Научная статья на тему 'Формирование национального самосознания личности необходимое условие функционирования российского этнически диверсифицированного общества'

Формирование национального самосознания личности необходимое условие функционирования российского этнически диверсифицированного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3249
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / NATIONAL CONSCIOUSNESS / ETHNIC CULTURE / ETHNIC RELATIONS / ETHNIC DIVERSIFICATION OF SOCIETY / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Батарчук Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается проблема национального самосознания в условиях многонациональной России. Национальное самосознание выступает как этнокультурное личностное образование и условие развития гражданского общества способного к межэтническому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality's National Consciousness Forming as a Necessary Condition for the Russian Ethnically Diversified Society Functioning

The article considers the problem of national consciousness in a multinational Russia. National consciousness acts as a personal ethnocultural education and a condition of civil society development, which is capable of interethnic interaction.

Текст научной работы на тему «Формирование национального самосознания личности необходимое условие функционирования российского этнически диверсифицированного общества»

УДК 159.9 : 316.89 ББК 88.52

Батарчук Дмитрий Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Batarchuk Dmitry Sergeevich Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Astrakhan

Формирование национального самосознания личности -необходимое условие функционирования российского этнически диверсифицированного общества

Personality's National Consciousness Forming as a Necessary Condition for the Russian Ethnically Diversified Society Functioning

В статье рассматривается проблема национального самосознания в условиях многонациональной России. Национальное самосознание выступает как этнокультурное личностное образование и условие развития гражданского общества способного к межэтническому взаимодействию.

The article considers the problem of national consciousness in a multinational Russia. National consciousness acts as a personal ethnocultural education and a condition of civil society development, which is capable of interethnic interaction.

Ключевые слова: национальное самосознание, этническая культура, межэтнические отношения, этническая диверсификация общества, идентификация.

Key words: national consciousness, ethnic culture, ethnic relations, ethnic diversification of society, identification.

В современном российском этнически диверсифицированном обществе все

большее значение приобретает проблема формирования национального самосознания как необходимое условие развития гражданственности личности и готовности к межэтническому взаимодействию.

Специфика национального самосознания заключается в том, что оно опирается на знание и понимание национальной культуры. Личностное восприятие национальной культуры - субъективный процесс. Он представляет собой самостоятельное, оригинальное освоение, отражающее индивидуальные особенности эстетического, нравственного восприятия. Развитие национального самосознания связано с усвоением родного языка, органической связью процесса

групповой и индивидуальной самоидентификации. С одной стороны, представление о национальном богатстве своего народа и отдельных его представителях определяет полноту представления о себе самом, а с другой, - чем полнее представление о самом себе, тем богаче представление о своем этносе. Поэтому идентификация самого себя как носителя культуры своего народа является обязательным условием становления национального самосознания личности. Национальное самосознание предполагает развитие эмоциональных отношений личности к культуре своего народа, его быту и истории [9,10].

Особенностью развития национального самосознания является и влияние на этот процесс инокультурного воздействия. При определенных социально-психологических условиях инокультура может не только благоприятно воздействовать на развитие личности, но и стимулировать те или иные компоненты национального самосознания.

Формирование национального самосознания наиболее эффективно происходит на интегрированных курсах, где изучается все многообразие национальной культуры, подчеркивается ее неповторимая значимость для мировой культуры. Набирающий силу прогресс демократизации нашего общества сделал характерной чертой нашего времени повсеместный рост национального самосознания, возрождение коренной культуры народа.

Национальное своеобразие, национальные особенности восприятия мира находят яркое отражение в культуре этносов.

Как полагает А.Г. Агаев, «... культура представляет из себя не только ценности, созданные народом, но и его творческую деятельность по их производству, распределению и освоению. Бытие культуры, поэтому находится в разнообразии форм, темпов, масштабов, состояний и результатов этой деятельности. Национальная культура охватывает все предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании» [1, с. 12-38].

Национальная культура в силу своей сути и целостной природы обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное - нацио-

нальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание. Этнокультура и национальное самосознание тесно связаны между собой.

