Научная статья на тему 'Особенности использования физических упражнений для повышения умственной работоспособности и снижения нервноэмоционального напряжения студентов в процессе образовательной деятельности'

Особенности использования физических упражнений для повышения умственной работоспособности и снижения нервноэмоционального напряжения студентов в процессе образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2075
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СТРЕСС / НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / STRESS / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MENTAL CAPACITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES AND PHYSICAL EXERCISE / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / NERVOUS AND EMOTIONAL TENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобий Алевтина Юрьевна, Третьяков Андрей Александрович

В работе дается анализ работ по использованию различных средств повышения умственной работоспособности и снижения нервно-эмоционального напряжения для учащихся, рабочих, пожилых людей, детейинвалидов. Описываются результаты включения физических упражнений в трудовой и учебный процессы для компенсации негативных сторон образовательной и трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горобий Алевтина Юрьевна, Третьяков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY THE USE OF EXERCISE TO IMPROVE MENTAL PERFORMANCE AND REDUCE NERVOUS AND EMOTIONAL STRESS STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

This paper presents an analysis of the use of various means to improve mental performance and reduce neuro-emotional stress for students, workers, the elderly, children, people with disabilities. Describes the results of the inclusion of exercise in work and learning processes to compensate for the negative aspects of education and employment.

Текст научной работы на тему «Особенности использования физических упражнений для повышения умственной работоспособности и снижения нервноэмоционального напряжения студентов в процессе образовательной деятельности»

УДК 378:796.011 ББК 74.480.055

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И СНИЖЕНИЯ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Горобий Алевтина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент,

Третьяков Андрей Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

Статья подготовлена по результатам работы по проекту №6.2093.2011 «Кинезиотерапия в системе оздоровления студентов вузов», выполняемому в рамках Государственного задания Минобрнауки России подведомственным вузам на выполнение НИОКР

Аннотация. В работе дается анализ работ по использованию различных средств повышения умственной работоспособности и снижения нервно-эмоционального напряжения для учащихся, рабочих, пожилых людей, детей-инвалидов. Описываются результаты включения физических упражнений в трудовой и учебный процессы для компенсации негативных сторон образовательной и трудовой деятельности.

Ключевые слова: студенты, нервно-эмоциональное напряжение, стресс, умственная работоспособность, образовательная деятельность, физические упражнения.

ESPECIALLY THE USE OF EXERCISE TO IMPROVE MENTAL PERFORMANCE AND REDUCE NERVOUS AND EMOTIONAL STRESS STUDENTS IN EDUCATIONAL

ACTIVITIES

Gorobey A.Y. Ph.D., associate professor, TretyakovA.A. Ph.D., senior teacher Belgorod State National Research University

Abstract. This paper presents an analysis of the use of various means to improve mental performance and reduce neuro-emotional stress for students, workers, the elderly, children, people with disabilities. Describes the results of the inclusion of exercise in work and learning processes to compensate for the negative aspects of education and employment.

Key words: students, nervous and emotional tension, stress, mental capacity, educational activities and physical exercise.

174 -

Под работоспособностью, как известно, понимается способность человека много и производительно работать [12]. Для студентов, обучающихся в вузах по различным специальностям, очень важно обладать не только физической, но и умственной работоспособностью. Исходя из приведенного выше определения, под умственной работоспособностью следует понимать способность человека к познанию, решению разного уровня сложности задач, построение рассуждений на заданные темы, а также другие операции, связанные с умственной деятельностью.

Значение высокого уровня умственной работоспособности для студенческой молодежи в настоящее время возрастает в связи с повышающимися требованиями общества к высшему профессиональному образованию, увеличением академической нагрузки на студентов, усложнением образовательных программ, необходимостью подготовки высококвалифицированных универсальных специалистов в соответствии с современными достижениями научно-технического прогресса, появлением новых технологий. Именно поэтому возникает проблема выявления, поиска, обоснования эффективных средств и методов повышения умственной работоспособности студентов в процессе образовательной деятельности в вузах.

