Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДЬИ: ВОПРОСЫ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДЬИ: ВОПРОСЫ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СУДЬИ / IDENTITY OF THE JUDGE / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / PROCEDURAL ACTION / МОРАЛЬ / MORALS / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / CRIMINAL LAW / СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TRIAL / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL SYSTEM / СУДОПРОИЗВОДСТВО / LEGAL PROCEEDINGS / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кизирбозунц Т.М.

Эффективность правосудия в судопроизводстве представляет собой способность судов (и судей - носителей судебной власти) активно и профессионально разрешать задачи и достигать цели, поставленные законом, при помощи процессуальных средств. Эффективность судопроизводства по гражданским делам, например, достигается за счёт применения процессуально-обеспечительных мер (обеспечение иска, обеспечение доказательств), за счёт точного соблюдения гражданской процессуальной формы. Для высокого авторитета судебной власти в судейском сообществе должно быть больше действующих влиятельных судей. Влияние всегда обеспечивает результат без применения принуждения силой власти. Чем больше будет в судебной системе влиятельных судей, тем стабильнее и увереннее будет функционировать судебная система. Органам судейского сообщества следует разработать меры по повышению индивидуального влияния судей, избрав на первый период способ влияния примером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEORETIKO-PRAVOVYE OF THE BASIS OF EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF JUSTICE AND FORMATION OF THE POSITIVE IMAGE OF THE FEDERAL JUDGE: QUESTIONS OF POSITIVE THINKING

Efficiency of justice in legal proceedings represents ability of courts (judges - carriers of judicial authority) actively and professionally to resolve tasks and to achieve the objects set by the law by means of procedural means. Efficiency of legal proceedings on civil cases, for example, is reached due to application of procedural interim measures (providing the claim, providing proofs), due to exact observance of a civil procedural form. For high authority of judicial authority in judicial community has to be more than the acting influential judges. Influence always provides result without coercion application with force of the power. The more will be in judicial system of influential judges, the more steadily and the judicial system will function more surely. Bodies of judicial community should develop measures for increase of individual influence of judges, having elected to the first period a way of influence an example.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДЬИ: ВОПРОСЫ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Т.М. КИЗИРБОЗУНЦ, федеральный судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ФЕДЕРАЛЬНОГО

СУДЬИ: ВОПРОСЫ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Эффективность правосудия в судопроизводстве представляет собой способность судов (и судей — носителей судебной власти) активно и профессионально разрешать задачи и достигать цели, поставленные законом, при помощи процессуальных средств. Эффективность судопроизводства по гражданским делам, например, достигается за счёт применения процессуально-обеспечительных мер (обеспечение иска, обеспечение доказательств), за счёт точного соблюдения гражданской процессуальной формы. Для высокого авторитета судебной власти в судейском сообществе должно быть больше действующих влиятельных судей. Влияние всегда обеспечивает результат без

T. M. KIZIRBOZUNTS, federal judge of Railway district court of Ulyanovsk

TEORETIKO-PRAVOVYE OF THE BASIS OF EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF JUSTICE AND FORMATION OF THE POSITIVE IMAGE OF THE FEDERAL JUDGE: QUESTIONS OF POSITIVE THINKING

Efficiency of justice in legal proceedings represents ability of courts (judges - carriers of judicial authority) actively and professionally to resolve tasks and to achieve the objects set by the law by means of procedural means. Efficiency of legal proceedings on civil cases, for example, is reached due to application of procedural interim measures (providing the claim, providing proofs), due to exact observance of a civil procedural form. For high authority of judicial authority in judicial community has to be more than the acting influential judges. Influence always provides result without coercion application with force of the power. The more will be in judicial system of influential judges, the more steadily and the judicial

применения принуждения силой власти. Чем больше будет в судебной системе влиятельных судей, тем стабильнее и увереннее будет функционировать судебная система. Органам судейского сообщества следует разработать меры по повышению индивидуального влияния судей, избрав на первый период способ влияния примером.

