УДК 93/94
К. А. Феофанов, Папба Нара Теймуразовна
К.А.Феофанов, доктор политических наук, профессор; профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России; e-maiL: [email protected]
Папба Нара Теймуразовна,аспирантка кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России; e-maiL: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРУЗИНО-АБХАЗСКОГО КОНФЛИКТА
В статье анализируются исторические предпосылки грузино-абхазского конфликта. Рассматриваются позиции стран-участниц в урегулировании конфликта. Исследуются трудности переговорного процесса и послевоенное устройство Республики Абхазия.
Ключевые слова: история Абхазии; Грузино-абхазский конфликт; российско-абхазские отношения; российско-грузинские отношения; урегулирование конфликта; Абхазия; Россия; Грузия.
K. A. Feofanov, Papba Nara Teymurazovna
FeofanovK.A., DSc (PoL.), Professor of Chair of International ReLations DipLomatic Academy of Russian Foreign Ministry; e-maiL: [email protected]
Papba Nara Teymurazovna, Postgraduate student of Chair of InternationaL ReLations DipLomatic Academy of Russian Foreign Ministry; e-maiL: [email protected]
HISTORICAL DETERMINANTS AND CONTEMPORARY PROBLEMS OF THE GEORGIAN-ABKHAZ CONFLICT
In the articLe, the historicaL and poLiticaL prerequisites of the Georgian-Abkhaz confLict are anaLyzed. The positions of the participating countries in the confLict settLement are considered. The difficuLties of the negotiation process and the postwar structure of the RepubLic of Abkhazia are investigated.
Key words: The history of Abkhazia; the Georgian-Abkhaz confLict; Russian-Abkhaz reLations; Russian-Georgian reLations; the settLement of the confLict; Abkhazia; Russia; Georgia.
В начале 1990-х гг., после распада СССР, на постсоветском пространстве возникли ряд непризнанных или, по терминологии российских политологов, де-факто государств - Нагорный Карабах,
Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Абхазия [Маркедонов 2006]. Непризнанные государства не стали феноменом на постсоветском пространстве, такие государства возникли на пространстве бывшей Югославии и в ряде других регионов мира. Например, еще с 1970-х гг. существует Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией [Осия 2010].
Создание такого рода политически территориальных образований сопровождалось, как правило, вооруженными конфликтами, кровопролитием, потоками беженцев и тщетными попытками международного урегулирования проблем. В лучшем случае удавалось прекратить боевые действия и начать бесконечные переговоры, где сталкивались два на первый взгляд непримиримых фундаментальных принципа - нерушимости границ и права наций на самоопределение.
Подобные процессы можно проследить в истории Абхазии. Заселение, создание государственности, развитие отношений с соседними государствами с древнейших времен имело проблемный характер. В конце XVIII - начале XIX вв. из-за ослабления военного и политического могущества Османской империи и усиления роли Российской империи, владетельный князь Абхазии Келеш-бей Чач-ба взял курс на сближение с Россией [Бигуаа 2003]. Однако в 1808 г. Келеш-бей был убит, и на престол вступил его старший сын Аслан-бей, ориентированный на Турцию. В 1810 г. при прямой военной помощи России на абхазском престоле утверждается младший сын убитого владетеля Сефер-бей, принявший после крещения имя Георгий. 17 февраля 1810 г. своей грамотой император Александр I признал Георгия наследственным князем Абхазского владения «под верховным покровительством, державою и защитою Российской империи» [Бгажба, Лакоба 2007, с. 392]. Абхазия на правах самоуправляемого княжества вошла в состав России. При российской военной поддержке произошло укрепление власти абхазского владетеля, который занимал достаточно высокое место в российской военной иерархии [Дзидзария 1975а]. Абхазские владетели способствовали продвижению российского влияния в абхазские вольные горские общества и земли соседних убыхов и шапсугов. К моменту окончания Кавказской войны Абхазское владетельное княжество утратило свое значение для российской администрации и было ликвидировано в 1864 г., на его территории был создан
Сухумский военный отдел, напрямую подчиненный императорской администрации на Кавказе [Абгарян, Синчук, Чащихин 2010]. По мнению историка Л. И. Цвижба демографические и этнические изменения населения Абхазии напрямую связаны с войнами, колониальной политикой России, с насильственным переселением населения в Турцию и в различные области России, начало которому было положено еще в первой трети XIX столетия [Цвижба 2000]. Вторая половина XIX в. стала наиболее трагичным периодом в истории абхазского народа, отмеченным рядом массовых выселений абхазов под давлением царских властей в Османскую империю - так называемого махаджирства [Дзидзария 1975б].
