Научная статья на тему 'Инновационность туристского продукта в борьбе за конкурентоспособность'

Инновационность туристского продукта в борьбе за конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / MARKET OF TOURIST SERVICES / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURIST PRODUCT / ЭКОНОМИКА / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Э. Н., Климова Т. В.

В последнее время, в условиях усиления внимание к туристскому потенциалу России, множество работ посвящено теории конкуренции и проблемам обеспечения конкурентоспособности туристских предприятий, региона. Непременным условием туристского рынка является то, что реализация туристского продукта в условиях конкуренции на базе освоения инноваций обеспечивает возможность определенных конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. В статье рассмотрено понятие инновационного туристского продукта как обязательного условия обеспечения конкурентоспособности на рынке туристических услуг. Описываются факторы конкурентоспособности инновационного туристского продукта. Вводиться понятие ньюзма, которое раскрывает особенность современной ситуации на потребительском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TOURISM PRODUCT IN THE STRUGGLE FOR COMPETITIVENESS

Recently, in the face of increasing attention to the tourist potential of Russia, a number of works devoted to the theory of competition and the problems of ensuring the competitiveness of tourism enterprises in the region. An indispensable condition for the tourist market is the fact that the implementation of the tourism product in a competitive environment based on the development of innovation allows certain competitive advantages in the long term. In the article the concept of innovative tourism product as a prerequisite for competitiveness in the market of tourist services. It describes the factors of competitiveness of innovative tourism product. Nyuzma introduces the concept that reveals a feature of the current situation on the consumer market.

Текст научной работы на тему «Инновационность туристского продукта в борьбе за конкурентоспособность»

наличии или отсутствия страховых случаев и т.д. можно разработать индивидуальный тариф. В данном случае отпадает необходимость применения ряда коэффициентов, указанных выше.

Список литературы / References

1. Исламов Ф.Ф. Проблемы формирования и функционирования рынка страховых услуг России: Монография. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - 92 с.

2. Исламов Ф.Ф. Методические и социально-экономические аспекты развития рынка страховых услуг Приволжского федерального округа: Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. - Москва: РГТЭУ, 2012. - 151 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Islamov F.F. Problemy formirovanija i funkcionirovanija rynka strahovyh uslug Rossii: Monografija [Problems of formation and functioning of the insurance market of Russia: Monograph]. - Ufa: RIC BashGU, 2013. - 92 p.

2. Islamov F.F. Metodicheskie i social'no-jekonomicheskie aspekty razvitija rynka strahovyh uslug Privolzhskogo federal'nogo okruga: Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni k.je.n. [Methodological and socio-economic aspects of development of insurance services market of the Volga Federal district: the Dissertation on competition of a scientific degree of PhD] - Moscow: RGTJeU, 2012. - 151 p.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.010 Климова Э.Н.1, Климова Т.В.2

1ORCID: 0000-0002-6136-5148, Кандидат экономических наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления,

2ORCID: 0000-0001-8891-2757, Кандидат социологических наук, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС ИННОВАЦИОННОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В БОРЬБЕ ЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация

В последнее время, в условиях усиления внимание к туристскому потенциалу России, множество работ посвящено теории конкуренции и проблемам обеспечения конкурентоспособности туристских предприятий, региона. Непременным условием туристского рынка является то, что реализация туристского продукта в условиях конкуренции на базе освоения инноваций обеспечивает возможность определенных конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

В статье рассмотрено - понятие инновационного туристского продукта как обязательного условия обеспечения конкурентоспособности на рынке туристических услуг. Описываются факторы конкурентоспособности инновационного туристского продукта. Вводиться понятие ньюзма, которое раскрывает особенность современной ситуации на потребительском рынке.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, рынок туристских услуг, туристский продукт, экономика

Klimova E.N.1, Klimova T.V.2

:ORCID: 0000-0002-6136-5148, PhD in Economics, Novosibirsk state University of Economics and management, 2ORCID: 0000-0001-8891-2757, PhD in Sociology, Siberian Institute of management - branch of Ranepa INNOVATION TOURISM PRODUCT IN THE STRUGGLE FOR COMPETITIVENESS

Abstract

Recently, in the face of increasing attention to the tourist potential of Russia, a number of works devoted to the theory of competition and the problems of ensuring the competitiveness of tourism enterprises in the region. An indispensable condition for the tourist market is the fact that the implementation of the tourism product in a competitive environment based on the development of innovation allows certain competitive advantages in the long term.

