Научная статья на тему 'О подготовке магистров специального образования к семейно ориентированному вмешательству в системе психолого-педагогической реабилитации инвалидов'

О подготовке магистров специального образования к семейно ориентированному вмешательству в системе психолого-педагогической реабилитации инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MASTER OF SPECIAL EDUCATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PSYCHOSOCIAL REHABILITATION / СЕМЕЙНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / FAMILY-ORIENTED INTERVENTION / ИНВАЛИДЫ / PHYSICALLY CHALLENGED PERSONS / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / COMPETENCYAND ACTIVITYBASED APPROACH IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миланич Юлия Михайловна

Статья посвящена особенностям преподавания дисциплины «Психологическая реабилитация и семейная терапия инвалидов» при подготовке магистров специального образования по программе «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Обосновывается важность знаний и навыков семейно ориентированного вмешательства для дефектологов в системе реабилитации инвалидов, рассматриваются проблемы данной сферы деятельности. Описана методологическая основа программы дисциплины, цели и задачи, используемые традиционные и интерактивные образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миланич Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education for the Family Oriented Intervention in the System of Psychological and Educational Rehabilitation of Physically Challenged Persons

This article is concerned with features of teaching the сcourse of «Psychosocial rehabili-tation and family therapy of physically challenged persons» when training masters of special education following the program of «Psychosocial and educational rehabilitation of individuals with disabilities». The article substantiates the importance of skills and expertise in the family-oriented intervention for special education teachers in the disabled person's rehabilitation system, and discusses issues related to this focus area. The author has described methodological framework of the program, goals and objectives, as well as traditional and interactive educational techno-logies applied.

Текст научной работы на тему «О подготовке магистров специального образования к семейно ориентированному вмешательству в системе психолого-педагогической реабилитации инвалидов»

ского содержания на основе практики социальной работы с молодежью. Автором делается вывод о том, что их применение свидетельствует о подготовленности студентов к будущей профессиональной деятельности и эффективности методов.

Ключевые слова: активные методы, микросоциальная среда, молодежь, молодежная среда, профессиональная подготовка, прак-тико ориентированные методы, проблемно-поисковые методы, проблемные занятия, репродуктивные методы, социальная работа.

SUMMARY

There are some active practice oriented methods of pedagogical work with the students in curricular and extracurricular activities. They are theoretical and practical researches of social processes in the environment of the youth, discussions, establishing norms of collective behavior, development didactic content based on the social work with the youth. The author concludes that using active practice oriented methods of pedagogical work with the students shows the level of the preparation for the future professional activity and effectiveness of methods.

Key words: active methods, micro social environment, youth, youth environment, profess-sional preparing, practice oriented methods, problem-searching methods, problem session, reproductive methods, social work.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Сафонова Т. Н. Педагогическое содействие адаптации к работе с молодежью студентов вуза - будущих социальных работников: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - 164 с.

3. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиенса, 1989. - 272 с.

Ю. М. Миланич

УДК 159.9

О ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СЕМЕЙНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

9 пособность дефектолога осуществлять психолого-педагогическую реабилитацию детей и взрослых с инвалидностью является важнейшей составляющей его профессиональной компетентности. Данная деятельность должна реализовываться в коррекционных и инклюзивных образовательных учреждениях, реабилитационных центрах для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическая реабилитация занимает особое место в системе реабилитационных мероприятий, суть которых в ориентации не на само нарушение развития или тяжелое заболевание, а на личность инвалида. Без психологического вмешательства затруднено достижение нормального уровня социальной адаптации и субъективного психологического благополучия людьми с ограниченными возможностями. Непременным условием успешности реабилитации является работа с семьей, так как родственники могут как препятствовать, так и способствовать достижению ее целей.

При этом поддержка семьи не может сводиться только к педагогическим воздействиям, состоящим в передаче необходимого минимума знаний и навыков по воспитанию и обучению. Столкновение с диагнозом тяжелого заболевания или нарушения развития родственника является стрессовой ситуацией,

обусловленной блокированием значимых потребностей и определяющей существенное напряжение адаптационных ресурсов личности. Впоследствии семья постоянно сталкивается с новыми трудностями: проблемами принятия инвалида родственниками, ограничениями в социальном функционировании членов семьи, стигматизацией со стороны социума, высокими физическими, материальными и эмоциональными затратами, трудностями получения образования, профессиональной самореализации и создания собственной семьи инвалидом. Чрезмерные требования к адаптации задают высокий уровень нервно-психического напряжения, снижать который родственник может как конструктивным, так и неконструктивным способом [1; 2; 3; 6; 7; 8; 10; 15; 17]. Преимущественно негативное воздействие нарушения развития или тяжелого заболевания члена семьи на психологическое благополучие близких определяет необходимость психологического вмешательства.

