Научная статья на тему 'Теоретико-методологический анализ политических партий и общественных объединений в мировых партийных системах'

Теоретико-методологический анализ политических партий и общественных объединений в мировых партийных системах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
696
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОФСОЮЗЫ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ИДЕОЛОГИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЫБОРЫ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАРТИИ / ПАРТИЙНАЯ ПРОГРАММА / POLITICAL PARTIES / PUBLIC ASSOCIATIONS / TRADE UNIONS / PARTY SYSTEM / IDEOLOGY / CIVIL SOCIETY / ELECTIONS / NONPROFIT ORGANIZATION OF STATE REGISTRATION OF A POLITICAL PARTY / PARTY PROGRAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимина Наталья Владимировна

Раскрыто понятие «политические партии», определены партии как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Выявлено, что обычно они имеют формализованную структуру, устав и программу. Партии официально представляют своих кандидатов избирателям, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Определение партии содержится не во всех законах о партиях, а имеющиеся определения являются неполными. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии: свобода, устойчивость, идеология, некоммерческий характер деятельности, формирование и выражение воли народа, демократизм. В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного (или явочнорегистрационного) порядка, сами определяют свою структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, а членами партии могут быть, как правило, только граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Партии строятся на основе индивидуального членства: в них принимаются по заявлению вступающего. Для создания партии созывается учредительное собрание, на котором избирают председателя и секретаря, принимается устав партии. Регистрация партий возлагается на разные органы государства: министерство юстиции, министерство внутренних дел (Франция), городской суд столицы (Болгария) и др. Сделан вывод о том, что граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей или стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать задачу материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, а также общего мировоззрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-Methodological Analysis of Political Parties and Public Associations in the World of Party Systems

Political parties are defined as entities seeking election or promotion of their leaders in public office. Usually they have a formal structure, statutes and programs. The party officially presents their candidates to the voters, campaigning for their election and attract to their side of the mass. Batch determination does not contain all the laws on political parties, and the existing definitions are incomplete and do not always coincide. In general, legislation provides for the following essential characteristics of a political party: freedom, stability, ideology, commercial activities, formation and expression of people's will, democracy. In accordance with democratic constitutions parties are organized and operate freely. They are, as a rule, organized on the basis of the arrangement (or reporting-registration) order. The parties themselves determine their structure-round, the order of activities that are regulated accept their charters. The party can only be created by the citizens of this state, and party members can be, as a rule, only citizens of this country, with political rights and under 18 years of age. Parties are based on individual membership: any person can be accepted in the party upon application blank. To create a party a constituent Assembly is organized. At the constituent meeting a Chairman and Secretary should be elected, the party's charter is accepted. Registration of parties is vested in different bodies of state: Ministry of Justice, Ministry of Internal Affairs (France), city court of the capital city (Bulgaria) and others. The citizens are united in a party not for reasons of cultural or educational purposes, not because of profit desire (although the introduction of some citizens in the ruling party can pursue the objectives of material well-being), but on the basis of views and political goals' unity and shared worldview

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический анализ политических партий и общественных объединений в мировых партийных системах»

УДК 329.3

Зимина Наталья Владимировна Natalya Zimina

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В МИРОВЫХ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМАХ

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ANALYSIS OF POLITICAL PARTIES AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE WORLD OF PARTY SYSTEMS

Раскрыто понятие «политические партии», определены партии как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Выявлено, что обычно они имеют формализованную структуру, устав и программу. Партии официально представляют своих кандидатов избирателям, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Определение партии содержится не во всех законах о партиях, а имеющиеся определения являются неполными.

