трастовой деятельностью; клиринги; депозитарии; регистраторы; организаторы торговли и так далее.
В общем виде структуру субъектов фондового рынка и существующие экономические связи между ними, опосредуемые ценными бумагами, можно представить в виде схемы (см. рис. 1).
1. Энгельс Ф. К жилищному вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. М., 1961. С. 271.
2. Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и
компании // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. М., 1955. С. 134.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 3. // Кн. 3: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч. 2. Энгельс Ф. М., 1989. С. 31.
4. Гегель Г. Философия истории // Соч. Т. 8. М., 1935. С. 27.
5. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Т. 2. М., 1935. С. 30, 32.
6. Экономика и жизнь. 1997. Декабрь. С. 6.
7. Адекенов Т.М. Банки и фондовый рынок. М., 1997. С. 3.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.М. Алехина
Alekhina O.M. Theoretical and methodological approaches to defining the concept of the Russian Federation’s State mechanism. The article analyses some principal conceptions of defining the mechanism of the State of the Russian Federation, its structure and the methodological approaches to be applied for the purpose of thorough study.
Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиций различных подходов отечественной и зарубежной наукой как прошлого, так и современности. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в нашей стране стала постепенно формироваться новая Российская государственность, основой которой является идея правового государства, приверженность демократии и общечеловеческим ценностям. Однако проблема оптимальной организации и эффективной деятельности государственного механизма РФ не утратила своей актуальности. Государство — сложное, многоаспектное явление, изучение которого ведется с различных точек зрения: его сущности, внутренней структуры, территориальной организации власти, функций, форм, механизма и многих других. Нельзя не согласиться с мнением российского государ-ствоведа начала XX века А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует
и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им [1], а значит - руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества. В научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и полное принятие в качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства в целом. Вопрос об определении понятия государственного механизма, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего
времени представляет определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектно-сти, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.
Государственная деятельность не должна носить стихийный характер. Только функционирование специальной системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции государства, его предназначение в обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и «физическим воплощением государственной власти» [2].
В научной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировались его организация и функционирование, структура, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена. Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. Как отмечает М.К. Искакова, к началу 50-х годов XX столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком - политической системы общества [3]. По мнению Л.Л. Григоряна, такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служила своеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественной жизни [4]. В настоящее время такая широкая трактовка государственного механизма как политической системы общества в современной юридической науке полностью утрачена, и большинство ученых, правоведов, политологов оправдано отказались от нее. В частности, С.А. Комаров считает, что государство не может выступать даже в качестве основы или главного структурного элемента политической системы, так как это
привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы общества (см. [5]). Мы также полагаем, что государство нельзя отождествлять со всей политической системой, а его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы наряду с политическими партиями, общественными организациями. Причем, государство входит в нее не как совокупность разрозненных органов, составляющих государственный аппарат, а как целостный институт, но оно не должно охватывать всю политическую систему общества, что собственно происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Во второй половине 50-х годов XX века, после смерти И.В. Сталина, были пересмотрены некоторые положения советской теории государства и права, в том числе и понятие механизма государства. Сложилась точка зрения, согласно которой его стали рассматривать исключительно как совокупность государственных органов, то есть данные категории были признаны тождественными и подчеркивался их классовый характер.
Одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке до настоящего времени являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-80-х годов XX века о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. В частности, по мнению Л.И. Спиридонова, механизм государства - это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» [6]. Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И. Матузов, В.И. Новоселов, В.Н. Хропонюк [7-8] и ряд других. В частности, М.И. Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма [9]. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении
В.И. Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество» [10]. Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.
Сторонники второго подхода - широкого -включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н. Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» [5. с. 160]. Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А. Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия [2, с. 83-84]. В.В. Лазарев и B.C. Афанасьев утверждают, что государственный механизм -это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и тому подобное) [И]. Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то, по нашему мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого вы-
деления их в определении и структуре механизма современного государства РФ.
В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие «узкую» и «широкую» концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Среди сторонников данной точки зрения следует назвать Э.П. Григониса, С.И. Игонькину, И.П. Антонова, В.В. Гибова и ряд других. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином «государственный аппарат», однако, лучше определяется суть этого явления... не в статике, а в движении» [12]. Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов «аппарат» как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления и «механизм» как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия «государственный аппарат» и «государственный механизм» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства
Э.П. Григонис определяет как «функционирование, действие органов государства», что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей [13].
Приведенный обзор и анализ различных подходов к решению проблемы определения понятия механизма государства РФ позволяют сделать некоторые выводы:
■ во-первых, единое понимание механизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано;
■ во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения:
1) механизм государства - это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);
2) механизм государства - это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений);
3) механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика.
Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института.
По нашему мнению, все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Мы соглашаемся с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах, а исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.
Сам термин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, его толкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии, с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а с другой -дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуре современного государственного механизма РФ важнейшими такими элементами являются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом ряда принципов, наиболее значимым структурообразующим из которых является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развития законодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Таким образом, структурно мы выделяем в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода предлагаем рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако, считаем важным подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, мы полагаем, что более точным было бы определять механизм государства не как «действие органов государства» [13], а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.
Как справедливо отмечают М.И. Абдулаев и С.А. Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано [2, с. 83]. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако государственный механизм - это не простое механическое соединение, суммирование его
отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.
Структура механизма государства - это его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его элементов, их соотношение между собой. Она указывает, из чего складывается государственный механизм, какова субординация его составных частей и т.п. Мы исходим из того, что по своей структуре механизм государства - это целостная общая система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся в динамике. Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе «целое, составленное из частей; соединение» и определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство [14]. На данных положениях базируется системный подход как направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности, выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой. С данным подходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке для выделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зрения их назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними, взаимовлияния (так как качественное изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом). Мы считаем необходимым на основе сочетания вышеуказанных методов использовать системно-функциональный подход к изучению структуры механизма государства РФ. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними. Сис-темно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:
1) определение места и роли в нем образующих его элементов - государственных органов — системный аспект;
2) исследование их назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия между собой - функциональный аспект.
При таком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующие государственные органы, а как совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамках целостной системы аппарата государства.
Государственные органы в целом формируют государственный аппарат, представляющий собой совокупность, систему государственных органов, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются задачи и реализуются функции государства. Это взятые в единстве все государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые в отдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом - обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всего государства, действуя при этом от имени государства. Механизм государства РФ внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти РФ, имеющей единый источник - народ. Любой государственный орган представляет собой единичное в рамках общего государственного механизма и, имея собственную природу и определенное назначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделения его в структуре механизма государства в целом.
С учетом важнейшего структурообразующего принципа организации государственного механизма РФ - принципа разделения властей — и федеративного устройства России, закрепленных в Конституции РФ, а также с использованием системно-функционального подхода можно выделить следующие основные частные элементы, в том числе и подсистемы государственных органов в структуре механизма современного Российского государства: Президент РФ; органы законодательной власти РФ (Федеральное Собрание РФ) и субъектов РФ; орга-
ны исполнительной власти РФ и субъектов РФ (общей и специальной компетенции); органы судебной власти и прокуратуры.
Таким образом, механизм современного Российского государства представляет собой совокупность государственных органов в динамике, в процессе функционирования и во взаимодействии между собой. С учетом системно-функционального подхода в структуре механизма государства РФ можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат. Исследование вопросов сущности, структуры, назначения, принципов организации и деятельности государственного механизма РФ, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеют важное значение для юридической науки и практики, так как способствуют повышению уровня эффективности функционирования механизма государства в целом и отдельных его составляющих.
1. Паришн А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб., 1907. С. 17.
2. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 83.
3. Искакова М. К. Механизм Советского общенародного государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1984. С. 10.
4. Григорян Л.Л. Теоретические и конституционные основы механизма Советского государства: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 7-8.
5. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М., 1998. С. 244-245.
6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 66.
7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малъко. Саратов, 1995. С. 79.
8. Хропонюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 100-101.
9. Байтин М.И. II Правоведение. 1996. № 3. С. 4.
10. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 302.
11. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 36.
12. Мурашин Г.А. Органы прокуратуры в механизме Советского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1972. С. 14.
13. Григонис Э.П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000. С. 16.
14. Философский энциклопедический словарь. М., 1999. С. 356.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА (КОМПОНЕНТНЫЙ, СТРУКТУРНЫЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ, ИНТЕГРАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ)
Г.С. Брыксина
Bryxina G.S. The legal regime of a State power body: issues of systemised approach (component, structural, functional and integrative aspects). The article contains a detailed analysis of the legal regime of a State power body and discusses different aspects of the systemised approach.
Методология научного познания явлений правовой действительности исходит из того, что все правовые категории состоят из множества систем. Юридические науки, отрасли права и правовые дисциплины занимаются изучением и исследованием основ функционирования как правовой системы в целом, так и составляющих ее подсистем (включая правовой режим) с точки зрения структуры, их целей, задач, субъектов и объ-
ектов воздействия, каналов прямых и обратных связей информационных процессов и иных характеристик [1-2].
Основным понятием, используемым в системном подходе, является понятие «система», которое, несмотря на всю важность этой категории, недостаточно разработано в социальных науках и теории государства и права в частности. По оценке многих исследователей (И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин,