УДК94(4)
DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-7
ШКОЛА СВ. ПАВЛА В ЛОНДОНЕ: РЕНЕССАНСНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ШКОЛЬНОГО ДЕЛА
Л. В. Софронова1, А. В. Хазина2
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: [email protected] Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: Статья посвящена анализу ренессансной модели организации школьного дела на примере лондонской грамматической школы св. Павла, основанной в 1509 г. при соборе св. Павла настоятелем Джоном Колетом (1467-1519). История школы до сих пор не получила достойного внимания отечественных ученых. В зарубежных исследованиях педагогическая деятельность Дж. Колета получила разноречивые оценки. Анализ организационных основ и повседневной жизни школы св. Павла необходим для создания целостной картины развития системы образования в эпоху Ренессанса и Нового времени. Материалы и методы: Источниковая и историографическая база: Устав школы, английские хроники, эпистолярные тексты, документы, касающиеся строительства школьного здания и урегулирования отношений с компанией купцов-мерсеров, капитулом собора св. Павла, сочинения гуманистов, исследования в области персональной истории и социальной истории образования. Методы: герменевтического анализа, историко-генетический, парадигмально-педагогический.
Результаты исследования: Школьная практика в Англии того времени сохраняла традиционные средневековые формы в рамках клерикальных и городских муниципальных корпораций. Колет создал принципиально новую модель грамматической школы. Она была открытой публичной школой, независимой от церковной юрисдикции, и управлялась светским органом - советом попечителей из числа купцов-мерсеров Лондона. Для содержания школы Колет передал под управление мерсеров значительные земельные владения. Образование было бесплатным. По численности учеников и педагогического персонала школа св. Павла была самой крупной в ренессансной Англии. Обсуждение и заключения: Колет сумел творчески переработать накопленный его предшественниками опыт и интегрировать в одном учебном заведении самые прогрессивные из уже существовавших прежде элементов организации школьного образования и новые, гуманистические. Это было учебное заведение принципиально нового типа, по организации учебного процесса ставшее образцом для классических гимназий Нового времени.
Ключевые слова: грамматическая школа св. Павла, Джон Колет, мерсеры, система образования, педагогика, Ренессанс, Устав.
ST. PAUL'SSCHOOL IN LONDON: RENAISSANCE MODEL OF SCHOOL
ORGANIZATION
L. V. Sofronova1 , A.V. Hazina2
Minin Nizhny Novgorod StatePedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
*e-mail: [email protected]
2
Minin Nizhny Novgorod StatePedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
*e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction: The article is devoted to the analysis of the Renaissance model of school organization and running, the London's grammar school of St. Paul established in 1509 at the St. Paul Cathedral by rector John Colet (1467-1519) being taken as an example. The history of the school has not yet received a worthy attention of domestic scientists. The foreign studies show the contradictory estimation of J. Colet's pedagogical activity. Analysis of the organizational basis as well as mundane life of the St. Paul's school seems to be of critical importance for an integral picture of the development of the educational system during the Renaissance and modern age. Material and methods: The source and historiographical base: the school's Statute, English chronicles, epistolary texts, documents concerning the school building' construction as well as the relationship establishing with the Merchant Mercers company and with the Saint Paul Cathedral's chapter; the writings of humanists, research in the fields of personal history and the social history of education. Methods: hermeneutic analysis, historical-genetic method, paradigm-pedagogical method.
Results of the study: School running and everyday life in England at that time would stick to the traditional medieval forms within the clerical and city municipal corporal framework. Colet created a crucially new model of grammar school. It was an open public school independent of ecclesiastical jurisdiction and ruled by a secular body - the School Board of the Mercer-merchants of London («Mercers Wardens and Surveyors»). To maintain the school Colet transferred the considerable land holdings under the control of the Mercers. Education was free. The St. Paul 's grammar school was the largest one in the Renaissance England in terms of number of students and teaching staff.
Discussion and conclusions: Colet became able to thoroughly over haul his predecessors' experience and the most progressive elements of the school organization and running that had already existed and developed some new humanistic ones in order to implement them within a whole educational body. It was a brand new educational institution in terms of organization of the educational process, which became an example for the classical gymnasiums of the modern age.
Keywords: Grammar school of St. Paul, John Colet, Mercers, Education system, Pedagogy, Renaissance, The School Statute.
Введение
В отечественной историко-педагогической литературе имя Джона Колета (14671519) - основателя грамматической школы св. Павла в Лондоне занимает более чем скромное место. Чаще всего он лишь упоминается наряду с Эразмом Роттердамским и Томасом Мором [3]. Изучение их педагогических взглядов и деятельности не становилось предметом специального научного исследования. Грамматическая школа св. Павла, основанная Дж. Колетом на собственные средства при лондонском кафедральном соборе, послужила образцом для организации школьного дела Англии Нового времени [6, 7]. Без анализа ее организационных основ, учебной программы невозможно создать целостную картину развития системы образования на британских островах. Однако история школы до сих пор не получила достойного внимания отечественных ученых.
Обзор литературы
В российской историографии изучение феномена школы св. Павла ограничено констатацией факта ее создания и реализации в ней гуманистической программы образования [1]. В британской научной литературе исследование педагогических усилий Колета имеет давнюю историю. Высокая оценка Колета как новатора школьного образования впервые появилась в Эразмовой биографии Колета, где школьной теме посвящена значительная часть текста [27, vol. IV, p. 517-518], а наиболее полно сформулирована Дж. Лаптоном, который усматривал новшество в каждом аспекте организации и программы школы Колета [37, p. 154-177]. Кроме того, биограф Колета полагал этот шаг Колета необходимым и важным для Лондона, поскольку издавна существовавшая при соборе школа к тому времени пришла в упадок [33, p. 191-238; 38]. Однако обоснованность такой оценки была поставлена под сомнение специалистами по истории английского образования уже в начале ХХ в. Так, А. Лич в своем ставшем классическим труде о школах средневековой Англии и ряде статей утверждал, отрицая новаторство Колета, что «школа настоятеля Колета была лишь продолжением старой кафедральной грамматической школы, существовавшей со времени изгнания данов королем Альфредом Великим» [34, p. 279-280;33, p. 209-210]. По мнению А. Лича, еще в XV в. основание школ частными лицами стало широко распространенной и популярной формой благотворительной деятельности. На этом фоне основание Колетом светской грамматической школы рассматривалось историком как рядовой факт, имевший прецеденты вековой давности. Позже Н. Орм разработал и опубликовал серию карт, демонстрировавших значительное число учебных заведений разного уровня в Англии в 1330-1530 гг. [42, p. 121122; 43, p. 249]. Общее число грамматических школ, включая кафедральные, монастырские, коллегиальные, госпитальные, гильдейские и проч., достигло более 400, то есть не менее 10 школ в каждом графстве [34, p. 329-331; 21, p. 54]. Не удивительно, что тенденция рассматривать школу Колета как ординарное учебное заведение в ряду многих подобных стала характерна для целого ряда историко-педагогических исследований прошлого века [41, p. 5; 15, p. 5; 36, p. 160]. Дж. Глизон в своей «ревизионистской» биографии Колета также указывал на давнее существование грамматической школы при соборе св. Павла и считал основание новой школы излишним и необоснованным [28, p. 221]. На наш взгляд, эта оценка
является ошибочной. Несмотря на рост числа образовательных институтов, школьная практика в Англии того времени сохраняла традиционные средневековые формы в рамках клерикальных и городских муниципальных корпораций. В силу сохранения церковной юрисдикции при забвении католической церковью своих просветительских обязанностей, нехватки квалифицированных преподавательских кадров, бедственного положения существующих школ сложившаяся система образования была малоэффективной и не могла в должной мере содействовать делу христианского обновления общества на началах Евангелия. Колет стремился создать принципиально новую модель грамматической школы. Анализу ее организации: характера управления, источника финансирования, контингента учащихся, режима учебного процесса - посвящена данная статья.
