Научная статья на тему '«Соборная проповедь» Дж. Колета -дорога к утраченному идеалу'

«Соборная проповедь» Дж. Колета -дорога к утраченному идеалу Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
213
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА / РЕФОРМАЦИЯ / КЛИР / ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ / АНГЛИЙСКИЙ РЕНЕССАНС / ЕВАНГЕЛИЗМ / CATHOLIC REFORM / REFORMATION / CLERGY / CHRISTIAN HUMANISM / ENGLISH RENAISSANCE / EVANGELISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Софронова Лидия Владимировна

В статье исследуется «Соборная проповедь» Д. Колета важнейший для понимания специфики религиозной мысли английского Возрождения источник. Автор показывает несостоятельность распространенных в историографии интерпретаций проповеди. Экклесиологии Д. Колета присущи признание привилегированного положения клира в обществе как посредника между Богом и людьми, констатация несоответствия обмирщившегося духовенства своему духовному предназначению, призыв вернуть церковь к утраченному аскетическому и апостольскому идеалу, ярко выраженный евангелизм. Эти положения позволяют автору связать «Соборную проповедь» с движением христианского Ренессанса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Convocation Sermon by J. Colet (1512), or a Way towards the Lost Ideal

The article investigates the Convocation Sermon by J. Colet as the major source for understanding peculiarities of the English Renaissance religious thinking. The author refutes the interpretations of the Sermon widespread in the historiography. The recognition of the exclusive social position of clergy as an intermediary between the God and the people; ascertaining of the discrepancy between the secular oriented clergy and its spiritual mission; an appeal for the Church return to the lost ascetical and apostolic ideal, and strongly pronounced evangelism were the most inherent features of the ecclesiology of J. Colet. These assumptions allow the author to connect the Convocation Sermon with the movement of Christian Renaissance.

Текст научной работы на тему ««Соборная проповедь» Дж. Колета -дорога к утраченному идеалу»

Л. В Софронова

«СОБОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ» ДЖ. КОЛЕТА —

ДОРОГА К УТРАЧЕННОМУ ИДЕАЛУ

Горькое сократовское Scio me nihil scire приходит на ум исследователю, обратившемуся к современной историографии английской Реформации и обнаружившему, что многие аргументы и факты, с университетской скамьи казавшиеся непреложно истинными, историки нового поколения объявляют фикциями, измышленными их предшественниками. Этот «ревизионистский вызов» традиционной историографии Реформации побуждает ученых вновь обратиться к проблемам, решение которых уже было найдено исторической наукой. Деятельность «христианских гуманистов» круга Колета-Эразма, рассматривавшаяся в качестве идейной предпосылки Реформации1 — одна из таких проблем. Источником, обычно привлекавшимся при анализе реформаторских проектов гуманистов, является «Соборная проповедь» Джона Колета (1466-1519). Проповедь была произнесена 6 февраля 1512 г.2 в храме св. Павла в Лондоне перед лицом 440 церковных иерархов Англии, съехавшихся в столицу на Собор. По поручению архиепископа Уорхема настоятель храма св. Павла Колет должен был открыть Собор, прочитав вступительную проповедь о мерах по борьбе с ересью лоллардов, возродившейся в первое десятилетие XVI в. Гуманист же, оставив без внимания проблему лоллардов, назвал порочную жизнь духовенства самым главным и наиболее опасным видом ереси, призвав слушателей к борьбе с ней, к реформе католической церкви. Латинский оригинал «Соборной проповеди» вскоре попал в печать. Одновременно появился и английский, вероятно, авторский перевод3. По инициативе лондонского епископа проповедник на трехмесячный срок был отстранен от кафедры и обвинен в защите ереси4. Однако покровительство архиепископа Уорхема и расположение короля помогли Колету избежать инквизиционного суда5.

«Соборная проповедь» получила в историографии различные оценки6. Большинство историков видели в ней «увертюру к великой драме английской Реформации»7, а в Колете — протестанта, в противоположность католику Томасу Мору8. У представителей католического направления историографии проповедь «не оставляла ни малейшего сомнения в ортодоксальности взглядов ее автора»9, который «был истинным католиком, а не предтечей протестантизма»10. Явная предвзятость обеих трактовок долгое время не вызывала должной реакции, а критика в конечном итоге свелась к скрупулезному выявлению католических и протестантских компонентов в мировоззрении Колета и констатации его двойственности11. Неудивительно, что «ревизионистский вызов» коснулся и данной темы. Американский историк Дж. Глизон12 отвергает существующие интерпретации творчества и деятельности Колета, называя их «случаем ошибочной идентификации»13. Выступление Колета на Соборе он считает заурядной позднесредневековой проповедью, одной из многих подобных, и потому не вызвавшей реакции у церковных иерархов. Эта довольно уничижительная оценка «Соборной проповеди» обусловлена не столько содержанием ее, которое анализируется Дж. Глизоном поверхностно, сколько общей

