Научная статья на тему 'Теоретико-правовые основы профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ'

Теоретико-правовые основы профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ / LEGAL PROPHYLACTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизова В. Т.

Целью статьи является анализ теоретико-правовых основ профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ. В данной статье актуализируется необходимость терминологической унификации законодательных дефиниций в рассматриваемой сфере. При проведении исследования были рассмотрены основные принципы профилактики экстремистской деятельности прежде всего в молодежной среде через активизацию образовательных учреждений. К наиболее важным результатам относятся тезисы о том, что: 1) меры профилактики экстремистской деятельности могут быть классифицированы по различным основаниям; 2) обозначены наиболее эффективные меры профилактики преимущественно религиозно-политического экстремизма; 3) обоснована роль органов внутренних дел и образовательных учреждений в профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде; 4) проанализирована система мер профилактической деятельности в зарубежных государствах. Ключевым является вывод о необходимости системного, комплексного подхода к организации профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию экстремистской деятельности. Деятельность социальных институтов, включая органы государственной власти, образовательные учреждения, просветительские организации, средства массовой информации и др., должна быть направлена на своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Основными методами достижения результатов являются: формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, отдельные логические приемы, способы интерпретации нормативных документов. Статья носит теоретический характер, и в ней отражено исследование отдельных теоретико-правовых аспектов профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and legal bases of extremism prevention as the ways of combating extremism in Russian Federation

The purpose of article is to analyse theoretical and legal bases of extremism prevention as the means of counteraction to extremism in the Russian Federation. The article states the necessity of terminological unification of legislative definitions for the considered sphere. During the research the basic principles of prevention of extremist activity among young people with the help of educational institutions were considered. The most important results of the research are: 1) measures of prevention of extremist activity can be classified by various bases; 2) the most effective measures of prevention of mainly religious-political extremism are designated; 3) the role of law-enforcement bodies and educational institutions in prevention of extremist activity among young people is proved; 4) the system of measures of preventive activity in the foreign states is analysed. The conclusion about the necessity of a systemic integrated approach to the organization of the preventive actions directed to neutralization of extremist activity is essential. Work of social institutions, including public authorities, educational institutions, educational organizations, mass media, etc. has to be directed to timely identification and elimination of the reasons and conditions promoting extremist activity. The research was held by using following methods: formal legal, systemic, comparative legal, separate logical methods, ways of interpretation of normative documents. The article has theoretical character and investigates separate theoretical legal aspects of extremist activity prevention.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые основы профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ»

УДК 34.096

Б01: 10.21779/2500-1930- 2016-31-4-69-77 АзизоваВ. Т.

Теоретико-правовые основы профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; vik_aziz@mail.ru

Целью статьи является анализ теоретико-правовых основ профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ. В данной статье актуализируется необходимость терминологической унификации законодательных дефиниций в рассматриваемой сфере. При проведении исследования были рассмотрены основные принципы профилактики экстремистской деятельности прежде всего в молодежной среде через активизацию образовательных учреждений.

К наиболее важным результатам относятся тезисы о том, что: 1) меры профилактики экстремистской деятельности могут быть классифицированы по различным основаниям; 2) обозначены наиболее эффективные меры профилактики преимущественно религиозно-политического экстремизма; 3) обоснована роль органов внутренних дел и образовательных учреждений в профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде; 4) проанализирована система мер профилактической деятельности в зарубежных государствах. Ключевым является вывод о необходимости системного, комплексного подхода к организации профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию экстремистской деятельности. Деятельность социальных институтов, включая органы государственной власти, образовательные учреждения, просветительские организации, средства массовой информации и др., должна быть направлена на своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Основными методами достижения результатов являются: формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, отдельные логические приемы, способы интерпретации нормативных документов. Статья носит теоретический характер, и в ней отражено исследование отдельныхтеоретико-правовыхаспектов профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ.

Ключевые слова: экстремизм, профилактика, органы внутренних дел, образовательные учреждения, правовые средства профилактики.