Национальное самосознание как определенная совокупность идей и ценностных установок носит конкретно-исторический характер. Поэтому нет национального самосознания вне и помимо принадлежности людей к «своей нации». Национальное самосознание в качестве неотъемлемого элемента своего содержания должно иметь общечеловеческие черты и ценности, общенациональные интересы, в противном случае гипертрофированность, обращенность национального самосознания только на особенное в жизни нации может привести к национализму.

Национально-психологическая общность народа складывается под воздействием многих факторов, к основным из которых относятся: географические и природно-климатические условия; специфика национального бытия и характер материальной и духовной деятельности; особенности социально-политической истории народа.

Процесс формирования национального самосознания довольно длительный, сложный и противоречивый.

К.Н. Хабибулин, отмечая трудность и противоречивость национально-этнического развития народов и межнациональных отношений, обратил внимание на сложность формирования национального самосознания, что мы вправе судить лишь в той мере, в какой преобразовались национальные отношения в ходе социального строительства. Историческое исчезновение национальных различий привело к устранению национальных отношений, как лишенных основания (обновление межнациональных отношений и перестройка).

Одна из главных причин того, что национальное самосознание не утвердилось в социалистической теории, в том числе и в теории наций, обусловлена историческими условиями.

Во-первых, установление тоталитарной системы и утверждение идеологии культа личности позволяло держать целые народы в страхе и покорности. Ад-

министративно-командная система подавляла всякое проявление индивидуального мышления, которое шло вразрез с официальной идеологией. У большинства людей нашей страны было запрограммированное, идеологизированное сознание, которое долгие годы формировалось в условиях тоталитаризма, насильственных методов проведения коллективизации, репрессий и т.д. Все это послужило причиной деградации национального самосознания.

Во-вторых, в духовной культуре любого этноса, в том числе и русского народа, господствовало лжеискусство и мифотворчество. Оно было заказным и утверждало идеи господствующей идеологии тоталитаризма. Эти факторы по-своему влияли на уродливое восприятие действительности [11, с. 304]. Антиреалистическое по своей сути искусство, не учитывающее ни общечеловеческих, ни национальных, ни природных особенностей жизни народов, притупляло национальное самосознание и приводило к ложному отражению в этносоз-нании реальной действительности. Политическая и общественная жизнь всех народов, находилась под строгим контролем официальной идеологии, которой подчинялось все общество. Это отрицательно отражалось и на этносоциальных проблемах, и на национальном самосознании.

В.Ж. Колле справедливо писал, что понятие «национальная психология», «национальная культура», «национальное самосознание», их соотношения - все эти дефиниции и категории не оказались в центре внимания ученых, а теоретические дискуссии никакого отношения к реальным проблемам не имели. Командно-идеологическая система уводила отечественную науку в сторону от этих научных категорий. Теория лишь прикрывала независимую от нее реальную практику [6, с. 40].

Многие исследователи считали, что национальное самосознание не является признаком нации.

Начиная с 60-х гг. по этому вопросу между философами и этнографами шел спор, благодаря которому понятия «национальное самосознание» и «этно-сознание» стали вводиться в научную философскую и этнографическую лите-

ратуру. Национальное самосознание как признак нации получает поддержку в научных кругах [8].

Несмотря на то, что понятие «национальное самосознание» прочно вошло в науку, многие годы комплекс национальных проблем не имел объективного конструктивно-критического осмысления. Причина этого в том, что долгое время не учитывались объективные закономерности развития межнациональных отношений, развитие самосознания того или иного этноса, национального самосознания отдельной личности; а также в том, что в период построения так называемого развитого социализма политика принятия за действительные привела в итоге к полному пренебрежению необходимости глубокого изучения реально существующих национальных проблем, на которые либо закрывались глаза, либо они объявлялись уже решенными. Между тем, они были связаны с нежелательными демографическими процессами и всеми их негативными последствиями, с некомпетентным в ряде случаев руководством национальными отношениями, ориентацией национальной культуры, самосознания. Более того, национальные по форме упущения и прямые ошибки становились конкретным проявлением отклонений от подлинного развития.