© Л. В Софронова, 2009

позицией историка-ревизиониста, направленной на ниспровержение всего того, что было прежде сказано о Колете. Его аргументы, на наш взгляд, довольно спорны14 и побуждают к новому исследованию источника

«Соборная проповедь» представляет собой небольшой по объему текст с четко продуманной структурой. В краткой преамбуле после совместной молитвы проповедник объясняет насущную потребность в исправлении церковного состояния. Основной раздел проповеди делится на две части в соответствии с фразой апостола Павла (Рим. 12:2): «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Первая часть посвящена анализу кризисного состояния церкви, подчинившейся «веку сему», т. е. миру, вторая — способов исправления этого положения церкви. В заключении он призывает своих слушателей — церковную элиту — послужить примером для исправления остального клира и мирян. Текст изобилует ссылками и аллюзиями на Священное Писание15. Две трети общего числа прямых цитат (22 из 32) приходятся на первую часть проповеди, т. е. чаще всего они используются Колетом для аргументирования его критической позиции. Данное обстоятельство дало повод современному историку говорить об отсутствии индивидуального мнения у проповедника, его осторожности и стремлении обезопасить себя ссылками на церковные авторитеты16. На наш взгляд, эти претензии продиктованы современным секуляризованным сознанием и исторически некорректны. Подбор цитат обнаруживает в Колете приверженца ренессансного «библейского гуманизма» с его апелляцией исключительно к Священному Писанию и особой любовью к апостольским Посланиям (которые цитируются 18 раз). Такие ссылки звучали современно как вызов схоластической традиции. Нельзя исключить вполне оправданное желание автора сделать свою аргументацию максимально убедительной и понятной его клерикальной аудитории. Индивидуальность же проповедника проявилась в том, какие объекты он выбрал для критики (например, говорил об одних проявлениях алчности клира, но промолчал об индульгенциях и т. д.), и какой способ реформы церкви избрал. Кроме того, согласиться с идеей об отсутствии индивидуального мнения у Колета не позволяет все то, что мы знаем о чертах его характера. Осторожность, дипломатичность — не в их числе17. Само выступление Колета на конвокации с данным текстом было проявлением личного мужества. Он дерзнул обличить присутствующую в зале церковную элиту в самых отвратительных пороках, приравняв их к опаснейшим еретикам, критиковать Соборы за безрезультативность их деятельности18.

Язык проповеди, особенно в первой части, демонстрирует блестящее владение автором различными приемами ораторского искусства и максимальную эмоциональную насыщенность. Можно отметить обилие восклицательных предложений («Как велики нынче жадность и жажда славы и почестей в служителях церкви!» «О жадность — мать всякого беззакония!»), риторических вопросов («Кто не видит этого? Кто, видя это, не скорбит?» «Нужно ли мне перечислять остальное?»), стилистических фигур (например, парономазии: «Не сообразуйтесь, но преобразуйтесь»), употребление императивных форм («Откройте, наконец, глаза, пробудитесь от сна в этом беспамятном мире; восстав, наконец, услышьте св. Павла, вопиющего к вам...») и обыденных слов с усилительным значением («вдалбливаю в ваши уши»). Лексика пестрит экспрессивно-оценочными эпитетами. Опытный оратор Колет постоянно обращается к аудитории; задавая себе вопросы от имени слушателей, создает эффект живого диалога. Благодаря этим риторическим достоинствам критический раздел выглядит особенно ярко, именно он всегда привлекал внимание исследователей и чаще всего цитировался. Такое акцентирование

негативной части проповеди и приводило к ошибочной интерпретации источника. Критика немного может сказать об исходной позиции и цели автора. Полагаем, что более важны две другие затронутые в проповеди проблемы: положение духовенства в обществе и программа реформы духовного сословия. Именно они определяют специфику экклесиологических взглядов Колета.

