Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к определению понятия «Безопасность» детей дошкольного возраста'

Теоретико-методологические подходы к определению понятия «Безопасность» детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Юлия Владимировна

В данной статье рассматриваются различные подходы исследователей к определению понятия безопасность как психолого-педагогической категории. Авторы считают, что формирование ценностных представлений о безопасности жизнедеятельности и безопасности личности в дошкольном детстве является судьбоносным для дальнейшей самореализации ребенка в жизни. В статье подчеркиваются основополагающие закономерности и подходы, способствующие активному приобщению детей к ценностям безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к определению понятия «Безопасность» детей дошкольного возраста»

УДК 373.2

Ефимова Юлия Владимировна

аспирант кафедры дошкольного образования педагогического института Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Julya0709@mail.ru Yulia V. Еfimova

graduate student of chair of preschool education

teacher training college of Northeast federal university of a name of M. K. Ammosov Julya0709@mail.ru

Теоретико-методологические подходы к определению понятия безопасность детей дошкольного возраста

Theoretical and methodological approaches to the definition of the safety of children of preschool age

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные подходы исследователей к определению понятия безопасность как психолого-педагогической категории. Авторы считают, что формирование ценностных представлений о безопасности жизнедеятельности и безопасности личности в дошкольном детстве является судьбоносным для дальнейшей самореализации ребенка в жизни. В статье подчеркиваются основополагающие закономерности и подходы, способствующие активному приобщению детей к ценностям безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасность личности, дошкольный возраст, дошкольные образовательные учреждения.

Abstract. This article discusses the different approaches to the definition of researchers security as psycho-pedagogical category. The authors believe that the formation of valuable ideas about life safety and security of the person in the preschool childhood is crucial for the further fulfillment in the life of a child. The article highlights the fundamental laws and approaches that promote active familiarizing children to the values of safety.

Keywords: security, life safety, security of the person , preschool age , preschool education.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. В дошкольном образовании указанная проблема является недостаточно изученной, решение ее находится на стыке экологии, культурологии, педагогики и психологии.

Безопасность становится очень актуальным современным понятием. Она рассматривается как на общегосударственном уровне, на уровне национальной безопасности, так и на уровне безопасности конкретного человека, конкретной личности. Безопасность стала столь актуальной проблемой в настоящее время в силу того, что за последние десятилетия в стране из-за идущих преобразований разрушены многие традиции, устои, ценности. Защищенность личности оказалась под угрозой, опасность любого рода стала подстерегать человека чуть ли ни на каждом шагу, в любом месте. Все это вызвало повышение агрессивности, тревожности, отчужденности людей друг от друга. Человек не

чувствует себя достаточно защищенным, но потребность в защите является одной из базовых потребностей личности [4, с. 5].

В настоящее время, как показывает анализ современных исследовательских подходов к изучению сущности понятия «безопасность», данная проблема активно изучается зарубежными и российскими учеными. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования ученых В.А. Сухомлинского, А. Маслоу, Т.Г. Хромцовой, Г. К. Зайцева, З. А. Клепинина, Н.Н. Авдеевой и др.

В.А. Сухомлинский придерживался идеи всестороннего развития личности, он исходил из положения о целостности личности, о единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального. Поставлены вопросы о таких ценностях, как доброта и милосердие, борьба добра и зла, совесть и способность к пониманию другого человека, а также о подготовке ребенка к жизни, неизбежности горя, страданий и т. д.

Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей человека. А. Мас-лоу в ходе многочисленных исследований пришел к выводу о том, что потребность в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. Потребность в безопасности и стабильности существования, уверенности в завтрашнем дне занимает вторую ступень в пятиступенчатой классификации потребностей личности А. Маслоу и является потенциально значимой для среднестатистического индивида [4, с. 23].

По мнению Т. Г. Хромцовой, в вопросе безопасности особую роль приобретает дошкольный возраст

Авторы, разрабатывая пособие основ безопасности жизни, выделяют одну из главных целей своей работы, которая заключается в том, чтобы научить ребенка обеспечивать личную безопасность и уметь оказывать помощь другим, различать доброе и недоброе. Ребенок должен знать, что можно сделать, чтобы обезопасить себя от недобрых людей и где можно получить помощь в экстренных ситуациях.