В результате переселения этническая картина в Абхазии кардинально изменилась. Земли стали заселяться представителями других народов - русскими, армянами, эстонцами и прежде всего грузинами [Цвижба 2000]. Если в 1886 г. абхазы составляли 85,7 % населения Абхазии, то к 1897 г. - только 55,3 % [Бгажба, Лакоба 2007]. Эта динамика сохранялась в последующие десятилетия. В 1917 г. после крушения Российской империи Абхазия вступила в Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, который впоследствии вошел в состав Юго-Восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. В ноябре 1917 г. был учрежден Абхазский народный совет - первый представительный орган власти Абхазии. В мае 1918 г. Абхазия вошла в новообразованную Горскую республику, которая также объединяла Кабарду, Осетию, Чечню и Дагестан. В июне того же года территория Абхазии была оккупирована войсками Грузинской демократической республики. Правительство последней проводило политику подавления политических и национальных прав народа Абхазии. В марте 1921 г. было свергнуто грузинское правительство, что было поддержано местным населением. В 1924-1925 гг. были утверждены герб и флаг ССР Абхазии, приняты законодательные акты конституционного характера, введены в действие кодексы: уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, земельный, лесной [Синчук 2014]. Первая Конституция ССР Абхазии была принята в апреле 1925 г. Третьим Всеабхазским съездом Советов. Абхазия тогда приняла свою конституцию, в то время как автономии не имели своих конституций.
Советская власть была более гибкой в сравнении с недавней политикой Грузии. Эта тенденция объяснялась тем, что совпала с проведением в Советской России новой экономической политики (НЭП). В середине февраля 1921 г. был создан Ревком Абхазии в составе Е. Эшба, Н. Лакоба, Н. Акиртава.
На заседании пленума Кавбюро ЦК 5 июля 1921 г. (с участием И. Сталина) было решено «вести партийную работу в направлении объединения Абхазии и Грузии в форме автономной республики в составе ССР Грузии», также требовалось ускорить созыв съезда Советов Абхазии [Лакоба, 2005].
В феврале 1922 г. состоялся Первый съезд Советов Абхазии. На нем был ратифицирован «особый союзный договор» между Грузией и Абхазией, который зафиксировал равноправие двух республик. В декабре 1922 г. представитель ССР Абхазии Н. Акиртава подписал Договор об образовании Союза ССР. Абхазия тогда не входила в состав Грузии, а объединилась с ней в качестве «договорной республики». Этот факт был отмечен С. Лавровым в его выступлении в ходе встречи с профессорско-преподавательским составом и студентами Абхазского государственного университета и представителями общественности Абхазии в октябре 2009 г.: «История вхождения в Российскую империю, события, последовавшее после Революции 1917 г., форма вхождения Абхазии в Советский Союз на равных правах с Грузией и то, как потом статус Абхазии и Южной Осетии в составе СССР волюнтаристски менялся по решениям И. Сталина без какого-либо учета мнения народа»1 (www.mid.ru/ press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/ content/id/279010).
Колониальный режим и систематическое ущемление национального достоинства неоднократно вызывали массовые протесты абхазов: требования о восстановлении статуса двадцатых годов и о переводе Абхазии в состав Российской Федерации. В этот период берет начало абхазское национально-освободительное движение, в него входили представителей интеллигенции и простые
1 Стенограмма выступления и ответов на вопросы министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе встречи с профессорско-преподавательским составом и студентами Абхазского государственного университета и представителями общественности. Абхазии, г. Сухум,
2 октября 2009 г.
граждане, открыто выступавшие в защиту прав абхазского народа и требовавшие восстановления статуса Абхазии как союзной республики. С начала 1990-х гг. общепризнанным национальным лидером Абхазии стал Владислав Ардзинба (1945-2010). В августе 1990 г. Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики [Белая книга Абхазии 1993; Синчук, Слободчиков 2005]. Проводился курс на восстановление суверенитета и повышения государственного статуса Абхазии.
