Научная статья на тему 'Содержание методико-алгоритмического компонента проекта процесса физической подготовки учащихся 7-10 лет с учетом закономерностей динамики и взаимообусловленности физических качеств'

Содержание методико-алгоритмического компонента проекта процесса физической подготовки учащихся 7-10 лет с учетом закономерностей динамики и взаимообусловленности физических качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИНАМИКА И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / МЕТОДИКО-АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анцупов Игорь Сергеевич, Чернышенко Юрий Константинович, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич

В ходе многолетних исследований разработан и реализован в практике педагогический проект процесса физической подготовки учащихся 7-10 лет с учетом закономерностей динамики и взаимообусловленности физических качеств, который структурно объединяет пять компонентов: целевые установки, группы задач и ожидаемые результаты; содержание и формы профессионально-образовательных занятий учителей физической культуры и родителей учащихся; тематико-содержательный компонент; методико-алгоритмический компонент; контрольно-нормативный компонент. В статье представлены данные о содержании методико-алгоритмического компонента, определяющего перспективные технологические подходы к развитию физических качеств учащихся 7-10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анцупов Игорь Сергеевич, Чернышенко Юрий Константинович, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of methodical-algorithmic component of project for 7-10-year-old pupils'' physical training process, given the patterns of the dynamics and interdependence of the physical qualities

In the course of long-term research, the pedagogical project for the physical training process for 7-10-year-old pupils was developed and implemented in the practice considering the laws of dynamics and interdependence of physical qualities. It structurally combines five components: target settings, task groups and expected results; contents and forms of professional and educational activities of physical education teachers and students' parents; thematic and informative component; methodological and algorithmic component; control and regulatory component. The article presents data about the content of the methodological and algorithmic component that determines promising technological approaches to the development of 7-10-year-old students' physical qualities.

Текст научной работы на тему «Содержание методико-алгоритмического компонента проекта процесса физической подготовки учащихся 7-10 лет с учетом закономерностей динамики и взаимообусловленности физических качеств»

дать слабину под силой характера других членов команды. Несколько раз руководитель подготовки сталкивался с такими курсантами: отдельный член команды может хорошо, качественно, довольно эффективно работать на свой личный результат, но его амбициозность, как правило, не будет касаться командной цели.

Таким образом, перед руководителем команды стоит довольно трудная задача -отобрать курсантов, готовых работать как на личный результат (Международная Олимпиада включает в себя номинации на личное первенство), так и на общий командный результат. При этом руководитель должен выстроить работу так, чтобы большинство недочетов устранялись самими участниками в процессе, а для этого они должны принять тот факт, что они работают на общую цель, ведь от игры каждого зависит командный результат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регламент проведения Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2017 году [Электронный ресурс] // URL : http://ens.mil.ru/education/documents/more.htm?id=12000560@egNPA (дата обращения: 12.09.2018).

2. Регламент проведения Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2018 году [Электронный ресурс] // URL : http://inter-olimp.mil.rU/Reglamenty/In-yaz/Vsearmejskij-nacionalnyj-e1:ap (дата обращения: 12.09.2018).

REFERENCES

1. Regulations of holding the International Olympic Games of cadets of the educational organizations of the higher education for a foreign language in 2017, available at: http://ens.mil.ru/education/docu-ments/more.htm? id=12000560@egNPA.

2. Regulations of holding the International Olympic Games of cadets of the educational organizations of the higher education for a foreign language in 2018, available at: http://inter-olimp.mil.ru/Re-glamenty/In-yaz/Vsearmejskij-nacionalnyj-etap.