Активный поиск средств и методов повышения умственной работоспособности студентов ведется в различных областях науки. В первую очередь, следует отметить усилия, прилагаемые в области таких наук, как психология и педагогика. В психологии огромное внимание для повышения умственной работоспособности уделяется развитию высших психических процессов. В частности, исследуются вопросы формирования произвольности психических процессов, активности восприятия и его перестройки во время обучения, развитие внимания, характеристики мгновенной, кратковременной и долговременной памяти, этапы мыслительного процесса, его механизмы, вспомогательные средства языка, развитие речи и многие другие [22].

Для того чтобы повышать умственную работоспособность, предлагается развивать восприятие, использовать психологические средства и способы управления вниманием, памятью, активизировать мышление, обеспечивать взаимодействие сознания и подсознания учащихся. Кроме того, необходимо, по мнению психологов, учитывать также асимметрию полушарий, способы развития интуиции, биологический фундамент личности, возрастные особенности. Чтобы существенно повысить умственную работоспособность, разрабатываются и внедряются в образовательный процесс так называемые «активные» методы обучения - метод инцидента, мозговая атака, тренировка чувствительности, деловые игры, метод погружения и ряд других [21]. При этом умственную работоспособность будущих специалистов предлагается развивать в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности в рамках дифференциальной психологии, психологии труда, инженерной психологии, психологии развития и акмеологии [13].

Много исследований выполняется в аспекте разработки средств и способов повышения умственной рабо-

тоспособности в области педагогики. Главное направление, которое существенно касается сути рассматриваемой проблемы - это содержание и организация профессиональной подготовки специалистов со средним специальным и высшим профессиональным образованием. Так, например, рассматриваются вопросы формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования [25], развития профессионально важных качеств личности будущих специалистов [26], формирования социально активной личности студентов во внеаудиторной деятельности [21], развития эксплицитной (открыто выраженной, внешней) обучаемости педагогов для выполнения научно-педагогической деятельности [3], обоснования психолого-педагогических условий развития профессиональной успешности учителя [12] и др.

В вышеперечисленных и во многих других исследованиях авторы, так или иначе, затрагивают проблему работоспособности студентов. Например, в работе А.Э. Бе-ланова [3] объектом исследования была избрана оптимизация работоспособности педагогов. В сформулированной гипотезе исследования автор предполагал и в дальнейшем доказал, что научно-педагогическая деятельность преподавателей может стать эффективной, если помимо всего прочего ими будут приобретаться важнейшие компоненты «психофизической культуры», осваиваться вале-ологические механизмы и разрабатываться методики обучения основам регуляции функциональных состояний организма. Практическое значение данной работы заключается в разработке методики поэтапной оптимизации учебной и научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей за счет коррекции функционального состояния испытуемых.

В педагогике умственную работоспособность студентов пытаются активизировать за счет повышения интереса к образовательному процессу, путем внедрения новейших средств и методов обучения, развития, воспитания личности, в ходе развития творческих возможностей студентов, посредством реализации положений гуманизации, демократизации, интеллектуализации образования, формирования профессиональной направленности личности студентов, внедрения передовых технических, компьютерных технологий, улучшения условий обучения, повышения квалификации преподавателей вузов и другими способами [9, 19].

Для развития интеллекта применяются и такие средства и методы, как проблемное изложение, метод диалектического взаимодействия, метод проектов, личностно ориентированный подход [2].

Ряд специалистов считают, что повышение умственной работоспособности студентов должно опираться на самообразование. В работе О.Н. Инкиной [14] процесс формирования самообразовательной деятельности студентов строился как неотъемлемый компонент учебной деятельности с ежегодно усложняющимися заданиями по самостоятельной работе. Эта деятельность проводилась с помощью специально разработанной педагогической

175

модели с гибкой структурой, направленной на создание индивидуального образовательного маршрута для каждого студента.

Умственная работоспособность зависит не только от планомерной и содержательной подготовки, но и от возможностей самореализации будущего специалиста. Поэтому в исследовании Г.А. Левовой [18] обосновывается поэтапная профессиональная самореализация студентов на каждом курсе обучения. В этой программе самореализации четко прослеживается линия, направленная на повышение умственной работоспособности студентов. Так, на первом курсе проводится изучение профессио-граммы, изучение качеств идеального специалиста в данной профессии, овладение диагностическими методиками с целью исследования собственных способностей. На втором курсе внедряется метод контекстного обучения, включаются интегративные курсы, метод развивающего обучения, метод преобразования студента в субъекта учебной деятельности. На третьем курсе применяются интег-ративные дидактические комплексы, средства и методы игровой педагогики, диалектические методы познания, метод решения проблемных ситуаций. На четвертом курсе включаются средства развивающего обучения, метод опережающего обучения, способы оценки и самооценки, самоанализа своего труда, индивидуальное учебное творчество. На последнем пятом курсе осуществляется производственная практика, профессиональное самовоспитание, самооценка, самосовершенствование [18].

