4. Kak izmerit' ustojchivoe razvitie? [EHlektronnyj resurs].-Rezhim dostupa:http://ecoreporter.ru/node/239/
5. Glinskij V.V., Serga L.K., Hvan M.S., Filatov S.A. Razrabotka metodiki statisticheskoj ocenki urovnya ustojchivogo razvitiya social'no-ehkonomicheskih sistem // Idei i idealy. - 2013. - №3(17). - T.1. - S.48-56.
6. Serga L.K., Pulyaevskaya V.L., Glinskij V.V. Statisticheskij instrumentarij v reshenii zadach upravleniya razvitiem territorij//Voprosy statistiki. - 2014. - №10. - S. 14-20.
7. Ryabova L.A. Social'naya ustojchivost' razvitiya municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Arktiki: teoriya i praktika// Sever i rynok: formirovanie ehkonomicheskogo poryadka. -2013. - № 6 (37). - S. 4-14.
8. IR-reliz: obzor proizvodstvennoj deyatel'nosti za 4 kv. i 12 mes. 2016 g. ot 31.01.2017 g. Rezhim dostupa: www.alrosa.ru
9. Solomonov M.P., Turantaev S.G. EHkonomiko-geograficheskoe zonirovanie territorii Respubliki Saha (YAkutiya) dlya hozyajstvennoj deyatel'nosti organizacij kommunal'nogo kompleksa//Teoreticheskaya i prikladnaya ehkonomika. - 2016. -. №3(16). -S. 11-20.
10. Masloboev V.A., Vinogradova S.N., Didyk V.V., Klyuchnikova E.M., Korchak E.A., Mingalyova T.A., Petrov V.N., Ryabova L.A. Gornaya promyshlennost' v Arktike v kontekste obespecheniya ustojchivogo razvitiya mestnyh soobshchestv // Vestnik Kol'skogo nauchnogo centra RAN. - 2015. - №4(23). - S.82-89.
11. Kuz'min A.V., Rudenko K.A. Analiz korporativnoj social'noj otvetstvennosti predprinimatel'skih struktur Novgorodskoj oblasti // Upravlencheskie nauki. - 2012. - №3. - S.44-49.
12. Godovoj otchet PAO «ALROSA-Nyurba». 2015. S.31-33. Rezhim dostupa: http://www.alrosanurba.ru/sites/default/files/files/godovoy_otchet-2015_s_prilozheniyami.pdf. Data obrashcheniya:07.06.2017.
13. Gulyaev P.V. Vliyanie plotnosti informacionno-finansovoj sredy na social'no-ehkonomicheskoe razvitie administrativno-territorial'nyh edinic regiona//Finansy i upravlenie. - 2016. - №4.
ГРИГОРЬЕВА ЕЛЕНА ЭДУАРДОВНА - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института региональной экономики Севера Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова/ GRIGORYEVA, ELENA E. - Ph.D. in Economics, Leading Researcher, Institute of Regional Economics of the North North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov ([email protected])/
УДК 330.123.6:338.484.2
БАСЮК А.С., КОЛОМЫЦ О.Н. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Ключевые слова: конкурентоспособность, туристское предприятие, факторы конкурентоспособности, отраслевые особенности, интегральный показатель, качество, система критериев, механизм управления.
В статье представлена модель уточненной классификации факторов конкурентоспособности туристского предприятия, позволяющая комплексно оценить конкурентоспособность предприятий туристско-рекреационной сферы. Авторами разработана система показателей факторной оценки конкурентоспособности туристских предприятий, базирующаяся на вычислении интегрального показателя. Исследования, проведенные в данной работе, доказывают, что формирование факторов и условий повышения эффективного управления качеством туристско-рекреационного комплекса необходимо для устойчивого социально-экономического развития региона, роста качества предоставляемых туристских услуг, удовлетворенности работников предприятия качеством труда, удовлетворенностью потребителей качеством предоставленной услуги, и, как, следствие, роста качества жизни населения.
BASYUK, A.S., KOLOMYTS, O.N. THEORETICAL-METHODOLOGICAL APPROACHES TO EVALUATION OF COMPETITIVENESS IN THE TOURIST-RECREATIONAL SPHERE
Keywords: competitiveness, tourist enterprise, competitiveness factors, industry characteristics, the integrated indicator the quality system criteria, the management mechanism.
