Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теоретико-методологическая предпосылка / дети-инвалиды / социальная адаптация / образовательный процесс / воспитательная работа / технопарк / theoretical and methodological background / children with disabilities / social adaptation / educational process / educational work / technopark

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шихамирова Бата Абдулгамидовна, Кабардиева Фарида Алимовна, Залитинова Супияханум Атаевна

В статье уделяется внимание педагогической проблеме, которая начинается с теоретико-методологических предпосылок обеспечения социальной адаптации некоторых категорий детей-инвалидов. Изучены тенденции в научных публикациях к решению проблем социальной адаптации таких детей и выявлены факторы, препятствующие решению проблемы социализации детей-инвалидов в современных условиях. На основе проблемных аспектов, связанных с социализацией интровертных детей-инвалидов, выявлены теоретико-методологические предпосылки изучения их социальной адаптации и учета психологического состояния. Аргументирована необходимость отделения направления социальной адаптации интровертных детей-инвалидов от других научных направлений и научных школ в целях выявления истинных причин психологической изоляции таких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шихамирова Бата Абдулгамидовна, Кабардиева Фарида Алимовна, Залитинова Супияханум Атаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the pedagogical problem, which begins with the theoretical and methodological prerequisites for ensuring the social adaptation of certain categories of children with disabilities. The trends in scientific publications towards solving the problems of social adaptation of such children have been studied and the factors preventing the solution of the problem of socialization of children with disabilities in modern conditions have been identified. Based on the problematic aspects related to the socialization of introverted children with disabilities, the theoretical and methodological prerequisites for studying their social adaptation and taking into account their psychological state are revealed. The necessity of separating the direction of social adaptation of introverted children with disabilities from other scientific directions and scientific schools in order to identify the true causes of psychological isolation of such children is argued.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

13. Шимичев, A.C. Развитие творческого потенциала обучающихся на основе интегративного подхода к овладению иностранным языком / A.C. Шимичев // Обучение, тестирование и оценка: Материалы Международной конференции. -Н. Новгород: НГЛУ, 2021 - Вып. 20. — С. 201-205

14. Шимичев, A.C. Творческие способности будущего учителя иностранного языка и проблемы их формирования / A.C. Шимичев // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина, 2018. -С. 154-158

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы Шихамирова Бата Абдулгамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Кабардиева Фарида Алимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Залитинова Супияханум Атаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-

ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье уделяется внимание педагогической проблеме, которая начинается с теоретико-методологических предпосылок обеспечения социальной адаптации некоторых категорий детей-инвалидов. Изучены тенденции в научных публикациях к решению проблем социальной адаптации таких детей и выявлены факторы, препятствующие решению проблемы социализации детей-инвалидов в современных условиях. На основе проблемных аспектов, связанных с социализацией интровертных детей-инвалидов, выявлены теоретико-методологические предпосылки изучения их социальной адаптации и учета психологического состояния. Аргументирована необходимость отделения направления социальной адаптации интровертных детей-инвалидов от других научных направлений и научных школ в целях выявления истинных причин психологической изоляции таких детей.

Ключевые слова: теоретико-методологическая предпосылка, дети-инвалиды, социальная адаптация, образовательный процесс, воспитательная работа, технопарк.

Annotation. The article focuses on the pedagogical problem, which begins with the theoretical and methodological prerequisites for ensuring the social adaptation of certain categories of children with disabilities. The trends in scientific publications towards solving the problems of social adaptation of such children have been studied and the factors preventing the solution of the problem of socialization of children with disabilities in modern conditions have been identified. Based on the problematic aspects related to the socialization of introverted children with disabilities, the theoretical and methodological prerequisites for studying their social adaptation and taking into account their psychological state are revealed. The necessity of separating the direction of social adaptation of introverted children with disabilities from other scientific directions and scientific schools in order to identify the true causes of psychological isolation of such children is argued.

Key words: theoretical and methodological background, children with disabilities, social adaptation, educational process, educational work, technopark.

Введение. В настоящее время реализуемые педагогические технологии в сфере социальной адаптации не всегда эффективны. Одна из причин состоит в том, что в педагогическом сообществе сформировалась необходимость фрагментации проблемы социализации детей-инвалидов с учетом их восприятия окружающей действительности, а не восприятия обществом детей с особыми потребностями как равноправных участников общественных процессов.

До сих пор педагогический взгляд на теоретико-методологическом уровне базировался преимущественно на инновационных техниках и технологиях, которые подразумевали лишь специфику заболевания ребенка с инвалидностью, но не его психологическое состояние. Под социальной адаптацией необходимо понимать не только приобщение ребенка с особыми потребностями к самообслуживанию, но также комплекс воспитательных мер, направленных на формирование сознательного отношения ребенка с инвалидностью к окружающему миру. В обозначенном подходе обнаруживается ключевое звено педагогической проблемы, которая заключается в сложности процесса социализации некоторых категорий детей-инвалидов.

