УДК 316.62 © Е.В. Чернова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНОМУ АНАЛИЗУ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ АСОЦИАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ
Рассмотрены теоретико-методологические подходы к научному анализу процесса социализации асоциальных категорий населения (на примере молодежи с девиантным поведением). Дано обоснование применения комплексного подхода в изучении причин, детерминирующих асоциальные формы поведения.
Ключевые слова: социализация, методология, асоциальное поведение, социология личности, социология преступности, молодежь.
E.V. Chernova
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO SCIENTIFIC ANALYSIS OF THE PROCESS OF ASOCIAL GROUPS OF POPULATION SOCIALIZATION
In the article the theoretical and methodological approaches to scientific analysis of the process of asocial groups ofpopulation socialization (for example, youth with the deviant behavior)have been considered. The use of a complex approach to study the reasons, which determine asocial forms of behavior, has been substantiated.
Keywords: socialization, methodology, asocial behavior, sociology ofpersonality, sociology of crime, youth.
Социализация как предмет научного исследования представляет собой самостоятельную отрасль социологии, изучающую социальные процессы, возникающие в обществе, место и роль в них отдельных индивидов или групп людей. Одним из центральных и спорных вопросов в исследовании социализации является проблема соотношений биологических и социальных элементов социализации личности как в самой социологической науке, так и в других областях знаний.
Большинство современных ученых придерживается позиции, при которой проблема исследования процесса социализации сводится к определению равных соотношений социального и биологического фактора в поведении личности. В связи с этим представляются актуальными исследования в области социальной социологии, психологии, криминологии, чьи методы позволяют выявить природу и источники девиантного и деструктивного поведения.
Важно отметить, что в ходе проведения социологических и других исследований очень сложно как теоретически, так и эмпирически оценить состояние социализации на уровне отдельных индивидов и социальных групп. Это вызвано наличием ряда факторов: во-первых, как таковые критерии социализированности человека, количественные параметры, измеряющие этот процесс, отсутствуют. Процесс социализации глубоко индивидуален и протекает в течение всей жизни человека во взаимосвязи сложных факторов, детерминированных объективными и субъективными предпосылками, в зависимости от внутренних источников челове-
ка, внешней социальной среды и др. Во-вторых, трудно оценить эффективность социальных механизмов в обществе из-за широты его функционирования, наличия в нем многообразных институтов и каналов социализации и состояния, в котором они находятся. В-третьих, процесс социализации непрямолинеен и находится в состоянии постоянной динамики. В-четвертых, процесс интеграции индивида не является простой суммой процессов социализации отдельного индивида. Он имеет типичные для представителей той или иной социальной группы черты и другие социальные характеристики, которые слабо заметны или неуловимы на уровне личности.
Одним из первых отечественных исследователей теории социализации, социологии личности, как уже отмечалось в предыдущем разделе, признан известный психолог и социолог И.С. Кон. В ряде работ им дается толкование как самого понятия «социализация», так и теоретическое обоснование содержания, цели и институтов социализации, а также методология исследований отдельных ее механизмов. Его работы стали существенной предпосылкой для развития современного теоретического и прикладного исследования процесса социализации в форме разработок социологических теорий личности.
Одними из направлений, рассматривающих социализацию как предмет конкретных социологических исследований - социология личности и социология преступности, выступающая в качестве методологической базы для исследования процесса социализации индивида в обществе, в том числе ее отдельных представителей с
асоциальным, делинквентным (преступным) поведением.
Социология личности занимается изучением взаимодействия личности и общества, а также факторов, влияющих на процесс ее социализации, а также теоретической интерпретацией основных понятий. Понятие «личность» может рассматриваться с различных сторон. С одной стороны, это конкретный индивид (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. С точки зрения социологической науки для исследователя наиболее важен второй подход, который позволяет изучать человека как представителя определенного общества, класса, социальной группы и воплощающего в себе типичные для них социальные черты
В социологическом направлении личность в процессе социализации рассматривается как субъект социальных отношений. Основная цель социологического исследования социализации личности сводится к анализу условий и факторов, влияющих на данный процесс. Это представляется возможным посредством использования двух основных видов социологических исследований: эмпирическое и теоретическое. Проблема эмпирического исследования процессов социализации в современной социологической школе вызвана отсутствием специальных методик, определенных исследовательских процедур, способных измерить уровень и эффективность интериоризации социальных норм индивидом и конкретно - эффективность социализации. Но существуют различные методологические подходы, позволяющие исследовать процессы социализации на уровне каналов и агентов социализации.