Понятие экстремизма и организационно-правовые основы противодействия экстремизму, заложенные в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», позволили сформировать общегосударственную систему противодействия экстремизму, важная роль в которой отводится федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Одно из направлений противодействия экстремистской деятельности осуществляется путем принятия «профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности» [1].

В целях профилактики религиозно-политического экстремизма необходимо уделять пристальное внимание вопросам сохранения межнационального мира и согласия народов, проживающих в республике, а также жестко пресекать проявления экстремизма и терроризма, поскольку сегодня мы видим многочисленные попытки запрещен-

ных в России террористических организаций расширить свою зону влияния далеко за пределы Ближнего Востока. Наиболее рискогенной группой в этих условиях является молодежь, что обусловлено социально-экономическими, этнорелигиозными факторами; общим снижением образовательного и культурного уровня молодых людей, используемых экстремистски настроенными радикальными, политическими и религиозными силами.

Меры профилактики экстремистской деятельности можно условно разделить на общесоциальные (направленные на стабилизацию социально-экономической обстановки), политические и собственно правовые (юридические).

Среди мер, направленных на предупреждение экстремизма, важное место принадлежит решению социальных проблем: рост доходов населения; занятость, досуг молодежи; развитие культурных и образовательных сфер деятельности; идеологическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения и другие.

В настоящее время в обществе принимаются меры, направленные на улучшение жизни населения: внедряются нацпроекты в области строительства доступного жилья, образования, медицины и др. В то же время для повышения эффективности противодействия экстремизму этих мер явно недостаточно, необходим системный, комплексный подход.

Профилактика экстремизма требует от государства использования разнообразных форм и методов прежде всего правового воздействия. Основная часть всей профилактической деятельности, исходя из смысла ст. 5 ФЗ № 114, представлена правовыми средствами, применяемыми в различных комбинациях и вариантах органами исполнительной власти.

Рассмотрение сущности правовых средств профилактики экстремизма возможно с учетом их классификации по следующим основаниям:

1) по методу воздействия (убеждение и принуждение): приоритетным методом при профилактике экстремизма является метод убеждения. Метод убеждения использует такие средства профилактики экстремизма как:

- обучение (например, в целях профилактики религиозного экстремизма приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [2] предусмотрено, что «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России...»);

- пропаганда, разъяснительная работа, при этом особое значение отводится целевым программам (например, «Целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края на 2011-2013 годы»);

- критика, осуждение проявлений экстремизма (например, проведение передач по телевидению и радио с участием представителей общественности, правоохранительных органов и, достаточно часто, представителей различных конфессий, направленных на осуждение конкретных проявлений экстремизма путем акцентирования внимания на традиционных духовных и культурных ценностях и т. п.);

2) по характеру норм, регулирующих отношения субъекта и объекта профилактики, выделяются материальные и процедурно-процессуальные средства профилактики экстремизма;

3) по моменту применения профилактического воздействия средства можно подразделить на административно-правовые средства ранней профилактики и средства предупреждения рецидива.

Примером средств ранней профилактики может служить объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (ст. 6 ФЗ № 114-ФЗ); вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (ст. 7 ФЗ № 114-ФЗ); предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средства массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности (ст. 8 ФЗ № 114-ФЗ).

Другим примером средства предупреждения рецидива можно считать ведение и опубликование федерального списка экстремистских материалов, перечня общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, а также перечня общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, возложенное на Министерство юстиции РФ [3].

Профилактика экстремистской деятельности должна осуществляться во всех возрастных группах и на всех уровнях организации власти.

В то же время накоплен уже достаточный опыт практической работы органов власти по профилактике проявлений политического экстремизма.

