УДК 330.113.2
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОМФОРТНОСТИ БИЗНЕС-СРЕДЫ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА
Т.С. Романишина
Аннотация. В статье проводится исследование современного понимания терминологии в области изучения комфортности бизнес-среды с позиции действующих промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территориях инвестиционной активности. Основной тезис исследования сводится к тому, что в период кризисных и застойных экономических циклов региональной экономики не стоит делать упор только на инвестиционную привлекательность региона. Стоит обратить внимание на показатель комфортности деятельности уже реализующихся бизнес-проектов промышленного сектора экономики. Необходимо осуществлять работу по формированию условий комфортного развития уже действующих производственных площадок.
Ключевые слова: бизнес-среда, бизнес-комфорт, промышленное предприятие, устойчивое развитие, критерии развития, условия промышленного развития, бизнес-инфраструктура, производственная площадка.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE COMFORT OF THE BUSINESS ENVIRONMENT FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE REGION
T.S. Romanishina
Abstract. The article studies the modern understanding of terminology in the field of studying the comfort of the business environment from the perspective of existing industrial enterprises operating in the territories of investment activity. The main thesis of the study is that in the period of crisis and stagnant economic cycles of the regional economy should not focus only on the investment attractiveness of the region. It is worth paying attention to the indicator of the comfort of the activities of already implemented business projects in the industrial sector of the economy. It is necessary to work on the formation of conditions for the comfortable development of existing production sites.
Keywords: business environment, business comfort, industrial enterprise, sustainable development, development criteria, industrial development conditions, business infrastructure, production site.
Традиционно при анализе развития региональной экономики принято уделять внимание такому показателю, как инвестиционная
привлекательность. Однако данный критерий верен для привлечения инвестиций в новые промышленные предприятия, и он нисколько не учитывает условия развития уже функционирующих институциональных хозяйствующих объектов. Данное обстоятельство является в корне неверным и требует тщательного пересмотра, как с теоретической, так и с практической стороны. Органы государственного и муниципального управления территориальным развитием должны уделить внимание этому аспекту проблемы. В то же время задача экономической науки - сформировать методологическую базу и инструментарий исследования данного аспекта территориального экономического развития.
Перейдем к постановке вопроса и формированию базовой терминологии в контексте исследования комфортности бизнес-среды региона для функционирования (размещения) промышленных предприятий.
Комфортность бизнес-среды - это новый показатель оценки развития бизнес-среды конкретной территории, характерный, прежде всего, для промышленных и производственных предприятий, уже работающих на территории региона и требующий повышенного внимания со стороны инвесторов, топ-менеджеров и специалистов государственных муниципальных учреждений.
Комфортность бизнес-среды, то есть уровень достигнутого комфорта ведения бизнес-процессов на территории региона определяет будущие изменения и развитие уже действующих в регионе площадок, с возможностью их перехода в новые качественные и масштабные индустриальные проекты инвестиционного характера.
Характеристиками бизнес-среды выступает ряд параметров, определяющих ее границы, в том числе:
- бизнес-среду выделяют в зависимости от области, края, государства;
- перемены в бизнес-среде нельзя предвидеть, так как перспективы в экономической и социальной сфере весьма трудно спрогнозировать ввиду значительного числа переменных;
- бизнес-среда динамична согласно собственной природе, поэтому постоянно претерпевает изменения.
Бизнес-среда играет немаловажную роль во взаимодействии между компаниями. Она помогает укреплять рыночные позиции, продуктивно эксплуатировать резервы. Среда многогранна, по-
этому степень ее влияния на развитие предприятия переоценить затруднительно.
Итак, бизнес-среда выступает сложным непредсказуемым набором условий, оказывающих воздействие на деловую активность многих компаний. Понимание и исследование бизнес-среды стратегически немаловажно для благополучного развития предприятия в условиях жесткой конкуренции [6, с. 488-490].