Материалы и методы
Настоящее исследование продолжает прежние изыскания авторов, нацеленные на реконструкцию педагогической концепции Джона Колета [7]. Для наиболее адекватного решения этой задачи необходимо привлечение педагогических трудов самого Колета, прежде всего, составленного им Устава школы св. Павла [19], биографического материала [27, vol. IV, p. 518], а также круга источников, относящихся к процессу строительства школьного здания и урегулирования отношений с лондонской компании купцов-мерсеров и капитулом собора св. Павла [10, 11]. Привлекаются переведенные на русский язык сочинения итальянского педагога-гуманиста Витторино да Фельтре и Эразма Роттердамского [2, 9]. Герменевтический анализ этих памятников педагогической мысли Северного Возрождения осуществляется в настоящей статье в рамках широкого исторического и историографического контекста, с учетом новейших достижений персональной истории и социальной истории образования. Из историко-педагогических методов исследования авторы применяют парадигмально-педагогический метод, позволяющий рассматривать школу св. Павла как образовательный феномен, многоаспектно вписанный в систему школьного образования и английского общества раннего Нового времени.
Результаты исследования
Интерес к проблемам школьной педагогики возник у Дж. Колета вскоре после вступления в должность настоятеля собора св. Павла в Лондоне в 1505 г. Первоначально декан в рамках реформы канониката [47, p. 144-174;17] пытался реконструировать старую грамматическую школу, существовавшую при соборе с XII в. Так, в новой (1506 г.) редакции устава собора св. Павла в параграфе об учителе грамматической школы Колет сохранил право назначения учителя за канцлером собора. Новым был отказ от необходимости педагогу иметь степень магистра искусств. Вместо ученой степени Колет предъявил требования к нравственному облику наставника: «Учитель грамматической школы должен быть мужем честным, а также человеком большой и достойной учености. Пусть он учит грамматике мальчиков, прежде всего, тех, которые пребывают в церкви; и пусть показывает им пример доброй жизни. И пусть весьма остерегается, дабы не соблазнить их нежные души каким-либо проступком - словом или делом; а также пусть вместе с правильной литературой
обучает их святым нравам: пусть будет им учителем не только грамматики, но и добродетели». Новыми были также передача учителю канцлерской функции наблюдать за порядком богослужебного чтения и обязанность проповедовать в храме в главные праздники [20, p. 224]. Видимо, столкнувшись с сопротивлением соборного капитула его административной реформе, Колет пришел к мысли об основании новой школы.
Это событие по-разному датировалось английскими хронистами. Так, Полидор Вергилий относил его к последнему году правления Генриха VII (1508г.) [50, p. 146], Ричард Графтон - к 1509 г. [29], Рафаэл Холиншед поместил его под 1510 г. [30, p. 806], Джон Стау - под 1512 г. [49, p. 68]. Разногласия вызваны тем, что авторы хроник ориентировались на различные события - постройку школьного дома, учительского особняка, официальное обращение Д. Колета к компании мерсеров, получение им королевской лицензии, презентация Устава и т.д. Вместе с тем проблема легко снимается при обращении к архиву компании купцов-мерсеров, где находится картулярий с копиями всех документов, связанных с основанием школы. История изложена в «Небольшом предисловии» (Praefaciuncula), написанном от первого лица. В нем Д. Колет заявляет, что, унаследовав от своего отца земли и имущество и стремясь использовать наследство с наибольшей пользой, он не видит «ничего лучшего в этом мире..., чем воспитание в детях веры и милосердия, мудрости и праведности., а также обучение их хорошим наукам». С этой целью он «.в 1508 г. от рождества Господа нашего начал возводить в восточной части церковного двора собора св. Павла школьное здание из камня, где могут бесплатно обучаться дети, числом 153. А также назначил двух постоянных учителей и определил им за их труды достойное жалование. А также для проживания учителей построил особняк, примыкающий к названной школе с севера. И в 1512 г. от рождества Господа нашего полностью завершил и довел до конца школу и особняк во всех отношениях» [10, p. 385-386]. Протокол компании мерсеров от 17 августа 1510 г. упоминает уже выстроенный школьный дом и жилище для учителей, которое будет построено [10, p. 374-375]. Итак, школьный дом был заложен в 1508 г. и закончен в 1510 г., о чем свидетельствует и надпись, высеченная на его фронтоне: Schola Catechizationis puerorum in Christi Opt. Max. Fide et Bonis Literis Anno Christi MDX [31, p. 97, 373-375]. Особняк для учителей был начат уже после этой даты и закончен к 1512 г. Таким образом, возведение комплекса школьных зданий заняло четыре года - с 1508 по 1512 гг. К сожалению, имя архитектора осталось неизвестным. Ученые не располагают также и сведениями о том, как выглядели эти постройки1. По свидетельству Дж. Лили - сына первого главного учителя - школьное здание было сооружением eleganti structura [10, p. 97].
В Эразмовом «Диалоге о правильном произношении в латинском и греческом языках» (1528) герой диалога Урс вспоминает, что, когда «Джон Колет <...> пристроил к храму св. Павла детскую школу, более всего его мучила забота, в чьи руки передать управление ее делами» [26, p. 379]. Найдя неудовлетворительной систему подчинения школ епископам, схоластам, коллегиям каноников, городским магистрам и учитывая, что «обычно дикое варварство менее всего правит в мирских школах», он поставил во главе своего детища «человека женатого и богатого детьми и передал управление нескольким
1 Здание, выстроенное Колетом, было уничтожено во время пожара в 1666 г.
согражданам - мирянам, чья честность была ему известна» [Ibid.] Об этом факте Эразм сообщал и в жизнеописании Колета: «Контроль над доходами и всей деятельностью [школы] он поручил не священникам, не епископу или капитулу (как называют коллегию каноников собора), не кому-то из знати, а неким женатым горожанам хорошей репутации. Когда его спросили о причине, он ответил, что хотя и нет ничего надежного в делах человеческих, однако в таких людях он нашел меньше испорченности» [27, vol. IV, p. 518].
Согласно Уставу Д. Колет «поставил патронами, управителями и руководителями <...> школы честнейшее и праведнейшее братство мерсеров Лондона» [19, p, 271] , с которыми были связаны многие члены его семьи. По данным протоколов двора мерсеров, купцы были привлечены к планированию школы, шестеро представителей компании еженедельно встречались с настоятелем для выработки Устава [10, p. 401; 11, p. 211-238]. Юридические процедуры, связанные с учреждением школы, начались 9 апреля 1510 г., когда мерсерам было объявлено, что декан «намерен <...> передать компании в неотчуждаемую собственность определенные земли, которыми мерсеры будут владеть, если возьмут на себя обязательство содержать школу» [10, p. 360; 39, p. 32-57]. Протокол от 16 апреля 1510 г. содержит список земель, включавший поместья в Бакингемшире, Кембриджшире, Хертфордшире с общим годовым доходом более 53 ф. ст. Убедившись в отсутствии риска для их капиталов, мерсеры «были весьма довольны и выразили благодарность и готовность <...> принять управление над школой» [10, p. 362; 11, p. 231]. В июне 1510 г. Колет обратился к Генриху VIII по поводу лицензии [16, p. 232] и получил королевский патент на передачу этих земель корпорации мерсеров в их неотчуждаемую собственность для содержания школы [35, vol. I, p. 160]. В сентябре 1510 г. эта сделка была заключена. В итоге фонд школы составил более 2000 акров земли в упомянутых графствах, а также земли с рыболовными угодьями близ Колчестера в Эссексе [10, p. 377-378]. Кроме того, для нужд школы предназначались доходы, поступавшие от нескольких участков земли и другой недвижимости в пределах Лондона. Они были переданы мерсерам по завещаниям Д. Колета от 4 ноября 1511 г. и 10 июня 1514 г.