Ключевые слова: личность судьи, процессуальное действие, мораль, профессионализм, нравственность, уголовный закон, судебный процесс, судебная система, судопроизводство, справедливость.

system will function more surely. Bodies of judicial community should develop measures for increase of individual influence of judges, having elected to the first period a way of influence an example.

Keywords: identity of the judge, procedural action, morals, professionalism, moral, criminal law, trial, judicial system, legal proceedings, justice.

Судья - главное звено в совершенствовании судебной власти. Правосудный судья сохраняет свой профессионализм, соответствие нравственно-этическим требованиям Закона «О статусе судей в РФ» и Кодексу судейской этики и тогда он и его судебная деятельность будут целостны и совместимы с функцией судебной власти. Исследование показало, что некоторая часть судей допускает совершение поступков, позорящих честь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти. Однако досрочное прекращение полномочий по перечисленным основаниям, ранее предусматривавшихся в п.п. 9 п.1 ст. 14 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», Законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ как основание для прекращения полномочий, исключено, чем продемонстрировано, что такие проступки абсолютно недопустимы в судейском сообществе. То обстоятельство, что убрано указанное основание для досрочного прекращения полномочий судьи говорит о том, что теперь действительно необходимо создать некий документ, дополняющий Кодекс судейской этики, который бы создавал возможности улучшать свойства личности судьи - носителя судебной власти.1

Разработка перечня основных критериев личности судьи должна

1 См.: Кузьмина М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по граждан-

ским делам в свете судебно-правовой реформы. // Арбитражный и гражданский процесс, 2007, № 2. С.13.

быть проведена с привлечением учёных различных отраслей науки, а не только - правовой. Этот перечень станет основой для создания модели эталонной (образцовой) личности судьи - носителя судебной власти. Разработанная модель эталонной (образцовой) личности судьи необходима вузам, специализирующимся на подготовке кандидатов в судьи и переподготовки действующих судей.

Учебную программу в этих вузах целесообразно составить так, чтобы обучающиеся понимали, как и почему общие социальные и нравственно-этические характеристики, свойства социальной личности гражданина в личности судьи - носителе судебной власти трансформируются в специфические нормативно-правовые установки, в своеобразные черты судьи, помогающие осуществлению защиты человека, его прав и свобод.

Для высокого авторитета судебной власти в судейском сообществе должно быть больше действующих влиятельных судей. Влияние всегда обеспечивает результат без применения принуждения силой власти. Чем больше будет в судебной системе влиятельных судей, тем стабильнее и увереннее будет функционировать судебная система. Органам судейского сообщества следует разработать меры по повышению индивидуального влияния судей, избрав на первый период способ влияния примером. Желательно, чтобы судебная система имела не только влиятельных судей по

месту их жительства и работы, но и широко известных.2

Известность судьи, как и престиж судьи, есть показатель значимости его в обществе, его популярности, чувства гарантированного к нему уважения, которые он вызывает в людях при непосредственном с ним общении. Это положительное восприятие отдельных судей следует умело показывать как нравственно-этическую ценность для общества. В судейском сообществе России есть судьи, которых можно представить обществу. Признание нового взгляда на исполнение судебных решений состоит в восприятии этого судебно-процессуального этапа как заключительного в высшем уровне защиты прав граждан - судебной защите. Состояние с реальным исполнением актов судебной власти по гражданским делам о присуждении таково, что граждане России вынуждены обращаться в Европейский Суд по правам человека, не получив защиты от национальных судов.

Европейский суд создал прецедент подтверждения, что именно суды должны завершать реальное исполнение своих решений и нести ответственность за неисполнение. Процедура по защите прав завершается не оглашением решения, приговора, постановлением, а его исполнением.

Таким образом, новизна оценки положения принудительного испол-

2 См.: Радченко В.М. Защита прав граждан - основная цель судебной реформы. // Юридический мир, 2005, № 12. С. 23.

