Научная статья на тему 'Теоретико-процессуальные основания разработки экспериментального педагогического проекта физической подготовки школьников 7-10 лет с учетом особенностей динамики и взаимообусловленности физических качеств'

Теоретико-процессуальные основания разработки экспериментального педагогического проекта физической подготовки школьников 7-10 лет с учетом особенностей динамики и взаимообусловленности физических качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИНАМИКА И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович, Анцупов Игорь Сергеевич, Коляго Петр Владимирович

В статье представлены данные аналитической работы и прикладных исследований по проблеме определения теоретических и процессуальных предпосылок разработки экспериментального педагогического проекта процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ, базирующегося на системном изучении особенностей динамики и взаимообусловленности физических качеств. Они дифференцированы по следующим классификационным группам: особенности ведущего вида деятельности школьников, общепедагогические принципы обучения и воспитания, специфические принципы физического воспитания, базовые положения фундаментальных теорий обучения и воспитания, особенности аксиологической теории понимания сущности физического воспитания, прикладные факторы, особенности материально-технической базы, спортивная специализация педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович, Анцупов Игорь Сергеевич, Коляго Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-procedural foundations of development of experimental pedagogical project on physical training of 7-10-year-old schoolchildren considering features of dynamics and interdependence of physical qualities

The article presents the data of analytical work and applied research on the issue of determining the theoretical and procedural prerequisites for development of the experimental pedagogical project on the process of physical training of schoolchildren from elementary school, based on the systematic study of features of dynamics and interdependence of physical qualities. They were differentiated according to the following classification groups: features of the leading activity of schoolchildren, general pedagogical principles of education and upbringing, specific principles of physical education, basic provisions of fundamental theories of teaching and upbringing, features of the axiological theory of understanding of the essence of physical education, applied factors, features of material and technical basis, sports specialization of teachers.

Текст научной работы на тему «Теоретико-процессуальные основания разработки экспериментального педагогического проекта физической подготовки школьников 7-10 лет с учетом особенностей динамики и взаимообусловленности физических качеств»

6. Krivolapchuk, I.A. (2014), "The factor structure of the functional state of children 5-6 years old", Human Physiology, Vol. 40, No. 5, pp. 48-56.

7. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2017), "Factor structure of the functional state of boys aged 13-14", Human Physiology, Vol. 43, No. 2, pp. 43-55.

8. Kuchma, V.R., Tkachuk, E.A. and Tarmaeva, I.Yu. (2016), "Psychophysiological state of children in the conditions of informatization of their life activity and intensification of education", Hygiene and Sanitation, Vol. 95, No. 12, pp. 1183-1188.

9. Machinskaya, R.I. (2015), "Control systems of the brain", Journal of Higher Nervous Activity I.P. Pavlova, Vol. 65, No. 1, pp. 33-60.

10. Simonov, P.V. (1987), Motivated brain, Nauka, Moscow.

11. Spivak, E.M. and Nezhkina, N.N. (2009), Syndrome of vegetative dystonia in children, Alexander Rutman, Yaroslavl.

12. Homskaya, E.D. (2005), Neuropsychology, Piter, St. Petersburg.

13. Georgiades A., Sherwood A. and Gullette E.C. (2000), "Effects of Exercise and Weight Loss on Mental Stress-Induced Cardiovascular Responses in Individuals with High Blood Pressure", Hypertension, Vol. 36, pp. 171-176.

14. Hamer, M. and Steptoe, A. (2007), "Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflammatory Responses to Mental Stress", Psychosomatic Medicine, Vol. 69, pp. 660-666.

15. Kelley, G. and Tran, Z.V. (1995), "Aerobic exercise and normotensive adults: a meta-analysis", Med. Sci. Sports Exerc, Vol. 27, No. 10, pp. 1371-1377.

16. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2018), "The Functional State of Children Aged 6-8 Years on Testing by Exposure to Different Types of Tension-Inducing Loads", Neuroscience and Behavioral Physiology, Vol. 48, Issue 6, pp. 747-757.

17. Lambiase, M.J., Dorn, J. and Roemmich, J.M., (2013), "Systolic Blood Pressure Reactivity During Submaximal Exercise and Acute Psychological Stress in Youth", Am JHypertens, Vol. 26, No. 3, pp. 409-415.

