Научная статья на тему 'Пути повышения качества работы системы государственной поддержки малого предпринимательства'

Пути повышения качества работы системы государственной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1114
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / MICROENTERPRISE / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / QUALITY OF MANAGEMENT / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / TARGET PROGRAM / ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / BUSINESS DEVELOPMENT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романишина Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается необходимость внесения перечня мер и изменений в систему государственной поддержки малого предпринимательства с позиции обеспечения высокого качества работы данной системы. Автором рассмотрены существующие методы организации государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне, а также представлены результаты оценки эффективности этих методов. В статье приведен перечень авторских рекомендаций по повышению качества обеспечения деятельности этих систем исходя из необходимости применения новой классификации субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и введения единых стандартов качества предоставления услуг господдержки микрои малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING THE QUALITY OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESS

The article refers to the need for introduction of a list of measures and changes in the system of state support for small business from the point of ensuring its high quality. We have considered the existing methods of organizing state support for small business at the federal and regional levels, and presented the results of assessing their effectiveness. In the article we propose the recommendations for improving the quality of the system of state support, based on a new classification of small and mediumsized businesses and introduction of uniform quality standards of the services of state support for micro and small businesses.

Текст научной работы на тему «Пути повышения качества работы системы государственной поддержки малого предпринимательства»

УДК 330.113.2

DOI: 10.18101/2304-4446-2018-2-59-67

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Романишина Татьяна Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент, Московский авиационный институт Россия, 142210, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 21 E-mail: [email protected]

В статье рассматривается необходимость внесения перечня мер и изменений в систему государственной поддержки малого предпринимательства с позиции обеспечения высокого качества работы данной системы. Автором рассмотрены существующие методы организации государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне, а также представлены результаты оценки эффективности этих методов. В статье приведен перечень авторских рекомендаций по повышению качества обеспечения деятельности этих систем исходя из необходимости применения новой классификации субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и введения единых стандартов качества предоставления услуг господдержки микро- и малого бизнеса. Ключевые слова: государственная поддержка; малый бизнес; микропредприятие; качество управления; целевая программа; инфраструктура развития бизнеса.

Анализ существующей системы государственной поддержки малого бизнеса, а также последующая оценка эффективности применения этой системы на примере деятельности конкретных малых предприятий в одном из наиболее быстро развивающихся регионов России — Московской области — показали необходимость разработки некоторых рекомендаций по совершенствованию этой системы в части обеспечения качества ее работы.

Система обеспечения качества применения мер государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне должна отвечать некоторым базовым требованиям, которые в современной экономике становятся обязательными:

1. Удовлетворение требованию применимости рекомендаций на территории всей страны.

2. Учет интересов развития бизнеса как в богатых и развитых регионах, так и в регионах с неразвитой бизнес-средой.

3. Использование передового опыта развития малого бизнеса наиболее успешных российских регионов, а также других стран.

4. Соответствие требованиям к развитию современной экономической системы, стратегическим ориентирам развития экономики народного хозяйства.

5. Учет интересов предприятий, представителей всех отраслей, включая

отрасли малоперспективные, но стратегически важные в развитии экономики страны.

6. Создание удобного и прозрачного нормативно-правового обеспечения программ развития малого предпринимательства.

7. Формирование полного и оперативного информационного пространства, обеспечивающего задачу равноценного доступа к необходимой информации.

8. Разработка единой федеральной методики применения мер и мероприятий по поддержке малого бизнеса.

9. Создание эффективных инструментов контроля исполнения и эффективности применения мер, реализуемых в качестве инструментов поддержки малого бизнеса.

10. Формирование модели оценки качества инструментов государственной поддержки малого бизнеса применительно к интересам государственного и муниципального управления, а также в соответствии с показателями эффективности бизнес-процессов заинтересованных предприятий.

Каждое государство вправе выбирать те формы и меры поддержки бизнеса, которые оно считает наиболее целесообразным. Так, например, вовсе не обязательно применять сразу весь пакет мер поддержки малого предпринимательства. Поскольку это может во многом демотивировать представителей бизнеса осуществлять самостоятельные действия по реализации программ развития бизнес-идей и даже сформировать пул «охотников за государственными средствами поддержки», которые своей целью будут ставить не рост масштабов реального производства, а конструирование производственного процесса с учетом возможности приобретения оборудования и получения субсидирования из средств государственного бюджета на безвозвратной основе.