Наряду с применением статистических методов существует ряд других методик, представляющих собой как теоретическое, так и прикладное направление социологической науки. К их числу, прежде всего, относят социометрический опрос, разработанный Дж. Морено [1, с. 56], который позволяет осуществлять анализ межличностных отношений в малых группах, выявляет уровень конфликтности в них. Создание социометрической эмпирической социоло-
гии явилось одним из наиболее значимых достижений социологии.
В ходе проведения социологического исследования процесса социализации асоциальных категорий населения представляется возможным использование следующих методов сбора информации: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и пр. Применение нескольких методов одновременно повышает эффективность и надежность проводимого социологического исследования.
Социология личности рассматривает взаимодействие общества и личности как диалектический процесс. Этот процесс исследуется в различных сферах и на разных уровнях социальной действительности; предполагается выявление каждого из определяющих его факторов, в том числе природных.
Социализация как предмет социологических исследований охватывает широкий спектр проблем взаимодействия личности и общества в конкретных сферах социальной действительности. Часто к нему относятся частносоциологические закономерности, выражающие:
- взаимосвязь и иерархию различных элементов социологической структуры личности;
- функционирование личности во всех сферах общественной жизни;
- реальные формы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими социальных ролей;
- направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения;
- формирование и развитие личности под воздействием различных социальных факторов.
Выделение структуры любого объекта, в том числе и личности, выступает необходимым условием его научного исследования. В соответствии с различными подходами к изучению человека различают органическую, психологическую и социологическую структуру личности в ходе установления социальных связей с окружающим миром.
Психологическая и социологическая структуры находятся в прямой взаимосвязи, причем важнейшей из них является социологическая, т.к. изначально человек обладает социальной сущностью. Современный социологический подход к изучению процесса социализации в среде молодежи рассматривает процесс формирования образования и становления данной социальной группы с учетом исторических условий и реальной социальной среды, в которых
происходит социализация. Основными понятиями, которыми оперирует ученый в ходе исследования процесса социализации личности, и то, на что он в первую очередь обращает внимание, когда научно обосновывает особенность адаптации в той или иной социальной группе, являются общество, социальное положение (позиция), социальная роль, мотив, установка, ориентация, социальный статус личности.
Социология преступности занимается изучением социальных аспектов девиантного поведения людей и представляет собой научную дисциплину, описывающую и объясняющую явление преступности при помощи социологических теорий и методов.
«Исследование социализации в данном аспекте в конце XIX - начале XX в. осуществлялись преимущественно в рамках различных научных дисциплин (наркологии, психиатрии, социологии, криминологии и т.д.). Формирование же социологии девиантного поведения (как одного из направлений теоретического изучения процесса социализации личности) началось в России сравнительно недавно (с конца 60-х гг.)»
[2, с. 587].
За этот период изучены и даны социологические объяснения существованию таких форм девиаций в обществе, как наркомания, проституция, самоубийства, алкоголизм, преступность. Отражение в специальной литературе феномена делинквентного поведения в нашем обществе выдвигает его в число острейших социальных проблем. А это, в свою очередь, играет очень важную роль для России в целом, т.к. состояние, уровень распространения, динамика изменения основных показателей социальных девиаций отражают современную социальную действительность.
Социология преступности рассматривает преступность как одну из разновидностей девиантности, позволяет изучать общие причины, генезис, закономерности всех его форм, возникающих в ходе социализации, взаимосвязи между преступностью и иными проявлениями девиантного поведения, а также находить общие механизмы социального контроля.
Социологический подход в изучении и объяснении преступности был последовательно проведен в работе русского исследователя Х.М. Чарыхова [3]. Тематика социологических исследований процесса социализации девиантной молодежи, их взаимосвязь с другими науками во многом определяется реальной криминальной ситуацией в мире и конкретно в России. Конец XX - начало XXI в. характеризуется высоким
уровнем и масштабностью распространения асоциальных форм поведения, особенно среди молодежи. Поэтому направления развития преступности, причины, а также последствия действия десоциализирующих факторов на молодое поколение определяют направление современной исследовательской мысли.