In the article - the concept of innovative tourism product as a prerequisite for competitiveness in the market of tourist services. It describes the factors of competitiveness of innovative tourism product. Nyuzma introduces the concept that reveals a feature of the current situation on the consumer market.

Key words: innovation, competitiveness, the market of tourist services, tourist product, the economy

Наше время характеризуется быстрыми переменами, еще более быстрыми потоками информации и коммуникаций, растущей скоростью бизнеса и всепроникающей глобализацией. Скорость перемен настолько высока, что специалисты говорят о рождении новой эпохи, инновационной по своей сути. Новая экономическая и деловая среда характеризуется частыми технологическими прорывами, быстро меняющимися правилами игры на рынках и формированием нового потребителя, который приселяется к переменам и его приоритеты стали также меняться быстро.

Ньюизм - так можно назвать один из основных трендов современности, который связан с внедрением новинок, инноваций во все сферы потребительского общества и производство. Гиперконкуренция привела к усталости от уловок «старых» торговых марок. Новые же продукты и услуги обычно удивительны, удобны и интуитивно понятны.

Ньюизм касается не только ускорившихся темпов инноваций, но и возросшего до беспрецедентного уровня потребительского аппетита к новинкам, что особенно ощутимо на рынке услуг в целом и туристском рынке в частности.

Рынок туристических услуг - это рынок впечатлений, эмоций и удовольствия, сегментов на этом рынке бесконечное множество, и главное, вовремя уловить тренд и изучить запросы аудитории. Одной из актуальных

проблем эффективной реализации туристского продукта является проблема обеспечения его конкурентоспособности.

Согласно Федеральному закону, под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» [1].

Акцентуация внимания к обеспечению конкурентоспособности связана с современными тенденциями развития национальной и региональных экономик в кризисной ситуации, когда хозяйственные изменения направлены на сокращение длительности производственных и технологических циклов. Подобные изменения возможны на основе внедрения инновационных инструментов. Кроме того, в целях обеспечения устойчивого развития бизнеса при динамично изменяющейся внешней среде туристские предприятия начинают ориентироваться на новые рынки и сегменты, на инновационный путь развития. Поэтому с нашей точки зрения, категории «конкуренция», «конкурентоспособность» и «инновации» являются экономически взаимообусловленными и взаимосвязанными.

В объектно-субъектном аспекте конкурентоспособность имеет разноуровневый характер, и различают конкурентоспособность рыночных объектов - продукции (товаров, услуг) и конкурентоспособность рыночных субъектов - предприятий, отраслей, регионов страны.

В содержательном плане категория конкурентоспособности, так же как и категория конкуренции, является сложной, комплексной категорией, которая трактуется в экономической литературе весьма неоднозначно и многогранно. Субъекты и объекты рынка функционируют в условиях конкурентной борьбы, имеющей ту или иную интенсивность и остроту. Соответственно, конкурентоспособностью обладает любой объект или участник рыночных отношений, в том числе и туристский продукт, который реализуется, на специфическом рынке туристских услуг.

Инновационность туристского продукта проявляется в наличии постоянно действующей системы поиска туристских новшеств через новаторство, их реализации в условиях рынка туристских услуг, экономической оценки их внедрения. Тогда инновационный туристский продукт применительно к условиям рынка можно рассматривать как предпринимательский продукт в сфере регионального туризма, сущностной стороной реализации которого является содержательная цепочка: новаторство - туристские новшества - туристские инновации - конкурентные преимущества турпродукта - конкурентоспособность туристского предприятия. Таким образом, конкурентоспособность является неотъемлемым свойством инновационного туристского продукта при его реализации на конкретном региональном рынке туристских услуг.