В таком случае негативными чертами сектора государственной поддержки малого предпринимательства станут формирование рынка теневых лоббистов; распределение средств на поддержку среди «определенного» заранее круга субъектов МСП; нецелевое расходование средств, выделенных на поддержку малого бизнеса; применение подменных документов бизнес-планирования и отчетности; создание фирм, ориентированных на исключительное для привлечения средств государственной поддержки. Это может впоследствии отрицательно сказаться на динамике создания новых высоко эффективных бизнес-моделей, способных конкурировать как на региональном, так и на государственном рынках. При этом малый бизнес будет стремиться создавать инструмент получения субсидий, а не устойчивую компанию.

Принятый в 1995 г. закон «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации был ориентирован на достижение нескольких ключевых задач1.

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1. Формирование и комплексное развитие системы поддержки субъектов МСП как согласованной системы органов государственного и муниципального управления.

2. Разработка и применение льготных инструментов ведения бизнеса для предприятий, вошедших в перечень ведущих приоритетных видов экономической деятельности, таких как внешнеэкономическая деятельность (поддержка экспорта), инновационные компании, промышленное производство, развитие информационных технологий, сельскохозяйственные предприятия.

3. Внедрение в экономику мер льготного ведения деятельности малого бизнеса в направлении налоговых мер, финансовых мер, мер административного регулирования, мер консультационного характера, мер материально-технической поддержки.

4. Развитие кадрового потенциала и повышение качества подготовки профессиональных предпринимательских кадров.

По результатам опроса экспертов, проведенного в процессе написания данного исследования, была составлена таблица эффективности достижения перечисленных выше задач развития бизнеса. Экспертами выступили сотрудники муниципальных администраций Московской области, члены советов по развитию малого и среднего предпринимательства при главах и представители малого бизнеса региона. Всего 300 человек.

Всем интервьюированным было задано 2 вопроса:

1. Как вы оцениваете эффективность достижения задачи развития малого бизнеса на федеральном уровне по состоянию на 1 января 2018 г.?

2. Что вы считаете главным направлением качественного реформирования для повышения эффективности данной задачи?

Большинство задач находится только на начальном этапе реализации, несмотря на то, что работа по становлению эффективного государственного управления данным аспектом развития бизнеса ведется с 1995 г. (табл. 1). Средняя эффективность работы системы поддержки малого бизнеса на федеральном уровне, по оценке опрошенных экспертов, составила всего 48%. Расчет произведен следующим образом: 400/(77+58+34+23)*100=48.

Среди перечня рекомендаций по совершенствованию системы развития малого предпринимательства на федеральном уровне можно выделить:

1. Расширение объектов инфраструктуры развития предпринимательства по единому федеральному стандарту с применением механизма государственно-частного партнерства.

Данная мера возможна при развитии модели государственно-частного партнерства, при котором заинтересованные инвесторы будут ориентированы не только на строительство и открытие объекта инфраструктуры, но и на их системное развитие. Как показала практика, объекты инфраструктуры, в которых нет частных инвесторов, часто открываются и существуют декларативно. Также отсутствие единого стандарта по открытию, например, бизнес-инкубаторов не дает возможности вести контроль качества их работы и эффективности применения меры поддержки на территории страны [1].

2. Пересмотр перечня приоритетных отраслей поддержки с ориентацией на региональный запрос при помощи организации Федерального фонда территориального развития микропредприятий.

Таблица 1

Результаты оценки эффективности достижения задач государственной поддержки малого бизнеса в России, декларированных на уровне ФЗ-209

Задача Оценка эффективности, % Направление реформирования

Формирование системы 77 Развитие объектов инфраструктуры

Разработка отраслевых инструментов 58 Пересмотр перечня приоритетных отраслей поддержки с ориентацией на региональный запрос

Внедрение льготных мер 34 Разделение мер на меры для малых и микропредприятий

Развитие кадрового потенциала предпринимателей 23 Введение специального профессионального стандарта как для чиновников, осуществляющих работу в этом направлении, так и для самих предпринимателей

Это значит, что перенос акцента поддержки с федерального на региональный уровень управления необходимо продолжить. Сегодня в среднем по России на 100% мер поддержки малого бизнеса приходится всего 35% региональных программ и 23% муниципальных. Таким образом, в современной российской бюджетной системе большинству российских предпринимателей меры поддержки технически малодоступны. В каждом регионе должно быть создано собственное видение перечня приоритетных мер поддержки малых типов предприятий. Это связано с высокой диспропорцией отраслевого развития российских регионов, а также с разницей, существующей в темпах развития отраслей в различных частях страны. Целесообразно было бы выделить Федеральный фонд территориального развития микропредприятий в отдельное учреждение поддержки. В данном фонде возможно организовать распределение финансовых средств среди субъектов Российской Федерации на конкурсной основе при защите проектов социально-экономического развития территории при участии проектов малого предпринимательства.