нения и суть этапа исполнения судебных решений в России состоит в том, что реальное исполнение судебных решений есть проявление высшего уровня защиты прав граждан в России, защиты судебной властью, поэтому извлекать важнейшую её часть и вмонтировать в другую ветвь власти для государства непозволительное упрощение, так как от качественной деятельности органов судебной власти, способных своими силами и средствами реально защитить на высочайшем уровне права граждан, зависит спокойствие граждан, сила государственной власти в целом и величие госу-дарства.3 Более того, уместно включить преподавание курса «Судебная власть» в число предметов, преподаваемых в вузах, старших классах общеобразовательных школ, с целью повышения уровня правовой культуры населения, и с тем, чтобы молодёжь - будущее нашей страны входило в большую жизнь со знанием о существовании учреждений судебной власти на обширной территории страны, куда они могут прибегнуть для получения защиты своих прав, свобод и законных интересов.4

3 См.: Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России / Автореф. дисс... докт. юрид. наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2009.

4 См.: Жуйков В.М. «Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию». -

М.: Статут, 2006. С.1 .

Суд - место рассмотрения конфликтов, на основе которых возникают споры, складываются сомнительные ситуации, совершаются преступления, приводящие людей в судебные учреждения и ставящие их перед лицом носителя судебной власти. Судья, благодаря позитивному мышлению, становится над конфликтующими, не присоединяясь ни к одной из сторон. Он выше, он мудрее, поскольку ему известно, что конфликты создают расколотую личность. Позитивное мышление, возникшее на базе профессионализма судьи, позволяет ему работать без противостояния (ему нужно думать и работать справедливо, объективно, не заинтересованно) без противостояния сторон (сторонам) и вынести законное решение. Без такого противостояния судья сохраняет совместимость с функцией судебной власти.5

Что же из себя представляет позитивное мышление? Позитивное мышление, по нашему мнению, есть мышление ума, освободившегося от злобы, мести, ненависти, стяжательства и гордыни, а также от суетности, напряжения, и поддержание его в состоянии равновесия, что оказывает благотворное воздействие на окружающих. Судья, хотя и привыкает профессионально (как бы отключая эмоции) смотреть на иссле-

5 Права человека в России: декларации, нормы и жизнь (Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека) // Государство и право. - 2000. -№ 4. С. 34.

дуемые и оцениваемые им события, тем не менее, нередко «проживает» или переживает вместе с участниками процесса их просчёты, ошибки, падения, так как в период рассмотрения дела эти «чужие» дела становятся на определенный период частью его жизни. И происходит так, что судья не только влияет на чью-то судьбу, но и профессия судьи влияет на его собственную жизнь.6 И случается, что судья начинает кому-то «помогать», усугубляя тем самым положение другой стороны и своё собственное состояние, допуская ошибки и прочёты.

Судья, работающий с судебным делом, к моменту его рассмотрения в предусмотренном законом процессуальном порядке, должен иметь полное представление об альтернативных вариантах наиболее оптимального проведения процессуальных действий и разрешения спора с учётом конкретной ситуации по данному делу и гибко применять предоставленные процессуальным законом правовые и организационные возможности, правоприменительную практику.7

Оптимизация не должна проводиться недопустимыми средствами. Она предполагает создание нормальных условий для работы судьи - без сверхнормативных перегру-

6 См. напр.: Андреев И.Д. О методах научного анализа. - М. - 1964; Пойа Д. Математика и правдоподобие рассуждения. - М. - 1957.

7 См.: Доценко Ю.В. К вопросу о системном подходе к организационному обеспечению судов общей юрисдикции // Российский судья, 2006, №12. С. 23.

зок. Достичь оптимизации судебной деятельности можно при высоких профессиональных знаниях судьи и его способности к комплексному анализу процессуального законодательства и практики его применения. Оптимизация гражданского судопроизводства и деятельности судов в целом - это целесообразное и уместное применение инструментов механизма, созданного процессуальными нормами и учитывающего совокупность всех других факторов, возможно влияющих на судопроизводство (например, при рассылке повесток и извещений судья и секретарь должны учитывать время работы почтовых учреждений и режим работы разносчиков почты).