Отправным тезисом Колета является признание высокого статуса духовенства. Оно, по словам Колета, «выше достоинства короля или императора; оно равно достоинству ангелов»19. Привилегированное положение духовенства в обществе как посредника между Богом и людьми представляется Колету естественным: «Мы посредники и путь к Богу для людей». Священники и епископы законно, ибо «они — свет мира», обладают своими привилегиями. Об обоснованности прерогатив клира Колет говорит как в начале, так и в конце проповеди20. Принципиальными являются слова о необходимости сохранения границы, отделяющей духовенство от мирян. Ее обязаны соблюдать обе стороны. Колет указывает на пример апостолов, которые «многое предпринимали, дабы предотвратить всяческое мирское вмешательство»21. Как священники не должны жить, «смешавшись, спутавшись с мирянами» (сотті-їі соп/шіцие сит /шеи-)22, так и светская власть не должна вмешиваться в церковные дела. Нарушение этой границы между церковью и миром, т. е. обмирщение духовенства, является, по мысли Колета, главной причиной того кризиса, в котором оказалась современная ему церковь. Здесь уместно привести метафоричную характеристику состояния церкви из другого экклесиологического сочинения Колета: «.. .Увы! Дым и страшная мгла уже давно изверглись из долины помраченных людей. почти закрыли свет града, и ныне церковные люди, окутанные мраком, не знают, куда идут, они смешались со всеми и все расстроили, так что теперь опять в мире нет ничего более беспорядочного, чем толпа (turbd) людей»23. В этом отрывке обращает на себя внимание не только августинов образ церкви как града горнего, но и обилие лексики, связанной с беспорядком, смешением, расстрой-ством24. Симптоматично также понимание гибельного состояния общества (їепеЬго-огит котіпит) как результата «помрачения» ума. К этим, на наш взгляд, знаковым особенностям словоупотребления Колета следует вернуться позже. Итак, по мнению Колета, духовное сословие находится в кризисном состоянии. Причина кризиса состоит в пагубном влиянии мира, «долины помраченных людей», т. е. в обмирщении духовенства25.

Для его характеристики Колет применяет к современной церкви предостережение апостола Павла римлянам — по/іїе соп/огтаге киіс -еси/о. Это означает «не подчиняйтесь миру», поскольку, по мнению проповедника, словом «век» апостол назвал мирской образ жизни. Подчинение миру (соп/огтаїіо) проявляется, главным образом, в четырех пороках клира: гордыне, сладострастии, жадности к земным благам, светскости. Говоря о первом из них, Колет осуждает стремление священников, забывших, что сам Христос был образцом кротости и смирения, к должностям, почестям, славе, власти26.

Не менее красноречивым и пылким является осуждение Колетом греха сладострастия, который захлестнул большую часть священников27. Сластолюбие, чреватое смертным грехом, опасно для любого человека, но особенно пагубна эта склонность в священнике — исполнителе церковных таинств28. Вопрос о действенности таинств, отправляемых порочным священником, являлся весьма актуальным для религиозного сознания предреформационной эпохи29. Сам Колет, по свидетельству Эразма, не сомневался в эффективности таинств и обрядов, даже если они совершаются клириком, далеким от праведности, но «был возмущен теми, кто [своей] во всех отношениях неприкрыто греховной жизнью давал повод для сомнений подобного рода»30.

Резкую критику Колета вызывал такой грех клира, как жадность, которую он, следуя апостолам (1 Ин. 2:16; 1 Кор. 10:7), считал матерью всех пороков и корнем всякого зла. Колет анализирует различные проявления алчности представителей клира — плюрализм31, абсентеизм, злоупотребления при сборах десятин, пожертвований и посмертных даров, обременительные для приходов визитации епископов, продажность церковных судов, их стремление расширить свою юрисдикцию, инсинуации с завещаниями и барышни-чество32. Четвертый грех, обличаемый Колетом, заключается в светском образе жизни духовенства. Священники и епископы большую часть своего времени отдают мирским занятиям. В результате духовенство заслуженно презираемо, ибо не существует различий между такими священниками и мирянами33.

Эти критические высказывания обусловили распространение в историографии нескольких стереотипных интерпретаций источника. Первая, как уже упоминалось, состоит в том, что «Соборная проповедь» предвосхищает протестантскую критику католицизма. На наш взгляд, это не так. Критические высказывания в адрес церкви не стоит преувеличивать и считать чем-то исключительным. И у Колета, и у идеологов англиканства они выражали характерную для той эпохи озабоченность проблемами церковной жизни, которая, как показали новые исследования, на рубеже XV-XVI столетий стала императивом общественного сознания34. Однако «Соборная проповедь» Дж. Колета не дает оснований для причисления ее автора к протестантской традиции, поскольку критика церкви в ней не касается традиционных для протестантских антиклерикальных сочинений вопросов о власти папы, о подчинении духовенства Риму, мессе, индульгенциях, чистилище, внешней обрядности, отсутствуют упоминания о догматах и таинствах. Нет и требований отмены духовных привилегий и секуляризации церковной собственности. Признание авторитета Священного Писания не исключает апелляцию к соборным и папским решениям. Резоннее, на наш взгляд, говорить о близости «Соборной проповеди» идеям католической реформы. Региональные исследования последних лет показали, вопреки распространенному мне-нию35, что это движение имело место в английской церкви в 1480-1530 гг. Ее проводники — представители епископата — успешно боролись как с ересью, так и с пороками духовного сословия и церковной администрации36. При всей резкости критики, католическая реформа была нацелена на нравственное оздоровление клира, повышение его авторитета. Но реформационные мероприятия Тюдоров против церковной юрисдикции пресекли реализацию этой программы.

