УДК 343.32
Е.О. Винниченко
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В настоящей статье на основе анализа данных социологического опроса студентов Института государства и права и Финансово-экономического института Тюменского государственного университета выявляются актуальные аспекты борьбы с экстремизмом и его проявлениями на территории Российской Федерации. Обосновывается необходимость совершенствования профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма в молодежной среде. Кроме того, обосновывается необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на выявление и предупреждение правонарушений экстремистской направленности, именно с несовершеннолетними в учреждениях среднего и среднего профессионального образования.
На основе проведенного исследования формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленные на повышение эффективности профилактических мер в борьбе с экстремизмом. Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних».
Ключевые слова: экстремизм, профилактика, молодежь, несовершеннолетние, правовое регулирование.
Ye.O. Vinnichenko IMPROVING THE SYSTEM OF EXTREMISM PREVENTION AMONG
THE YOUTH
In this paper on the basis ща еру analysis of the sociological survey of students of the Institute of State and Law and the Financial and Economic Institute of Tyumen State University relevant aspects of the fight against extremism and its manifestations within the territory of the Russian Federation are revealed. The necessity of improving preventive measures aimed at preventing extremism among the youth is given grounds. In addition, the necessity of preventive measures aimed at detecting and preventing crime of extremist character especially that among minors in secondary and secondary vocational education is given grounds.
On the basis of the conducted research proposals to improve the existing legislation aimed at improving the effectiveness of preventive measures in the fight against extremism are formulated. Amendments tp the Federal law of 24.06.1999, № 120-FZ «On the principles of prevention of child neglect and juvenile delinquency» are proposed.
Keywords: extremism, prevention, youth, minors, legal regulation.
Российское государство практически на каждом этапе своего развития сталкивалось с проявлениями экстремизма в различных формах, политика и методы борьбы с этим явлением менялись в зависимости от складывающейся социально-политической и экономической обстановки. И в настоящее время противодействие экстремизму остается приоритетным направлением в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с экстремизмом [1]. Стоит отметить, что в современном мире экстремизм часто используется как инструмент геополитики для передела сфер влияния. Экстремизм посягает на права и свободу граждан, а подчас на их жизнь, несет угрозу национальной безопасности, способен кардинально разбалансировать политическую, экономическую и социальную системы.
20 ноября 2014 г. в Кремле под председательством Президента Российской Федерации состоя-
лось очередное заседание Совета Безопасности Российской Федерации [2]. В ходе заседания В.В. Путин отметил, что распространение экстремистских идей для такой многонациональной страны, как Россия, может иметь необратимые последствия. Поэтому нужно последовательно, глубоко и настойчиво заниматься его профилактикой, искоренять предпосылки этого явления, своевременно выявлять причины, способные спровоцировать конфликты на национальной, социальной или религиозной почве.
Исследованием проблем экстремизма в Российской Федерации занимаются многочисленные ученые и государственные деятели. Проблематике экстремизма посвятили свои диссертационные исследования такие ученые, как К.В. Геворкова, С. Н. Фри-динский, И.Н. Сенин, Е.В. Круглова О.В. Рябцев, Е.П. Сергун, И.Д. Лопатин, В.В. Ревина, К.В. Геворкова, И.В. Вехов и другие. В области противодействия экстремизму написано множество научных статей, такими авторами как: О.А. Андреева [3], И.С. Макеева [4], Е.В. Сальников, Е.В. Гнедов, И.М. Мацкевич, Д.В. Солопченко [5]. Однако вопросы предупреждения и раннего выявления правонарушений экстремистской направленности в молодежной среде изучались недостаточно полно.
Специалисты, исследующие специфику социализации молодого поколения современной России, отмечают неуклонное снижение культурного уровня основных возрастных и социально-демографических групп населения России, рост аполитичности молодых людей, их отстраненности от участия в решении социальных проблем общества, снижение уровня социальной и политической сознательности и активности [6, с. 27].
В ходе проведения исследования в области предупреждения и раннего выявления правонарушений экстремистской направленности в молодежной среде проводился социологический опрос студентов первого курса Института государства и права Тюменского государственного университета и студентов второго курса Финансово-экономического института Тюменского государственного университета. При опросе студентам было задано два простых вопроса: «Что такое экстремизм?» и «Чем он опасен для общества и государства?». В итоге из 523 опрошенных человек на поставленные вопросы четко смогли ответить только 35 человек (6,7%). Большинство студентов вообще не понимают, что такое экстремизм (экстремистская деятельность), в чем он выражается и чем отличается от терроризма.
Стоит отметить, что неосведомленные молодежные группы легко поддаются деструктивному воздействию экстремистской направленности. Они просто не осознают всей опасности экстремистских движений, а иногда даже не отличают экстремистскую деятельность от законопослушного поведения. Именно поэтому экстремистские организации одним из приоритетных направлений своей деятельности, считают работу в молодежной среде. Основными целями такой деятельности являются: насаждение экстремистской идеологии и увеличение численности радикально настроенной молодежи.