Цель данной статьи - представить опыт преподавания дисциплины «Психологическая реабилитация и семейная терапия инвалидов», которая включена в модуль «Технологии психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» вариативной части магистерской программы «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень магистратуры) в РГПУ им. А. И. Герцена.

Разработка курса была продиктована высокой практической значимостью помощи семье и инвалиду как члену семьи, с одной стороны, и недостаточностью реализации этого аспекта профессионального функционирования современными дефектологами, с другой. Педагог специального образования часто избегает работы с семьей, центрируя внимание исключительно на ребенке с инвалидностью, ограничивает свою деятельность рамками педагогических консультаций родителя. Одной из причин сложившейся ситуа-

ции является слабая субъективная потребность и отдаленные представления членов «особой» семьи о психологической помощи.

Существуют два подхода к учету потребности клиента в поддержке. Согласно первой, помощь оказывается членам семьи при осознанной нужде в ней: есть признание трудностей семейного взаимодействия и желание содействия специалиста. Мы придерживаемся второй точки зрения, в соответствие с которой необходимо различать объективную и субъективную потребность в помощи.

Несмотря на очевидный драматизм внутрисемейных отношений и семейную неудовлетворенность (объективная потребность), члены семьи могут не осознавать необходимости обращения к специалисту. Для россиян вообще характерно считать психологическую проблему признаком слабости, а сообщение о ней постороннему - «выносом сора из избы». На Руси социальному окружению следовало демонстрировать семейное благополучие и запрещалось разглашать семейные тайны [9].

Слабая субъективная потребность в психологическом содействии у родственников инвалидов связана с действием защитных механизмов, которые помогают заглушить боль от осознания проблем. Многие родители «особых» детей в контактах со специалистами склонны озвучивать, прежде всего, проблемы материального, медицинского, информационного характера. Однако это не означает, что объективная потребность в более глубоком вмешательстве незначительна. Ее наличие является достаточным поводом для начала помощи. Первоначальное воздействие на члена семьи должно быть минимальным по степени, например: информационная поддержка, эмпатийное понимание трудностей жизни с инвалидом. Включение в процесс получения помощи постепенно повышает осознание необходимости собственных изменений.

К другим проблемам следует отнести недостаточное понимание дефектологами задач, которые призвана решать психологическая реабилитация и ее важнейшая составляющая - семейно ориентированное вмешательство (семейная терапия), отсутствие дифферен-

цированного подхода с учетом психологических особенностей членов семьи и семейной системы в целом. Кроме того, психолого-педагогическая интервенция может быть представлена набором техник (порой единственной техникой), за которыми не стоит четкая теоретическая база. Такие недочеты связаны с малой разработанностью теоретико-методологических основ психологической реабилитации, недостаточностью трудов, которые дают системный анализ семейной терапии инвалидов, недоступностью опыта зарубежных специалистов по проблеме, за исключением нескольких изданий [1; 6; 7].

Представляется, что предложенное содержание и структура дисциплины «Психологическая реабилитация и семейная терапия инвалидов» позволит преодолеть эти недостатки при подготовке магистров специального образования.

Целью освоения курса является формирование теоретических знаний и практических навыков психологической реабилитации инвалидов, осуществляемой в форме психотерапевтической помощи семье. Такая помощь понимается как содействие в решении проблем внутрисемейных и внесемейных отношений с целью оптимизации условий жизнедеятельности как самого ребенка/взрослого с инвалидностью, так и его ближайших родственников.

В основу программы дисциплины взят компетентностно-деятельностный подход к обучению в вузе, предполагающий, что студент становится субъектом своего обучения и апробирует формируемые знания и навыки в модели реальной практической и научно-исследовательской деятельности, обучение ориентировано на достижение компетенций как желаемых образовательных результатов [5].

Формирование целого ряда профессиональных компетенций магистра специального образования по программе «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ» невозможно без овладения знаниями и навыками семейно ориентированного вмешательства: готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения обучения и

социализации инвалидов, оптимизации семейных условий жизнедеятельности, консультированию лиц с ОВЗ, их родственников и педагогов инклюзивных образовательных учреждений.

Для достижения цели дисциплины в соответствии с указанными компетенциями необходимо, чтобы студенты:

• знали задачи психологической реабилитации и семейной терапии в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ; особенности функционирования и специфические психологические проблемы семьи инвалида; основные подходы и методы семейной терапии за рубежом и в России;

• умели организовывать и проводить психолого-педагогическое изучение семьи и инвалида как члена семьи для проектирования индивидуального маршрута развития, социальной адаптации и интеграции; формулировать задачи и осуществлять выбор методов семейной терапии для оптимизации семейных условий жизнедеятельности инвалида, консультирования лиц с ОВЗ, членов их семей и педагогов инклюзивных образовательных учреждений;

• владели начальными навыками использования методов семейной терапии, индивидуальными и групповыми формами работы, способностью интегрировать техники различных подходов; навыками теоретического анализа современных отечественных и зарубежных исследований по психологии семей лиц с ОВЗ и семейной терапии.

Основанием для определения состава тем по дисциплине явились сложившиеся в отечественной психологии представления о принципах психологической помощи «особой» семье: системном, интегративном и принципе индивидуализации [2; 4].

Необходимость системного подхода в семейном вмешательстве определена тем, что в основе конкретных проблем семьи лежат системообразующие личностные характеристики ее членов, а также особенности семьи как целого. Психологическим проблемам «особой» семьи (высокое нервно-психическое напряжение, внутриличностная и межлично-

стная проблематика, наличие невротических, психосоматических нарушений) отвечают положения концепции личности как системы отношений и вытекающая из нее личностно ориентированная психотерапия В. Н. Мяси-щева. Воздействия реабилитолога должны затрагивать три сферы отношений членов семьи: когнитивную, эмоциональную и поведенческую [2; 4]. Основной мишенью вмешательства, таким образом, можно назвать систему отношений членов семьи, нарушения которых проявляют себя в их психологическом неблагополучии и проблемном внутрисемейном и внесемейном взаимодействии: родителя и инвалида, родителя и здорового сиблинга, матери и отца, инвалида и здорового сиблинга, семьи и ближайшего окружения, семьи и общества (учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, средств массовой информации и пр.).

Принцип индивидуализации требует учета уникальности лица с инвалидностью, его родственников и семейной ситуации в целом. Важнейшее требование - специалист должен учитывать сложную клинико-психологиче-скую структуру нарушенного развития, а значит максимально точно определить соотношение первичных и вторичных нарушений и их факторов. В этой связи особое значение имеет профессиональная подготовка в области психологии дизонтогнеза и ее медико-биологических основ. Другими значимыми параметрами являются особенности предшествующего развития лица с ОВЗ; история семьи; характер внутрисемейных и внесемей-ных отношений; особенности реализации основных функций семьи.

Принцип интегративного подхода требует сочетания методов различных школ в семейной терапии инвалидов. Анализ существующих зарубежных психотерапевтических направлений помощи «особой» семье (психодинамического, поведенческого, когнитивного, системного) позволяет заключить, что, являясь концептуальными источниками, предопределяя категориальный аппарат, задачи и методы работы, они, в конечном счете, дополняют друг друга, так как концентри-

руются на разных аспектах и проблемах внутриличностных и межличностных отношений [1; 6; 7; 11; 12; 13; 14; 16]. Много-аспектность отношений, их трехчленная структура (наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов) определяет широкий круг задач психологического вмешательства. Их решение требует привлечения методов и техник из различных направлений.

Ориентация на теоретические основы психологической реабилитации и семейной терапии инвалидов осуществляется посредством системного описания функционирования «особой» семьи, знакомства с современными подходами, успешно практикуемыми за рубежом и в России. Конкретные методы психотерапии рассматриваются в соответствии с задачами направлений, каждое их которых дает свой ответ на вопрос, что считать нормой, индивидуальным своеобразием, а что - нарушением, неблагополучием семьи, какие особенности ее членов следует корректировать, а какие - признать как сильные стороны, требующие развития. Знакомство с задачами и методами различных подходов формирует готовность магистра гибко решать широкий круг задач разными способами с учетом многообразия условий задачи. Такая готовность соответствует высокому уровню сформированности компетенции [5].

Деятельностный подход обучения реализуется при помощи методов интерактивного, то есть создаваемого преподавателем вместе со студентами, и проблемного обучения, в которых апробируются формируемые знания и навыки в модели реальной практической и научно-исследовательской деятельности (интерактивные лекции, метод кейсов).

Интерактивные лекции направлены на освоение основных понятий и положений через управляемое преподавателем обсуждение их соответствия и возможностей использования в решении профессиональных задач дефектолога. Их сочетание с традиционными лекциями позволяет студентам, с одной стороны, очертить задачи и границы профессиональной практики, а с другой - выработать собственную позицию относительно разных

подходов, находить их реальные достоинства и недостатки, сопоставлять теоретические положения с реальными фактами, возможностями их реализации в помощи семьям.

Деятельностному принципу в практической части курса отвечает метод кейсов, направленный на формирование мотивации к применению теоретических знаний и начальную отработку навыков семейной терапии под руководством преподавателя. Кейс-задачи формулируются таким образом, чтобы они могли быть решены на основе имеющихся знаний студентов, и для их решения было бы недостаточно простого припоминания материала. Исходными данными для задач служат описания конкретных семейных, консультационных и терапевтических ситуаций. Предлагаемые кейс-задачи можно разделить на три группы:

- задачи, способствующие более глубокому пониманию теоретических основ психологической реабилитации и семейной терапии: сопоставление различных подходов; приведение в соответствие описаний проблемы инвалида, его родственника или семьи в целом с подходами; характеристика внутрисемейных и внутриличностных отношений на основе идей того или иного направления;

- задачи, формирующие способность к проектированию программ психологического изучения семьи, программ оптимизации семейных отношений в процессе психолого-педагогического сопровождения, а также схем консультирования лиц с ОВЗ, их родственников и педагогов инклюзивных учреждений;

- задачи, предполагающие начальную отработку методов и техник семейной терапии в моделируемых ситуациях (постановки вопросов, отражения чувств, осмысления сказанного клиентом, перефразирования, стимулирующих вопросов, аутогенной тренировки, ролевых игр, тренинга родительских умений, оспаривания иррациональных взглядов, самораскрытия специалиста, рационально-эмоционального воображения, контракта, домашних заданий, кругового опроса и семейной дискуссии, присоединения к семейной системе и

подсистеме, социометрических техник работы с семьей, техник игровой и арттерапии). Студентам дается представление о цели и возможностях конкретного метода или техники, исходные данные для моделирования ситуации, помощь в нахождении решения проблемы. Например, техника «стимулирующие вопросы» - для расширения восприятия жизненной ситуации. Исходные данные: запрос клиента, данные диагностики, сформулированная психологом гипотеза. В помощь студенту, для которого задача самостоятельного моделирования подобных техник практически невыполнима, предлагаются задания привести в соответствие гипотезу специалиста и алгоритмы разрешения проблемы. Приведем несколько примеров:

- чувство вины за болезнь ребенка, депрессивный фон настроения - позитивное переосмысление жизненной ситуации, осознание альтернатив и формирование навыков вытеснения таких иррациональных убеждений, как «катастрофизация», «использование ярлыков», «сверхобобщение» и «сверхответственность», разделение биологической и личностной вины в случившемся;

- негибкое использование защитного механизма отрицания, приводящее к игнорированию болезни - осознание действия защиты, развитие ее гибкости, признание необходимости активных и постоянных усилий в заботе и развитии ребенка;

- синдром «эмоционального выгорания» -готовность обращаться за помощью к близким и знакомым с целью переключения на другие занятия и отдых, принятие ситуации как «вызова судьбы», поддержка гордости за себя;

- ограничение социального функционирования - нахождение доступных способов профессионального развития, общения, досуга.

Самостоятельная работа студентов включает в себя:

- анализ обязательной и дополнительной литературы при изучении отдельных вопросов. Так, самостоятельная работа предполагает знакомство с методами и методиками психологического изучения семьи, которые

широко представлены в литературе, информационных справочных системах;

- составление библиографий по темам;

- составление таблиц и схем, демонстрирующих соотнесение положений различных подходов в семейной терапии с наблюдаемыми фактами семейного функционирования в обычных и «особых» семьях, для чего осуществляется анализ конкретных описаний жизненных трудностей и психологических проблем семей в интернет-ресурсах.