В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии: свобода, устойчивость, идеология, некоммерческий характер деятельности, формирование и выражение воли народа, демократизм. В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного (или явочно-регистрационного) порядка, сами определяют свою структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, а членами партии могут быть, как правило, только граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Партии строятся на основе индивидуального членства: в них принимаются по заявлению вступающего. Для создания партии созывается учредительное собрание, на котором избирают председателя и секретаря, принимается устав партии. Регистрация партий возлагается на разные органы государства: министерство юстиции, министерство внутренних дел (Франция), городской суд столицы (Болгария)

Political parties are defined as entities seeking election or promotion of their leaders in public office. Usually they have a formal structure, statutes and programs. The party officially presents their candidates to the voters, campaigning for their election and attract to their side of the mass. Batch determination does not contain all the laws on political parties, and the existing definitions are incomplete and do not always coincide. In general, legislation provides for the following essential characteristics of a political party: freedom, stability, ideology, commercial activities, formation and expression of people's will, democracy. In accordance with democratic constitutions parties are organized and operate freely. They are, as a rule, organized on the basis of the arrangement (or reporting-registra-tion) order. The parties themselves determine their structure-round, the order of activities that are regulated accept their charters. The party can only be created by the citizens of this state, and party members can be, as a rule, only citizens of this country, with political rights and under 18 years of age. Parties are based on individual membership: any person can be accepted in the party upon application blank. To create a party a constituent Assembly is organized. At the constituent meeting a Chairman and Secretary should be elected, the party's charter is accepted. Registration of parties is vested in different bodies of state: Ministry of Justice, Ministry of Internal Affairs (France), city court of the capital city (Bulgaria) and others. The citizens are united in a party not for reasons of cultural or educational purposes, not because of profit desire (although the introduction of some citizens in the ruling party can pursue the objectives of material well-being), but on

и др. Сделан вывод о том, что граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей или стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать задачу материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, а также общего мировоззрения

the basis of views and political goals' unity and shared worldview

Ключевые слова: политические партии, общественные объединения, профсоюзы, партийная система, идеология, гражданское общество, выборы, некоммерческая организация, государственная регистрация политический партии, партийная программа

Key words: political parties, public associations, trade unions, party system, ideology, civil society, elections, nonprofit organization of state registration of a political party, party program

Изучение политических партий как политико-правового явления и института является одним из наиболее значимых и перспективных направлений современной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к этому направлению исследований в отечественной науке многократно усиливается формированием новой демократической и плюралистической партийной системы, превращением политических партий в структурный элемент механизма организации и осуществления государственной власти.

Чаще всего политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Обычно они имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Партии официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы путем обнародования предвыборных обращений или платформ по общественно-политическим проблемам [1; С. 151-155].

Социальную сущность политической партии не всегда легко установить. Названия партий далеко не отражают их характера, а иногда бывают даже взаимоисключающими [2; С. 135-149]. Так, одна из партий Канады называется прогрессивно-консервативной. Программы и лозунги

партий, их избирательные платформы также не дают точного представления о сущности организации (нередко они рассчитаны на завоевание голосов избирателей). Неоднороден и социальный состав общественных объединений, в том числе партий, в них входят представители различных социальных слоев.

Определение партии содержится не во всех законах о партиях, а имеющиеся определения являются неполными. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии:

1) свободно создаваемая автономная организация, действующая на началах самоуправления;

2) устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе;

3) объединение в партию осуществляется, прежде всего, на основе идеологических факторов — общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях;

4) партия, как некоммерческая организация, не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии;

5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах;

6) партия — это организация, построенная и действующая на демократических

принципах и на основе гласности, публичности, открытости [3; С. 19-23].

Нередки случаи, когда партии, выдвигающие цели насильственного свержения конституционного строя, применяют террористические методы для достижения своих целей, требуют установления диктатуры определенного социального слоя. Это отклонение от того понятия партии, которое сложилось в настоящее время на базе общегуманистических принципов.

В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного (или явочно-регистрационного) порядка: никаких предварительных уведомлений или разрешения властей для создания партии не требуется, сами определяют свою структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами.

Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, а членами партии могут быть, как правило, только граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Во многих государствах членами партии не могут быть военные, работники органов внутренних дел и т. п. В странах тоталитарного социализма, наоборот, считается, что государственные служащие должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязанности такого рода не существует [5].

В подавляющем большинстве государств партии строятся на основе индивидуального членства: в партию принимаются по заявлению вступающего. В США, например, членами партии считаются все, кто голосовал за нее на выборах. В редких случаях существуют также партии с коллективным членством. Например, членами Лейбористской партии в Великобритании являются целые профсоюзные организации.

