Научная статья на тему 'Теоретико-прикладные проблемы умственной деятельности студента'

Теоретико-прикладные проблемы умственной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / АДАПТАЦИЯ К ВУЗОВСКИМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ / ADAPTATION TO THE UNIVERSITY FORMS OF TEACHING / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТРУД УМСТВЕННЫЙ / MENTAL WORKING ABILITIES / СТУДЕНТЫ / AND STUDENTS / BRAINWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворкин Л.С., Давыдов О.Ю.

Из умственного труда студента постепенно вытесняется однообразная деятельность в связи с применением компьютерных технологий. Однако это не снижает все возрастающие требования к проявлению творческих способностей студентов. Разумное планирование умственной деятельности студента на 4-5 лет должно быть нацелено прежде всего на укрепление его здоровья, повышение интеллекта и успешное освоение избранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворкин Л.С., Давыдов О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-APPLIED PROBLEMS OF STUDENT`S MENTAL ACTIVITY

Due to using computer technologies monotonous activity is displaced gradually from brainwork. However, this fact does not make increasing demands to the manifestation of student`s creative abilities come down. Reasonable planning of a student`s mental activity for the period of 4-5 years must be first of all aimed at strengthening his-her health, increasing his-her intellect and at successful mastering his-her chosen profession.

Текст научной работы на тему «Теоретико-прикладные проблемы умственной деятельности студента»

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Доктор педагогических наук, профессор Л. С. Дворкин

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар,

кандидат педагогических наук, доцент О. Ю. Давыдов

Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург

Из умственного труда студента постепенно вытесняется однообразная деятельность в связи с применением компьютерных технологий. Однако это не снижает все возрастающие требования к проявлению творческих способностей студентов. Разумное планирование умственной деятельности студента на 4-5 лет должно быть нацелено прежде всего на укрепление его здоровья, повышение интеллекта и успешное освоение избранной профессии.

Ключевые слова: адаптация к вузовским формам обучения, труд умственный, умственная работоспособность, высшая школа, студенты.

Закономерностью общественного развития явилось разделение труда на две формы — труд умственный и труд физический. Эти две формы трудовой деятельности представляют самую общую классификацию видов труда. В термине «физический» (мускульный) труд отражается характеристика уровня развития производительных сил, при котором человек выступает в трудовом процессе как источник мышечной энергии, которому приданы элементарные орудия труда (Л. Н. Алешина, 1998; Л. Г. Амиров, 1979; П. Я. Гальперин, 1965; А. Г. Спиркин, 2000; Г. Г. Наталов, 2005 и др.). В противоположность этим признакам умственный труд в области материального производства относительно оторван от предмета труда, он адресован к разнообразным функциям организации и управления производственным процессом. Поскольку человек не имеет непосредственной связи ни с предметом, ни с орудиями труда, постольку отпадает необходимость интенсивного использования мышечной энергии для осуществления трудового процесса. Центр тяжести в его деятельности переносится на разработку и реализацию сложной программы действий. Это означает, что по мере развития производства возрастают функции организации и управления трудовым процессом, а, следовательно, увеличивается удельный вес умственного труда (Н. М. Амосов, 1963, 1984, 1987; И. Т. Фролова, 1991; И. А. Пашенян, 2000; А. Г. Спиркин, 2000 и др.).

Существовавший в течение тысячелетий труд студента, имевший выраженный умственный характер, в настоящее время переходит на новый, более высокий уровень в связи с масштабным внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Из умственного труда студента постепенно вытесняется однообразная деятельность при выполнении сложных расчетов, проектировании курсовых

и дипломных работ и т. п. Однако применение компьютерных технологий не снижает требований к проявлению творческих способностей студентов. В то же время оценка степени напряженности умственного труда студента в настоящее время затруднена в связи с отсутствием объективных тестов, специфических для определения умственного утомления студентов (Е. А. Вахтина, 2007; В. В. Емельянов, 2003; А. В. Лотоненко, 1998; В. Б. Мандри-ков, 2002; Е. Б. Шарова, 2005 и др.).

Одна из важнейших задач высшей школы - создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи. Согласно великому Аристотелю, «хороший вождь должен обладать "этосом", "пафосом", "логосом"». Известно, что «этос» - высокая нравственность, источник убеждения в своей правоте, «пафос» - способность затрагивать чувства людей, «логос» - умение разумно обосновать свои поступки и заставить думать людей (П. В. Алексеев, 2001; И. Т. Фролова, 1991).