18. Mark, A.E. and Janssen, I. (2008), "Dose-response relation between physical activity and blood pressure in youth", Med Sci Sports Exerc., Vol. 40, No. 6, pp. 1007-1012.

Контактная информация: i.krivolapchuk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

УДК 796.011.3

ТЕОРЕТИКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 7-10 ЛЕТ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИКИ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар; Игорь Сергеевич Анцупов, старший помощник начальника учебно-методического отдела, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ), г. Краснодар; Петр Владимирович Коляго, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

(КрУ МВД России), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные аналитической работы и прикладных исследований по проблеме определения теоретических и процессуальных предпосылок разработки экспериментального педагогического проекта процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ, базирующегося на системном изучении особенностей динамики и взаимообусловленности физических качеств. Они дифференцированы по следующим классификационным группам: особенности ведущего вида деятельности школьников, общепедагогические принципы обучения и воспитания, специфические принципы физического

воспитания, базовые положения фундаментальных теорий обучения и воспитания, особенности аксиологической теории понимания сущности физического воспитания, прикладные факторы, особенности материально-технической базы, спортивная специализация педагогов.

Ключевые слова: учащиеся младших классов общеобразовательных школ, педагогический проект, физическая подготовка, динамика и взаимообусловленность физических качеств.

THEORETICAL-PROCEDURAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL PEDAGOGICAL PROJECT ON PHYSICAL TRAINING OF 7-10-YEAR-OLD SCHOOLCHILDREN CONSIDERING FEATURES OF DYNAMICS AND INTERDEPENDENCE OF PHYSICAL QUALITIES

Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Igor Sergeyevich Antsupov, major assistant of the head of the educational-methodical department, Krasnodar Higher Military Aviation School, Krasnodar; Petr Vladimirovich Kolyago, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation, Krasnodar

Annotation

The article presents the data of analytical work and applied research on the issue of determining the theoretical and procedural prerequisites for development of the experimental pedagogical project on the process of physical training of schoolchildren from elementary school, based on the systematic study of features of dynamics and interdependence of physical qualities. They were differentiated according to the following classification groups: features of the leading activity of schoolchildren, general pedagogical principles of education and upbringing, specific principles of physical education, basic provisions of fundamental theories of teaching and upbringing, features of the axiological theory of understanding of the essence of physical education, applied factors, features of material and technical basis, sports specialization of teachers.

Keywords: schoolchildren from elementary school, pedagogical project, physical training, dynamics and interdependence of physical qualities.

Результаты анализа диссертационных исследований по различным проблемам физической культуры и спорта свидетельствуют о наличии в их структуре разделов, в которых изложена теоретическая и процессуально-прикладная база разработки экспериментальных моделей, технологий и методик. При этом очевидна их композиционная тождественность, заключающаяся в определении состава предпосылок, которые по своей сути лимитируют содержание экспериментальных педагогических конструкций. Столь же очевидные их различия обусловлены, прежде всего, половозрастными особенностями контингента участников анализируемого процесса, характеристиками их спортивной, физкультурной, производственной деятельности и другими факторами.

В связи с вышеизложенным представлена характеристика теоретико-процессуальных оснований разработки экспериментального педагогического проекта процесса физической подготовки школьников 7-10 лет обоего пола с учетом взаимообусловленности различных параметров физических качеств. К ним относятся:

1. Изменение ведущего вида деятельности в связи с переходом к обучению в младших классах общеобразовательных учреждений. В контексте тематики настоящего исследования в самом общем плане фундаментальными характеристиками ведущего вида деятельности вне зависимости от возрастной периодизации детей являются [4, 7, 15]:

- особые для определенного возрастного этапа онтогенеза типы взаимодействия ребенка и взрослых, которые, в основном, формируют его отношение к окружающей действительности;

- обеспечение освоения ребенком тех компонентов и отдельных элементов окружающей его социально-культурной среды, которые способствуют формированию психических новообразований, являющихся детерминантами его социализации и личностного развития;

- в рамках осознанного, но направляемого взрослыми освоения различных компонентов ведущего вида деятельности детей у них формируется индивидуальная структура основных психических процессов.

2. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, характеризующаяся следующими принципиальными особенностями [9, 5]:

- противоречием между общественно значимым смыслом учебной деятельности и глубоко индивидуальными методами, и результатами ее реализации;

- позиционирование ребенка не только как объекта, но и как субъекта учебной деятельности, являющегося предметом изменений, происходящих в нем в ходе педагогических воздействий и индивидуальной работы;

- формирование у детей различных видов и правил поведения, характерных для обучения, как социально-общественной системы отношений;

- устойчивая целесообразность формирования у младших школьников познавательной мотивации, которая возможна только на основе использования интересных для них содержания, средств, методов обучения и процедур оценивания достижений;

- особый, непривычный для ребенка состав структурных элементов учебной деятельности, включающий:

а) учебные задачи, т. е. содержательный контент усваиваемой детализированной тематики в виде обобщенного алгоритма решения определенного класса практических заданий;

б) учебные действия, позволяющие ребенку определить с учетом индивидуальных особенностей специфические свойства изучаемого предмета или явления;

в) контрольные и оценочные операции, способствующие формированию у младших школьников понимания степени эффективности проделанной ими работы.

3. Использование элементов ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста - игры [19, 14]. Это основание разработки экспериментального проекта актуально для всего возрастного периода 7-10 лет и, прежде всего, с позиций организации и состава основных методов проведения физкультурно-спортивной работы. Вместе с тем необходимо отметить, что в процессе игровой деятельности у младших школьников продолжают развиваться многие личностно ориентированные задатки, такие как коммуникативные навыки, произвольность поведенческих проявлений, умение взаимодействовать в коллективе, желание ориентации на установленные правила, чувство взаимопомощи и др. Общие педагогические принципы, определяющие перечень фундаментальных требований к базовым компонентам целостного педагогического процесса. Результаты анализа научно-методической литературы позволяют констатировать значительное количество авторских интерпретаций сущностных характеристик столь же многочисленных принципов. Вместе с тем абсолютное большинство специалистов к основным педагогическим принципам относят [6, 12 ,21]:

- принцип приоритета личностного развития учащихся в ходе реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функции всех видов и форм педагогических воздействий. В связи с тематикой диссертационного исследования реализация данного принципа базируется на использовании средств физкультурно-спортивной деятельности в связи с сохранением и улучшением состояния физического, психического и социального здоровья младших школьников как фундаментальной основы развития личности детей;

- принцип адекватного соотношения демократических и формализовано-обяза-тельных отношений педагогов и обучающихся, создающего логичную, понятную для детей и во многом здоровьесберегающую среду учебно-воспитательного процесса;

- принцип сознательности и адекватности, фундаментальной основой которого является установленная во многих исследованиях важнейшая роль процесса формирования у учащихся необходимой, предопределенной их индивидуальными психофизиологическими особенностями структуры мотивационно-потребностной сферы. Применительно

к детям младшего школьного возраста целесообразно использование их интереса к физической и двигательной активности в связи с развитием мотивации в общем контексте образовательной деятельности;

- принцип наглядности и активности, обусловливающий использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных возможностей сенсомоторных систем организма учащихся в связи с сопряженным формированием их физических и двигательных способностей. Возможности в данном аспекте средств физкультурно-спортивной деятельности доказаны в многочисленных исследованиях;

- принцип доступности и индивидуализации, сущностные характеристики которого обеспечивают индивидуально приемлемый уровень педагогических воздействий, персонифицированные траектории освоения программного материала и систематический высокий уровень мотивации учащихся к освоению образовательных программ.

