ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)
УДК 341.7(470 + 571) Немечкин Василий Николаевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Nemechkin Vasiliy Nikolayevich
PhD in Law, Assistant Professor, Legal Disciplines Department, Mordovia State University
THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF COUNTERACTION AGAINST YOUTH ETHNIC EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье рассмотрены теоретико-правовые аспекты противодействия этническому экстремизму среди молодежи в Российской Федерации. Выделяются основные нормативные правовые акты в названной сфере. Также отмечается, что этническому экстремизму необходимо противопоставить совокупность мер, направленных на создание позитивного идеологического климата, недопущение распространения экстремистских взглядов и идей, образование, просвещение и воспитание населения, в частности молодежи, с акцентом на культурное многообразие и гражданское единство народов России.
Ключевые слова:
молодежь, этнический экстремизм, противодействие, межнациональные отношения, межэтнический конфликт, Российская Федерация.
Summary:
The article discusses the theoretical and legal aspects of counteraction against youth ethnic extremism in the Russian Federation. The main legal acts in this sphere are named. The author notes that ethnic extremism must be countered by a set of measures focused on creation of a positive ideological climate, prevention of dissemination of extremist views and ideas, education of the population, in particular, young people, with an emphasis on the cultural diversity and civil unity of the peoples of Russia.
Keywords:
young people, ethnic extremism, counteraction, inter-ethnic relations, ethnic conflict, Russian Federation.
Экстремизм (от лат. ех^етиэ - крайний) является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современности. Типология экстремистской деятельности может строиться на основании различных признаков. Среди видов экстремизма выделяют: этнический, религиозный, политический, спортивный и др., каждый из них имеет свою специфику.
Одним из самых распространенных является этнический экстремизм, основными признаками которого являются утверждение исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве национальной (этнической) принадлежности, а также мотивы национальной (этнической) ненависти или вражды в отношении какой-либо этнической группы.
Экстремистские взгляды легче всего появляются в среде молодежи - как наиболее подверженной деструктивному влиянию социальной группы. С другой стороны, она наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности в силу своих психологических особенностей, остроты восприятия окружающей обстановки. Как переходная социальная группа, молодежь также является той частью общества, в которой наиболее стремительно происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала [1].
Среди факторов, влияющих на возникновение и развитие этнического экстремизма среди молодежи, можно выделить следующие: ухудшение социально-экономических условий жизни, низкая обеспеченность условиями для занятости молодежи, ослабление воспитательной работы, активизация деятельности экстремистских сообществ в интернет-пространстве, недостаточность работы в сфере гармонизации межнациональных отношений. Неопределившиеся в социальной структуре молодые люди представляют основу для пополнения экстремистских сообществ, использующих методы агитации и пропаганды для усиления негативных настроений и направляющих молодежь в деструктивное русло.
Категория «противодействие этническому экстремизму» включает в себя профилактические меры, направленные на предупреждение этнического экстремизма (в том числе поиск и устранение причин и оснований, способствующих его проявлению), непосредственное выявление и пресечение экстремистской деятельности, международное и межрегиональное сотрудничество в области такого противодействия.
В деле противодействия этническому экстремизму необходимо использовать совокупность различных методов и технологий: правовых, политических, социально-экономических, культурных, информационных и др. Один из основных элементов механизма правового регулирования
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
противодействия этническому экстремизму - создание нормативной правовой базы. Отсутствие четких законодательных актов - одна из причин конфликтов в данной сфере.
За последние годы в Российской Федерации создана определенная система законодательства в сфере противодействия этническому экстремизму. Основой нормативной правовой базы в данной сфере является статья 29 Конституции РФ, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.
Правовую основу системы противодействия этническому экстремизму в России составляют также Уголовный кодекс РФ (ст. 282), Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года [2] и др.
Правовое регулирование противодействия этническому экстремизму в Российской Федерации осуществляется с определенными целями. Они состоят в упрочении общероссийской гражданской солидарности, социокультурной адаптации мигрантов, сохранении и развитии этнокультурного и лингвистического многообразия, а также обеспечении равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии.
Противодействие этническому экстремизму невозможно без целенаправленной работы по предупреждению межэтнических конфликтов и гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде. Представляется важным приобщение молодого поколения к изучению исторического и культурного наследия народов, проживающих в РФ; их приобщение к собственным национально-культурным традициям; создание в обществе атмосферы диалога культур. Российская Федерация, на территории которой проживает 194 народа, - одно из самых полиэтнических и поликонфессиональных государств, поэтому поддержание межнационального и межконфессионального мира на его территории является одной из важнейших общественных задач.
В последние годы в России активизируется деятельность различных националистических движений, увеличиваются масштабы экстремистских проявлений на почве межэтнических отношений. Этнические конфликты приводят к многочисленным жертвам, разрушают инфраструктуру территорий, влекут нарушения прав граждан и законодательства. Проявления этнического экстремизма также способствуют появлению и развитию сепаратистских настроений в некоторых субъектах Российской Федерации, что, в свою очередь, влечет ослабление российской государственности.
Позитивным моментом в вопросе правового регулирования противодействия этническому экстремизму стало утверждение указом Президента РФ Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и принятие ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)».
В области противодействия этническому экстремизму представляется весьма актуальной необходимость повышения квалификации представителей органов власти всех уровней, отвечающих за реализацию государственной молодежной политики, а также должностных лиц, деятельность которых затрагивает этнический фактор.
Особая роль в сфере противодействия этническому экстремизму принадлежит преподавательскому, научному, экспертному сообществам, способным формировать в общественном сознании позиции, направленные на активное противодействие экстремистской идеологии [3, с. 99]. Определенную пользу в деле противодействия этническому экстремизму в молодежной среде может принести организация работы в образовательных учреждениях. В частности - внедрение специальных учебных курсов, а также элементов программ с акцентом на культурное многообразие и гражданское единство народов Российской Федерации, организация и проведение целенаправленной работы по укреплению среди молодежи атмосферы дружбы народов, повышению уровня правовой культуры, преодолению правового нигилизма.
Следует понимать, что сложно противодействовать этническому экстремизму одними только государственными усилиями. В этой деликатной сфере многое зависит от институтов гражданского общества. Безусловно, взаимодействие их с государством будет способствовать дальнейшей гармонизации межэтнических отношений, послужит делу укрепления стабильности в стране и согласия в обществе.
Ссылки:
1. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России) (исх. от 07.04.2011 № ВМ-05-07/1825) [Электронный ресурс]. URL: http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=736:2011-06-06-05-05-13&catid=68<emid=172 (дата обращения: 10.10.2015).
2. Портал «Президент России» [Электронный ресурс]. URL: http://text.document.kremlin.ru/document?id=70184810&by-Para=1&sub=40 (дата обращения: 10.10.2015).
3. Масалов А.Г. Правовые и социально-политические аспекты противодействия деятельности экстремистских организаций на Северном Кавказе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2011. № 2. С. 92-100.