Исследуются вопросы повышения умственной работоспособности и в биологических науках. Здесь делаются попытки определить уровень умственной работоспособности студентов на основе психологических типов [10], измеряются психологические и физиологические показатели умственной работоспособности студентов в разных климатических условиях [26], делается гигиенический и психофизиологический анализ возрастных особенностей умственной работоспособности студентов [17], изучаются нарушения умственной работоспособности при различных заболеваниях [27].

Очень важно, что на основе вскрытия физиологических механизмов изменения умственной работоспособности биологи и медицинские работники предлагают адекватные средства повышения умственной работоспособности, которые находятся, прежде всего, в пище. Так, для улучшения умственной работоспособности предлагается регулярно принимать витамин С, который может повышать коэффициент интеллекта в среднем на 5 позиций. Ежедневные дозы приема этого витамина должны быть в пределах 1-4 грамма, но при больших нагрузках на организм они могут увеличиваться примерно до 20 грамм [14]. Кроме того, нужны витамины группы В, никотиновая кислота (витамин РР). Они находятся в рыбе, крупах (гречневой, пшеничной, овсяной), хлебе, яйцах, молочных продуктах, картофеле.

Для хорошего мышления необходимо наличие в организме белка - допамин, адреналин могут возбуждать мозг, ускоряют мышление. Поэтому в пище следует принимать белок растительного и животного происхождения.

Углеводы также нужны в пище. Крахмал, имеющийся в хлебе, картофеле, орехах, рисе, горохе, фасоли помогает сохранять высокую умственную работоспособность на несколько часов. Улучшают мыслительную деятельность калий и кальций, находящиеся в кураге, йогурте, твороге, многих других молочных продуктах. Перед трудным экзаменом или усиленной интеллектуальной деятельностью рекомендуется принимать в пищу различные орехи. Для улучшения работы мозга, концентрации внимания принимаются в пищу рыбные продукты, креветки, кальмары, крабы, репчатый лук. Для улучшения памяти врачи рекомендуют морковь, имбирь, тмин [18].

Вместе с тем, многие специалисты сходятся во мнении о том, что наиболее эффективны для повышения умственной работоспособности средства и методы физической культуры. Эту позицию активно поддерживают и педагоги, и психологи, и биологи. Например, в работе А.И. Норец [21] для формирования социально активной личности студентов включалась физкультурно-оздоровительная работа. В ходе социальной адаптации студентов-технологов занятия физической культурой за 5 лет обучения стали занимать в рангах форм досуга более высокие места и положительно сказались на их состоянии [19].

В настоящее время разрабатываются методики восстановления умственной работоспособности студентов с помощью средств физической культуры в ходе учебной и трудовой деятельности [8], производится комплексная оценка умственной работоспособности, предлагаются методы ее повышения для юношей и девушек [11], предлагаются рекомендации для действующих в различных отраслях специалистов по сохранению творческого долголетия и умственной работоспособности [15].

В последние годы было доказано, что прикладные физические упражнения являются эффективным средством повышения умственной работоспособности на занятиях по математике и информатике у курсантов летных училищ [24], имеются обоснованные научные данные об эффективности применения гидромассажа для повышения умственной работоспособности студентов [7], имеются другие исследования, свидетельствующие о пользе физической культуры, однако, в целом, проблема повышения умственной работоспособности студентов с помощью средств и методов физической культуры остается еще мало разработанной.

Таким образом, анализ специальной литературы говорит о том, что для повышения умственной работоспособности студентов в процессе образования применяются самые различные средства, методы, подходы. Среди них средства и методы физической культуры являются наиболее доступными, эффективными, но в то же время еще малоразработанными для всестороннего практического применения в содержании высшего профессионального образования в вузах.