Для создания партии созывается учредительное собрание, которое правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии. На учредительном

собрании избирают председателя и секретаря, принимается устав партии.

Регистрация партий возлагается на разные органы государства: министерство юстиции, министерство внутренних дел (Франция), городской суд столицы (Болгария) и др.

Как уже отмечалось, партия — устойчивая организация, что связано с признаком членства в большинстве партий, с поддержкой ее политики и идеологии ее членами, с доверием с их стороны к лидерам партии. Утрата такой поддержки влечет выход из партии ее членов, ее самороспуск. Члены партии, например коммунистической, иногда могут быть исключены из ее состава за нарушение устава, программы или по идеологическим причинам — за выражение взглядов, не одобряемых партийным руководством.

Граждане объединяются в партию не по причинам культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать задачи материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения. Закон в демократических странах устанавливает свободу и многообразие идеологии политических партий. Ограничения связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества: запрещается призывать к насилию, проповедовать национальную, религиозную и иную рознь, вражду.

Конституции демократических государств устанавливают, что внутренняя организация и деятельность партий должны соответствовать принципам демократии и национального суверенитета. Законы о политических партиях детализируют эти положения. Принцип демократии означает, что прием в партию не должен носить дискриминационного характера (язык, национальность, пол), устав и программа партии должны быть приняты на собрании ее членов или их представителями; периодически должны созываться собрания, съезды, конференции, на которых определяется политика партии, а также собрания местных партийных организаций.

Гласность в деятельности партий означает, что устав и программа партии должны быть опубликованы, граждане страны — информированы о лицах, входящих в руководство партии, об источниках и использовании партиями финансовых средств.

Законы о политических партиях содержат детальные правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают законные источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты и т.п. Во-вторых, партии обязаны вести учет всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний, для чего выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим определенный процент голосов на выборах.

Классификация партий возможна по самым различным основаниям. Назовем основные виды партий:

1) консервативные, выступающие за сохранение прежних порядков, против реформ (Консервативная партия в Великобритании);

2) клерикальные (религиозные) (Хрис-тианско-демократический союз в Германии) , которые требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством сообразовывались с догматами религии;

3) либеральные, выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь;

4) реформистские, которые выступают под лозунгами национального социализма, за социальную справедливость при сохранении частной собственности ( социал-демократические партии в Европе);

5) радикалистские, выступающие за коренное переустройство общества с применением, как правило, насильственных мер.

С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. Первые име-

ют фиксированное членство, прием в них связан с определенными условиями, часто требуется рекомендация; нередко до получения полного членства существует кандидатский стаж. Кадровые партии основаны на признании довольно жесткой дисциплины, обязательных членских взносов, руководство ими в значительной степени централизовано.

В массовых партиях, как правило, нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нередко нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается.

Партии-движения — в основном достояние прошлого. Они существовали в развивающихся странах различной ориентации. Обычно это была единственная разрешенная партия, с крушением тоталитарных систем такие партии распались.

С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные, признанные национальными и др. Легальные партии — это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

В отдельных странах (Мексика, Шри-Ланка) существует понятие национальной, т. е. общегосударственной партии, пользующейся особым влиянием в обществе. Таковой признается партия, получившая на общегосударственных выборах установленный законом процент голосов. В Мексике такая партия должна иметь не менее 65 тыс. членов, причем не менее 3 тыс. в каждом из половины субъектов федерации. Партия, признанная национальной, имеет определенные правовые преимущества перед другими партиями, например при выдвижении кандидатов. Вместе с тем, на национальные партии возлагаются и дополнительные обязанности: публиковать пери-

одическое издание, иметь центр политического образования и др.

В большинстве стран конституции устанавливают многопартийность, запрещая нарушать принцип свободы образования политических партий. Это не только существование нескольких партий в стране, но и возможность чередования у власти разных партий в результате выборов. Однако в некоторых странах в рамках многопартийной системы складывается ситуация одной доминирующей партии, в течение десятилетий бессменно стоящей у власти. Подобная ситуация имела место в Италии (Христи-анско-Демократическая партия), Японии (Либерально-демократическая партия).