Эффективность правосудия в судопроизводстве представляет собой способность судов (и судей - носителей судебной власти) активно и профессионально разрешать задачи и достигать целей, поставленных законом, при помощи процессуальных средств. Эффективность судопроизводства по гражданским делам, например, достигается за счёт применения процессуально-обеспечительных мер (обеспечение иска, обеспечение доказательств), за счёт точного соблюдения гражданской процессуальной формы.

Эффективности уголовного судопроизводства в значительной мере способствует вырабатываемый судебной властью принцип созидательной деятельности. Оптимальное и эффективное рассмотрение каждого конкретного дела являет собой знак уважительного отношения государства к гражданам, участвовав-

шим в данном деле). Детальное изучение и профессиональное применение принципа созидательной деятельности суда.8

Судебная власть - сложное социальное явление, поэтому и понятие ее также сложно. Судебную власть можно рассматривать с разных позиций: организации, функционирования, реализации и ее роли в обществе. Характер, направление деятельности и роль позволяют признать, что судебная власть, что судебная власть заявляет о себе как о политико-социально-правовом яв-лении.9 Её надлежащая организация и функционирование на современном этапе имеют, по нашему мнению, первостепенное значение. В статье 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991г. в г. Москве записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решение и давление должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемление права граждан, могут быть обжалованы в суд».

Действовавшая до декабря 1993 г. Конституция Российской Федера-

8 См.: Лебедев В. Расширение доступа к правосудию - дна из целей судебной реформы // Российская юстиция. 1999. № 9. С. 2.

9 См.: Петров С.М., Грудцыта Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. № 7. С. 1422.

ции в статье 3 закрепила принцип разделения законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Это был, конечно, необходимый шаг, но не самый главный. Когда речь идет о системном подходе к государственной власти, ограничиваться одной лишь фиксацией разделения органов государственной власти недостаточно. Следует, по мнению автора, сделать следующий обязательный шаг: закрепить в Основном законе страны механизм взаимного контроля и сдерживания органов государственной власти.

Компетентные и официальные лица нелегко приходили к единому мнению - о целесообразности создания самостоятельной судебной власти. Так, в президентском проекте Конституции в статье 4 говорилось о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей. Однако, в этом же проекте глава 7 называлась «Правосудие». Вместе с тем, известно, что правосудие и судебная власть - понятия не идентичные. Это, видимо, не было случайной подменой понятий, так как статья 80 проекта предполагала, что часть функций судебной власти будет принадлежать президенту: именно президент должен был стать арбитром в спорах между государственными органами, утверждать своим решением достигнутые соглашения по спорным вопросам.10

10 См.: Власов А.Л. Актуальные проблемы совершенствования гражданского и арбитражного судопроизводства на современном этапе // Проблемы защиты

В проекте Конституции, предложенном парламентом, также предполагалось провозгласить судебную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, но ограничились провозглашением принципа разделения властей и созданием Конституционного суда, указав его полномочия (ст. 6 и ст. 100). Институтом юстиции Российской правовой академии был предложен иной проект главы, касающийся деятельности судебной власти. Этот вариант подчеркивал самостоятельность судебной власти, независимость от других органов государственной власти, ее назначение - судебную защиту прав и свобод, излагал основные принципы деятельности.11

После всенародного обсуждения различных проектов Конституции, позиций, оценок и взглядов на отдельные положения, в том числе на власть и ее разделение, путем референдума была принята 12 декабря 1993 года новая Конституция, действующая ныне, которая провозгласила и юридически закрепила наличие в Российской Федерации самостоятельной судебной власти. Конституция первыми ценностями назвала права и свободы человека и гражданина, объявила, что они

прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2002. С. 250.

11 См.: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. К вопросу о признании прав человека комплексной отраслью российского права // Государство и право. 2009. № 1. С. 23-35.

«определяют смысл, содержание и применение законов» (ст. 19) и «гарантировано обеспечиваются судебной защитой» (ст. 46).

