СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
УДК 378
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Жимаева Екатерина Михайловна,
младший научный сотрудник ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена анализу опыта интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество. Автором выявлены основные периоды в отношении общества к инвалидности как к проблеме и детям-инвалидам как к особой социальной группе. Автором анализируются шесть основных периодов изменения отношения к этой социальной группе общества: от полного отвержения и даже умерщвления людей с ограниченными возможностями здоровья до признания обществом равных со здоровыми людьми прав этой категории населения. Сопоставлен опыт организации помощи этим лицам в России и в европейских странах. Опыт организации помощи лицам с нарушениями в развитии в России значительно отличался от аналогичного опыта европейских стран. Помощь данным лицам в европейских странах организовывалась исходя из целей и задач государства. К середине XX в. европейское сообщество пришло к осознанию равных со всеми прав этой категории людей и начало построение социальной модели инвалидности, в основе которой лежит активная помощь человеку с нарушениями в развитии со стороны общества в процессе его социализации. В России в значительной степени преобладало жалостливое отношение к этой категории населения, что обусловило создание модели помощи, в основе которой вначале лежала частная благотворительность, а затем государственное обеспечение. К концу XX в. в России в результате глобальных социально-экономических преобразований начинает также формироваться социальная модель инвалидности, однако из-за несовершенства законодательства, недостатка финансирования, квалифицированных кадров, сформированных негативных стереотипов данная модель формируется с большим трудом. Автором сделан вывод о необходимости перехода от действующей в настоящее время адаптирующей модели к самоактуализирующей модели интеграции; даны практические рекомендации по подготовке специалистов к новой модели сопровождения инвалидности в обществе.
Ключевые слова: дети с ограничениями возможностей здоровья, адаптация и интеграция детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, задачи подготовки специалистов сопровождения
На протяжении всей истории человечество стояло перед необходимостью определять свое отношение к людям с нарушениями в развитии и в соответствии с ним взаимодействовать с такими людьми. Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
зависит от социально-экономического состояния общества, а также от системы устойчивых представлений о значимых для этого общества ценностей.
Можно выделить шесть основных периодов истории отношения к детям-инвалидам.
4
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 3
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество...
Первый период. Во времена античности в западных странах люди с отклонениями в развитии воспринимались обществом как неполноценное меньшинство. Античное законодательство предписывало умерщвлять физически неполноценных детей. По свидетельству Плутарха, в Спарте сразу после рождения ребенка его осматривали старейшины. Если ребенок оказывался здоровым, его отдавали отцу, а если физически неполноценным, то его скидывали в пропасть. По мнению В.В. Ткачевой, в обществе такое отношение понималось как защита интересов нации [8, с. 10]. Эта позиция обосновывалась современниками философски. Например, Платон считал, что государство имеет право решать, кто пригоден к обучению, а Аристотель в своих трудах писал, что «ни одного калеки-ребенка кормить не следует» [9, с. 14]. Таким образом, античная культура отвергала инвалидов как социальную группу.
Второй период в истории отношения к де-тям-инвалидам в европейских странах связан с принятием христианства. Оно произвело радикальную переоценку ценностей, в том числе моральных. Милосердие и помощь нуждающимся были провозглашены основой христианской добродетели. Однако позиция общества по отношению к людям с отклонениями в развитии изменилась мало. Одним из предубеждений того времени было мнение, что отклонения в развитии — это наказание за грехи.
К VII—VIII вв. в Европе начинает складываться первый опыт организации психиатрической помощи. Первые сумасшедшие дома в Европе стали открываться городскими властями. Позднее они стали функционировать и при монастырях. Однако по-прежнему люди с психическими и физическими отклонениями воспринимались монархами и отцами церкви как угроза, от которой следует защищаться. Таким образом, несмотря на рост благотворительных учреждений и приютов, рост образованности людей, калеки и душевнобольные люди подвергались жестоким гонениям в связи с убежденностью церкви в их сговоре с дьяволом [5].
Отношение к людям с отклонениями на Руси было более гуманным, чем на Западе. Общественные взгляды на «убогих» зафиксированы в летописях («Повесть временных лет», Ипатьевская и Лаврентьевская летописи), «Кормчих книгах» (XII в.). В одном из положе-
ний «Кормчих книг» говорится, что человек, который посмеется над убогим, будет отлучен от церкви, а также, что глухим и немым добро оставляется в наследство [2, с. 42; 3, с. 31].
Второй период оказался противоречивым, соединив религиозные ценности и бытовой страх перед инвалидностью как общественным явлением.