Под инновационным туристским продуктом мы понимаем комплекс новых туристских услуг, сформированный на базе освоенных новшеств и технологий и направленный на максимально полное удовлетворение индивидуализированного спроса.

На основе анализа существующих подходов к определению понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» нами предлагается следующее определение конкурентоспособности инновационного туристского продукта. Конкурентоспособность инновационного туристского продукта - это характеристика инновационного туристского продукта, отвечающая за его способность быть реализованным в сложившихся условиях конкурентного рынка туристских услуг и выражающее отличия результата реализации данного турпродукта от любых других турпродуктов.

Предложенное определение необходимо дополнить следующими положениями:

■ конкурентоспособность является динамичным свойством инновационного турпродукта. Формируется конкурентоспособность еще на начальных стадиях реализации туристского продукта (на стадиях замысла, маркетинговых исследований и внедрения инновационной туристской идеи - туристских инноваций);

■ реализуется конкурентоспособность на стадии формирования предложения, где определяется фактической конкурентоспособностью как туристских предприятий и конкурентоспособностью предоставляемых ими услуг;

■ конкурентоспособность инновационного туристского продукта рассматривается с разных точек зрения: с точки зрения потребителя и предприятия. Потребителя интересует совокупность потребительских и стоимостных характеристик предлагаемого туристского продукта, выражаемая в степени удовлетворения и индивидуализации. С точки зрения предприятия, конкурентоспособность турпродукта отражает возможности его приспособления к условиям конкурентной борьбы и финансовую привлекательность для инвесторов.

Факторы конкурентоспособности рыночного субъекта, отражаемые в различных источниках, имеют определенны расхождения (главным образом, в количестве и номенклатуре факторов). В то ж время в функциональном плане все они выражают либо качество производимой продукции, ее стоимость (ценность) и экономические характеристики, либо состояние производственного и ресурсного потенциалов.

Инновационный туристский продукт не является рыночным субъектом (экономической системой). Он представляется совокупностью новых идей и действий (мероприятий), направленны на их воплощение, результатом которых является новый уникальный турпродукт, реализуемый на рынке туристских услуг, качество и ценность которого должны соответствовать индивидуализированным потребностям клиентов.

Исходя из конкурентных свойств, присущих инновационному туристскому продукту, в его системе факторов конкурентоспособности можно выделить внешние и внутренние факторы.

Применительно к инновационному туристскому проду кту составляющая факторов конкурентоспособности определяется материальными и нематериальными факторами его конкурентоспособности. Основное значение для формирования конкурентоспособности инновационного турпродукта приобретают традиционные природно -климатические и рекреационные факторы; специфические туристские факторы; историко -культурные факторы; наличие памятников культуры мирового значения, духовно -религиозных центров, архитектурных, исторических

и мемориальных комплексов). В то же время большое значение для обеспечения конкурентоспособности имеют и искусственные факторы производства, к которым относятся наличие развитой инфраструктуры индустрии туризма и профессионально-кадровые факторы, отражающие наличие в регионе подготовленной в профессиональном плане к осуществлению туристской деятельности.

К условиям спроса как факторам конкурентоспособности инновационного туристского продукта относится наличие достаточно емкого туристского рынка, требовательность и разборчивость потребителей инновационного туристского продукта, а также эластичность спроса. Для туристского рынка характерна ситуация ненасыщенности рынка, эластичности спроса, который имеет долговременную тенденцию к росту. Одновременно с тенденцией роста спроса растет и требовательность потребителей туристского продукта (как отечественных, внутренних потребителей, так и внешних, иностранных) к его качеству и составу. Наличие таких условий спроса может способствовать формированию конкурентоспособности туристского продукта.

Интенсивность конкуренции применительно к инновационному турпродукту означает, что возможность успешной реализации напрямую зависит от интенсивности конкуренции на рынке туристских услуг. Наличие сильных конкурентов и заставляет улучшать качество инновационного турпродукта (туруслуг и его составляющих), снижать цены, внедрять туристские инновации. Особенно важным наличие таких конкурентов является на начальной стадии разработки турпродукта.