Наиболее эффективными мерами профилактики религиозно-политического экстремизма можно признать:

- принятие долгосрочной программы обучения работников органов власти всех уровней организации работы на местах, направленной на предупреждение конфликтов различной направленности и нейтрализации возможных проявлений ксенофобии и экстремизма;

- закрепление за определёнными сотрудниками органов власти ответственности за организацию работы по взаимодействию с национально-культурными общественными объединениями, религиозными объединениями и другими институтами гражданского общества по вопросам профилактики экстремизма и разработку соответствующей должностной инструкции;

- реализацию практики обобщения накопленного опыта работы муниципальных органов власти в сфере профилактики ксенофобии и экстремизма на национальной и религиозной почве в целях разработки соответствующих методических рекомендаций на региональном и местном уровнях;

- осуществлениена регулярной основе социальных исследованийпрежде всего в коллективах студентов высших и средних учебных заведений [4, с.35], учащихся школ на предмет выявления и обнаружения степени распространения националистических, религиозных экстремистских идей и настроений в молодёжной среде;

- активное взаимодействие с правоохранительными органами по фактам проявления экстремистской деятельности в сфере национальных отношений и религии на территории муниципального образования;

- систематическое разъяснение населению содержания понятий и терминов действующего законодательства об ответственности за действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни в средствах массовой информации с привлечением работников правоохранительных органов;

- содействие развитию добровольного движения и активности граждан, направленной на противодействие политическому экстремизму;

- осуществление на регулярной основе, с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, целенаправленной, долгосрочной информационно-пропагандистской работы по разъяснению и нейтрализации идеологической основы политического экстремизма, его сущности, с максимальным использованием конструктивного потенциала науки, а также духовенства, сложившихся в нашем регионе традиционных религиозных конфессий, национально-культурных сообществ;

- приобретение и использование органами муниципальной власти современных визуальных средств по тематике толерантного поведения к людям других национальностей и религиозных конфессий с целью формирования устойчивого антиэкстремистского политического сознания;

- ведение среди населения постоянной информационно-разъяснительной работы о сущности и содержании деятельности религиозных сект дестуктивного культа, а также особенностях функционирования разнообразных иностранных теологических миссий, действующих на территории субъекта РФ;

- проверку объектов муниципальной и иной собственности на предмет наличия нацистской атрибутики или символики, иных элементов атрибутики или символики экстремистской направленности.

- оборудование информационных уличных стендов и размещение на них информации (в том числе оперативной) для населения местного поселения по вопросам противодействия политическому экстремизму.

Основными действиями, нацеленными на прекращение роста любых экстремистских организаций, должны являться регулярные профилактические мероприятия по противодействию антиконституционным проявлениям. Тем более, что в этом направлении есть положительный опыт. Например, в Республиках Марий Эл, Татарстан, Удмуртской Республике, Саратовской, Оренбургской, Пензенской областях разработаны и действуют целевые программы по профилактике терроризма и экстремизма, гармонизации межэтнических отношений. Представляется, что необходимо также вводить подобные программы на всей территории России, а не только в отдельных регионах.

Как показала практика, самыми распространенными методами борьбы с экстремистскими настроениями среди подростков и противодействия им являются именно профилактические программы, а также вовлечение подростков в созидательную социально направленную деятельность - творческие и технические кружки, клубы, общественные организации, спорт.

По нашему мнению, действенной мерой в профилактике рассматриваемых проявлений выступает привлечение сотрудников полиции для прочтения лекций в образовательных учреждениях и разъяснения опасности экстремизма. Если проанализировать уже имеющийся положительный опыт совокупности мер по профилактике экстремизма в отдельных регионах и соединить его с уже существующим богатым опытом применения конкретных мер противодействия, а это, прежде всего, поиск и выявление очагов экстремизма, целенаправленная работа правоохранительных органов с уже известными экстремистскими организациями, то можно добиться существенных результатов. Разъяснительная работа в молодежной среде по предупреждению распространения идей

экстремизма и терроризма должна базироваться не на стереотипах и замалчивании проблем молодежи, а на воспитании защитной реакции учащихся школ и высших учебных заведений России на призывы к экстремизму и физическому и моральному насилию на почве ненависти.

Используя зарубежный и российский опыт противодействия радикальным идеям, можно выделить три важных требования к профилактике экстремизма через образовательные программы.