Еще более интересным является второе клише в отношении « Соборной проповеди», заключающееся в том, что с XVII в. она считается документом, «наиболее точно описывающим положение дел в английской церкви накануне Реформации»37. Следуя ему, Э. В. Хант, например, говорит о безупречной логике и бесспорной аргументации Колета, a posteriori, с фактами доказывающего порчу церкви и необходимость ее реформы38. Однако в проповеди нет ни одного конкретного факта, а «называние» греха нельзя счесть доказательством его реального присутствия в жизни церкви. Поэтому мы не можем уверенно утверждать, что источник отражает реальную — причем, именно кризисную — ситуацию в церкви. Более того, сегодня считается доказанным, что предреформационное духовенство не было более аморальным, чем предшествующие поколения. На рубеже XV-XVI вв. умножились не злоупотребления и пороки клира, а число жалоб на них со стороны прихожан, отражавших более нетерпимое отношение к ним мирян и части духовенства39. Таким образом, источник дает основания говорить только об отношении к церковным проблемам самого Колета. И это отношение было чрезвычайно критичным, может быть потому, что именно

столичное духовенство действительно давало немало поводов для недовольства. Но Эразм в биографии Колета утверждал, что тот «почерпнул это мнение из [трудов] Дионисия и других древних теологов, которых он почитал»40. Таким образом, столь критическое отношение Колета к современному духовенству было результатом обращения к раннехристианским текстам, особенно апостольским посланиям и патристике.

Злоупотребления, связанные со сбором десятин, пожертвований, посмертных даров, вымогательства церковных курий, критикуемые Колетом, традиционно составляли источник разногласий между мирянами и клиром. Вероятно, этим обусловлено бытование еще одной стереотипной оценки, согласно которой «Соборная проповедь» считается выражением духа антиклерикализма, присущего самым широким общественным кругам предреформационной Англии41. Верна ли эта оценка? По нашему наблюдению, понятие антиклерикализм вообще неоправданно свободно употребляется в излишне широком смысле в качестве синонима любой критики церкви, когда бы и от кого бы она ни исходила. Тем более, было бы некорректно относить его к «Соборной проповеди», где критика церковных привилегий обусловлена стремлением автора не отменить их, а сделать клир достойным этих привилегий. Например, послушание мирян священству является, по мнению Колета, естественным, но только при условии, что сами священники покажут «в себе причину и источник послушания» — неусыпную заботу о душах пасомых. Претендовать на десятины и пожертвования — пожинать телесное — может только тот клирик, кто посеял духовное, исполняя пастырский долг42. Несмотря на самые резкие, даже уничижительные высказывания по поводу жадности и сутяжничества клира, Колет не возражает против наличия у церкви собственности43. Судебный иммунитет духовенства не вызовет возражений мирян, полагал Колет, лишь при отсутствии мирских занятий у клира. При всех нарушениях и злоупотреблениях курий, Колет не возражает против судебной власти церкви44. Если это — антиклерикализм, то своеобразный, «ортодоксальный антиклерикализм»45.

Итак, Колет с пониманием относился к недовольству мирян духовными привилегиями из-за несоответствия клира, в силу обмирщения, своему религиозному предназначению. Обмирщенное духовенство вновь должно стать духовным сословием не только по названию, но и по нравственному облику и образу жизни. Каким способом можно этого достигнуть? Обмирщение есть плод «помрачения ума». Следовательно, оздоровление заключается в «преобразовании ума», «обновлении ума» — в образовании и просвещении. Это упование на развитие человеческого разума не следует рассматривать только как проявление ренессансного гуманистического видения человека или стремление к рационализации духовной жизни. Скорее всего, Колет относится к образованию в традициях христианской аскетики, где оно являлось частью аскетической практики. Это — средство исправления ума — очищение от ложных мыслей и замена их мыслями истинными, черпаемыми в Писании и философской литературе46. Образование, таким образом, есть необходимый элемент индивидуального спасения. Священнику ученость обеспечивает успех его апостольской проповеди среди мирян. Итак, Колет понимал реформу церкви и всего общества в духе христианского просвещения. Однако, опять же в соответствии с правилами аскетического делания, исправлению ума должно предшествовать исправление тела — обуздание его греховных страстей, чтобы сделать человека способным к духовной деятельности47. Поэтому логично, что для борьбы с обмирщением Колет предлагает клиру более строго следовать аскетическому идеалу, заключенному в каноническом праве.