Контактная информация: olga_schwarz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 796.011.3

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОЕКТА ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ С УЧЕТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ДИНАМИКИ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Игорь Сергеевич Анцупов, старший помощник начальника учебно-методического отдела, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ), г. Краснодар; Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (КрУ МВД России), г. Краснодар

Аннотация

В ходе многолетних исследований разработан и реализован в практике педагогический проект процесса физической подготовки учащихся 7-10 лет с учетом закономерностей динамики и взаимообусловленности физических качеств, который структурно объединяет пять компонентов: целевые установки, группы задач и ожидаемые результаты; содержание и формы профессионально-образовательных занятий учителей физической культуры и родителей учащихся; тематико-содержательный компонент; методико-алгоритмический компонент; контрольно-нормативный

компонент. В статье представлены данные о содержании методико-алгоритмического компонента, определяющего перспективные технологические подходы к развитию физических качеств учащихся 7-10 лет.

Ключевые слова: учащиеся младших классов общеобразовательных школ, педагогический проект, физическая подготовка, динамика и взаимообусловленность физических качеств, методико-алгоритмический компонент.

CONTENTS OF METHODICAL-ALGORITHMIC COMPONENT OF PROJECT FOR

7-10-YEAR-OLD PUPILS' PHYSICAL TRAINING PROCESS, GIVEN THE PATTERNS OF THE DYNAMICS AND INTERDEPENDENCE OF THE PHYSICAL

QUALITIES

Igor Sergeyevich Antsupov, the senior assistant to the head of the educational and methodical Department, Krasnodar Higher Military Aviation School named after the Hero of the Soviet Union A. K. Serov (KHMAS), Krasnodar; Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Konstantin Yuryevich Chernyshenko, the candidate of pedagogic science, senior

teacher, Krasnodar University of the Russian Federation Ministry of the Interior

Annotation

In the course of long-term research, the pedagogical project for the physical training process for 710-year-old pupils was developed and implemented in the practice considering the laws of dynamics and interdependence of physical qualities. It structurally combines five components: target settings, task groups and expected results; contents and forms of professional and educational activities of physical education teachers and students' parents; thematic and informative component; methodological and algorithmic component; control and regulatory component. The article presents data about the content of the methodological and algorithmic component that determines promising technological approaches to the development of 710-year-old students' physical qualities.

Keywords: primary school students of secondary schools, pedagogical project, physical training, dynamics and interdependence of physical qualities, methodological and algorithmic component.

В ходе многолетних исследований разработан и экспериментально апробирован проект процесса физической подготовки учащихся 7-10 лет с учетом закономерностей динамики и взаимообусловленности физических качеств, интегрирующий следующие компоненты: целевые установки, группы задач и ожидаемые результаты; содержание и формы профессионально-образовательных занятий учителей физической культуры и родителей учащихся; тематико-содержательный; методико-алгоритмический; контрольно-нормативный. В рамках методико-алгоритмического компонента экспериментального педагогического проекта представлена характеристика методических и технологических решений задачи развития основных физических качеств младших школьников. В ходе решения этой задачи в процессе реализации экспериментального педагогического проекта использовались два основных подхода:

1) реализация в процессе развития основных физических качеств младших школьников специфических методов, базирующихся на общеизвестных закономерностях и принципах [2, 4, 7];

2) учет в ходе планирования и реализации задач физической подготовки учащихся установленных данных о степени взаимообусловленности и динамики основных физических качеств.

В контексте первого подхода в связи со значительным количеством исследований по этой позиции не считаем необходимым изложение основных методов развития физических качеств.

Несмотря на базовый характер предлагаемых методов и методических подходов к развитию основных физических качеств, сформулированы некоторые практические

рекомендации, способствующие повышению эффективности данного процесса:

1. Настоятельная необходимость обучения младших школьников способам распознавания признаков значительного физического, двигательного или психического утомления. Эта рекомендация основана на полученных данных о значительном интересе детей 710 лет к физической и двигательной активности и их способности на этом фоне осваивать чрезмерные нагрузки.

2. Потребность в существенной индивидуализации объемов и интенсивности физических и двигательных нагрузок не отрицает возможность их применения к отдельным группам учащихся, объединенных по признаку идентичного или близкого по уровню развития общей физической подготовленности или отдельных физических качеств.