3. Разделение мер для малых и микропредприятий на нормативно-правовом уровне.

Как показал проведенный ранее анализ, меры поддержки, эффективные для среднего бизнеса, могут не иметь результаты для малого. А малый бизнес и микропредприятия также часто не могут полноценно применять одни и те же меры и инструменты поддержки, поскольку предприятие без сотрудников никогда не покажет таких социально-экономических показателей роста, которые требуются для получения меры поддержки, какие демонстрируют работодатели двадцати и более человек.

Целесообразно рекомендовать введение на законодательном уровне определение не только малого бизнеса, но и микробизнеса. Необходимо внести поправки в существующие федеральные законы. Это позволит и реформировать региональное законодательство. Как следствие, появится возможность изменить структуру существующих целевых программ по поддержке малого бизнеса и детализировать перечень мер с учетом различной степени льготного сопровождения данных мер. Безусловно, ориентир на деление и отнесение бизнеса к той или иной форме необходимо сохранить на основании все тех же факторов масштаба, оборота и количества штатных сотрудников. В том числе будет решена проблема увеличения самозанятого населения в структуре официально зарегистрированных предпринимателей, ведущих деятельность в масштабе микробизнеса [2].

4. Введение специального профессионального стандарта как для чиновников, осуществляющих работу в этом направлении, так и для самих предпринимателей.

Эта мера, несмотря на то, что завершает перечень рекомендаций, возможно, наиболее простая на этапе реализации и внедрения. Также ее можно отнести к базовым. За более чем 25 лет частного предпринимательства в России так и не появилось четкого понимания того, что предприниматель — это профессия [3]. Чиновники, которые должны выполнять регулятивную функцию в части развития предпринимательства, должны быть компетентны не только в области государственного и муниципального управления, но и обладать базовыми знаниями о ведении бизнеса, иметь профильное образование и, как следствие, понимать проблемы и задачи малого бизнеса. Иначе их деятельность мало эффективна, а часто бесполезна для представителей бизнеса и вредна для государственного бюджета.

Ответственным исполнителем данной программы действий на федеральном уровне должно стать Министерство экономического развития Российской Федерации. Общественным наблюдателем за качеством реализации предложенных мер в части нормативно-правового регулирования может быть назначен профильный комитет Государственной думы РФ, а в части исполнения экономической целесообразности и качества внедрения нововведений — любое из всероссийских общественных предпринимательских объединений, например, всероссийская организация представителей малого бизнеса «Опора России» или Торгово-промышленная палата РФ [5; 6].

Таким образом, перечислен ряд принципов и мер совершенствования государственной системы поддержки предпринимательства на федеральном уровне. Указанные рекомендации, по мнению экспертов, позволят повысить эффективность федеральной системы поддержки не менее чем в 2 раза за год реализации, что в конечном итоге приведет к росту предпринимательской активности во всех регионах нашей страны и повысит согласованность действий чиновников всех уровней в части развития малого предпринимательства.

Разработка рекомендаций по повышению эффективности государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне должна сопровождаться предложениями по модернизации региональной системы поддержки малого бизнеса. В настоящем исследовании целесообразно предложить рекомендации для конкретного региона — Московской области.

При выделении перечня рекомендаций обратимся к зарубежному опыту реформирования региональных инструментов поддержки малого бизнеса. Американский институт развития бизнеса в 2017 г. опубликовал данные о наиболее часто используемых инструментах государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне в США и странах ЕС. Аналогичное кабинетное исследование было проведено для целей настоящего проекта по данным Московской области [4].