Методологическая несостоятельность исследования основных закономерностей формирования национального самосознания, связанных с ним аспектов этнокультуры и их значимости в межнациональных отношениях в конце 80-х стала очевидной.

Национальный вопрос и этнокультурные проблемы к концу 90-х гг. достигли наибольшей остроты: почти во всех бывших национальных республиках начались национальные конфликты на основе политических, территориальных и этносоциальных недовольств. Уровень национального самосознания необходимо рассматривать в качестве переменной изменчивости [5].

После распада СССР многие лидеры национально-общественных движений выдвинули идею национальной независимости и государственного суверенитета. Эта идея в первоначальном виде стала ведущим элементом национального самосознания и одним из определяющих факторов общественно-

политической жизни в бывших союзных и автономных республиках [7, с. 5658].

Многонациональность - это богатство страны, поскольку каждый народ со своей оригинальной культурой обогащает историю человечества и его духовную культуру. Мирное сосуществование - высшее благо и ценность человеческого бытия, основа сохранения мира и развития творческого, духовного потенциала и этнической культуры каждого народа.

А.В. Авксентьев и В.А. Авксентьев отмечают: «Национальные особенности жизни, национального сознания и самосознания стали играть в жизни современного человека более важную роль, чем это было 10-15 лет назад. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, формирование национального сознания и самосознания происходит у современного человека зачастую на основе неадекватных источников: случайных источников, рассказов родителей и друзей, в последнее время из СМИ, которые в свою очередь тенденциозно и некомпетентно трактуют национальные проблемы» [2, с. 200].

В последние годы исследователи межнациональных отношений, этнической специфики общения стали исходить из принципов внимательного отношения к этническим аспектов в рассмотрении процессов формирования национального самосознания.

Ученые стали исследовать и выяснять роль этнокультурных факторов самосознания. В 90-е годы почти на исходе XX в. в научной литературе по культурологии стали уделять должное внимание роли стереотипов в межкультурном общении, особенностям этнических процессов в развитии национального самосознания. Начинает развиваться отечественная этнопсихология, возрождается этнопедагогика.

К этническим особенностям относится, прежде всего, традиционно-бытовая культура, многообразие которой проявляется в культурно-бытовых обычаях как элементах этнического самоопределения.

Основанием для формирования национального самосознания являются социальные условия и этнокультурная среда.

Даже самый малочисленный народ обогащает духовную культуру человечества. Справедливым, по нашему мнению, является утверждение Т.Д. Григорьевой, что «. народы обязаны беречь свое национальное достоинство, ибо только в этом случае они могут внести в общую сокровищницу народов что-то свое, неповторимое, без чего невозможно мировое единство... Тот, кто забывает об этом, не только ущемляет национальные чувства другого народа, но и наносит ущерб самому себе, ибо отказывается от того, что принадлежит всем» [4, с. 19].

Этнокультурные связи являются одним из факторов и средств формирования национального самосознания. Защитная функция национального самосознания всегда чутко реагирует на все этносоциальные и этнокультурные процессы, связанные с проблемами экономики, материальной жизни, с духовно-нравственными проблемами. Национальное чувство как и всякое социальное чувство, испытывает определенное внутреннее состояние, определяющее ответную реакцию, эмоции на воздействие социального побудителя.

Роль традиций заключается в следующем. «Традиция как социальная форма выражения общего закона преемственности обладает устойчивостью, которая позволяет аккумулировать культурный опыт, осуществлять его передачу, а динамичность способствует их обогащению. Формируясь на протяжении веков, традиция вбирает в себя весь накопленный исторический опыт, всю мудрость народа, становясь неотъемлемым элементом его духовной культуры. Она является связующей нитью между прошлым и настоящим, представляет собой ту духовную силу, без сохранения которой невозможна национальная общность» [4].

Таким образом, в условиях обновления всей сферы общественной жизни этнические факторы качественных изменений в национальном самосознании занимают важное место.

Формирование национального самосознания средствами гуманитаризации образования, развитие национального самосознания на материалах природы в процессе обучения, воспитание экологической культуры на основе фольклора и

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ местной литературы - важная социальная, психолого- педагогическая проблема

[3].