3. В составе способов развития выносливости представлен метод повторной интервальной нагрузки. Высокий уровень воздействия на организм детей данного метода, по нашему мнению, делает проблематичной его рекомендацию к использованию в учебно-воспитательном процессе. В данном контексте большое внимание следует уделять развитию аэробных возможностей организма учащихся на основе индивидуализированных нагрузок в режиме непрерывного равномерного упражнения.

4. Обязательное применение в ходе различных видов и форм физического воспитания младших школьников игрового и соревновательного методов, способствующих активизации физической и двигательной деятельности учащихся; формированию у детей высокого уровня мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

В связи с тем, что фундаментальной проективной установкой физкультурной подготовки детей является формирование их личностной культуры в рамках методико-алго-ритмического компонента экспериментального педагогического проекта, предлагаются практические рекомендации по развитию интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потребностного) и собственно-биологического (моторно-двигательного) компонентов личностной физической культуры, а также характеристик детей, развитие которых считается одной из важнейших задач педагогических воздействий (эмоционально-волевых свойств и морально--нравственных и коммуникативных качеств) [5, 6, 8, 9].

Интеллектуальный компонент личностной физической культуры.

Основные технологические аспекты: комплексное использование словесных, наглядных, практических и игровых методов представления обучающей информации; участие школьников в викторинах и интеллектуальных играх с физкультурно-спортивной тематикой; ориентация на особенности психических процессов данной возрастной категории учащихся; учет индивидуальных особенностей детей в части их интересов к различным видам физкультурной и спортивной деятельности.

Социально-психологический (мотивационно-потребностный) компонент личностной физической культуры.

Основные технологические особенности: использование положений теории когнитивных оснований развития мотивации индивида к определенному виду деятельности [1, 3, 10]; формирование алгоритма стимулирования младших школьников за успехи и достижения в физкультурно-спортивной работе; формирование у учащихся навыков и умений волонтерской деятельности с целью их активного участия в этой работе; внедрение в содержание различных форм физического воспитания видов физкультурно-спортивной деятельности, не входящих в государственные программно-нормативные документы, но пользующиеся у детей популярностью и интересом.

Собственно-биологический (моторно-двигательный) компонент.

Наряду с развитием физических качеств с позиций совершенствования физкуль-турно-спортивной подготовленности младших школьников необходимо, по мнению ряда ученых, использовать средства физического воспитания в связи с развитием некоторых важных личностных свойств и качеств:

1. Эмоционально-волевые свойства, которые отражают ценностное отношение младших школьников к физической и двигательной активности, а также позитивные или негативные чувства, возникающие в этой связи у детей. Основные технологические

особенности: всесторонняя индивидуализация педагогических воздействий в контексте мотивации школьников к различным видам физической и двигательной активности, методов оценки достигнутых результатов; использование игрового и соревновательного методов индивидуального и командного взаимодействия как действенных факторов формирования позитивного эмоционального фона проведения физкультурно-спортивных мероприятий; использование физических и двигательных заданий, требующих длительных или максимальных с учетом половозрастных особенностей младших школьников усилий, в том числе волевого характера; систематический анализ отношения учащихся к выполнению заданий в ходе различных форм физического воспитания; обязательное поощрение демонстрации любых позитивных эмоционально-волевых качеств младших школьников.

2. Морально-нравственные качества как принципы и нормы поведения школьников, которые проявляются в их отношении к окружающему социуму. Основные технологические особенности: обсуждение в ходе проведения различных форм физического воспитания возникающих позитивных и негативных ситуаций; посещение спортивных соревнований по различным видам спорта с анализом ситуаций, в которых спортсмены проявили как позитивные, так и негативные качества; обязательное обсуждение и разбор проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с участием младших школьников с акцентированным вниманием к проявляемым позитивным морально-нравственным качествам; четкая формулировка требований к морально-нравственному поведению в ходе всех форм физического воспитания.

