или народов.

В этих концепциях абсолютизируется роль военно-политических факторов, которые, несомненно, сопровождали процесс формирования государства, однако не всегда и не везде играли доминирующую роль.

Органические концепции происхождения государства появились в середине XIX в. в трудах основоположников органического направления в философской (социологической) мысли Э. Дюрк-гейма и Г. Спенсера. Согласно этим концепциям, общество представляет собой живой организм, государство - часть организма, его мозг, который выполняет четко заданные функции. Государство

представляет собой продукт социальной эволюции, которая, в свою очередь, является производной эволюции биологической. Закон естественного отбора, обоснованный Ч. Дарвином для живых организмов, действует и в обществе. Выживают те социальные системы и соответствующие им политические институты, которые лучше приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям среды. Так в процессе борьбы людей за свои права, за безбедную и достойную жизнь, в процессе войн и революций происходит форматирование новых форм политического правления, государственного устройства и политических режимов. Так одна форма государства заменяется другой, более современной.

Органические концепции происхождения государства абсолютизируют биологический фактор в жизни и деятельности общества и его политической сфере, тем самым нивелируют роль сознательной деятельности человека, субъективный фактор в истории, который по существу и отличает мир людей от мира животных [Мухаев 2015].

Марксистские концепции происхождения государства стали разрабатываться в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, свое логическое завершение получили в трудах В. И. Ленина «О государстве» и «Государство и революция». Эти концепции основываются на том, что вся история человеческого общества может быть представлена как естественно-исторический процесс последовательной смены первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической обществено-экономических формаций. В основе перехода от менее совершенной формации к более совершенной лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями (формами собственности), в рамках которых эти производительные силы развиваются. Так, в результате совершенствования орудий труда и самого человека в условиях первобытного общества, происходит процесс разделения труда (выделяют три всемирно-исторические формы - отделение скотоводства от земледеления, земледелия от ремесла, ремесла от торговли), которое ведет к возникновению излишков продуктов труда и формированию института частной собственности. С появлением частной собственности связано образование классов и появление первого рабовладельческого государства. Сущность государства, согласно марксистским

концепциям, заключается в поддержании господства одного класса (экономически имущего) над другим (неимущим) и организации жизни общества в интересах экономически-господствующего класса.

Поддержание государства одного класса над другим происходит с помощью силы, которая, по мере развития человеческой цивилизации и перехода от одной общественно-экономической формации к другой, оформляется в систему права. Право, согласно марксизму, это воля экономически-господствующего класса, возведенная в закон.

Марксистские концепции о возникновении и сущности государства сочетают в себе и социально-экономические и военно-политические факторы. Более того, в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» содержатся идеи патриархальных и органических концепций возникновения государства, так как марксизм, по словам В. И. Ленина, «возник не в стороне от столбовой дороги развития цивилизации. Учение Маркса было подготовлено учениями величайших мыслителей в области философии, политэкономии и социализма. Гениальность Маркса заключалась именно в том, что он сумел дать ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила» [Ленин 1973, с. 40].

Психологические концепции происхождения и сущности государства связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики и соответствующим поведением в коллективе. Проповедниками идей этого направления можно считать З. Фрейда, Г. Тарда, Л. Петражицкого и ряда других известных мыслителей конца XIX - начала XX в. По их мнению, люди от рождения, по природе своей делятся на организаторов и исполнителей, на управляющих и управляемых. Одни любят организовывать и управлять, другие - подчиняться чужой воле. По мере развития первобытного общества организаторы и управленцы (вожди племен, воины, шаманы) создают государственную машину с целью реализации своих властолюбивых устремлений, с одной стороны, а с другой - желаний большинства населения подчиняться чужой воле, а также для пресечения агрессивных действий небольшого круга недовольных лиц. Отсюда следует, что государство представляет собой продукт разрешения психологических противоречий

между активными и пассивными членами общества. Сомнений нет, психологический фактор, харизма лидера имеет колоссальное значение в истории человеческого общества, однако только действием психологических факторов нельзя объективно исследовать причины происхождения и сущности государства.

В современной политологии существует множество определений государства, но в большинстве своем эти определения сходятся в одном: государство - это универсальный территориально-политический институт (организация), обладающий властью в социально-разнородном обществе [Синчук 2011]. К основным признакам государства как ядру любой современной политической системы относятся следующие:

1) территориия - государство объединяет и защищает людей, населяющих его территорию и являющихся его гражданами, вне зависимости от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, а также социально-экономического, политического и иного статуса;

2) суверенитет - присущее государству верховенство и свобода законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории и независимость в международных отношениях на мировой арене. Государственный суверенитет заключает в себе единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела со стороны других государств. Экономической основой государственного суверенитета является владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием. Политическая основа суверенитета - это стабильное государство и развитая, эффективная политическая организация власти. Правовой основой суверенитета является конституция страны, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение. Любое государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, формы политического правления, устройства, политического режима;

3) публичная власть, выделенная из общества и несовпадающая с населением страны. Эту власть составляют чиновники, армия, полиция, тюрьмы и другие учреждения;

4) система права, закрепленная в конституции страны и определяющая юридические нормы, обязательные к исполнению как со стороны граждан, так и со стороны государства;

5) система налогов, податей, займов, необходима для содержания государственного аппарата, проведения определенной социальной политики (финансирования здравоохранения, образования, пенсионного и иного льготного обслуживания населения), обеспечения обороноспособности страны и ее национальной безопасности.

Помимо перечисленных выше признаков, государство обладает монопольным правом на издание законов, а также на правоприменительную и правоохранительную деятельность, легальное применение силы, физическое принуждение, лишение граждан свободы и / или жизни; взимание налогов, объявление войны и мобилизацию населения на решение общегосударственных задач.

Анализ перечисленных выше направлений в истории социально-политической мысли не является исчерпывающим, так как любое государство представляет собой сложноорганизованный политический институт, специфику которого определяют исторические, географические, религиозные, экономические и целый ряд других факторов. Однако, несмотря на множество определений причин возникновения и сущности государства, очевидным является одно - государство всегда выражает интересы экономически господствующего класса и использует власть для их защиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абгарян Р. Э., Синчук Ю. В., Чащихин Б. Д. Политология и политическая

теория. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. 460 с. Ленин В. И. Три источника, три составные части марксизма // Полное

собр. соч.: в 55 т. Т. 23. М. : Политическая литература, 1973. 340 с. Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений. М. : Юрайт. 2015. 142 с.

Синчук Ю. В. Геополитические вызовы и угрозы современной России / Безопасность Евразии. 2011. № 1. С. 305-314. Синчук Ю. В. Россия и основные геополитические силы в современном мире // Геополитика и безопасность. 2012. № 3 (19). С. 60-65. Синчук Ю. В., Синчук И. Ю. К вопросу безопасности Российского государства // Вестник Московского государственного областного

университета. Серия «История и политические науки». 2012. № 5. С. 141-147.

Харичкин И. К., Макаренков Е. В. Политическое управление: учеб. пособие. М. : Государственный университет управления. 2014. 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.