ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОЦЕССОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕПРОДУКЦИИ*
Л.Л. ПАВЛОВА,
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры финансов и кредита
Сургутского государственного университета
Процесс интеграции России в мировое экономическое сообщество в XXI в. сопровождается многообразием проводимых экономических и социальных реформ. В числе осуществляемых преобразований — разработка и реализация приоритетных национальных проектов (в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития аграрно-промышленного комплекса), внедрение международных стандартов учета и отчетности, автоматизация работы налоговых и таможенных органов, разработка новых кодексов и законопроектов.
Однако неизменной остается явная недооценка значимости самого человека (человеческого ресурса, человеческого капитала), являющегося особо ценным активом, который обеспечивает функционирование всех сфер производства и играет главную роль в происходящих преобразованиях в экономической, социальной и политической жизни общества. Такие понятия, как «человеческий ресурсы», «репродуктивные затраты», «интеллектуальные инвестиции», упоминаются в экономической науке лишь вскользь, как что-то абстрактное, малозначимое и не вполне уместное. Сугубо «потребительское» отношение бизнеса и государства замедляет рост уровня жизни населения, приводит к высоким показателям смертности, вызывает нежелание продолжать свой род, прохладное отношению к трудовым обязанностям. И, как результат, — низкий уровень инновационности отечественной экономики, беспомощность армии, резкое падение рождаемости, вспышки вирусных заболеваний и др.
Для преодоления популяционного кризиса в нашей стране, т. е. предотвращения вымирания уникального евразийского этноса, населяющего крупнейшую по территории страну мира, необходимо применить разумные действенные меры,
* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит».
способствующие сбережению и возрождению нации. Такая тяжелейшая демографическая ситуация, в которой перманентно находится Россия с 1992 г., требует также самого серьезного и глубокого научного осмысления ее причин, последствий и перспектив дальнейшего развития. Сегодня уже недостаточно простой констатации следующих таких негативных процессов: о почти двукратное падение рождаемости; о сверхсмертность населения (она достигает 16 человек на 1 000 жителей по сравнению с 9 человеками в странах Западной и Южной Европы и 7 человеками в странах Восточной и Юго-Восточной Азии); о ежегодные «естественные» потери 700 — 900 тыс. жителей (за счет превышения смертности над рождаемостью); о деградация и деинтеллектуализации части населения;
о невиданный размах социального сиротства и др.
Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2002г, суммарный коэффициент рождаемости составил в среднем 1,249 детей в расчете на одну женщину. Между тем еще недавно — в 1958 — 1959 гг. — он равнялся 2,626 детей, а минимальное значение суммарного коэффициента рождаемости наблюдалось в 1999 г. (тогда оно составляло всего лишь 1,171 [1]).
Демографическая ситуация в Тюменской обл. также характеризуется естественной убылью населения (—1,8 человек на 1 000 жителей в 2002 г. и — 0,8 в 2003 г.). В Ханты-Мансийском же автономном округе — Югре наблюдается естественный прирост населения, что обусловлено более стабильной экономической ситуацией в регионе, преобладанием в структуре населения жителей активного репродуктивного возраста и с притоком населения из бывших советских республик и Китая, которые охотно селятся и продолжают свой род на российском Севере. Естественный прирост населения по городам Югры за 2002 и 2003 гг. составил [2]: г. Хан-
ты-Мансийск — соответственно 6,9 и 5,7 человек на
1 000 жителей; г. Сургут — 6,3 и 7,1; г. Нефтеюганск —
6,0 и 5,5; г. Нижневартовск — 6,3 и 7,1.
Тем не менее, по данным департамента труда и социальной защиты населения Югры, в 2005 г. родились 20 019 югорчан, или на 1,8 % меньше, чем в 2004 г., когда на свет появились 20 377 детей. Снижение числа рождений происходит при общем увеличении показателей зарегистрированных браков, уменьшении разводов и сравнительно молодой структурой населения. Уменьшилось на 6 % и число получателей пособий по уходу за ребенком от полутора до трех лет (это, прежде всего, связано с тем, что новорожденных стало меньше).
Таким образом, принимаемые государством ограниченные частичные меры по стимулированию рождаемости и проволочки с их осуществлением (так, нищенский уровень ежемесячных детских пособий в 70 руб. не повышался в течение 10 последних лет) привели к критической ситуации. Дальнейшая затяжка с принятием кардинальных решений в сфере регулирования человеческой репродукции создала реальные угрозы самому существованию российского этноса.
Впервые Президент РФ В. В. Путин заговорил о сбережении народов России как о первоочередной задаче Правительства РФ 10 мая 2006 г. в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ. При этом президент не просто определил направления по сбережению нации, а назвал конкретные «безынфляционные» финансовые меры, стимулирующие рождаемость:
— увеличение ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 1 500 руб. на первого ребенка и до 3 000 руб. на второго ребенка;
— сохранение зарплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в размере 40 % среднего заработка (выплаты осуществлять за счет средств федерального бюджета РФ);
— предоставление женщинам при рождении второго ребенка «базового материнского капитала» в размере 250 000 руб. Использование данных средств разрешается только на определенные цели, к которым отнесены: приобретение жилья с помощью механизмов ипотечного кредитования; оплата образовательных расходов детей; инвестирование средств в накопительную часть трудовой пенсии;
— возмещение части расходов на оплату детских дошкольных образовательных учреждений.
В материальной поддержке, безусловно, нуждаются миллионы российских семей, так как финансовая составляющая в восстановлении прежнего уровня рождаемости, охране материнства и детства играет важнейшую роль. Такие кардинальные и дол-
гожданные всеми россиянами новшества в политике государства по стимулированию рождаемости, безусловно, потребуют не только колоссальных финансовых ресурсов, но и механизмов государственного контроля за адресным, т. е. целевым, использованием бюджетных средств. Следует создать методологии учета и отчетности на новом направлении деятельности, разработать методы анализа репродукционного процесса, предусмотреть создание контролирующего этот процесс органа. Полагаем, что выполнение этих функций может быть возложено на специальный государственный орган — внебюджетный фонд с условным названием Государственный фонд сбережения и возрождения нации (ГФСВН РФ).
Можно предложить и другие пути решения рассматриваемой организационно-управленческой проблемы — например, создание соответствующего министерства (федерального агентства), но внебюджетный фонд, на взгляд автора, явно предпочтительнее.
Процесс сбережения и возрождения нации необходимо всемерно поддержать, последовательно принимая соответствующие меры по следующим трем направлениям:
1) модернизация нормативно-правовой базы в нашей стране, регулирующей репродукционный процесс (процесс сбережения и возрождения нации).
2) использование передового зарубежного и отечественного опыта финансовой поддержки домашнего репродуктивного труда.
3) создание системы учета, анализа и отчетности процесса репродукции человеческих ресурсов.
Для реализации стратегии поддержки домашнего репродуктивного труда уже осенью 2006 г. потребуется внести определенные изменения в ряд федеральных законов, постановлений правительства, в иные нормативные акты. Однако речь в настоящее время не идет о кардинальной перекройке законодательной базы в целом. Как полагают эксперты, изменения будут носить во многом «технический» характер, они вполне понятны [3]. Кроме того, есть политическая воля к тому, чтобы стратегия была реализована. И все же многолетняя практика финансовой поддержки нашим государством материнства и детства не может не внушать серьезных опасений.
Так, современная российская реальность показывает, что основным инвестором сферы репродукции человеческих ресурсов по-прежнему является семья. А государство и организации-работодатели, опираясь на положения несовершенной экономической теории, занимают удобную (для себя) позицию — стараются не замечать вклада домашнего репродуктивного труда в развитие экономики, указывая на его сиюминутную «нерентабельность». В результате экономические издержки по вынаши-
ванию, рождению, воспитанию, уходу, обучению, социализации детей — будущих трудовых ресурсов, нужных в первую очередь самому обществу, максимально перекладываются на семью.
Размеры государственных детских пособий до недавнего времени находились на непоколебимо низком уровне. Все же законотворчество в области государственных пособий гражданам, имеющим детей, в России время от времени «сдвигается с мертвой точки». Так, в марте 2006 г. Государственная дума РФ рассмотрела в первом чтении три законопроекта об увеличении детских пособий. Первый из нормативных актов — проект закона «О внесении изменения в ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в котором предусматривается увеличение (с 500 до 700 руб.) размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, — был принят.
Второй же и третий законопроекты «О внесении изменения в ст. 12 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в которых предлагалось повышение единовременного пособия при рождении первого ребенка с 6 до 8 тыс. руб., размер единовременного пособия при рождении второго ребенка с 6 до 15 тыс. руб., а на третьего и последующих детей 30 тыс. руб. — были решительно отклонены, единовременное пособие при рождении ребенка увеличено до 8 тыс. руб. [4].
Возникают вполне законные опасения: а способна ли вообще наша «детолюбивая» Государственная Дума, сурово пресекшая «поползновения» матерей, рожающих второго ребенка (и тем самым на деле обеспечивающим переход к замещению поколения родителей поколением их детей), добиться увеличения единовременного пособия на 9 тыс. руб., т. е. на величину среднемесячной зарплаты в нашей стране, — способна ли такая Дума дружно проголосовать за предложение президента о предоставлении женщинам при рождении второго ребенка «базового материнского капитала» в размере 25 0000 руб.? Остается надеяться, что наши парламентарии все же внемлют позитивному настрою большинства российского общества на реализацию совокупности мер по преодолению популяционного кризиса, предложенных президентом.
Различия системы финансовой поддержки материнства и детства в финансово благополучных западноевропейских государствах, США, Канаде Израиле по сравнению с российской системой являются:
о наличие базового пособия до достижения ребенком 20 — 25 лет (Франция, Италия); о стимулирование многодетности по прогрессивно возрастающей шкале (Франция);
о высокий уровень поддержки одиноких родителей (во Франции — 502 евро в мес, т.е. 17,5 тыс. руб.); о высокий относительный уровень оплаты отпуска по беременности (во Франции он составляет 90 % средней заработной платы женщины); о наличие пособий по домашнему уходу за де-тьми-дошкольниками, проживающими дома (ежеквартальная сумма во Франции составляет 500 — 1 500 евро).
Естественно, что слепое копирование опыта ряда западных стран со значительно более высоким уровнем бюджетной обеспеченности (в расчете на одного жителя) практически невозможно и нецелесообразно — хорошие репродукционные результаты достигнуты лишь во Франции, где коэффициент суммарной рождаемости близок к двум, т. е. примерно в полтора раза выше, чем в России. Однако репродукционно ориентированная экономическая система той же Франции может выступать для нас в качестве некого ориентира на будущее.
В России же прогрессивным новшеством 2006 г в области финансовой поддержки женщин в период беременности и родов является введение родовых сертификатов [5]. Фонд социального страхования РФ с 01.01.2006 уже осуществляет оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов на основании родовых сертификатов в следующих суммах:
• 2 тыс. руб. за каждую женщину — учреждениям за услуги по медицинской помощи, которая оказывается учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе на основании талона № 1 родового сертификата;
• 5 тыс. руб. за каждую женщину — за услуги по медицинской помощи, которые оказываются учреждениями здравоохранения женщинам в период родов в родильных домах (отделениях) и перинатальных центрах на основании талона № 2 родового сертификата, представленного женщиной в родильный дом вместе с обменной картой, содержащей сведения о выдаче ей родового сертификата (серии, номера и даты выдачи родового сертификата), при поступлении на роды.
Оплата услуг по медицинской помощи осуществляется на основании талонов родового сертификата, который выдается женщине женской консультацией с 30 недель беременности (в случае многоплодной беременности — с 28 недель беременности, а в случае преждевременных родов — в более ранние сроки при получении из родильного дома информации
о состоявшихся родах), при условии постановки
женщины на учет по беременности и последующего непрерывного наблюдения и ведения женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе данной женской консультацией не менее 12 недель.
И все же родовые сертификаты — это пока едва ли не единственная реально осуществляемая «ласточка» в экспериментировании с поиском новых форм финансовой поддержки человеческой репродукции. Для повышения уровня научной обоснованности программы стимулирования рождаемости и преодоления популяционного кризиса докторами экономических наук А. М. Илышевым и И. В. Лаврентьевой произведено четкое разделение понятий репродуктивного труда в широком и узком смысле слова [3, с. 356]:
— репродуктивный труд в широком смысле слова представляет собой деятельность, связанную с воспроизводством человеческого капитала в учреждениях социальной сферы и домохозяйствах, которая заключается во всестороннем уходе за будущей, имеющейся рабочей силой и человеческим родом в целом;
—репродуктивный труд в узком смысле слова — это воспроизводство будущей рабочей силы в домашнем репродуктивном секторе, складывающееся из следующих процессов: перинатальный (вынашивание ребенка), рождение, уход, воспитание, дошкольная подготовка детей в семье и их ранняя подростковая социализация.
Важность репродуктивного труда (особенно в «узком» смысле слова) недооценивается в современном обществе. Считается едва ли не нормой, что родившая малыша мама выходит на работу в первые же месяцы жизни новорожденного, оставляя его на попечение «няньки», для того чтобы заработать деньги и прокормить семью либо из-за боязни стать зависимой от мужа в финансовом отношении. Молодая мама умудряется сочетать производственные обязанности, работу по уходу за ребенком и другие семейные заботы. Понятно, что в этом случае в первую очередь страдает новорожденный, недополучающий материнского тепла, заботы и любви, а главное — полноценного грудного вскармливания, и молодая мама, разрывающаяся на части между семьей и работой.
На взгляд автора, более весомо и эффективно финансовая поддержка процесса воспроизводства человеческих ресурсов может осуществляться через специально создаваемые репродукционные фонды, например через предлагаемый нами Государственный фонд сбережения и возрождения нации РФ. Доходную часть данного фонда рекомендуется формировать за счет следующих средств: Стабилизационного фонда РФ, целевых отчислений работающего населения и работодателей.
Известно, что в настоящее время репродуктивный труд в России востребован лишь семьей, которая несет материальные, трудовые, моральные и другие издержки, не получая за это никакого вознаграждения. Безусловно, один из родителей по месту работы получает символические пособия по рождению, по уходу за ребенком из Государственного внебюджетного фонда (Фонда социального страхования РФ). Однако они не покрывают даже расходов первой необходимости, не говоря уже о возмещении моральных издержек. А процесс дальнейшего воспитания, ранней социализации ребенка в детских дошкольных учреждениях, его профессионализации в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования ложится тяжелым бременем пока лишь на плечи родителей.
Системы учета, анализа и отчетности процесса воспроизводства нации, как известно, ни в России, ни за рубежом не существует Мировая учетная практика породила множество видов учета, это всем известные: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый, управленческий, инвестиционный, бюджетный и пр. Однако ни один из них нельзя примерить и адаптировать к учету процесса воспроизводства человеческих ресурсов, поскольку сложнейший, высокозатратный, персонифицированный и весьма растянутый во времени процесс, связанный с рождением, воспитанием и обучением будущих высококвалифицированных трудовых ресурсов для страны, требует особого подхода: своей терминологии, методологии учета и отчетности, индивидуальной (персональной) оценки особых активов и обязательств, своеобразного определения результата (интеллектуального, морального, финансового, материального).
Основные этапы организации системы учета и отчетности процесса репродукции человеческих ресурсов в России могут быть представлены следующим образом:
I этап: сбор и обработка первичной учетной информации (о численности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, количестве родившихся детей, численности детей в детских дошкольных учреждениях и пр.) из официальных источников на муниципальном, региональном и федеральном уровнях РФ (см. рисунок);
II этап: оценка реальной величины расходов по стадиям процесса воспроизводства человеческих ресурсов, т. е. процесса сбережения и возрождения нации (табл. 1);
III этап: определение «настоящих» и «будущих» инвестиций в человеческие ресурсы, используя общепринятые методы оценки активов, к которым относят «затратный», «доходный» и «рыночный» методы.
Для Iэтапа, как это следует из рисунка, характерны несколько принципов построения ГФСВН РФ: (1) — вертикальная взаимосвязь, взаимодействие и соподчиненность его региональных звеньев на макро-, мезо-, мини- и микроуровнях; (2) — сочетание стадийного и функционального подходов к построению совокупности отчитывающихся единиц в привязке к конкретным социально-экономическим учреждениям, которые осуществляют репродукционную деятельность; (3) — конкретизация видов и разновидностей репродукционных выплат (пособий, заработной платы, материнского капитала).
На II этапе процесса человеческой репродукции (как вытекает из табл. 1) каждому выделенному репродукционному периоду соответствуют текущие и капитальные расходы, которые каждодневно финансируются семьей и ежемесячно либо одноразово государством. При этом к особенностям состава реальных репродукционных расходов относятся: о включение в состав расходов перинатального периода специфичных моральных издержек (их наличие обусловлено депрессивным состоянием беременных женщин); о выделение особого вида затрат — оплаты за репродуктивный труд, хотя в России такой вид вознаграждения за труд по уходу, воспитанию и обучению будущих человеческих ресурсов в настоящее время все еще отсутствует; о наличие среди материальных затрат 4-, 5- и 6-го этапов расходов на школьные и канцелярские
принадлежности (наряду с расходами на обучение в вузе).
Перейдем к характеристике некоторых важных особенностей III этапа, т. е. к определению «настоящих» и «будущих» инвестиций в человеческие ресурсы. Ниже излагаются результаты дифференцированного расчета расходной части семейного бюджета по процессу воспроизводства будущих человеческих ресурсов в первый месяц жизни новорожденного ребенка (табл. 2). Только по двум разделам необходимых расходов (удерживающие устройства и детская мебель) требуется 18 200 и
11 000 руб. соответственно, а по всем разделам — 44 290 руб. Если же добавить к последней цифре особо высококалорийное (и весьма дорогостоящее) питание для кормящей мамы, то общая сумма финансовых расходов на ребенка в первый месяц его появления на свет существенно превысит величину в 50 тыс. руб.
Итоговая сумма расходной части репродукционного бюджета свидетельствует о том, что средней российской семье просто не по карману такого рода расходы. Ведь согласно опубликованным данным Росстата, среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в апреле 2006 г. составила всего лишь 9 963 руб. [5].
Осуществлять учет объектов (активы, расходы, обязательства, воспроизводственный результат) и операций процесса воспроизводства будущих человеческих ресурсов с помощью счетов «репро-
1. Отдел записи актов гражданского состояния (ЗАГС)
Государственный фонд сбережения и возрождения нации (ГФСВН РФ)
Региональное (городское, районное) отделение ГФСВН РФ
---------*-----------х----------►------------1Г—
' \
2. МУЗ «Женская | ! з МУЗ і 4.МДОУ і 5.МОУ 6. Работодатели
консультация» | | «Городская ! «Детский | | «Общеобра- і (государственные
МУЗ «Родильный ; | (районная), сад» ! 1 ! зовательная | і і учреждения,
Д°м» ; ' сельская детская» ] 1 1 ; школа» | коммерческие
| поликлиника» организации, ИП)
Движение учетной информации по процессу воспроизводства человеческого капитала России
Таблица 1
Видовая классификация репродукционных расходов по периодам
№ периода Название репродукционного периода (стадии) Длите- льность периода Материальная поддержка государством Виды реальных репродукционных расходов
1 Перинатальный (период вынашивания ребенка) 9 мес Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) — 300 руб. 1. Специальная одежда и обувь для беременных; 2. Медикаменты, витамины; 3. Платные медицинские обследования (ультразвуковое обследование и др.); 4. Сбалансированное питание; 5. Моральные издержки (депрессивные состояния беременных женщин)
2 Рождение и первые 1,5 года жизни 1 год 6 мес Единовремен-ное пособие при рождении ребенка — 6 000 руб.; Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — 500 руб. ежемесячно 1. Материальные расходы, в т. ч.: — основные средства (кровать, летняя и зимняя коляски, стол для пеленания и др.); — материалы (постельные принадлежности, игрушки, одежда и обувь для новорожденного и др.); — питание (молочные продукты, фрукты, соки, овощи, мясо и др.); — средства гигиены; — лекарственные препараты, витамины и др. 2. Оплата за репродуктивный труд*
3 Период жизни от 1,5 лет до 3 1 год 6 мес Ежемесячное пособие на ребенка — до 01.01.2005 его размер составлял 70 руб. ежемесячно. 1. Материальные расходы, в т. ч.: — материалы (пастельные принадлежности, игрушки, развивающие игры, одежда, обувь и др.); — канцелярские принадлежности (карандаши, краски, пластилин, и др.); — питание (молочные продукты, фрукты, соки, овощи, мясо и др.); — средства гигиены; — лекарственные препараты, витамины и др. 2. Оплата за репродуктивный труд*
4 Период жизни от 3 лет до 6 — 7-летнего возраста (дошкольный) 3 - 4 года Ежемесячное пособие на ребенка — до 01.01.2005 его размер составлял 70 руб. ежемесячно 1. Материальные расходы, в т. ч.: — материалы (постельные принадлежности, игрушки, развивающие игры, одежда, обувь и др.); — канцелярские принадлежности (карандаши, краски, пластилин, и др.); — питание (молочные продукты, фрукты, соки, овощи, мясо и др.); — средства гигиены; — лекарственные препараты, витамины и др. — школьные принадлежности (школьная форма, учебники, сумка, др.) 2. Оплата за репродуктивный труд*
5 Период обучения в школе до исполнения ребенку 16 лет 11 лет Ежемесячное пособие на ребенка — до 01.01.2005 г. его размер составлял 70 руб. ежемесячно 1. Материальные расходы, в т. ч.: — материалы (пастельные принадлежности, одежда, обувь и др.); — канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, тетради и др.); — питание (молочные продукты, фрукты, соки, овощи, мясо и др.); — средства гигиены; — лекарственные препараты, витамины и др. — школьные принадлежности (школьная форма, учебники, сумка, др.) 2. Оплата за репродуктивный труд*
6 Период обучения в вузе, ПТУ, колледже — до 21 года 3 — 5 лет Нет 1. Материальные расходы, в т. ч.: — материалы (пастельные принадлежности, одежда, обувь и др.); — канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, тетради и др.); — продукты питания; — средства гигиены; — лекарственные препараты, витамины и др. 2. Расходы на обучение в образовательном учреждении. 3. Оплата за репродуктивный труд*
* В России такой вид вознаграждения за труд отсутствует.
Таблица 2
Расходная часть аналитического бюджета процесса человеческой репродукции «первый месяц жизни новорожденного» (примерный расчет по ценам детского магазина «Чунга-Чанга, г. Сургут»)
Наименование Количество Цена, руб. Сумма, руб.
Раздел 1. Одежда (постельные принадлежности)
1.Пеленки 20 20,00 400
2. Кофточки/распашонки 20 75,00 1 500
3. Ползунки 20 70,00 1 400
4. Конверт для прогулок 1 1 500,00 1 500
5. Шапочка 2 500,00 1 000
6. Чепчики 5 32,00 160
7. Комплект для кровати 1 2 500,00 2 500
8. Одеяло 1 700,00 700
9. Носки 6 20,00 120
Раздел 2. Транспортные средства (удерживающие устройства)
1. Коляска (зима-лето) 1 10 000,00 10 000
2. Ходунки 1 3 200,00 3 200
3. Автомобильное кресло 1 5 000,00 5 000
Раздел 3. Мебель (детская)
1. Кровать 1 4 500,00 4 500
2. Стол для пеленания 1 3 500,00 3 500
3. Комод 1 3 000,00 3 000
Раздел 4. Аксессуары для кормления
1. Пустышка 3 120,00 360
2. Бутылочка для кормления 3 100,00 300
3. Погремушки 3 100,00 300
Раздел 5.Аксессуары для купания
1. Ванночка 1 300,00 300
2. Пена для купания 1 42,00 42
3. Шампунь 1 36,00 36
4. Детское мыло 2 6,00 12
Раздел 6. Детское питание (искусственное вскармливание)
1. Детские молочные смеси 4 350,00 1400
Раздел 7. Средства гигиены
1. Памперсы 4 450,00 1800
2. Косметика для новорожденного (крем, масло, влажные салфетки пр.) 1000 1000
Раздел 8. Бытовая химия
1. Детский стиральный порошок 2 45 90
2. Кондиционер для белья 2 85 170
Всего расходов х х 44 290
дукционного учета» предлагается одним из следующих способов:
а) дополнить действующую в нашей стране, как и в других развитых странах мира, систему национального счетоводства (СНС) репродуктивными активами и пассивами;
б) разработать альтернативный План счетов процесса воспроизводства человеческих ресурсов, который должен содержать информацию о размерах воспроизводственных затрат; об обеспеченности российских семей жильем; о размерах инвестиций в репродукционный процесс со стороны государства, работодателей, семьи и пр.; об уровнях общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, аспирантов и пр.
1. Предлагаемый проект Плана счетов человеческой репродукции отражен в табл. 3. Синтетические счета этого плана детализируются до субсчета третьего порядка, но это не предел детализации — при необходимости можно продолжить разбивку до шестого, восьмого и так далее порядков. План счетов содержит 5 разделов.
Первый разряд номера счета репродукционного Плана счетов соответствует номеру раздела, а второй, третий и четвертый разряды — это аналитические счета или субсчета первого, второго и третьего порядков. Активные и пассивные счета плана содержат такие наименования, как, например: 1.1 «Квартира (частная собственность)», 2.3 «Медикаменты», 3.1 «Дебиторы», 3.2. «Кредиторы» (3.2.1 «Расчеты за услуги ЖКХ», 3.2.2 «Расчеты за потребляемую электроэнергию», 3.2.4 «Расчеты
Таблица 3
План счетов «Процесс человеческой репродукции», действующий в периоды: рождение — воспитание — обучение — трудоустройство
№ синтетического счета № субсчета 1-го порядка № субсчета 2-го порядка № субсчета 3-го порядка Наименование Тип счета (А, П, А-П)
Раздел 1. Дорогостоящие активы, обеспечивающие процесс человеческой репродукции
1 1 1 - Квартира (частная собственность) А
1 1 2 - Квартира (аренда) А
1 1 3 - Квартира (государственная, муниципальная собственность) А
1 1 4 - Иной объект жилой недвижимости А
1 2 - - Транспортные средства А
1 2 1 - Автомобиль А
1 2 2 - Детская коляска (зима-лето) А
1 2 3 - Прочие транспортные средства А
1 3 - - Мебель
Раздел 2. Активы и затраты ежедневного потребления
2 2 - - Одежда А
2 2 1 - Верхняя одежда А
2 2 2 - Белье А
2 2 3 - Головной убор А
2 3 - - Медикаменты А
2 3 1 - Лечебные А
2 3 2 - Профилактические А
2 4 - - Бытовая химия А
2 5 - - Средства гигиены А
2 6 - - Проезд общественным транспортом А
2 7 - - Канцелярские принадлежности А
Раздел 3. Дебиторы и кредиторы семьи
3 1 - - Дебиторы
3 1 1 Государство А
3 1 1 1 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) А
3 1 1 2 Пособие по беременности и родам А
3 1 1 3 Единовременное пособие при рождении ребенка А
3 1 1 4 Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка
3 1 1 5 Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет А
3 1 1 3 Пособие по уходу за ребенком до трех лет А
3 1 1 5 Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет А
3 1 1 6 Заработная плата в период нахождение матери (отца) в отпуске по уходу за ребенком А
3 1 2 Государственные внебюджетные фонды РФ А
3 1 1 Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, и пр.) А
3 2 Кредиторы
3 2 1 Расчеты за услуги жилищно-коммунального хозяйства А-П
3 2 2 Расчеты за потребляемую электроэнергию А-П
3 2 3 Расчеты за услуги связи А-П
3 2 4 Расчеты за услуги дошкольных образовательных учреждений А-П
3 2 5 Платные образовательные услуги П
3 2 6 Расчеты с учреждениями банков (краткосрочные — до 1 года) П
3 2 7 1 Потребительский кредит П
3 2 7 2 Образовательный кредит П
№ синтетического счета № субсчета 1-го порядка № субсчета 2-го порядка № субсчета 3-го порядка Наименование Тип счета (А, П, А-П)
3 2 7 3 Автокредит П
3 2 7 4 Кредит на лечение П
3 2 7 5 Прочие кредиты П
3 2 8 Расчеты с учреждениями банков (долгосрочные свыше 1 года) П
3 2 8 1 Ипотечный кредит П
3 2 8 2 Прочие долгосрочные кредиты П
Раздел 4. Капитал семьи
4 1 Базовый материнский капитал П
4 2 Сбережения семьи на счетах (депозитах) в банках П
4 3 Ценные бумаги П
4 3 1 Корпоративные ценные бумаги П
4 3 1 1 Акции П
4 3 1 2 Закладные П
4 3 1 3 Облигации П
4 3 2 Государственные ценные бумаги П
Раздел 5. Результат семейного бюджета
5 1 Профицит П
5 2 Дефицит А
за услуги дошкольных образовательных учреждений»), 4.1 «Базовый материнский капитал», 4.2 «Сбережения семьи на счетах (депозитах) в банках»,
5.1 «Профицит», 5.2 «Дефицит».