Известно, что здоровье человека на 45-50% зависит от условий образа жизни, избранного стиля жизни, четко связанных с формированием граней личности. Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей до наиглавнейшего компонента — вузовской (не школьной «физры») физической культуры, спорта, существенно сокращающей период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов (Г. В. Акопов; М. М. Левина, 2001; К. В. Грель, 1998; Т. Г. Пестова, 2003 и др.).

Такие термины, как «самоуправление», «аутогенный менеджмент» — не только дань моде, но и важные волевые моменты, основа которых: постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля, образа жизни. Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность (А. В. Лотоненко, 1998; В. Б. Мандриков, 2002; Т. Г. Ольхова, 2000; Е. Н. Пянкова, 2006;

Н. Н. Родионова, 2002; Г. М. Соловьев, 1999; Е. В. Хитрова, 2006 и др.).

Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Подчеркнем, что студенту-первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр и два-три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности (Е. П. Байков, 2001; Т. А. Егоренко, 2004; В. Ф. Жукова, 2007; О. В. Нагоркина, 2006; Е. А. Родионова, 2002 и др.).

Этому способствуют:

• активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости;

• массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент - участник, организатор, помощник и т.п.;

• разумное планирование своей жизни на ближайшие 3-5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.

Не менее важно и использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно спорт, физическое воспитание ставят студента в условия, которые формируют его психологическую готовность к профессиональным негативным воздействиям (А. И. Соловьев, 2006; Е. В. Токарь, 2002; Е. В. Хитрова, 2006; О. П. Цибуленко, 2006).

Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психофизиологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки (М. В. Антропова, 1968; А. Г. Трушкин, 1999).

Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности (И. В. Кузнецова, 2003).

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях и т. п., а в некоторых случаях и предоставление академического годового отпуска, нацелены, прежде всего, на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность студентов. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов от всех импульсов принадлежат мышцам.

Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной же деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система не способна быстро себя полностью реабилитировать (табл. 1). Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного от-

дыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением... мускулатуры (М. Я. Виленс-кий, 1979; В. И. Ильинич, 1995). Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе (П. Я. Гальперин, 1965; Н. Я. Калинкин, 2007; В. Б. Мандриков, 2002; С. И. Оксанич, 2007).

Таблица 1

Изменение умственной работоспособности при использовании различных физических нагрузок в течение 90 мин, % (по в. И. Ильиничу, 1995)

Интенсивность нагрузки Частота сердцебиений, уд./мин Уровень работоспособности

исход-ный через 2 ч через 4 ч через 6 ч через 8 ч через 10 ч

Небольшая 100-130 100 118 107 102 103 120

Средняя 130-150 100 108 115 139 128 120

Высокая 160 и выше 100 103 97 92 86 89

Все эти факторы позволяют оценить лишь общие закономерности умственного труда работы студентов. Однако мы можем предположить, что изменения в организме, происходящие под воздействием труда студента, весьма незначительны по сравнению со сдвигами при физической работе. Для умственной деятельности необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело (табл. 2). Приведенные данные могут служить некоторым ориентиром при использовании различных физических нагрузок с целью оптимизации умственной деятельности студентов (М. Я. Виленский, В. И. Ильинич, 1987).

У студентов, по данным О. В. Каравашкина (2000), изменения под влиянием занятий касаются как высшей нервной деятельности, так и вегетативных функций. Умственная деятельность студентов приводит к учащению пульса в течение учебного дня, повышению максимального и минимального артериального давления (на 16 и 32% соответственно), уменьшению веса тела и небольшому снижению количества лейкоцитов в период экзаменов. Одни занятия приводят к повышению, а другие - к понижению возбудимости зрительного анализатора. Отмечены двухфазные изменения возбудимости зрительного анализатора: повышение - после небольшой по интенсивности и понижение - после большой по интенсивности умственной деятельности (Л. А. Алексина, 1988).

В некоторых случаях повышение возбудимости сочетается с нарушением динамики возбудительных и тормозных процессов, в других случаях нарушение динамики этих процессов сопровождается снижающейся возбудимостью (Н. В. Алябьева, В. И. Мазуревич, Е. А. Мухачева, 1979). Отмечены расхождения в сдвигах в первой и во второй сиг-

нальных системах у студентов после занятий: в пределах первой сигнальной системы наблюдается лишь ослабление процессов внутреннего торможения, в то время как второсигнальные связи тормозятся (Л. Г. Амиров, 1979). К аналогичным сдвигам в организме приводит умственный труд преподавателей.