In the article presents a model of revised classification of factors of competitiveness of tourist enterprises, allowing to evaluate the competitiveness of enterprises of tourist-recreational sphere. The authors have developed a system of indicators of the factor of an estimation of competitiveness of tourist enterprises based on the calculation of the integral indicator. Studies carried out in this work prove that the formation of factors and conditions for enhancing the effective management of quality of tourist-recreational complex is necessary for the sustainable socio-economic development of region, growth of quality of tourism services,
satisfaction of employees quality of work, customer satisfaction with the services provided, and, as a consequence, improved quality of life of population.
В стремительно развивающемся рынке туристских услуг, росте конкуренции, от предприятий туристско-рекреационной сферы требуется поиск новых решений, с целью их выживания, продолжения нормального функционирования, поддержания конкурентоспособности на заданном или более высоком уровне. Связано это еще и с тем, что помимо увеличения числа туристских предприятий разнообразных как по виду деятельности, так и по форме собственности, на уровень конкуренции в последние годы существенное влияние оказывает качество туристских услуг, и комплексное управление качеством туристским предприятием [1]. При этом, не существует единой для всех субъектов рынка туристских услуг методики оценки конкурентоспособности.
Предлагается, рассмотреть оценку конкурентоспособности туристского предприятия на рынке туристских услуг при помощи следующей линейной модели:
C=a1F1+ a2F2+ a3F3 (1)
где C - показатель конкурентоспособности;
ai - весовой коэффициент (значимость фактора);
F1 - фактор туристского предприятия (определяется известностью, престижностью туристского предприятия и качеством услуг);
F2 - ценовой фактор;
F3 - качество предоставления туристских услуг (связан с мнением потенциальных потребителей о качестве работы туристского предприятия).
Несмотря на множество существующих подходов к определению факторов, влияющих на качество и конкурентоспособность предприятий, в том числе туристских, в настоящее время принятая классификация требует уточнения. Что обусловлено, прежде всего, сложностью исследуемой категории, а также многочисленными отраслевыми особенностями туристско-рекреационной сферы. Представим классификацию факторов конкурентоспособности туристского предприятия и показателей оценки каждого фактора в виде модели на рисунке 1 [3].
Представленная модель позволяет комплексно оценить конкурентоспособность предприятий туристско-рекреационной сферы и при необходимости более детально проанализировать каждую из составляющих и оценить их влияние на общую конкурентоспособность туристского предприятия.
На базе представленной модели была разработана система показателей факторной оценки конкурентоспособности туристских предприятий (рисунок 2).
Таким образом, интегральный показатель конкурентоспособности туристского предприятия - есть совокупность показателей цены туристской услуги, длительности пребывания в туристском предприятии, качества туристкой услуги и показателя повторных посещений. Кроме того, необходимо установить взаимосвязь между показателями качества туристкой услуги и конкурентоспособностью туристского предприятия. Достижение конкурентоспособности туристских предприятий будет соответствовать достижению такого уровня, при котором оно будет иметь определенные возможности для развития, а также производственные и рыночные преимущества [2].
Предлагаемая методика основана на вычислении интегрального показателя конкурентоспособности туристских предприятий. Она подразумевает выбор критериев и показателей, на основании которых можно наиболее точно оценить их конкурентоспособность. Система критериев: объективность, простота и удобство применения, измеримость, универсальность, независимость критериев друг от друга [3].
В соответствии с вышеизложенным, наиболее полно представлена система критериев, предложенная А.М. Панкрухиным.
Финансовый фактор
■ интегральный коэффициент ликвидности
■ интегральный коэффициент структуры капитала интегральный коэффициент рентабельности
■ интегральный коэффициент деловой активности
Производственный фактор
- фондоотдача
- производительность труда
- себестоимость единицы туристской услуги
- коэффициент готовности туристского предприятия к принятию гостей
Конкурентоспособность туристского предприятия
С]
Маркетинговый фактор
- коэффициент эффективности рекламной деятельности
- рентабельность продаж
- коэффициент рыночной доли
- коэффициент доведения туристской услуги до потребителя
Конкурентоспособность товара
- интегральный показатель конкурентоспособности по качеству
- коэффициент уровня цен
- коэффициент повторных посещений туристского предприятия
Рисунок 1. Модель факторного анализа конкурентоспособности туристского предприятия
С целью достижения независимости критериев предлагается их модификация и введение дополнительного критерия оценки - лояльность (повторное обращение) потребителей туристских услуг. Данный показатель отражает количество повторных обращений гостей туристских предприятий и насколько они сами ее рекомендуют другим потенциальным клиентам.
