Научная статья на тему '"теории и методы историописания. Что такое исторический опыт?": тиссенский семинар молодых исследователей в НГПУ им. К. Минина'

"теории и методы историописания. Что такое исторический опыт?": тиссенский семинар молодых исследователей в НГПУ им. К. Минина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ИСТОРИОПИСАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хазина Анна Васильевна, Катцер Николаус

В статье представлена информация о совместном международном научном семинаре Германского исторического института в Москве и Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина при поддержке Фонда Фритца Тиссена (Кёльн) «Теории и методы историописания. Что такое исторический опыт?», состоявшемся 28-29 мая 2015 г. в Нижнем Новгороде. Его участники, ведущие европейские исследователи совместно с молодыми начинающими историками, обсудили как широкий круг актуальных теоретических проблем исторического знания, так и их реализацию в конкретных кейсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND METHODS OF HISTORICAL WRITING. WHAT IS A HISTORICAL EXPERIENCE?" THYSSEN WORKSHOP OF YOUNG RESEARCHERS IN THE MININ’ NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The issue offers a review of the joint international research seminar “The Theory and Methods of Historical Writing: What is a Historical Experience?” held by the German historical Institute in Moscow and Minin’s Nizhny Novgorod state pedagogical University and supported by the Fritz Thyssen Foundation (Cologne, Germany). The seminar took place on the 28-29 may, 2015, in Nizhny Novgorod. The seminar’s participants, leading European scholars and young would-be historians, discussed a wide a range of current theoretical problems of historical knowledge as well as their employment in many particular cases.

Текст научной работы на тему «"теории и методы историописания. Что такое исторический опыт?": тиссенский семинар молодых исследователей в НГПУ им. К. Минина»

УДК 947 (09)

А.В. ХАЗИНА1, Н. КАТЦЕР2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация.

2Германский исторический институт в Москве, Министерство образования и науки Германии, Федеративная Республика Германия.

«ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ИСТОРИОПИСАНИЯ. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ?»: ТИССЕНСКИЙ СЕМИНАР МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В НГПУ ИМ. К. МИНИНА

Аннотация. В статье представлена информация о совместном международном научном семинаре Германского исторического института в Москве и Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина при поддержке Фонда Фритца Тиссена (Кёльн) «Теории и методы историописания. Что такое исторический опыт?», состоявшемся 28-29 мая 2015 г. в Нижнем Новгороде. Его участники, ведущие европейские исследователи совместно с молодыми начинающими историками, обсудили как широкий круг актуальных теоретических проблем исторического знания, так и их реализацию в конкретных кейсах.

Ключевые слова: гуманитарные исследования, интеллектуальная история, теории и методы историописания, исторический опыт.

A.V. KHAZINA1, N. KATZER2

'Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

2The German historical Institute in Moscow (Das Deutsche Historische Institut in Moskau), the Ministry of Education and Science of Germany, Federal Republic of Germany

"THEORY AND METHODS OF HISTORICAL WRITING. WHAT IS A HISTORICAL EXPERIENCE?" THYSSEN WORKSHOP OF YOUNG RESEARCHERS IN THE MININ' NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract. The issue offers a review of the joint international research seminar "The Theory and Methods of Historical Writing: What is a Historical Experience?" held by the German historical Institute in Moscow and Minin's Nizhny Novgorod state pedagogical University and supported by the Fritz Thyssen Foundation (Cologne, Germany). The seminar took place on the 28-29 may, 2015, in Nizhny Novgorod. The seminar's participants, leading European scholars and young would-be historians, discussed a wide a range of current theoretical problems of historical knowledge as well as their employment in many particular cases.

Keywords: humanities, intellectual history, theories and methods of historical writing, historical experience

28-29 мая 2015 г. в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина состоялось знаковое для молодых исследователей-историков событие - международный научный семинар Германского исторического института в Москве.

