Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы исследования национального самосознания'

Теоретико-методологические подходы исследования национального самосознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
555
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ФЕНОМЕН САМОСОЗНАНИЯ / НАЦИЯ / ЭТНОС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФЕНОМЕН / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / NATIONAL IDENTITY / PHENOMENON OF IDENTITY / NATION / ETHNOS / GLOBALIZATION / PHENOMENON / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александров Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена проблеме определения национального самосознания как социального феномена. Акцентируется внимание на том, что глобализация, оказавшая влияние на все стороны общественной жизни, породила потребность в новом понимании места и роли этнического в полиэтническом мире, когда основные параметры бытия человека и общества, среди которых национальное самосознание занимает одно из ведущих мест, претерпевают радикальные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF NATIONAL IDENTITY

The article considers national identity as a social phenomenon. It is emphasized that the globalization has influenced all the social spheres and has determined the need for the new understanding of the place and role of the ethnic in the multiethnic world, where the main parameters of the human and social being, among which the national identity takes a leading position, go through sweeping changes.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы исследования национального самосознания»

УДК 130.12

Александров Дмитрий Сергеевич

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Волжского института экономики, педагогики и права dom-hors@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Aleksandrov Dmitry Sergeyevich

Senior lecturer of the Civil Law Disciplines Department, Volga Institute of Economics, Education Science and Law dom-hors@mail.ru

THEORETIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF NATIONAL IDENTITY

Аннотация:

Статья посвящена проблеме определения национального самосознания как социального феномена. Акцентируется внимание на том, что глобализация, оказавшая влияние на все стороны общественной жизни, породила потребность в новом понимании места и роли этнического в полиэтническом мире, когда основные параметры бытия человека и общества, среди которых национальное самосознание занимает одно из ведущих мест, претерпевают радикальные изменения.

Ключевые слова:

национальное самосознание, феномен самосознания, нация, этнос, глобализация, феномен, этническое самосознание.

Summary:

The article considers national identity as a social phenomenon. It is emphasized that the globalization has influenced all the social spheres and has determined the need for the new understanding of the place and role of the ethnic in the multiethnic world, where the main parameters of the human and social being, among which the national identity takes a leading position, go through sweeping changes.

Keywords:

national identity, phenomenon of identity, nation, ethnos, globalization, phenomenon, ethnic identity.

Общий характер и направленность социального процесса, когда основные параметры бытия человека и общества, среди которых национальное самосознание занимает одно из ведущих мест, претерпевают радикальные изменения. «Великий переход из одной сферы социальной жизнедеятельности к другой сопровождается трансформацией одних социальных реальностей в другие. Реальность конца XX - начала XXI в. указывает на то, что впереди нас ожидает дальнейший рост разнообразия социальных структур, политических устремлений, культурных разногласий, путей и темпов развития. Парадигма постмодернизма и глобализации признала многообразие мира, реального плюрализма жизненных форм и предложила практически использовать это разнообразие для обобщения совокупного опыта совместного бытия людей. При этом отчетливо прослеживается стремление рассматривать проблемы человека, общества и природы в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости» [1, с. 59].

Глобализация, оказавшая влияние на все стороны общественной жизни, породила потребность в новом понимании места и роли этнического в полиэтническом мире, что способствовало возрождению национального самосознания, с одной стороны, но и породило массу проблем с другой. Они, будучи представлены сами себе, способны поднимать межэтнические противоречия и межнациональные конфликты, что создает реальные угрозы социальной безопасности и становится причиной деструктивных процессов, избежание которых - главная задача управления и самоорганизации современных обществ.

Под воздействием процессов глобализации перестали работать хорошо зарекомендовавшие себя прежде рецепты государственного и социального управления в сфере межнациональных отношений. Новейшие тенденции в сфере социального развития, так же как социальная рационализация, переход к сетевым сообществам, индивидуализация, детерминируют изменения в механизмах формирования национального самосознания, вызывая потребность в социально-философской рефлексии. Необходимо изучить контекстуальные эффекты, порождаемые глобальной политикой, постиндустриальной экономикой, постмодернистской культурой и международным правом в процессе интеграции национального самосознания в индивидуальное, коллективное и массовое сознание. Во многом рост интереса к данной теме является ответом на риски, порожденные глобализацией и информационно-телекоммуникационной революцией. О ее значимости можно судить по тому, как интерес к ней, как подчеркивал Э. Бауман, «может сказать больше о нынешнем состоянии человеческого общества, чем известные кон-

цептуальные и аналитические результаты его осмысления», ибо вне этноса нет ни одного человека на Земле [2, с. 176-177].

Национальное самосознание как форма общественного сознания присуще особой социальной коллективности, которая формировалась на протяжении длительного исторического периода. Эта коллективность есть высший уровень такого субстратного основания как этнос и именуется нацией. Для заявленной темы имеет особую значимость то обстоятельство, что этнос и нация являют собой два субъекта деятельности, связанных друг с другом по многим социальным параметрам. Нация может формироваться только на этнической основе, синтезируя этнические условия, факторы и механизмы их взаимодействия, что, несомненно, обеспечивает эксклюзивность этнического компонента национального сознания.