В Великобритании, США, Австралии и других странах существует двухпартийная система. Она может иметь фактический характер, когда в стране существует несколько партий, но у власти в течение десятилетий чередуются лишь две. Иногда двухпартийная система может быть установлена законом.

Однопартийная система может иметь и фактический, и юридический характер [6; С. 120-126]. Фактически однопартий-ность существовала во многих странах тоталитарного социализма (хотя в некоторых из них было несколько партий). При одно-партийности создание других партий в этих странах не запрещалось законом, но на деле создать их было невозможно: такие попытки рассматривались как контрреволюционная деятельность и влекли уголовное наказание. Аналогичная ситуация существует в настоящее время на Кубе, в КНДР, где действует одна марксистско-ленинская партия. Юридическая однопартийность устанавливается конституцией или законом: разрешается лишь правящая партия, а все остальные запрещаются.

Наконец, возможна «беспартийная система». В ряде мусульманских стран (Катар, Кувейт, Оман и др.) все партии запрещены как разрушающие единство мусульманской общины правоверных.

В мире, а особенно в Европе, традиционно развита система общественных объединений, таких как профсоюзы, со-

юзы предпринимателей и работодателей, ассоциации, кооперативы и т. п. Политические позиции таких общественных объединений, как профсоюзы определяются в основном влиянием партий, выражающих интересы соответствующих категорий наемных рабочих и служащих [7; С. 23-25].

Социально-экономические и культурные объединения (в отличие от политических партий) не имеют своей главной целью овладение государственным руководством обществом, а стремятся к защите и удовлетворению социальных, профессиональных, экономических, культурных и иных интересов их членов. Осуществляя эти задачи, некоторые массовые объединения оказывают давление на государственную власть, в том числе путем организации демонстраций, забастовок. Такие объединения обычно называют заинтересованными группами, или группами давления.

Социально-экономические и культурные объединения выполняют в обществе важные функции, но играют неодинаковую роль. Одни из них непосредственно входят в политическую систему общества, дополняя ее, другие, не входя в нее, развивают в обществе институты общественного самоуправления. По ряду вопросов они дополняют деятельность государственных структур в социальной и культурной областях, а также участвуют в подготовке и воспитании общественных лидеров.

Классификация общественных объединений ( иных, чем партии) довольно сложна из-за их многообразия. В общем виде принято различать организации, движения и учреждения общественной самодеятельности. Организации (например, профсоюзы) , как правило, имеют точно фиксированное членство, избираемые руководящие органы, устав. Общественные движения либо не имеют фиксированного членства, либо их членами являются другие объединения или организации. Форму временных движений имеют некоторые избирательные объединения, блоки различных организаций.

Как уже отмечалось, наибольшими возможностями давления на государствен-

ную власть располагают массовые общественные организации. Прежде всего, это — профессиональные союзы — объединения рабочих и служащих для защиты своих социально-экономических интересов. Профсоюзы строятся по-разному. Цеховые профсоюзы объединяют рабочих и служащих по принципу единства профессии, поэтому на одном предприятии, в учреждении имеется несколько профсоюзных организаций. По такой системе строится часть профсоюзов в Великобритании, США, Австралии. Производственные профсоюзы, в отличие от цеховых, объединяют рабочих и служащих по принципу единства производства: все работники данного предприятия, учреждения, входят в один отраслевой профсоюз. В ряде стран (Германия, Италия) существуют конфессиональные профсоюзы ( преимущественно христианские), объединяющие работников по принципу единства религии.

Предпринимательские союзы объединяют предпринимателей, работодателей. Существуют три основных вида предпринимательских организаций: торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы работодателей. Торгово-промышленные палаты объединяют предпринимателей сначала по территориальному признаку, а затем — в отраслевом и общегосударственном масштабе. Предпринимательские организации активно финансируют различные политические партии, их представители участвуют в ра-

Литература_

1. Бейдина Т.Е. Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения / / Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: БГУ, 2012. С. 267.

2. Гельман В.Я. Политические партии в России от конкуренции к иерархии // Полис, 2008. № 5. С. 12-34.

3. Кочетков Д. Ресурсы политических партий на парламентских выборах // Власть. 2009. № 6. С. 86.