Процессы, происходившие в СССР в период руководства М. Горбачева, дали новый импульс стремлению абхазов определять свой политический статус. В 1988 г. представители абхазской общественности направили в адрес XIX Партконференции письмо, но оно осталось без должного реагирования. Была выделена инициативная группа по созданию организации, способной защитить интересы абхазского народа, отстаивать интересы многонационального населения Абхазии - «Айдгылара». Вылившиеся в июле 1989 г. в кровавый конфликт абхазо-грузинские противоречия не носили этнического характера. Они протекали на уровне «идеологической конфронтации» и политического противоборства [Авидзба 2008]. На этот важный момент обратили в свое время внимание известные правозащитники В. Максимов, В. Чалид-зе. Академик А. Сахаров назвал тогда Грузию «малой империей». Абхазским национальным движением было сформулировано требование обретения Абхазией некогда утраченного статуса самостоятельной республики. В марте 1989 г. было сделано обращение о пересмотре статуса Республики Абхазия в составе Советской Федерации.
Следующий этап национального движения - принятые 25 августа 1990 г. сессией Верховного Совета Абхазии Декларация «О государственном суверенитете Абхазской АССР» и постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии».
«На нашу землю вторглись вооруженные формирования Госсовета Грузии, в числе которых уголовные элементы, которые сеют смерть и разрушения на нашей земле... На наши предложения решать вопросы взаимоотношений мирным, цивилизованным путем ответили и грабежами. И это как раз показывает истинную суть нынешнего руководства Грузии... Мы должны выстоять
в этот трудный час, и мы выстоим, мы нанесем поражение тем, то сеет смерть и разрушения в Абхазии...» [Ардзинба 2004, с. 2527] - с этими совами Председатель Верховного Совета Абхазии В. Ардзинба обратился к соотечественникам 14 августа 1992 г., после того, как стало известно о начале военной агрессии Грузии [Авидзба 2008].
В конце XX в. на постсоветском пространстве возникло множество «горячих точек», одной из которых стала Абхазия, превратившаяся в арену сначала непримиримого политического противостояния абхазского общества и Грузии, а затем и кровопролитной войны между ними. В результате войны (1992-1993) Грузия потерпела поражение. Абхазия приступила к строительству независимого государства. Этот процесс можно разделить на три периода: первый -с 1993 по 1999 гг. - время, когда Абхазия находилась под прессом экономической, военно-политической, информационной блокады со всеми вытекающими отсюда последствиями; второй - с 1999 по 2008 гг. - время постепенного ослабления экономической блокады и политической изоляции, что стало возможным главным образом в силу того, что Абхазия выстояла в первый период становления независимого государства; третий - с 26 августа 2008 г. - Республика Абхазия - признанное государство [Авидзба 2012]. «Абхазская политика» России в обозначенный период была неоднозначной: за это время она дважды объявляла и осуществляла блокаду Абхазии (21 сентября 1993 г. и 19 декабря 1994 г.). Однако Россия также была посредником в процессе урегулирования: в одиночку выполняла миротворческую операцию; несмотря на противодействие мирового сообщества, признала государственную независимость республики [Синчук, Потапов, Белозёров 2014].
30 сентября 1993 г. Абхазия одержала победу в войне, а уже 6 октября председатель парламента Абхазии В. Г. Ардзинба заявил, что Абхазия будет «искать пути создания демилитаризованного нейтрального государства при наличии международных гарантий» (Республика Абхазия, 1993 г.). После поражения в войне против Абхазии, Грузия вернулась в фарватер российской политики и временно отказаться от западной ориентации, что свидетельствует о глобальных геополитических последствиях войны. Уже в октябре 1993 г. Грузия вступила в СНГ и подписала Соглашение о пребывании российских войск в Грузии до 1995 г. В ноябре
1993 г. в Женеве начался переговорный процесс между Абхазией и Грузией под эгидой ООН, при содействии России и участии СБСЕ. В них также принимала участие группа стран, объединившихся в организацию под названием сначала «Друзья Грузии», а позже «Друзья Генсека ООН по Грузии». Первый раунд этих переговоров проходил в ноябре-декабре 1993 г. и завершился подписанием Меморандума о понимании между грузинской и абхазской сторонами, в котором предусматривалось обязательство сторон не применять силу друг против друга. В январе 1994 г. в Женеве состоялся второй раунд абхазо-грузинских переговоров. Их главной темой был вопрос ввода в зону грузино-абхазского противостояния миротворческих сил, который в итоге был согласован сторонами. 3 февраля 1994 г., в ходе визита президента России Б. Н. Ельцина в Тбилиси был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Грузией1 (www. conventions.ru/view_base.php?id=17148). Согласно ему на территории Грузии создавалось пять российских баз, российские пограничники брали под контроль согласованные участки границы Грузии. Государственная Дума отказалась ратифицировать его, вследствие чего он так и не вступил в законную силу. 4 апреля 1994 г. в Москве между сторонами конфликта, представителями ООН, России и СБСЕ, в присутствии Генерального секретаря ООН было подписано «Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта». Документ констатировал факт отсутствия государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией и то, что Абхазия - государство со всеми присущими ему атрибутами, с полномочиями субъекта международного права. 4 апреля 1994 г. также было подписано Четырехстороннее соглашение о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц. 14 мая 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил, которое предусматривало ввод российских миротворческих сил под эгидой СНГ в зону конфликта. Миротворческая операция началась 20 июня 1994 г.