В современной социологической науке существуют проблемы эмпирического исследования процессов социализации, которые вызваны недостаточностью специальных методик, определенных исследовательских процедур, способных измерить уровень восприятия социальных норм отдельными индивидами. Следовательно, целесообразно использовать различные методологические и методические приемы, подходы, позволяющие исследовать процессы социализации на уровне каналов и агентов социализации, на уровне когортно-поколенческих и других исследований. Во многом это возможно благодаря применению системного, организационного и структурно-функционального подхода к исследованию проблем социализации делинквентной личности в трансформирующемся обществе.
В основу исследования социализации личности должны входить различные показатели: социально-демографические (пол, возраст, национальность и т.д.); социально-экономические (образование, уровень доходов и др.); социальнопсихологические; социально-педагогические, социально-медицинские и др. [4, с. 58]. Все они имеют важный социальный эквивалент, т.к. индивид в процессе социализации выполняет самые различные функции.
В зависимости от цели исследования необходимо проводить качественный и количественный анализ отдельных видов девиаций, их влияние друг на друга, который возможен благодаря использованию факторов их состояний и динамики. Социологический анализ процесса социализации асоциальных категорий населения также направлен на изучение «условий нравственного формирования личности, что помогает установить источники дефектов внутренней сферы лиц, совершающих правонарушения» [5, с. 119].
В социологической науке изучение социализации личности имеет более высокий уровень обобщения, чем в психологии. Для социологов личность является представителем определенного класса или социальной группы. С точки зрения психологической науки это есть объект и субъект общения как член определенной малой группы.
Рассматривая личность в качестве социального субъекта, деятеля, мы подчеркиваем то, как
социальные условия влияют на формирование интересов индивида в процессе адаптации к окружающему миру. Учет данного фактора дает нам возможность подробно изучать социальные условия, которые, по нашему мнению, формируют асоциальное поведение личности в обществе, в частности среди подростков и молодежи.
Методологией исследования в данном случае выступает принцип организации исследовательской работы, в основе которого лежат позиции исследователя, а также выбор конкретных направлений предмета исследования [6, с. 434]. Выбранные методологические приемы влияют на результаты исследования на разных его этапах, на разработку конкретных технических приемов.
Анализ исследований процесса социализации молодежи с асоциальными формами поведения позволяет сделать заключение о существовании некоторых подходов. Первый и очень распространенный подход к определению состояния социализации современной молодежи как кризисной заключается в том, что кризисная среда, в которой происходит становление молодого поколения, способствует кризисной социализации. Данная точка зрения выражена в ряде официальных документов, в том числе и в средствах массовой информации. Кризис социализации, по мнению исследователей, связан в целом с кризисом российского общества.
Социологи, психологи и педагоги указывают на то, что существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при анализе социальных проблем молодежи, возникающих в процессе приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Следовательно, правомерен и тот факт, что исследователь в ходе научного познания сталкивается с различными методологическими трудностями, одна из которых сводится к выделению из числа наиболее общих социальных факторов, влияющих на развитие девиантной личности, доминирующего, способствующего формированию делинквентности в поведении молодых людей еще в раннем подростковом возрасте.
Для этой цели современная наука располагает различными подходами и направлениями эмпирических исследований, позволяющих не только выявить особенности социализации молодежи в современном обществе, но и определить взаимосвязь и взаимообусловленность социальных факторов, способствующих формированию преступного поведения личности. Иными словами, речь идет об изучении сущности того или иного явления или процесса, т.е. установле-
ние главного, основного, определяющего. В нашем случае - это социализация девиантной молодежи и социальная природа преступности в молодежной среде. С этим обстоятельством тесно связано и объяснение ее причин.
Целесообразно выделить три уровня изучения преступного поведения в молодежной среде. На нижнем уровне - индивидуальный поступок, мы изучаем механизм отдельного правонарушения, личность правонарушителя, мотивы его преступной деятельности. На более высоком уровне - философском и социологическом - исследуем состояние, структуру и тенденции молодежной преступности в целом, ее причины, а также отдельные виды преступлений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сочетание социологических методов в ходе исследования процесса социализации индивидов способствует выявлению реальных причин и условий, которые порождают девиации в поведении молодежи и влияют на уровень молодежной преступности в обществе. Получаемые с их помощью выводы большей частью могут быть проверены на практике при условии, что наравне с ними будут применяться другие методологические подходы, которые основываются на выявлении: потребностей и ценностных ориентаций, способов профессионального самоопределения, особенностей социальной адаптации и мотивации трудовой деятельности, мотивации их преступной деятельности.