Принимая на себя заведывание школой, корпорация каждый год выбирала из числа своих членов двоих инспекторов (surveyours), которые от имени всего братства осуществляли надзор и вели дела в течение этого года [19, p. 1044]. Первейшей обязанностью их было обеспечение школы нужным педагогическим персоналом. Для этой цели они собирались в школе ежегодно на праздник Сретения (15 февраля) для инспекции ведения школьных дел и уровня квалификации главного учителя. Для избрания этого человека необходимо было согласие директоров и ассистентов компании мерсеров [19,
2 Картулярий «Boke of Ordinaunce» 1512 г., в разработке которого принимали участие шестеро членов компании, дошел до нас частично. 17 июня 1512 г. состоялась его презентация [10, p. 404]. Сохранился более поздний экземпляр Устава, переданный автором учителю У. Лили 18 июня 1518 г., о чем свидетельствует надпись на документе: "Hunc libellum ego Ioannes Colet tradidi minibus magistri Lilii anno xmcccccxviii, ut eum in scola seruet et obseruet".
3 Мерсерам передавались два магазина на СоуперЛэйн и участки земли с жилыми постройками в округах св. Антония, св. Пенкраса, св. Мартина-мученика, две усадьбы в округе Олд-Чендж, шесть новых зданий в округе св. Георгия. Эту недвижимость Джон Колет унаследовал от своего отца. Завещания Генри Колета и два завещания Дж. Колета см.: [17].
p. 1041]. С их разрешения главный учитель мог назначить своего помощника и капеллана [19, p. 1041, 1042]. Инспекторский совет выполнял арбитражные функции в случаях возникновения конфликта между учителями. Мерсеры должны были содержать школьный дом, учительские покои и резиденцию учителя в надлежащем состоянии. Инспектора по предписанию Колета получали в распоряжение все земли школы, назначали каждые пять лет арендаторов-съемщиков и следили за соблюдением условий держания. Помимо управления многочисленными поместьями в обязанности инспекторов входило посещение школы четырежды в год - за шесть дней до Рождества, Пасхи, дня Иоанна Крестителя, Михайлова дня. Это были сроки выплаты учителям четверти их годового жалованья, земель, полученных Д. Колетом в наследство от своего отца и пожертвованных им корпорации мерсеров. По истечении срока полномочий, инспектора представляли компании отчет и организовывали небольшой обед, стоимость которого определялась Уставом, и передавали функции вновь избранным инспекторам [19, p. 1045]. Руководство школой и опека были выгодным предприятием для мерсеров, получавших не только около 120 ф. ст. в год в качестве ренты с земельных владений, но и значительные ежегодные выплаты, предусмотренные Уставом. Излишек от всех выплат, по распоряжению основателя, хранился в специальной кассе с тем, чтобы «год от года остаточная часть накапливалась», и наступал момент, когда школа «сама себя содержала бы» [19, p. 1045].
Последняя глава Устава «Liberte to declare the Stаtutes» передавала братству право «убирать или добавлять в книгу Устава определенные требования в соответствии с условиями времени». Наличие в Уставе столь либерального и прозорливого положения отличает его от соответствующих статутов даже наиболее передовых английских школ Итона, Ипсвича, Винчестера [23, p. 404-412, 422].
Итак, в основе наилучшей организации образования, по мнению Колета, должна стоять публичная школа, находящаяся в ведении светского органа попечителей. Следует признать, что первый шаг в этом направлении был сделан еще в 1443 г. членом той же компании Джоном Эбботом, передавшим земли братству мерсеров, сделав их опекунами над тремя школами в Фарингхоу, графство Нортамптоншир. Кроме того, известно, что в 1487 г. компания ювелиров стала опекуном грамматической школы г. Стокпорт. В 1503 г. лорд-мэр Лондона Джон Персиваль создал свободную грамматическую школу в Макклесфилде, инспекторами которой стали местные горожане [11, p. 207; 23, p. 414, 436-439]. В этой ситуации выглядит справедливым замечание А. Лича о том, что Колет не был создателем новой системы, следуя прецеденту более чем 60-летней давности [34, p. 245]. Однако трудно согласиться с ним всецело. Рассмотрим проблему с иной стороны: каковы были мотивы этих нововведений и их результаты? Как правило, целью основателей перечисленных школ было стремление восполнить недостаток учебных заведений для детей горожан, в первую очередь, членов своей корпорации. Возможности существовавших церковных и городских школ были ограничены, а число - недостаточно для потребностей растущих городов. Любопытно заметить, что хотя все упомянутые основатели светских школ были жителями Лондона, более того, один из них был лорд-мэром, тем не менее все перечисленные события имели место в других городах. Источники же свидетельствуют о вопиющей нехватке учебных заведений, прежде всего, в столице [49, p. 66-68]. Этот факт объясняется, очевидно, существованием местной школьной монополии, обладатель которой определял количество школ, нужных для данной местности, выбор учителя, установление школьной таксы.
Видимо, в провинции добиться права держать свою школу было легче, нежели в Лондоне, где школьный патронат находился в руках капитула и канцлера собора св. Павла. Колет мог противостоять их привилегиям, поскольку его положение было исключительным. Как настоятель собора, он был в состоянии принудить капитул к принятию нужных ему решений, чему содействовало хорошее знание им норм гражданского и церковного права. К этому следует добавить богатство, влияние, прочные связи его семьи при дворе Тюдоров (особенно в правление Генриха VII), ее принадлежность к компании мерсеров, которая взяла на себя попечение о школе.
Полномочия декана собора облегчило Колету решение вопроса о земле, занятой под школьный дом и учительские покои [10, p. 374-378]. 28 марта 1511 г. были оформлены юридические документы, определявшие полномочия сторон в отношении указанной территории. Декан и соборный капитул пожаловали мерсерам Лондона - Джеку Хоузьеру, Бенджамину Дигби, Саймону Райсу - соответствующий участок земли в восточной части церковного двора площадью 120 х 33 футов [11, p. 234]. В тот же день мерсерам был пожалован участок 55 х 20 футов, занимаемый старой кафедральной школой. Небольшие размеры пожалования и тот факт, что старая школа, некогда располагавшая целым зданием, названа теперь «длинной комнатой» (longa camera) на втором этаже над магазинами, свидетельствуют, как мала была кафедральная школа, уступившая место значительному сооружению [11, p. 235]. Третий документ, также датированный 28 марта 1511 г., был отказом Уильяма Личфилда, канцлера собора св. Павла, от своих прав над старой школой в пользу тех же троих членов компании мерсеров. Факт заключения подобной сделки, насколько нам известно, не имел прецедентов в практике того времени, ибо доходы патрона от школы традиционно являлись предметом менового обращения наравне со всякими другими рентами. В данном случае канцлер безвозмездно и навсегда отказывался от своих полномочий, гарантируя, что ни он сам, ни его наследники или преемники «никогда не будут заявлять, будто канцлер имеет какие-либо права в четырех магазинах и старой школе, выстроенной над ними, или что он может получать от них какую-либо ренту» [11, p. 235].
Группа документов от 28 марта 1511 г. примечательна тем, что не вписывается в средневековую систему организации школьного дела, когда плата за помещение или участок земли под школой составляла часть ренты, выплачиваемой учителем школьному патрону. Школы, свободные от данной повинности (гильдейские и частные), выплачивали канцлеру ренту за самое право держать школу. Безвозмездная передача деканом и капитулом права на определенную часть церковного двора, занятую школой, в пользу городской корпорации мерсеров свидетельствует о стремлении Колета пойти дальше своих предшественников и создать новый тип грамматической школы - в правовом и финансовом отношении независимой от церковных инстанций.