Физические упражнения целесообразно применять студентам не только для повышения физической и умственной работоспособности, но и для снижения нервно-эмоционального напряжения. Это вызвано тем, что во время обучения в вузе, особенно на младших курсах происходит

176

адаптация к новым условиях жизнедеятельности, студентам приходится получать и обрабатывать большой объем информации, у них меняется режим дня, возникают трудности, связанные с самостоятельным решением бытовых и жизненных ситуаций, увеличивается нагрузка на психику молодого человека во время занятий, экзаменационных сессий, различных практик [16].

Прежде, чем рассматривать применение физических упражнений для снижения нервно-эмоционального напряжения студентов, необходимо остановиться на вопросе о том, что определяет данный механизм, есть ли между средствами физической культуры и нервно-эмоциональным напряжением взаимосвязь. Действительно, тут отмечается ряд обстоятельств. Во-первых, физкультурная деятельность, как правило, всегда эмоциональна. Эмоциональна потому, что с помощью этой деятельности человек может удовлетворять как естественные, биологические (например, естественная потребность в движении), так и духовные, социальные потребности (например, в получении новых знаний, освоении новых умений). Во-вторых, в самих упражнениях скрывается определенная энергетика, которая заставляет человека активизироваться, больше общаться, быстрее реагировать, сосредотачиваться, переживать поражение или победу. В-третьих, человек всегда целостен, поэтому все его действия организуются множеством систем, механизмов. Влияние упражнений сопряжённо - оно воздействует одновременно на разные системы организма. Физические упражнения поддерживают гомеостаз в организме человека [3].

В исследовании А.В. Мухиной [20] представлено описание явления взаимосвязи соматического и психического на основе работ Б.Г. Ананьева [14], В.А. Ганзена [6] и других авторов, суть которого заключается в понимании организма как живой системы. Благодаря ее структуре и функциям, в ходе обмена с внешней средой складывается особая индивидуальность организма, сочетающая в себе на тканевом и организменном уровнях и типологию, и особую неповторимость [6, 14].

Комплексные исследования, проведенные группой специалистов Ленинградского университета в 70-е годы, показали, что высказанные выше положения подтверждаются экспериментально. Именно метаболизм, как показали эти исследования, является тем фундаментом, важнейшим механизмом, благодаря которому сохраняется единство живой системы, в том числе и организма человека [1]. Поэтому активные занятия физической культурой имеют широкий спектр воздействия на весь организм человека.

Данное утверждение справедливо и в том случае, когда речь идет о влиянии средств физической культуры на психику человека вообще и на психоэмоциональное состояние в частности. Этот факт отмечают многие авторы в учебной, методической и специальной научной литературе [15, 16, 22]. Данные о взаимодействии двигательной и психической сферы человека получены, например, при изучении проблемы оптимизации психомоторного развития младших школьников [28]. В своей монографии В.А. Чекалов [28] показал, в частности, как оказывают влияние подвижные игры на психомоторное развитие перво-

классников, на формирование их интереса к занятиям физической культурой. В диссертации А.В. Мухиной [20] приводятся данные о влиянии физкультурно-рекреативной деятельности на мотивацию людей, о повышении стрессо-устойчивости к эмоциональным факторам внешней среды у мужчин и женщин, о резком снижении ситуативной тревожности и повышении психической работоспособности у учащихся общеобразовательных учреждений после дозированной физической нагрузки с помощью физических упражнений.

Особый научный интерес представляет изучение взаимосвязи между физической и психологической сторонами человеческого организма на примере разных категорий испытуемых. Например, в том же исследовании А.В. Мухиной [20] представлены результаты собственных исследований, направленных на теоретико-экспериментальное обоснование методики физкультурно-рекреационных занятий с использованием отягощений для школьников-инвалидов. Исследование данной категории особенно ценно, так как помимо недостатков, глубоких нарушений в функционировании организма, у инвалидов, как правило, еще образуются психические нарушения, комплексы, связанные с их переживаниями своей неполноценности. В исследовании предполагалось, что физкультурно-рекреа-ционные занятия инвалидов с отягощениями будут способствовать физическому развитию школьников-инвалидов по зрению и окажут положительное влияние на их психическое состояние и поведение. В начале этого исследования было установлено, что психическое состояние школьников-инвалидов 15-17 лет отличается повышенным уровнем личностной тревожности, что говорит о возможности психоэмоциональных нарушений поведения, срывов и психосоматических заболеваний. У испытуемых наблюдалась повышенная чувствительность, психическая напряженность, недовольство. После проведенного эксперимента у занимающихся инвалидов достоверно понизилась интро-вертированность, нейротизм. Вместе с тем, заметно повысилась активность, общительность, оптимистичность, психическая устойчивость, надежность личности и снизилась конфликтность. Следует также заметить, что в данной работе проводилось дополнительное психологическое исследование, которое имело цель установить связь между психическими свойствами и состоянием здоровья, физической подготовленности 75 студентов 1 и 2 курсов С.-Петербургского торгово-экономического института, которое также подтвердило наличие такой связи у испытуемых.