Во-первых, в рамках образовательных программ необходимо ввести понятие экстремизма и преступления на почве ненависти и объяснить последствия подобных явлений. Требуется, затронув историю развития идей экстремизма и терроризма, дать установку молодежной аудитории подвергать сомнению правомерность идей и призывов, с которыми они могут столкнуться как в процессе интернет-общения, так и в реальной жизни. Учащиеся должны ясно понимать, что продвижение угрожающих для общественной безопасности идей подчас используется в отдельных социальных группах при помощи физической силы или словесных оскорблений, что характерно для преступлений на почве ненависти.

Второе требование для программ профилактики экстремизма через образование -это повышение навыков критического мышления. Развитие логики и навыков критического мышления молодых людей рассматривается в качестве жизненно важного элемента в деле предотвращения насилия и экстремизма. Расширение прав и возможностей студентов мыслить критично предоставит возможность научиться оспаривать предлагаемые им идеи, использовать рациональное мышление и участвовать в серьезных дискуссиях. Существует мнение, что программы, поддерживающие выработку на-выкоо критического мышления, должны быть включены в учебные планы начальной школы, поскольку их реализация в средней школе или на университетском уровне является запоздалой.

Третий аспект профилактики - это культурная подготовка учащихся для идейного противостояния в словесных спорах и дебатах на тему экстремистских призывов на почве ненависти. Эрудиция, нравственные ценности и ясное понимание общественной опасности экстремизма должны быть культурной базой для достойного ответа на словесные провокации в ходе общения с представителями экстремистских течений.

Согласно проведенному Ф.Ш. Мухаметзяновой и Г.А. Шайхутдиновой анализу [5, с.48-51], комплексная программа противодействия религиозно-политическому экстремизму может базироваться на двух основных теоретических моделях: традиционная модель - строится на усилении роли традиционных институтов в социализации (семья, школа, ссуз, вуз и т.д.) и синтетическая модель - связана с созданием в образовательной среде альтернативных площадок для реализации потенциала молодежи через социально одобряемые проекты.

Проведенный анализ опыта работы по профилактике терроризма и экстремизма в общеобразовательных организациях (рассмотрено более 70 школ различных районов РФ) [6, с.72-79] показал следующее:

- разрабатываемые программы, планы противодействия идеологии экстремизма и терроризма не имеют единой структуры;

- в планируемых воспитательных, организационных мероприятиях не прослеживается алгоритм реализации; не выделены этапы формирования безопасной жизнедеятельности, основанные на психолого-педагогических составляющих;

- несмотря на то, что создаются паспорта безопасности образовательной организации, разрабатываются памятки, инструкции для учащихся и их родителей, работа ведется дискретно, отсутствуют должная систематичность и отчетность;

- практически отсутствует диагностическая работа среди учащихся по выявлению их приверженности к крайним экстремистским взглядам;

- не везде разработано нормативно-правовое обеспечение превентивной деятельности по профилактике приверженности к крайним экстремистским взглядам, в частности локальные акты;

- практически отсутствует анализ поведения личности в конфликте; анализ системы ценностей учащихся; мониторинг культуры межнационального общения;

- не разрабатывается научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности по профилактике идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде;

- не ведется повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных организаций в сфере профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.

Технология составления комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде может быть единой для всех регионов и авторских коллективов. Безусловно, для успешной реализации программы необходима организация системы непрерывного мониторинга состояния общеобразовательной организации с позиции профилактики идеологии экстремизма и терроризма.