Последним шагом в этом направлении было обращение гуманиста к папе Юлию II в 1512 году. Вероятно, оно было вызвано поднявшейся волной нападок, в которую вылилось неприятие клерикальными кругами Лондона идей Колета-реформатора. Отношения нового декана и капитула собора, осложненные еще ранее ограничением традиционных благотворительных ужинов настоятеля в пользу праздной братии [27, vol. IV, p. 516], упорядочением устава общины, требованием ее нравственного оздоровления [13, p. 450-468], еще более обострились в связи с основанием новой школы. Подчиняясь власти настоятеля и идя под ее давлением на заключение явно невыгодных контрактов (упоминавшиеся сделки
28 марта 1511 г.), капитул, видимо, попытался в начале 1512 г. вернуть утерянные права и привилегии, обратившись к епископу Лондона. Тот, по словам Колета, описавшего событие в письме Эразму, посетил школу св. Павла в марте 1512 г. и «при большом стечении народа поносил» детище Колета, объявив его не только бесполезным заведением, «но даже вредным, хуже того - храмом поклонения идолам» [27, vol. I, p. 258]. Под угрозой оказалось само существование школы. К этому следует добавить, что за месяц до архиерейского визита декан был обвинен епископом в ереси за его Соборную проповедь и отстранен от кафедры в ожидании суда. В этой ситуации лишь санкция главы католической церкви могла спасти школу. Петиционер, изложив благочестивые цели своего предприятия, объяснял, что выстроил на свои средства школу на кафедральном дворе, «где была другая школа, теперь не имеющая никакого значения». Колет сообщает, что новая школа находится в прекрасном каменном здании, а учителя благочестием и знанием наук вполне соответствуют своему назначению. Специально отмечается, что опекуном школы является городское братство мерсеров, а для управления основатель составил Устав [11, p. 237]. Суть петиции заключалась в следующем: реестр церковных уставов и обычаев Лондона содержит раздел, гласящий, что члены школьной корпорации, находящиеся в названном городе, подчинены канцлеру собора св. Павла, который ставит учителей в грамматические школы и осуществляет надзор за школьными зданиями [11, p. 217]. Колет ходатайствовал об аннулировании этих установлений в отношении новой школы, ее учителей и учеников с тем, чтобы ни канцлер, ни любое другое лицо (имелся в виду, вероятно, епископ Лондона) в будущем не имели права под каким-либо предлогом быть помехой учителям, ученикам или служителям школы [11, p. 237], Устав которой, разработанный самим деканом, он просил одобрить и утвердить. В заключение автор предлагал наделить архиепископа Кентерберийского, главного судью Королевского Суда, лорд-мэра Лондона или любое другое лицо определенными полномочиями для контроля за соблюдением положений папского патента, который Колет ожидал в ответ на свою петицию.
Точных сведений о реакции римской курии не сохранилось. Документ мог погибнуть во время пожара 1666 г. или быть уничтоженным в период Реформации. Однако, по мнению авторитетных исследователей, папская санкция, упразднявшая права канцлера в отношении новой школы, была получена [39, p. 49; 38, p. 32]. Школа св. Павла была изъята из области церковной юрисдикции и передана под опеку светского органа. Более тридцати лет она оставалась единственной независимой школой в столице [43, p. 249]. Только после Реформации, сломавшей права духовных синьоров, новые гильдейские школы появились в Лондоне [22, vol. II, p. 999].
В предшествующих случаях назначение мирян опекунами школ не влекло за собой изменения характера образования. В этом отношении школы оставались традиционными средневековыми учебными заведениями. Как правило, основанием для учреждения школы было завещание, передававшее определенную сумму на содержание священника, учившего детей грамматике и вместе с ними служившего заупокойные мессы по жертвователю. Ни один из упомянутых предшественников Колета не разработал Устава школы, определив в завещании лишь жалованье учителя и квалификационные условия [11, p. 207; 23, p. 414, 436439; 32, p. 110-114]. Встречающееся в документах требование завещателей «учить свободно» (teachfree) касалось не характера образования, а всего лишь бесплатности обучения, свободы от всякой платы. Это дает основание объединить данные школы с категорией городских и
гильдейских школ Средневековья. Наличие светских учредителей и опекунов не освобождало их от церковной юрисдикции; школы всех типов, включая так называемые «свободные грамматические», зависели от власти епископа, канцлера, священника местной приходской церкви [22, vol. I, p. 282]. В свете приведенных фактов лишь формальный подход позволяет увидеть в школе Колета продолжение старой кафедральной школы, а наличие светского органа попечения расценивать как ординарный факт в практике школьного дела. Думается, исторически более корректным будет признать в школе св. Павла зачаток светской системы образования, распространившейся в Англии столетием позже.
На стадии планирования школы решался вопрос о педагогическом персонале. Об этом свидетельствует «Пожалование настоятелем и капитулом учителю грамматической школы права на место в хоре», оформленное 27 июля 1510 г. По «древнему обычаю и уставу собора св. Павла», говорится в документе, учителем школы мог быть клирик или мирянин, но обязательно член церковной конгрегации. Соответственно, капитул постановил: «Мы принимаем в наш орган и нашу конгрегацию Уильяма Лили, первого учителя новой школы св. Павла. И с целью, чтобы названный учитель Уильям Лили и его преемники. могли спокойно исполнять свой долг, ..мы. дозволяем и настоящими словами подтверждаем, что и школьный учитель Уильям Лили, и его преемники должны быть освобождены от всех приходских сборов в отношении его дома и школы. и пользоваться этими привилегиями. И за эту школу нам и нашим преемникам мерсерами Лондона должны быть уплачиваемы 3 ф. ст. ежегодно» [11, p. 233].
На первый взгляд кажется, что перед нами - образец контракта, типичного для Средневековья, когда, по словам Н. Сперанского, школьный патронат, составлявший наследственную собственность первых учредителей школ в каждой местности, представлял собой полную аналогию церковному патронату и чаще всего соединялся с ним в одних руках [8, c. 205]. Капитул, по сути, передавал учителю за 3 ф. ст. в год право держать школу (подобно любому другому держанию), то есть право преподавать в ней и заведовать ею со всеми сборами и платой за обучение. Можно ли на его основе утверждать, что учитель школы Колета оказался в положении наставника старой кафедральной школы? [33,p. 208210; 39, p. 39]. Здесь важно учесть некоторые особенности данной сделки. Во-первых, договор признавал «по обычаю и уставу собора» право мирянина быть учителем его школы, хотя в кафедральных школах Англии (св. Павла в Лондоне, св. Петра в Йорке) не было свойственно нанимать светского учителя. Видимо, Колет пытался узаконить такое новшество с помощью традиционных авторитетов - обычая и церковного права. Во-вторых, видимо, для закрепления правового нововведения настоятеля контракт не был временным, а распространялся на У. Лили и его преемников. В школьной практике того времени наиболее традиционным было подписание годового контракта, причем капитул оставлял за собой право уволить учителя до истечения срока [39, p. 39; 8, c. 222]. Таким образом, в отличие от своих коллег, преподаватель новой школы был надежно защищен в правовом отношении от самоуправства капитула. В-третьих, укреплялась финансовая независимость учителя. Его доход не определялся численностью учеников, так как обучение было бесплатным; он не получал пребенд от капитула, не занимал какой-либо иной должности; пользование зданием школы и учительским домом также не приносили капитулу доходов, поскольку они были выстроены настоятелем и пожалованы им учителю бесплатно; ежегодная рента в 3 ф. ст. в пользу церковной конгрегации осуществлялась мерсерами из ренты, получаемой с земель
школы. Таким образом, форма контракта между учителем и капитулом собора св. Павла достаточно традиционна. Содержание, напротив, свидетельствует о попытках настоятеля, используя привычные правовые нормы, изменить статус школьного учителя в направлении его духовного, правового и финансового освобождения от контроля церкви. Более детальную разработку данной проблемы можно встретить в Уставе школы [7; 5].