Впервые судебной власти, основам ее устройства, направлениям деятельности, принципам функционирования была отведена глава 7 «Судебная власть», что также подчеркивает ее самостоятельность, независимость, основательность, как и других двух ветвей власти: законодательной (гл. 5) и исполнительной (гл. 6). Конституция четко определила законность как стоящую перед судебной властью правового государства ближайшую цель и одновременно средство решения более широких задач.12

Судебная власть оказалась способной эффективно защищать законные права и интересы индивидов и, что не менее важно, принять деятельности государства легитимный характер, соответствующее правовое основание, без которого она рано или поздно вырождается в политический произвол и насилие над человеком и обществом. Непрестанный рост объема полномочий судебной власти создал предпосылки для осмысливания судебной власти в сочетании с понятием «полномочие».

Определение судебной власти происходит с позиции определенной отрасли правовых знаний, а в целом

12 См.: Кузьмина М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по граждан-

ским делам в свете судебно-правовой реформы. // Арбитражный и гражданский процесс, 2007, № 2. С. 18.

все определения способствуют пониманию сферы воздействия судебной власти на различные отношения, складывающиеся в обществе. Своей деятельностью судебная власть реализует волю государства через суды, корректирует поведение людей в соответствии с действующим законодательством в случае обращения в суд физических и юридических лиц за защитой нарушенного или оспоренного права. При этом судебная власть будет проявлять себя действенной властной силой, если её решения, приказы, постановления, предписания будут приводиться в исполнение реально. Согласно закону, повеления судебной власти, выраженные в судебных актах, имеют свойства общеобязательности (ст.6 Закона «О судебной системе РФ, ст. 13 ГПК РФ, ст. 392 УПК РФ), а в случае уклонения от обязательности исполнения акты судебной власти обеспечиваются принудительным исполнением. Эта особенность при определении понятия судебной власти также должна учитываться.

Поэтому судебную власть следует определить как функцию государства состоящую в способности и возможности государства защищать нарушенные или оспоренные права физических и юридических лиц, руководствуясь действующим законодательством, осуществляемую судами в предусмотренной законом процессуальной форме и обеспеченную принудительным исполнением. Государство также относится к категории юридических лиц, и его законные интересы тоже подлежат судебной защите.

Суть деятельности судебной власти сводится к всестороннему рассмотрению конфликта человека с правом, справедливому его разрешению на основании закона. Следовательно, судебная власть в Российской Федерации есть власть, полученная на правовой, конституционной основе, имеющая возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо (например, личностью, имуществом) в пределах действующего законодательства. Осуществляют судебную власть суды в предусмотренном законом процессуальном порядке. Большим завоеванием демократии и судебной власти является предоставленная законом носителям судебной власти возможность согласовывать своё мнение только с Законом и не прислушиваться к мнению высокопоставленных лиц, не бояться негодования, неудовлетворения, гнева и других последствий тех, кому акты судебной власти, судебное постановление неудобно, невыгодно. Судебная власть имеет юридическую возможность влиять на принятые решения законодательной властью, на управленческие и иные действия исполнительной власти, и уравновешивать их с помощью права.13

Уровень подготовки каждого судьи, судейского корпуса, численность хорошо подготовленных судей, их профессионализм, а также

13 См.: Грудцыта Л.Ю., Петров С.М. Власть и гражданское общество в России: взаимодействие и противостояние // Административное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 19-29.

понимание сотрудниками других структур, привлекаемых при осуществлении деятельности правосудия (прокуратура, адвокатура, органы предварительного расследования) - важная составляющая судебной системы. От правильно организованной деятельности, проводимых действий и принимаемых решений судьёй, лицами, участвующими в судопроизводстве, зависит, как будет работать судебная система, какие конечные результаты она будет иметь по защите прав и законных интересов граждан в ответ на затраченные усилия. Отсутствие подготовленного надлежащим образом судейского корпуса в состоянии легко «свести на нет» любые усилия по организации судопроизводства в стране. Подготовке же нового корпуса судей - процесс весьма длительной, сложный, трудоёмкий и дорогостоящий.