Эффективность государственного регулирования развития промышленности в регионах во многом зависит от того, насколько эффективно взаимоувязаны проводимые федеральная и региональная политики в сфере развития промышленности. Эти программы (подпрограммы) должны отражать основные направления развития промышленности, потребности в государственной поддержке, ожидаемые результаты развития промышленности субъектов РФ и стимулирующие меры в отношении субъектов промышленной деятельности, определяемые исходя из целевых критериев и показателей. В совокупности документы стратегического планирования развития промышленности РФ, федеральных округов (макрорегионов), субъектов РФ и муниципальных образований должны создать основу планирования и реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса, обеспечить прозрачность процесса принятия соответствующих решений на государственном и региональном уровне. Это имеет существенное значение, в частности, при определении приоритетных направлений инвестирования и размещения крупных инфраструктурных объектов на конкретных территориях РФ.
Это наглядно отражено в проведении мероприятий по реализации основных направлений региональной промышленной политики 2018 г. Например, цель Правительства Московской области заключается в обеспечении благоприятных первоначальных условий, в которых новые предприятия смогут развиваться и существовать. Проще говоря, необходимо сделать бизнес-среду привлекательной для ведения производственной деятельности, создать определенные начальные условия [5, с. 15-17].
Потребности бизнеса в государственной поддержке зависят от масштабов и стадии развития производства. Так, для малого бизнеса на стадии создании производства и продукта важно предоставление инфраструктуры и средств для реализации инвестиционных проектов. Для среднего и крупного бизнеса в приоритете снижение
рисков технологического развития, поддержка НИОКР, развитие и реализация прикладных (прорывных) технологий, а также заключение долгосрочных проектов. За поддержкой предприниматель может прибегнуть как к органам власти, так и государственным институтам развития.
Возможность получить поддержку от государства в лице различных учрежденных организаций означает «уверенность в завтрашнем дне», претворение в жизнь перспективных производственных проектов в будущем и получение существенных льгот при их реализации.
Главная задача предпринимателя в плане определения «комфортности бизнес-среды» состоит в том, чтобы как можно точнее подобрать оптимальное место базирования предприятия, в котором ему будет комфортно существовать. Каждое предприятие субъективно определяет для себя критерии комфортабельности, но в большинстве случаев они совпадают. Также при анализе местности стоит ограничиться выбором критериев, так как большое количество усложнят анализ, поэтому всегда нужно принимать во внимание те факторы, которые имеют наибольший вес.
При создании промышленной бизнес-среды следует принимать во внимание условия, оказывающие большое влияние на уровень комфортности бизнес-инфраструктуры. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки комфортности среды (профиль внешней коммуникативной системы)
Внешняя среда прямого взаимодействия Внешняя среда внутреннего взаимодействия
х1 наличие поставщиков ресурсов х1 правовые особенности
х2 наличие каналов сбыта х2 социокультурная среда
х3 наличие конкурентов х3 технологии
х4 наличие инвесторов х4 демография
х5 доступ к логистическим системам
х6 доступ к энергоресурсам х5 политика
х7 доступность финансовых инструментов
Промышленным предприятия жизненно необходимо иметь налаженные связи с поставщиками, финансовую помощь инвесторов, доступ к информационным, трудовым, технологическим ресурсам, а также быть уверенным в поддержке правительства при защите от недобросовестных конкурентов. Так как данные факторы разделены по методам взаимодействия, необходимо синтезировать эти показатели в единую систему критериев. Обратимся к таблице 2.
Таблица 2
Универсальные факторы при определении комфортности бизнес-среды региона для промышленных предприятий
Универсальные факторы оценки бизнес-среды
Внешняя среда Внутренняя среда
х1 географические факторы объем изготовляемой и продаваемой продукции
х2 общественно-политические факторы количество торговых точек
х3 предпринимательская среда уровень квалификации штатных работников
х4 культурные факторы укомплектованность кадров
х5 научная среда взаимоотношения внутри коллектива, между коллективом и начальством
х6 экологические факторы удовлетворенность работников компании своим положением
х7 тип территории ответственность отношения к работе каждого сотрудника
х8 инновационные факторы уровень коммерческой образованности руководителя фирмы
Возможно разделение влияния каждого фактора на уровень среды, в которой он находится, что показано на рисунке 1.