Раздел Устава, касающийся детей, «малышей Христа» (parvuli Christi), как нежно называл их Колет, замечателен тем, что не содержит никаких ограничений ни территориального, ни социального характера, свойственных Уставам Итона и Винчестера, ни вычленения какой-либо привилегированной касты. Провозглашен важнейший принцип: «В школе могут учиться дети всех национальностей и стран без различий» [19, p. 1042]. Школа св. Павла была предназначена, прежде всего, для лондонцев, поскольку была дневной; это подтверждается также отсутствием в школе возможности иметь «стол и квартиру», что было характерно для средневековых школ типа Винчестера и Итона [42, p. 11]. Устав специально оговаривал, что в школе в учебное время ученики не должны завтракать, а если им требуется выпить воды, следует отпустить их для этого в другое место [19, p. 1043].
Устав школы Винчестера четко называл «бедных и нуждающихся учеников» (paupers et indigents scholars), а Устав школы Итона говорит о «коллегии бедноты и нуждающихся учениках» (collegium pauperium et indigents scholars). По Уставу школы Вестминстера, предназначенной для бедных детей, было запрещено брать в школу мальчика, имевшего или наследовавшего бы после смерти отца имущество на сумму свыше 10 фунтов. Устав школы купцов-тейлоров специально оговаривал, что 150 ее учеников должны быть обязательно детьми бедноты [42, p. 11]. В Уставе школы св. Павла упоминался только один бедный ученик в разделе об уборке, но, в целом, школа Колета не была школой для бедных [49, p. 102]. Об этом свидетельствуют два положения ее Устава. Во-первых, требование об освещении учениками школы восковыми свечами, которые во времена Колета стоили в восемь раз дороже сальных и использовались в домах знати. Только состоятельные родители могли снабдить ребенка необходимым количеством свечей для занятий, которые зимой продолжались с семи часов утра до пяти вечера. Во-вторых, требование о наличии у детей необходимых для учебы книг, которые в начале XVI в. не были общедоступными [16, p.286]. Таким образом, школа св. Павла ориентировалась на обеспеченные слои лондонского купечества, выходцем из которых был сам Колет. Вместе с тем она была открытым учебным заведением - идеалом гуманистов, что выгодно отличало ее от известных гуманистических школ Италии - Витторино да Фелтре и Гуарино да Верона, являвшихся элитарными закрытыми школами типа лицея [2; 52, p. 1-93].
По словам Эразма, «все ученики не принимались в школу без разбору, но производился отбор согласно природным способностям и дарованию» [27, vol. IV, p. 518]. Для нас показательно, что на этом факте счел нужным остановиться Эразм, осознавая, вероятно, его методическую ценность и новизну. По Уставу условием для поступления в школу было умение читать, писать, знать катехизис, проверяемое главным учителем [19, p. 1043]. Дополнительно к Уставу Колет разработал уже упоминавшиеся «Статьи о приеме в школу св. Павла», с которыми знакомились все родители, приведшие своих детей. В этом документе требуемый объем умений и навыков изложен более конкретно, в частности, ребенок должен «уметь читать и писать по-латыни и по-английски так, чтобы быть в состоянии читать и записывать свои собственные уроки» [16, p. 286]. В противном случае он
не мог быть принят. Однако школа св. Павла - учебное заведение средней ступени - имела, вероятно, подготовительный класс начального обучения. Это подтверждается упоминанием Эразмом категории «катехуменов», то есть буквально «оглашенных, готовящихся к принятию христианства», применительно к определенной категории учеников [27, vol. IV, p. 517]. Таким образом, в школе св. Павла возрождалась раннехристианская традиция -создание особого начального класса, в котором преподавались основы грамматики и религиозно-богословских знаний. Вестибюль, соединявший школу и дом главного учителя, служил местом для занятий катехуменов, о чем говорит надпись над входом: «В этом вестибюле воспитываются мальчики в вере и христианских нравах, а также обучаются первейшим основам грамматики, прежде чем их примут в начальный класс этой школы» [31, p. 374]. Во времена Колета, видимо, не было регулярного класса малышей, нет упоминаний о нем в «Статьях о приеме», но занятия с детьми до их поступления в собственно школу проводились, очевидно, в индивидуальном порядке капелланом, являясь его уставной обязанностью [19, p. 1042]. Постоянный класс начальной школы был создан позднее, вероятно, не позже 1521 г., поскольку Эразм в биографии уже упоминал его [38, p. 83].
Образование в школе Колета было бесплатным, только при поступлении родители должны были заплатить 4 пенса за запись имени их сына в школьный реестр [19, p. 1044]. В случае недельного отсутствия в школе по неуважительной причине, а уважительной признавалась только болезнь, ученику разрешалось посещать школу лишь при повторной уплате той же суммы [16, p. 282]. Традиционная плата за обучение, вносившаяся средневековыми учениками в денежной и натуральной форме, отсутствовала. Здесь следует заметить, что бесплатные места в английских школах стали появляться уже в XIV в., а в XV-XVI вв. их число выросло в связи с созданием благотворительных школ, предлагавших образование бесплатно, но даже накануне Реформации большинство учеников училось за деньги.
Школьные реестры времен Колета не дошли до наших дней, поэтому трудно установить возраст учеников при поступлении. Устав и «Статьи о приеме» не содержат упоминаний возрастного ценза для учащихся. Вероятнее всего, мальчики могли начать учебу в 9-12 лет, как это было принято в других грамматических школах Англии на рубеже XV-XVI столетий4.
Число учеников составляло 153. Ни сам Колет, ни его современники: Эразм, Полидор Вергилий, Джордж Лили - не сообщали о причине, обусловившей столь необычную численность учащихся. Трудно представить, что Колет, в деталях продумавший все стороны организации школы, мог оставить без внимания этот важный аспект. Единственно возможное объяснение - аллюзия на число рыб, попавших в сети апостола Петра на Тивериадском озере (H^XXI: 11) - не было воспринято всерьез ни Ф. Сибомом, ни Дж. Лаптоном [45, p. 208; 37, p. 166]. Однако в современной литературе эта версия не оспаривается [28, p. 223]. На наш взгляд, число учеников, однозначно прописанное в Уставе,
4 Так, минимальный возраст в Итоне - 8 лет, в школе Магдален-колледжа в Оксфорде - 10 лет [48; 40, p. 91]. Практически детей посылали учиться не ранее 11-12 лет, поскольку кандидат должен быть подготовлен по чтению, письму, пению и элементарной латинской грамматике.
является свидетельством евангельского духа, которым руководствовался основатель школы при разработке своего проекта.
По численности учащихся школа Колета была довольно масштабной по сравнению с другими крупными английскими школами того времени. Например, в школе Итона обучались 70 учеников и около 30 хористов, в Винчестере - 70 учеников и 17 хористов, в Вестминстере - 40 учеников [23, p. 412-415]. Определенно, в начале XVI в. в Англии не было какой-либо другой дневной школы с таким большим числом учащихся и преподававшего персонала; даже в середине столетия обычными были менее крупные заведения [34].