Показатель лояльности гостей (потребителей) туристских услуг, по нашему мнению, следует рассчитывать по следующей формуле:
N + N
К пов рек
л =
N
(2)
общ
где К л - показатель лояльности гостя (потребителя) туристского предприятия;
N пов - количество повторных обращений гостя;
- количество эксклюзивных услуг, благодаря которым анализируемое туристское предприятие было рекомендовано другим потребителям туристских услуг;
Nобщ - общее количество предоставляемых туристских услуг.
Рисунок 2. Классификация факторов оценки конкурентоспособности туристского предприятия.
Исходя из понимания управления конкурентоспособностью туристского предприятия, как организуемой деятельности по целенаправленной корректировке параметров показателей качества туристской услуги и экономических ресурсов, основной проблемой является сбалансированность экономических и социальных результатов, характеризующих качество предоставления туристских услуг и конкурентоспособностью самого туристского предприятия.
Иначе говоря, эффект в результате управления конкурентоспособностью туристского предприятия должен быть скорректирован на социальную значимость и качество реализуемых туристских услуг, а не рассматриваться только как средство извлечения прибыли. Вместе с тем, нельзя не учитывать и тот факт, что, будучи субъектами конкурентного рынка, ориентироваться в своей финансово-хозяйственной деятельности только на рост собственных финансовых ресурсов, и главным образом, прибыли, в современных условиях уже не достаточно.
Поэтому, важно контролировать факторы и условия, оказывающие влияние на качество и конкурентоспособность туристских услуг, и, как следствие, взаимоусиливающее
(или нивелирующее влияние) на такой результирующий финансовый показатель как прибыль. Таким образом, задача управления качеством и конкурентоспособностью туристских предприятий, заключается в разработке такой системы управления качеством предоставляемых услуг, ценой туристских услуг, удовлетворенностью гостей туристского предприятия и других факторов, с помощью которой осуществляется усиление стимулирующего влияния на конкурентоспособность как туристских услуг, так и на конкурентоспособность туристских предприятий разных форм собственности, что в конечном итоге приведет к росту финансовых потоков, и улучшению показателей качества каждого процессного уровня.
В настоящем исследовании рассматриваются такие факторы оценки конкурентоспособности туристского предприятия как финансовый, технологический, маркетинговый, конкурентоспособность услуги (интегральный показатель цены и качества услуги). На наш взгляд, в новых условиях конкурентной борьбы, наиболее значимым фактором, определяющим конкурентоспособность туристского предприятия является финансовый фактор, а наименее - маркетинговый. Таким образом, можно утверждать, что без инвестиций в туристско-рекреационной сфере не может иметь место инновационный процесс, повышение технологической оснащенности туристских предприятий и зон отдыха, а значит и повышение качества предоставляемых услуг, повышение квалификации персонала. И, безусловно, какого бы качества не была реклама, без реального качества предоставляемых туристских услуг, что определяет конкурентоспособность туристского предприятия, говорить не приходится [4].
Особенностью современного этапа конкуренции на рынке туристских услуг можно считать тенденцию к созданию сетевых форм взаимодействия и постепенное внедрение элементов общественного регулирования. На данном этапе важнейшей задачей становится повышение качества туристских услуг [5]. Таким образом, проблема повышения качества туристских услуг, обеспечивающего реальную конкурентоспособность туристских предприятий не только региона, но и страны, становится проблемой ее выживаемости.
Для оказания качественной туристкой услуги в современных рыночных условиях, диктующих необходимость проведения постоянной комплексной оценки ее конкурентоспособности, необходимы методы, позволяющие, с одной стороны, оценить конкурентоспособность деятельности самого туристского предприятия, а с другой, создать мотивацию его персонала для улучшения эффективности и качества, предоставляемых туристских услуг. Иначе говоря, из-за возрастающей конкуренции смогут продолжать успешно функционировать лишь те туристские предприятия, которые используют наиболее современные подходы к управлению качеством туристских услуг, к инновационным процессам, и как следствие, более высокий уровень конкурентоспособности туристских предприятий.