Абхазский президент не раз заявлял, что «Абхазия готова к переговорам с Грузией и Россией, на которых можно найти
1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия
о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Подписан в г. Тбилиси
3 февраля 1994 г.
политическое решение» [Ардзинба 2011, с. 95]. 26 ноября 1994 г., несмотря на противодействие влиятельных сил, была принята Конституция Республики Абхазия, В. Г. Ардзинба был избран первым Президентом Республики Абхазия. Принятие Конституции подтвердило неизменность курса на независимость. 29 августа 1995 г. в Москве возобновились четырехсторонние переговоры по урегулированию Грузино-абхазского конфликта. Позже президент Абхазии, комментируя их, сказал: «От общественности скрывается тот факт, что нам на стол кладут документ, подготовленный грузинской стороной, вынуждают его подписывать и еще обвиняют в том, что мы его не подписываем» [Авидзба 2012, с. 36].
В январе 1996 г. В. Г. Ардзинба обратился к главам СНГ с предложением не рассматривать вопрос Абхазии без участия ее представителей «во избежание принятия решений, основанных на односторонней информации». 19 января саммит глав СНГ принял «Решение Совета глав государств СНГ о мерах по урегулированию конфликта в Абхазии» [Конфликты в Абхазии... 2008, с. 377-378], в котором осуждалась «деструктивная позиция абхазской стороны» и подтверждалось, что «Абхазия является неотъемлемой частью Грузии». Страны СНГ брали на себя обязательства без согласования с Грузией не вступать в официальные контакты с представителями или должностными лицами структур, существующих на территории Абхазии, не осуществлять финансовые, транспортные, торгово-экономические операции с Абхазией. Саммит обратился к Совету Безопасности ООН с призывом поддержать меры воздействия на власти абхазской стороны и рекомендовать всем государствам - членам Организации присоединиться к этим мерам.
Неконструктивное поведение Грузии объясняется тем, что ее позиция получала поддержку также и в документах ООН и ОБСЕ. В частности, в ОБСЕ трижды принимались акты, осуждавшие позицию Абхазии (Будапешт 6 декабря 1994 г., Лиссабон 3 декабря 1996 г., Стамбул 17-18 ноября 1999 г.). Европейский парламент в одной из своих резолюций назвал абхазское правительство «бандитско-террористическим движением». Необходимо отметить, что к концу 1996 г. происходит переориентация Грузии на Запад, у которого к этому времени стала озвучиваться и воплощаться в жизнь наступательная политика в Кавказском регионе.
Это обстоятельство в дальнейшем начало оказывать значительное влияние на процесс грузино-абхазского урегулирования.
В первой половине июня 1997 г. в Москве проводились трехсторонние переговоры по вопросам урегулирования грузино-абхазских отношений. В ходе переговоров президент Абхазии заявил о необходимости подписания документа, «который подвел бы черту состоянию войны». Проект подобного протокола был подготовлен абхазской стороной и согласован с российской. Но документ так и не был подписан из-за неприемлемых условий, предлагаемых грузинской стороной.
Еще 4 марта 1999 г. парламент принял Закон о выборах президента Абхазии, а 19 июля - назначил дату их проведения. 20 июля 1999 г. Генеральный секретарь ООН К. Аннан назвал предстоявшие выборы своего рода народным референдумом. Но уже в резолюции СБ ООН от 30 июля выборы президента Абхазии были объявлены неприемлемыми и незаконными. 9 сентября Правительство РФ приняло Постановление «О признании утратившими силу постановлений Правительства РФ». Согласно этому документу признавалось утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. Российским таможенному комитету, министерствам путей сообщений и транспорта было предписано принять меры по надлежащему обустройству пропускных пунктов на границе с Абхазией. 3 октября 1999 г. состоялись выборы президента и референдум, в которых приняло участие 87,6 % избирателей. Наблюдение за ходом выборов и референдума осуществляли депутаты Госдумы России, представители Приднестровья, Краснодарского края, Южной Осетии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Нагорного Карабаха. 97,9 % избирателей одобрили конституцию и проголосовали за В. Ардзинба. 12 октября парламент, опираясь на решение референдума, принял Акт о государственной независимости. В это время в России происходит смена власти, что знаменовало существенную корректировку методов отстаивания российских интересов на Кавказе [Политические учения... 2015].