Таблица 2

Результаты анализа эффективности применяемых форм государственной поддержки малого бизнеса в США, странах ЕС, Московской области

Место в рейтинге популярности инструмента господдержки малого бизнеса Инструмент поддержки малого бизнеса Средняя эффективность применения инструмента поддержки

Зарубежные регионы Московская область

%

1 Упрощение процедуры регистрации малого бизнеса сроком до 1 дня 49 нет

2 Льготное налогообложение 48 64

3 Льготное кредитование 54 31

4 Подготовка помещений под бизнес 70 84

5 Прямая финансовая помощь при модернизации оборудования 88 68

6 Информационная поддержка 82 63

7 Консультативная поддержка 81 46

8 Образовательные проекты 73 37

В таблице 2 указан средний уровень эффективности применения каждого из инструментов поддержки по 8 группам. Показатель рассчитан с учетом статистики как европейских государств, так и на основании данных американских штатов. Всего для расчета коэффициента использовались данные 84 регионов из 11 стран мира, а также региона России — Московской области.

Упрощение процедуры регистрации бизнеса сроком до 1 дня — мера администрирования, реализованная в половине изученных регионов. Однако в стране в целом и в Московской области в частности конкретно такой показатель пока держится в среднем на уровне 3-5 рабочих дней. Регионом-лидером в России пока является Республика Татарстан, которая за счет организации деятельности региональных многофункциональных центров все же достигла необходимого показателя в 1 день. Данная мера сразу повысила темпы роста малого бизнеса в 1,5 раза [6].

Рекомендация 1. Разработать и внедрить в областных МФЦ методику упрощения процедуры регистрации малого бизнеса сроком до 1 дня.

Льготное налогообложение в Московской области существует весьма успешно как программа перехода на патент и многие другие, описанные выше. Данный показатель по объему применения льгот в области выше, чем средний в других странах мира. Однако в исследовании было отмечено, что не все виды бизнеса могут получить ряд дополнительных льгот. Например, получение «налоговых каникул» для некоторых предпринимателей было невозможным. В процессе исследования целесообразно было обратить внимание на то, что часть ИП зарегистрировала свое малое предприятие в возрасте 18-23 лет, значит, была в дополнительной повышенной группе к примеру банковского риска. Вероятность получения кредита под низкий процент сводилась к минимуму. В связи с этим предложена следующая рекомендация.

Рекомендация 2. Разработать программу налоговых каникул для предпринимателей, зарегистрировавших ИП в возрасте от 20 до 23 лет в период с 2015 по 2019 г. с применением согласно Налоговому кодексу РФ патентной системы налогообложения и создавших минимум 1 рабочее место.

Для обеспечения социально-экономической эффективности данной меры можно обязать всех предпринимателей, желающих получить перерасчет по системе «налоговых каникул», создать дополнительное рабочее место. Таким образом, более 1000 молодых предпринимателей Московской области получат возможность расширить бизнес.

Льготное кредитование в иностранных системах поддержки работает более эффективно, чем в Московской области. Это связано, прежде всего, с недоверием малого бизнеса в работе Фонда микрофинансирования МО или банальной неосведомленности. Также в фонде нет различий в условиях кредитования малого бизнеса полной формы и микроформы.

Рекомендация 3. Разработать специальный кредитный продукт для самозанятых ИП и микропредприятий с численностью сотрудников до 3 человек.

Важной мировой тенденцией можно назвать подготовку помещений под условия ведения бизнеса. Необходимо заметить, что Московская область также лидер по реализации собственных региональных программ по развитию технопарков, индустриальных парков, коворкингов и бизнес-инкубаторов в России. Готовая офисная и производственная инфраструктура используется предпринимателями чаще по отраслевому или территориальному признаку. В связи с этим в Московской области необходимо расширить сеть объектов инфраструктуры и полноценно покрыть этой сетью все 68 муниципальных образований для обеспечения равной доступности государственной услуги всем малым предпринимателям.

Рекомендация 4. Создать единые комплексные инфраструктурные пространства — центры развития бизнеса.

Данные центры должны включать не только зону офиса (коворкинг) или зону производства (технопарк или бизнес-инкубатор), но и одновременно предоставлять все эти услуги, разделив их на зоны-этажи, дополнив лабораториями и испытательными центрами для развития инновационных бизнес-проектов.