Судя по описанию Эразма, в школе св. Павла существовало деление учеников на классы: «У каждого мальчика было свое место в рядах, отлого поднимающихся и разделенных проходами. В каждом классе было шестнадцать учеников, и тот, кто в классе предводительствует, сидит в креслице, чуть-чуть возвышающемся над остальными» [27, vol. IV, p. 518]. Таким образом, количество учеников в каждом классе вместе со старостой (one principall chylde, по выражению Колета) составляло 17, а всего было 9 классов. Принцип деления общей школьной аудитории на классы был важен, поскольку предполагал наличие основ планового характера обучения. Это тем более знаменательно, что до самого конца Средневековья не существовало понятия «вести класс», английские школы того периода не знали классно-урочной системы. В них преобладали лекции и репетиторство. В школе св. Павла, по словам Эразма, действительно было создано девять классов. С другой стороны, известно, что в 1528 г. кардинал Уолси основал недолго существовавшую школу в Ипсвиче, где количество классов «по примеру школы св. Павла» было восемь. Устав этой школы, написанный в форме приветственного адреса Уолси учителям его школы, частично был опубликован Ф. Ватсоном [51, p. 9-26]. Он стал причиной для заключения Т.В. Болдуина о том, что и в школе св. Павла изначально было 8 классов [14, p. 702, 705]. С. Найт в описании школы также называет 8 классов (три младших по 21 ученику, 5 старших - по 18) [31, p. 374375]. Возможно, в начале 20-х годов XVI в. количество классов было сокращено при сохранении числа учащихся, либо Уолси и С. Найт не учитывали группу катехуменов.
Воспоминания Эразма живо рисуют нам внутреннее устройство школы. Колет «разделил школу на четыре части. Первая, начальная, включает в себя как бы «приготовляющихся к принятию» .Вторая часть содержит тех, кого обучает младший учитель. Третья - тех, кого наставляет главный. Одна часть от другой отделяется неким занавесом, который поднимается и опускается, когда и как угодно. Над креслом учителя находится превосходно выполненная статуя младенца Иисуса в позе обучающего. Вся толпа учеников, входящих в школу и выходящих оттуда, приветствует ее гимном. А над ней возвышается образ Бога-Отца, говорящего: «Его слушайте»5. Эти слова Колет написал по моему совету. В дальней же части школы - небольшая часовня, в которой можно служить мессу. Во всей школе не было никаких уединенных мест или отдельных комнат, тем более не было столовой и спальни» [27, vol. IV, p. 517-518].
Вероятно, столь детальное описание можно рассматривать как свидетельство новизны такого устройства. Действительно, сохранившиеся источники свидетельствуют, что все
5 Здесь евангельская цитата из Мф. XVII: 5.
ученики Винчестера и Итона занимались в одной комнате [23, p. 412-415]. Что касается образа Иисуса, то он послужил Эразму темой для стихотворной серии Carmina Scholaria, состоящей из пяти произведений. Одно из них (№86) являлось одновременно надписью на стене под упомянутой статуей:
«Мальчики, прежде всего у меня поучитесь, Чистым следуйте нравам
И знаний добавьте благих» [24, p. 297; 9, c. 168].
Стихотворения №87-89, судя по содержанию и объему, также могли служить этой цели [24, p. 298-299; 9, c. 169-170]. Образ мальчика Иисуса и эта надпись подтверждают положение Устава о предназначении школы [44]. По мысли Колета, «посредством школы следует особенно усилить знание и почитание Бога и Господа нашего Иисуса Христа и воспитание праведных христианских нравов» [19, p. 1044].
Повседневная жизнь в школе Колета во многом отличалась от реалий средневековых школ. Основатель пытался облегчить мальчикам их тяжкий труд и перенес начало занятий на 7 часов утра в течение всего года, в то время как большинство дневных школ этого периода открывались зимой в 6 часов, а летом - в 5 часов. Нововведение Колета было повторено в одной из школ Манчестера в 1525 г., где было дано разрешение на более позднее появление тем, кто приходил издалека [34, p. 123]. Согласно Уставу, уроки продолжались до 11 часов, затем наступал двухчасовой перерыв для обеда, поскольку особенностью новой школы было отсутствие завтраков и запрещение приносить на занятия еду и питье, чему посвящен специальный пункт Устава. После перерыва занятия возобновлялись и заканчивались в 17 часов. Таким образом, школьный день длился 8 часов, что характерно для школ того времени [42, p. 295-321].
Важнейшим отличием школы св. Павла было запрещение в ней телесных наказаний, хотя порка являлась повсеместно принятым и социально установленным средством поддержания дисциплины, внушения послушания и усердия [8, с. 120-133]. Эта сторона средневековой школы часто служила объектом критики гуманистов. Эразм в трактате «О воспитании детей» (1529 г.) протестовал против жестокости учителей и диких нравов школяров. Однако, уступая существующей практике, Роттердамец все же признавал розгу как последнее средство, применимое лишь после строгого предупреждения и выговора; при этом наказание должно быть милостивым и пристойным [25, p. 307-308; 4, с. 86-87]. Дети должны усваивать знания без принуждения, наказаний и зубрежки - таков был основной педагогический метод Колета. В биографии Эразм отмечал, что основатель школы относился к детям с большой любовью, восхищался «чистотой и непосредственностью [детской] натуры .... и имел обыкновение сравнивать их с ангелами» [27, vol. IV, p. 520]. Еще одним подтверждением теплого отношения гуманиста к детям являются его собственные слова из предисловия к «Морфологии»: «... Я прошу вас, малыши, и все маленькие детки, чтобы вы легко и с радостью изучили это небольшое сочинение и старательно запомнили. Я верю в это счастливое начало и в то, что со временем вы дойдете до совершенной литературы и станете, в конце концов, великими и высокообразованными людьми. Протяните же свои маленькие белые ручки ко мне, молящемуся за вас перед Богом» [18, p. 291-292].
Вопреки традиции ученики школы св. Павла не могли, согласно Уставу, участвовать в обычных диспутах школяров в день св. Варфоломея, которые Колет расценивал как «глупую болтовню и потерю времени». Однако Дж. Стау сообщал, что в 30-е годы XVI века в
мероприятии участвовали ученики св. Павла [49, p. 68]. Дж. Лаптон усматривал в этом намек на существование старой кафедральной школы [37, p. 162]. На наш взгляд, позиция декана по отношению к этой школе была однозначна. «Школа, не имеющая никакого значения» (scola nullius plane momenti) - так охарактеризовал он ее в петиции к Юлию II. Следовательно, вряд ли можно предполагать, что она продолжала функционировать наряду с новой школой. Более вероятно допустить, что после смерти настоятеля мерсеры, воспользовавшись своим правом изменять Устав, допустили участие школы в диспутах, тем более последние во времена Дж. Стау касались вопросов грамматики, а не логики, согласно средневековой традиции.
Колет стремился создать в школе атмосферу высоконравственных отношений, воспитать в мальчиках тягу к самосовершенствованию путем подражания Христу и овладению культурным наследием древних. В его школе были запрещены проведение петушиных боев, скачки до победы - традиционное времяпрепровождение средневековых школяров. В начале XVI в. эти обычаи стали осуждаться наиболее прогрессивными педагогами, но только Колет запретил этот «спорт» в своей школе. В большинстве учебных заведений обычаи эти сохранялись до XIX в.
Обсуждение и заключения
Таким образом, Колет сумел творчески переработать накопленный его предшественниками опыт и интегрировать в одном учебном заведении самые прогрессивные из уже существовавших прежде элементов организации школьного образования и новые, гуманистические. Он создал первую в истории Англии публичную бесплатную дневную школу открытого типа, в которую принимались дети из разных социальных слоев. Школа св. Павла была изъята из области церковной юрисдикции и находилась в ведении светского органа попечителей. По количеству обучающихся и педагогического персонала она была самым крупным учебным заведением королевства. Впервые в истории английской школы было введено деление на классы. Это было учебное заведение принципиально нового типа, по организации учебного процесса ставшее образцом для классических гимназий Нового времени [46, p. 73-80, 89-90, 143-144, 186, 188-189, 227].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.
2. Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников / вступ. статья, перевод, комм. Н.В. Ревякиной. М., 2007.
3. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства; Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М., 1995.
4. Ревякина Н.В. Трактат Эразма «О воспитании детей и итальянская гуманистическая педагогика первой половины XV в. // Эразм Роттердамский и его время. М., 1989. С. 86-87.