Помимо этого представляется возможным применение методов исследования, которые включают в себя: социологический опрос специально отобранных групп, в поведении которых присутствуют признаки девиаций, сравнение социально-демографических характеристик индивидов с девиантным поведением и показателей других категорий населения; выяснение механизма девиантного поведения индивидов (социальные, психологические, физиологические факторы и условия). Немаловажной выступает и необходимость получения объективной информации о потребностях, настроениях, мотивах совершения тех или иных правонарушений, ценностных ориентациях, намерениях молодежи с девиантным поведением.
Данные методы удобны тем, что они позволяют получать достоверную информацию об исследуемых индивидах, устанавливают функциональные и причинные связи между различными факторами, детерминирующими девиантное поведение в молодежной среде. Выявление путем социологического исследования особенностей социализации молодежи с девиантным
поведением представляется исключительно важным, поскольку это напрямую связано с формированием мероприятий по социальной профилактике девиаций в их среде [7].
Литература
1. Морено Дж. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. - М., 1958. - С. 56.
2. Гилинский Я. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / ред. В. Ядов. - М., 1998. 2-е изд.- С. 587.
3. Чарыхов В.М. Учение о факторах преступности (Социологическая школа в науке уголовного права). - М., 1910.
4. Корякина Е.В. Социализация молодежи с девиантным поведением / науч. ред. П.А. Чукреев.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010, С. 38.
5. Беляев Н.А. Криминология / под ред. В.В. Орехова. - СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1992. -С. 119.
6. Социология молодежи / под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - С. 434.
7. Чернова Е.В. Социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы: теоретико-методологические подходы к организации и содержанию деятельности специалистов по социальной работе // Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып.5. Психология, социальная работа. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - 281 с., С. 225-231.
Чернова Екатерина Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected], [email protected]
Chernova Ekaterina Victorovna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of the theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected], [email protected]
УДК 347.157 © Е.Б. Базарова
К ВОПРОСУ О ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Освещаются различные точки зрения на сущность ювенальной юстиции. Более подробно рассматривает опыт внедрения ювенальных технологий с позиции комплексного подхода на примере Республики Бурятия.
Ключевые слова: ювенальная юстиция, несовершеннолетний.
E.B. Bazarova
TO THE ISSUE OF JUVENILE JUSTICE
In the article the author considers various points of view on the essence ofjuvenile justice. He considers more thoroughly on the example of the Republic of Buryatia the experience of introduction the juvenile technologies sharing a complex approach.
Keywords: juvenile justice, a minor.
Конец XX в. ознаменован появлением Конвенции о правах ребенка. Потребность ее появления объясняется озабоченностью мирового сообщества своим будущим. В преамбуле Конвенции указано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую охрану, как до, так и после рождения». Человечество признало, что ребенок приобретает права, только ему принадлежащие.
В Конституции РФ 1993 г. в п. 1 ст. 38 указано, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Государственная политика РСФСР с самого начала образования была направлена на спасение жизни детей - главную цель охраны детства. Перед Россией встала другая задача - вовлечение женщин в производство. Поэтому необходимо было расширять сеть детских учреждений.
Политические репрессии не способствовали охране детства. В обществе стала насаждаться
идея о гибели семьи и передаче детей государству. За детьми осужденных, размещенными в детских домах и яслях, осуществлялось наблюдение НКВД с целью выявления политических настроений воспитанников. Многие лишились детства в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В послевоенные годы, когда миллионы мужчин не вернулись с войны, вновь появилась нужда в женщинах-работницах.
Такова в историческом плане охрана детства в России XX в., которая диктовалась целями такой охраны. Сначала это было спасение жизни ребенка, потом его устройство для высвобождения рабочих рук женщины-матери. В конце прошлого столетия, когда возникла проблема признания несовершеннолетнего самостоятельным субъектом, появились термины «охрана детства», «права ребенка». При этом они рассматриваются в литературе и на практике как тождественные.