Наличие поддерживающих и снабжающих отраслей определяется наличием в туристской индустрии самостоятельных элементов, обеспечивающих возможность формирования инновационного туристского продукта путем предоставления данными элементами специфических туристских услуг (проживания, транспортных, питания, строительных и т. д.). В качестве родственных конкурентных элементов выступают различные направления туристской деятельности.

Социально-культурная среда определяет состав социальных условий, имеющихся у региона, необходимых для реализации инновационного туристского продукта. Эти условия выражают «духовные качества населения, вызывающие интерес у туриста» [3], а также морально -психологическую обстановку, складывающуюся на данный момент в обществе и отражающую процесс воспитания населения региона в правильном отношении к туризму, как к явлению, и туристу, как его субъекту. Местное население должно понимать, что каждый турист (а тем более, турпотоки) несет с собой доход в местный бюджет, новые рабочие места и, как следствие, выгоден каждому местному жителю.

Инновационность как базис обеспечения конкурентоспособности туристских услуг определяется характеристиками туристских инноваций в целом и возможностями ее воплощения в новый туристский продукт с определенной доходностью и тем, какими сравнительными преимуществами она наделяет новый турпродукт по сравнению с конкурирующими турпродуктами.

Маркетинговые факторы конкурентоспособности инновационного турпродукта выражают ценность инновационного турпродукта для потребителей, т. е. способность нового турпродукта, по своим конкурентным параметрам превосходить турпродукты конкурентов и, кроме того, выражают имидж туристского предприятия -мысленный образ, сформированный у потребителя на основе рекламно -информационного воздействия.

Важность инновационности проявляется в том, что сбыт конкурентоспособного турпродукта обеспечивает возможность формирования денежного потока. Маркетинговые факторы могут увеличить или снизить количество потенциальных потребителей инновационного турпродукта. Соответственно, имидж туристского предприятия опосредованно оказывает влияние на возможность продвижения (реализации) инновационного турпродукта. Действие такого внутреннего фактора конкурентоспособности как финансовой состоятельности продукта должно обеспечивать экономическую устойчивость предприятия и возможность получения доходов от его реализации. Все факторы конкурентоспособности инновационного туристского продукта действуют комплексно, являясь взаимообусловленными и образуя в своей взаимосвязи целостную систему факторов.

Таким образом, конкурентоспособность инновационного туристского продукта как его неотъемлемое свойство является важной экономической категорией. Обеспечение конкурентоспособности туристского продукта требует серьезного внимания для обеспечения экономической эффективности предприятия в условиях конкуренции на рынке туристских услуг, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на развитие туризма в регионе и стране.

Список литературы / References

1. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации N 132-ФЗ (ред. От 03.05.2012), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012): федер. закон: [принят Гос. Думой 24 ноября 1996 г.: одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г.]. - М. 2012.

2. Архипов А.Е. Маркетинг территорий как базис формирования туристского имиджа региона / А.Е. Архипов, Э.Н. Климова, А.С. Алимпиева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 10-1 (41). - С. 8-11.

3. Барсуков Д.П. Хозяйственный механизм формирования и реализации потенциала / Д.П. Барсуков, Ю.Ю. Литвин, А.Ю. Шайдаров: Монография. - СПб.: Д.А.Р 2005. - C.13.

4. Климова Э.Н. Глобализация: основные тренды и коммуникационные инструменты // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №1-2(32). - С. 44-46.

5. Климова Э.Н. Формирование и использование имиджевого дискурса в маркетинговых коммуникациях компании на рынке услуг.: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 15.02.2012: утв. 30. 08. 2012 / Климова Эльвира Николаевна. - Омск, 2012. - 196 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob osnovah turistskoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii N 132-FZ (red. Ot 03.05.2012) [Russian Federation. Laws. About bases of tourist activity in the Russian Federation N 132-FZ (as amended on 03.05.2012) (From amendment and dop, enters into force on 01.11.2012) Fader. Law: [adopted by the State. Duma on

November 24, 1996 g .: approve. Federation Council of 14 November 1996]. - M. 2012. Sovetom Federacii 14 nojabrja 1996 g.]. - M. 2012. [in Russian]