Подходы к оценке комфортности бизнес-среды для промышленных предприятий могут отличаться. Одним из главных составляющих стратегического управления выступают оценка внешней среды и контроль рынка. Во внешней среде предприятиям грозят конкуренты, недобросовестные партнеры, изменяющиеся правительственные постановления, общественные противоречия. В то же
Агрегированные блоки показателей стратегического анализа деятельности организации
Показатели внешней бизнес-среды организации Показатели внутренней бизнес-среды организации Показатели, характеризующие бизнес-стратегию
- Показатели общей бизнес-среды - Показатели бизнес-ресурсов - Показатели стратегических целей организации
Показатели мезо-среды делового окружения Показатели внутренних бизнес-процессов Ориентировочные стратегические показатели
Показатели специфической бизнес-среды Финансовые показатели деятельности организации Промежуточные и итоговые показатели стратегических целей реализации
Рисунок 1. Основные группы индикаторов влияния на предприятия
время здесь компанию ожидают покупатели, ресурсы, необходимые для ведения деятельности.
Анализ внешних условий помогает сформировать стратегические управленческие решения, которые обеспечивают методы взаимодействия предприятия со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволяют поддерживать ее достигнутый потенциал, необходимый для достижения поставленных целей, помогают раскрыть угрозы и внутренние резервы.
Внешнюю среду можно условно разбить на две области: макроокружение и микроокружение. На макроокружение затруднительно оказывать существенное воздействие или контролировать его процессы, в то время как динамика микроокружения непосредственно находится в зависимости от выбора управленческой стратегии.
При исследовании внешней среды, в пределах которого работает предприятие, выделяют ряд факторов, влияющих на потенциал его развития. С этой целью применяется методика TEMPLES. (Technology, Economics, Markets, Politics, Laws, Ecology/Enviroment, Society). TEMPLES-анализ - инструмент стратегического планирования развития компании, включающий анализ основных тенденций во внешней среде. Он дает возможность проанализировать комплекс вопросов, связанных с внешней средой [3].
На сегодняшний день данная методика не является широко распространенной. Вместе с тем подчеркнем, что для эффективной организации деятельности необходимо знать и уметь оценивать факторы глобального макроокружения, включающие экологические, законодательные и рыночные риски. Для этих целей TEMPLES-анализ является наиболее приемлемым вариантом изучения факторов внешней среды, поскольку в других методиках эти показатели не упоминаются. Данная методика похожа на PEST-анализ, но включает в себя куда большее количество факторов для анализа и может служить отличным подспорьем для проведения SWOT-анализа.
Необходимость анализа каждой из групп факторов обусловливается требованием прогнозирования с высокой долей вероятности существующих вызовов и рисков окружающей среды, а также необходимостью определения направлений и возможностей стратегического развития компании и ее тактических, оперативных изменений. В большинстве случаев перечисленные предпосылки анализа требуют разработки и реализации долгосрочных и среднесрочных планов и прогнозов. Более далекие рыночные перспективы изменения предпринимательской среды в таком случае определить гораздо проще. Предоставляется возможность адаптивно избрать и внедрить стратегии, наиболее подходящие в перспективе каждого отдельно взятого тренда средовой динамики. Каждая группа факторов анализа требует тщательно подхода в определении их параметров и критериев динамических изменений.
Обратимся к исследованию технологических факторов анализа бизнес-среды, определяющих комфортность бизнес-среды региона:
- уникальные информационные технологии;
- новые виды оборудования;
- современные варианты изделий.
Научно-техническое развитие постоянно оказывает эффект влияния на предприятие. Возникают новые технологические процессы, ранее не известные продукты, что, бесспорно, усиливает конкурентную борьбу. Многочисленные фирмы регулярно отслеживают тенденции научно-технического прогресса, что положительно сказывается на их деятельности. Научно-технические разработки меняют стиль жизни покупателя в лучшую сторону. Научно-технические новшества появляются в дизайне, проектировании моделей,
распределении и сбыте, маркетинге, тем самым влияя на всеобщую стратегию организации.