Управление качеством и конкурентоспособностью туристских услуг предполагает подбор адекватного и работоспособного механизма, а именно механизма управления качеством, корректирующего перераспределение внутренних финансовых ресурсов, воздействующего на показатели качества для каждого процессного уровня хозяйственной деятельности туристского предприятия.
Для реализации этих целевых установок финансового регулирования в ходе деятельности предприятия, необходимо разработать систему показателей качества туристских услуг, позволяющих проанализировать распределение финансовых ресурсов на каждом процессном уровне функционирования туристского предприятия (с целью повышения мотивации персонала и других форм активного влияния), с учетом оценки показателей качества по каждому из трех процессных уровней (качество основных бизнес-процессов, качество обучения и развития персонала, лояльность потребителей туристских услуг). Кроме того, необходимо разработать модель комплексной оценки качества туристских услуг, адаптированную для практического применения на предприятиях туристско-рекреационной сферы.
По результатам оценки, в случае отклонения от «нормы» и приближение к зоне критических значений, показатели качества и процессные уровни, нуждающиеся в воздействии, то есть аргументированной корректировки, могут быть решены как с помощью инструментов и механизмов регулирования, или с помощью финансовых рычагов, так и с помощью управленческих воздействий.
Основой качественного и эффективного функционирования предприятий туристско-рекреационной сферы являются трудовые ресурсы, значение которых усиливается персонифицированным характером труда.
В условиях постоянно возрастающего уровня текучести квалифицированных кадров, задачи управления требуют принятия своевременных и обоснованных решений, способных изменить ситуацию к лучшему. Это указывает на необходимость совершенствования системы мотивации и повышения ее экономической эффективности за счет использования неэкономических рычагов влияния, в рамках системы менеджмента качества предприятия.
В последнее время особое внимание уделено проблеме мотивации как функции управления, с помощью которой руководство, в том числе и туристских предприятий, побуждает сотрудников туристских предприятий действовать наиболее эффективно для обеспечения качественно выполняемых услуг, в соответствие с плановыми показателями качества. Процесс создания либо реконструкции организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного обеспечения, в рамках системы управления качеством на предприятии.
Современное состояние развития экономики России позволяет утверждать, что механизм управления качеством в сфере туризма функционирует в режиме стратегического планирования с целью выявления новых потребностей, конъюнктуры рынка, определения необходимости и возможности развертывания производства новых видов услуг под новые потребности, то есть механизм управления связан с выбором перспектив развития туристского предприятия и формированием плана по качеству.
Исследования, проведенные в данной работе доказывают, что формирование факторов и условий повышения эффективного управления качеством туристско- рекреационного комплекса необходимо для устойчивого социально-экономического развития региона, роста качества предоставляемых туристских услуг, удовлетворенности работников предприятия качеством труда, удовлетворенностью потребителей качеством предоставленной услуги, и, как, следствие, роста качества жизни населения.
Литература и источники
1. Басюк А.С., Нелина В.В., Прохорова В.В. Управление качеством на предприятии: учебное пособие (электронный ресурс). 3-е изд., перераб. и доп. - Краснодар, 2017.
2. Басюк А.С., Ильинова С.А. Роль системы управления качеством в обеспечении конкурентоспособности предприятия // Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 25-28.
3. Басюк А.С., Лазько Л.В. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью региона и его совершенствование // Научные труды КубГТУ. 2015. №14. С.123-129.
3. Басюк А.С., Каширина Е.И. Формирование и развитие системы менеджмента качества в туристско-рекреационной сфере // Политематический сетевой электронный научный журнал Научные труды КубГТУ. -2Q15. - № 14. - С. 20-29.
4. Басюк А.С., Куликова Н.В. Современные методы управления персоналом // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития. - 2Q13. - С. 57-6Q.
5. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Шутилов Ф.В. Современные проблемы менеджмента. Учебник. М., 2Q17. -352 с.
References and Sources
1. Basyuk A.S., Nelina V.V., Prohorova V.V. Upravlenie kachestvom na predpriyatii: uchebnoe posobie (ehlektronnyj resurs). 3-e izd., pererab. i dop. - Krasnodar, 2Q17.