Прежде чем рассмотреть конкретную программу реформации, вспомним об изобилии в проповеди выражений, относящихся к антитезе «порядка-беспорядка». Это наводит

на мысль, что Колет диагностирует недуг церкви как нарушение установленного порядка. Он критикует именно деформацию, т. е. искажение изначальной формы, и безобразность священства, понимаемую как отход и забвение первоначального образа, коим он считал истинного первосвященника — Христа. Соответственно, реформация церкви мыслится Колетом именно как исправление деформации, восстановление исходной формы, т. е. реставрация. В «Соборной проповеди» он недвусмысленно называет предстоящее преобразование reformatio et restauratio4. Меры по преобразованию церкви не новы и состоят в восстановлении норм канонического права: «Нет нужды издавать новые законы и постановления; должно соблюдать уже имеющиеся»49. Программа реформации включала следующие положения:

— Упорядочение приема в духовное сословие. Главные требования должны предъявляться к уровню образования и духовно-нравственным качествам претендента50.

— Регулирование бенефициальных держаний сообразно добродетели и заслугам перед церковью.

— Восстановление закона против симонии.

— Восстановление закона против нон-резиденства.

— Запрещение клирикам иметь светские занятия.

— Строгое соблюдение монахами и канониками данных обетов, запрет мирских занятий в соответствии с решением Халкидонского собора.

— Восстановление канонических выборов епископов соборными капитулами51 без вмешательства светской власти52.

— Пребывание епископов в их диоцезах, и ведение церковью активной благотво-рительности53.

— Расходование церковных средств в соответствии с указанием папы Григория Великого: одна часть должна идти на содержание епископа и его дома; вторая — на его клириков; третья — на ремонт и содержание обители; четвертая — на бедных.

— Восстановление законов против коррупции и вымогательств церковных судов. Основой деятельности церковных курий должно быть объяснение правовых норм и воспитание мирян в соответствии с ними.

— Регулярный созыв соборов всех уровней, как общих, так и местных, и принятие соборных решений по всем важным вопросам церковной жизни. Именно через решения конвокаций предполагалась реализация реформы.

Предложенная программа составляла, по мысли Колета, начальную стадию преобразований. Одновременно в «Соборной проповеди» намечен второй этап — реформа светской части общества. При посредстве достойных (благочестивых и образованных) пастырей жизнь мирян также будет преобразована в соответствии с Евангелием54. Таким образом, речь идет об укреплении духовной дисциплины в рамках имеющейся церковной организации и активной просветительской деятельности, как среди духовного сословия, так и среди мирян.

На наш взгляд, в «Соборной проповеди» нет ничего иного, кроме признания законным привилегированного положения клира как посредника между Богом и людьми; констатации несоответствия обмирщившегося духовенства своему духовному предназначению; призыва вернуть церковь к утраченному аскетическому и апостольскому идеалу. Эти положения позволяют связать « Соборную проповедь» с идеологией христианского Ренессанса. Его идеи подпитывали, в той или иной мере, различные формы нового благочестия, возникшие на исходе Средневековья и практиковавшиеся как в духовной, так и мирской

среде — от движения католической реформы до братств «общей жизни» и гуманизма эразмианского толка. Осознавая различия между ними, необходимо подчеркнуть общее для них стремление к более строгому аскетическому идеалу и ярко выраженный «евангелизм». Исследования других сочинений и деятельности Колета, несомненно, дадут материал для уточнения того места, которое занимала его экклесиология в общем идейном поле христианского Ренессанса. «Соборная проповедь» рисует нам его как энтузиаста аскезы, ревнителя христианского просвещения, борца за духовно-нравственное возрождение клира и всего общества, за возведение жизни духовенства на первоначальную морально-религиозную высоту.

1 Dickens A. G. The English Reformation. Oxford, 1964; McConica J. K. English Humanists and Reformation politics under Henry VIII and Edward VI. Oxford, 1965; Elton G. R. Reform and Reformation: England. 1509-1558. Cambridge, 1977; Brigden S. London and the Reformation. Oxford, 1989.

2 Заслуживают внимания аргументы некоторых исследователей в пользу более ранней даты — январь 1510 г.: Kelly M. J. Canterbury Jurisdiction and Influence during the Episcopate of William Warham, 1503-1532. Cambridge, 1963. P. 112; Gleason J. B. John Colet. Berkeley, 1989. P. 181, 370. Также см. рецензию Т. М. Паркер (T. M. Parker) на издание источника в English Historical Documents: Moreana. 1968. Vol. 18. March. P. 89-90.

3 Оба издания 1512 г. не дошли до наших дней. Примечательно, что следующие издания на обоих языках, осуществленные учеником Колета Т. Лупсетом, вышли в свет в Лондоне в 1530 г. — в самый разгар подготовки тюдоровской Реформации. Интерес к “Oratio” не угасал и в XVII-XVIII вв., о чем свидетельствуют новый перевод, выполненный в 1661 г. Т. Смитом, и троекратное его переиздание в 1701, 1708, 1724 гг. Латинская версия Т. Лупсета была перепечатана С. Найтом в 1823 г. (Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 273-285), английская — Дж. Лаптоном в 1887 г. (Lupton J. H. A Life of John Colet, Dean of St. Paul’s and Founder of St. Paul’s School. London, 1909. App. C. P 293-304). К нему восходит последнее английское издание источника в 1967 г. (English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 652-660). Русский перевод со вступительной статьей и комментарием см.: Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретноисторическим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 107-120.