В другой работе изучались возможности организации проведения физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами разного возраста и разных нозологических групп [25]. В эксперименте, длившемся 9 месяцев, участвовали инвалиды (мужского и женского пола) в возрасте от 18 до 34 лет. В базовой составляющей экспериментальной методики (в подготовительной и заключительной частях каждого занятия) применялись естественные движения, общеразвивающие упражнения на месте, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и восстановление. В вариативную составляющую методики (реализованной в основной части каждого занятия) включались упраж-

177

нения, учитывающие специфику каждой нозологической группы - упражнения на тренажерах, с отягощениями, со скакалками, фитболом, мячами, обручами. Нагрузка регулировалась по ЧСС в пределах 120-150 уд/мин. В результате эксперимента в лучшую сторону произошли изменения показателей нервно-психического напряжения, астении, состояния настроения. У занимающихся понизилась психическая утомляемость (Р < 0,01) и достоверно увеличилась психическая работоспособность (Р < 0,01). Причем изменения приобрели устойчивый характер.

Определенный интерес представляют данные о психологической подготовке военнослужащих [12]. В данном направлении разрабатывался алгоритм поэтапного психолого-педагогического воздействия средствами физической подготовки военнослужащих для формирования их оптимального психического состояния, психической устойчивости и надежности для выполнения действий в боевой обстановке. На первом этапе производилась адаптация к нагрузкам в ходе физической подготовки, на втором этапе - адаптация на более высоком уровне напряженности, на третьем - закреплялся навык действий в напряженных психологических ситуациях.

Имеются также данные о влиянии физической нагрузки на психоэмоциональное состояние людей зрелого и пожилого возраста разного пола. В ходе разработки тренировочной программы восстановительно-профилактической направленности работников тяжелого физического труда предварительно было установлено, что в процессе такого труда на организм работников негативно действуют: большая физическая нагрузка, загазованность, шум, пыль, локальная вибрация, напряженная рабочая поза и другие факторы, что вызывает нарушение функций организма и заболевания [16]. Оказалось, что наиболее высокий уровень общей физической работоспособности имеется только у 14,28% обследованных рабочих. Для оптимизации физического и психического состояния работников было предложено три программы физкультурно-оздоровительных занятий. Наиболее эффективной оказалась программа, включающая общеразвивающие упражнения, упражнения на тренажерах, упражнения гимнастики йоги, пресс-массаж. Применение такой программы позволило снизить заболеваемость нервно-мышечной системы на 45,6%.

Большое внимание в последнее время уделяется применению разных физических упражнений в воде с целью регулирования нервно-психического состояния человека. На примере экспериментальных исследований, проведенных с людьми пожилого возраста (женщинами 55-74 лет и мужчинами 61-74 лет), обнаружено, что использование во время занятий гидроаэробикой комплексов специальных упражнений на все основные группы мышц в сочетании с элементами водного единоборства «Аква-тай» положительно влияет на состояние организма занимающихся. После окончания эксперимента у испытуемых произошло улучшение самочувствия, настроения и повысилась активность.