Причины удаления России от прогрузинской позиции не однозначны. Во-первых, всё большая ориентация Грузии на Запад и на США. Во-вторых, абхазский народ этнически близок к некоторым северокавказским народам России, что является очень важным. Тому подтверждение резкое высказывание в апреле 1997 г.
Ардзинба: «...Я должен прямо сказать: терпение нашего народа не беспредельно. В один прекрасный день абхазцы так прореагируют, что это очень сильно аукнется в той же самой России» [Мяло 2002, с. 44-51]. Еще во время войны парламент Абхазии в своем обращении от 28 августа 1992 г. отмечал, что противодействие добровольцам (которые в первую очередь шли из северокавказских республик Российской Федерации) «вооруженным путем или посредством репрессий грозит перерастанием благородного движения по оказанию помощи Абхазии в отражении агрессии в общекавказскую войну, в которую могут быть втянуты сопредельные регионы и страны» [Телеграмма 2004, с. 56]. В-третьих, у России появлялись основания подозревать грузинскую сторону в пособничестве чеченским сепаратистам. Тем самым Грузия всё больше отдалялась от России и ориентировалась на Запад.
Для России, от начала конфликта и до сегодняшних дней, первоочередная задача в данном регионе осталась прежней - недопущение применения оружия [Жуков 2010]. Позиция МИДа России такова: «Россия будет объективно содействовать мирному разрешению всех конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения всех принципов устава ООН, ранее достигнутых договоренностей, в поисках согласия между вовлеченными в конфликт сторонами. Будем ответственно реализовать свою посредническую миссию в переговорном процессе...»1 (news.mail.ru/politics/2027688). Именно этим можно объяснить политику Российской Федерации в данном конфликте. России, как и любому другому государству, важна и необходима стабильность и безопасность своих границ. Вся российская политика всегда строилась на этом принципе [Синчук, Синчук 2016]. Россия неоднократно заявляла, что Грузия должна решать конфликт с абхазской стороной мирным путем, а не применением оружия. Официальная позиция России не менялась вплоть до событий августа 2008 г. Необходимо обратить внимание на ранее отсутствующие рекомендации России по разрешению конфликта: «... в подходах к урегулированию конфликтов необходимо опираться на сложившиеся реалии, учитывать такие определяющие факторы, как волеизъявление народов Южной Осетии и Абхазии»2 - эти
1 Выступление С. В. Лаврова в Совете Федерации 18 сентября 2008 г.
2 Ответ официального представителя МИД России М. Л. Камынина на вопрос СМИ относительно спекуляций по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии 2007 г.
предложения были подчеркнуты в беседе С. В. Лаврова и Э. Д. Ко-койты 19 января 2007 г. (cominf.org/taxonomy/term/1/0?page=2126).
8 августа 2008 г. начались военные действия против Южной Осетии. «Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве. Народы Южной Осетии и Абхазии неоднократно высказывались на референдумах в поддержку независимости своих республик. Мы понимаем, что после того, что произошло в Цхинвале и планировалось в Абхазии, они имеют право решить свою судьбу сами» -сказал Д. А. Медведев и 26 августа 2008 г. подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии1 (www.mid.ru/ns-rkonfl.nsf/90be9cb5e6f07180432569e000 49Ь5А> /432569в00 03 4005fc32574b1003daf8d). «Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским заключительным актом ОБСЕ 1975 г., другими основополагающими международными документами, я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии»2 (ria.ru/ politics/20080826/150689025.html#ixzz2yazVu2bp%20). Основополагающей причиной признания Россией независимости Абхазии является стремление к стабильности и безопасности в данном регионе; Россия встала на путь поддержки Абхазии и Южной Осетии в первую очередь ввиду исторически сложившейся этнополитиче-ской ситуации. Непосредственная причина признания заключается в стремлении Грузии восстановить свою территориальную целостность любой ценой, в том числе при помощи военной силы, что ведет к дестабилизации в данном регионе. Именно это и подтолкнуло Россию к решительным действиям - признанию независимости Абхазии и Южной Осетии.