Анализ статистических данных показывает, что более 80% лиц, совершивших правонарушения экстремистской направленности, - молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. На учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. По экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет [7].
Представляется, что основная масса профилактических мероприятий, направленных на выявление и предупреждение правонарушений экстремистской направленности, должна проводиться именно с несовершеннолетними в учреждениях среднего и среднего профессионального образования.
Необходимо учитывать, что агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остается без должного внимания, то может закрепиться или обостриться по
мере взросления индивида. Следовательно, чем своевременнее проводится работа с «моделями» агрессивного поведения, тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни [8].
По данным Фонда социальных технологий «Содействие и партнерство», проводившего опрос школьников различных регионов страны, 20% детей против законодательного запрещения нацистской символики, 21% - знакомы с литературой профашистского толка, 6% - полностью разделяют взгляды отечественных фашистов, а 25% разделяют их частично. И, по данным исследователей, основным возрастом приобщения лица к актам уголовно наказуемого экстремизма является период 16-18 лет -37%, а в целом 14-25 лет - 92% [9].
Стоит отметить, что для профилактики экстремизма несовершеннолетних создана хорошая законодательная база. Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации [10], общепризнанных нормах международного права. Основополагающим законом, регулирующим профилактическую деятельность на федеральном уровне, является Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беззазорно-сти и правонарушений несовершеннолетних».
Указанный Федеральный закон определяет основные задачи и принципы деятельности по профилактике беззазорности и правонарушений несовершеннолетних, структуру органов и учреждений системы профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних, основания проведения индивидуальной профилактической работы, основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних и т.д. [11]. Также некоторые аспекты профилактической деятельности отражены и в других федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации.
На региональном уровне профилактическая деятельность регламентируется законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Основополагающим актом, регламентирующим профилактическую деятельность в субъектах Российской Федерации, как правило, является региональный закон «О системе профилактики беззазор-ности и правонарушений несовершеннолетних». В Тюменской области это закон Тюменской области от 06.10.2000 г. № 205 «О системе профилактики безза-зорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в Тюменской области» [12]. Согласно указанному закону, областную систему профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные органы исполнительной власти Тюменской области, органы
местного самоуправления, организации, подведомственные вышеуказанным органам, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также иные органы и организации, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Однако стоит отметить, что Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних» [11] не регламентирует механизмы выявления потенциальных правонарушителей (экстремистов) и методы ведения профилактической работы с несовершеннолетними, отсутствует общий алгоритм действий для образовательных учреждений при выполнении обязанностей по профилактике без-зазорности и правонарушений несовершеннолетних.
Региональное законодательство в этой области также дублирует нормы Федерального закона, предоставляя выбор профилактической стратегии образовательным учреждениям. Таким образом, каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет стратегию и методы профилактического воздействия. При проведении профилактических мероприятий в одних образовательных учреждениях делается акцент на правонарушения несовершеннолетних экстремистской направленности, в других на правонарушения связанные с употреблением спиртных напитков и наркотических средств и т.д. На наш
Законодательная регламентация профилактических стандартов даже на региональном уровне позволит образовательным учреждениям комплексно и своевременно выявлять проблемные группы учащихся, в том числе и радикально настроенные группы.
В зарубежном опыте подобные стандарты раннего выявления и предупреждения правонарушений несовершеннолетних активно применяются уже на протяжении многих лет. Так, например, в США особую роль в программах предупреждения правонарушений, разработанных супругами Шелдоном и Элеонорой Глюк, играли так называемые «предсказывающие таблицы» (prediction tables). Они утверждают, что наиболее удобен для выявления потенциального правонарушителя момент поступления ребенка в школу (в США это - 6 лет). Именно тогда должно быть проведено его тщательное обследование, после которого с помощью «предсказывающих таблиц» будет точно установлена его будущая преступность или законопослушность. В одной из таблиц Глюков отражены следующие факторы: наблюдение матери за ребенком, дисциплинирующее влияние отца, единство семейной группы и т.д. Каждый из этих факторов определялся как находящийся в плохом, среднем или хорошем состоянии. По состо-
взгляд, для более эффективной профилактической работы образовательных учреждений необходимо разработать единые, нормативно регламентированные стандарты профилактической деятельности образовательных учреждений. В связи с этим, представляется целесообразным расширить компетенцию органов, осуществляющих управление в сфере образования, и отнести к их ведению разработку и внедрение в образовательные учреждения мер, направленных на раннее выявление и профилактику подростковых правонарушений, при этом необходимо особо выделить правонарушения экстремистской направленности.
Реализовать вышеуказанное предложение можно путем внесения в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних» следующих изменений: ч. 1 статьи 14 дополнить пунктом 9 следующего содержания: «разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений систему мер, направленных на выявление и профилактику правонарушений несовершеннолетних». Эффективность предлагаемого нововведения может быть также апробирована на уровне субъектов Российской Федерации путем внесения аналогичных изменений в региональное законодательство «О системе профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». янию этих факторов они определяли склонность к совершению правонарушений исследуемых [13].
