Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональных компетенций специалистов по социально-педагогической работе с семьей ребенка-инвалида'

Совершенствование профессиональных компетенций специалистов по социально-педагогической работе с семьей ребенка-инвалида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1483
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / семья ребенка с ОВЗ / социально-педагогическое сопровождение / профессиональные компетенции социальных педагогов / disabled children / child's family with disabilities / social-pedagogical support / professional competences of social teacher

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жимаева Е. М.

В статье рассматривается проблема подготовки специалистов, осуществляющих социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жимаева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN SOCIAL AND EDUCATIONAL WORK WITH THE FAMILY OF A DISABLED CHILD

The article touches upon the issues of training specialists who engage social-pedagogical support of families with disabled children.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональных компетенций специалистов по социально-педагогической работе с семьей ребенка-инвалида»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

В статье рассматривается проблема подготовки специалистов, осуществляющих социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), семья ребенка с ОВЗ, социально-педагогическое сопровождение, профессиональные компетенции социальных педагогов.

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, относится к особой категории семей. Ребенок, имеющий какие-либо нарушения в развитии, в такой семье воспитывается в особой атмосфере, которая в большинстве случаев характеризуется подавленностью, напряженностью внутрисемейных отношений, социальной отгороженностью. Такая семейная атмосфера не способствует успешной реабилитации и социальной интеграции больного ребенка в социум, а, наоборот, делает его более замкнутым, подавленным, формирует у него иждивенческие установки.

По мнению Т.В.Егоровой, положение се-

Жимаева, Е.М. Совершенствование профессиональных компетенций специалистов по социально-педагогической работе с семьей ребенка-инвалида [Текст] / Е.М. Жимаева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 137-147.

Е.М. Жимаева

Научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» E-mail:pyshnikova@gmail. com

мей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), можно охарактеризовать как внутренний (психологический), так и внешний (социальный) тупик. Описывая положение таких семей, автор также отмечает, что качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, могут проявляться на нескольких уровнях: психологическом, соматическом и социальном.

Психологические изменения, происходящие в семье, обусловлены сильным стрессовым состоянием, в котором находятся родители после того, как они узнают о появлении в своей семье больного ребенка. Кроме того, рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним является длительным патогенно воздействующим психологическим фактором, фрустрирующим психику родителей. Следствием этого можетт стать появление у родителей различных нервно-психических расстройств, а также и хронических соматических заболеваний.

Появление у родителей хронических соматических заболеваний связано еще и с тем, что зачастую, воспитывая ребенка с ОВЗ, они испытывают большие психические и физические нагрузки.

На социальном уровне семья, имеющая ребенка с нарушениями в развитии, в настоящее время все еще пока не получает необходимую ей формальную (поддержка со стороны государственных учреждений) и не формальную (поддержка со стороны близких родственников и ближайшего социального окружения) помощь и поддержку. Вследствие этого семья этой категории становится малообщительной, избирательной в контактах, сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками.

Кроме того, по данным Т.В. Егоровой, рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения родителей [4].

Для преодоления всех обозначенных проблем семье необходимо задействовать все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы как внутренние, так и внешние.

Самым важным внутренним ресурсом семьи современные отечественные исследователи М.А. Беляева и И.Е. Кузнецов считают уровень ситуационно-ролевой адаптации семьи, складывающейся из реабилитационной культуры семьи, ролевой активности и отношения к ребенку.

Внешним ресурсом семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в значительной степени определяющим успешность социальной адаптации семьи к сложившимся жизненным условиям, является наличие у нее формальной и неформальной помощи и поддержки. К неформальным источникам поддержки исследователи относят моральную поддержку со стороны родствен-

ников и ближайшего социального окружения. К формальной поддержке относится помощь семье ребенка с ОВЗ со стороны государства (различные льготы, материальные выплаты), а также помощь в развитии, обучении и воспитании больного ребенка со стороны сотрудников различных государственных учреждений: медицинских работников, педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных работников и социальных педагогов.