В заключение отметим, что ключевую роль в признании независимости Республики Абхазия Российской Федерацией сыграли военная агрессия Грузии в августе 2008 г. против Южной Осетии, а также наличие фактов о готовящейся военной операции в Абхазии.
1 Заявление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева 26 августа 2008 г.
2 Медведев подписал указы о признании Южной Осетии и Абхазии.
Таким образом, именно в новой конкретно-исторической ситуации
родилось столь кардинальное решение, которое (на данный момент)
можно считать кульминацией «новой» проабхазской политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абгарян Р. Э., Синчук Ю. В., Чащихин Б. Д. Политология и политическая теория: учебно-методический комплекс. М. : ИПК МГЛУ Рема, 2010. 460 с.
Авидзба А. Ф. Отечественная война (1992-1993) Вопросы военно-политической истории Абахзии. Сухум : Нар, 2008. 438 с.
Авидзба А. Ф. Становление независимого Абхазского государства и Российская Федерация. Сухум : Нар, 2012. 432 с.
Ардзинба В. Г. Сборник интервью и выступлений 1992-2005. Сухум : Нар, 2011. 408 с.
Ардзинба В. Г. Те суровые дни. Хроника отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. в документах. Сухум : Нар, 2004. 488 с.
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии. С древнейших времен до наших дней. Сухум : Алашарбага, 2007. 323 с.
Белая книга Абхазии. Документы, материалы, свидетельства 1992-1993. М. : Внеком, 1993. 880 с.
Бигуаа В. А. Абхазский исторический роман. История. Типология. Поэтика. М. : ИМЛИ РАН, 2003. 420 с.
Дзидзария Г. А. (а) Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухум : Алашара, 1975. 530 с.
Дзидзария Г. А. (б) Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции. Сухум : Алашара, 1975. 354 с.
Жуков А. А. Россия и Грузино-абхазский конфликт (1992-2008): дис. ... канд. истор. наук. Краснодар, 2010. 328 с.
Конфликты в Абхазии и Южной Осетии: документы 1989-2006 гг. / сост. и коммент. М. А. Волхонский, В. А. Захаров, Н. Ю. Силаев. М. : Русская панорама, 2008. 496 с.
Лакоба С. З. Абхазия после двух империй XX-XXI вв. Очерки. М. : Материк, 2005. 208 с.
Маркедонов С. М. De facto государства постсоветского пространства // Непризнанные государства. Научные тетради Института Восточной Европы РАН. Вып. 1. М. : ИВЕ РАН, 2006. С. 13-15.
Мяло К. Г. Россия и последние войны XX века (1989-2000). М. : Вече, 2002. 480 с.
Осия Г. Л. Внешнеэкономические связи Абхазии: дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. 252 с.
Политические учения XX-XXI вв. / В. Г. Егоров [и др.]. М. : ИИУ МГОУ,
2015. 284 с.
Синчук Ю. В. Геополитические вызовы и угрозы современной России на постсоветском пространстве // Постсоветский материк. 2014. № 1 (1). С. 69-77.
Синчук Ю. В., Синчук И. Ю. К вопросу об укреплении национальной безопасности государства в контексте «мягкой силы» М. : Экон-Информ,
2016. 306 с.
Синчук Ю. В., Слоботчиков О. Н. Политология: учебное пособие. М. : Социально-экономический институт : Клинцовская городская типография, 2005. 614 с. Синчук Ю. В., Потапов А. С., Белозёров В. К. Конфликтология: теория и практика. Ч. 1. Научно-теоретическая база конфликтологии. М. : МГЛУ, 2014. 361 с. Телеграмма Председателя Верховного Совета Республики Абхазия В. Ардзинба Президенту России Б. Ельцину, Председателю Госсовета Грузии Э. Шеварднадзе, руководителям республик Северного Кавказа, Председателю Всемирной черкесской ассоциации Ю. Калмыкову // Те суровые дни. Хроника Отечественной войны народа Абхазии 19921993 гг. в документах. Сухум : Дом печати, 2004. С. 56. Феофанов К. А. Спасение человечества как предназначение России: между мессианизмом и мультидисциплинарной цивилизационной теорией // Социально-геманитарные знания. 2016. № 3. С. 273-288. Цвижба Л. И. Этнодемографические процессы в Абхазии в XIX в. Сухум : Алашара, 2000. 168 с.