Третий период связан с эпохой Возрождения в Европе (XIII—XVII вв.) и характеризуется значительными переменами в мировоззрении. Благодаря росту образованности населения, активной деятельности медицинских факультетов университетов, западноевропейские страны приходят к осознанию возможности лечения и обучения некоторых категорий детей с нарушениями в развитии. Появились новые философские теории, которые поставили человека в центр мировоззрения, возник научный интерес к проблемам, связанным с нарушенным развитием, прежде всего, глухоты и слепоты. В XVI—XVII вв. были проведены первые опыты индивидуального обучения детей с сенсорными нарушениями (Дж. Кардано, Ж.П. Боннет, П. Понсе).
Российская государственная политика в социальной сфере, по мнению исследователей [4, с. 137—140], была декларативной, поскольку отсутствовала четкая государственная концепция социальной помощи, учреждения финансировались в основном за счет частной благотворительности. И в России, и в Европе в этот период преобладали карательные и изоляционистские меры по отношению к инвалидам: за нищенство их наказывали, а поскольку у таких людей отсутствовали средства к существованию, их помещали в приюты и богадельни (прятали от общества, изолировали) [1, с. 11].
Таким образом, можно сделать вывод, что государство по-прежнему видело в этом явлении лишь опасности и угрозу. В то же время общество медленно, но верно поворачивалось лицом к инвалидам, прежде всего, к детям-ин-валидам, провозглашенные ценности становились частью общественной жизни.
Четвертый период начался практически одновременно в России и за рубежом в конце XVIII — начале XIX вв. Он связан с активизацией общественно-профессиональной помощи детям с ОВЗ и попытками создания организованной системы специализированного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Национальные системы
5
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
специального образования были первоначально ориентированы на обучение трех категорий детей с отклонениями в развитии: в начале периода — на глухих и слепых, позднее — на умственно отсталых.
В XIX в. в Европе окончательно оформились три направления помощи людям с нарушениями в развитии: призрение (приюты, богадельни, дома призрения), лечение, воспитание и обучение детей с отклонениями (специальные отделения при больницах, медико-педагогические учреждения), образование детей с различными психофизическими нарушениями (специальные классы, школы, интернаты).
Во второй половине XIX в. наблюдается развитие педагогических подходов к оказанию комплексной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первоначально эта помощь выражалась в педагогической поддержке пациентов в ортопедических медицинских учреждениях, которые действовали в отдельных городах Германии. В 1850-х годах в Европе стали возникать многочисленные религиозно - благотворительные организации, а также орто-педагогические клиники, предназначенные для ухода за детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К. Бизаль-ский и Г. Вюртц подготовили систему работы с такими детьми под названием «Программа освобождения от инвалидности» [7, с. 147].
Этот период в России ознаменовался бурным развитием благотворительности. Было положено начало созданию учреждений, занимающих призрением больных и убогих (например, Императорское Человеколюбивое Общество, Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, Мариинский институт слепых девиц, Исидоровский приют для убогих и др.) Эти учреждения и общества финансировались за счет частных средств. Детей в них воспитывали и обучали доступным им ремеслам.
Четвертый период в целом показал повышение уровня профессионального интереса и специализированной профессиональной помощи детям с ограничениями возможностей здоровья. Значительно выросло количество общественных (в том числе и профессионально - общественных) организаций, оказывающих помощь детям и одновременно проводящих большую исследовательскую работу. Исследования были направлены не толь-
ко на решение сугубо медицинских проблем, но и проблем социальных. Врачи и педагоги, общественные деятели стремились адаптировать детей к окружающему обществу, приспособить их жизнь к общепринятым требованиям. При этом государственная политика по-прежнему отставала от деятельности социально-общественной, хотя наметился определенный отход от карательной и изоляционистской модели к патерналистской, более характерной для следующего периода.
Пятый период связан со становлением государственной системы социальной помощи населению, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Его можно датировать XX в. как в России, так и за рубежом, хотя системы сложились очень разные.
Началу этого периода сопутствовали определенные социальные перемены [5]:
1) правительства стали осознавать целесообразность организации этой помощи, а также законодательного закрепления таких инициатив;
2) экономика европейских стран стала располагать материальными ресурсами для финансирования специальных учреждений;
3) общество стало более лояльно относиться к инвалидам и не препятствовать организации для них специальных учреждений;
4) в развитых странах появились научные лидеры, разрабатывающие концепции помощи лицам с отклонениями в развитии.