Германский исторический институт был открыт в Москве в сентябре 2005 года по инициативе фонда Альфрида Круппа фон Болена и Гальбаха и фонда Цайт Эбелина и Герда Буцериуса. Сегодня он один из десяти научных гуманитарных институтов за границей (наряду с институтами в Риме, Париже, Лондоне, Вашингтоне, Токио, Бейруте и Стамбуле), которые относятся к финансируемому Министерством образования и науки Германии Фонду им. Макса Вебера со штаб-квартирой в Бонне. Его работа направлена на развитие научного сотрудничества исследователей из России и Германии, а также на усиление кооперации

между российскими и немецкими учеными, координацию и осуществление совместных исследовательских и издательских проектов в области истории Германии и России в европейской перспективе. Важнейшим направлением своей деятельности, как и Мининский университет, институт считает поддержку молодых ученых [1].

Тиссенский семинар в Нижнем был последним - шестым - в серии семинаров для молодых ученых, которые в 2015 г. проводил ГИИМ в сотрудничестве с российскими региональными университетами и научными центрами при финансовой поддержке Фонда им. Фрица Тиссена (Кельн). Семинары были направлены на обсуждение актуальных вопросов и проблем исторического знания. Мероприятия проводились в Воронеже, Новосибирске, Перми, Казани, Челябинске. Тематика семинаров охватывала новые тенденции и методы в современной исторической науке и затрагивала следующие проблемы: «История в кино и история кино»; «История, память и управление эмоциями»; «Многоликий социализм: теория и практика в XX в.»; «Транснациональная история: глобальные и региональные процессы и динамики. XVШ-XX вв.»; «Театр власти: политика как символическая практика» [2]. Тематика Нижегородского семинара касалась обсуждения теорий и методов историописания и поискам ответа на вопрос: «Что такое исторический опыт?».

В рамках первой части семинара состоялись выступления ведущих немецких профессоров: Йорга Баберовски (университет им. Гумбольдта, Берлин) «Историописание: между научной теорией и историческим повествованием»; Томаса Зандкюлера (университет им. Гумбольдта, Берлин) «Изучать историю: теория во имя практики»; Йорна Леонхарда (Фрайбургский университет) «Сравнение, трансфер, взаимовлияние: три исследовательские перспективы на изучение истории Нового времени».

В своем выступлении Й. Баберовски, размышляя над вопросом о том, что отличает научное историописание от работы «рассказчика истории», попытался ответить на него через анализ своего собственного исследования, посвященного Сталину. По его мнению, теории только маркируют повествования историков, но не структурируют их, поскольку последние зависят от множества других субъективных факторов. Историческое сочинение может претендовать на статус научного исследования, если оно, прежде всего, содержит указание проблематики исследования или изложение его теоретических оснований, степени изученности темы и, наконец, методики исследования. Без соблюдения этих основных условий историческое сочинение не может считаться научным историописанием.

Исходным тезисом доклада Т. Зандкюлера была мысль о том, что теория является не просто неотъемлемой частью истории, но позволяет чётко установить дидактику предмета истории, сделать историю методически контролируемым способом изложения прошлого. Иными словами, теория существует, прежде всего, для нужд исторической практики. Поэтому в дидактике истории особая роль должна отводиться формированию основных навыков работы учащихся с историческими источниками. В свою очередь, дидактика истории рассматривается как теория для практики, как путь от повседневных или обыденных исторических теорий к научным.

Й. Леонхард в своем выступлении подробно рассмотрел различные варианты системных подходов к европейской истории, признающих ее единство, начиная с переложения основных мотивов нарративных историй XIX века и заканчивая современными теориями гражданского общества. Отвечая на вопрос, как сегодня должна писаться история Европы, и анализируя исторический опыт полиэтнических государств XIX века на примере Австро-Венгерской, Российской, Османской и Британской империй, он пришел к утверждению, что современное историописание Европы должно быть не только наднациональным, но и надкультурным. В этом случае оно преодолеет предшествующие методологические стереотипы.