Многие положения, рассмотренные выше, в значительной степени определяют особенности использования

физических упражнений для снижения нервно-эмоционального напряжения студентов в процессе образовательной деятельности. Так, в одной из недавно выполненных работ представлены результаты сравнительного анализа влияния традиционных физических упражнений и психотелесной китайской гимнастики на готовность студентов к профессиональной деятельности по инженерно-техническим специальностям [4]. По данным исследованиям, в отношении психологического компонента поведения и самочувствия испытуемых отмечено преимущество китайских психотелесных гимнастик, что выразилось в улучшении самочувствия испытуемых, в улучшении психологического климата в коллективе, формировании настроя на успех в деятельности. Особенности применения средств физической культуры для снижения нервно-эмоционального напряжения студентов в процессе образовательной деятельности, сформулированные в работе, могут относиться к любым другим работникам и студентам вузов. Среди них выделяются такие как: обязательная организация рекреационной зоны для занятий, необходимость систематического выполнения физических упражнений хотя бы один раз в день, определение минимальной продолжительности занятия физическими упражнениями, регулирование физической нагрузки в зависимости от пола, возраста, тренированности, состояния здоровья занимающихся, во время выполнения упражнений использование «естественного» брюшного дыхания.

Профессор Д.Н. Давиденко [22] совместно со своими учениками рекомендует внедрять в образовательный процесс элективный курс «Оздоровительная физическая культура», где предусмотрен целый комплекс различных средств, методов и форм занятий, оказывающих благоприятное всестороннее оздоровительное влияние, в том числе на психическое здоровье студентов, улучшение культуры их межличностного общения.

Группа авторов предлагает совершенствовать содержание физкультурно-оздоровительных занятий со студентами на основе применения тендерного подхода, что также может позитивно решать вопросы снижения психоэмоционального состояния студентов [17].

Для поддержания работоспособности, снятия нервно-психического, эмоционального напряжения студентам рекомендуется применение широкого спектра не только физических упражнений, но и дополнительных средств физической культуры - соблюдение гигиенических требований, нормализация режима учебы, отдыха, применение бань, массажа, различных средств закаливания и очищения организма, а также обязательный систематический контроль и самоконтроль за состоянием центральной нервной системы [18, 22].

Вместе с тем, многие авторы указывают на недостаточность исследований, посвященных совершенствованию занятий физической культурой со студентами вузов, необходимости изучения вопросов построения занятий с различными медицинскими группами, внедрению новых средств и методов физической культуры, формированию устойчивой мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям, развитию студенческого спорта и т.д. [5, 19]. Мало

178

пока данных о взаимосвязи, взаимовлиянии телесно-двигательного и психического аспекта в процессе занятий физической культурой со студентами и еще меньше научных данных об особенностях использования физических упражнений для снижения нервно-эмоционального напряжения студентов в процессе образовательной деятельности [16, 23]. Все это инициирует необходимость и актуальность проведения глубоких всесторонних исследований рассматриваемой проблемы.

Литература:

1. Акинщикова, Г.И. Соматическая и психофизиологическая организации человека / Г.И. Акинщикова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 160 с.

2. Бахтина, О.В. Педагогические условия развития интеллекта студентов в образовательном процессе педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Бахтина. - Воронеж, 2007. - 24 с.

3. Беланов, А.Э. Развитие эксплицитной обучаемости преподавателей вузов как средство совершенствования их научно-педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Э. Беланов. - Воронеж, 2002. - 17 с.

4. Бердичевский, А.И. Китайские психотелесные гимнастики в структуре готовности к деятельности инженерно-технических работников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Бер-дичевский. - СПб, 2003. - 22 с.

5. Габриелян, К.Г. Физическая активность и показатели индивидуального здоровья студентов / К.Г. Габриелян // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 11. -С. 31-36.

6. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов / В.А. Ганзен. - Л., 1974. - 103 с.

7. Горбунов, Ю.Е. Применение гидромассажа как средства восстановления умственной работоспособности студентов во время учебного процесса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.Е. Горбунов. - Тюмень, 1999. - 22 с.

8. Грибков, В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности студентов средствами физической культуры в процессе учебно-тренировочной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Грибков. - М., 1995. - 22 с.

9. Гурина, И.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического вуза средствами дидактических игр: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Гурина. -Ставрополь, 2002. - 19 с.

10. Егорова, Н.А. Гигиеническая оценка умственной работоспособности студентов медицинского вуза на основе психологических типов личности: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н.А. Егорова. - Ростов-на-Дону, 2005. - 22 с.

11. Жукова, Т.В. Комплексная оценка уровня индивидуального здоровья и умственной работоспособности (приемы и методы их повышения, адаптированные к подростковому и юношескому возрасту) / Т.В. Жукова, К.С. Жижин, Е.А. Байер. - Ростов-на-Дону: АзовПечать, 2006. - 88 с.