4 Опасность, угрожавшая гуманисту, была весьма реальной. Один из будущих лидеров англиканской Реформации Хью Латимер спустя годы вспоминал, что «доктор Колет был в беде, и его бы сожгли, если б Бог не направил сердце короля к милосердию» (Цит. по: Lupton J. H. A Life of John Colet, Dean of St. Paul’s and Founder of St. Paul’s School. London, 1909. P. 204).

5 Обращение Уорхема к Генриху VIII см.: SeebohmF. Oxford Reformers. Colet, Ersmus and More. London, 1914. P 224. Однако впоследствии Эразм обвинил Уорхема в пособничестве врагам Колета (Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami. T. I-XII / rec. per P. S., Y. M. Allen. Oxford, 1910. T. II. P. 246). Подробнее см.: Allen P. S. Dean Colet and Archibishop Warham // English Historical Review. 1902. № XVII. April. P 306.

6 Степень изученности источника в отечественной историографии ограничивается, по сути, постановкой проблемы. Cм.: ОсиновскийИ. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978. С. 66-67; ОсиновскийИ.Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор. Из истории ренессансного христианского гуманизма. М., 2006. С. 27.

7 Lupton J. H. A Life of John Colet, Dean of St. Paul’s and Founder of St. Paul’s School. London, 1909. Р. VII.

8 Miles L. W. Protestant Colet and Catholic More // Anglican Theological Review. 1951. № 33. P. 30^2; SmithH.M. Reformation England. London, 1938. Chap. 2. Colet-puritan. P. 520 etc.

9 Marriott J. A. The life of John Colet. London, 1933. Р. 165.

10 Campbell W. E. John Colet, dean of St. Paul’s // Dublin Review. 1946. Vol. 218. P. 106-197.

11 Еще Дж. Лаптон обратил внимание на противоречивость его взглядов (Lupton J. H. A Life of John Colet, Dean of St. Paul’s and Founder of St. Paul’s School. London, 1909. Р 265—266). Также см.: HuntE. W. Dean Colet and His Theology. London, 1956. Р 18-72; Jayne S. John Colet and Marsilio Ficino. Oxford, 1963. Р 3-4; Miles L. John Colet and the Platonic Tradition. La Salle, 1961. Р 171-216, особенно Р 212.

12 Ревизионизм является вариантом квантитативной истории, поэтому применение к исследованию Дж. Глизона (Gleason J. B. John Colet. Berkeley, 1989) определения «ревизионистское» не совсем корректно. Оно допустимо в том только смысле, что любой историк, пересматривающий (подвергающий ревизии) взгляды своих предшественников, является ревизионистом.

13 Gleason J. B. John Colet. Berkeley, 1989. P. 3-15.

14 Дж. Глизон указывает на то, что опубликовал проповедь Ричард Пинсон — печатник, имевший королевский патент и в силу этого, якобы, избегавший публикации спорных или дискуссионных книг. Кроме того, со ссылкой на Джона Бэйла (Index Britanniae Scriptorum: John Bale’s Index of British and Other Writers / ed by R. L. Poole, M. Bateson. Oxford, 1902. P. 195) Дж. Глизон утверждает, что после «Соборной проповеди», прочитанной в 1510 г., Колет выступал на следующей конвокации в 1512 г. По мнению Дж. Глизона, это второе выступление не могло состояться, если бы «Соборная проповедь» два года назад была столь революционной. По поводу первого аргумента заметим, что для современников Джон Колет был очень влиятельной фигурой, его проповеди в соборе св. Павла посещали многие знатные люди, представители двора. Он пользовался расположением короля, регулярно выступал при дворе. Генрих VIII публично называл декана своим доктором, т. е. духовным наставником (Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami. T. I-XII / rec. per P. S., Y. M. Allen. Oxford, 1922. T. IV. P. 525-526). Даже если наличие патента действительно ограничивало Р. Пинсона в отборе продукции для издания, Д. Колет был вполне респектабельным и благонадежным автором. Второй довод тоже спорен, поскольку базируется на новой, не менее дискуссионной датировке выступления Колета в конвокации. Но даже если «Соборная проповедь» прозвучала в 1510 г., через два года — в 1512 г. — Колет вполне мог выступать еще раз, поскольку среди английского епископата было много сторонников реформы, и призыв Колета мог найти в них горячую поддержку. Что касается революционного характера проповеди, то Дж. Глизон прав: использование слова «революционный» здесь неуместно, но не потому, что проповедь была заурядной, а оттого, что она, как мы попытаемся показать, не предполагала резких скачкообразных переворотов в церковном состоянии.