Стоит отметить, что комиссия по вопросам молодежи Нью-Йоркского муниципалитета нашла глюковский метод обнаружения потенциальных правонарушителей «крайне эффективным» и рекомендовала применять его во всех школах города.
Изучение опыта организации профилактической работы во Франции позволяет сделать вывод о том, что ведущим направлением профилактической деятельности является диагностическо-профилактическое, т.е. всестороннее изучение подростков, склонных к правонарушениям и их совершивших, с последующей разработкой программ помощи данным детям [13].
Стоит отметить, что предлагаемый вариант совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних прост и понятен, а самое главное - не требует больших финансовых затрат, создания новых органов и учреждений. Для успешной профилактической работы с правонарушениями экстремистской направленности достаточно организовать и систематизировать деятельность уже существующих субъектов профилактики. Что позволит на ранних стадиях выявлять потенциальных экстремистов и проводить с ними определенный комплекс профилактических мероприятий.
Пристатейный библиографический список
1. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12.05.2009, N 537 // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. N 20. Ст. 2444.
2. <Совет безопасности Российской Федерации> http://www.scrf.gov.ru. (дата обращения: 25.01.2014)
3. Андреева О.А. Региональная правовая политика преодоления экстремизма в молодежной среде: реалии и прогнозы // СПС Консультант плюс.
4. Макеева И.С. Экстремизм как уголовно-правовая категория // СПС Консультант плюс.
5. Солопченко Д.В. Новые тенденции развития законодательства об экстремизме и терроризме в Российской Федерации и за Рубежом // СПС Консультант плюс.
6. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде: коллективная монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. - 260 с.
7. Сергеева Ю.В. Роль органов внутренних дел в системе противодействия молодежному экстремизму // Административное право и процесс. 2014. № 1.
8. Кузьмин А.В. Административно-правовое противодействие экстремизму в молодежной среде // Административное право и процесс. 2011. N 6.
9. Васильев Ф.П., Анисимов Р.Ю. Роль подразделений полиции по делам несовершеннолетних в пресечении экстремизма // Административное право и процесс. 2013. № 3.
10. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
11. Федеральный закон «Об основах системы профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. N 26. Ст. 3177.
12. Закон Тюменской области «О системе профилактики беззазорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в Тюменской области» от 06.09.2000 г. № 205 (ред. от 11.10.2013) // Вестник Тюменской областной Думы. 2000. № 9.
13. Залетов Ю.С. Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательной и специальной школах: Дисс. ... к.социол.н. - Ярославль, 2007.
КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343+343.98
О.В. Полстовалов
ОСНОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИИ
В статье раскрываются методологические подходы к получению объективных данных о качественных и количественных измерениях коррупции в современной России. Автор пытается определить основные параметры актуализации проблемы борьбы с коррупцией в связи с все возрастающей степенью ее опасности для российского государства.
Ключевые слова: коррупция, государственная политика, криминалистика, исследования, методология, предупреждение преступлений, криминалистическая характеристика.
O.V. Polstovalov
GROUNDS FOR FORENSIC INVESTIGATION OF CORRUPTION
This article describes the methodological approaches to obtain objective data on the qualitative and quantitative dimensions of corruption in modern Russia. The author tries to define the basic parameters of the actualisation of the problem of the fight against corruption in connection with the increasing degree of its danger to the Russian state.
Key words: corruption, public policy, forensics, research, methodology, prevention of crime, forensic characteristics.
Криминалистическая характеристика в традиционном ее понимании, как на уровне методологических оснований ее формирования, так и на уровне конечного прикладного выхода конкретных зависимостей между ее элементами, не в полной мере отражает истинную сущность коррупционных преступлений [1]. Исследования отдельных сегментов преступности подобной направленности так и не преодолели частного уровня, будучи вырванными из системы взаимозависимостей и взаимосвязей с другими подобными или совершенно отличными посягательствами. Иными словами, системный характер коррупционных преступлений не нашел полного и соответствующего реальной действительности отражения на уровне основного инструментария криминалистического обеспечения процесса расследования - криминалистической характеристики.
При этом криминалистическое участие в общей стратегии по нейтрализации и устранению причин коррупции в современной России должно быть интегрировано в систему совместных усилий в этом направлении представителей других наук. Тем не менее, именно представители наук криминального цикла способны стать своего рода локомотивом в совместной разработке стратегии развития добросовестного государственного управления и ведения бизнеса в современных условиях. Остаточный принцип противодействия коррупции неэффективен, поскольку предполагает не нейтрализацию и устранение причин и условий самого явления, а борьбу с их следствием - коррупцией. Поэтому, признавая приоритет предупреждения самого явления коррупции на уровне устранения и нейтрализации его детерминант, нельзя отказываться от необходимости объ-