В современных педагогических исследованиях, наряду с оказанием психолого-педагогической, социальной, юридической, медицинской помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями в развитии, признается важность оказания семье и социально-педагогической помощи и поддержки [7].

Более того социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ, сегодня официально признана одним из важнейших компонентов социальной деятельности общества.

По мнению современных исследователей Т. Вейса, А.Р. Маллера, Е.М. Мастюковой, Н.С. Моровой, социально-педагогическая поддержка семьи ребенка с ОВЗ представляет собой процесс, направленный на содействие детям-инвалидам и их близким в преодолении их трудной жизненной ситуации, побуждение их к активной самопомощи личностного развития, самореализации в обществе. Социально-педагогическая поддержка указанной категории семей направлена на помощь таким семьям в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальных взаимодействиях [10].

Оказание социально-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, осуществляется посредством социально-педагогического сопровождения.

Задача социально-педагогической деятельности по сопровождению семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, состоит в изучении социально-психологической ситуации в семье, ее межличностных отношений, выявлении морально-психологических ресурсов родителей и других родственников, их возможностей адаптации к сложившемуся положению на каждом из сложных этапов развития ребенка.

С другой стороны, специалист, осуществляющий работу по социально-педагогическому сопровождению семьи, должен способствовать росту адаптивных возможностей самого ребенка путем привития ему навыков самообслуживания, общения со взрослыми и сверстниками, его подготовке к самостоятельной жизни.

Специалист, работающий с семьей ребенка с ОВЗ, осуществляет в процессе своей деятельности ряд функций:

• диагностическую (социально-педагогическая диагностика направлена на

всестороннее изучение семьи, а также ее ближайшего окружения);

• посредническую (состоит в обеспечении эффективного взаимодействия специалистов и семьи в процессе реабилитации и интеграции ребенка в общество);

• прогностическую (заключается в прогнозировании дальнейшего развития ребенка и семьи в целом, а также в разработке плана мероприятий, способствующих увеличению адаптивных возможностей семьи и ребенка);

• образовательную (направлена на повышение реабилитационной, психолого-педагогической и социальной компетентности семьи ребенка с ОВЗ)

• консультационную (состоит в информировании семьи по поводу различных аспектов реабилитации, социальной интеграции ребенка с ОВЗ в общество)

• психотерапевтическую и психокоррекционную (предполагают работу, направленную на гармонизацию детско-родительских и внутрисемейных отношений, на активизацию усилий родителей и ребенка в процессе реабилитации и социальной интеграции в общество) [6].

• Кроме вышеназванных функций отечественные авторы М.А. Беляева и Е.А. Кузнецов выделяют также такие функции:

• реабилитационную (заключается в комплексной работе специалиста не только с семьей, но и ребенком, а также его ближайшим окружением);

• функцию социальной адаптации (нацелена на приспособление семьи к сложившейся ситуации);

• профилактическую (состоит в том, что специалист, сопровождающий семью, принимает меры, направленные на противодействие возможным негативным факторам и следствиям неблагоприятной ситуации) [2].

Для успешного выполнения всех этих функций специалисту, работающему с семьей ребенка с ОВЗ, необходимо обладать широким спектром профессиональных компетенций, т.е. быть компетентным в области социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

В современных педагогических исследованиях не существует однозначного определения понятий «компетенция» и «компетентность». Так, по мнению И.А.Зимней, компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [9].

Г.К.Селевко рассматривает компетенцию как образовательный резуль-

тат, выражающийся в готовности выпускника справиться с поставленными задачами; как совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют ставить и достигать цели по преобразованию окружающего мира; как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и ее готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [11].

Э.Ф.Зеер понимает компетенцию как обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, т. е. способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Он считает, что реализация компетенции происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности. Компетентность рассматривает как целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний [8].