Определяя параметры анализа технологических факторов комфортности бизнес-среды промышленных предприятий, возможно сформулировать ряд вопросов анализа, в том числе:
1. Ощущается ли влияние развитие каналов связи и распространение Интернет-технологий на динамику Ваших бизнес-процессов?
2. Может ли, и насколько активно, Ваша компания внедрять передовые технологии на производственной площадке в условиях настоящей бизнес-среды?
3. Насколько изменяется показатель производительности труда и качества производимой Вами продукции в связи с распространением и применением инновационных технологий производства в регионе? И изменяется ли он?
4. Что Вам известно об инновационных отраслевых разработках для Вашего производственного процесса в регионе присутствия?
Определяющими параметрами факторов экономического развития комфортности бизнес-среды региона для промышленных предприятий могут стать таким показатели, как:
1. Уровень инфляции и темпы роста цен на промышленные товары.
2. Уровень безработицы в регионе, а также в контексте отраслевой принадлежности потенциального кадрового состава.
3. Региональная система налогообложения и система налоговых льгот для промышленных предприятий, включая аспект предоставления видов поддержки и субсидирования.
4. Динамика развития регионального рынка, а также насыщенность его конкурентной продукцией локальных производителей.
5. Формы и методы регулирования экспортной и внешнеторговой деятельности предприятий производителей.
6. Инвестиционная политика региональных органов власти, а также инвестиционная активность представителей промышленности региона.
7. Стабильность экономических и финансовых показателей участников бизнес среды, производителей, промышленников и коммерсантов, включая все сопутствующие отрасли.
8. Уровень жизни и доходов местного населения.
В системе анализа могут быть отражены, как узко специальные вопросы местного значения, так и мировые экономические индексы и коэффициенты развития. Каждый из них способен влиять как на само промышленное предприятие, так и на уровень комфортности в регионе [4, с. 208-219].
Политические факторы, традиционно не игравшие особой роли в развитии бизнес-процессов промышленных предприятий, в настоящее время становятся все более значимыми. Анализ блока политических изменений и тенденций в области формирования комфортных условий ведения бизнеса, - объективная реальность настоящего. К вопросам политического блока могут быть отнесены следующие:
1. Общая политическая ситуация в регионе, взаимосвязь и солояль-ность местных и региональных органов власти, их ориентация на курс федерального Правительства.
2. Уровень развития публичной дипломатии и активности институтов гражданского общества, уважения института собственности в регионе.
3. Уровень неконтролируемого лоббизма и нормальной лояльности к бизнесу со стороны органов регулирования и надзора за осуществлением предпринимательской и производственной деятельности.
4. Масштабы производственного протекционизма и степени поддержки развития конкретных отраслей.
5. Уровень и качество существующих административных барьеров, степень их адекватности рыночному и инфраструктурному развитию общества.
6. Угрозы военных и дипломатических конфликтов для иностранных предприятий и компаний партнеров.
7. Динамика и темпы изменения политического строя, возможности преемственности в органах власти, структура и сложности выборных циклом регионального значения.
8. Структура и условия введения и управления экономическими санкциями, применительно к региональной экономической модели, включая устойчивость последней.
9. Уровень деловой активности промышленных предприятий и их влияния на процессы общественного развития.
10. Динамика и направленность законодательных изменений на всех уровнях власти [6, с. 488-490].
В региональной компоненте развития бизнес-среды наряду с политическими факторами особое развитие приобретает сегмент факторов экологического развития. Ни для кого не секрет, что предприятия промышленности воспринимаются современным обществом как угроза полноценному экологическому равновесию, а потому уровень комфортности среды и стабильности отношения населения и окружения к деятельности промышленных производств носит необычайно острый характер.
Важнейшими вопросами комфортности среды в экологии производства должны стать:
1. Типы и частота экологических проблем, возникающих в связи с деятельностью предприятияю
2. Типизация экологических проблем вне деятельности компании, но оказывающих на площадку производства непосредственного влияния.
3. Уровень программ внешнего КСО и маркетинговой пропаганды проблем экологизации пространства со стороны промышленников, отраслевиков, конкурентов.