Изменения газообмена после чтения лекций и приема экзаменов у преподавателей бывают на том же уровне, что и у студентов в период подготовки к экзаменам: газообмен увеличивается на 25,3, потребление кислорода - на 13,6, а выделение углекислоты - на 22,0% (Г. Л. Апанасенко, 2005; И. В. Ефимова, 1996).

Заключение. Первостепенной задачей успешного управления учебно-воспитательным процессом в вузе является учет условий жизнедеятельности студентов, их социально-демографических и социально-психологических особенностей, учет степени соответствия уровня мотива-ционно-ценностных ориентаций, характера студенческой активности идеалу специалиста. При этом каждому студенту необходимо знать возрастные особенности своего организма, свои психофизические силы и возможности своего возраста, чтобы оптимально организовывать свой труд, учебу, отдых. Студент как человек определенного возраста и как личность может быть охарактеризован с нескольких сторон.

Во-первых, с социальной, в которой отражаются общественные отношения, включение молодого человека в студенческую среду, выполнение им функций и обязанностей, предписываемых вузовским процессом обучения и воспитания. Во-вторых, с психологической стороны, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности (темперамент, характер, способности, направленность). В-третьих, с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности. Эта сторона определяется генетическими и возрастными особенностями, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования.

- Самара, 1993. - 151 с.

2. Алексеев П. В. Философия: учебник для вузов / изд. 3-е, пе-рераб. и доп. - М.: Проспект, 2001. - 608 с.

3. Алексина Л. А. Морфофункциональные механизмы адаптации организма: Сб. научных тр. / под ред. Л. А. Алексиной. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 106 с.

4. Алешина Л. Н. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1998. - 20 с.

5. Алябьева Н. В., Мазуревич В. И., Мухачева Е. А. Научные проблемы охраны здоровья студентов: Тезисы 2 всесоюзной научной конференции (30-31 января 1980 г.). - М., 1979. - С. 28-30.

6. Амиров Л. Г. Здоровье и функциональные особенности организма студентов в разные периоды обучения в вузе / Научные проблемы охраны здоровья студентов: Тезисы 2 Всесоюзной научной конференции (30-31 января 1980 г.). - М., 1980. - С. 9-11.

7. Амиров Л. Г. Научные проблемы охраны здоровья студентов: Тезисы 2 Всесоюзной научной конференции (30-31 января 1980 г.). - М., 1980. - С. 11-13.

8. Амосов Н. М. Моделирование информации и программ в сложных системах // Вопросы философии. - 1963. - № 12. - С. 26-34.

9. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - М.: Медицина, 1987.

- 116 с.

10. Амосов Н. М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Знание, 1984. - 64 с.

11. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Педагогика, 1968. - 232 с.

12. Апанасенко Г. Л. Профилактика в кардиологии: необходимость новой стратегии // Валеология. - 2005. - № 2. - С. 69-74.

13. Байков Е. П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001. - 165 с.

14. Вахтина Е. А. Дидактическое проектирование как технология гуманизации процесса обучения в вузе: дис. ...докт. пед. наук.

- М., 2007. - 228 с.

15. Виленский М. Я. Умственная и физическая работоспособность студентов в условиях оптимального и ограниченного

Таблица 2

Классификация физических упражнений по характеру их воздействия на сосуды мозга (по М Л. Биленс-кому, Б. И. Ильиничу)

Воздействие Упражнения

1. Непосредственное Движения головой (наклоны, повороты, кружения). То же в сочетании с движениями рук. Принятие поз, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойки на лопатках, локтях, голове и т. п.). Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем и т. п.). Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине). Интенсивное дыхание через нос, резкие сокращения диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т. п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом и т. п.). Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.

2. Основанное на рефлекторных сосудистых реакциях Упражнения, вовлекающие в активную работу мышцы грудино-ключичной и лопаточной областей плечевого пояса. Массаж этих областей. Упражнения, вызывающие раздражение вестибулярного аппарата (кружения, кувырки, перевороты и т. п.). Упражнения для глаз (повороты, круговые движения, перевод взгляда с дальних предметов на ближние и др.). Температурные водные воздействия: ножные ванны, душ,умывание.