А.В.Хуторской определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность он определяет как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [3].

Н.Ф.Ефремова в своей работе, обобщая определения «компетенция» и «компетентность», делает вывод о том, что компетентность - это способность решать задачи, а компетенция - это модель поведения, обеспечивающая эту способность. По мнению автора, компетентность - это особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в определенном виде деятельности.

Компетенции определяются Н.Ф. Ефремовой как обобщенные и глубокие качества личности, отражающие ее способности наиболее универсально использовать и применять полученные знания, умения и опыт, владеть приемами, действовать и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

Компетентность и компетенции во взаимодействии обусловливают результат деятельности и успех решения проблем. При этом необходимо помнить, что они имеют сложный состав и многоуровневую структуру, а также разные уровни их сформированности у конкретной личности [5].

Основными профессиональными компетенциями специалиста, осуществляющего деятельность по социально-педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с нарушениями в развитии, по нашему мнению, являются:

• готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами и родителями по вопросам реабилитации и развития способностей детей и подростков с ОВЗ;

• способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики;

• способность использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа [12].

Однако, как показывает проведенное нами в 2013 году исследование, данные профессиональные компетенции специалистов, осуществляющих социально-педагогическую работу с семьями детей с ОВЗ, все еще находятся на низком уровне.

Автором статьи был проведен опрос двух групп респондентов: родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, и специалистов разных специальностей, работающих с детьми-инвалидами и их семьями.

Одной из целей опроса родителей стало выявление удовлетворенности качеством оказываемой им медико-социальной и психолого-педагогической помощи в развитии их детей.

Целью опроса специалистов явилось выявление уровня информированности респондентов о потребностях семей, воспитывающих детей с ОВЗ, о возникающих в ходе взаимодействия проблемах, о развитости внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.

В данных опросах приняли участие 103 человека из разных регионов России: республики Карелия, Чеченской республики, городов - Курган, Калуга, Москва, Сортовала, Ульяновск, а также областей - Воронежская, Свердловская, Курганская .

В опросе родителей приняли участие 56 респондентов (55 женщин и один мужчина). Возраст опрошенных варьировался от 23 до 62 лет.

Опрошенных специалистов было 47 человек, возраст которых варьировался от 25 до 60 лет. Опрошенные работают в образовательных учреждениях, специализированном санатории, комплексном центре социального обслуживания населения, а также в детском доме и школе-интернате. Должности, на которых работают специалисты, разнообразны. Среди них есть врачи (4,3%), воспитатели (27,6%), дефектологи (11,6%), логопеды (17%), медицинские работники (6,7%), педагоги-психологи (6,7%), специалист по работе с родителями (2,1%), заместитель директора по социальной работе (2,1%), руководитель подразделения «Лекотека».

Как показал проведенный нами опрос родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, 93% семей осознают необходимость профессиональной помощи в реабилитации и интеграции больного ребенка. При проведении реабилитационных мероприятий более половины родителей (51,7%) пользуются услугами специалистов различных учреждений. Здесь необходимо отметить, что наибольшее количество обращений родителей за помощью зафиксировано к специалистам в области медицины (невролог и педиатр). На втором месте по количеству обращений родителей находится психолог, на третьем - логопед и дефектолог.

46,4% опрошенных родителей указывают на нехватку профильных специалистов, а 39,3% родителей недовольны качеством оказываемой помощи. Опрошенные семьи, считают, что помощь специалистов должна быть более квалифицированной, систематической и доступной.

Многие респонденты отмечали, что при взаимодействии со специалистами испытывают трудности, которые в основном они сводили к их низкой квалификации, отсутствию взаимопонимания, формальному, равнодушному подходу специалистов к решению проблем семьи, грубостью и отказами при обращении за помощью.