Изложение основного материала статьи. Теоретические и методологические подходы к социальной адаптации детей-инвалидов должны строиться на соблюдении принципа интеграции ребенка в общество. Процесс вовлечения в социум не ограничивается коммуникативной составляющей и предусматривает влияние на самосознание ребенка с инвалидностью, а также коррекцию ролевого поведения [6, С. 267].

В научном сообществе дискутируется вопрос о разработке подходов, направленных на обучение детей-инвалидов в различных образовательных условиях. Однако социальная адаптация предполагает наличие у ребенка с инвалидностью навыков самоконтроля, помимо способности к самообслуживанию, и оставаться в постоянной коммуникации с окружающими людьми. В научной литературе ощущается дефицит механизмов социальной адаптации детей-инвалидов с учетом специфики их заболевания и одновременно степени вовлеченности в общество.

Современная педагогическая практика привела к необходимости разработки педагогических подходов для детей с различными образовательными потребностями и степенью вовлеченности в социальные отношения. Нередко встречаются случаи, когда ребенок с инвалидностью, перемещаясь в инвалидном кресле и обладая тяжелой формой заболевания, более социализирован, чем ребенок, имеющий инвалидность, однако страдает облегченной формой заболевания. При этом ребенок с облегченной формой заболевания может не испытывать трудности с самообслуживанием и перемещением ввиду того, что причина инвалидности состоит в заболевании, к примеру, по слуху или зрению.

Многие исследователи уделяют значительное внимание способам обучения детей-инвалидов с учетом педагогических

условий и специфики заболевания, однако почти не рассматривают проблему влияния психологического состояния на процесс социальной адаптации, реализуемый образовательной организацией. В труде О.С. Быковой приведен алгоритм дистанционного обучения детей в рамках социальной адаптации. Однако внимание акцентируется на детях обладающих преимущественно первой группой инвалидности [2, С. 103].

Другой автор - Е.О. Пак представил социализацию нового формата, сущность которой состоит в ориентации психологического восприятия ребенка с инвалидностью себя в обществе как центрального компонента [5, С. 9]. Таким образом, автор признает, что подобный подход, при котором повышение самооценки осуществляемой в рамках образовательного процесса может привести не к успешной адаптации ребенка с инвалидностью в социальной среде, а к развитию инфантильности.

Следует отметить, что исследование упомянутого автора справедливо рациональностью характеристики современной педагогической и воспитательной работы, которая не формирует условия для инициации многих социальных проявлений со стороны детей с инвалидностью. Сущность подобной инициации заключается в совершенствовании такой образовательной среды, которая развивает в ребенке с инвалидностью активное желание и стремление взаимодействовать с внешним миром, что особенно важно для детей-инвалидов, обладающих признаками интровертности.

Такие авторы, как Е.В. Бажанова, И.И. Поташова и А.Т. Поудел попытались раскрыть социальную адаптацию детей-инвалидов при помощи описания техник искусства Эбру [1, С. 201]. Преимуществом научного вклада указанных авторов выступает теоретико-методологический подход к социальной реабилитации детей, у которых диагностировано интеллектуальное нарушение. Однако в данном научном труде отсутствует информация для педагогов о том, какими инструментами развить коммуникативную компетенцию среди детей с инвалидностью, обладающих интровертным признаком и не имеющих интеллектуальных нарушений.

В последнее время дискутируется также вопрос об инклюзии в сфере образования. В частности, в работе Л.Э. Турсунова и А.Джуманазаровой инклюзивное образование рассматривается как способ влияния сферы образования на общественное восприятие детей с инвалидностью [8, С. 661]. Правота авторов состоит в том, что инклюзивное образование в контексте общественных настроений относится к ответственности не только образовательного учреждения, но также родителей и государства. Кроме того, работа с общественным восприятием детей с инвалидностью при условии их совместного обучения со здоровыми сверстниками существенно способствует социальной адаптации самих детей с инвалидностью. Тем не менее, активное приобщение особых детей к общественным процессам может лишь частично решить педагогическую проблему, связанную с раскрытием коммуникативного потенциала таких детей с инвалидностью, которые по объективным причинам изолируются от процесса коммуникации с окружающим миром.

В результате педагогам приходиться констатировать, что инклюзивное образование может помочь тем особым детям, которые изначально потенциально готовы к коммуникации с внешним миром, но ранее не могли достичь подобной цели по причине общественных стереотипов. Остается не затронутой категория детей с инвалидностью, которые по своим психологическим характеристикам все же находятся вне образовательного процесса, в рамках которого реализуются педагогические технологии, направленные на социальную адаптацию детей с инвалидностью.