3. Использование специфических реакций сосудов мозга на химические вещества, поступающие в кровь Выполнение нетрудных в физическом отношении упражнений с задержкой дыхания (ходьба, наклоны, приседания и т. п.). Ныряние, плавание кролем или брассом с дыханием через 1,5 или 2 цикла и т. п.

использования средств физической культуры и спорта / Научные проблемы охраны здоровья студентов: Тезисы второй всесоюзной научной конференции (30-31 января 1980 г.). - М., 1980. - С. 89-91.

16. Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» - М., 1965. - 52 с.

17. Грель К. В. Педагогические условия развития социально-профессиональной готовности студентов: дис. ... докт. пед. наук.

- Калининград, 1998. - 162 с.

18. Егоренко Т. А. Психологическое сопровождение труда студентов в процессе их социально-психологической адаптации в среднем специальном учебном заведении: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2004. - 24 с.

19. Емельянов В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни.

- 2003. - № 9. - С. 68-70.

20. Ефимова И. В. Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах риска нейросоматических заболеваний // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 8. - С. 19-22.

21. Жукова В. Ф.Социально-профессиональная адаптация студентов-психологов заочной формы обучения к практической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Сургут, 2007.

- С. 24.

22. Ильин Е. П. Психология: учебник для средних учебных заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

23. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. - 144 с.

24. Калинкина Н.Я. Управление учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007. - 198 с.

25. Каравашкина О. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 150 с.

26. Кузнецова И. В. Психолого-педагогические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2003. - 415 с.

27. Лотоненко А. В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук - Воронеж, 1998. - 360 с.

28. Мандриков В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2002. - 110 с

29. Нагоркина. О. В. Социально-психологическая адаптация студентов в вузе в условиях развития студенческого самоуправления: Дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2006. - 191 с.

30. Наталов Г. Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации: хрестоматия.

- Том 2. - Краснодар: КНУФКСТ, 2005. - 221 с.

31. Оксанич С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа: дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2007.

- 221 с.

32. Ольхова Т. Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2000. - 255 с.

33. Пашенян И. А. Работа и трудоустройство в восприятии студентов:социологические исследования. - 2000.- № 1.-С. 88-90.

34. Пестова Т. Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: дис. .канд. пед. наук. - М., 2003. - 188 с.

35. Пьянкова Е. Н. Социально-психологическая адаптация студентов естественно-научного профиля обучения регионального вуза: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 24 с.

36. Родионова. Е. А. Адаптация студентов в многопрофильном колледже: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2002. - 196 с.

37. Соловьев А. И. Формирование профессионального мастерства у курсантов военных вузов в ходе учебных занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 24 с.

38. Соловьев Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дис. ... д-ра пед. наук.

- Ставрополь, 1999. - 388 с.

39. Соловьев Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - 222 с.

40. Спиркин А. Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2000.

- 816 с.

41. Токарь Е. В. Технология физического воспитания студенток с использованием автоматизированной системы управления и ритмической гимнастики: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2002. - 198 с.

42. Трушкин А. Г. Теоретические аспекты инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: монография. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1999. - 172 с.

43. Хитрова Е. В. Психолого-педагогические факторы восприятия результативности педагогической деятельности субъектами образования: автореф. дис. ... канд. психол. Наук. - Самара, 2006.

- 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Цыбуленко О. П. Психолого-педагогические условия развития ответственности у студентов в образовательном процессе: дис. ... канд. психол. наук. - Карачаевск, 2006. - 154 с.

45. Шарова Е. Б. Формирование ценностных ориентаций студентов в период обучения в высшем учебном заведении: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2005. - 188 с.

THEORETICAL-APPLIED PROBLEMS OF STUDENTS MENTAL ACTIVITY

L. Dvorkin, Doctor of Pedagogics, Professor Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar O. Davidov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor Ural State Technical University, Ekatherinburg

Due to using computer technologies monotonous activity is displaced gradually from brainwork. However, this fact does not make increasing demands to the manifestation of student's creative abilities come down. Reasonable planning of a student's mental activity for the period of 4-5 years must be first of all aimed at strengthening his-her health, increasing

his-her intellect and at successful mastering his-her chosen profession.

Key words: adaptation to the university forms of teaching, brainwork, mental working abilities, higher educational institution, and students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.