3. Коммуникативные способности учащихся, определяющие возможность организации активного доброжелательного общения и взаимодействия, как основы совместной учебной и физкультурно-спортивной деятельности. Основные технологические особенности: вооружение младших школьников системой знаний о принципах эффективного и этичного общения с взрослыми и сверстниками; систематическое акцентированное внимание учителей физической культуры к повышению уровня сформированности у школьников прикладных коммуникативных умений и навыков; формирование в ходе всех форм физического воспитания временных групп (команд) учащихся с систематическим изменением их состава и выполняемых задач.

Характеристика технологических подходов к учету закономерностей динамики и взаимообусловленности физических качеств младших школьников в процессе реализации экспериментального педагогического проекта будет представлена в следующей статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Баландин В. А. - Краснодар, 2001. - 95 с.

2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 310 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Демидова Е. В. - Краснодар, 2004. - 48 с.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с.

5. Пашков, Г. Н. Моделирование процесса формирования личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Г. Н. Пашков, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 156-161.

6. Столяров, В. И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ) : монография / В. И. Столяров, С. А. Фирсин, С. Ю. Баринов. -Саратов : Издательский Центр «Наука», 2012. - 268 с.

7. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы : учеб. пособие / К. Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. - 270 с.

8. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /

Чернышенко К. Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.

9. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю. К. - Краснодар, 1998. - 537 с.

10. Особенности факторной структуры личностной спортивной культуры учащихся общеобразовательных учреждений 9-10 лет / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, В. В. Лысенко, Г. Н. Пашков, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 192-197.

REFERENCES

1. Balandin V. A. (2001), Scientific and technological basis of the update process of physical education in elementary school, dissertation, Krasnodar.

2. Balsevich, V.K. (2000), Ontokinesiology of a man, Theory and practice of physical culture, Moscow.

3. Demidova, E. V. (2004), Pedagogical system of directed personality formation of 3-10-year-old children by means of physical culture in the gymnasium, dissertation, Krasnodar.

4. Matveev, L. P. (2003), Theory and methodic of physical culture. Introduction to the course: textbook, Lan, St. Petersburg.

5. Pashkov, G.N. and Chernyshenko, K.Yu. (2015), "Modeling the process of shaping the personal sports culture of schoolchildren of 9-10 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp 156-161.

6. Stolyarov, V.I., Firsin S.A. and Barinov, S.Yu. (2012), Contents and structure of physical culture and sports education of children and youth (theoretical analysis): monograph, Publishing Center "Nauka", Saratov.

7. Chermit, K. D. (2005), Theory and methods of physical culture. Support schemes: Textbook. allowance, Soviet Sport, Moscow.

8. Chernyshenko, K. Yu. (2012), Physical culture formation of primary school pupils based on the ideals and values of Olympism candidate, dissertation, Krasnodar.

9. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system of physical education of preschool children, dissertation, Krasnodar.

10. Chernyshenko, Yu.K., Balandin, V.A., Lysenko, V.V., Pashkov, G.N. and Chernyshenko K.Yu. (2015), "Features of the factor structure of the personal sports culture of pupils of general education institutions of 9-10 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 192197.

Контактная информация: igor.ancupov.81@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

УДК 372.83

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Саргылана Серафимовна Атласова, кандидат исторических наук, доцент, Дьулус Карлович Иванов, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ), г. Якутск

Аннотация

Статья написана по результатам педагогической практики магистрантов программы «Гражданское образование в России: традиции и современность» Исторического факультета СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Педагогическая практика прошла в общеобразовательных учреждениях г. Якутска Республики Саха (Якутия). В ходе практики проводились педагогические эксперименты для решения отдельных образовательных задач и сбора материалов к магистерским диссертациям. В данной публикации описана работа магистрантов по вопросу формирования ценностей здорового образа жизни на уроках обществознания. Магистранты выделили и использовали на уроках методы дискуссии, проблемного обучения и проектов. По результатам практики сделаны выводы, что указанные методы на уроках обществознания эффективны в вопросе формирования ценностных ориентаций у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.