Национальное самосознание - сложное системное образование, имеющее собственную логику развития, выраженную в противоречивом взаимодействии и взаимовлиянии его компонентов различной степени выраженности, и находящееся в непосредственной зависимости от характера и состояния социальных процессов. Контроверзность национального самосознания проявляется, в первую очередь, в наличии в нем национальной стихии, которая является следствием не только и не столько внешних факторов, сколько внутренних, длительное время копившихся и в какой-то момент обнаруживших себя. Взгляд на природу «темных сторон» национального самосознания позволяет понять, что преодолеть их возможно опять же не столько силой внешнего воздействия (роль и влияние которого трудно переоценить), сколько позитивной творческой энергией самого национального самосознания.

Национальное самосознание не является самостоятельно существующей, саморазвиваю-щейся идеальной структурой. Исходя из феноменологического принципа рассмотрения феномена самосознания, национальное самосознание можно представить как форму «для-себя-бытия» коллективной исторической личности (нации), как объективацию ее рефлектированного - в себя «прошедшего бытия», субъективно-идеальную форму возобновления традиции.

Поскольку национальное самосознание по своей природе иллюзорно и утопично, оно представляет собой не только идеализацию «абсолютного прошлого» нации, но и способ проектирования желаемого будущего. В этом смысле оно проективно, футурологично, профэтично и как таковое несет в себе, как правило, ту или иную мессианскую идею. Последняя укоренена в «коллективном бессознательном», но может быть возведена интеллектуалами-идеологами в ранг национально-государственной идеи, отражающей двуединство традиции (мифологизированного прошлого) и актуального исторического творчества, осуществляемого национальной элитой.

Национальное самосознание возникает на базе «этнической психологии», поскольку является продуктом духовного творчества национальной элиты, которая не только формулирует смысл «прошедшего бытия» исторической общности, «бытия-в-мифе», но и осуществляет проектирование социального будущего нации, то есть проводит определенную политическую волю.

Национальное самосознание, с нашей точки зрения, является результатом валюнтари-стического синтеза коллективных представлений организованной в государство этнической массы, модификацией политической воли правящего слоя. Именно поэтому оно, наряду с элементами знания, отражающего фактичность наличного «бытия-в-мире» конкретной человеческой общности, несет в себе « энергию заблуждения», ту или иную мобилизующую иллюзию, «мессианскую идею» и т.п. Национальное самосознание конструируется интеллектуалами из материала «коллективного бессознательного», «этнической психологии» в соответствии с фундаментальными интересами правящего, «государствообразующего» слоя нации - ее политической элиты. Оно противоречиво, динамично, обеспечивает, с одной стороны, возобновление традиции, с другой - «забегание вперед» - прорыв в будущее.

Поскольку национальное самосознание, как уже было сказано, имеет иллюзорноутопическую основу, проявляющуюся в функциях идеализации «абсолютного прошлого» нации и проектирования желаемого будущего, постольку оно во временном отношении - не отражение наличного бытия общности, а средоточие ее исторической памяти и вместе с тем средство предвосхищения будущего, то есть способ коллективного существования в модуле исторической судьбы. Говоря словами Э. Гуссерля: «Воспринимающее сознание - это не пустой ящик, в котором объект восприятия появляется незвано и в готовом виде. Скорее, объект восприятия внутренне конституируется чрезмерно утонченной смыслопридающей структурой восприятия» [3, с. 319].

Национальное самосознание - это совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национальноэтнической общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Включает рациональные (собственно осознание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей степени, эмоциональные (подчас неосознаваемое сопереживание

своего единства с другими представителями национально-этнической группы) компоненты. В свое время, рассуждая о русском самосознании и сравнивая его с народническим (этническим), Н. Бердяев уточнял, что: «Национальное сознание есть сознание качественное, а не количественное. Народническое же сознание было, в конце концов, преклонением перед количеством, перед простой массой; оно покоится на вере в имманентную правду массового коллектива, правду бессознательной простоты» [4, с. 264].

Национальное самосознание - ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социальнополитической жизни. В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, выражающим, прежде всего, степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами - членами национальной общности.

Развитие национального самосознания отличается не прямолинейным, а, скорее, волнообразным, синусоидальным характером. Его подъемы и спады определяются как уже названными факторами, так и форматом национально-этнической группы. Известно, что чем меньше общность, тем более обостренно переживаются в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. И наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данными проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как правило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национального самосознания. Связанные с ним вопросы давно решены на соответствующей государственно-политической основе. Поэтому для их понимания естественной является озабоченность более широким кругом наднациональных или интернациональных проблем.