Примером представляется возможным обозначить детей, страдающих аутизмом. С одной стороны, у них отсутствуют какие-либо интеллектуальные и ментальные нарушения, но с другой стороны, их образовательные результаты могут превосходить идентичные результаты здоровых сверстников. Проблемы социальной адаптации таких детей с инвалидностью является сознательная или бессознательная изоляция от общества. Среди существующих научных взглядов и теоретико-методологических подходов относительно детей с аутизмом превалирует два научных направления:

- социальная адаптация посредством применения игровых технологий [4, С. 31];

- приобщение к социальной жизни при помощи дистанционных технологий [7, С. 763].

Игровые технологии для детей с аутизмом не являются приближенными условиями к реальной жизни по причине вынужденного планирования такими детьми последующих действий при коммуникации с окружающими людьми. Дистанционные инструменты социальной адаптации создают условия коммуникативной изоляции и не направлены на развитие навыков общения с людьми вне интернет-пространства.

В настоящее время педагогическое сообщество пока не предложило теоретико-методологические подходы для изучения социальной адаптации детей-инвалидов, испытывающих психологические трудности при взаимодействии с окружающим миром. На одном из мероприятий, которое Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова), в ноябре 2023 года провел совместно с региональными общеобразовательными организациями, были выявлены следующие теоретико-методологические проблемные факторы в рассматриваемом направлении [3]:

- дистанционные технологии не всегда уместны при обучении детей с инвалидностью, особенно в коррекционных школах;

- помимо игровых техник и технологий, социальная адаптация интровертных детей с инвалидностью должна включать иные педагогические подходы, направленные на стимулирование активной позиции особых учащихся в социуме;

- воспитательная работа, к примеру, в сфере волонтерства и благотворительности, не должна игнорировать возможность участия в особенности интровертных детей с инвалидности в качестве меры социальной адаптации;

- педагогические технологии в сфере социальной адаптации не должны ранжироваться среди общеобразовательных организаций, особенно если они могут оказаться эффективными, к примеру, не только для одаренных детей, но и для детей с инвалидностью;

- необходим отдельный образовательный стандарт для социальной адаптации детей с инвалидностью по видам заболеваний и характеристикам психологического состояния;

- необходимо внедрить и развить научную школу, объединяющую исследования в сфере социальной адаптации интровертных детей-инвалидов;

- российское образование в настоящее время нуждается в создании технопарка для развития педагогической компетенции в сфере социальной адаптации интровертных детей-инвалидов;

- научное направление социальной адаптации интровертных детей с инвалидностью должно быть выделено из контекста инклюзивного образования.

На обозначенном мероприятии выявлено, что активная цифровизация и модернизации сферы образования не учитывает способность дистанционных технологий усугубить социальную изоляцию некоторых категорий детей с инвалидностью. Соответственно, обозначенная проблема заслуживает проведения отдельных научных исследований и разработки педагогами методологических подходов для обеспечения образовательного баланса между социальной адаптацией и новейшими технологиями в сфере образования для детей-инвалидов.

На мероприятии также было обозначено, что среди существующих теоретических разработок педагогического

сообщества не представлены какие-либо педагогические приемы, технологии или модели педагогического поведения для стимулирования в детях с инвалидностью желания самостоятельного взаимодействия с окружающим миром. Проблема усложняется тем, что отсутствие обозначенных необходимых теоретических подходов распространяется на всех детей-инвалидов, что предполагает длительное время для формирования исследовательской готовности к теоретическим разработкам для интровертных детей с особыми потребностями.

Многие образовательные организации ошибочно считают, что сфера волонтерства и благотворительности может затрагивать лишь здоровых людей, что отражается на незначительном числе детей с инвалидностью, участвующих в социальных инициативах. Между тем, разработка теоретических и методологических подходов для педагогов в сфере социальной адаптации могла бы решить часть проблем коммуникативного характера среди детей-инвалидов, отличающихся интровертным взглядом на жизнь.

Распространение уникальных педагогических технологий осуществляется преимущественно при помощи научных публикаций в профильных изданиях. Однако социальная адаптация детей-инвалидов нуждается во внедрении государственной системы лучших практик в сфере социальной адаптации, апробированных в одних образовательных учреждениях и пригодных для адаптации в образовательных учреждениях других субъектов государства.