Таким образом, доклады ведущих немецких специалистов в области европейской истории затронули важнейшие методологические проблемы современной исторической

науки, центральной точкой их пересечения стала нацеленность историописания Нового времени на человека - фактор, во многом определяющий специфику исторического опыта, но, как ни странно, редко становящийся объектом самостоятельной рефлексии. Выступления немецких коллег и обсуждение их докладов показали молодым исследователям, насколько важно историку определить свое исследовательское поле и выбрать методологию, наиболее адекватную исследовательской стратегии.

Вторая часть семинара представляла собой совместное обсуждение исследовательских проектов молодых ученых из Н. Новгорода, Твери и Саратова, которые от конкретно-исторических сюжетов постарались перейти к более общей проблематике «ремесла историка»: специфике работы с разными типами источников и историографического анализа.

Ряд представленных проектов был посвящен методам и приемам работы с историческими нарративами, литературными, документальными источниками, особенностям их текстовой организации и специфике предлагаемых исторических сценариев (Г. Бакус, А. Вотчель, П. Акопян, А. Бочкарев, В. Хегай). Часть докладов касалась проблем визуальной истории, которая сама по себе предполагает применение междисциплинарных методов и подходов (Т. Савицкая, О. Ларина, М. Зольников). Доклады Р. Саберова, Д. Строганова, А. Басова, Д. Игониной, К. Лихоманова представляли собой попытки анализа исторических сюжетов в проблемном поле религиозной, культурной и социальной антропологии, а также гендерных исследований (К. Игаева), новой политической истории (Д. Кирюхин), постколониальных исследований и культурного национализма (С. Голубкина, С. Кузнецова).

Российские и немецкие ученые подчеркнули актуальность и эффективность формата мероприятия, позволившего ведущим европейским исследователям совместно с молодыми историками обсудить как общие теоретические проблемы исторического знания, так и их реализацию в конкретных кейсах.

Участники и организаторы семинара констатировали необходимость дальнейшего сотрудничества в сфере исторической антропологии, культурной истории и теории историописания, а также выразили надежду, что реализация данного проекта послужит повышению уровня исследовательской культуры молодых ученых и будет способствовать росту интереса к изучению и использованию новых исследовательских практик и методологии в области исторического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаи Ф.В., Софронова Л.В., Хазина А.В. От образов власти к власти образов: актуальные проблемы междисциплинарных гуманитарных исследований // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2). С. 29.

2. Германский исторический институт в Москве. Тиссенский семинар [Электронный ресурс]. URL: http://www.dhi-moskau.org/ru/meropriiatiia/tissenskii-seminar.html (дата обращения 28.03.2016).

REFERENCES

1. Nikolai F.V., Sofronova L.V., Hazina A.V. Ot obrazov vlasti k vlasti obrazov: aktual'nye problemy mezhdisciplinarnyh gumanitarnyh issledovanij [From the images of power to the power of images: current problems of interdisciplinary Humanities research]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2 (2), p. 29. (In Russian)

2. Germanskij istoricheskij institut v Moskve. Tissenskij seminar [The German historical Institute in Moscow. Tessinski seminar]. Available at: http://www.dhi-moskau.org/ru/meropriiatiia/tissenskii-seminar.html (accessed 28.03.2016). (In Russian)

© Хазина А.В., Катцер Н., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Хазина Анна Васильевна - кандидат исторических Khazina Anna Vasilievna - PhD in History, Head of the

наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, Department of General History and Classical

классических дисциплин и права, Нижегородский Disciplines and Law, Minin Nizhny Novgorod Statе

государственный педагогический университет имени Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian

Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Federation, e-mail, e-mail: Annh1@yandex.ru. Новгород, Российская Федерация, e-mail: Annh1@yandex.ru.

Катцер Николаус - профессор, доктор, директор Katzer Nikolaus- Professor, Doctor, Director of German

Германского исторического института в Москве, historical Institute in Moscow, Federal Republic of

Федеративная Республика Германия, e-mail: Germany, e-mail: nikolaus.katzer@dhi-moskau.org. nikolaus.katzer@dhi-moskau.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.