Еще одним из значимых субъектов профилактики экстремистской деятельности являются органы внутренних дел, и в частности полиция. Федеральный закон от 7 февраля 2012 г. № 3 «О полиции» [7] к обязанностям полиции относит (ст. 12): принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан. Эти же задачи по противодействию экстремистской деятельности по п. 1 Указа Президента России «Вопросы организации полиции» [8] от 01.03.2011 № 250 отнесены к деятельности подразделений, организаций и служб, входящих в полицию. В соответствии со ст. 13 данного Указа к полномочиям территориального органа МВД России по субъекту РФ отнесено принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Среди подразделений полиции (сотрудников) важное место занимают подразделения по делам несовершеннолетних как основное звено в организации предупреждения и пресечения правонарушений среди несовершеннолетних, что обусловлено как их многочисленностью, так и наибольшей приближенностью к населению административного участка. Они проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в пп. 4-14 п. 1 ст. 5 закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9], а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних или отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними. Соответствующие права и обязанности должностных лиц ПДН изложены в ст. 21 вышеуказанного закона, а также в ведомственной «Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утверждаемой приказом МВД России [10].

Одним из направлений деятельности должностных лиц ПДН по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, своевременному выявлению и устранению

причин и условий, способствующих их совершению, является оказание содействия администрации образовательных учреждений в организации правовой пропаганды. Также должностные лица ПДН должны проводить встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступать в образовательных учреждениях, в СМИ по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируя позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел (полиции).

При организации деятельности служб и подразделений полиции по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде необходимо принимать во внимание и использовать положительный опыт, накопленный в зарубежных странах. Так, в США главные исполнители программ предупреждения преступности - местные полицейские органы и жители. При каждом полицейском управлении действует своя общественная палата из представителей этнических общин и религиозных лидеров. Представители правозащитных организаций часто на общественных началах являются советниками начальника полиции в городе [11].

В школах Великобритании имеется учитель, ответственный за связь с полицией, а в полицейском участке - сотрудник, отвечающий за взаимодействие со школой. Поощряется совместная подготовка полицейских и учителей на базе школ района с целью помочь молодежи понять принципы и функции поддержания правопорядка, т. к. обеспечение общественного порядка во многом зависит от одобрения действий полиции.

С целью предупреждения преступлений несовершеннолетних, в т. ч. экстремистских действий, в программы образовательных учреждений Германии введены дополнительные занятия. В школах и гимназиях уроки проводят учителя, сотрудники полиции, представители иных властных структур. Проведение занятий в учебных заведениях способствует выработке у подростков благоприятного отношения к полиции [12].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости системного, комплексного подхода к организации профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию экстремистской деятельности. Деятельность социальных институтов, включая органы государственной власти, образовательные учреждения, просветительские организации, средства массовой информации и др., должна быть направлена на своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Важным направлением должно стать выстраивание новой стратегии управления межнациональными отношениями, миграционной и молодежной политикой, повышение уровня готовности специалистов к деятельности по воспитанию у молодежи толерантного сознания в части расширения знаний в области психологии, религии, права и педагогики.

Итак, основным направлением государственной политики следует считать именно систему профилактики экстремизма как явления, сопровождающего современное развитие государства и общества. От уровня своевременно проводимой на местах органами власти профилактической работы, нацеленной на предупреждение проявлений политического экстремизма, во многом зависят стабильность и социальное благополучие населения, проживающего в каждом конкретном населенном пункте.

Литература

1. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 21.07. 2014). Ст. 3.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 // Российская газета. - 21.06.2012. - № 139.

3. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 21.12.2013) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»// Российская газета. - 2004. - № 230.

4. Магомедов М.А., Муртазалиев А.М. Проблемы теории и практики правового воспитания молодежи // Вестник ДГУ. Сер. 3: Общественные науки. 2014. - № 2. -С. 34-38.

5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации // Казанский педагогический журнал. - 2015. 6(3). - С. 48-51.

6. Угарова Н.М. Региональный опыт работы общеобразовательных организаций по профилактике идеологии экстремизма // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3 (116). - С. 72-79.

7. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2012 г. № 3 // СПС «Консультант Плюс».

8. Вопросы организации полиции:Указ Президента России от 01.03.2011 № 250 // СПС «Консультант Плюс».

9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999№ 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // СПС «Консультант Плюс».

10. Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 // СПС «Консультант Плюс».

11. Анисимов Р.Ю. К вопросу использования зарубежного опыта по профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2016. - № 14-1. - С. 211-213.