12. Зыков, А.В. Средства и методы физической подготовки курсантов ВУЗов к действиям в напряженных психологических ситуациях (на примере курсантов Вольского высшего во-

енного училища тыла): Дис. ... канд. пед. наук / А.В. Зыков.

- СПб. - 1998. - 163 с.

13. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2008. - 432 с.

14. Инкина, О.Н. Формирование самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения как условие повышения качества его подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Инкина. - Новосибирск, 2003. - 21 с.

15. Капилевич, Л.В. Сохранение здоровья, творческого долголетия и повышение умственной работоспособности специалистов / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев: Учеб. пособие. -Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009. - 90 с.

16. Крылова, Е.В. Исследование некоторых функциональных показателей организма человека к различным видам нагрузки в зависимости от двигательного режима / Е.В. Крылова, Е.А. Уланова // Культура физическая и здоровье. - 2009. -№ 3(22). - С. 75-77.

17. Кухлова, Г.Г. Гигиенический и психофизиологический анализ возрастных особенностей умственной работоспособности студентов: Дис. ... канд. биол. наук / Г.Г. Кухлова. -Иркутск, 1996. - 142 с.

18. Левова, Г.А. Формирование готовности студентов к продуктивной профессиональной самореализации (на примере ар-хитектурно-строительлной академии): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Левова. - Тольятти, 2003. - 22 с.

19. Лопарева, М.А. Формирование рефлексивных умений студента в учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Лопарева. - Оренбург, 2009. -24 с.

20. Мухина, А.В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками-инвалидами по зрению: Дис. ... канд. пед. наук / А.В. Мухина. - СПб, 1998. - 130 с.

21. Норец, А.И. Формирование социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Норец. - Магнитогорск, 2002.

- 17 с.

22. Основы культуры здоровья студентов: учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 150 с.

23. Ревенко, Е.М. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у студентов / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 11. - С. 24-31.

24. Степанова, П.И. Прикладные физические упражнения как средство повышения умственной работоспособности курсантов-летчиков на занятиях по математике и информатике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.И. Степанова. - Краснодар, 2002. - 19 с.

25. Стрелкова, Я.А. Методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами различных нозологических групп: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я.А. Стрелкова. - Белгород, 2009. - 22 с.

26. Таптыгина, А.Ф. Динамика физиологических и психологических показателей умственной работоспособности студенток-первокурсниц педагогического вуза в климатических условиях Тюменского Севера: Автореф. дис. ... канд. биол. наук / А.Ф. Таптыгина. - Челябинск, 2004. - 24 с.

179

27. Шишкин, М.К. Нарушения умственной работоспособности при вирусном гепатите А и возможности их фармакологической коррекции у специалистов операторского профиля: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / М.К. Шишкин. - Л., 1991. - 24 с.

28. Чекалов, В.А. Оптимизация психомоторного развития младших школьников / В.А. Чекалов. - Москва-Шуя: Изд-во «Весть» ШГПУ, 2002. - 135 с.

Bibliography:

1. Akinschikova, G.I. Somatic and physiological organization of man / G.I. Akinschikova. - Leningrad: Leningrad State University, 1977. - 160 p.

2. Bakhtin, O. Pedagogical conditions of intellectual development of students in the educational process of teaching high school: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / O. Bakhtin. - Voronezh, 2007. - 24 p.

3. Belanov, A.E. The development of explicit learning university teachers as a means of improving their research and teaching: Author. dis. ... Candidate. ped. Science /A.E Belanov. - Voronezh, 2002. - 17 p.

4. Berdichevsky, A. Chinese gymnastics psihotelesnye structure Preparedness for engineers: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / A.I. Berdichevsky. - St., 2003. - 22 p.

5. Gabrielyan, K.G. Physical activity and indicators of individual health students / K.G. Gabrielyan // Theory and Practice of Physical Culture. - 2008. - № 11. - P. 31-36.

6. Hansen, V.A. Holistic perception of objects / V.A. Hansen. - L., 1974. - 103 p.

7. Gorbunov, Y.E. The use of hydro as a means of restoring the mental health of students in the learning process: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / Y.E. Gorbunov. - Tyumen, 1999. -22 p.