5. Руяткина Т.М. Учитель в ренессансной Англии: ожидания и проблемы // Cursor mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. Иваново, 2008. № 1. С. 121-144.
6. Софронова Л.В. De legendo auctorum: принципы изучения античного наследия в гуманистической грамматической школе св. Павла // Experimenta Lucifera. Материалы
Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Н. Новгород, 2004. С. 43-45.
7. Софронова Л.В., Хазина А.В. Статус школьного учителя эпохи Ренессанса: феномен школы св. Павла // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 22.
8. Сперанский Н.В. Очерки по истории народной школы в Западной Европе: Возникновение народной школы. Строй западноевропейского образования в Средние Века. М., 1896.
9. Эразм Роттердамский. Стихотворения. Иоанн Секунд. Поцелуи. М., 1983.
10. Acts of Court of the Mercers' Company, 1453-1527 / Ed. L. Lyell, Fr. D. Watney. Cambridge, 1936.
11. Archaeologia or Miscellaneous tracts. Vol. 62, Part I. London, 1910.
12. Arnold J. John Colet and a Lost Manuscript 1506 // History. Apr. 2004. Vol. 89. Issue 294. P. 174-192.
13. Arnold J. John Colet, Preaching and Reform at St. Paul's Cathedral, 1505-1519 // Historical Research. 2003. Vol. 76. P. 450-468.
14. Baldwin T. W. William Shakespere's Small Latine and Lesse Greeke. Vol. II. Urbana, 1954.
15. Clarke M. L. Classical Education in Britain. (1500-1900). Cambridge, 1959.
16. Colet J. Articles on admission to St. Paul's School // Lupton J.H. A Life of John Colet, D.D., Dean of St. Paul's, and Founder of St. Paul's School. London, 1909. Appendix B. P. 285-286.
17. Colet J. The testament of Doctor John Colet, A.D. 1511, for the endowment of S. Paul's school; Testamentum Ioanni Colleti Decani ecclesiae cathedralis St. Pauli Londinensis // Knight S. A Life of Dr. John Colet. L., 1724. Miscellanies. № XIX. P. 398-400; № XX. P. 400-409.
18. Colet J. Ioanni Coleti Theologi et Decani divi Pauli, Aeditio cum quibusdam G. Lilii Grammaticae Rudimenta. L., 1527 // Lupton J. H. A Life of John Colet. Appendix B. A lytell proheme to the boke. P. 291-292.
19. Colet J. Statuta Paulinae Scholae. Statutes of St.Paul's School // Lupton J.H. A Life of John Colet. Appendix A. P. 271-284.
20. Colet J. Statuta Ecclesiae Cathedralis Sancti Pauli. Epitome of the Statutes, by Dean Colet, 1505-1518 // Registrum Statutorum et Consuetudinum Ecclesiae Cathedralis Sancti Pauli Londiniensis / Ed. W. S. Simpson. London, 1873. P. 217-237.
21. Curtis S.J. History of Education in Great Britain. London, 1965.
22. The Encyclopaedia and Dictionary of education / Ed. F. Watson. 2 vols. London, 1921.
23. Educational Charters and Documents / Ed. A. F. Leach. Cambridge, 1911.
24. Erasmus Desiderius. The Poems of Desiderius Erasmus / Ed. Dr.C.Reedijk. London, 1956.
25. Erasmus Desiderius. De pueris statim ac liberaliter instituendis declamatione // The^llected Works of Erasmus / Ed. by J. K. Sowards. Toronto, Vol. 26. 1985. P. 291-317.
26. Erasmus Desiderius. De recta Latini Grecique sermonis pronuntiatione dialogus // The^llected Works of Erasmus / Ed. by J. K. Sowards. Toronto, Vol. 26. 1985. P. 347-476.
27. Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami / Ed. P. S. Allen, H. M. Allen, H. W. Garrod. 12 vols. Oxford, 1906-1958.
28. Gleason J.B. John Colet. Berkeley, 1989.
29. Grafton R. Chronicle, or History of England, to which is added his table of the bailiffs, sheriffs and mayors of the city of London from the year 1189, to 1558, inclusive. 2 Vols. L., 1809.
30. Holinshed R. Chronicles, beginning at Duke William the Norman commonly called the Conqueror and Descending by Degrees of Yeere to all the kings and queens of England. London, 1587.
31. Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St. Paul's. London, 1724.
32. Leach A. English Schools at the Reformation. London, 1896.
33. Leach A. St. Paul's School before Colet // Archaeologia or Miscellaneous tracts. V. 62. Part I. Oxford, 1910. P. 191-238.
34. Leach A. The Schools of Medieval England. London, 1915.
35. Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the reign of Henry VIII / Ed. J. S. Brewer. Vol. I. London, 1920.
36. Lewis C. S. English Literature in the Sixteenth Century. Oxford, 1954.
37. Lupton J.H. A Life of John Colet, D.D., Dean of St. Paul's, and Founder of St. Paul's School. London, 1909.
38. McDonnell M.F. The History of St.Paul's School. London, 1909.
39. McDonnell M P. The Annals of St.Paul's Shool. London, 1959.
40. Nelson W. A Fifteenth Century School Book. Oxford, 1956.
41. Ogilvie R. M. Latin and Greek. A history of Influence of the classics on English life from 1600-1918. London, 1964.
42. Orme N. English Schools in the Middle Ages. London, 1973.
43. Orme N. Medieval Schools from Roman Britain to Renaissance England. London, 2006.
44. Rieger J. H. Erasmus, Colet, and the Schoolboy Jesus // Studies in the Renaissance. Vol. 9. 1962. P.187-194.
45. Seebohm F. The Oxford Reformers of 1498: A History of the Fellow-Work of John Colet, Erasmus and Thomas More. London, 1867; repr. 2010.
46. Simon J. Education and Society in Tudor England. Cambridge, 2003.
47. Simpson W.S. A Newly-Discovered Manuscript Containing Statutes Compiled by Dean Colet for the Government of Chantry Prists and Other Clergy of St.Paul's // Archaeologia. Vol. 52. 1890. P.144-174;
48. Sterry W. The Eton College Register (1441-1698). London, 1943.
49. Stow J. The Survey of London / Ed. H. B. Wheatley. London, 1956.
50. Vergil Polidore. The Anglica Historia of Polydore Vergil. A. D. 1485-1537 / Ed. by D. Hay. London, 1950.
51. Watson F. The Old English Grammar Schools. Cambridge, 1904.
52. Woodward W. H. Vittorino da Feltre and other humanist educators. Toronto, 1996.
REFERENCES
1. Dzhurinskij A.N. The history of foreign pedagogics. Moscow, Forum - Infra Publ., 1998 (in Russian).
2. Ital'janski gumanist i pedagog Vittorino da Fel'tre v svidetel'stvah uchenikov i sovremennikov / Vstup. statja, perevod, komm. N. V. Revjakinoj [Italian humanist and teacher Vittorino da Feltre in the testimonies of the pupils and contemporaries / Introd. article, translation, comm. N. W. Revyakina]. Moscow, Rosspen Publ., 2007, 263 p. (In Russian)
3. Men'shikov V.M. Pedagogy of Erasmus of Rotterdam: the opening of the world of childhood; Pedagogical system of Juan Luis Vives. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 1995, 136 p. (In Russian)
4. Revjakina N.V. The treatise of Erasmus, "On bringing up children and the Italian humanist pedagogy of the first half of the XV century. Jerazm Rotterdamskij i ego vremja [Erasmus of Rotterdam and his time]. Moscow, Nauka Publ., 1989, pp. 86-87 (in Russian).
5. Rujatkina T.M. The teacher in Renaissance England: expectations and challenges. Cursor mundi: chelovekAntichnosti, Srednevekovja i Vozrozhdenija. Ivanovo, IvanovskiiGos. Univ., 2008, no. 1, pp. 121-144 (in Russian).