4. Принципы, обеспечивающие эффективность процесса физического воспитания, в том числе [11, 17]:

- непрерывности процесса физкультурно-спортивной подготовки, характеризующейся:

а) многоуровневой структурой учебно-воспитательных воздействий, обусловленной половозрастными особенностями контингента занимающихся физической культурой и спортом;

б) этапностью дифференциации педагогических воздействий в зависимости от периода онтогенетического развития младших школьников и стажа их общеобразовательной подготовки;

в) осуществлением взаимодействия педагогического коллектива общеобразовательного учреждения и семьи в связи с необходимостью организации физкультурного воспитания детей, в том числе в каникулярный период;

- постепенности увеличения базовых компонентов учебно-тренировочных нагрузок, обеспечивающий:

а) целенаправленный учет половозрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организованной и направляемой самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности;

б) повышение уровня сложности решаемых ребенком моторных задач на основе увеличения объема осваиваемых двигательных заданий с учетом феномена положительного переноса двигательных навыков;

- соответствия состава используемых средств и методов физкультурно-спортив-ной подготовки закономерностям не стимулированного развития физического и двигательного потенциала (онтогенетический контекст) и особенностям индивидуального восприятия организмом ребенка педагогических воздействий на конкретном этапе его возрастного становления.

5. Базовые положения фундаментальных теорий, определяющие поликомпонентный подход к разработке экспериментального проекта в связи с многофункциональными прогнозируемыми результатами ее внедрения в практику физического воспитания младших школьников, к основным, из которых относятся:

- теория онтокинезиологии человека, являющаяся областью методологических оснований исследования логики половозрастных особенностей формирования и развития двигательной функции человека и научно-прикладного обоснования в этом контексте технологий его физкультурно-спортивного воспитания с учетом генетических задатков и способностей, а также общественных установок и социального заказа [1]. В рамках фундаментальных положений этой теории существенное значение в связи с тематикой исследования имеют следующие позиции:

а) сущностные особенности дефиниции «физическая активность»;

б) социальная и биологическая детерминированность физической активности;

в) онтогенетические закономерности динамики параметров уровня развития основных физических качеств;

г) базовые проблемы процесса управления развитием кинезиологического статуса индивида;

д) организационные аспекты, регламентирующие физическую активность младших школьников;

- теория физической культуры как одна из важнейших личностных культурологических характеристик человека, а также актуальная область социальной действительности и деятельности, в том числе [13, 18, 8]:

а) динамичных изменений состава актуальных ценностных позиций процесса физкультурной подготовки;

б) многокомпонентной структуры личностного феномена «физическая культура»;

в) теоретико-прикладных подходов к процессу формирования компонентов и общей личностной физической культуры индивида;

г) половозрастных особенностей формирования личностной физической культуры детей младшего школьного возраста;

- теория физического воспитания, изучающая фундаментальные закономерности построения физического воспитания различных половозрастных групп, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, включая вопросы:

а) управления физкультурным воспитанием человека на различных этапах онтогенеза;

б) структуры и содержания образования в области физической культуры и спорта;

в) содержания, средств и методов физического воспитания с учетом пола и возраста контингента занимающихся физической и двигательной активностью с преимущественным вниманием к процессу физического воспитания младших школьников;

- теория спорта и детско-юношеского спорта в части [2, 10, 3, 16]:

а) теоретико-методических основ развития физической и двигательной сфер, занимающихся различными видами спортивной деятельности;

б) соотношения параметров общей и специализированной подготовки в связи со специфическими особенностями конкретных видов спорта;

в) адаптации закономерностей спортивной деятельности применительно к детям младшего школьного возраста;

г) специфических возможностей средств спортивной деятельности в связи с развитием личности младших школьников.

6. Аксиологическое понимание сущности многогранного физического воспитания учащихся, центральной идеей которого является позиционирование данного процесса как совокупности различных видов ценностей. Исходя из фундаментальной проективной установки процесса физического воспитания - развитие личности детей младшего школьного возраста - в рамках данной концепции декларируется идентичность его целевых установок и задач других видов воспитания (умственного, нравственного, эмоционально-волевого, трудового и т. д.). В рамках идеологии аксиологической концепции проведено значительное количество исследований, в том числе с участием детей младшего школьного возраста, в которых доказана возможность использования средств физкультурно-спортивной деятельности в связи с развитием различных компонентов структуры их личности [19, 11 ,12].