В силу необходимости иметь подготовленный в профессиональном отношении судейский корпус автором настоящей статьи предпринята попытка исследования состояния судейского корпуса с целью выявления имеющихся, но пока скрытых, возможностей его улучшения.14

Разнообразие дел и многоплановость работы современного российского судьи предполагает наличие у судьи общей и юридической эру-

14 Лагуткин A.B., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2-3. С. 6-10.

диции, умение принимать правильные решения в самых разнообразных ситуациях. Наряду со служебным долгом, судья имеет нравственный долг, заключающийся, прежде всего, в уважении к человеческому достоинству, справедливом отношении к человеку. В этом российский судья должен ориентироваться на Кодекс судейской этики.

Среди отличительных характеристик судьи важны также его коммуникативные способности — умение слушать и говорить, эмоциональная устойчивость и выдержка. Судья должен уметь организовывать судебный процесс и умело им руководить в рамках процессуального закона, в процессе разбирательства судебных дел проявлять такие качества как собранность, настойчивость. Для судьи профессионально значимо всю информацию, добытую в процессе рассмотрения дела, облечь в предусмотренные законом формы: решение, приговор, определение, частное определение, в которых проявляется общая культура речи, владение правовой терминологией, профессионализм в составлении письменных документов. Судья обязан равно относиться к сторонам, другим участвующим в деле лицам, обеспечивая справедливое ведение процесса, вынесение объективного, обоснованного, законного судебного акта и тогда судью будут характеризовать как справедливого.

Здесь отмечены далеко не все свойства, качества, черты, которыми должна отличаться личность судьи. Правовая система оценивается

обществом с точки зрения эффективности её деятельности, которая связывается с независимостью от всякого рода воздействий со стороны государственных органов, частных организаций, влиятельных лиц, - в конечном счете связывается с обеспечением реальной защиты нарушенных прав. Вот какие черты личности судьи, по мнению граждан, должны присутствовать и проявляться в личности судьи (они высказаны приватно): высокий интеллект и культурный уровень, вдумчивость, объективность, беспристрастность, справедливость, профессионализм в реализации судейских правомочий, личная честность, принципиальность, энергичность, целеустремлённость, вежливость, уравновешенность, невозмутимость, стрессоустойчивость, такт, добросовестность, независимость, самоорганизованность, неподкупность, гуманизм, трудолюбие, терпеливость, великодушие, выдержка, коммуникабельность. Гражданин, желающий стать судьёй или работающий в этой должности, обязан исключить черты характера и свойства, мешающие ему в надлежащем исполнении профессиональных обязанностей. К таким чертам отнесены: высокомерие, мстительность, грубость, злобность, заносчивость, завышенная самооценка, несобранность, развязность, низкий уровень интеллекта, неспособность к логическому мышлению, личная конфликтность, необязательность, моральная нечистоплотность, лживость.

Как видим, сформировать личность идеального судьи - задача

трудная. И на первом этапе следует создать модель эталонной личности судьи, имея для этого мотивированный свод критериев личности судьи, обсужденный на съезде судейского сообщества России, принятый как дополнение к Кодексу судейской этики. Конечно, быстро решить задачу создания модели эталонной личности российского судьи, а тем более воспитать и сформировать корпус реальных образцовых судей, трудно, но задачу такую поставить крайне необходимо и начать работу над её решением нужно как можно скорее.

Библиографический список:

1. Андреев И.Д. О методах научного анализа. - М. - 1964; Пойа Д. Математика и правдоподобие рассуждения. -М. - 1957.

2. Власов А.Л. Актуальные проблемы совершенствования гражданского и арбитражного судопроизводства на современном этапе // Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2002. С. 250.

3. Головистикова А.Н., Грудцыта Л.Ю. К вопросу о признании прав человека комплексной отраслью российского права // Государство и право. 2009. № 1. С. 23-35.

4. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России / Автореф. дисс... докт. юрид. наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2009.