Таким образом, предлагаемый в данной статье План счетов процесса человеческой репродукции, сохраняя определенную преемственность с Планом счетов, который используется для организаций и предприятий, функционирующих в реальном секторе национальной экономики, всемерно учитывает также специфику осуществления репродуктивного труда (как в учреждениях сферы социальной репродукции, так и в домашнем репродуктивном секторе).
Дальнейшее развитие методологии учетного отражения процесса воспроизводства человеческих ресурсов и организации действенного финансового контроля за репродукционными расходами, результатами и активами, по мнению автора, целесообразно продолжить по следующим направлениям:
— идентифицировать (в натуральном, условнонатуральном и стоимостном выражении) воспроизводственный результат семьи и организаций сферы социальной репродукции, который выражается в уровнях физического, духовно-нравственного развития и уровня подготовки специалиста в учреждениях начального, среднего и высшего профессиональном образования;
— создать и внедрить в управленческую практику формы отчетности, которые адекватно отражали бы процесс воспроизводства человеческих ресурсов на всех стадиях репродукции и во всех разновидностях институциональных единиц (семья, детский дом, общеобразовательная школа, детская больница и т. д.);
— разработать формы и методы осуществления эффективного финансового контроля за использованием огромных бюджетных средств, которые будут направляться государством на реализацию приоритетнейшего национального проекта по стимулированию рождаемости и повышению эффективности всех составляющих репродукционного процесса.
Составление и представление таких форм отчетности, как финансовая, статистическая и налоговая, направлено на повышение прозрачности, полноты и достоверности информации о выполнении финансовых обязательств федерального и местных бюджетов перед своими гражданами, занятыми в репродуктивном секторе национальной экономики. Данные же проводимых примерно один раз в 10 лет всероссийских переписей населения в настоящее время и в складывающихся условиях представляются совершенно недостаточными для разработки и успешного осуществления на их основе активной демографической политики.
Сведения, находящиеся в отчетах по процессу человеческой репродукции, являются конфиденциальной информацией, их представление должно осуществляться в ГФСВН РФ. На основании данных репродукционной отчетности органы государственной власти и управления могут принимать решения о выделении персональных льгот и пособий — например, увеличивать заработную плату в период отпуска по уходу за ребенком или вводить повышающие коэффициенты по возмещению оплаты за обучение или услуги детских дошкольных учреждений.
Теоретико-методологические вопросы создания финансовой отчетности и организации
финансового контроля за процессом человеческой репродукции поставлены самой жизнью. Профессиональный долг и обязанность ученых и специалистов нашей страны — разработать научно обоснованные рекомендации по их решению.
Литература
1. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. /Росстат. — М., 2006. — 819 с.
2. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. — 381 с.
3. Геращенко Е. Охватить все семьи. В новую демографическую программу Кремля включены 100 мер для вывода России из кризиса / Газета «Взгляд», 13 мая 2006 г.
4. Единовременное пособие при рождении ре-
бенка увеличено до 8 тыс. руб. http://finance. mail. ru/economics/russia00001/default. asp?nwsId=18428.
5. Основные экономические и социальные показатели России в апреле 2006 года / Федеральная служба государственной статистики. http://www. gks. ru/wps/portal.
6. Илышев А. М. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: Монография/ А. М. Илышев, И. В. Лаврентьева. — Екатеринбург: Издательский дом «Финансы и кредит», 2005. — З68 с.
У. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.01.2006 № 5 «О порядке и условиях оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов».
и полиграфические работы
Л Телефон:
ш
166-51-46
Издания любой сложности
• книги • журналы
• проспекты • буклеты
• рекламная продукция
Товаросопроводительная, деловая и представительская документация
Оперативность Высокое качество