6. Sofronova L.V. De legendo auctorum: principles of the study of ancient heritage in the humanistic grammar school of St. Paul. Experimenta Lucifera. Material VPovolzhskogo nauchno-metodicheskogo seminara po problemam prepodavanija i izuchenija discipline klassicheskogo cikla [Experimenta Lucifera. Materials of Povolzhskij scientific-methodical seminar on problems of teaching and learning disciplines of the classical cycle]. Nizhny Novgorod, 2004, pp. 43-45 (in Russian).
7. Sofronova L.V., Hazina A.V. The status of school teachers of the Renaissance: the phenomenon of the school of St. Paul. VestnikMininskogo universiteta, 2016, no. 4 (17). Available at: http://http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/303 (accessed 23.10.2017) (in Russian).
8. Speranskij N.V. Essays on the history of the folk school in Western Europe: the emergence of the popular school. The structure of Western European education in the Middle Ages. Moscow, 1896 (in Russian).
9. Jerazm Rotterdamskij Poems. John Secund. Kisses. Moscow, Nauka Publ.,1983 (in Russian).
10. Acts of Court of the Mercers' Company, 1453-1527 / Ed. L. Lyell, Fr. D. Watney. Cambridge, 1936.
11. Archaeologia or Miscellaneous tracts. Vol. 62, Part I. London, 1910.
12. Arnold J. John Colet and a Lost Manuscript 1506 // History. Apr. 2004. Vol. 89. Issue 294. P. 174-192.
13. Arnold J. John Colet, Preaching and Reform at St. Paul's Cathedral, 1505-1519 // Historical Research. 2003. Vol. 76. P. 450-468.
14. Baldwin T. W. William Shakespere's Small Latine and Lesse Greeke. Vol. II. Urbana, 1954.
15. Clarke M. L. Classical Education in Britain. (1500-1900). Cambridge, 1959.
16. Colet J. Articles on admission to St. Paul's School // Lupton J.H. A Life of John Colet, D.D., Dean of St. Paul's, and Founder of St. Paul's School. London, 1909. Appendix B. P. 285-286.
17. Colet J. The testament of Doctor John Colet, A.D. 1511, for the endowment of S. Paul's school; Testamentum Ioanni Colleti Decani ecclesiae cathedralis St. Pauli Londinensis // Knight S. A Life of Dr. John Colet. L., 1724. Miscellanies. № XIX. P. 398-400; № XX. P. 400-409.
18. Colet J. Ioanni Coleti Theologi et Decani divi Pauli, Aeditio cum quibusdam G. Lilii Grammaticae Rudimenta. L., 1527 // Lupton J. H. A Life of John Colet. Appendix B. A lytell proheme to the boke. P. 291-292.
19. Colet J. Statuta Paulinae Scholae. Statutes of St.Paul's School // Lupton J.H. A Life of John Colet. Appendix A. P. 271-284.
20. Colet J. Statuta Ecclesiae Cathedralis Sancti Pauli. Epitome of the Statutes, by Dean Colet, 1505-1518 // Registrum Statutorum et Consuetudinum Ecclesiae Cathedralis Sancti Pauli Londiniensis / Ed. W. S. Simpson. London, 1873. P. 217-237.
21. Curtis S.J. History of Education in Great Britain. London, 1965.
22. The Encyclopaedia and Dictionary of education / Ed. F. Watson. 2 vols. London, 1921.
23. Educational Charters and Documents / Ed. A. F. Leach. Cambridge, 1911.
24. Erasmus Desiderius. The Poems of Desiderius Erasmus / Ed. Dr.C.Reedijk. London, 1956.
25. Erasmus Desiderius. De pueris statim ac liberaliter instituendis declamatione // TheCollected Works of Erasmus / Ed. by J. K. Sowards. Toronto, Vol. 26. 1985. P. 291-317.
26. Erasmus Desiderius. De recta Latini Grecique sermonis pronuntiatione dialogus // TheCollected Works of Erasmus / Ed. by J. K. Sowards. Toronto, Vol. 26. 1985. P. 347-476.
27. Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami / Ed. P. S. Allen, H. M. Allen, H. W. Garrod. 12 vols. Oxford, 1906-1958.
28. Gleason J.B. John Colet. Berkeley, 1989.
29. Grafton R. Chronicle, or History of England, to which is added his table of the bailiffs, sheriffs and mayors of the city of London from the year 1189, to 1558, inclusive. 2 Vols. L., 1809.
30. Holinshed R. Chronicles, beginning at Duke William the Norman commonly called the Conqueror and Descending by Degrees of Yeere to all the kings and queens of England. London, 1587.
31. Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St. Paul's. London, 1724.
32. Leach A. English Schools at the Reformation. London, 1896.
33. Leach A. St. Paul's School before Colet // Archaeologia or Miscellaneous tracts. V. 62. Part I. Oxford, 1910. P. 191-238.
34. Leach A. The Schools of Medieval England. London, 1915.
35. Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the reign of Henry VIII / Ed. J. S. Brewer. Vol. I. London, 1920.
36. Lewis C. S. English Literature in the Sixteenth Century. Oxford, 1954.
37. Lupton J.H. A Life of John Colet, D.D., Dean of St. Paul's, and Founder of St. Paul's School. London, 1909.
38. McDonnell M.F. The History of St.Paul's School. London, 1909.
39. McDonnell M P. The Annals of St.Paul's Shool. London, 1959.
40. Nelson W. A Fifteenth Century School Book. Oxford, 1956.
41. Ogilvie R. M. Latin and Greek. A history of Influence of the classics on English life from 1600-1918. London, 1964.
42. Orme N. English Schools in the Middle Ages. London, 1973.
43. Orme N. Medieval Schools from Roman Britain to Renaissance England. London, 2006.
44. Rieger J. H. Erasmus, Colet, and the Schoolboy Jesus // Studies in the Renaissance. Vol. 9. 1962. P.187-194.
45. Seebohm F. The Oxford Reformers of 1498: A History of the Fellow-Work of John Colet, Erasmus and Thomas More. London, 1867; repr. 2010.
46. Simon J. Education and Society in Tudor England. Cambridge, 2003.
47. Simpson W.S. A Newly-Discovered Manuscript Containing Statutes Compiled by Dean Colet for the Government of Chantry Prists and Other Clergy of St.Paul's // Archaeologia. Vol. 52. 1890. P.144-174;
48. Sterry W. The Eton College Register (1441-1698). London, 1943.
49. Stow J. The Survey of London / Ed. H. B. Wheatley. London, 1956.
50. Vergil Polidore. The Anglica Historia of Polydore Vergil. A. D. 1485-1537 / Ed. by D. Hay. London, 1950.
51. Watson F. The Old English Grammar Schools. Cambridge, 1904.
52. Woodward W. H. Vittorino da Feltre and other humanist educators. Toronto, 1996.
Информация об авторах
Софронова Лидия Владимировна - доктор исторических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail:[email protected]. Researcher ID: K-1997-2017
Хазина Анна Васильевна - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических дисциплин и права, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]. Researcher ID: K-1134-2017
Information about the authors
Sofronova Lydia Vladimirovna - Doctor of History, professor, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]. Researcher ID: K-1997-2017
Khazina Anna Vasilievna - PhD in History, Head of the Department of General History and Classical Disciplines and Law, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail, e-mail: [email protected]. Researcher ID: K-1134-2017
Вклад соавторов
Софронова Л.В. - поиск и анализ исторических источников и научной литературы, написание текста статьи, составление библиографии (70%)
Хазина А.В. - работа по переводу, оформление статьи и библиографического списка (30%). Contribution of authors
Sofronova L.V. - search and analysis of sources and scientific literature, writing an article, compiling bibliographical a list (70%)
Khaz^ A.V. - work on translation, design of the article and bibliographic list (30%).