4. Степень развитости системы утилизации и переработки отходов промышленного производства и мусора бытового назначения в отдельно взятом регионе, а также условия для переработки необходимого сырья именно на этой территории.
5. Уровень экологической культуры на промышленных площадках региона [2, с. 384-388]?
Наконец, рассмотрим факторы развития социальной среды. Комфортность ведения производственных бизнес-процессов во многом определяется важностью формирования благоприятного социального климата в регионе. В случае, когда остальные факторы носят мало положительных характер, именно социальный параметр позволяет внедрять антикризисные меры и с успехом применять их, изменяя все дополнительные группы параметров среды.
Предприятие, выступая работодателем и активным участником процессов общественного развития территории, само способно влиять на уровень комфортности среды в регионе. К социальным факторам относят:
1. Структуру и качество человеческого ресурса в регионе и в отрасли.
2. Качество и уровень образовательных процессов в регионе, их полнота и достаточность.
3. Динамику миграционных и демографических показателей в регионе.
4. Уровень развития социо-культурных коммуникаций в контексте морально-этических, регилиозных, национальных и иных штампов.
5. Уровень реальной заработной платы населения и адаптивной модели трудового поведения в регионе.
6. Уровень ожиданий населения в части качества жизни в регионе.
Среди значимых аспектов социального развития региона важными становятся показатели количества градообразующих предприятий и количество производимого геопродукта, потребляемого геопотребителями, или остающимся в регионе в виде объектов инфраструктуры [4, с. 208-219].
Таким образом, уровень комфортности бизнес-среды для промышленных предприятий - это многосоставная и комплексная величина, определив параметры которой, возможно эффективное управление ею.
Подведем итоги по результатам исследования. Комфортность бизнес-среды - это новый показатель оценки развития бизнес-среды, характерный, прежде всего, для промышленных и производственных предприятий, уже работающих на территории региона и требующий повышенного внимания со стороны инвесторов, топ-менеджеров и специалистов государственного и муниципального управления.
Уровень достигнутого комфорта ведения бизнес-процессов на территории определяет будущие изменения и развитие уже действующих в регионе площадок, с возможностью их перехода в новые качественные и масштабные индустриальные проекты инвестиционного характера.
На комфортность промышленной инфраструктуры в разной степени влияют экономические, политические социо-культурные и технологические факторы, поэтому стоит их оценивать с помощью различных методов при выборе региона для будущего развития какой-либо промышленной зоны.
Система методов оценки комфортности бизнес-инфраструктуры в региональной экономики призвана помочь осуществить базовую оценку сильных и слабых сторон функционирования производственных предприятий на конкретной действующей промышленной территории.
Библиографический список
1. Панамарева О.Н. Исследование приоритетных направлений развития экономики России и их реализуемости в современных условиях // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 3.
2. Романишина Т.С., Краснобаев Д.В. Обзор актуальных практик повышения инвестиционной привлекательности Серпуховского региона в деятельности институтов поддержки и развития бизнеса (для цели развития инновационного предпринимательства) // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1).
3. Романишина Т.С. Типы социально-экономических систем в муниципальных образованиях и их особенности // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 2.
4. Романишина Т.С. Исследование природы влияния программ развития индустриальных промышленных площадок региона в целях улучшения качества бизнес-среды (на примере Московской области) // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 4.
5. Романишина Т.С. Оценка основных подходов к пониманию сущности и определению понятия «инвестиционная привлекательность социально-экономической системы промышленно-ориентированного региона» // Транспортное дело России. 2017. № 3.
6. СибиревВ.В. Территориальное планирование как фактор эффективного градорегулирования и долгосрочного инновационнно-инвестиционного развития муниципалитетов // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93).
7. Maidanevych Yu. P., Romanishina T.S., Rysakova L.E., Bondarenko N.G., Mikhailyuk O.V Investment instruments to stimulate depressed régions' development // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 2.
Т.С. Романишина
Кандидат экономических наук, доцент, Московский авиационный институт, г. Серпухов E-mail: [email protected]