7. Прикладные факторы, имеющие существенное значение в связи с определением содержания базовых компонентов экспериментального проекта, к основным из которых относятся:

- закономерности изменений показателей физической подготовленности младших школьников обоего пола, отражающие:

а) особенности динамики параметров физической подготовленности детей, характеризующиеся незначительными позитивными изменениями в 8-летнем возрасте как в

группах девочек, так и мальчиков;

б) определение благоприятных возрастных периодов для развития конкретных физических качеств, дифференцированных по полу и возрасту учащихся;

- наличие элементов полового диморфизма и различий в уровне развития физических качеств в возрастном аспекте;

- выявленный уровень информативности и детерминированности параметров степени развития интегральных показателей физической подготовленности;

- установленная степень взаимообусловленности показателей физической подготовленности учащихся, дифференцированной по половозрастным основаниям;

- определенные особенности факторной структуры общей физической подготовленности мальчиков и девочек 7-10 лет.

8. Состав материально-технической базы процесса физического воспитания учащихся младших классов, а также наличие необходимого инвентаря и оборудования. Необходимо отметить значительное внимание, уделяемое властными структурами Краснодарского края и г. Краснодара, вопросам физического воспитания и спортивной подготовки различных половозрастных групп населения Кубани, включая учащихся общеобразовательных учреждений. Это способствует формированию практически в каждом учебном заведении современной физкультурно-спортивной базы и систематическому насыщению ее значительным количеством современного оборудования и инвентаря, что позволяет организовать учебно-воспитательный процесс на высоком методическом уровне.

9. Спортивная специализация и квалификационный уровень учителей физической культуры. В образовательных учреждениях, на базе которых осуществлялась научно-исследовательская работа, все учителя имеют высшее профессиональное образование (Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма), а также специализируются в таких видах спорта как спортивные игры, легкая атлетика, художественная гимнастика, виды единоборств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.

3. Баринов, С. Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности : монография / С. Ю. Баринов. - М. : Анкил, 2009. - 210 с.

4. Басов, М. Я. Проблема развития человека / М. Я. Басов // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - С. 8-17.

5. Безруких, М. М. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. - М. : Издательский дом «Новый учебник», 2003. - 208 с.

6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

7. Влияние индивидуальных особенностей детей на характер адаптации в различных типах образовательных учреждений / Н. Н. Бойнович, Т. С. Грядкина, Л. И. Кузьмина [и др.] // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии : материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 1997. - С. 24-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Визитей, Н. Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений : философские очерки / Н. Н. Визитей. - М. : Советский спорт, 2009. - 183 с.

9. Вишневский, В. А. Здоровьесбережение в школе. Педагогические стратегии и технологии / В. А. Вишневский. - М. : Теория и практика физической культуры, 2002. - 270 с.

10. Волков, Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом / Л. В. Волков. - М. : Астрель, 2002. -80 с.

11. Наталов, Г. Г. Примерная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология) : диссертация в виде научного доклада ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Наталов Г. Г. - Краснодар, 1998. - 105 с.

12. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта / С. Д. Неверкович. - М. : Физическая культура и спорт, 2010. - 336 с.

13. Николаев, Ю. М. Теоретико-методологические основы физической культуры : дис ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Николаев Ю. М. - СПб., 1998. - 351 с.

14. Новикова, Л. А. Воспитание физических способностей детей 7-10 лет средствами гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Новикова Л. А. - М., 2004. - 24 с.

15. Пашков, Г. Н. Моделирование процесса формирования личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Г. Н. Пашков, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 156-161.

16. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

17. Столяров, В. И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ) : монография / В. И. Столяров, С. А. Фирсин, С. Ю. Баринов. -Саратов : Издательский Центр «Наука», 2012. - 268 с.

18. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы : учеб. пособие / К. Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. - 270 с.

19. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю. К. - Краснодар, 1998. - 537 с.

20. Новый подход к формализованной оценке уровня мотивации занимающихся физкуль-турно-спортивной деятельностью / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, М. М. Шестаков, К. Ю. Чер-нышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 3. - С. 45-47.

21. Особенности факторной структуры личностной спортивной культуры учащихся общеобразовательных учреждений 9-10 лет / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, В. В. Лысенко, Г. Н. Пашков, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 192-197.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2000), Ontokinesiology of a man, Theory and practice of physical culture, Moscow.

2. Balsevich, V.K. (1999), "Prospects for the development of general theory and technology of sports training and physical education (methodological aspect)", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 21-26, 39-40.