Развитие национального самосознания в политическом плане может играть двоякую роль. С одной стороны, это может быть прогрессивный процесс, ведущий к качественно новому уровню развития национально-этнической общности. Однако такое позитивное развитие возможно лишь при условии того, что национальное самосознание не пойдет по пути собственной абсолютизации и не станет особого рода сверхценностью, не закроет для представителей общности иных возможностей развития сознания, не ограничит его осознанием национально-этнической идентичности. В противном случае, с другой стороны, развитие национального самосознания может обернуться своей противоположностью - редукцией ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка, например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановых, феодальноплеменных, националистических или расистских идейно-политических взглядов.

В национальном сознании, как и в общественном, достаточно четко различаются обыденный и теоретический уровни (по степени отражения реальности), национальная психология и национальная идеология (по способу отражения) и специфически преломленные в рамках национального миросозерцания и мировосприятия основные формы сознания (по предмету отражения). Сознание нации включено (и содержательно, и структурно) в ее непосредственное бытие, в жизнедеятельность людей, в поведение этнических индивидов, проявляя себя в различных культурно-психологических феноменах, имманентных этносоциальному коллективу как в исторически конкретный период, так и продуцирующих себя в межпоколенные связи. Будучи выражением духовного мира определенного социально-этнического субъекта, национальное сознание связано с производством, распространением, обменом и потреблением идей, взглядов, чувств, эмоций, традиций и обычаев, нравственных ценностей и так далее, то есть всего спектра тех явлений, которые составляют духовную сферу жизнедеятельности конкретного этносоциального объединения людей.

По уровню отражения бытия национальное сознание, как и общественное в целом, выступает не только в виде различных теоретико-познавательных, идеологических конструкциях (формах), но и в эмоциях, настроениях, социальных инстинктах, чертах характера, образцах поведения, иллюзиях, потребностях. Совокупность этих явлений (особенно на психологическом уровне) не получила своего однозначного определения: к наиболее общеупотребительным относятся понятия «психический склад нации», «национальный характер», «национальные особенности психологии», «национальная (этническая) психология». Несмотря на многочисленные и длительные попытки дать научную дефиницию национальной, этнической психологии, до настоящего времени их удовлетворительного определения нет.

Идея возрождения национального самосознания позволяет человеку, с одной стороны, осознать и сохранить свой национальный суверенитет, формируя в его сознании эстетические

и нравственные ценности, делая его духовно богатым, с другой - влияет на установление стабильных взаимовыгодных отношений с другими народами, национальными группами.

Под термином «национальное самосознание» мы понимаем осознание себя принадлежащим к той или иной национальной группе со своими культурными, семейно-бытовыми и общественными отношениями. Национальное самосознание, как таковое, не зависит от территориального проживания того или иного человека. Национальному самосознанию присуще чувство патриотизма, любви к родине. Следует отметить, что национальное самосознание неразрывно связано с национальной культурой, где культура представлена как система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодах, как общее для людей, связанных одним определенным образом жизни, традиций.

Процесс возрождения национального самосознания сегодня невозможен без глубокого знания традиций прошлого, наиболее полно сохранившихся в обрядах, где обряд занимает, по мнению Ю.В. Бромлея «...особое незаменимое место в человеческой жизни при социальном устройстве» [5, с. 145]. Идея возрождения не предполагает прямого копирования традиций. С развитием общества в народном мировоззрении магическая функция обряда постепенно ослабевала и затем утрачивалась. Теперь эта некая форма, которая хоть и сохранила претензии на возможное символическое содержание, но все же она лишь фиксирует изменения социального статуса человека.

Национальное самосознание формируется длительным ходом развития общественных отношений. На этот процесс оказывают большое влияние социально-экономические и культурные своеобразия, этнодемографические и этнопсихологические факторы. Рассматривая национальное самосознание и национальную психологию, которые между собой взаимосвязаны, нельзя не отметить, что к этническим особенностям относится, прежде всего, традиционнобытовая культура, многообразие которой проявляется в культурно-бытовых обычаях как элементах этнического самоопределения. В сфере повседневного поведения этнические особенности с их разительным своеобразием весьма наглядно прослеживаются в сфере такого компонента материальной культуры, как пища, одежда, в личных взаимоотношениях родственников и людей друг с другом, в этике поведения в семье и обращении со старейшими и так далее.

Раскрытие основных закономерностей развития и формирования национального самосознания - процесс сложный, и как социальное явление глубоко не исследовано. Показ взаимосвязи и взаимообусловленности этносоциальных проблем с духовно-культурным процессом и их непосредственное влияние на развитие национального самосознания имеет большое значение в решении межнациональных проблем.

Ссылки:

1. Лукьянов Г.И. Концептуальное обоснование риска в контексте социальной реальности // Философия и культура.

2011. № 11 (47).

2. Бауман Э. Индивидуализированное общество. М., 2002.

3. Husserl E. Logical Inventions. Vol. l / J.N. Findlay, transl. London; N.Y., 2001.

4. Бердяев Н. Народническое и национальное сознание // Судьба России. М., 2007.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.