По нашему мнению, отчасти такое восприятие специалистов семьями обусловлено тем, что родители после проведения курсов реабилитации ожидают немедленной положительной динамики в состоянии ребенка, которая в большинстве случаев проявляется только после нескольких курсов лечения (обманутые ожидания). С другой стороны, специалисты, и правда, зачастую имеют низкую квалификацию для работы с такими семьями, у них отсутствуют необходимые знания, умения и навыки, а также понимание потребностей и проблем родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Однако, как показал опрос специалистов, большинство из них признают важность участия родителей в процессах реабилитации и интеграции ребенка в общество, однако, не всегда понимают, как можно подключить семью к этим процессам.

Большинство из опрошенных специалистов (68,1%) признаются, что работа с родителями в их учреждении проводится от случая к случаю. Основными формами работы с родителями в учреждениях являются беседа и консультация по различным вопросам, в основном юридического, психологического, педагогического и медицинского характера. Однако следует отметить, что проводимые в учреждениях индивидуальные беседы и консультации с родителями не дают ожидаемых результатов, поскольку носят заявительный характер. Поэтому специалист часто вынужден работать не

столько с причинами возникновения проблем, сколько с их последствиями.

В профессиональном сообществе вышеуказанное обстоятельство начинает осознаваться; и в программы работы с родителями начинают включаться такие формы работы, как организация совместной деятельности детей и родителей, проведение групповых консультаций, родительских собраний, на которые иногда приглашаются люди с инвалидностью, живущие независимой жизнью, оказание психологической помощи самим родителям, а также информирование семей о различных методах реабилитации и интеграции ребенка в социум.

В то же время опрошенные специалисты (48,9%) отмечают непоследовательность родителей в выполнении их рекомендаций, отсутствие у родителей знаний, умений и навыков, необходимых для реабилитации ребенка (40,4% опрошенных респондентов), конфликтность родителей (34%), а иногда равнодушие и пассивность родителей (34%).

Для преодоления указанных трудностей во взаимодействии с родителями необходимо хорошо налаженное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Наш опрос специалистов показал, что внутриведомственное взаимодействие в учреждениях, где работают респонденты, налажено хорошо: 4-6 контактов на одного специалиста. Чаще всего специалисты контактируют с врачами, психологами и логопедами. Что касается межведомственного взаимодействия, то оно развито очень слабо. Так из 28 специалистов, ответивших на этот вопрос, 12 человек при работе с родителями контактирует всего с одним человеком вне своего учреждения, 9 человек имеют 2 контакта, 5 человек - 3 контакта. Самое большое количество контактов имеют социальный педагог (4 контакта) и педагог дополнительного образования (5 контактов).

Для более эффективной работы с семьей большинство специалистов (44%), опрошенных нами, нуждаются в повышении квалификации по медико-социальному направлению, 40% респондентов расширили бы свои знания в области социально-педагогической реабилитации семей детей с ОВЗ, а 16% опрошенных указали на необходимость повышения квалификации по социально-педагогическому направлению.

Таким образом, проведенный опрос показал, что специалисты, работающие с семьей ребенка с ОВЗ, на сегодняшний день в большинстве своем не обладают достаточными профессиональными знаниями, умениями и навыками для работы с такими семьями . Это отмечается и родителями больных детей (формальный подход к проблемам семей со стороны специалистов) и самими специалистами (наблюдается высокая потребность в повышении

квалификации, получении новых знаний, умений и навыков).

К сожалению, необходимо отметить, что в настоящее время знания о семьях с детьми с ОВЗ находятся еще в довольно разрозненном состоянии из-за закрытости таких семей, а также отсутствия надежного диагностического инструментария, используемого для работы с этими семьями.

Вышеуказанное обстоятельство не позволяло пока разрабатывать образовательные программы для вузов и курсов повышения квалификации, хотя за последнее время была сделана попытка специальной подготовки кадров для работы с семьями.

Однако необходимо отметить, что специалисты, которые оказывают различные виды помощи, в том числе и социально-педагогическую помощь, семьям с больными детьми, также нуждаются в повышении своей квалификации, расширении своих профессиональных знаний, умений и навыков [1].