15 Из них 6 ссылок на Ветхий Завет (Первая книга Царств; Книга пророка Исаии, Иеремии, Осии, Екклесиаста; Псалтирь), 23 — на Новый Завет (Евангелия от Матфея, Луки, Марка; Деяния святых апостолов; Послания апостола Павла: к Римлянам, к Евреям, Первое к Коринфянам, к Титу, Второе к Тимофею; Первое Послание Иоанна; Послание Иуды), 3 — на более поздние источники (Постановление Халкидонского Собора, Декреталии, Бернарда Клервосского).

16 Gleason J. B. John Colet. Berkeley, 1989. P. 183.

17 Ср. его поведение во время паломничества к гробнице св. Томаса Бекета в Кентербери, где он выведен под именем Грациан Пулл (Эразм Роттердамский. Благочестивое паломничество // Эразм Роттердамский. Разговоры запросто / пер. с лат. С. П. Маркиша. М., 1969. С. 356-360). Показательно также мужество Колета, дерзнувшего выступить с антивоенной проповедью при дворе в присутствии короля, рвущегося к военным подвигам, буквально накануне отправки английского корпуса на континент в марте 1513 г. (Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami. T. I-XII / rec. per P. S., Y. M. Allen. Oxford, 1922. T. IV. P. 525-526).

18 «Вы часто собираетесь вместе, но, позвольте мне сказать правду, я еще не видел от ваших ассамблей какого-либо результата именно для церкви» (Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 283; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 660; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 121).

19 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 277; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 655; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 115.

20 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 282; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 659; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 120.

21 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 282; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 659; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 120.

22 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 277; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 655; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 115.

23 Coletus I. De Ecclesiastica Hierarchia // Colet J. Two Treatises on the Hierarchies of Dionysius / ed. by J. H. Lupton. London, 1869. P. 248.

24 Особенно значимо применение к человеческому обществу слова turba, означающего не просто толпу (vulgus), а скорее «скопище», «беспорядок».

25 Ср.: «Ничто не уродует лицо церкви так, как светскость и мирской образ жизни клириков и священников» (Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 274; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 653; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 112).

26 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 275-276; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 653; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 113.

27 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 276; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 653; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 113.

28 «Каждый священник... должен стать настолько чистым, настолько безукоризненным, настолько просветленным, чтобы он мог коснуться святых таинств, особенно таинства Тела Господня» (Coletus I. De Ecclesiastica Hierar-chia // Colet J. Two Treatises on the Hierarchies of Dionysius / ed. by J. H. Lupton. London, 1869. P. 225.

29 Известно, что многие еретические течения предшествующих столетий (ломбардские вальденсы, катары, арнольдисты, швабские еретики, английские лолларды) отвергали недостойный клир. См.: Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв. СПб., 1997. С. 294-304.

30 Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami. T. I-XII / rec. per P. S., Y. M. Allen. Oxford, 1922. T. IV. P. 521-522.

31 Сам Колет был держателем нескольких церковных бенефициев, их список см.: Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 278-282). Если верить Эразму, «весь доход от его должностей он возвращал, передав его распределение на местные нужды своему эконому» (Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami. T. I-XII / rec. per P. S., Y. M. Allen. Oxford, 1922. T. IV. P 517).

32 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 277-278; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 654; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 113-114.

33 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 278, 283; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 654, 657; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2005. С. 114, 118.

34 Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI в. в новом освещении // Вопросы истории. 1995. № 10. С. 45. В свое время Л. П. Карсавин показал актуальность проблемы праведности клира еще в эпоху классического Средневековья: Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв. СПб., 1997. С. 288-312.

35 Э. Г. Диккенс, например, полагал, что ересь лоллардов исключила возможность католических реформ, укрепляя церковных иерархов в негативном отношении к любой критике и переводам Священного Писания на английский язык: Dickens A. G. The English Reformation. Oxford, 1964. Р. 36.

36 См.: Bowker M. The Secular Clergy in the Diocese of Lincoln, 1495-1520. Cambridge, 1968; Bowker M. The ^m^dan Reformation and the Parish Clergy // The English Reformation revised / ed. by C. Haigh. Cambridge, 1990. P 85; Houlbrooke R. А. Church Courts and the People during the English Reformation. Oxford, 1979. P. 10-11, 50-51, 95-96, 114-115, 271-272; O’Day R. The Debate on the English Reformation. London, 1986. P 139-140. К сожалению, мы не можем судить о результатах изысканий в диссертации С. Томпсона (Thompson S. The Pastoral Work of the English and Welsh Bishops, 1500-1558. Oxford, 1984), которая оказалась для нас недоступной. Если судить по тому резонансу, который она получила (см.: Haigh C. Introduction // English Reformation revised / ed. by C. Haigh. Cambridge, 1990. P. 3), ее результаты подтверждают тезис о том, что Реформация блокировала реформу.