2. Arhipov A.E. Marketing territorij kak bazis formirovanija turistskogo imidzha regiona [Marketing areas as a basis for the formation of the region tourist image] / A.E. Arkhipov, E.N. Klimova, A.S. Alimpieva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. - 2015. - № 10-1 (41). - P. 8-11. [in Russian]

3. Barsukov D.P. Hozjajstvennyj mehanizm formirovanija i realizacii potenciala [The economic mechanism of formation and realization of the potential] / D.P. Barsukov, Ju.Ju. Litvin, A.Ju. Shajdarov: Monografija. - SPb.: D.A.R 2005. - P. 13. [in Russian]

4. Klimova E.N. Globalizacija: osnovnye trendy i kommunikacionnye instrument [Globalization: key trends and communication tools] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. - 2015. - №1-2(32). - P. 44-46. [in Russian]

5. Klimova E.N. Formirovanie i ispol'zovanie imidzhevogo diskursa v marketingovyh kommunikacijah kompanii na rynke uslug. [Formation and use of image discourse in marketing communications companies in the market] .: dis. ... of PhD in Economics: 08.00.05 : defense of the thesis 15.02.2012 : approved 30. 08. 2012 / Klimova Elvira Nikolaevna . - Omsk, 2012. - 196 p. [in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.177 Ковалева И.В.

ORCID: 0000-0002-5442-1578, Аспирант, Воронежский государственный университет ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА: ФИЛОСОФИЯ, СТРАТЕГИЯ, ПОЛИТИКА

Аннотация

В статье показано, что внутренний маркетинг персонала требует соответствующего способа организации деятельности предприятия, и его разработка предполагает познание взаимосвязанных философии, стратегии и политики. Выделены субстратегии внутреннего маркетинга персонала, идентичные классическому маркетингу -анализ ситуации, планирование, реализация, контроль. Разработаны пять субполитик (товарная, ценовая, благосостояния, коммуникативная и политика трудовых отношений), позволяющие, во-первых, фокусировать вектор его функционирования на изменении и преобразовании традиционных представлений об отношении организации и целевых групп занятых работников. Во-вторых, обеспечивать своевременную обратную связь и мотивацию для воспитания лояльного партнерского отношения к работодателю и удержания сотрудников в организации.

Ключевые слова: философия, стратегия, политика, внутренний маркетинг персонала.

Kovaleva I.V.

ORCID: 0000-0002-5442-1578, Postgraduate student, Voronezh State University INTERNAL MARKETING OF PERSONNEL: PHILOSOPHY, STRATEGIES, POLICIES

Abstract

In article it is shown that internal marketing of personnel requires the corresponding method of the organization of activities of the entity, and its development assumes knowledge interconnected philosophies, strategy and politicians. The substrategy of internal marketing of personnel identical to classical marketing - the analysis of a situation, planning, implementation, control are allocated. Are developed five the subpolitician (commodity, price, welfares, communicative and policy of employment relationships), allowing to focus, first, a vector of its functioning on change and transformation of traditional ideas of the relation of the organization and target groups of busy workers. Secondly, to provide timely feedback and motivation for education of the loyal partner attitude towards the employer and employee retention in the organization.

Keywords: philosophy, strategy, policy, internal marketing of personnel.

Внутренний маркетинг персонала требует соответствующего способа организации деятельности предприятия, и его разработка предполагает познание взаимосвязанных философии, стратегии и политики. Согласно логике, философия, стратегия и политика взаимосвязаны (рис. 1).

Рис. 1 - Взаимосвязь философии, стратегии и политики

Начало любой деятельности определяется ее целью. Формирование цели происходит на основе знания определенных теоретических положений (философии), практических знаний и опыта.

Стратегия без тесного контакта с философией неизбежно примитивизируются, теряют перспективу, лишаются целостного видения проблем и продуктивных импульсов развития. В свою очередь, стратегия являются определяющей при выборе политики. Обоснованно выбранная и реализованная политика способствует претворению в жизнь и самой стратегии. Конкретизация направлений политики осуществляется в стратегических и тактических планах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.