2. Basyuk A.S., Il'inova S.A. Rol' sistemy upravleniya kachestvom v obespechenii konkurentosposobnosti predpriyatiya // Social'no-ehkonomicheskoe razvitie Rossii: aktual'nye podhody i perspektivnye resheniya. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2Q17. S. 25-28.
3. Basyuk A.S., Laz'ko L.V. Organizacionno-ehkonomicheskij mekhanizm upravleniya konkurentosposobnost'yu regiona i ego sovershenstvovanie // Nauchnye trudy KubGTU. 2015. №14. S.123-129.
3. Basyuk A.S., Kashirina E.I. Formirovanie i razvitie sistemy menedzhmenta kachestva v turistsko-rekreacionnoj sfere // Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Nauchnye trudy KubGTU. - 2Q15. - № 14. - S. 2Q-29.
4. Basyuk A.S., Kulikova N.V. Sovremennye metody upravleniya personalom // Social'naya sfera obshchestva: innovacionnye tendencii razvitiya. - 2013. - S. 57-60.
5. Prohorova V.V., Kolomyc O.N., SHutilov F.V. Sovremennye problemy menedzhmenta. Uchebnik. - M., 2017. - 352 s.
БАСЮК АНАИТ СЕЙРАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета.
КОЛОМЫЦ ОКСАНА НИКОЛАЕВНА - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета. BASYUK, ANAIT S. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Sectoral and Project Management of the Kuban State Technological University ([email protected])
KOLOMYTS, OXANA N. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Sectoral and Project Management of the Kuban State Technological University ([email protected])
УДК 338.484(470.62+477.75+47size=2>9/224)
БЕРЛИН С.И., СИМОНЯН Г.А., ЧУВАТКИН П.П. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Ключевые слова: Черноморское побережье, туристско-рекреационный комплекс, конкуренция, инвестиции, рентабельность рекреационной отрасли.
В статье исследуются актуальные проблемы развития туристско-рекреационного комплекса причерноморских областей России (Краснодарского края, Крыма) и Абхазии. Авторы акцентируют внимание на проблемах модернизации отрасли и нехватки инвестиций, направляемых на ее развитие. Анализ динамики развития отрасли показывает большую значимость стратегий ориентации на максимальное расширение сферы предлагаемых услуг. Сформулирован комплекс предложений по повышению эффективности работы туристско-рекреационного комплекса макрорегиона. В частности, предложено упорядочить проведение контрольных мероприятий, осуществляемых государственными структурами, разработать стимулирующие меры по привлечению инвестиций в новые сферы туризма - горно-климатический, бальнеологический, этнокультурный, гастрономический, винный, историко-этнографический, спортивный, экстремальный и др.
BERLIN, S.I., SIMONYAN, G.A., CHUVATKIN, P.P. COMPARATIVE ANALYSIS OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE TOURIST-RECREATIONAL COMPLEX OF NORTH-WESTERN PART OF THE BLACK SEA COAST IN CONDITIONS OF TURBULENCE OF EXTERNAK ENVIRONMENT
Keywords: Black Sea coast, tourist-recreational complex, competition, investments, profitability of the recreational sector.
In the article researched the actual problems of development of the tourist-recreational complex of the Black Sea regions of Russia (Krasnodar Territory, Crimea) and Abkhazia. The authors focus attention on the problems of modernization of the sector and the lack of investments directed to its development. Analysis of the dynamics of the development of the sector shows the great importance of the strategies of orientation to maximize the scope of the services offered. A set of proposals for improving the efficiency of the touristrecreational complex of the macroregion is formulated. In particular, it was suggested to streamline monitoring activities carried out by state structures, to develop incentive measures to attract investments in new areas of tourism - mountain-climatic, balneological, ethnocultural, gastronomic, wine, historical ethnographic, sports, extreme, etc.
С распадом СССР субъекты туристско-рекреационного комплекса Северо-Западной части Черноморского побережья попали в крайне тяжелое финансово-экономическое положение. Нарушение сложившихся связей, обнищание значительной части населения, с одной стороны, и резкий рост цен - с другой, привели к тому, что отрасль оказалась в