3. Barinov, S.Yu. (2009), Pedagogical foundations of formation of sports personality culture: monograph, Ankil, Moscow.

4. Basov, M.Ya. (1994), "Problem of human development", in book Reader on age psychology, International Pedagogical Academy, Moscow, pp. 8-17.

5. Bezrukih, M.M. and Sonkin, V.D. (2003), The method of comprehensive assessment and organization of systematic work to preserve and strengthen schoolchildren's health: methodical recommendations, publishing house "New Textbook", Moscow.

6. Bespalko, V.P. (1989), The terms of pedagogical technology, Pedagogika, Moscow.

7. Boynovich, N.N., Gryadkina, T.S., Kuzmina, L.I. and others (1997), "Influence of the individual characteristics of children on the nature of adaptation in different types of educational institutions", Health and education. Pedagogical problems of valeology: materials of the Second All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 24-27.

8. Vizitei, N.N. (2009), The Theory of physical culture: to the correction of basic ideas: philosophical essays, Soviet Sport, Moscow.

9. Vishnevsky, V.A. (2002), Health saving in school. Pedagogical strategies and technologies, Theory and practice of physical culture, Moscow.

10. Volkov, L.V. (2002), The control system for the development of physical abilities of schoolchildren in the process of physical training and sports, Astrel, Moscow.

11. Natalov, G.G. (1998), Approximate integration of the theoretical foundations of physical culture, sport and physical education (logic, history, methodology), dissertation, Krasnodar.

12. Neverkovich, S.D. (2010), Pedagogy ofphysical culture and sports, Physical Culture and Sport, Moscow.

13. Nikolaev, Yu.M. (1998), Theoretical-methodological bases of physical training, dissertation, St. Petersburg.

14. Novikova, L.A. (2004), The education of the physical abilities of children of 7-10 years old by the means of gymnastics, dissertation, Moscow.

15. Pashkov, G.N. and Chernyshenko, K.Yu. (2015), "Modeling the process of shaping the personal sports culture of schoolchildren of 9-10 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp 15б-1б1.

16. Platonov, V.N. (205), System of athletes' training in the Olympic sport. General theory and its practical applications, Soviet Sport, Moscow.

17. Stolyarov, V.I., Firsin S.A. and Barinov, S.Yu. (2012), Contents and structure of physical culture and sports education of children and youth (theoretical analysis): monograph, Publishing Center "Nauka", Saratov.

18. Chermit, K. D. (2005), Theory and methods of physical culture. Support schemes: Textbook. allowance, Soviet Sport, Moscow.

19. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system of physical education of preschool children, dissertation, Krasnodar.

20. Chernyshenko, Yu.K., Balandin, V.A., Shestakov, M.M. and Chernyshenko, K.Yu. (2012), "New approach to the formalized assessment of the level of motivation of involved people in physical culture and sports activity", Physical culture, sport - science and practice, No. 3, pp. 45-47.

21. Chernyshenko, Yu.K., Balandin, V.A., Lysenko, V.V., Pashkov, G.N. and Chernyshenko K.Yu. (2015), "Features of the factor structure of the personal sports culture of pupils of general education institutions of 9-10 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 192-197.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

УДК 378

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

Сергей Георгиевич Чукин, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской

Федерации

Аннотация

В статье анализируется противоречие между институциональным статусом военного образования и его реальным положением в российском образовательном пространстве. Для разрешения этого противоречия предлагается сделать сферу военно-профессионального образования более открытой для гражданского контроля, и изменить систему управления и мониторинга.

Ключевые слова: военное образование; социокультурный институт; социализация, инкультурация; вооруженное насилие; офицерская служба как профессия.

MILITARY EDUCATION AS SOCIO-CULTURAL INSTITUTE

Sergey Georgiyevich Chukin, the doctor of philosophical sciences, professor, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation

Annotation

The article analyzes the contradiction between the institutional status of military education and its real situation in the Russian educational space. To resolve this contradiction, it is proposed to make the sphere of military-professional education more open to civil control, and to change the management and monitoring system.

Keywords: military education, socio-cultural institute, socialization, inculturation, armed violence, officer service as a profession.

Согласно логике «Закона об образовании в Российской Федерации», военное образование - это один из видов профессионального образования, наряду с другими, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.