В течение XX в. повсеместно открываются лечебные и учебные заведения, ряд которых получает мировую известность. Так, например, «Дом ребенка» Марии Монтессори, где была апробирована инновационная технология обучения и реабилитации детей с нарушениями развития, которая широко используется и в настоящее время и не только в работе с проблемными детьми. В Великобритании организована дифференцированная система специального образования, включающая 11 типов специальных школ и классов; в Нидерландах организованная сеть специальных учреждений включала в себе 20 типов различных школ, а в Швеции — 6 типов специальных школ и 12 типов специального обучения. В Венгрии в 30-х годах XX столетия формируются идеи кондуктивной системы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Родоначальником данной системы стал А. Пете (1893—1967), который в 1945 г. возглавил но-
6
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 3
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество...
вый Государственный институт двигательной терапии (позднее — Институт кондуктивной педагогики) [7, с. 148].
В Советской России после октябрьской революции 1917 г. система помощи детям с ограничениями возможностей здоровья была огосударствлена, что имело как положительные стороны (появление государственного социального обеспечения, государственное финансирование и подготовка кадров), так и негативные (громоздкость и бюрократизи-рованность аппарата, унифицированные подходы, низкая эффективность, формирование иждивенческих настроений у населения). Советская власть уделяла много внимания оздоровительным и образовательным проблемам трудящегося населения и семьи. Много было сделано и для развития системы воспитания и научной разработки большого комплекса проблем.
Однако в этот период все сильнее становится противопоставление школьного воспитания семейному. Негативное отношение к воспитательной роли семьи, заложенное в советской идеологии, и преувеличение роли общественного воспитания сформировало традицию отстранения родителей от воспитания и развития ребенка, в том числе с проблемами в развитии, и передачу его на воспитание в различного рода государственные учреждения [6, с. 392].
Итогом названного периода в СССР стало становление и развитие системы социальной и медико-социальной помощи детям с ограничениями возможностей здоровья, системы, включающей медицинскую реабилитацию и некоторую социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья, посредством создания системы специального образования и посильной профессиональной подготовки. Социальная политика в отношении детей с ОВЗ была направлена на изоляцию детей с психофизическими нарушениями в специализированных учреждениях.
Тенденции дифференциации системы специального образования, охват ею все большего числа детей с нарушениями в развитии, усиление заботы государства о детях с психофизическими аномалиями были характерны для всех стран Европы. Наконец, в XX в. была осознана необходимость специализированной подготовки кадров для работы с детьми данной социальной группы, что расширило
спектр профессионального образования в области социальной педагогики и социальной работы.
Достижения этого периода велики, но дети с ограничениями возможностей здоровья по-прежнему оставались на периферии общества. Самое большее, что оно могло предложить — реабилитация и адаптация по большей части пассивного плана: этим детям предлагалось приспособиться к окружающему миру. В реабилитации основной упор делался на медицинские аспекты, образование и воспитание носило эксклюзивный характер, что сохраняло изоляцию детей с ОВЗ от окружающего мира.
Шестой период формируется на наших глазах с конца XX века. Его отличает качественно новая задача: полноправная интеграция детей с ОВЗ в общество, создание условий для самореализации этих детей, включение их в активную общественную, профессиональную жизнь, в образование и творчество. Это крайне сложная и нелегкая задача, которая требует объединения и координации усилий очень многих субъектов: социальных институтов общества (государства, системы образования и здравоохранения, семей), институтов гражданского общества и общественных организаций, системы профессионального сопровождения, включающей специализированные социальные учреждения и специально подготовленные кадры.
Идеология этого периода стала формироваться еще во второй половине XX века, когда в Европе возникает философия независимой жизни. Она определяет основные принципы понимания роли и места людей с отклонениями в развитии в современном обществе, а также основное содержание социальной защиты и помощи данной категории населения. В настоящее время эта идеология является основной концепцией, на которую ориентируются западные страны при оказании помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.
Философия независимой жизни становится базой для формирования новой модели взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. В античный период и в период средневековья это была идеология отчуждения, на основе которой формировались карательные модели или модели изоляционизма по отношению к лицам с ОВЗ, в новое и новейшее время сформировалась новая модель — независимой жизни.
7
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Своим возникновением философия независимой жизни обязана таким исследователям проблем инвалидности, как Джим Деркесон, Жербен ДеДжонг, Норман Кюнк, Вольф Воль-фенсбергер.