12. Гребенкин Е.В.Современные методы профилактики конфликтов в системе образования ФРГ: специфика и перспективы трансформации // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С.88.

References

1. O protivodejstvii ehkstremistskoj deyatel'nosti: Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ (red. ot 21.07. 2014). St. 3.

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta sredne-go (polnogo) obshchego obrazovaniya: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 // Rossijskaya gazeta. - 21.06.2012. - № 139.

3. Ukaza Prezidenta RF ot 13.10.2004 № 1313 (red. ot 21.12.2013) «Voprosy Minis-terstva yusticii Rossijskoj Federacii»// Rossijskaya gazeta. - 2004. - № 230.

4. Magomedov M.A., Murtazaliev A.M. Problemy teorii i praktiki pravovogo vospita-niya molodezhi // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya3: Obsh-chestvennye nauki. - 2014. - № 2. - S.34-38.

5. Muhametzyanova F.SH., SHajhutdinova G.A. Proektirovanie deyatel'nosti obrazo-vatel'nyh organizacij po profilaktike vovlecheniya molodezhi v ehkstremistskie organizacii // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. 6(3). - S. 48-51.

6. Ugarova N.M. Regional'nyj opyt raboty obshcheobrazovatel'nyh organizacij po profilaktike ideologii ehkstremizma // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2016. -№ 3 (116). - S. 72-79.

7. O policii: Federal'nyj zakon ot 7 fevralya 2012 g. № 3 // SPS «Konsul'tant Plyus».

8. Voprosy organizacii policii: Ukaz Prezidenta Rossii ot 01.03.2011 № 250 // SPS «Konsul'tant Plyus».

9. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershenno-letnih: Federal'nyj zakon ot 24.06.1999 N 120-FZ (red. ot 26.04.2016) // SPS «Konsul'tant Plyus».

10. Instrukcii po organizacii raboty podrazdelenij po delam nesovershennoletnih or-ganov vnutrennih del: Prikaz MVD Rossii ot 15.10.2013 N 845 // SPS «Konsul'tant Plyus».

11. Anisimov R.YU. K voprosu ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta po profilaktike proyavlenij ehkstremizma v molodezhnoj srede // Aktual'nye problemy bor'by s prestuple-niyami i inymi pravonarusheniyami. - 2016. -№ 14-1. - S. 211-213.

12. Grebenkin E.V. Sovremennye metody profilaktiki konfliktov v sisteme obrazova-niya FRG: specifika i perspektivy transformacii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pe-dagogicheskogo universiteta. - 2010. -№ 1. - S.88.

Поступила в редакцию 17 ноября 2016 г.

UDC 34.096

DOI: 10.21779/2500-1930- 2016-31-4-69-77

Theoretical and legal bases of extremism prevention as the ways of combating extremism in Russian Federation

V.T.Azizova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; vik_aziz@mail.ru

The purpose of article is to analyse theoretical and legal bases of extremism prevention as the means of counteraction to extremism in the Russian Federation. The article states the necessity of terminological unification of legislative definitions for the considered sphere. During the research the basic principles of prevention of extremist activity among young people with the help of educational institutions were considered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The most important results of the research are: 1) measures of prevention of extremist activity can be classified by various bases; 2) the most effective measures of prevention of mainly religious-political extremism are designated; 3) the role of law-enforcement bodies and educational institutions in prevention of extremist activity among young people is proved; 4) the system of measures of preventive activity in the foreign states is analysed.

The conclusion about the necessity of a systemic integrated approach to the organization of the preventive actions directed to neutralization of extremist activity is essential. Work of social institutions, including public authorities, educational institutions, educational organizations, mass media, etc. has to be directed to timely identification and elimination of the reasons and conditions promoting extremist activity.

The research was held by using following methods: formal legal, systemic, comparative legal, separate logical methods, ways of interpretation of normative documents. The article has theoretical character and investigates separate theoretical legal aspects of extremist activity prevention.

Keywords: extremism, prevention, law-enforcement bodies, educational institutions, legal prophylactics.

Received17November, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.