Вышесказанное обусловило потребность в: разработке оптимальной национальной политики в России; осознании оптимальных условий для свободного развития всех народов России; формировании единой российской национальной идеи, стимулирующей чувства гражданственности, доверие к миру при сохранении своеобразия этнического самосознания; активизации деятельности системы народного образования по формированию установок толерантного сознания.

Моральная оценка себя, наличие рефлексии заключается в осознании своего внутреннего опыта. Формирование национального самосознания выступает на современном этапе развития этнически диверсифицированного общества как основа и процесс усвоения всего многообразия национальной культуры, в которой подчеркивается ее неповторимая значимость для мировой культуры и мира межэтнических отношений.

Библиографический список

1. Агаев А.Г. Язык в системе национальных ценностей и интересов [Текст] / А.Г. Ага-ев // Духовная культура и этническое самосознание наций. - М., 1990. - Вып. 1. - С. 12-38.

2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения [Текст] / А.В. Авксентьев, В. А. Авксентьев. - Ставрополь, 1993. - С. 200.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., 1997.

4. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция [Текст] / Т.П. Григорьева. - М., 1979. - С. 19.

5. Дробижева, Л. М. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. [Текст] / Л. М. Дробижева. - М., 1994.

6. Колле В.Ж. Философские проблемы теории и практики национальных отношений [Текст] / В.Ж. Колле // Вопросы философии. - 1988. - №9. - С. 40.

7. Педагогика толерантности [Текст] : учебное пособие / Г. В. Палаткина, Л. В. Янки-на, Р. Х. Кузнецова, Е. А. Лукьяненко, Д. С. Батарчук. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - 221 с.

8. Синкевич, З. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк) [Текст] / З. В. Синкевич. - М., 1966.

9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология [Текст]: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. -4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008.- 368 с.

10. Тюнников, Ю. С. Национальное самосознание : сущность и принципы формирования [Текст] / Ю. С. Тюнников, Г. Ф. Хасанова, Ф. Ф. Харисов. - Казань, 1994.

11. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание [Текст] / Ф.С. Эфенди-ев. - Нальчик, 1999. - С. 304.

Bibliography

1. Agayev, A.G. Language in the System of National Values and Interests [Text] / AG. Agayev / Spiritual Culture and Ethnic Identity of Nations. - M., 1990. - Vol. 1. - P. 12-38.

2. Avksentiev, A.V., Avksentiev V.A. Ethnic Problems of Contemporary Culture and International Communication [Text] / A.V. Avksentiev, V.A. Avksentiev. - Stavropol, 1993. - P. 200.

3. Andreeva, G.M. Social Psychology [Text] / GM. Andreeva. - M., 1997.

4. Grigorieva, T.P. Japanese Artistic Tradition [Text] / T.P. Grigoriev. - M., 1979. - P. 19.

5. Collet, V.J. Philosophical Problems of the Theory and Practice of Ethnic Relations [Text] V.J.Collet / / Problems of Philosophy. - 1988. - № 9. - P. 40.

6. Drobizheva, L.M. National Identity and Nationalism in the Russian Federation in the Early 90's [Text] / L.M. Drobizheva. - M., 1994.

7. Efendiev, F.S. Ethnic Culture and National Identity [Text] / F.S. Efendiev. - Nalchik, 1999. - P. 304.

8. Pedagogy of Tolerance [Text]: Study Guide / G.V. Palatkina, L. Yankina, R. H. Kuznetsova, E.A. Lukiyanenko, D.S. Batarchuk. - Astrakhan: «Astrakhan University» Publishing House, 2008. - 221 p.

9. Sinkevich, Z.V. Russian National Consciousness (Sociological Essay) [Text] / Z.V. Sinke-vich. - M., 1966.

10. Stefanenko, T.G. Ethnopsychology [Text]: Textbook for Higher Schools / T.G. Stefanenko. - 4th Ed. Erv. And Enl. - M.: Aspekt Press, 2008 . - 368 p.

11. Tyunnikov, Yu. S. National Consciousness: The Essence and Principles of the Formation [Text] / S. Tyunnikov, G.F. Khasanov, F.F. Kharisov. - Kazan, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.