4. Программа всероссийской политической партии «ЛДПР» // Российская газета от 11. 11.

боте различных совещательных органов при правительстве и хозяйственных министерствах; при парламенте их интересы представляют группы лоббистов.

Кроме того, существуют такие объединения, как крестьянские (аграрные) союзы, которые, как правило, объединяют не только крестьян, но и всех производителей сельскохозяйственной продукции; женские организации отстаивают специфические интересы женщин; молодежные объединения имеют различный характер, создаются спортивные, студенческие и иные организации.

Таким образом, при подготовке данной статьи применялись такие методы исследования, как институциональный, нормативно-правовой и сравнительный, что позволило проследить динамику развития политических партий и общественных объединений в мире с момента их возникновения и до настоящего времени. Несмотря на многообразие общественных объединений и политических партий, в современной политической системе появляются новые объединения и партии, что указывает на развитие гражданского общества и гражданских инициатив, в чем активно помогают указанные политические институты. Политические партии и общественные объединения отражают политические и общественные предпочтения граждан и являются проводниками этих предпочтений в органы государственной власти и местного самоуправления.

_References

1. Beydina Т.Е. Vestnik Buryatskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Filosofiya, sotsiologi-ya, politologiya, kulturologiya (Vestnik of the Buryat State University. Spécial issue: Philosophy, sociology, political science, cultural studies). Ulan-Ude: BGU, 2012. Р. 155.

2. Gelman V.A. Polis (Policy), 2008, р. 135149.

3. Kochetkov D. Vlast (Power), 2009, no. 6. P. 19-23.

4. Programma vserossiyskoy politicheskoy partii «LDPR» (The program of the Russian political party

2011, № 32. С. 46. Режим доступа: http://er.ru/ райу/а^езз/

5. Чувилина Н. Политические партии как акторы российских региональных процессов // Власть. 2009. № 7. С. 78.

6. Шемелин А.В. Россия в начале пути и формирование избирательной системы: поиски идеи // Вестник ЧитГУ. 2009. № 6. С. 120.

7. Шемелин А.В Генезис политических партий в России и электоральные предпочтения граждан РФ (политико-правовые аспекты) // История государства и права. 2008. № 1. С. 98.

8. Липсет С.М. Политическая социология // Америк анская социология. Проблемы. Перспективы. Методы. М., 1972. С. 204.

9. Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. М., 2002. С. 570.

10. Берлин П.А. Политические партии на Западе. СПб., 2013. С. 450.

11. Режим доступа: www.ldpr.ru Официальный сайт партии ЛДП.

12. Режим доступа: www.ed.ru официальный сайт партии Единая Россия.

13. Режим доступа: www.kprf.ru Официальный сайт КПРФ.

«LDPR»): Russian newspaper 11.2011, no. 32. P. 4-6. Available at: http://er.ru/party/adress.

5. Chuvilina N. Vlast (Power), 2009, no. 7. P. 72-73.

6. Shemelin A.V. Vestn. Chit.Gos.Univ. (Bulletin of ChitGU), 2009, no. 6. P. 120-126.

7. Shemelin A.V. Istoriya gosudarstva i prava (History of state and law), 2008, no. 1. P. 23-25.

8. Lipset S.M. Politicheskaya sotsiologiya [Political sociology]. American sociology. Problems. Prospects. Methods. Moscow, 1972. P. 204.

9. Zotova N.M. Politicheskie partii i izbiratelny protsess [Political parties and electoral process]. Moscow, 2002. P. 5.

10. Berlin P.A. Politicheskie partii na Zapade [Political parties in the West]. St.-Peterburg. 2013. P. 5.

11. Available at: www.ldpr.ru the Official website of the party LDP.

12. Available at: www.ed.ru the official website of the United Russia party.

13. Available at: www.kprf.ru Official website of the Communist party.

Коротко об авторе_

Зимина Н.В., канд. полит. наук, доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия ziminanv2010@yandex.ru

Научные интересы: государственное право, государственное управление, политико-правовой статус политически партий

_Briefly about the author

N. Zimina, candidate of political sciences, professor, State, Municipal Administration and Policy department, Economics and Management faculty, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: public law, public administration, political-legal status of political parties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.