Наиболее эффективной как в России, так и за рубежом признается мера «оказание прямой финансовой помощи малым предприятиям при проведе-

нии программы модернизации производственного оборудования». Данная мера позволяет развивать мелкосерийные производственные процессы и, как следствие, дает возможность формировать «ремесленников новой волны», сохраняя при этом старинные семейные и традиционные территориальные бизнесы про производству геопродукта, особенно при переработке продукции сельского хозяйства, при изготовлении вина и сыра.

Для справки: Московская область — лидер среди регионов России по сыроварению, а также по количеству территорий-изготовителей традиционных национальных ремесел. Однако мастера-одиночки не могут воспользоваться мерами поддержки, предлагаемыми в нашем регионе.

Рекомендация 5. «Оказание прямой финансовой помощи малым предприятиям при проведении программы модернизации производственного оборудования» в Московской области необходимо продолжить и детализировать под нужды микропредприятий.

Рассматривая комплексно эффективность информационной и консультативной поддержки развития малого бизнеса в совокупности с уровнем реализации образовательных программ, можно сделать вывод о низком уровне их эффективности в Московской области. Успех зарубежных коллег объясняется несколькими вескими причинами. Первая из них заключается в уровне общей информатизации общества и степени компьютерной грамотности населения; вторая причина связана с качеством и полнотой официальных информационных ресурсов о мерах поддержки для предпринимателей.

Не все сайты обладают свежими данными. Многие из них противоречат друг другу. Часто предприниматель не понимает, какая из типов информации ему нужна. Информация о возможном получении государственной поддержки представлена разрозненно, она не оперативна. Большинство предпринимателей не знает, как называются официальные источники информации о мерах поддержки.

Рекомендация 6. Провести наполнение информационного ресурса «Бизнес-навигатор Московской области» оперативной и доступной информацией о поддержке малого бизнеса на всех уровнях.

Для этого информационный ресурс необходимо наполнить под контролем специалистов Министерства инвестиций и инноваций МО. Обозначить данный ресурс как единственно верный для получения информации. Дать ссылку на этот ресурс на сайте министерства и во всех официальных СМИ региона, включая муниципальные. Контролировать своевременное наполнение и изменение информации. Также данный ресурс позволит провести программу пропаганды предпринимательской деятельности и обратит внимание заинтересованных жителей региона на уровень поддержки и возможности ее получения.

Перечень рекомендаций, предложенных для совершенствования системы государственной поддержки малого бизнеса в Московской области, позволит упорядочить информационное поле во всем регионе, а также повысить эффективность реализации программы «Предпринимательство Подмосковья» за счет дифференциации мер поддержки молодых предпринимателей, малого бизнеса и микропредприятий. При этом будет учтено мнение всех нуждающихся в поддержке представителей малого бизнеса региона.

Литература

1. Архипенко К. Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта // Экономика, предпринимательство и право. 2013. № 3. С. 3-8.

2. Безуглова М. Н., Маркарьян Ю. А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 1(80). С. 11-13.

3. Заяц Т. И., Бубнова Я. С., Момонт Г. Ф. Эволюция социально-экономических систем // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза, 2017. С. 95-97.

4. Романишина Т. С., Краснобаев Д. В. Обзор актуальных практик повышения инвестиционной привлекательности Серпуховского региона в деятельности институтов поддержки и развития бизнеса (для цели развития инновационного предпринимательства) // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1(81-1). С. 384-388.

5. Романишина Т. С. Факторы, условия и тенденции развития социально-экономических систем муниципальных образований // Вестник ВСГУТУ. 2017. № 4(67). С. 159-166.

6. Романишина Т. С. Применение инновационного маркетингового подхода к управлению территорией современного города в контексте институциональной теории // Транспортное дело России. 2011. № 12. С. 115-117.

WAYS OF IMPROVING THE QUALITY OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESS

Tatyana S. Romanishina

Cand. Sci. (Econ.), A/Prof.,

Moscow Aviation Institute

21 Oktyabrskaya St., Serpukhov 142210, Russia

E-mail: [email protected]

The article refers to the need for introduction of a list of measures and changes in the system of state support for small business from the point of ensuring its high quality. We have considered the existing methods of organizing state support for small business at the federal and regional levels, and presented the results of assessing their effectiveness. In the article we propose the recommendations for improving the quality of the system of state support, based on a new classification of small and medium-sized businesses and introduction of uniform quality standards of the services of state support for micro and small businesses.

Keywords: state support; small business; micro-enterprise; quality of management; target program; business development infrastructure.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.