37 Burnet G. The History of the Reformation of the Church of England: in 3 vol. London, 1679. Vol. I. P. 305. В доказательство исследователи иллюстрируют слова Колета мнениями других авторов, в лучшем случае, сведениями из других источников. Типичный образец такого подхода см.: HuntE. W. Dean Colet and His Theology. London, 1956. Р 18-72.

38 Hunt E. W. Dean Colet and His Theology. London, 1956. Р. Р. 73-75, 85.

39 Сказанное относится к религиозным настроениям преимущественно образованных слоев общества, как правило, из городской среды, где с XIV в. распространился новый тип благочестия — более индивидуального, склонного к внутреннему религиозному переживанию, более близкого к своим евангельским истокам и оттого более

требовательного к современной церкви. Недовольство духовенством было характерно для Лондона и юго-востока страны, где сохранялись традиции лоллардов, и было сильным влияние с коптипепта. Подробнее см.: The Debate on the English Reformation. London, 1986; Brigden S. London and the Reformation. Oxford, 1989; Marshall P. The Catholic Priesthood and the English Reformation. Oxford, 1994.

4Q Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami. T. I-XII / rec. per P. S., Y. M. Allen. Oxford, 1922. T. IV. P. 521. Вероятно, имеется в виду трактат «О церковной иерархии» Диописия Ареопагита.

41 Cross C. Church and People. 145Q-166Q. London, 1976. P. 43-46; Elton G. R. Reform and Reformation: England. 15Q9-1558. Cambridge, 1977. P. 9-1Q, 53-56, 118-119; Dickens A. G. The Shape of Anticlericalism and the English Reformation // Politics and Society in Reformation Europe. London, 1987. P. 385.

42 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 282; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 659; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2QQ5. С. 12Q.

43 Coletus I. Enarratio in Epistolam Pauli ad Romanos / ed. by J. H. Lupton. London, 1873. P. 218.

44 Coletus I. Enarratio in Epistolam Pauli ad Romanos / ed. by J. H. Lupton. London, 1873. P. 243.

45 Словосочетание «клерикальный антиклерикализм» представляется пам неудачным. Ср.: Kaufman P. I. John Colet’s Opus de sacramentis and Clerical Anticlericalism // Journal of British Studies. 1982. XXII. P. 1-22.

46 Колет не был склонен разделять научные и богословские занятия, называя их одпим термином sacrium studium. Эту тенденцию к сакрализации ученых занятий можно рассматривать как результат следования позднеантичной философской традиции, или свойственной авторам патристической эпохи практики объединения понятия «философия» и мопа-шеского образа жизни, или практического понимания теологии, характерного для «нового благочестия».

47 Ср: «...апостол... запретил нам... быть плотскими и... приказал... стать духовными» (ОСС. 274; CS. 653; CR 113). Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 283; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 66Q; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2QQ5. С. 121

48 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 278; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 656; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2QQ5. С. 116.

49 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 289; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 656; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и копкретпо-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2QQ5. С. 117.

5Q Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 28Q; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 657; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и копкретпо-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2QQ5. С. 117.

51 Право выбора епископов было предоставлено английскому духовенству в 11Q7 г. в соответствии с соглашением, достигнутым между Генрихом I и Ансельмом и подтверждено Церковной хартией Иоанна Безземельного (1214 г.) и Великой хартией вольностей (1215 г.)

52 Coletus I. De Ecclesiastica Hierarchia // Colet J. Two Treatises on the Hierarchies of Dionysius / ed. by J. H. Lupton. London, 1869. P. 246-247.

53 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 282; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 658; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2QQ5. С. 118; Coletus I. Episto-lae Divi Pauli ad Romanos Expositio Literalis // Ioannis Coleti. Opuscula quaedam theologica. London, 1876. P. 2Q6-2Q7.

54 Knight S. The Life of Dr. John Colet, Dean of St.Paul’s in the Reigns of Henry VII and Henry VIII, and Founder of St. Paul’s School. London, 1724. P. 282; English Historical Documents: in 12 vol. London, 1967. Vol. 5. 1485-1558. P. 658; Софронова Л. В. «Соборная проповедь» Д. Колета: Реформация или реставрация? // Textum Historiae: исследования по теоретическим и конкретно-историческим проблемам всеобщей истории. Н. Новгород, 2QQ5. С. 119; Об этом «сугубо социальном» подходе гуманистов круга Эразма — Колета к учепию Христа см.: Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978. С. 66; Осиновский И. Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор. Из истории ренессансного христианского гуманизма. М., 2QQ6. С. 1Q3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.