Известный педагог валеолог Г. К. Зайцев является одним из самых ярких авторов, касающихся проблемы безопасного поведения. Его работы наиболее понятны и интересны для дошкольников. Например, в пособии «Уроки Знайки» приводятся советы, как избежать стресса, как посмотреть на себя со стороны, как научиться держать себя в руках.

З. А. Клепинина знакомит детей с правилами безопасности и здоровья с помощью вопросов и задач. Они рассчитаны на самостоятельное выполнение, но имеют разной степени трудности. Главной целью автор считает коллективное обсуждение результатов, достигнутых детьми в ходе самостоятельного выполнения заданий.

Н.Н. Авдеева указывает, что важно не просто передать детям сумму знаний о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольником опыта безопасного поведения [1, с.45].

В теории Г. Салливана стремление к защищенности также связано с чувством безопасности. Главная цель, которую человек преследует в любых отношениях, - удовлетворить свои потребности, не утратив при этом чувства защищенности [3, с. 22].

А.В. Возженников понимает под безопасностью состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Общее определение безопасности дает в своей работе Ф.К. Мугулов. Он пишет, что «общее понятие безопасности можно определить как совокупность признаков, характеризующих стабильное состояние защищенности объекта от разного рода угроз и опасностей, действие которых может оказать негативное влияние на его структурную и функ-

циональную целостность вплоть до полного разрушения или неконтролируемой трансформации в другое объектное качество» [5, с. 173].

Этнопедагоги Республики Саха (Якутия) В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков,

A.А.Григорьева, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев отмечают необходимость народных традиций воспитания детей. Изучение традиционных средств физического воспитания, развития волевых качеств как выносливость, мужество, готовность к преодолению трудностей, способствует формированию гармонически развитой личности, способной преодолевать опасные ситуации.

Значительная роль в формировании здоровья на данном этапе принадлежит ДОУ. Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение детей к своему здоровью. В ходе совместной деятельности педагог обеспечивает приобщение дошкольников к культуре здоровья, культуре безопасности жизнедеятельности и на этой основе к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности персонального здоровья [2, с. 65].

На основе полученных данных мы составили характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности: это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. Суть обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у обучаемых основных понятий об опасностях, выработке у них умений прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях, эффективность которого должна рассматриваться не в краткосрочной, а в долговременной перспективе.

Важным условием развития ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи (А.А. Григорьева,

B.И. Сметанина и др.). В существующих программах по обучению основам безопасности жизнедеятельности не учтены региональные особенности чрезвычайных ситуаций в экстремальных условия Севера.

Опираясь на анализ литературных источников, можно утверждать, что безопасность в качестве научной категории по отношению к объекту трактуется как:

- определенное состояние объекта безопасности и его жизнедеятельности (актуальная или ситуативная безопасность);

- уровень защищенности интересов объекта безопасности;

- достаточность системы мер предотвращения и преодоления опасностей;

- качественная характеристика стабильности и устойчивого развития объекта безопасности, включая устойчивые личностные структуры.

Таким образом, под безопасностью жизнедеятельности ребенка мы понимаем область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Для того чтобы дети в детском саду были здоровы, необходимо научить их основам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем обстоятельствам, которые их ожи-

дают. И, конечно же, необходимо воспитывать потребность дошкольников в здоровом образе жизни, учить их правильно относиться к своему здоровью.

Литература

1. Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. /Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. /СПб. 2012. - 144 с.

2.Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. /Учебное пособие. / Ростов н/Д. 2001. - 318 c.

3. Зотова, О.Ю. Безопасность личности как социально-психологический феномен. /Монография. - Екатеринбург. 2011. - 594 с.

4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект. /Учебное пособие. - М. 2009. -386 с.

5. Мугулов, Ф.К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа. /Монография. - Сочи. 2003. - 243 с.

Literature

1. Avdeev, N.N., Knyazev, N.L., Sterkina, R.B. Security. /Tutorial on the basics of life safety preschool children. /St. Petersburg. 2012. - 144р.

2. Alekseenko, V.A. Fundamentals of safety. /Tutorial. /Rostov n/D. 2001. - 318 c.

3. Zotov, O. Y. Security of the person as a social and psychological phenomenon. /Monograph. - Yekaterinburg. 2011. - 594p.

4. Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A.Y. Safety educational environment of children 's institutions : psycho -pedagogical aspect. /Tutorial. - M. 2009. - 386p.

5. Mugulov, F.K. Security of the person : theoretical and applied aspects of sociological analysis . /Monograph . - Sochi. 2003. - 243 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.