Учитывая это обстоятельство, автором статьи была разработана учебная программа для курсов повышения квалификации «Социально-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида», рассчитанная на 72 часа.

Основной целью этой программы является совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области социально-педагогической деятельности по работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Программа поделена на 5 модулей, каждый из которых затрагивает различные аспекты работы с семьями детей с ОВЗ. Так, обучение по этой программе позволит специалистам, работающим с семьями особых детей, познакомиться с:

• историческими предпосылками становления и современными тенденциями развития социально-педагогической помощи семье, имеющей ребенка-инвалида;

• современной системой помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и ее нормативно-правовым обеспечением;

• спецификой работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;

• с современными технологиями и методами социально-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида;

• спецификой внутриведомственного и межведомственного взаимодействия специалистов при оказании социально-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

Кроме того, предлагаемая образовательная программа предусматривает проведение круглых столов, семинаров и практических занятий по пробле-

мам работы с семьей ребенка с ОВЗ.

В заключение статьи необходимо отметить, что семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, являются в социально-педагогическом и психологическом плане очень специфической категорией семей. Появление в семье больного ребенка так или иначе влияет на обстановку в семье: снижается уровень жизни, обостряются семейные противоречия, значительно увеличивается физическая и психическая нагрузка на всех членов семьи. Поэтому для успешной социальной и психологической адаптации семьи к новым для нее условиям жизни ей требуется значительная поддержка не только со стороны близкого окружения, но и со стороны государства.

В настоящее время государство оказывает семьям детей с ОВЗ различные виды помощи, в том числе и социально-педагогическую поддержку.

Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей детей с ОВЗ, осуществляется специалистами различных учреждений: образовательных организаций, центрами психолого-медико-педагогического сопровождения, санаторно-курортными учреждениями - и направлено на помощь таким семьям в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальных взаимодействиях.

Однако, как показал проведенный нами опрос, работа по социально-педагогическому сопровождению семей с детьми с ОВЗ во многих случаях оказывается неэффективной. Это связано, с одной стороны, с завышенными ожиданиями родителей, а с другой стороны - с отсутствием у специалистов, работающих с этой категорией семей, необходимых профессиональных компетенций. Данные проведенного исследования указывают на формальный подход специалистов к разрешению проблем семей детей с ОВЗ.

Для того чтобы разрешить вышеуказанную проблему, специалистам, работающим с семьями детей с ОВЗ, необходимо расширять свои профессиональные знания, умения и навыки в области медико-социальной, психологической и социально-педагогической реабилитации семей этой категории.

Литература

1. Аникеева О.А. Профессиональная социально-педагогическая подготовка специалистов социальной сферы в условиях дополнительного образования // Социальная педагогика в России. - 2013. - № 2.

2. Беляева М.А. Социальная работа и социокультурная деятельность с семьей ребенка-инвалида: учебное пособие /М.А. Беляева. Екатеринбург: гос.пед.ун-т, 2009.

3. Дмитриев А.А. К вопросу моделирования профессиональных компетенций бакалавра специального (дефектологического) образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-modelirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-bakalavra-spetsialnogo-defektologicheskogo-obrazovaniya

4. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. пособие. Балашов; Николаев, 2002.

5. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. М.: Изд-во «Национальное образование», 2012.

6. Жимаева Е.М. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида // Социальная педагогика в России. - 2013. - №3.

7. Жимаева Е.М.,Савельева О.А., Малиновская М.А. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях реализации инклюзивного образования // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы II Всерос. научно-практ. конф. 19 - 21 мая. Ялта: ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 2016.

8. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - №4.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.

11. Мухаметшина О.В. Полифункциональный анализ понятия «компетенция» // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №5 (24).

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. N 200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 18оЬг.шри.ги>сЗок1/агйс1е/241/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.