Таким образом, семейно ориентированное вмешательство лежит в плоскости проблемного поля работы дефектолога, осуществляющего психолого-педагогическую реабилитацию инвалидов. Представляется, что совершенствуя качество подготовки магистров специального образования в этой области, мы можем добиться высокой конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена особенностям преподавания дисциплины «Психологическая реабилитация и семейная терапия инвалидов» при подготовке магистров специального образования по программе «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Обосновывается важность знаний и навыков семейно ориентированного вмешательства для дефектоло-гов в системе реабилитации инвалидов, рассматриваются проблемы данной сферы деятельности. Описана методологическая основа программы дисциплины, цели и задачи, используемые традиционные и интерактивные образовательные технологии.

Ключевые слова: магистр специального образования, психологическая реабилитация, семейно ориентированное вмешательство, инвалиды, компетентностно-деятельностный подход к обучению в вузе.

SUMMARY

This article is concerned with features of teaching the course of «Psychosocial rehabilitation and family therapy of physically challenged persons» when training masters of special education following the program of «Psychosocial and educational rehabilitation of

individuals with disabilities». The article substantiates the importance of skills and expertise in the family-oriented intervention for special education teachers in the disabled person's rehabilitation system, and discusses issues related to this focus area. The author has described methodological framework of the program, goals and objectives, as well as traditional and interactive educational technologies applied.

Key words: master of special education, psychosocial rehabilitation, family-oriented intervention, physically challenged persons, competency- and activity- based approach in higher education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краузе М. П. Дети с нарушениями развития. Психологическая помощь родителям: учебное пособие. - М.: Академия, 2006. -208 с.

2. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. -239 с.

3. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб. : Речь, 2007. - 288 с.

4. Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.

5. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т. П. Афанасьева, Е. В. Караваева, А. Ш. Канукоева, В. С. Лазарев, Т. В. Не-мова. - М. : Изд-во МГУ, 2007. - 96 с.

6. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. - М. : Теревинф, 2009. -368 с.

7. Фюр Г. «Запрещенное» горе. - Минск: Издатель А. Н. Вараксин, 2008. - 76 с.

8. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005. -477 с.

9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 4-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

10. Daire A. P. Examining distress of parents of children with and without special needs // J. of Mental Health Counseling, 2011, April 1.

11. Joyce M. R. A Developmental, RationalEmotive Behavioral Approach for Working with Parents // A. Ellis & M. E. Bernard (Eds.), Rational emotive behavioral approaches to childhood disorders. - New York: Springer, 2006. - P. 177-211.

12. Mclnerney J. F. Mclnerney B.C.M. Working with the Parents and Teachers of Exceptional Children // Rational emotive behavioral approaches to childhood disorders / edited by A. Ellis, M.E. Bernard. - New York: Springer, 2006. - P. 369-384.

13. Sanders M. R., Markie-Dadds С., Turner K.M.T. Theoretical, Scientific and Clinical Foundations of the Triple P-Positive Parenting Program: A Population Approach to the Promotion of Parenting Competence. Australia: The University of Queensland, 2003. - 24 p.

14. Simpson D. Psychoanalytic perspectives on emotional problems facing parents of children with learning disabilities // Psychoanalytic Theory for Social Work Practice: Thinking Under Fire / edited by M. Bower. - London, New York, 2005. - P. 106-114.

15. Stoneman Z., Gavidia-Payne S. Marital adjustment in families of young children with disabilities: Associations with daily hassles and problem-focused coping // Amer. J. on Mental Retardation. - 2006. - III. - P. 1-14.

16. Turnbull A. P., Turbiville V., Turnbull H. R. Evolution of Family-Professional Partnerships: Collective Empowerment as the Model for the Early Twenty-First Century // Handbook of Early Childhood Intervention / edited by Jack P. Shonkoff, Samuel J. Meisels. 2nd ed. - Cambridge University Press, 2000. -P. 630-650.

17. Turnbull A. P., Turnbull H.R. Family issues // Handbook of Developmental Disabilities / edited by S. L. Odom et al. London, New York, 2007. - R 529- 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.