8. Gribkov, V.A. Methods of recovery of mental and physical health of students by means of physical training in a training activity: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / V.A. Fungi. -M., 1995. - 22 p.

9. Gurin, I.A. Formation of cognitive independence Technical University Students means of didactic games: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / I.A. Gurin. - Stavropol, 2002. - 19 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Egorova, N. Hygienic assessment of mental capacity of the medical school students on the basis of psychological personality types: Author. dis. ... Candidate. honey. Science / N.A. Yegorov. - Rostov-on-Don, 2005. - 22 p.

11. Zhukov, T.V. A comprehensive assessment of individual health and mental performance (techniques and methods of improving adapted to adolescence and early adulthood) / T. Zhukov, K.S. Zhizhin, E.A. Bayer. - Rostov-on-Don: AzovPechat, 2006. -88 p.

12. Zykov, A. Means and methods of physical training of cadets VUZov to action in intense psychological situations (for example students Wolski Higher Military School of Logistics): Dis. ... Candidate. ped. Science / A.V. Zykov. - St. - 1998. -163 p.

13. Ilyin, E.P. Differential psychology profession / E.P. Ilyin. - St.: Peter, 2008. - 432 p.

14. Inkin, O.N. Formation of self-educational activity of the university students in the learning process as a condition for improving the quality of its preparation: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / O.N. Inkin. - Novosibirsk, 2003. -21 p.

15. Kapilevich, L. V. Staying healthy, creative longevity and increase mental health professionals / L.V. Kapilevich, V.I. Andreev: Textbook. allowance. - Tomsk: Tomsk Polytechnic of University, 2009. - 90 p.

16. Krylov, E.V. A study of some functional parameters of the human body to various loads depending on the motor mode / E.V. Krylov, E.A. Ulanova // Culture and physical health. - 2009. -№ 3 (22). - P. 75-77.

17. Kuhlova, G.G. Hygienic and psycho-physiological analysis of age-mental performance of students: Dis. ... Candidate. biol. Science / G.G. Kuhlova. - Irkutsk, 1996. - 142 p.

18. Levova, G.A. Formation of readiness of students for productive professional fulfillment (for example architectural stroitellnoy Academy): Author. dis. ... Candidate. ped. Science / G.A. Levova. - Togliatti, 2003. - 22 p.

19. Lopareva, M.A. Formation of reflective skills of students in learning and cognitive activity: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / M.A. Lopareva. - Orenburg, 2009. - 24 p.

20. Mukhin, A. V. Features recreational activities with weights with students with disabilities, the blind: Dis. ... Candidate. ped. Science / A.V. Mukhina. - St., 1998. - 130 p.

21. Norets, A.I. Developing a socially active individual university students in extracurricular activities: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / A.I. Norets. - Magnitogorsk, 2002. - 17 p.

22. Fundamentals of culture of students' health: studies. manual / Ed. Ed. prof. D.N. Davidenko. - Belgorod. Belgorod State University Publishing House, 2009. - 150 p.

23. Revenko, E.M. The ratio of the dynamics of motor and mental abilities of the students / E.M. Revenko, V.A. Glands // Theory and Practice of Physical Culture. - 2008. - № 11. - P. 24-31.

24. Stepanova, P.I. Applied exercise as a means of improving mental performance pilot cadets in the classroom for math and science: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / PI. Stepanova. -Krasnodar, 2002. - 19 p.

25. Strelkova, Y.A. The method of fitness training with different clinical disability groups: Author. dis. ... Candidate. ped. Science / Y.A. Strelkova. - Belgorod, 2009. - 22 p.

26. Taptygina, A.F. The dynamics of physiological and psychological parameters of mental performance female students of pedagogical high school freshmen in the climatic conditions of the Tyumen North: Author. dis. ... Candidate. biol. Science / A.F. Taptygina. - Chelyabinsk, 2004. - 24 p.

27. Shishkin, M.K. Violations of mental capacity in viral hepatitis A, and the possibility of their pharmacological correction by specialists Carrier Profile: Author. dis. ... Candidate. med. Science / M.K. Shishkin. - L., 1991. - 24 p.

28. Chekalov, V.A. Optimizing neurodevelopmental younger students / V.A. Chekalov. - Moscow-Shuya: Publishing House "News" SHGPU, 2002. - 135 p.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.