Кроме того, на мероприятии ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова с региональными общеобразовательными организациями обозначено, что все современные образовательные стандарты затрагивают инклюзивные педагогические подходы, но не учитывают специфику детей-инвалидов, которые не идентичны между собой, однако могут быть объединены по группам заболеваний и психологическому состоянию. Таким образом, методологический подход при помощи внедрения отдельного образовательного стандарта, не сопряженного с учебным предметом или классом обучения, может упростить задачу педагогам по созданию условий рациональной социальной адаптации для детей с инвалидностью.

Для того, чтобы внедрить отдельный образовательный стандарт, необходимо в педагогическом сообществе создать условия для развития соответствующей научной школы. Специализирующиеся на проблеме социальной адаптации педагоги и ученые могли бы разработать уникальные методологические подходы в качестве основы для образовательных стандартов.

Апробация и коррекция научных разработок в рамках указанной научной школы может быть осуществлена на базе технопарка, а впоследствии стать источником для ежегодного совершенствования образовательных стандартов в целях социальной адаптации детей-инвалидов. Преимуществами предложенных теоретико-методологических предпосылок являются следующие ожидаемые результаты:

- совершенствование воспитательной и образовательной работы с разными категориями детей-инвалидов;

- изменение целевого назначения социальной адаптации детей с инвалидностью от потребительского отношения к окружающему миру к стремлению внести личный вклад в общественные процессы;

- появление системы совершенствования социальной адаптации детей-инвалидов с учетом научных разработок, централизованной методологии и возможности тестовой апробации;

- устранение ситуации частичной осведомленности о лучших практиках социальной адаптации детей-инвалидов в педагогическом сообществе;

- трансформация в восприятии обществом социальной роли и потенциальных возможностей детей-инвалидов в процессе их участия в различных социальных начинаниях, что станет рациональным звеном для развития инклюзивного образования впоследствии.

Теоретико-методологическое отделение направления социальной адаптации интровертных детей с инвалидностью необходимо для глубокого изучения действительных причин их коммуникативной изоляции. Проведение идентичной работы в условиях инклюзивного образования может не способствовать выявлению истинных причин коммуникативных сложностей детей с особыми потребностями в виду того, что процесс коммуникации в условиях инклюзии вместо социализации может привести интровертного ребенка с инвалидностью к очередной психологической травме.

Соответственно, необходимо обеспечить педагогические условия для внедрения новых образовательных решений с учетом психологических особенностей детей-инвалидов, страдающих различными видами заболеваний и обладающих дифференциальным психологическим состоянием. Отделение обозначенного научного направления позволит реализовать представленную теоретико-методологическую систему, которая состоит из развития научной школы, разработки и совершенствования специализированного образовательного стандарта и обеспечения деятельности технопарка.

Выводы. Таким образом, необходимо обратить внимание на отсутствие теоретико-методологической основы для социальной адаптации детей-инвалидов, которые отличаются интровертным взглядом на жизнь. Игнорирование существующей проблемы может привести к ухудшению образовательных результатов в рамках реализуемой социальной адаптации детей с особыми потребностями по здоровью. Несмотря на отсутствие теоретико-методологических предпосылок для решения данной проблемы в настоящее время, внедрение новых педагогических подходов в сфере социальной адаптации и сопутствующее решение обозначенной проблемы все же возможно при условии увеличения значимости психологических проблем детей-инвалидов, возникающих в процессе коммуникаций по причине их интровертности.

Литература:

1. Бажанова, Б.В. Применение техник искусства Эбру в системе психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Б.В. Бажанова, И.И. Поташова, А.Т. Поудел // Национальный психологический журнал. - 2023. - № 3 (51). -С.201-211

2. Быкова, О.С. Практика дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе освоения химии основного общего образования / О.С. Быкова // Инновационная наука. - 2020. - № 12. -С. 102-104

3. Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова: сайт. - 2024. - URL: https://dspu.ru/2023/7159/ (дата обращения: 08.05.2024)

4. Никитская, Б.А. Социализация детей с синдромом раннего детского аутизма посредством игровой терапии / Б.А. Никитская, Д.П. Булхова // Бвразийский Союз Ученых. -2020. - № 1-5 (70). - С. 31-34

5. Пак, Б.О. Актуальные проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Б.О. Пак // Вестник магистратуры. - 2020. - №4-1 (103). - С. 9-10

6. Педагогический энциклопедический словарь / [М.М. Безруких и др.]; под ред. Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.

7. Русанова, Ю.С. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра иностранному языку при помощи современных информационных технологий / Ю.С. Русанова // StudNet. - 2020. - № 12. - С. 763-772

8. Турсунов, Л.Э. Актуальные вопросы инклюзивного образования в социологии образования / Л.Э. Турсунов, А. Джуманазарова // Экономика и социум. - 2023. - № 7 (110). - С. 659-662

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.