Философия независимой жизни является декларацией свободы и самостоятельности человека с нарушениями в развитии и включает в себя:
• специфическое отношение человека, имеющего инвалидность, к себе и своему существованию: видение себя как обладающего наравне со здоровыми равными правами; способ мышления, который ориентирует на постановку и решение таких же задач, как и здоровых сверстников; самостоятельное принятие решений и ответственности за свои поступки; право определять смысл и меру собственной независимости по-своему;
• особый взгляд на социальные службы как посредника, которому можно делегировать выполнение социальных действий для освобождения человека от зависимости от окружающей среды;
• движение в защиту гражданских прав, которое выдвигает требования к обществу адаптировать существующие в нем стандарты к нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Одним из важнейших направлений деятельности в осуществлении этих принципов стало формирование «безбарьерной среды», позволяющей детям с ОВЗ беспрепятственно передвигаться в пределах современного города. Другим, не менее важным направлением является инклюзивное образование.
В 70-х годах XX в. в Европе начинается движение за включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых людей: закрываются специальные школы, утверждается ряд международных документов и соглашений, касающихся прав людей с нарушениями в развитии, формируется философия независимой жизни. Все эти процессы приводят к становлению социальной модели инвалидности, которая рассматривает любого человека с ограниченными возможностями здоровья как часть общества, как личность с особыми потребностями. Человек, имеющий инвалидность, больше не рассматривается через призму его дефекта, наоборот, общество признает, что это оно создает барьеры и пре-
пятствия для реализации человека с инвалидностью как личности.
В России в 1990-х гг. после проведенных в стране социально-экономических преобразований наметились новые подходы в работе с детьми с ОВЗ, в теории и практике происходит сближение с лучшим зарубежным опытом, все больше внимания уделяется инклюзии детей с ОВЗ в общество. Вместе с тем, эти новые тенденции в России встречают на своем пути и множество противоречий и проблем. Ряд ученых и практиков в нашей стране выступают против тотальной инклюзии, справедливо полагая, что Россия еще не готова к этому процессу главным образом из-за отсутствия во многих регионах России доступной среды в школах и на улице, из-за сформированных негативных стереотипов о детях с нарушениями в развитии, наконец, из-за отсутствия знаний, умений и навыков работы с такими детьми. Здесь обозначены две ключевые проблемы: 1) низкий уровень культуры населения, которое становится более агрессивным по мере накопления социальных проблем и остроты социального неравенства;
2) недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Успешное преодоление названных препятствий связано с повышением уровня профессионального образования и формированием нового идеологического и социального пространства взаимодействия, основанного на социальном партнерстве. Оба направления деятельности взаимосвязаны. Новая идеология, которая строится на активном включении различных групп населения в жизнь общества (причем включаются не только дети, но и взрослые с ОВЗ, а также пожилые граждане и др.), предполагает гораздо более широкое участие во взаимодействии активных групп населения, изучение запросов и возможностей всех групп населения, формирование партнерской среды и равноправных партнерских отношений. На базе новой идеологии должна сформироваться новая нормативно-правовая база, должны быть внесены коррективы в образовательные программы как общего, так и в особенности профессионального образования. Кроме того, модель социального партнерства в решении проблем детей с ОВЗ предполагает формирование единого социализиру-
8
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 3
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество...
ющего пространства для детей с различными показателями здоровья, активное включение семьи и, в особенности, родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Все эти требования должны
быть учтены во взаимодействии специалистов, сопровождающих семью, воспитывающую ребенка с ОВЗ, следовательно, стать важной частью профессиональной подготовки.
Литература
1. Аникеева О.А., Краснова О.Н., Фодоря А.Ю. История социальной работы в России. М., 2009.
2. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003.
3. КалачовН.В. О значении Кормчей книги в системе древнерусского права. М., 1850.
4. Костина Е.Ю. История социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2012.
5. Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М.: «Экзамен», 2003.
6. Нужда и порядок: история социальной работы в России, в XX в.: сб. науч. Статей. Под ред. П.В. Романова, Е.Р Ярской-Смирновой. Саратов: Научная книга: Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005.
7. Специальная педагогика: в 3 т.: Учебное пособие для студентов вузов. Под ред. Н.М. Назаровой. Т. 1. История специальной педагогики / Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин. М.: Изд. центр «Академия», 2007.
8. Ткачева В.В. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие. Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.
9. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
HEALTH-IMPAIRED CHILDREN SOCIAL INTEGRATION: RUSSIAN AND NON-RUSSIAN HISTORICAL EXPERIENCE
Zhimaeva Ekaterina Mikhailovna,
Junior research associate, Institute of Social Pedagogy (Federal State Scientific Institution), Russian Academy of Education, [email protected],
Moscow, Russian Federation
The article is devoted to an analysis of health-impaired children social integration. The author identifies six major stages in the development of a society’s attitude towards disability as a problem and disables children as a distinct social group: from absolute rejection and even destruction of health-impaired persons to public recognition of equal rights irrespective of health conditions. In the article, the author compares Russian and European experience in health-impaired-people-targeted aid-provision and concludes that Russian experience is significantly different from that of Europe, where aid programmes were informed by the goals and aims of the state. By mid-20th century, European society had come to a realization of health-impaired people’s social equality and begun to develop a social model of disability, the underlying premise of which was active social assistance provided for persons with special needs in the course of their socialization. The predominant attitude in Russia was characterized by plaintive compassion and pity, which shaped the support/aid model as initially grounded in private charity and, later, state provision. By the end of the 20th century, due to global socio-economic reforms, a social model of disability came to be created in Russia. However, legal deficiencies, fund and qualified personnel shortages, as well as the negative stereotypes have so far been challenging the development of the model. As a conclusion, the author insists that the adaptivity model currently in effect be replaced by a self-actualization model. The author provides practical recommendations concerning personnel training and re-training in the field of social follow-up of health-impaired people.
9
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Keywords: health-impaired children, adaptation and integration of health-impaired children, social and pedagogical follow-up, goals of follow-up experts training
References
1. Anikeeva, O.A., Krasnova, O.N., and Fodoria, A.Iu. Istoriia sotsial’noi raboty v Rossii [A history of welfare activities/ social work in Russia]. Moscow, 2009.
2. Zaitsev, D.V. Sotsial’naia integratsiia detei-invalidov v sovremennoi Rossii [Social integration of disabled children in Russia]. Saratov: Nauchnaia kniga Publ., 2003.
3. Kalachov, N.V O znachenii Kormchei knigi v sisteme drevnerussokogo prava [On the role of the Book ofthe Helmsman in Ancient Russian legal system]. Moscow, 1850.
4. Kostina, E.Iu. Istoriia sotsial’noi raboty [A History of welfare activities/social work]. Vladivostok: Izdatel’skii dom Dal’nevostochnogo federal’nogo universiteta, 2012.
5. Malofeev, N.N. Zapadnaia Evropa: evoliutsiia otnosheniia obshchestva i gosudarstva k litsam s otkloneniiami v razvitii [Western Europe: an evolution of social and state attitude to people with special needs]. Ekzamen Publ., 2003.
6. Romanov, P.V., Iarskaia-Smirnova, E.R. Nuzhda i poriadok: istoriia sotsial’noi raboty v Rossii v XX veke: sbornik nauchnykh statei [Need and order: a history of welfare activities / social work in 20th-century Russia: a collection of scientific articles. Saratov: Nauchnaia kniga: Tsentr sotsial’noi politiki i gendernykh issledovanii Publ., 2005.
7. Nazarova, N.M. Spetsial’naia pedagogika [Special pedagogy]. Moscow: Akademiia Publ., 2007.
8. Tkacheva, V.V. Istoricheskii ekskurs v problemy sem’i, vospityvaiushchei rebenka s otkloneniiamu v razvitii [A historical perspective on the family raising a child with special needs]. Psikhologiia sem’i i bol’noi rebenok. Khrestomatiia [Family psychology and a child with special needs. Anthology]. St.-Petersburg: Rech’ Publ., 2007.
9. Shipitsyna, L.M., Mamaichuk, I.I. Psikhologiia detei s narusheniiami oporno-dvigatel’nogo apparata [Psychology of children with musculoskeletal disorders]. Moscow: VLADOS Publ., 2004.
УДК 378
РОЛЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА, СОПРОВОЖДАЮЩЕГО СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Карасева Валентина Петровна,
заведующий отделением ГБОУ СПО «Истринский профессиональный колледж Московской области», [email protected], г. Истра, Московская обл., Российская Федерация
Статья посвящена проблемам подготовки кадров, осуществляющих социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В ней в частности анализируются ролевые компетенции специалистов, оказывающих помощь детям, имеющим проблемы в развитии, и их семьям, а также вносятся практические предложения по совершенствованию профессионального образования таких работников. Указано также, что в настоящее время сложилась определенная практика работы с семьями, в которой социальный педагог выступает в трех ролях: советник, дающий методические рекомендации родителям по воспитанию ребенка; консультант, знакомящий с семейным законодательством и организующий помощь других специалистов; защитник, организующий проведение мероприятий по защите прав ребенка в случае недобросовестного исполнения родителями обязанностей. Каждая из этих ролей предполагает целый комплекс профессиональных знаний и овладение соответствующими компетенциями в ходе профессиональной подготовки социальных педагогов.
10
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 3