5. Грудцыта Л.Ю., Петров С.М. Власть и гражданское общество в России: взаимодействие и противостояние // Адми-

нистративное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 19-29.

6. Доценко Ю.В. К вопросу о системном подходе к организационному обеспечению судов общей юрисдикции / / Российский судья, 2006, №12. С. 23.

7. Жуйков В.М. «Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию». - М.: Статут, 2006. С.1 .

8. Кузьмина М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по гражданским делам в свете судебно-правовой реформы // Арбитражный и гражданский процесс, 2007, № 2. С.13.

9. Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2-3. С. 6-10.

10. Лебедев В. Расширение доступа к правосудию - дна из целей судебной реформы // Российская юстиция. 1999. № 9. С. 2.

11. Петров С.М., Грудцыта Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. № 7. С. 14-22.

12. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь (Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека) // Государство и право. -2000. - № 4. С. 34.

13. Радченко В.М. Защита прав граждан - основная цель судебной реформы» // Юридический мир, 2005, № 12. С.23.

Bibliograficheskiy spisok:

1. Andreev I.D. O metodah nauchnogo analiza. - M. - 1964; Poya D. Matematika i pravdopodobie rassuzhdeniya. - M. -1957.

2. Vlasov A.L. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya grazhdanskogo i arbitrazhnogo sudoproizvodstva na

sovremennom etape // Problemy zaschity prav i zakonnyh interesov grazhdan i organizatsiy: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konf erentsii. Krasnodar, 2002.S. 250.

3. Golovistikova A.N., Grudtsyna L.Yu. K voprosu o priznanii prav cheloveka kompleksnoy otrasl'yu rossiyskogo prava // Gosudarstvo i pravo. 2009. № 1. S. 23-35.

4. Grudtsyna L.Yu. Gosudarstvenno-pravovoy mehanizm formirovaniya i podderzhki institutov grazhdanskogo obschestva v Rossii / Avtoref. diss... dokt. yurid. nauk / Rossiyskiy universitet druzhby narodov (RUDN). Moskva, 2009.

5. Grudtsyna L.Yu., Petrov S.M. Vlast' i grazhdanskoe obschestvo v Rossii: vzaimodeystvie i protivostoyanie // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. № 1. S. 19-29.

6. Dotsenko Yu.V. K voprosu o sistemnom podhode k organizatsionnomu obespecheniyu sudov obschey yurisdiktsii // Rossiyskiy sud'ya, 2006, №12. S. 23.

7. Zhuykov V.M. «Sudebnaya reforma: problemy dostupa k pravosudiyu». - M.: Statut, 2006. S.1 .

8. Kuz'mina M.A. Nekotorye aspekty glasnosti pravosudiya po grazhdanskim delam v svete sudebno-pravovoy reformy. // Arbitrazhnyj i grazhdanskiy protsess, 2007, № 2. s.13.

9. Lagutkin A.V., Grudtsyna L.Yu. Grazhdanskoe obschestvo v sovremennoy Rossii: problemy rosta // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kom-mentarii, problemy. 2013. № 2-3. S. 6-10.

10. Lebedev V. Rasshirenie dostupa k pravosudiyu - dna iz tseley sudebnoy reformy // Rossiyskaya yustitsiya. 1999. № 9. S. 2.

11. Petrov S.M., Grudtsyna L.Yu. Konstitutsionnoe zakonodatel'stvo Rossii: problemy i perspektivy razvitiya // Gosudarstvo i pravo. 2010. № 7. S. 14-22.

12.Prava cheloveka v Rossii: deklaratsii, normy i zhizn' (Materialy Mezhdunarodnoy konferentsii, posvyaschennoy 50-letiyu Vseobschey deklaratsii prav cheloveka) // Gosudarstvo i pravo. - 2000. - № 4. S. 34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Radchenko V.M. Zaschita prav grazhdan - osnovnaya tsel' sudebnoy reformy» // Yuridicheskiy mir, 2005, № 12. S. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.